Система подготовки к ЕГЭ

Пилипенко Наталья Викторовна

Задания и рекомендации для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_1.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon poznanie_2.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon s5-s6.doc39.5 КБ
Office presentation icon s5-s8.ppt86 КБ
Microsoft Office document icon c7.doc37 КБ
Microsoft Office document icon c8.doc29 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_s9.ppt1.02 МБ
Microsoft Office document icon vysshie_organy_vlasti_rfshema_-_pustaya.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon vysshie_organy_vlasti_rfshema.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon kodifikator_vse_temy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. И абсолютная, и относительная истина

а) содержит объективное знание о предмете

б) добывается только научным путем

в) никогда не может быть опровергнута

г) является исчерпывающим знанием о предмете

2. Чувственное познание в отличие от рационального

а) создает наглядный образ предмета б) использует логические выводы

в) обогащает наши знания о мире г) дает субъективное знание о предмете

3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов

Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

4. Отрицают возможность познания истины

а) идеалисты б) рационалисты в) агностики г) эмпирики

5. Научное познание действительности происходит на уровнях

а) теоретическом и практическом в) абстрактном и рациональном

б) чувственном и эмпирическом г) теоретическом и эмпирическом

6. Верны ли следующие суждения об особенностях обыденного познания?

А. Особенностью обыденного познания является использование метода наблюдений

Б. Обыденное познание опирается на обобщение повседневного опыта

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

7.Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?

а) описание научных фактов б) проведение наблюдений

в) описание экспериментальных данных г) выдвижение гипотезы

8. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

а) житейского б) интуитивного в) научного г) «паранаучного»

9. И чувственное, и рациональное познание нацелено на

а) теоретическое осмысление действительности

б) приобретение истинных знаний об окружающем мире

в) опровержение существующих научных теорий

г) восприятие окружающего мира

10. Верны ли следующие суждения о паранауке?

А. Паранаука стремится к ясности, однозначности, рецептурности.

Б. Паранаука иногда способствует выдвижению новых научных проблем.

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

11. Какой из перечисленных примеров относится к научному познанию?

а) примета: «Лягушку видеть – плохая погода» б) поэта Гомера «Илиада»

в) теория антропогенеза г) мудрость: «В цвету трава – косить пора»

12. Верны ли следующие суждения о представлении?

А. Представление является самой простой формой чувственного познания.

Б. Представление – это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, в котором совершается элементарное обобщение с выделением некоторых существенных признаков.

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

13.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется

а) относительной истиной б) объективной истиной

в) абсолютной истиной   г) объективной идеей

14. Определение: «Систематизированное знание, получившее практическое подтверждение и логическое обоснование» относится к понятию

а) гипотеза б) проблема в) теория г) факт

15. Объективная истина – это знание, которое:

а) достоверно и не зависит от мнений и пристрастий людей;      

б) нацелено на практический результат;                

в) разделяет большинство людей;                                      

г) раскрывает смысл жизни.

16. Вывод: «Семь раз отмерь, один - отрежь» - является результатом:

а) паранаучного знания                б) обобщения жизненного опыта

в) художественного вымысла      г) абстрактных моделей.

17. Что в большей мере приближается к критерию истины:

а) признается большинством людей;  

б) подтверждается практикой;

в) соответствует условному соглашению между людьми;

г) соответствует мнению авторитетных людей.

18. Верны ли следующие суждения?

А. Сознание управляет нашими контактами с внешним миром

Б. Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

19. Рациональное познание в отличие от чувственного:

а) осуществляется в разных формах

б) раскрывает сущность предметов и явлений

в) формирует знание о предмете

г) направлено на установление истины

20. Верны ли следующие суждения?

А. В структуру познания входят цель, средства, результат

Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

21. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию.

1. использование понятий

2. логическое выведение умозаключений

3. экспериментальное подтверждение результатов

4. открытость рациональной критике любого положения

5. опора на данные опыта чувственного познания

22. Установите соответствие.

ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) теоретическое обобщение фактов

1) житейское

Б) обогащение повседневного опыта

2) научное

В) образность и  стремление оригинальность отражения объективной реальности

3) художественное

Г) к достоверному, обоснованному знанию        

23. Вставьте пропущенное слово:

«Знания являются результатом …. деятельности человека, общества в целом».

24. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

25. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Многие считают, что истина проста.  (2)Истина, по мнению некоторых, вовсе не существует.  (3)Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности. (4) Истина – это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Факты чаще всего накапливаются в результате   _______________(1). Это позволяет человеку установить основные свойства __________(2). В ходе __________(3) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т.п. полученные _________(4) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне ______________(5), используя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются____________(6): «идеальный газ», «абсолютное твердое тело».

А. знание   Б. субъект    В. Понятие

Г.наука    Д. суждение   Е. описание

Ж. наблюдение   З. объект   И. эксперимент

27. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания».

Наблюдение; классификация; абстрагирование; гипотеза; дедукция.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «методы научного познания»

28. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «теория».

Принцип; закон; методология; мнение; понятие.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «теория»



Предварительный просмотр:

Вариант 2

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной

а) содержит объективное знание о предмете

б) всегда опирается на здравый смысл

в) может быть со временем опровергнута

г) является результатом чувственного и рационального познания

2. Решающую роль в познании отводили мышлению

а) эмпирики б) рационалисты в) агностики г) идеалисты

3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

4. Агностики отрицают

а) рациональное познание б) возможность обрести истину

в) чувственное познание г) реальный мир

5. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

а) опирается на здравый смысл б) использует понятия и суждения

в) создается в результате познавательной деятельности

г) соответствует предмету познания

6. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

а) ощущение, восприятие, представление

б) понятие, представление, умозаключение

в) понятие, суждение, умозаключение

г) представление, суждение, ощущение

7. Познание в отличие от общения:

а) является проявлением человеческой активности

б) допускает использование речи

в) способствует развитию личности

г) может быть индивидуальным

8. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это:

а) интуитивная догадка б) экспериментально подтвержденный факт

в) художественный образ г) научная гипотеза

9.Процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений, называется

а) индукцией б) синтезом в) обобщением г) дедукцией

10.Специфике эмпирического уровня научного познания не соответствует

а) наблюдение за предметами, явлениями

б) проведение экспериментов в реальных условиях

в) описание наблюдений и результатов научного эксперимента

г) выдвижение гипотезы

11. Верны ли следующие суждения о представлении как форме познания?

