Проектная деятельность в ДОУ

Верзунова Юлия Викторовна

 

 

Экологический проект

«Здравствуй, берёзка!»

 

2 младшая группа

МБДОУ ДС №37

 

Воспитатель: Верзунова Юлия Викторовна

 

2013-2014г.г.

 

 

Пояснительная записка.

Программа  «Обучение и воспитание детей в детском саду» под редакцией Васильевой предусматривает по развитию речи детей 3-4 лет такие задачи, как:

1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять в речи предлоги, существительные, составлять предложения с однородными членами.

2. Расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире.

3. Продолжать учить внятно, произносить гласные и согласные (кроме шипящих, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливо произносить слова, фразы.

Я предположила, что частично решению этих задач будет способствовать реализация краткосрочного проекта «Здравствуй, берёзка! ".

Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

 

В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.

2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения) .

3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

 

На предварительном этапе была изучена методическая литература:

- Киселева Л. С. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"

В пособии представлены материалы по использованию проектного метода, созданию образовательного пространства и развитию творческих познавательных интересов. Это пособие помогло составить план работы, поставить цель, задачи.

- Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».

Изучив пособие, ознакомилась с методикой проведения экскурсий, прогулок, использованием игровой деятельности в дошкольной педагогике.

- Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников. Из книги я взяла рекомендации по созданию предметной развивающей среды.

- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы.

- Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Из пособия взяла игровые занятия, фольклорный материал, который позволил разнообразить формы работы.

В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи и познавательному развитию.

 

 

 

Паспорт проекта

 

Название проекта: «Здравствуй, берёзка!»

 

Актуальность темы:  Экологическое воспитание и образование должно начинаться с младшего дошкольного возраста, т.к.  ребенок сталкивается с объектами ближайшего природного окружения в повседневной жизни и это самый благоприятный период для приобщения детей к природе. Малыши по природе своей очень любопытные и любознательные. И поэтому эти качества нужно культивировать и развивать и нам педагогам,  и родителям.

 

Цель проекта – развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний.

 

Задачи:

1.     Пробуждать интерес к природе родного края.

 

2.     Приобщить к процессу познания.

 

3.     Формировать представления о жизни деревьев.

 

4.     Развивать речь, фантазию, наблюдательность.

 

5.     Способствовать поддержанию семейных традиций.

 

 

Тип проекта:  смешанный, по длительности – краткосрочный (2 недели).

 

Вид:

по количеству участников – групповой;

по приоритетному методу – творческо-информационный;

по продолжительности – кратковременный (с 7.10.2013г. по 25.10.2013г.)

 

Участники проекта  -  дети второй младшей группы и их  родители.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Уметь чувствовать ответственность за всё живое, в частности  за деревья.

 

2.     Знать, для чего нужны деревья, листья.

 

3.     Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.

 

План проведения проекта:

 

1 этап: подготовительный (7.10.2013г. по 16.10 2013г.)

Подбор методической литературы, художественной литературы, наглядно-дидактического материала для проведения проекта. Пополнение развивающей среды по данной теме.

2 этап: работа с детьми и родителями. (16.10.2013г. по 25.10.2013г.)

Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Листики и ветер», «Кто быстрее соберёт букет», «Солнышко и дождик», «Мы разноцветные листочки».

Познавательное развитие:

Прогулки: «Здравствуй, дерево!», «В гости к берёзке», «Деревья», «Листопад», «Осенние листочки», «Дерево и куст».

Речевое развитие:

Беседа: «Осенние листья»,  «Для кого одеяло из листиков», «Листья – вкусная еда», «Листья лечат».

Чтение рассказов, стихов, загадок, песенок.

Рассматривание альбомов: «Деревья», «Дерево зимой и летом»

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Разноцветный ковёр»

Аппликация: «Листопад»

Совместное творчество детей и родителей: аппликация из осенних листьев.

Работа с родителями:

Родительское собрание: ««Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Консультации: «Секреты общения с ребенком в семье».

Памятки: «Факторы, способствующие формированию любознательности», «Давайте играть», «Учимся наблюдать за изменениями в природе».

3 этап: заключительный (24-25.10.2013г.)

Подведение итогов реализации проекта.

Развлечение «В гостях у Осени».

Выставка «Осенние листочки»

 

                                                         Утверждаю

                                                                                        заведующая МБДОУ ДС №37

                                                                           ______ Л.И. Фоменко

 

ПЛАН

работы по проекту «Здравствуй, берёзка!»

во второй младшей группе МБДОУ ДС №37

2013-2014 учебный год

 

Дата

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения

Октябрь,

7.10 -9.10

Подбор методической литературы для проведения проекта.

