Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал.

Горшкова Валентина Ивановна

Предлагаю теоретический материал для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Информационная обработка текста, в первую очередь, связана с определением смысла текста и определением главной информации, которая в нем содержится.

        Тексты могут быть различны по содержанию. Многие содержат не только основную, но и дополнительную информацию и даже скрытую. Понять текст — это значит увидеть логику его построения, определить связи между частями текста, проанализировать содержание и суметь выделить главную информацию.
Главная иформация:

содержит центральную, главную мысль текста и не содержит переферийные;

точно передает основную мысль исходного текста;

не содержит фактических ошибок;

не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

2. Средства связи предложений в тексте

В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать  сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.

Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.

Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена.  Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.

 

Совет

Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз  — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.

6. Морфологические нормы (образование форм слова)

Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

                                                                                                                                                                                  Трудные случаи образования форм имён существительных                                                                            1. Именительный падеж множественного числа

- а, - я

- ы, -и

борт - борта

вексель - векселя

вензель – вензеля

ворох – вороха

директор – директора

доктор - доктора

инспектор – инспектора

катер – катера

китель – кителя

колокол - колокола

кузов – кузова

кучер - кучера

купол – купола

окорок – окорока

округ – округа

ордер – ордера

отпуск - отпуска

паспорт – паспорта

повар - повара

погреб – погреба

профессор – профессора

сорт - сорта

сторож –сторожа

тенор – тенора

тополь - тополя

фельдшер – фельдшера

флюгер – флюгера

хутор - хутора

штабель – штабеля

штемпель – штемпеля

шулер – шулера

якорь - якоря

бухгалтер –бухгАлтеры

вектор - векторы

ветер - ветры

возраст - вОзрасты

выбор - выборы

выговор - выговоры

грифель – грИфели

грунт – грУнты

джемпер - джемперы

диспетчер – диспЕтчеры

договор – договОры

драйвер – дрАйверы

инженер – инженЕры

конструктор – констрУкторы

контейнер - контейнеры

крем - кремы

лектор – лЕкторы

лифт – лИфты

офицер - офицеры

плейер – плЕйеры

полис - полисы

порт – пОрты

почерк - почерки

приговор – приговОры

принтер – прИнтеры

прожектор – прожЕкторы

редактор – редАкторы

ректор – ректоры

свитер – свИтеры

сектор – секторы

склад – склАды

слесарь – слЕсари

торт – тОрты

тренер – тренеры

шофёр - шофёры

 штаб – штабЫ

штурман – штурманы

2. В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:

- а, - я

- ы, -и

адресА (новосёлов)

векА (средние)

годА (мои)

колЕна (трубы)

корпусА (заводские)

кренделЯ (выводить ногами)

мехА (соболиные)

мужьЯ ( и жёны)

образА (святых)

орденА ( и медали)

пропускА (временные)

Адресы (поздравительные)

вЕки (вечные)

гОды (войны)

колЕни (больные)

кОрпусы (часов)

крЕндели (вкусные)

мехИ (кузнечные)

мужИ (учёные)

Образы (литературные)

Ордены (монашеские)

прОпуски (занятий)

3. Родительный падеж множественного числа

-ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:

(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений: (эскадрон)

гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный мир:

абрикосов, ананасов, апельсинов,

баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

яблок

Единицы измерения:

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

-ей

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

богинь, погонь, тихонь, яблонь;

басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

барышень, боярышень, деревень, кухонь

Следует запомнитьсолнце – солнц.

4. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

-ов

-ей

Нулевое

вЫборов, дебАтов,джИнсов,

зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,

чИпсов

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

5. Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

6. Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

 

Имя прилагательное

1. Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:  Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).

Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

2. Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).

Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

 

Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

3. Употребление собирательных числительных: 

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);

- с существительными дети, людиа также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);

- с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах),

 а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Местоимение 

Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.

Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

 

Глагол

 1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.


Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.


Правильно:
 не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).


Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).


Правильно:
 поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.

Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

 Причастие     

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).


Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

 

Деепричастие        

                                                                                                       

 Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).

Правильносмотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).


Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).


Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Предлагаются ровно 10 ошибок:

- ошибка в построении предложения с причастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с косвенной речью;
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- ошибка в построении предложения с однородными членами;
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 
- ошибка в употреблении имени числительного;
-ошибка в построении сложного предложения;
-нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Эти 10 типов ошибок теперь комбинируются в любых сочетаниях, и в задании нужно найти примеры 5 разных типов ошибок. За каждый верный ответ вы получите 1 балл, так что за выполнение задания можно получить от 0 до 5 первичных баллов.

Как решать?
1. Внимательно прочитать 9 предложений второго столбика и выбрать те 4, в которых нет ошибок.
2. Соотнести оставшиеся 5 предложений с указанными в первом столбике ошибками. Обратите внимание на то, что одна и та же ошибка может называться по-разному. 
Например, 
Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Очевидно, это предложение без ошибки выглядело бы так: Струи фонтана, которые искрились на солнце и БИЛИ, казалось, в самое небо, освежали воздух.


В придаточной части этого предложения допущена ошибка: однородными сказуемыми оказались глагол и причастие. 
Что это: ошибка в построении сложного предложения, ошибка в построении предложения с причастным оборотом или ошибка в построении предложения с однородными членами? Смотрите, какой из этих вариантов есть в первом столбике и не "занят" другими примерами. Скорее всего, в этом задании найдется более очевидное предложение с неправильно образованным причастным оборотом
("Приготовленные оладьи мамой были восхитительны") и с неправильно построенным сложным предложением ("Меня спросили, что нужно ли готовиться к контрольной").
Итак, выбираем вариант "ошибка в построении предложения с однородными членами". 

Вспомним типы ошибок.

1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, то есть походит одновременно на глагол и на прилагательное (играющий мальчик = мальчик, который играет). 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами:


а) Смешение действительных и страдательных причастий.
Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б) Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.
Из книг и фильмов мы узнаём о тех ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в) Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.
 Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г) Нагромождение причастных конструкций.
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Стандартные ошибки с причастиями:
а) Во дворе скучает мячик, забытого ребенком. (
мячик какой? забытЫЙ)
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом. Алгоритм: ищете определяемое слово, задаете от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе - это окончание причастия (не забывайте, что О и Ы в окончаниях часто равнозначны).
б)
Приготовленные блины бабушкой были вкусными. (что за такие блины бабушкой? здесь причастный оборот оказался не на месте: Блины, приготовленные бабушкой... - так правильно)
в) не бывает причастий будущего времени, причастий с частицей бы и причастных оборотов, которые присоединяются к предложению с местоимениями ТАКАЯ, ТАКОЙ, ТОТ, ТА, ТЕ:
Грушницкий один из тех людей, не имеющих своего мнения.

2) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие - это особая форма глагола,  которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие – значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие (ищите сказуемое). Подлежащее должно соотноситься и с основным, и с  добавочным действием (один «деятель» совершает два действия).

Основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов:

а) Ошибка: Глядя в окно, у меня слетела шляпа.

Основное действие совершает шляпа (слетела шляпа). Добавочное действие совершает другой «деятель» (я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные «деятели».

Правильно: Когда я глядел в окно, с меня слетела шляпа.

б) Ошибка: Выйдя во двор, мне стало холодно.

Это безличное предложение, в нем не может быть подлежащего, нет «деятеля».  В данном безличном предложении деепричастный оборот не употребляется.

Правильно: Когда я вышел во двор, мне стало холодно.

в) В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом (= неопределённой формой): Собираясь в лес за грибами, необходимо взять с собой компас. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («взять» и «собираясь») один и тот же «деятель» («вы собираетесь» и «вы берёте»).

г) Заблудившись в лесу, мальчик был найден.

Данное предложение – страдательная конструкция. В лесу заблудился мальчик. Искать его будут другие люди.

Правильно: Мальчика, заблудившегося в лесу, нашли.

Алгоритм выполнения задания:

1) Выделите грамматическую основу предложения.

2) Найдите деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

3) Если в предложении нет подлежащего (предложение безличное), попытайтесь восстановить его по сказуемому.

4) Соотнесите подлежащее с деепричастием.

5) Тот вариант, где подлежащее («деятель») выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

 

3) ошибка в построении предложения с косвенной речью

а) Использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица допустимо только при передаче прямой речи. Ошибка: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильно: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

б) одновременное употребление союза ЧТО и частицы ЛИ в придаточной части СПП недопустимо. Ошибка: Я не заметил, что находится ли он в комнате. 