А. Представление стоит на границе между чувственным и рациональным познанием.

Б. В представлении индивидуальные признаки опускаются, исключаются из образа.

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

12. Предпосылкой перехода к рациональному отражению действительности является

а) ощущение б) понятие в) восприятие г) представление

13. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истиной, либо ложной, называется

а) умозаключением б) понятием в) суждением г) гипотеза

14. Красное, твердое, сладкое и т.д. является примерами

а) понятия  б) представления в) восприятия г) ощущения

15. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:

а) непосредственное восприятие предмета; б) систематизация информации;

в) классификация полученных данных;      г) формирования понятий.

16. Что является отличительным признаком познавательной деятельности:

а) наличие субъекта и объекта деятельности;

б) нацеленность на обретение нового знания;

в) отбор средств в соответствии с поставленной целью;

г) опора на повседневный опыт.

17. Главная задача эмпирического познания:

а) выявление законов, управляющих существованием и развитием предметов и явлений действительности

б) наблюдение и протоколирование происходящего

в) установление объективных истин

г) установление фактов

18. Рациональное познание в отличие от чувственного:

а) обновляет знания об окружающем мире

б) формирует наглядный образ предмета

в) осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений

г) использует логические умозаключения

19. Какое из приведенных ниже утверждений является научным:

а) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями

б) жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент рождения

в) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству

г) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами

20. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира

Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов

а) верно только А б) верно только Б

в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

21. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания.

1. понятие     2. суждение    

3. наблюдение   4. ощущение   5. восприятие

22. Установите соответствие:

1) Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2) Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3) Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4) Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5) Информация, соответствующая действительному положению вещей

23. Вставьте пропущенное слово:

«Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».

24. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание».

Закономерность; примета; объективность; синтез; исследование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «научное познание».

25. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)  По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию.  (2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части.  (3) Считаем, что наука как главный инструмент  оказалась бессильной удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека. (4)  В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если представление – это __________(1) предмета, то понятие – это ____________________(2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно ____________(3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т.е. в виде __________(4), которые можно вывести на основе __________(5), так и опосредованным путем – с помощью ____________(6)».

А. концепция  Б. мысль  В. ощущение

Г.умозаключение  Д. эксперимент  Е. наблюдение

Ж. проблема  З. образ  И. суждение

27. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рациональное познания».

Обобщенность; непосредственность; абстрактность; опосредованность; отражение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «рациональное познание»

28. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «практика».

Научный эксперимент; труд; революция; гипотеза; война.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «практика»



Предварительный просмотр:

С5.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения одно и видах мировоззрения, второе о функциях мировоззрения.

С5.2. | Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «народная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно- формы народной культуры, второе – особенности народной культуры.

С5.3.| Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно – функции образования, второе- тенденции развития образования в нашей стране

С5.4.Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «фирма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно – виды фирм, второе – функции фирмы.

С5.5. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «экономический рост»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно - виды экономического роста, второе – характеристика одного из видов экономического роста.

С5.6.  Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно о видах спроса, второе о факторах, влияющих на спрос.

С5.7.| Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно – виды политического режима, второе, признаки тоталитарного режима.

С5.8.   Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно – функции политических партий, второе о классификации политических партий по характеру их целей.

С5.9 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно о видах глобальных проблем, второе о характеристике одного из видов

С5.10. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «Безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно – о видах безработицы, второе о последствиях безработицы для экономики.

1. C 6 . Назовите три особенности современной экономики и проиллюстрируйте каждую примером.

2. C 6 . Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

3. C 6 . Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

4. C 6 . Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства.

5. C 6 . Назовите любые три основания расторжения трудового договора и проиллюстрируйте примером каждое из них.

6. C 6 . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две особенности предпринимательской деятельности.

7. C 6 . С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.

8. C 6 . Укажите три любых категории дел, рассматриваемых в гражданском судопроизводстве, и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

9. C 6 . Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте каждую названную особенность.

10. C 6 . Назовите любые три принципа избирательного права в РФ и раскройте сущность каждого из них.

11. C 6 . В статье 7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами, как в Российской Федерации реализуется данное положение.

12. C 6 . Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

13. C 6 . С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае

14. C 6 . Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

15. C 6 . Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граждан РФ.

16. C 6 . Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества и проиллюстрируйте примером каждую из них.

17. C 6 . Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

18. C 6 . Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

19. C 6 . Укажите любые три источника финансирования бизнеса, каждый из которых проиллюстрировав примером.

20. C 6 . Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.

21. C 6 . Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

22. C 6 . Приведите три примера, отражающие различные источники финансирования бизнеса.

23. C 6 . Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

24. C 6 . Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.

25. C 6 . С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С5. Задание на перечисление признаков и на применение основных понятий

Слайд 2

С5.1. Какой смысл вкладывают в понятие «налоги» Составьте 2 предложения: одно должно содержать информацию о функциях налогов, второе – об особенностях косвенных налогов Приступаем к выполнению задания. Шаг первый: определяем тематическую принадлежность задания — это поможет чётче формулировать свои мысли. Понятие «налоги» изучалось в разделе «экономика». Шаг второй: вспоминаем определение: «Налоги — обязательные платежи с физических и юридических лиц в пользу государства». Шаг третий: все понятия из курса обществознания выполняют определенные функции. Вспоминаем и записываем: — фискальная; — распределительная; — стимулирующая; — культурно-воспитательная - учетная Шаг четвёртый: В задании указанны виды налогов. Указываем в черновике 2 вида налогов: прямые и косвенные. Указываем в чем отличие одних от других. На основании этих отличий прописываем особенности косвенных налогов. «Они включены в цену товара»

Слайд 3

Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно читаем вопрос и определяем его тематическую принадлежность. 2. Предложенное задание выполняем «пошагово», как это было показано в нашем примере. 3. Чётко отвечаем на поставленный вопрос: — если в задании содержится требование составить два предложения, то необходимо составить два предложения, не считая данного определения; — если требуется назвать три характеристики, а в определении их представлено больше, достаточно выбрать три характеристики. 4. Записываем ответ. Все записи в бланках ЕГЭ делаем разборчиво.

