Экологическое воспитание дошкольников

Тишкина Людмила Павловна

Межрегиональная научно - методическая конференция "Педагог - исследователь". Исследовательская работа с детьми младшей разновозрастной группы "Чудо - вода".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»

Выступление

по проведению  исследовательской работы:

«Чудо - вода»

с детьми разновозрастной группы (2 – 4 года)

Тишкина Людмила Павловна - воспитатель

2018 год

№ слайда

Текст выступления

1

Здравствуйте. Я воспитатель детского сада №17 «Огонёк» Тишкина Людмила Павловна. Тема моего познавательно-исследовательского проекта «Чудо-вода».

2

Я считаю, что выбранная нами тема актуальна, так как одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

3

Исходя из этого, разработаны цели и задачи исследования.

Цель: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и её значением в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи вы можете увидеть на экране.

Работа над проектом проводилась воспитателями в течение трёх месяцев вместе с детьми 2 – 4 лет  и их родителями.

4

Исследовательскую работу мы начали со знакомства детей с водой: рассматривали её, пили, нюхали. Провели опыты. Чтобы убедиться, что вода прозрачная: мы брали два стаканчика, один с чистой водой, другой - с  окрашенной. В оба стаканчика положили ложечки и определили, в  каком из них она видна, а в каком нет? Почему? Вместе с детьми пришли к выводу, что вода прозрачная. В дальнейшем дети этот опыт проводили самостоятельно.  

Предложила  детям попробовать воду и определить: есть ли у неё вкус? Рассказала,  что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

Предлагала детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Дети убедились, что запаха нет. Так, мы определили, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса.

5

Во время умывания читала потешку «Водичка, водичка…», обращала внимание детей на то, что вода может быть тёплая, холодная. Также определили с детьми, что вода жидкая и не имеет формы, она льётся, течёт. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, поэтому её называют жидкостью.

6

В группе мы посадили лук и наблюдали за ним, проводили беседы, что нужно для того, чтобы он рос. Дети поливали лук, во время полива обращали внимание на то, что вода впитывается. Также мы это свойство воды с детьми наблюдали при уходе за комнатными растениями, на прогулке. Весной, совместно с родителями, мы разработали грядку, посадили лук и свёклу. Дети всё лето наблюдали за ростом растений, помогали их поливать. Беседовала с детьми, что может случиться, если растения не поливать. Вместе с детьми сделали вывод: вода нужна всем растениям, если мы не будем поливать их, то они погибнут.

7

Во время прогулки обращали внимание на то, что после дождя оставались большие лужи, но они быстро исчезали. В группе мы провели эксперимент с водой - впитывание воды в губку.

8

Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети наблюдали за трудом младшего воспитателя: как Юлия Сергеевна моет посуду. По ходу наблюдения детям задавались вопросы: Что делает Юлия Сергеевна? Чем моет посуду? Какая вода? Что делает вода?

Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашим замечательным поваром. Она рассказала о своём труде и первом помощнике - воде. Дети понаблюдали, как из кастрюли поднимается пар.  Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, посмотрели, как крутится барабан в стиральной машине, стирается бельё, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья. 

9

Провели дидактические игры «Купание куклы Кати», «Постираем бельё для куклы», где закрепили  умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». Свои знания дети закрепляли в сюжетно – ролевых играх «Приготовим обед для куклы», «Купание куклы». Вместе с детьми сделали вывод: вода нужна человеку, чтобы мыться, для мытья посуды, стирки белья, для приготовления еды. 

10

Игры с водой – одно из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребёнка! В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познаёт её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Дети очень любят играть с водой, они с удовольствием играли в воде бумажными корабликами, дули, чтобы кораблик плыл быстрее. Наблюдали с детьми, как он плавает, пока не намокнет бумага, а потом он тонет.  Детям очень понравилась игра с водой «Маленький рыбак». Ребята из таза с водой вылавливали мелкие предметы – «рыбки» ложкой - «удочкой». Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер.

11

Детям очень понравился эксперимент с водой «Тонет – не тонет». В воду мы опускали пёрышко, дерево, пенопласт. Ребята сделали вывод, что лёгкие предметы не тонут, а металлические, тяжёлые, тонут. В игре старалась помочь выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет», «плавает», «водичка чистая», «тёплая».  

12

Следующим шагом по ознакомлению со свойствами воды, это дать детям представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой. Под воздействием тепла, вода превращается из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот. Для этого мы провели эксперимент. Дала детям замороженные кубики льда, предложила понаблюдать. Разрешила подержать их в руках, дети обнаружили, что ладошки стали мокрые – лёд тает. Вместе с детьми сделали вывод, что вода замерзает при низкой температуре и лёд тает в тёплом помещении. Об этом очень хорошо рассказано в русской народной сказке «Заюшкина избушка».

13

На занятии я провела беседу о том, кому нужна вода. Рассказала, что следует купаться, умываться, вода необходима животным, птицам, рыбам, растениям и,  конечно, людям. Мы рассматривали иллюстрации с изображением купания в водоёмах, бассейне, ванне, под душем. Дети с большим интересом рассказывали, как они купались в пруду, на море, в бассейне.                        

Были проведены беседы: «Что такое аквариум». Дети рассмотрели рыбок в аквариуме, покормили их. Рассказала детям, как важна для рыб вода, без неё они погибнут. В беседе «Берегите воду» рассказала о значимости воды в жизни людей. Мы тоже можем беречь воду – не бросать мусор в речку, закрывать кран.

Во время бесед дети с большим интересом слушали  аудиозаписи «Звуки природы»: «Журчание ручейка», «Шум реки».                                                                                                          

14

После наблюдения за дождём, дети рисовали дождик, играли в игру «Солнышко и дождик».

15

Читала детям потешки: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; стихотворения А. Барто «Кораблик», «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковского «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронковой «Снег идёт», словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

16

Заключением нашей работы было проведение  «Праздника мыльных пузырей». Дети получили радостное настроение от праздника, их переполняли положительные эмоции.        

Большая работа была проведена и с родителями воспитанников.    Им было предложено, показать в домашних условиях,  для чего нужна вода: для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, для мытья в ванной.          

17

Родители рассказали, что после наших опытов, дети стали сами проводить эксперименты в ванной. Родители нам помогли изготовить макет аквариума.

18

Результаты проведённых экспериментов меня очень порадовали: у малышей  появился  интерес к экологическим знаниям, дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно - исследовательской деятельности; самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов.

Вместе с детьми пришли к выводу:  без воды нельзя выжить,  вода – это источник жизни, и всё живое на земле пьёт воду. Воду надо беречь.                                            

И как было приятно видеть искреннюю  радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий,  вызывающих у малышей  чувство удовлетворения от проделанной работы!

19

Спасибо за внимание.