Правильно: Я не заметил, находится ли он в комнате.

 

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлог ПО (= после)  употребляется с предложным падежом: по приезде в Москву, по окончании спектакля, по истечении срока, по завершении учебного года; по окончании мероприятия; по прибытии в город.

Предлог ВО ИЗБЕЖАНИЕ употребляется с родительным падежом: во избежание неприятностей.

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО, НАВСТРЕЧУ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?): согласно (чему?) приказу; вопреки (чему?) мнению;  благодаря вашему совету; пошёл навстречу (кому?) брату.

Предлоги ПУТЁМ, ПО МЕРЕ, ПО ЧАСТИ, С ПОМОЩЬЮ, ПО СЛУЧАЮ, ПОД ВИДОМ, ВРОДЕ, В ВИДЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО ЛИНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ употребляются  с родительным падежом (кого? чего?): за исключением (кого?) пятиклассников.

Запомнить:

оплатить проезд, заплатить за проезд

одеть - кого? что? (одеть брата);

надеть – НА кого-то (надеть пиджак, ботинки, маску);

уверенность (в чём?) в победе;

вера (во что?) в победу.

5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Стандартная ошибка, которая демонстрирует нарушение этого правила, выглядит так: "те, кто учили плохо, всё забыл". Правильно - ТЕ, кто учил плохо, всё ЗАБЫЛ". ТЕ - местоимение множественного числа, и глагол должен стоять в форме соответствующего числа. Иначе получаем ошибку в согласовании подлежащего и сказуемого. 

6) ошибка в построении предложения с однородными членами

а) Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Мне нравится музыка и играть в футбол".

б) Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением".

в) Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный".

г) Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба".

д) Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах".

е) Нарушения в области однородных сказуемых:
- использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "
Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца"; 
- нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "
Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход"; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат"; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная".

ё) Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка".

7) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, картина и др.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться. ПРИМЕР: В пьесе Островского "Гроза" разоблачается темное царство - родовое слово "пьеса", приложение остается в именительном падеже. В "Грозе" Островского разоблачается темное царство - родовое слово отсутствует, следовательно название меняет падеж.

8) ошибка в употреблении имени числительного

а) Несклонение или неполное склонение сложных и составных  числительных  является нарушением литературной нормы. «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

б) Ошибки в выборе падежной  формы  составного  числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет  форму  именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

в) В составном порядковом  числительном склоняется только последнее слово. Ошибка: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»).

г) Не рекомендуется использование собирательных  числительных в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике. Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

д) Числительные  «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.) должны употребляться в соответствии с родом существительного. Ошибка: «Конфликт препятствует развитию обоих стран» (правильно: «... обеих стран» ).

9) ошибка в построении сложного предложения

Ошибки в построении сложносочинённых предложений
а) Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.
 Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б) Употребление противительного союза вместо соединительного.
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в) Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
а) Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
б) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в) Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г) Отсутствие в главном предложении указательного слова.
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д) Пропуск части составного союза.
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е) Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж) Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.
Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з) Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и) Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

10) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
За этой сложной формулировкой скрывается простое правило: однородные глаголы должны быть в форме одного времени (настоящего, прошедшего или будущего) и вида (совершенного или несовершенного). Иначе возникает ошибка. Например:
Статья показывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

8. Правописание корней

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

- проверяемыми,

- непроверяемыми,

- чередующимися.

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай  правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания  требуется  уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Проверяемые безударные гласные в корне:

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: коза´, козёл — ко´зы

Лесн`ик (лес); рек`а (р`еки); объедин`ение (ед`иный); развев`ается флаг (в`еять); развив`аться физически (разв`итие); спеш`ить в школу (сп`ешка); спиш`ите пример (сп`ишем); разред`ить воздух (р`едко); разряд`ить снаряд (разр`яд); продрож`ать под дождем (дрожь); раздраж`ать (др`азнит); воображ`ать много (обр`азчик)

 Непроверяемые безударные гласные в корне: 

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить

оба´ка, камо´рка 

Список слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

абсолютный, авангард, авангардный, авантюра, агиткампания (от слова кампания в значении «действие»), агроном, академия, акварельный, альманах, аномалия, апелляция, апельсиновый, аплодировать

