КОНКУРСЫ

Азоркина Татьяна Павловна

УЧИТЕЛЬ ГОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syoks_peverdi_syrnen_lopat.doc26 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc92 КБ
Office presentation icon master_klass.ppt517.5 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка                      Азоркиной Т.П.

Сёксь певерди сырнень лопат,

Эль прядови таштамков…

Тиринь келень тонавтыця

Вешнемс косто? Молемс ков?

Човонь ёзы школань прявтось –

Косо истятне улить,

Конат вечксызь тиринь келест.

Стакачиде а пелить?

Вере Паз тенек пек лездась –

Истямонть миненек мусь.

Эсь тевензэ сон вечкиця.

Мелезэнекак пек тусь!

Ёвтатано – шабра велень…

Мазый, шумбра, пек превей…

Кода эсь келензэ вечки!

Панжадо, валдо седей!

Уроконзо сонзэ ёвкскеть –

Эрьвась эйстэдест -  покшчи!

Тиринь келентень вечкема

Эйкакшонь оймес чачи.

Неть эйкакштне монень содавсть…

Сынь монень – менельсэ чись!

Эрзянь эйкакшт – тонавтницят,

Сюкпря шнамо валонк кис!

Мон а истяк тыненк понгинь –

Ундокстнэ монь Ламбаськень…

Авам те велесэнть чачозь.

Тостонь покштям – сырькаем…

Эйкакшпингестэ сеетьстэ

Ульнекшнинь мон тынк пеле.

Сестэ уш вечкевсь Ламбаськесь,

Эрзянь, мазый покш велесь…

Ну а чачинь Трокс кужосо,

Тосо жо школа прядынь

Ицялонь педучилищав

Седее мейле пачкодинь.

Ниле иеть ливтязь – ливтясть,

Важодеме молемс ков?

Кемтядо – арась, мон понгинь

Минек буень ЮННАТОВ.

«Природа и фантазия»

Кужинень кеме прявт

А ней оште эрзянть келенть

Школасонок  тонавтан.

Вечкса эрзянь тиринь велем

Цековонь морыне – келем.

Сехте пек вечкан мон эйкакшт,

Сынст тонавтомc– вейке мелем.

Ней жо чады монь уцяскам –

Неян цитниця сельменк!

Парсте содамс тиринь келенть –

Вейкине, ванса, меленк!



Предварительный просмотр:

Урок гражданственности и мужества.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация;

Ход урока.

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.                    Б.Шоу

                 

1. Вступление. Слово учителя.
        
Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)
        Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, армяне, русские, мордва .. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.  Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества «Толерантность – путь к миру!».

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран..
        
Наша Мордовия является частью Российской Федерации. В этом году мы отмечет 1000 летие единения мордовского народа с народами России
        
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями.

(Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый, основоположник современной космонавтики -  из поляков…

Степа́н Дми́триевич Э́рьзя — российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева. - эрзя по национальности.
        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории не русского происхождения?

2. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.
        
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
         Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
         
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

Правила толерантного общения:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

6. Тестирование
        
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком

Ты разговариваешь с ним.

Ты говоришь, что все мальчики- нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

         

. Игра.
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

7. Обобщение.
 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой  семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.


Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут сч
астливо жить дети и никогда не будет войны.

9. Итог урока 

 - Ребята, скажите, как вы поняли слово толерантность.

Толерантность – это …..

 (Лучики солнца)

        Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке.  “Солнечный круг”.
        
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эрзянь келень урок

Слайд 2

Тиринь келень тонавтнеме Покш мель минь путтано, Покштянь-бабань паро койтнень Ванстомо бажатано!

Слайд 3

Цятонь масторов молемась

Слайд 4

Путовкстнэ: - кемекстамс цятонь коряс тонавтнезенть, маштомс сонзэ тевс нолдамо; - сюпалгавтомс тонавтницятнень арсемаст ды кельвалост; - кастомс вечкема эрзянь келентень ды пертьпелксэнтень.

Слайд 5

« Т е ш т и н е » « С я т к и н е » Меревксэнек : «Цитнетяно ёроксчисэ –изнятано содамочисэ» Меревксэнек: «Содасынек - мусынек, ёвтасынек - ловсынек»

Слайд 6

Тонавтнемань Тевснолдамонь Ёрокчинь Кельвалонь кастомань Кужотне

Слайд 7

Уледе шумбрат! Сюкпря уроконть кисэ! Вастомазонок!