Слайд 4

Сб. Задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах. Высокий уровень

Слайд 5

Задание С6 ставит целью выявить умение выпускников раскрывать и конкретизировать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. В вариантах заданий ЕГЭ чаще всего встречаются три модели заданий этой группы: 1. Назовите свойства (признаки, значение и т.д.) социального объекта, явления или процесса и раскройте их с помощью примеров. 2. Проиллюстрируйте примерами ... свойства (признаки, связи, значение) объекта... 3. Подтвердите (или опровергните) с помощью примеров следующее суждение...

Слайд 6

При выполнении заданий, предполагающих раскрытие теоретических положений на примерах, важно понимать, чем пример отличается от аргумента. Пример — это не абстрактное рассуждение, скорее, это факт социальной действительности. Факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) в обычном смысле — синоним понятий «событие», «результат», знание, достоверность которых доказана или очевидна. Попытаемся выделить основные виды фактов (примеров), которые можно использовать для конкретизации теоретических положений социально-экономических и гуманитарных наук: — исторические факты; — факты современной жизни (лента новостей ТВ, СМИ); — примеры из художественной (классической) литературы, произведений изобразительного искусства, кино, музыки и др.; — высказывания философов, мыслителей, религиозных деятелей (это факты!); — факты из личного опыта социальных взаимодействий; — сконструированная выпускником типичная модель социальной ситуации

Слайд 7

Нужно помнить о корректности примеров. Они должны соответствовать моральным нормам общества и правовым нормам Конституции РФ. Следует избегать излишней конкретизации, которая может содержать ошибки и неточности. Очень важно показать связь примера с обозначенным в условии теоретическим положением (сущностью, признаками объекта, связями объекта, значением объекта и др.). Требуется не только привести корректный пример, но и внятный, грамотный комментарий, поясняющий связь примера с требованием задания. Ещё один совет. Важно показать умение мыслить системно, сжато излагать свои мысли. Поэтому целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа: 1-й признак объекта ... Пример ... 2-й признак объекта ... Пример ... Разработчики ЕГЭ советуют помнить, что типичной ошибкой выпускников является не очень внимательное прочтение задания, поэтому часто выпускник описывает всё, что ему известно о проблеме. Неструктурированный ответ создаёт иллюзию выполненного задания, но часто за него выставляетя 0 баллов.

Слайд 8

С6.1. Назовите три любые формы капитала и проиллюстрируйте их с помощью примеров. Приступаем к выполнению задания. Шаг первый: определяем тематическую принадлежность задания. Понятие «капитал» изучалось в разделе «Экономика». Шаг второй: вспоминаем определение: «капитал — имущество (материальные и денежные ресурсы), способное приносить доход». Шаг третий: вспоминаем словосочетания с термином «капитал». Из курса всеобщей истории известно о трёх видах капитала — промышленном, финансовом, торговом (товарном). В современных учебниках по обществознанию можно встретить такие словосочетания, как физический, денежный, социальный, банковский, инвестиционный, ссудный, человеческий капитал и др. Известна классификация А.Смита: основной капитал (недвижимое имущество) и оборотный капитал (движимое имущество).

Слайд 9

Шаг четвёртый: отбираем из вспомнившихся словосочетаний наиболее характерные и даём им определения. Физический капитал — средства производства, машины, станки, оборудование. Финансовый капитал — деньги и ценные бумаги. Человеческий капитал — знания, образование, квалификация, способности, используемые в производстве товаров и услуг. Ссудный капитал — свободные денежные средства, предоставляемые в заём на условиях возвратности и платности, которые приносят доход в виде процентов. Шаг пятый: моделируем ситуации, приводим примеры и записываем ответ: 1. Физический капитал. Пример: предприниматель Н. владеет зданием и компьютерами, которые используются в деятельности его частной фирмы, и получает прибыль. 2. Финансовый (денежный) капитал. Пример: директор АО использует часть прибыли для закупки станков и технологий, необходимых для работы предприятия. 3. Человеческий капитал. Пример: учитель получил высшую квалификационную категорию, подтвердив высокую эффективность своей работы. Задание С6, содержащее вопрос о формах капитала и требование проиллюстрировать каждую форму капитала примером, может быть представлено и по-другому (2-я модель).

Слайд 10

С6.2. Проиллюстрируйте тремя примерами способы использования материального имущества или денежных средств для получения дохода. Приступаем к выполнению задания. Шаг первый: определяем тематическую принадлежность задания. Понятия «доход», «имущество», «деньги» изучались в разделе «Экономика». Шаг второй: размышляем и делаем вывод; имущество и денежные средства, способные приносить доход, становятся капиталом, доходы от использования капитала можно получить в виде процента. Имуществом может быть и земля — фактор производства, доход от которого можно получить в виде ренты. Шаг третий: вспоминаем, какие финансовые институты могут нам помочь получить доход. Это коммерческие или государственные банки, страховые, инвестиционные компании, пенсионные фонды и др. Доход можно получить с помощью покупки акций, облигаций, сдачи собственности в аренду и другими способами. Шаг четвёртый: приводим примеры и записываем ответ: 1. Инженер Н. свою машину (имущество) использует для работы на фирме, за что получает доплату. 2. Сосед М. живёт на даче, а свою квартиру сдаёт в аренду, что приносит ему ежемесячный доход в 10 тыс. рублей. 3. Господин М. свои свободные денежные средства предоставил на два года своему знакомому на условиях возвратности и выплаты 18%.