багровый, баллон, берлога, беседующий, беспрецедентный

вакансия, вакцина, вариант, великий, великолепный, винегрет, вестибюль, ветеран, виртуоз, витраж, восхищение, выразительный

гектар, гениальность, гениальный, гербарий, гимназист, гипноз, гипотеза, горизонт, горячий, государственный, громадный

декларация, диагноз, динамичный, директор, дирижировать, документ, дорогие, дорожный, досконально

желать, железнодорожный

завтрашний, заинтересовать

игнорировать, иждивенец, интерес, информационный, информация, инцидент

кавычки, календарь, карьера, карьерист, количество, колыхать, комбинация, комментарий, коммерсант, коммуникабельный, компаньон, компенсация, компетентный, компонент, компромисс, конституция, континент, копошится, коридор, корифей, коричневый, корова, корректный, корректор, коррекция, крестьянин, критерий

В значении «организованное действие» употребляется слово кампания.

В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово компания.

лазурь, лелеять, лиловый, лингвистический, лотерея

магистраль, мандариновый, меридиан, метафора, метеорология, механика, механизатор, миниатюра, минимальный, молоко, мотив

наваждение, наречие, неохотно

обоняние, озабоченный, окаймлять, околдовать, определить, оригинальный, орнамент, ошеломлённый

палисадник, панорама, папоротник, пейзаж, полировать, поразительный, поролон, посещать, предварительный, президент, преодоление, претензия, привилегия, приоритетный, прогреметь, продемонстрировать, процедура

раздражаться, реальный, регион, режим, ремесленный, рецензия, реставрировать, решить

семинар, сериал, симпатия, система, ситуация, собака, собеседование, совесть, сражаться, стереотип, стипендия, суверенитет

торжественный, торопливый, традиционный

удовлетворительно, удостоен, удостоить, уничтожать, утрамбовать

фамилия, фигурировать, филармония, филология, философия, фрагментарный, фразеологизм

характер, характеризовать, характеристика, хореографический

церемония

человек

шедевр

эквивалентный, экспозиция, эксперимент, элемент, этикетка

Чередующиеся гласные в корне

Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. 


а) Чередование гласных в корнях 
бер//бирпер//пирмер//миржег//жигтер//тирдер//дир, чет//читблест//блистстел//стил:  стереть-стирать

Если  в слове с корнями: -бер-//-бир--пер-//-пир--жег-//-жиг--мер-//-мир--тер-//-тир--дер-//-дир--чет-//-чит-- блест-//-блист--стел-//-стил-

есть суффикс апиши в корне иубиратьблистать,
нет суффикса
 а, пиши е: берётблестеть

 

Б)Чередование гласных в корнях кос//кас:  коснуться — касаться

Если  в слове есть суффикс апиши в корне акасатьсякасание

нет суффикса апиши о: коснутьсяприкосновение

 

в) Чередование гласных в корнях мок//маквымок — макать

 Если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши 
а: макать.

 

Г) Чередование гласных в корнях ровн//равнвыровнять —уравнять

 Если в словах с корнями  -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогузаровнять ямки,
«равенство», пиши 
а:  уравнять в правахравносторонний.

 

Д) Чередование гласных в корнях гор//гартвор//тварклон//кланблин подгоре´л

 Если корни -гар-//-гор--твар-//-твор--клан-//-клон-

без ударения, пиши о:  гори´тклони´лсятвори´ть,
под ударением, пиши, как слышишь: 
зага´ркла´нятьсятво´рчествотва´рь.
Исключение: при´гарь

 

е) Чередование гласных в корнях зор//зарзаря´

 Если корни -зар-//-зор-

без ударения,  пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением,  пиши, как слышишь: зо´ри.
Исключение: зорева´ть

ж) Чередование гласных в корнях плов//плавпоплаво´к– пловцы´  (искл.) 

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: 
пла´ватьпла´ваниезаплы´в.
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

 

з) Чередование гласных в корнях рос//раст//ращлаг//ложскак//скочвыросло  растениеслагаемое — сложениескакать — выскочка

В корне  раст- -  - рос- безударная а пишется перед ст и щ. 