Подбор художественной литературы и наглядно- дидактического материала.

Разработка бесед, прогулок, наблюдений.

Разработка рекомендаций и памяток для родителей.

Подготовка к родительскому собранию «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

 

 Для изучения содержания и состояния экологического образования дошкольников, для проведения анализа познавательного развития детей 2 младшей группы.

 

 

Используя методическую литературу разнообразить методы работы с детьми и родителями.

Методический кабинет, групповая комната.

Октябрь,

9.10-15.10

Оформление развивающей среды по данной теме:

папка «Листья – вкусная еда»;

папка «Листья лечат»;

макет «Одеяло из листьев»;

макет «Волшебные превращения листьев»;

макет «Листья и почва»;

макет «Дерево – календарь»;

мешочки с лечебными листьями.

 

Для наглядного наблюдения и изучения программного материала  по теме: «Листья, дерево, листопад»

Групповая комната

Октябрь,

16.10-23.10

Целевая прогулка: «Здравствуй, дерево!»

Прогулка: «В гости к берёзке»

Прогулка: «Деревья»

Прогулка: «Листопад»

Прогулка: «Осенние листочки»

Прогулка: «Дерево и куст»

 

Рассматривание альбомов: «Деревья», «Листья лечат», «Листья – вкусная еда».

 

Беседа: « Для кого нужно одеяло из листьев?»

Беседа: «Волшебное превращение листочков»

 

 

Художественное творчество:

рисование «Разноцветный ковер»

 

Совместное творчество детей и родителей: « Аппликация из осенних листьев»

 

Чтение стихотворений, песенок, загадок об осени, деревьях.

 

Родительское собрание:

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Познакомить детей с деревьями, формировать у малышей эмоциональное отношение к этим растениям и первые представления о частях дерева: литья, ствол.

Дать детям первые представления о различиях дерева и куста.

 

 

Показать схему изменения листа от зеленого до коричневого сухого.

 

В реализации проекта развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.

 

 

При знакомстве с деревом активизировать словарь разговорной речи.

 

 

Формировать представления о задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие речи детей.

Участок детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая комната

Октябрь,

24.10-25.10.

 

Развлечение «В гостях у Осени»

 

Выставка  совместных работ детей и родителей «Аппликация из осенних листьев»

 

Подведение итогов реализации проекта.

 

 

Пробуждать интерес к природе родного края через музыку, танцы, песни.

 

Способствовать поддержанию семейных традиций.

 

Музыкальный зал

 

ОТЧЕТ

 о проведение проекта «Здравствуй, берёзка!»

     При подготовке к проведению проекта, особое внимание я уделила выбору и оформлению оборудования и материалов. Для проведения исследования были оформлены альбомы «Листья лечат», «Листья – вкусная еда»; макеты «Одеяло из листьев», «Волшебные превращения листьев».  Для оформления результатов наблюдения понадобились карандаши, восковые мелки; веревка, лупа; фотографии и картинки с изображением деревьев; лопатки, дождемер. Изготовлен «Волшебный мешочек» для игры «Угадай, что в мешочке? » (определение предметов на ощупь), модель дерева.

       Выбраны деревья (липа и  березка) на территории детского сада для обследования всей группой. Подобраны классическая музыка для прослушивания - А.Вивальди «Времена года», дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

       Во время прогулок познакомила детей с деревьями, растущими на участке группы, а также на территории детского сада. Провела беседу о деревьях с целью выяснения представлений об этих растениях.

       Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказала о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации.

       Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. Во время прогулки Березка пригласила детей к себе на именины. Она попросила выполнить её желания и задания: погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - туей, доказать что она – дерево. Так как березка любит слушать песни, стихи и у неё именины, попросила её порадовать. Дети пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их, подарила листочки, только она была расстроена, потому что каждый год у нее и ее подружек куда-то девались листочки, а куда они девались – она не знала. Мы с детьми решили узнать, куда деваются листочки с деревьев и рассказать березе и ее подружкам.

      В реализации проекта старалась развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.

     Учила слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения. Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулки, домашние задания. Прогулки: «Берёза», «Деревья», «Листопад», «Осенние листочки». Беседы по содержанию стихотворений: «Помогу берёзке», «Звуки осени», «Листопад». Дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Что сначала, что потом», «Много – один», «Найди дерево по описанию». Подвижные игры: «Беги к дереву», «Мы осенние листочки», «Листопад». Прочла стихотворения: «Берёза», «Осень», «Хоровод друзей» и другие. Выучили отрывок из стихотворения «Берёза». Разнообразить деятельность детей, заинтересовать помогли загадки, поговорки, чтение сказок, рассказов, разучивание песен, ритмопластика. Дети вместе с родителями сделали аппликации из листьев. Определив, для чего нужны листья людям и животным, собрали листья лекарственных растений, растений которые употребляются в пищу. Оформили папки «Листья - вкусная еда», «Листья лечат», изготовили макет «Одеяло из листьев». Собрали схему изменения листа от зеленого до коричневого сухого.