Слайд 11

С6.3. Подтвердите с помощью примеров справедливость высказывания Ф. Бэкона: «Деньги как навоз, если их не разбрасывать, от них будет мало толка». Приступаем к выполнению задания. Шаг первый: определяем тематическую принадлежность задания. Понятие «деньги» изучалось в разделе «Экономика». Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, форма стоимости всех других товаров. Деньги также являются средством накопления — сохраняют (накапливают) стоимость, обеспечивая владельцам покупательную способность в будущем. Шаг второй: как понять выражение «разбрасывать деньги»? Видимо речь идёт о праве собственника распоряжаться деньгами с целью получения дохода или использовать их для удовлетворения своих потребностей. При рациональном использовании денег они могут стать формой накопления богатства или могут быть обменены на иные блага. Шаг третий: размышляем, что угрожает деньгам, которые используются нерационально (не разбрасываются). Они могут обесцениться в результате инфляции или стать бесполезным «сокровищем», так как не превращаются в другие блага, т.е. не удовлетворяют потребности.

Слайд 12

Шаг четвёртый: вспоминаем, какие финансовые институты помогут нам получить доход (увеличить богатство). Это могут быть коммерческие или государственные банки, страховые, инвестиционные компании, пенсионные фонды и др. Доход можно получить, вложив деньги в акции, облигации, и другими способами. Шаг пятый: приводим примеры и записываем ответ. 1. К.П. мечтал приобрести автомобиль, но в течение года откладывал покупку. Деньги, предназначенные для приобретения автомобиля, пролежали у него на полке. За этот год деньги обесценились, так как цены на автомобили выросли на 20%. От денег, которые «не разбрасывались», а «лежали на полке», получилось «мало толку». 2. Господин М. свои свободные денежные средства предоставил на один год своему знакомому на условиях возвратности и выплаты 15°/». Таким образом, он стал богаче (при условии, что инфляция оказалась ниже 15%). 3. Получив премию, Т.Н. отправился в заветное путешествие в Индию, о котором давно мечтал. Таким образом, он «разбросал» деньги, но в обмен получил много впечатлений, удовлетворил свою потребность в познании мира.

Слайд 13

Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно читаем задание и определяем его тематическую принадлежность (экономика, политика, право, социальные отношения и др.)» Предложенное задание выполняем «пошагово», как это было показано в наших примерах. 3. Формулируем теоретические положения (сущность, признаки, связи, значение объекта и др.), если это требование есть в задании. 4. Определяем оптимальный тип фактического материала, который можно использовать в качестве примеров (исторический факт, моделирование ситуации и др.), отдавая предпочтение фактам современной социальной жизни. 5. Записываем примеры и сверяем их количество с требованием задания. 6. Проверяем, показана ли связь примеров с обозначенным в условии теоретическим положением. Если необходимо, добавляем комментарии или нумеруем и подписываем элементы ответа.

Слайд 14

С7. Задание на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Высокий уровень

Слайд 15

Задание С7 ставит целью выявить умения выпускника применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам, оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. В этом задании оцениваются убедительность приводимых доказательств, умение извлекать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (таблица, диаграмма и др.), систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Каждая познавательная задача имеет определённое условие и вопрос (чаще всего систему вопросов). В вариантах заданий ЕГЭ чаще всего встречаются следующие типичные модели условий задач:

Слайд 16

— Статистические данные в виде текста, таблицы, гистограммы или диаграммы; — Смоделированная социальная ситуация, которая может иметь политический, правовой, экономический, бытовой или иной характер; — Сообщение о реальном социальном факте или явлении; — Проблемное (спорное) высказывание. Можно попытаться также выделить типичные конструкции вопросов и заданий: — Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя... — Сформулируйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его тремя аргументами (доказательствами, обоснованиями и т.п.)... — Сделайте три возможных вывода на основе данных (таблицы, диаграммы и др.). — Объясните взаимосвязь социальных объектов... — Определите социальный объект и назовите его признаки... — Сформулируйте причины изменений социального объекта... — Отвечая на вопрос, сформулируйте три утверждения... — Раскройте содержание высказывания... и др.

Слайд 17

На графике представлены сведения о прожиточном минимуме, средней и минимальной зарплате в стране Z. в 2002—2008 гг. Сделайте два возможных вывода. Сформулируйте и обоснуйте свою оценку сложившейся в стране Z социально-экономической ситуации.

Слайд 18

Приступаем к выполнению задания. Шаг первый: внимательно рассматриваем график. Уясняем значение шкал. По горизонтали даны годы от 2002 до 2008, по вертикали — сумма зарплаты в условных единицах и величина прожиточного минимума. Шаг второй: рассуждаем и делаем заметки на черновике. Линия минимальной зарплаты в стране Z. на протяжении 2002-2008 гг. находится ниже линии прожиточного уровня. Можно сделать вывод, что в стране Z. часть населения имеет зарплату ниже прожиточного уровня, и такая ситуация сохраняется на протяжении 7 лет. Следовательно, в стране Z. есть люди, живущие за чертой бедности, которые не могут обеспечить удовлетворение своих самых элементарных потребностей. Шаг третий: сравниваем линию средней зарплаты и прожиточного минимума. Она находится выше прожиточного уровня, но ненамного. Производим вычисления. В 2002 г. средняя зарплата была выше прожиточного минимума на 200 у.е (1700 - 1500 = 200), в 2005 г. на 300 у.е. (2000 - 1700 = 300), в 2008 г. на 200 у.е. (2300 - 2100 - 200). Можно сделать вывод, что средняя зарплата населения страны Z. выше прожиточного минимума на 200 у.е. Это много или мало? Соотносим полученную сумму 200 у.е с абсолютными значениями средней заработной платы: 1700, 2000, 2300. Это небольшая разница, не в «разы», следовательно, население страны Z. живёт не очень богато и может удовлетворять крайне ограниченный набор потребностей.