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый) и их производные: росточек, ростовщичий и отрасль.

И) Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар — гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением — а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения):вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

2. зар — зор. На месте безударного гласного пишется азаря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением — а ио, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить илииграть зорю).


21. Функционально-смысловые типы речи

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности. 

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги. 

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения. 

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

 

22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

Для выполнения  задания 22 необходимо понимать значение терминов:

          прямое — переносное значение слова,

синоним,

антоним,

контекстные синонимы, контекстные антонимы,

фразеологизм

Прямое — переносное значение слова

Значение слова может быть прямым и переносным. Сравним:

Малыш бросился к матери.

(Прямое значение)

Мне сразу бросилось в глаза, что он болен.

(Переносное значение)

Различают два основных типа переноса наименования: метафора и метонимия.

Метафора – перенос наименования по сходству. Сходство – это связь объектов в сознании  людей. Примеры метафор: дождь стучит, часы спешат, туча дел, золотая осень.

Метонимия – перенос наименования по смежности. Смежность – это реальная связь объектов.  Примеры метонимий:  класс писал диктант, читать Пушкина, выпить целый кувшин. Частный случай метонимии – синекдоха, при которой наблюдается смежность части и целого. Примеры: номер в отеле, лучшая ракетка  мира, он у нас голова.

Отношения между словами на основе их значения. Синонимы и антонимы

Все вместе слова образуют словарь языка или лексику языка. Для лексики характерны системные отношения: синонимия, антонимия, омонимия, паронимия.

Дело в том, что слова находятся в различных смысловых отношениях между собой. Значения слов могут быть сходными, близкими, тождественными, а могут быть прямо противоположными. Есть слова, которые пишут и произносят одинаково, но при этом это разные слова, а не одно и то же, потому что значения их совершенно различны. А есть слова с похожим значением, но разным употреблением, сочетаемостью, компонентами значения и формой. Если человек не понимает природы взаимоотношений между словами, он допускает ошибки в словоупотреблении, то есть использует слова неправильно. Для задания 22 нужно уметь определять синонимы и антонимы.

Синонимия – сходство, частичное или полное совпадение значений разных слов. 

Синонимы – это разные слова одной части речи, имеющие сходное значение. Примеры: врач - доктор, бегемот - гиппопотам, помидоры - томаты.

У одного слова может быть несколько синонимов. Они составляют синонимический ряд, к примеру:

хороший, прекрасный, чудесный, замечательный, великолепный (день).

У синонимов могут не совпадать оттенки смысла, стиль, сочетаемость с другими словами, сфера употребления.

У многих устаревших слов есть синонимы в современном языке: шея – выя, палец – перст, глаз – око.

Слово может быть синонимом фразеологизма: бездельничать, лодырничать — бить баклуши, умереть – отдать богу душу.

Антонимия – противоположность соотносимых значений.

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Именно противоположное, а не разное. Слов с разными значениями великое множество, но антонимами они не являются. Помните, как Незнайка, взявшись сочинять стихи, придумал «рифму»: палка – селёдка. Вам было смешно, потому что эти слова не рифма. И не антонимы. Это просто разные слова. А примеры антонимов такие: горячий – холодный, дорогой – дешёвый, уйти – прийти.  

Антонимические отношения наиболее характерны для качественных прилагательных и наречий: горячий – холодный, быстро - медленно, вверх – вниз. Широко встречается антонимия и у глаголов: открыть – закрыть, смеяться – плакать, засыпать – просыпаться, а также у предлогов:  перед – за, под – над, к – от: перед домом – за домом, под домом – над домом, к дому – от дома. 

Выражению антонимических отношений в русском языке помогает развитая система приставок. С их помощью создаются однокоренные антонимы, например: красивый – некрасивый, войти-выйти, приехать – уехать.

Существительным с конкретным значением, именам собственным, числительным, большинству местоимений антонимичные отношения несвойственны.

Помни: отношения синонимии и антонимии — это системные отношения, они характерны для лексической системы языка в целом. Однако в контекстах возможно использование  в роли синонимов или антонимов таких слов, которые ими обычно не являются. Значит, отношения синонимии либо антонимии могут возникать и в контекстах. Например, слова манный и гречневый не являются антонимами либо синонимами, но в контексте, приведённом для примера, они выступают в качестве антонимов:

– Ты какую кашу будешь?