     Работа с родителями заключалась в объяснении не только задач экологического характера, но и развития речи детей.

    Чтобы выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало, что многие родители не имеют представления о задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие речи детей. С этой целью дала методические рекомендации по общению с ребенком в семье. Консультацию «Секреты общения с ребенком в семье», памятки: «Факторы, способствующие формированию любознательности», «Давайте играть», «Учимся наблюдать за изменениями в природе». Провела родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой».  

      При знакомстве с деревом активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая с кустом, закрепили понятие «высокий – низкий», «толстый – тонкий». Описывая березу, употребляли такие выражения как: береза высокая, кудрявая, милая березонька. Ствол тонкий, белый. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый. Наблюдая за падением листьев с деревьев, дала понятие листопада. Решили проблемную ситуацию: почему медленно падают листья? Прослушали стихотворение В. Мировича «Листопад», вместе с музыкальным руководителем выучили песню об осени. Пестрые осенние листья собрали в букет. Подобрали эпитеты: пышный, разноцветный, яркий. Закрепили счет, цветовую палитру, форму, величину.

    Дети поняли, почему осень желтого цвета, золотая. Наблюдая за насекомыми, определили жителей, живущих рядом с липой, их значением и жизнью. Выяснили, что листья нужны не только насекомым, но и людям (лекарственные растения и д.р.). Проследили путь листа от зеленого до коричневого сухого.

     Презентация проекта прошла в форме создания выставки «Опавшие листья». Главная проблема – куда деваются листья – была детьми решена.

     Родители с удивлением обнаружили, что деревья - это интересный объект для наблюдения и развития ребенка.

 

Прогулка « В гости к Березке»

 

Цель: познакомить детей с деревом, формировать у них эмоциональное отношение к этому растению и дать первые представления о частях дерева (ствол, листья).

 

Ход.

   Дети здороваются с деревом, некоторое время рассматривают его, гладят, нюхают.

Воспитатель предлагает подружиться с деревом, придумать ему имя. Березку называем Белянкой.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть дерево:

- Какие у него сейчас листья? Желтые, зеленые.

- Каких листьев больше?

- Есть ли на земле листья?

- Откуда они взялись?

- Остались ли ещё листья на ветках?

- А какого цвета были листья летом?  (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает сам).

- Почему же листья изменились? Потому что наступила осень. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.

Дети с воспитателем собирают букет из осенних листьев.

Ещё раз напомнить, что листья с деревьев  опадают именно осенью.

  В группе дети с воспитателем отмечают погоду на модели дерева. Воспитатель объясняет: «Если на нашем дереве будут желтые и зеленые листочки, значит, и на этом деревце мы повесим такие же листочки – вот так (показывает). Если наше дерево будет согревать солнышко, мы прикрепим над деревом солнышко, если пойдет дождик, прикрепим капельку дождя».

 

Рассматривание и беседа о выставке «Осенние листья»

 

В. Ребята, помните, о чём нас просила берёзка?

Д. Узнать, куда деваются её листики и её подруг. Кому они нужны.

В. Можем ли мы сейчас ответить на её просьбу?

Д. Можем.

В. А кто нам помогал искать ответы? С кем вы работали?

Д. Мамы, папы,  бабушки.

Воспитатель вместе с детьми вспоминают и рассказывают о том, что они сделали дома.

- Мы с бабушкой сделали картину. Мы собрали красивые листочки и наклеили на бумагу.

-  Мы с мамой собрали из красивых листочков большой букет. Он всем понравился.

Мы его поставили в группе. Листочки нужны чтобы было красиво.

-. А мы выучили стихотворение, послушайте:

Жёлтых листьев соберу в пышный я букет.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лесу

Станет в доме нашем!

В. А как ещё, можно рассказать берёзке, куда деваются её листья? Кто хочет рассказать?

Воспитатель показывает макет «Волшебные превращения листьев» (как листья становятся сухими). Сначала мы взяли зелёный лист, потом нашли жёлтый, а потом он стал коричневым. А потом он в земле сгниёт, это будет удобрение для растений.

 

В. Ребята, сколько интересного вы  узнали и рассказали о листиках! А помните, как мы видели под листиками жучков и червячков. Они там прятались от холода.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов.

