Конкурсное задание "Методический семинар" (Объяснительная записка)

Лисицына Ирина Валерьевна

Конкурсное задание "Методический семинар" (Объяснительная записка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx168.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему:

«Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность при обучении географии»

И.В. Лисицына, учитель географии высшей категории МБОУ Пильнинская  

СОШ № 2 им. А. С. Пушкина

“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”.  

(В.А. Сухомлинский)

Необходимость использования исследовательского метода в учебной практике.

    Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы. В школе работаю уже больше 20 лет. Сменилось несколько поколений учеников. Я думаю, что многие коллеги с «солидным» стажем работы меня поддержат – сегодня ученик стал совершенно другим. Ему уже не интересно сидеть на одном месте и получать готовую информацию, ему хочется творить и проверять все опытным путем. Поэтому, фундаментом современного образования является системно-деятельностный подход – обучение через деятельность с творческой активностью и высокой долей самостоятельности в добывании знаний, информации и умении презентовать ее.

    В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

    Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

    Вместе с этим наблюдается общий спад познавательной активности среди учащихся на уроках географии. Это можно объяснить уменьшением часов, отводимых на изучение географии,  невостребованностью профессий, связанных с этим предметом на рынке труда и, как следствие, учащиеся не выбирают предмет в качестве итоговой аттестации. Поэтому передо мной встала проблема: как заинтересовать учащихся предметом, раскрыть их творческий потенциал, научить их универсальным учебным действиям, которые пригодятся им в повседневной жизни. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность. В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

   Для поддержания интереса к изучению географии у детей я считаю необходимым использование в практике преподавания развивающих технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческих способностей через организацию на уроках проблемных ситуаций, требующих от учеников креативного мышления, поиска решения, проведения небольшого исследования в рамках определенной темы, раздела. Для этого я специально подбираю и систематизирую учебный материал, адаптирую его содержание к способностям каждого ученика, использую схемные и знаковые модели учебного материала. Особое внимание уделяю самостоятельным и практическим работам (работа с географической картой, наглядными пособиями, статистическим материалом, дополнительной литературой), выполнение которых способствует более осознанному овладению учащимися знаниями, умениями и навыками. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Развитию опыта способствовали разработки «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2013 года», где одной из целью преобразования российской системы образования было провозглашено формирование ключевых компетентностей как освоение учащимися различных способов деятельности: овладение новыми технологиями, умение адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентация в гигантских информационных потоках, а одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей выбрана проектно-исследовательская деятельность.

Сущностные характеристики опыта

Основная идея моей педагогической деятельности на данном этапе - содействие реализации образа выпускника школы, которая предполагает выработку навыков исследовательской работы: умение выделять противоречия, проблему, формировать рабочую гипотезу, составлять алгоритм работы, формулировать её цели и задачи, определять теоретическую и практическую актуальность проблемы, умение грамотно излагать материал перед аудиторией, то есть  формирование будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями. Опыт готовит школьников к проектной деятельности в жизни.

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в повышении познавательной активности и учебной мотивации в развитии креативности мышления и формирования исследовательской культуры на уроках географии и во внеклассной работе посредством использования технологии развивающего обучения, которая позволяет повысить уровень развития общих (познавательных) способностей одаренных детей и получить возможность самореализоваться в учебно-познавательной деятельности.

Новизна опыта состоит в сочетании определённых методов и приёмов, которые позволяют выявить и создать оптимальные условия для развития учащихся, креативности их мышления и формирования исследовательской культуры; использование разработанной системы преподавания, основанной на комбинировании элементов известных методик с технологией учебно-исследовательской деятельности; планирование учебного процесса с учетом развития мотивации через диагностику способностей детей, организацию индивидуально-групповых занятий с учащимися;, стимулирование к участию в предметных олимпиадах.  В процессе обучения средствами предмета решаются задачи соотнесения развивающих целей обучения географии с компонентами индивидуальных способностей учащихся и их креативным мышлением.

Идея изменений в моей профессиональной практике связана с внедрением в образовательный процесс новых технологий и гуманистической образовательной среды. Педагогическая поддержка ученика, выраженная установкой на успех и создание условий, способствующих развитию коммуникативных качеств личности. Воспитание любви к Родине, формирование гражданской позиции, через огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Источник изменений связан с общими противоречиями общества:

- потребностью общества в выявлении и развитии учащихся в процессе обучения в школе и неразработанностью в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- необходимостью развития креативности мышления и формирования исследовательской культуры в образовательном процессе и ограниченностью ее развития в рамках традиционного обучения в школе.

Условия реализации изменений  - непрерывное повышение профессионального мастерства учителя. Переосмысление организации учебного процесса с позиций стимулирования активности учащихся на уроках: отбор наиболее продуктивных форм и методов организации учебного процесса с целью активизации деятельности учащихся. Развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса, для обучающихся возможность выбора дальнейшего жизненного пути.

Результат изменений.  Использование исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности позволило:

-создать среду обучения, воспитывающую, развивающую, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности:

-побуждать к самостоятельному поиску и решению проблемных задач;

-повысить качество знаний учащихся по предмету.

Разработана программа кружка «Юный краевед» для учащихся 5-8 классов (34 часа). А также:

- контрольно-измерительные материалы: «Творческие задания для оценки и контроля знаний на уроках географии»;

- программа воспитательной деятельности.

Целью моей работы является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  2. учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Использование исследовательской деятельности на уроках географии и во внеклассной работе.

     С чего начинается исследование? С удивления…

    Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

  Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                                                                                                                                            На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь некоторыми соображениями по созданию исследовательских работ.