– Манную даже не предлагай. Ты же знаешь, что я люблю гречневую. 

Фразеологизмы

В русском, как и во многих языках мира, есть интересное явление.

Подумайте, что означают выражения: лезть в бутылку, битый час, как с гуся вода, быть не в своей тарелке, куда глаза глядят, зарубить на носу. Важно, что смысл изречения не складывается из значений входящих в них слов. Такие выражения носят устойчивый характер. Они используются как готовые штампы, как слово: одно сочетание — одно понятие. Такие устойчивые лексические сочетания называются фразеологизмами.

С разных точек зрения фразеологизм близок к слову.

У фразеологизмов, как и у слов, есть прямое соответствие значения звуковой оболочке. Поскольку это устойчивое сочетание, то обычно слова в них не меняют местами и не пропускают. От этого фразеологизм можно разрушить. Поскольку сочетание слов выступает как один сигнал, то так сигнал он узнаётся всеми людьми, говорящими на данном языке.

23. Средства связи предложений в тексте

 Перечислим основные языковые средства связи частей текста:

Лексические средства связи

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) Однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному - первый признак талантливости. 

2) Синонимы

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы  

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи

1) Местоимения:

  1. Личные: ятыононаономывыони.
  2. Возвратноесебя.
  3. Притяжательныемойтвойегоеёнашваших и свой
  4. Указательные: этоттоттакойтаковстолько, а также устар.:эдакий (этакий)сейоный.
  5. Определительные: весьвсякийкаждыйлюбойдругойинойсамыйсам, а также устар.: всяческийвсяк.
  6. Вопросительныекточтокакойкаковкоторыйчейсколько.
  7. Относительныекточтокакойкаковкоторыйчейсколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок некое- и  суффиксов -то-либо-нибудьнектонечтонесколькокое-ктокое-чтокто-либочто-нибудькакой-тосколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никтонекогоничтонечегоникакойничей.

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 

Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои

4) местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

5) союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. /  Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону. 

6) частицы (бы, да, пусть, пускай, давай, ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за, как, даже, ведь и др.)

Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины.

7) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

Во-первых, необходимо выучить теорию. Во-вторых, срочно выполнять тестовые задания. Только тогда можно успешно подготовиться в ЕГЭ.

8) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций:

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами.  (все глаголы употреблены в форме прошедшего времени)

9) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

А) Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

Б) Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную.  По математике.

10) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений: а) Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

 Б) Молодым - везде у нас дорога. Старикам – везде у нас  почёт.

11. Порядок слов (прямой - обратный).                                                                                                     Чтобы доказать свою правотуя вернусь. Вернусь я, объясню, и ты поймёшь, что я был прав.

24. Языковые средства речевой выразительности

Задание 24 воспринимается многими выпускниками 11 класса как одно из самых трудных. На самом деле это не так. Здесь важен подход. 

Но давайте по порядку.


В демоверсии задание В8 выглядит так:

http://1.bp.blogspot.com/-N1e5mz4SJiw/UGQUIJTuQrI/AAAAAAAACSY/cC8tQWLRluI/s1600/;;.bmp


Это единственное задание (не считая сочинения), за которое выпускник может получить максимум 4 балла!
Надо только правильно расставить все цифры. Но как это сделать?

Шаг 1
Внимательно прочитайте рецензию (то, что выделено жирным шрифтом). 
Обратите внимание на такие слова, как ТРОП, ЛЕКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, СИНТАКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, т.к. они являются подсказкой, которой грех не воспользоваться.

Итак, как вы уже догадались, все языковые средства, о которых идёт речь в задании, можно разделить на 3 группы:
1. тропы,
2. лексические средства,
3. синтаксические средства.

Рассмотрим, какие конкретно языковые средства входят в каждую группу.
Пусть  вас не пугает объём теоретического материала, уверена, вам знакомы эти понятия. Необходимо только систематизировать знания по этой теме.

ТРОПЫ:

ТРОПЫ - это обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.


ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: 

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. 

Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).
Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность. 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. 

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень» может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

Значение: создание комического эффекта.

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.
Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

ПЕРИФРАЗА или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.


ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.  
Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.
Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств. 

3. АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный. 

Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста. 

4. ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

5. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь. 

Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления. 

5. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. 

Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика);  окно - свободное время между уроками в речи учителя.  

Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

7. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой  социальной или возрастной средой. Например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

8. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.

Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.

9.ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

10. АРХАИЗМЫ - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.

Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

11. ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.

Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

12.НЕОЛОГИЗМЫ - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет. 

Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

13. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского). 

Значение: источник пополнения словаря.

14. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

Особенности:

а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.

г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть.

Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

15. ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

16. НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

17. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

18. ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА – слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

Значение: средство речевой характеристики героев.

19. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).
Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.

20. ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.
Значение: служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

21. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.
Значение: придают речи яркость и выразительность.

22. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.
Значение: как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

23. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.
Значение: использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

http://1.bp.blogspot.com/-yEbaIGHil6M/UGRA22khfmI/AAAAAAAACSo/mLVfak5__fA/s1600/cb.bmp

http://2.bp.blogspot.com/-5a8g4erF_3k/UGRBgXjup4I/AAAAAAAACSw/qbghsP90HY0/s1600/cc.bmp

http://4.bp.blogspot.com/-x1vpQf7GY8U/UGRPxHUFlbI/AAAAAAAACTA/rcFhfKdhEso/s1600/cn.bmp

http://2.bp.blogspot.com/-6VonRfMcrcM/UGRQiyE4tpI/AAAAAAAACTI/Ou5huT3Tzt4/s1600/cv.bmp

Добавила бы в таблицу ещё одно синтаксическое средство.
Риторическое обращение - условное обращение к кому-либо в рамках монолога. Это обращение не открывает диалога и не требует ответа. В действительности это утверждение в форме обращения. Так, вместо того, чтобы сказать «Мой город изуродован» писатель может сказать: «Мой город! Как тебя изуродовали!» 
Это делает утверждение более эмоциональным и личным.


Синтаксические средства можно разделить на 2 группы:
1. связанные с повторами

повтор, 

анафора, 

эпифора, 

стык, 

многосоюзие, 

бессоюзие, 

синтаксический параллелизм, 

градация

2. не связанные с повторами

риторический вопрос,

риторическое восклицание,

риторическое обращение,

парцелляция,

инверсия,

перифраз, эллипс

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Оксюморон – прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. В результате оба понятия отчасти теряют смысл, и образуется новое значение. Особенность оксюморона в том, что он всегда провоцирует смыслопорождение: читатель, столкнувшись с вопиюще невозможной фразой, начнет «достраивать» смыслы. Писатели и поэты часто пользуются этим приемом, позволяющим сказать о чем-то кратко и емко. В ряде случаев оксюморон бросается в глаза («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. Бондарева), в других он может быть менее заметен, обнаруживает себя при более вдумчивом прочтении («Мертвые души» Н. В. Гоголя – ведь у души нет смерти, «мертвая зелень ветвей» у пушкинского анчара –  ведь зеленая листва у дерева знак жизни, а не смерти). 

2. Катахреза – нарочито алогичное высказывание, имеющее выразительный смысл. «Да она же рыба!  И руки-то у нее какие-то белые, рыбьи». Ясно, что у рыбы рук быть не может, метафора построена на катахрезе.

3. Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика отношений Ленского и Онегина:

Они сошлись. Волна и камень, 

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.



Шаг 2 

Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их: 

тропы отметьте буквой "Т", 

лексические средства - "Л", 

синтаксические средства - "С".

Вот что у нас получилось (список терминов):

1. анафора - С
2. метафора - Т
3. гипербола - Т
4. профессиональная лексика - Л
5. парцелляция - С
6. лексический повтор - С
7. противопоставление - С
8. эпитеты - Т
9. контекстные синонимы - Л

Таким образом, область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.

В задании сказано, что первые 3 средства - тропы. 
В списке их 3: метафора, гипербола, эпитеты. 
Нам осталось только расположить их в нужном порядке.

Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры. 

Сопоставляем определения с примерами. 

Расставляем цифры в нужном порядке: 2,8,3.
Осталось определить последнее языковое средство. К какой группе оно относится, не указано. Поэтому исключаем из списка только тропы, т.к. повтора цифр не должно быть.