Аттестация

Азоркина Татьяна Павловна

Публичное представление педгогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя родного языка и литературы,

Азоркиной Татьяны Павловны

  Тема инновационного педагогического опыта:

                                               

Подготовка к олимпиадам по родному языку и литературе как одна из форм активации познавательной самостоятельности обучаемых.

Актуальность и перспективность опыта.

      Учителями – предметниками  МБОУ «Лобаскинская средняя школа» работающее по проблеме «Повышение качества знаний и уровня воспитанности учащихся через использование активных форм и методов обучения и воспитания»  большое внимание уделяется по подготовке учащихся к районным предметным олимпиадам. Изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка, имеющего склонность к определенному предмету. Так, для учащихся, проявивших склонность  к тому или иному предмету, составлен график занятий во внеурочное время, утвержденный директором школы.

      Предметные олимпиады позволяют школьникам, да и учителям тоже, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования и педагогической практики.

      Целью внеурочной деятельности является углубленное изучение предметов, выявление одаренных детей, подготовка их к предметным олимпиадам и конкурсам. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает участие школьников в предметных олимпиадах.

     В последние годы  сокращение   количества  учебных часов, выделяемых на  изучение родного языка и литературы  при почти полном сохранении подлежащих изучению объёмов материала, привело к усилению теоретического аспекта школьного курса родного языка. Поэтому считаю проблему поиска путей повышения познавательной активности обучающихся   актуальной.

Олимпиады по родному языку и литературе  школьников является своеобразным соревнованием учащихся. Они  прививают любовь к родному языку, краю, хорошо развивают логику, цепкую память,  находчивость и настойчивость и самое главное - огромное трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

       Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам.  В настоящее время роль предметных олимпиад возросла.

Мои ученики, как Юлия Гущина , Алякина Елена защищают честь своей школы,
создают ситуацию успеха, поднимают интерес учащихся к изучению предмета.  Они  имеют дипломы победителя,  призера и  участника, сертификаты  для школьного портфолио,  которые могут послужить лишними «баллами» для участия в районном конкурсе «Ученик Года-2019» и при поступлении в ВУЗ.

Условия формирования ведущей идеи опыта,  условия возникновения, становления опыта

     На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации, а также требования к выпускникам образовательных школ.

Основной целью при подготовке к олимпиадам является  - теоретическое обоснование и разработка методических подходов к подготовке учащихся 6-11 классов к участию в  олимпиадах по родному языку и литературе.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ современного состояния олимпиадного движения, а также теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме.

2. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 5-11 классов при участии в  олимпиадах по родному языку и литературе.

3. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 5-11 классов к олимпиадам по родному языку и литературе.

4. Разработать методические подходы к обучению решению нестандартных задач

5. Разработать организационные формы и методы проведения олимпиад по данным предметам  для учащихся 5-11 классов школе.

Теоретическая база опыта

      Олимпиада школьников по родному языку и литературе имеет достаточно интересную  историю. Работая с 2011 года школа и я , в том числе имеем такие результаты.

Учебный год

Предмет

Результат

2011-2012

Родной язык

1 место

2012-2013

Родная литература

2 место

Литература

2 место

2013-2014

Родной язык

2 место

Русский язык

1 место

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

        Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но, на мой взгляд, подготовка детей к участию в олимпиаде будет складываться из нескольких этапов:

1этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
проявляющих интерес к предмету и желающих участвовать в олимпиаде

        Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению этих предметов  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний).                                                                                                                                       На этом этапе должна сработать проницательность и профессиональная интуиция учителя. Учитель должен суметь заметить неординарно мыслящих детей именно в области своего предмета. Ведь эти дети порой в силу своей скромности могут и не проявлять активности.

По   причине малокомплектности школ  большого количества детей на данном этапе быть не может. Таких детей начинаю выявлять с 6 класса в ходе  работы на уроках.   В итоге  уже к 9-му классу имею резерв из 1-2   учащихся, способных защищать честь школы   на муниципальном и региональном этапах олимпиады.    

2 этап. Подготовка участников олимпиад (теоретический этап)
     Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

        Основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа .  

       Подготовка к олимпиадам по предмету выстраиваю в двух формах обучения. Первая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном общеобразовательном классе школы на уроке  в виде дифференцированного обучения, когда предлагаю задания повышенной сложности учащимся проявляющим интерес к родному языку и литературе.  Вторая форма построена на основе индивидуального обучения учащихся во внеучебное время.  
     Подготовка к муниципальному этапу проводится по следующему алгоритму: на занятиях учащимся предлагаю методические рекомендации по решению тестовых заданий различного типа, продолжаю работу по углублению и обобщению знаний по предмету с учетом специфики локальных особенностей республики, т.к в олимпиадных задания предусмотрены вопросы учитывающие региональные особенности Мордовии.