    Познавательную деятельность учащихся организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение элементов исследовательского метода обучения-постановка и решение проблемных вопросов, поиск и отбор нужной информации, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно - практические конференции, учебные проекты.

Применяя исследовательский метод обучения, у обучающихся развиваются  навыки исследовательской деятельности и формируется  положительная мотивация к урокам географии.

 К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По многим темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с интернет-ресурсами.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий:

  • Уроки - практикумы
  • Уроки с применением интерактивных технологий
  • Урок – деловая игра
  • Урок - семинары
  • Урок – путешествие

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы:

  • Мультимедийная презентация (чаще всего на уроках);
  • Сочинение-эссе;
  • Слайд-шоу;
  • Фотоальбом;
  • Письменный отчёт;
  • Серия иллюстраций;
  • Мультимедийная публикация;
  • Рекламный проспект;
  • Дневник-путешествие;
  • Картограмма;
  • Заочная экскурсия;
  • Коллекция;
  • Таблица;
  • Схема; 

  По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:

  • Мини-работы, рассчитанные на один урок.
  • Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
  • Недельные.
  • Среднесрочные – продолжительностью в один триместр.
  • Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

Среднесрочные и долгосрочные учащиеся выполняют во внеурочное время, на кружке. В этом году ученики  5 класса заняли  первое и третье место в областном конкурсе с проектами по энергосбережению и первое место в районе с исследовательской работой по геологическому памятнику.

Этапы исследовательской работы.

  • Подготовительный.
  • Планирование.
  • Исследование.
  • Оформление результатов исследования.
  • Предоставление отчёта.
  • Самоанализ.

     В своей работе я постоянно использую компьютерные технологии, которые позволяют сделать учебный процесс более эффективным; дают возможность учащимся самостоятельно изучать предметный материал, создают условия для творческого самовыражения учащихся и учителя. Мультимедийная презентация или слайд-шоу позволяет отказаться от остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока. Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет большое поле деятельности для творчества.

    Одно из достоинств исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:

  • повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельные решения;
  • поверить в свои силы.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объёма работы учителя;
  • существование риска неудачного выполнения работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки;
  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Поэтому учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

  • Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
  • Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
  • Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  • Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме

    В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

     Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе. Работа должна быть адресована всему классу. Часто делю класс на группы. Что объединяет все группы? Одна проблема. Дети в группах работают с  увлечением:  кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но  их деятельность направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Такая групповая  работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи ,что, безусловно, повышает познавательную активность школьников. 

    В старших классах учащиеся используют для своих исследований не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д. Способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического мышления.

     Очень важным моментом является вопрос оценивания. Использование метода исследовательской деятельности требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний. Поэтому оцениваться должен не только итоговый отчёт, но качество всей проделанной работы в целом. 

     Творческие проекты, исследовательские работы разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, но уже с применением новых технологий, которые я включаю в образовательный процесс при изучении географии. Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и, возможно, занимать призовые места.

Показатели оценки результативности реализации моего педагогического опыта являются:

1.Качество знаний по предмету

Качество знаний по предмету                     Количество участников олимпиад и

                               исследовательских работ

C:\Users\MC\Desktop\паор.jpg

2.Творческая активность учащихся

  • Победители и призеры олимпиад школьного и муниципального уровней.
  • Победители школьной научно-практической конференции НОУ «Академия стремлений».
  • Победители и призеры интернет-олимпиады «Инфоурок».
  • Победитель во Всероссийской интернет-викторине «Столицы мира».
  • Участники Международного интернет-проекта «Мосты Дружбы»
  • Победители и призеры интернет-олимпиады «Мега-талант»
  • Победители и призеры областного конкурса исследовательских проектов по энергосбережению «Маловаттов».
  • Победитель муниципального этапа конкурса «Мое отечество»

3.Моя активная жизненная позиция.

  • Выступления на школьных заседаниях МО и педагогических советах:

Тема: «Особенности преподавания географии в коррекционном классе»

Тема: «Эффективность использования ИКТ в преподавании географии».

Тема: «Технология личностно-ориентированного обучения».

Тема: «Использование исследовательского метода в изучении географии на уроках и внеурочное время».

  • Выступления на районных заседаниях МО учителей географии.

Тема: «ЭОР и ЦОР на уроках географии. Интерактивные карты».

Тема: «Практические работы в курсе географии».

Тема: «УМК по географии».

  • Публикация «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся» в сборнике докладов учителей творческой группы, иллюстрирующих инновационный опыт учителя.
  • Участник творческой группы экспериментальной площадки «Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации» на базе МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина.

Показатели результативности от реализации моего педагогического опыта:

  • Повысилась познавательная активность учащихся, что выражается в улучшении качества знаний, участии в конкурсах, написании проектов и исследовательских работ областного уровня.
  • Наличие призеров и победителей областных конкурсов проектных и исследовательских работ среди учащихся.
  • 1 место в районном конкурсе  «Лучший урок»
  • Наличие программы по краеведению для кружка.
  • Обладатель губернаторского гранда ПНП «Образование».

     Традиционные технологии, апробированные годами, позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Для современного учителя этого мало. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся. Пути решения этой задач я вижу в применении новых педагогических технологий и методов, т.к. это - одно из продуктивных направлений развития образования. Изучая, литературу и передовой педагогический опыт я искала технологии и методы, которые могли бы позволить педагогу ориентироваться на интересы, способности и возможности каждого ученика. Из множества методов описанных в современной педагогике я остановилась на исследовательской деятельности. Этот метод дает возможность мне перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.