 Дети рассматривают макет «Одеяло из листьев».

В. Я под берёзкой нашла кусочки листьев. Их съел червяк. Опавшие листья на земле – это не мусор. Они нужны почве, растениям, которые на ней растут, животным которые в ней живут, рыхлят землю и делают её плодородной.

 

Воспитатель рассказывает, какие листья собрали и что ими лечат.

Выкладывают папку «Листья лечат».

Выкладывают альбом «Листья – вкусная еда».

 

В. Вам понравилась берёзка? А как вы думаете, берёзку нужно охранять?

(Высказывания детей.)

В. Ребята, вы видите, сколько нового мы узнали об обыкновенных листочках.

 

Письмо Берёзы

Дорогие ребята!

Наконец – то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня ус-лышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с моей соседкой туей похожи, а чем отличаемся. А как вы узнали, что мы с туей деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я – дерево!

Еще ребята у меня к вам просьба. Очень мы, березы любим, слушать песни и стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня!

Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листочки на память.

Ребята, а вы сможете мне рассказать, какую пользу приносят мои листочки и листочки моих подруг? Для чего они нужны? А самое главное, мне интересно, куда же они деваются?

Я думаю, что вы сейчас не сможете ответить мне на мои вопро-сы. Я приду к вам в гости через неделю, и вы мне расскажите, что вы узнали.

Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне ещё, не забывайте меня!

Ваша Березка.

Прогулка «Деревья»

Цель: развитие слуховой и образной памяти, связкой речи, фантазии

Задачи:

-Формировать умение распределять внимание, устанавливать соответствия между предметами;

-Развивать мелкую моторику, самоконтроль;

-Воспитывать творческий подход к делу, чувство взаимоподдержки.

Оборудование: набор листов, палочки.

Ход:

Воспитатель:

- В сад осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья,

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

Мы пойдем гулять по саду.

Дети становятся змейкой и идут за воспитателем по дорожкам, тропинкам. Называем деревья, дети собирают листья.

Воспитатель подводит к берёзе.

Воспитатель:

А вот и берёзка.

Берёзка белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица – душа!

Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости. А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?

Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий) .

- Погладить, понюхать.

- Рассказать, чем похожи и чем отличаются с соседкой туей.

- Доказать что она дерево.

(Дети объясняют, что у дерева - один ствол. Он твердый, а у кустарников - много стволиков растущих из земли. У травинок не бывает больших стволов).

По просьбе берёзки рассказывают стихи, поют песни, водят хоровод, которые выучили на занятиях.

Чтение письма до конца.

- Ребята, можем ли мы ответить на вопросы берёзки? Как мы это сделаем?

(Варианты детей) .

- Кто нам поможет? Кого мы возьмём в помощники? (Родителей) .

Выбор деятельности.

Игра «С какого дерева лист? ».

Воспитатель показывает найденный лист, дети, называют с какого дерева, какого цвета лист.

Воспитатель предлагает детям поднять опавшие листочки, напоить березу и взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.

Прогулка: «Дерево и куст»

Цель: уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями: гладкий, колючий, толстый, тонкий.

Ход прогулки.

Воспитатель объявляет, что все пойдут на прогулку.

На прогулке взрослый обращает внимания на деревья, кусты, показывает: ствол, ветви, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как узнали?

Дети начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы». Прятаться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».

Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлагает принести палочки, кому какая нравится.

Все рассматривают палочки. Дети, умеющие считать, с помощью взрослого считают до двух, определяют:

длинная или короткая,

толстая или тонкая,

на что похожа.

Взрослый доводит детей к месту, где можно набрать шишки и каштаны.

Педагог отбирает несколько камешек, каштанов, шишек, просит прощупать предметы и назвать те, у которых гладкая поверхность.

Затем держит на ладони две веточки, предлагает кому - нибудь из детей:

-«Возьми тонкую веточку, возьми длинную, затем толстую, короткую».

Предлагает сложить ладошки лодочкой: «Угадай, что я тебе в ладошки положила: шишку или желудь? Палочку или травинку? »

Возвратившись на участок, дети раскладывают природный материал по коробочкам. Впоследствии выложить из него всевозможные фигурки по контуру на песке, применить для изготовления поделок из природного материала.

В конце провести игру «Поедем на прогулку».

 

Прогулка:  «Листопад»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие листопад.

Ход прогулки:

В теплый погожий осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют жёлтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат?

Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится – кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад».

- Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Повторяют дети за воспитателем. Он уточняет: легкие листья, вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Воспитатель кладет сухой листик на ладонь, предлагает любому: «Подуй! » Лист летит с ладони, все согласны: легкий лист. Дуют желающие. Сами отбирают понравившийся ребенку листик. С каждым из детей уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец! » Потом начинает собирать: «Один листок, еще листок и еще… Получилось много листьев – целый букет! Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас пакет? » Потом уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень! » Обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет? » Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке – она ведь не гуляла.

Взрослый предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень? »

С помощью детей уточняется, что осень желтая. «Золотая осень! » - конкретизирует взрослый. Можно пропеть детям припев когда – то популярной песни:

Листья желтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся,

И от осени не спрятаться, не скрыться,

Листья желтые, скажите, что вам снится?

«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям? » - обращается к детям взрослый, предлагая каждому задуматься, высказаться. Сам приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они летели медленно на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

Во время игры взрослый предлагает сгрести в охапку листья, подбросить и громко продекламировать:

Листопад, листопад… и т. д.

Дети поиграли и с удовольствием откликнулись на предложение принять участие в подвижной игре «Листопад». Прогулка продолжается.

Прогулка

Тема: «Осенние листочки»

Задачи: показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Ход:

Воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Давайте проверим, как шуршат листья.

(Ходьба по дорожкам) .

Воспитатель:

- А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

- Что вы с ними сделаете?

Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Предложить детям

- найти тех, кому берёза стала домом;

 

Прогулка

Тема: «Берёза».

Цель: наблюдение за жизнью берёзы.

Задачи: учить наблюдать за живой и неживой природой;

развивать диалогическую и монологическую речь;

воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Ход:

1. Наблюдение за погодой, изменениями в природе.

2. Наблюдение за берёзой.

Воспитатель.

- Посмотрите, ребята, в какой красивый наряд оделась берёзка.

Кто может рассказать? (Высказывания детей) .

Осенью листочки на берёзе начинают желтеть, сначала на верху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер налетает, гнёт дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на сырую землю.

- А зачем нужны берёзке чёрные полоски? (Высказывания детей) .

С помощью них, ребята, дерево дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.

-Как вы думаете, где лучше будет расти дерево, в тени или на солнышке?

(Высказывания детей) .

Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах, там, где простор. Они не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков.

- А как вы думаете, о каком дереве эта загадка?

«В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному - здоровье, людям и животным – некопаный колодец».

(Высказывания детей) .

Воспитатель. У народной загадки отгадка очень простая.

В старину долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми вениками парились в бане – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей и лесных обитателей.

 

Берёзовый сок.

На берёзе поутру

Дятел продолбил кору.

Льётся на песок                                  Дятел длинным языком

Золотистый сок,                                  Капли сока лижет,

А лесной народ                                   Бабочка уселась ниже -

Сок душистый пьёт.                            Пьёт прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По берёзе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькой сладкой.                           Всех берёза напоила,

                                                                Сладким соком оделила!

 

 

Берёза – щедрое и доброе дерево!

Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В те далёкие времена, когда ещё не было бумаги, люди писали письма на бересте. Такие письма, и сейчас находят археологи.

Завершается прогулка подвижными играми.

 

Стихотворения

 

Осень – художница.                                                            Осень.

Повязала осень пестрый фартук                 Миновало лето. Осень наступила.

И ведерки с красками взяла.                       На полях и рощах пусто и уныло.

Ранним утром, проходя по парку,              Птички улетели, стали дни короче,

Листья позолотой обвела.                           Солнышка не видно, темны, темны ночи.

                                                                                                                     А. Плещеев.

 

 


Береза.

Березу старую мою

Руками крепко обовью.

Прижмусь к стволу её щекой,

Поглажу нежно бересту.

Я ощущаю теплоту,

Что скрыта под её корой,

И сходит на меня покой.

Ведь провела я много дней,

Играя у её корней,

Из веток, камешков и мха

Я строила дворцы, дома.

Крыльцо и лавочку.

На белой бересте жуки

Горели, словно огоньки…

 

Листопад.

Листики кружатся,

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат

Словно шепчут:

"Листопад, листопад

Засыпает старый сад».

Листья, словно бабочки,

Вьются и порхают.

Землю устилают.

Листопад, листопад,

Засыпает старый сад.

Листопад, Листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый станет сад.

 

Дождик.

Дождик, дождик, недожди!

Дождик, дождик, Подожди!

Дай дойти до дому Дедушке седому!

                                      Е. Благинина

 

Скучная картина!

Тучи без конца

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

               А. Плещеев

 

Хоровод друзей.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки - подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

                                Е.Головин

 

ФОТООТЧЁТ