     При подготовке к олимпиадам придерживаюсь не только принципа индивидуального подхода, а так же принципы максимальной самостоятельности т.к. самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями  в процессе работы с литературой.  

 

3 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движениея и их результативность.
       На этом этапе предлагаю ученикам принять участие в различных очных и заочных  олимпиадах и творческих конкурсах требующих не только глубоких знаний по предмету, но и креативного мышления.
   Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя.

Анализ результативности

       В нашей школе много талантливых учеников, которые  принимают участие  и становятся победителями и призёрами различных очно –заочных  олимпиад  муниципального, регионального и российского уровней. Мне хочется перечислить только  те олимпиады, где именно участвуют мои дети, и, где они занимают также призовые места.

Абросимова Юлия

Учебный год

Предмет

Результат

2011-2012

Родной язык

Призер

Родная литература

Призер

2012-2013

Родной язык

Призер

Родная литература

Призер

Гущина Юлия

Учебный год

Предмет

Результат

2016-2017

Родной язык

Призер

Родная литература

Призер

2017-2018

Родной язык

Призер

Родная литература

Призер

Творческая секция (Родная литература)

Победитель

Победы в предметных олимпиадах - особая гордость школы  и личное достижение ученика и учителя.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

       Не всегда одному учителю по силам  подготовить учащихся к выступлению на региональных олимпиадах, т.к. практическая часть требует не только теоретических знаний, но и умения выполнять практические задания. Для этого в нашей школе используем подготовку парами, т.е. 2-3 учителя готовят ученика к олимпиадам.

Адресные рекомендации по использованию данного опыта

       Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на педагогических советах и методических объединениях, участвую  в работе семинаров, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет. 

      Опыт моей работы может быть использован каждым учителем при соответствующих изменениях и педагогическом обосновании содержания обучения.

      Я, учитель родного языка. Вот уже 6 лет  занимаюсь преподаванием своего предмета, учу, знакомлю школьников с его красотой и поэтичностью. Эрзянский язык! Как напевен, красив и прост он в общении и как сложен в обучении. Моя цель – научить своих учеников правильно говорить и грамотно писать на родном языке.                                                                                                         Я – мордовка! (эрзя). И я не стесняюсь этого, а, наоборот, горжусь этим. Мой родной язык мордовский. Его я слышу с детства и учу в школе. Я  горжусь тем, что из мордовских людей вышло много грамотных, образованных и талантливых разных специалистов. Мне очень обидно, что численность нашей национальности с каждым годом уменьшается. Многие стесняются своего родного языка, и во время последней переписи большинство людей записали себя русскими. Я хочу, чтобы наша нация не вымерла. Ведь наша родная речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума.

Наглядное приложение

     Я всегда переживаю и болею душой за каждого ученика, независимо от того каков его результат в изучении моего предмета. Стараюсь делать обучение для учеников интересным и в максимальной степени плодотворным.
Роль информационных технологий в наше время возросла многократно. Уроки с использованием икт представляют широкие возможности для подготовки детей к жизни в информационном пространстве и ориентированию в потоке разных сведений. Поэтому я стараюсь применять уроки – презентации при изучении творчества писателя, при работе над сочинениями по картине, уроки – викторины, уроки – игры для 5-6 классов по обобщению и закрепления знаний.
     Исходя из опыта работы, считаю, что интерес к изучению родного языка можно сформировать и использованием нетрадиционных видов уроков. Они тоже являются условием успешного выполнения работы учащимися. Поэтому я работаю по  теме «Нетрадиционные формы и методы обучения  по родному языку и литературе». Стараюсь больше проводить уроки – беседы, уроки –экскурсии, уроки -КВНы, уроки – путешествия, уроки-игры, уроки – исследования. В настоящее время большем внимания уделяю проектно – исследовательской деятельности учащихся. Каждый человек должен изучать историю, культуру своей страны, прошлое своей малой родины. Ведь историческая память очень важна для формирования культурного человека. С детьми стараемся красочно оформлять сочинения в альбомы.
Выбор сочинений и творческих заданий являются важным элементом в общей системе работ по мировоззрению учащихся. Они помогают глубже понять окружающую действительность, человека, самого себя. Радует то, что эти выполненные учениками творческие работы тоже приносят свои плоды. Дети охотно пишут свои небольшие рассказы, стихи, сказки и печатаются на страницах районной газеты «Вперед». Ученица 11 класса Гущина Юлия участвовала в Межрегиональной олимпиаде по литературе в творческой секции, её работы печатаются на страницах республиканского детского журнала «Чилисема».
На своих уроках я всегда использую много материала со страниц журналов «Сятко » и «Чилисема». В моей работе эти издания являются путеводителями и верными спутниками. 
Сейчас материал по родному языку везде можно найти и успешно использовать. Наверное, только учителю нужно во всём проявлять творчество.