Слайд 19

Шаг шестой: записываем ответ. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Выводы: — В стране Z. часть населения имеет зарплату ниже прожиточного уровня, и такая ситуация сохраняется на протяжении 7 лет. Следовательно, в стране Z. есть люди, живущие за чертой бедности, которые не могут обеспечить удовлетворение своих самых элементарных потребностей. — Средняя зарплата населения страны Z. в 2002-2008 гг. была выше прожиточного минимума всего на 200 у.е. (примерно на г/10 часть). Следовательно, в целом население страны Z. живёт не очень богато и может удовлетворять крайне ограниченный набор потребностей. 2. Оценку социально-экономической ситуации: скорее всего, оценка будет негативной. 3. Обоснование: ситуация опасна тем, что, во-первых, создаёт предпосылки для социальных конфликтов, во-вторых, создаёт «порочный круг бедности» и тормозит дальнейшее развитие страны, так как население не имеет возможности тратить достаточное количество денег на удовлетворение духовных потребностей, учёбу, образование, заботу о своём здоровье и т.д.

Слайд 20

Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно читаем задание и запоминаем вопросы, желательно записать их в черновике. 2. Обдумываем условие задачи, извлекаем информацию, содержащуюся в явном и неявном виде. Задание выполняем «пошагово», как это было показано в нашем примере. 3. Выявляем область знаний, из которой следует извлечь недостающие сведения. 4. Формулируем предполагаемый ответ. 5. Проверяем, соответствует ли наш ответ вопросам задания. Если в задаче несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них? 6. Не забываем записать ответ в бланк. Желательно пронумеровать или подписать все компоненты ответа (вывод, оценку, отношение, необходимое количество аргументов или утверждений и т.д.) в соответствии с требованием задания.

Слайд 21

С8- Задания на составление сложного плана развёрнутого ответа

Слайд 22

Задание С8 ставит целью выявить умение выпускника характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. Задание требует составить сложный план по конкретной теме обществоведческого курса в соответствии с пятью содержательными блоками-модулями («Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Особенностью задания является желательность привлечения материала из смежных учебных дисциплин, оперативной информации, получаемой из СМИ, так как проверяется глубина обществоведческих знаний, умение мыслить системно. Пункты и подпункты плана могут быть представлены в виде вопросов или в назывной форме, допустимо сочетание тех и других формулировок (вопросно-назывная форма плана).

Слайд 23

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Глобальные экономические проблемы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Приступаем к выполнению задания. Шаг первый: определяем тематическую принадлежность задания — это поможет чётче выделить содержательные и смысловые части ответа. Глобальные проблемы изучались в разделе «Человек и общество», на занятиях посвященных общественному прогрессу, его противоречивости, угрозам XXI века, которые стали следствием НТР. Экономические проблемы изучались в разделе «Экономика», на занятиях, характеризующих процесс глобализации национальных экономик, предпосылки и следствия экономической глобализации.

Слайд 24

Шаг второй: представим себе, что нам необходимо выступить с сообщением на заданную тему перед аудиторией. С чего мы начнём? С объяснения главных понятий «глобальные проблемы», «глобальные экономические проблемы». Формулируем в черновике варианты первого пункта плана. Он может звучать так: «Экономические проблемы как часть глобальных мировых проблем», или «Глобализация как характерная особенность современного этапа развития мирового хозяйства». Или так: «Понятие «экономической глобализации» на современном этапе мирового экономического развития», или «Предпосылки и характерные особенности экономической глобализации на современном этапе», «Понятие экономической глобализации и его неоднозначность», можно придумать и другие формулировки.

Слайд 25

Обратим внимание на то, какие ключевые слова чаще всего использовались нами при формулировке пункта плана: «понятие...»; «предпосылки...»; «характерные особенности...». Размышляем, как лучше начать освещение данной темы: 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Экономические проблемы как часть глобальных проблем. 3. Характерные особенности современных глобальных экономических проблем. Шаг третий: задаём себе вопрос: как можно конкретизировать пункты нашего плана? Вспоминаем, что глобальные проблемы человечества имеют три основные черты: а) носят планетарный характер; б) угрожают гибелью всему человечеству; в) требуют усилий мирового сообщества для их решения. Мы можем развернуть данный пункт плана. Но стоит ли делать это

Слайд 26

Скорее всего, нет, ведь, от нас ждут раскрытия глобальных экономических проблем. Размышляем, в чём состоят особенности глобальных экономических проблем на современном этапе? С какими экономическими проблемами сталкиваются современные страны мира? Какие экономические проблемы в центре внимания современных СМИ? Пытаемся сформулировать подпункты плана, записываем их в черновике: а) проблема нехватки энергетических, сырьевых, продовольственных ресурсов в ряде стран мира; в) проблемы «порочного круга бедности», с которыми сталкиваются развивающиеся страны; б) противоречия между развитыми и развивающимися странами, проблемы в отношениях Центра и Переферии, Севера и Юга; г) проблемы «Единой Европы» и мирового финансового кризиса; д) проблемы криминализации национальных экономик и др.

Слайд 27

Шаг четвёртый: размышляем о необходимости показать взаимосвязь и взаимовлияние глобальных проблем. Формулируем ещё один возможный пункт плана: «Взаимосвязь глобальных экономических проблем с демографическими, политическими, экологическими и другими глобальными проблемами». Размышляем о том, что было бы интересно услышать о путях решения глобальных экономических проблем, о роли России в их решении. Задумываемся, какой потенциал есть в нашей стране для решения глобальных экономических проблем. Этот пункт плана можно детализировать указанием на наличие материальных ресурсов (природных запасов газа, леса, воды); интеллектуальных ресурсов (научных кадров, идей, инноваций); политических инициатив России в решении проблем мирового экономического кризиса. Шаг пятый: выбираем из черновика формулировки пунктов плана, проверяем их на соответствие заявленной теме, связь пунктов с подпунктами, устраняем неудачные или сходные формулировки, уточняем логику изложения и переписываем сложный план в бланк ЕГЭ.

Слайд 28

Одним из вариантов плана раскрытия темы может быть следующий: 1. Понятие глобальных проблем человечества. Экономические проблемы как часть глобальных проблем. 2. В чём состоят особенности глобальных экономических проблем на современном этапе? Экономические проблемы, которые стоят в центре внимания современной общественности: а) проблемы нехватки энергетических, сырьевых, продовольственных ресурсов в ряде стран мира; б)проблемы «порочного круга бедности», с которыми сталкиваются развивающиеся страны; в) противоречия между развитыми и развивающимися странами (отношения Центра-Периферии, Севера-Юга); г) проблемы «Единой Европы» и мирового финансового кризиса; д) проблемы криминализации национальных экономик и др. 3. Взаимосвязь экономических проблем с демографическими, политическими, экологическими и другими глобальными проблемами человечества. 4. Пути решения глобальных экономических проблем. 5. Потенциал России для решения глобальных экономических проблем: а) наличие материальных ресурсов (природных запасов газа, леса, воды и др.)» б) наличие интеллектуальных ресурсов (научных кадров, школ, идей, инноваций); в) политические инициативы по созданию нового международного валютно-финансового режима.

Слайд 29

Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно читаем задание и выявляем область знаний, которая является базовой по содержанию. 2. Предложенное задание выполняем «пошагово», как это было показано в нашем примере. 3. Проверяем, содержит ли наш ответ не менее трёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах



Предварительный просмотр:

1. C 7 . Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности.

2. C 7 . В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

3. C 7 . Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

4. C 7 . В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

5. C 7 . На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).

6. C 7 . Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

7. C 7 . В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

8. C 7 . Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера. Они заняты 40 часов в неделю.

A)Определите производительность труда в пекарне.

Б)Сколько тортов может произвести один кондитер за год, если считать, что в году 50 рабочих недель?

B)Сможет ли данная пекарня выдержать конкуренцию с другой пекарней, где трудятся пять кондитеров по 40 часов в неделю и производят 800 тортов в месяц?

Ответ обоснуйте.

9. C 7 . Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

10. C 7 . Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.

11. C 7 . В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

12. C 7 . В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

13. C 7 . Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами.

14. C 7 . Гражданин Г. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 76-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде. Какое решение может принять суд?

Приведите не менее трех позиций.

15. C 7 . Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.



Предварительный просмотр:

1. C 8 . Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деньги и проблемы денежного обращения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. C 8 . Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

5. C 8 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Трудовой договор в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. C 8 . Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9. C 8 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданский процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

10. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

11. C 8 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

12. C 8 . Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

13. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

14. C 8 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Предпринимательское право и его особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

15. C 8 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое эссе по обществознанию? Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты». Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе: — наличие конкретной темы или вопроса; — личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; — небольшой объем; — свободная композиция; — свободное владение темой; — многоаспектный взгляд на явление; — парадоксальность; — внутреннее смысловое единство; — согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; — открытость: оно не претендует на полный законченный анализ. Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика?

Слайд 2

1. Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведению. 2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта. Таким образом, эссе — это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

Слайд 3

Критерии оценивания эссе Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К10 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Слайд 6

Организация работы по написанию обществоведческого эссе В работе над эссе можно выделить несколько этапов: 1. Написание эссе в черновом варианте. 2. Анализ содержания текста. 3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала. 4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

Слайд 7

ЧЕРНОВИК . Во-первых, для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

Слайд 8

Во-вторых, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место. 1. Цитата. 2. Проблема поднятая автором, ее актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.

Слайд 9

В-третьих, следует выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого 1. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. 2. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопросы: 1) О чём эта цитата? 2) Что хотел сказать автор? Выберите наиболее «близкую» вам цитату. 3. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1) С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема? 2) Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

Слайд 11

Рекомендации: Выбирая высказывания для эссе, ученик должен быть уверен, что • владеет основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; • четко понимает смысл высказывания; • может выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его); • знает обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы); • сумеет привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Слайд 12

Итогом размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика. В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Например: «Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины». (А.П.Чехов)

Слайд 13

Определение проблемы (темы) высказывания Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии. Проблема (тема) будет для вас своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе). Для более четкой формулировки проблемы (темы) необходимо, на мой взгляд, воспользоваться таблицей:

Слайд 26

Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема (тема) является актуальной в условиях... ...глобализации общественных отношений; ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; ...обострения глобальных проблем современности; ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; ...развития международной интеграции; ...современной рыночной экономики; ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; ...жесткой дифференциации общества; ...открытой социальной структуры современного общества; ...формирования правового государства; ...преодоления духовного, нравственного кризиса; ...диалога культур; ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Слайд 27

Например: Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного. В-четвертых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убежден в том, что...» «Автор поднимает проблему..» «В своем высказывании автор рассуждает о ..» Например: А. П. Чехов является убежденным сторонником материалистического направления в философии, он утверждает, что материя первична, она определяет условия жизни человека, его деятельности. По мнению автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины.

Слайд 28

В-пятых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: 1. Согласен ли я с мнением автора или нет? 2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? 3. В чем заключается моя позиция поданному вопросу? Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4 черновика. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

Слайд 29

В-шестых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

Слайд 30

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; б) обращение к личному опыту. Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы: 1. Подтверждают ли они мое мнение? 2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4. Убедительны ли они?

Слайд 31

В-седьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Слайд 32

В-восьмых, необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать пометки, вставки.

Слайд 33

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Слайд 34

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: 1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания; 2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме); 3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания; 4) аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте; 5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; 6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; 7) подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; 8) логичность рассуждений выпускника; 9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; 10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объему экзаменационного эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени.

Слайд 35

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе. При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора: Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказывания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с. другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 2. Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. 4. Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

Слайд 36

При высказывании и аргументации собственной позиции: 1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. 2. Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис. 3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. 4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов). 5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе. 6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.



Предварительный просмотр:

Высшие органы власти РФ

                         

              Законодательная власть

                Судебная власть

         

                

        

                                                                                                       Исполнительная власть

                                            

        

             

        

        Отдельная единая                                                                    

        централизованная система

        

        

                                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Высшие органы власти РФ

                         

              Законодательная власть

Президент стоит над ветвями власти                Судебная власть

        Предлагает

        кандидатуры судей        назначает

        судей

                                                                                                       Исполнительная власть

                               Назначает Председателя        Одобрение кандидатуры Председателя, зам. и                 министров

        

              Назначает заместителей и министров

        

        Отдельная единая                                                                    

        централизованная система

        Назначает Генерального прокурора

                       

                  предлагает                                                                    назначает



Предварительный просмотр:

Общество

1. Общество (широкий и узкий смысл понятия)

(примеры)

2. Общественные отношения

3. Признаки общества как системы

4. Признаки общества как открытой динамичной системы

5. Сферы жизнедеятельности общества: экономическая, социальная,

политическая и духовная, их взаимодействие (примеры)

6. Социальные институты: определение, структура, виды, функции, примеры

7. Общество и природа: сходства и различия, взаимовлияние.

8. Многовариантность общественного развития:

реформа, революция, эволюция, модернизация, исторический процесс (субъекты, факторы)

9. Виды реформ, виды революций (примеры)

10. Типология обществ. Различные классификации (примеры)

11. Сравнительная характеристика традиционного,

индустриального и постиндустриального обществ (примеры)

12. Формационный (формация) и цивилизационный подходы к изучению общества:  

теория Маркса и Энгельса, теории Тойнби, Данилевского,

достоинства и недостатки каждого подхода.

13. Цивилизация. Сравнительная характеристика западной и восточной цивилизаций

14. Прогресс, регресс (примеры)

15. Противоречивость прогресса (примеры)

16. Критерии прогресса (разные)

17. Глобализация (примеры проявления)

18. Причины и последствия (отрицательные и положительные) глобализации.

19. Глобальные проблемы человечества: признаки, примеры, способы решения.

20. Интеграция

21. Дифференциация

22. Социогенез

23. Культура

24. Секуляризация

25. Мировое сообщество (теория Валлерштейна)

26. Стагнация

27 Аномия

Человек

  1. Человек, теории происхождения человека
  2. Антропогенез, антропология
  3. Индивид
  4. Личность
  5. Индивидуальность
  6. Социально обусловленные черты человека
  7. Биологически обусловленные черты человека
  8. Отличия и сходства человека и животного
  9. Бытие человека
  10. Мышление
  11. Потребности: первичные и вторичные
  12. Интересы
  13. Пирамида потребностей Маслоу (примеры)
  14. Социализация, этапы социализации
  15. Агенты и институты социализации
  16. Первичные агенты социализации (примеры)
  17. Вторичные агенты социализации (примеры)
  18. Деятельность
  19. Отличие деятельности человека от поведения животных
  20. Структура деятельности (примеры)
  21. Основные виды деятельности и их определение и отличительные черты:

труд, игра, общение, учение (примеры)

  1. Творческая деятельность
  2. Основные классификации деятельности: духовная и практическая, их подвиды. (примеры)
  3. Общение, виды и формы общения, функции общения (примеры)
  4. Внутренний мир человека, его структура
  5. Мировоззрение, виды, роль, структура
  6. Цель и смысл жизни человека (гедонизм, аскетизм, прагматизм,

утилитаризм, эвдемонизм, этика долга, гуманизм)

  1. Структура психики человека: сознание, бессознательное, теория Фрейда
  2. Самопознание: особенности, трудности, способы. Я-концепция
  3. Поведение человека: виды (примеры)
  4. Свобода и ответственность в поведении человека
  5. Фатализм, волюнтаризм

Познание

1. Познание

2. Формы познания: чувственное и рациональное

3. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление

4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение

5. Агностицизм

6. Рационализм

7. Эмпиризм (сенсуализм)

8. Виды познания

9. Научное познание: особенности, уровни научного познания, методы

10. Социальное познание: особенности, методы, социальный факт, интерпретация

11. Истина: свойства

12. Абсолютная истина

13. Относительная истина

14. Объективная истина

15. Критерии истины

16. Практика

Право

1. Социальные нормы

2. Виды социальных норм (примеры)

3. Функции социальных норм

4. Право, теории происхождения, признаки права

5. Правовая норма, признаки правовых норм

6. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция

7. Виды правовых норм

8. Функции права

9. Система права: институт права, отрасль права (примеры)

10. Публичное и частное право

11. Краткая характеристика основных отраслей российского права

12. Источники права: правовой обычай, прецедент,

нормативно-правовой акт, нормативный договор. (примеры)

13. Иерархия источников права в РФ: законы и подзаконные акты

14. Правоотношения: понятие, структура.

15. Юридический факт, виды, примеры.

16. Правонарушения: понятие, признаки, состав правонарушения.

17. Преступления и проступки.

18. Юридическая ответственность: понятие, виды, цели, возраст, принципы

19. Обстоятельства, исключающие и освобождающие от ответственности

20. Конституционное право: понятие конституции, характеристика и содержание Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Органы высшей власти: порядок формирования, полномочия. Федеративное устройство.

21. Международные документы по правам человека

22. Система судебной защиты прав человека: гражданское и уголовное судопроизводство, особенности, участники, принципы.

23. Правоохранительные органы.

24. Международное гуманитарное право

25. Правовая культура: понятие, уровни, виды, правосознание, функции, правовой нигилизм.

26. Правовые системы современности: романо-германская, англосаксонская, мусульманская, социалистическая.

27. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

28. Права и обязанности налогоплательщика.

Социальная сфера

  1. Социальное взаимодействие и общественные отношения
  2. Социальные группы и их классификация
  3. Социальный статус и роль
  4. Люмпены и маргиналы.
  5. Неравенство и социальная стратификация.  Исторические типы стратификации
  6. Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности
  7. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления
  8. Социальный контроль.  Социальные нормы и санкции.
  9. Семья и брак как социальные институты
  10. Молодёжь как социальная группа
  11. Этнические общности. Нация
  12. Межнациональные отношения
  13. Формы социального взаимодействия.
  14. Социальный конфликт и пути его разрешения
  15. Социализация индивида

Тема «Политика»

  1. Власть: понятие
  2. Виды власти: политическая власть, государственная власть, признаки, ветви власти.
  3. Легитимность власти
  4. Теория разделения властей
  5. Политика: понятие, виды, субъекты, объекты, средства.
  6. Политическая система: понятие, структура, функции. Политический режим.
  7. Государства: понятие, признаки, функции
  8. Формы государства: формы правления (монархия, республика), формы политических режимов (демократия, авторитаризм, тоталитаризм), формы национально-территориального устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное).
  9. Демократия: принципы, ценности, проблемы.
  10. Государственный аппарат. Высшие органы власти РФ: формирование, функции.
  11. Выборы: избирательный процесс и его этапы, избирательное право, принципы избирательного права, избирательные системы (мажоритарная, пропорциональная). Абсентеизм.
  12. Политическая партия: понятие, признаки, функции, типология партий. Типы партийных систем.
  13. Политические движения: понятие, признаки, примеры
  14. Политическое сознание: понятие, уровни.
  15. Политическая психология: понятие, компоненты
  16. Политическое поведение: понятие, формы.
  17. Политическая идеология: понятие, уровни, типы (либерализм, консерватизм, коммунизм, социализм, фашизм)
  18. Политическая культура: понятие, компоненты, типы.
  19. Гражданское общество: понятие, примеры проявлений в разных сферах. Местное самоуправление.
  20. Правовое государство: понятие, признаки.
  21. Политическое лидерство: понятие, типы, функции, примеры. Популизм.
  22. Политическая элита: понятие, типы. Теория Моска и Парето о смене элит. Контрэлита.
  23. Группы давления. Лобби.
  24. Политическое участие: понятие, виды, формы. Референдум.
  25. Парламентаризм. Плюрализм. Гласность. Оппозиция. Бюрократия. Политический процесс. Политический конфликт.
  26. Роль СМИ в политической жизни.

Духовная сфера

  1. Культура и духовная  жизнь
  2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная
  3. Молодежная  субкультура
  4. Средства массовой информации
  5. Искусство, его формы, основные направления
  6. Наука
  7. Социальная и личностная значимость образования
  8. Религия. Роль религии в жизни общества
  9. Мировые религии
  10. Мораль. Нравственная культура

Экономика

1 Экономика и экономическая наука

2 Факторы производства и факторные доходы

3 Экономические системы

4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

5 Постоянные и переменные затраты

6 Финансовые институты. Банковская система

7 Основные источники финансирования бизнеса

8 Ценные бумаги

9 Рынок труда. Безработица

10 Виды, причины и последствия инфляции

11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

12 Роль государства в экономике

13 Налоги

14 Государственный бюджет

15 Мировая экономика

16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Познание

1. Познание

2. Формы познания: чувственное и рациональное

3. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление

4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение

5. Агностицизм

6. Рационализм

7. Эмпиризм (сенсуализм)

8. Виды познания

9. Научное познание: особенности, уровни научного познания, методы

10. Социальное познание: особенности, методы, социальный факт, интерпретация

11. Истина: свойства

12. Абсолютная истина

13. Относительная истина

14. Объективная истина

15. Критерии истины

16. Практика

Познание

1. Познание

2. Формы познания: чувственное и рациональное

3. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление

4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение

5. Агностицизм

6. Рационализм

7. Эмпиризм (сенсуализм)

8. Виды познания

9. Научное познание: особенности, уровни научного познания, методы

10. Социальное познание: особенности, методы, социальный факт, интерпретация

11. Истина: свойства

12. Абсолютная истина

13. Относительная истина

14. Объективная истина

15. Критерии истины

16. Практика

Познание

1. Познание

2. Формы познания: чувственное и рациональное

3. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление

4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение

5. Агностицизм

6. Рационализм

7. Эмпиризм (сенсуализм)

8. Виды познания

9. Научное познание: особенности, уровни научного познания, методы

10. Социальное познание: особенности, методы, социальный факт, интерпретация

11. Истина: свойства

12. Абсолютная истина

13. Относительная истина

14. Объективная истина

15. Критерии истины

16. Практика

Познание

1. Познание

2. Формы познания: чувственное и рациональное

3. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление

4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение

5. Агностицизм

6. Рационализм

7. Эмпиризм (сенсуализм)

8. Виды познания

9. Научное познание: особенности, уровни научного познания, методы

10. Социальное познание: особенности, методы, социальный факт, интерпретация

11. Истина: свойства

12. Абсолютная истина

13. Относительная истина

14. Объективная истина

15. Критерии истины

16. Практика