МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для уч-ся 7 кл

Здесь публикуются материалы по русскому языку и литературе для учащихся 7 кл.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы сочинений по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

  1. Тарас Бульба настоящий боевой товарищ. (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
  2. Запорожская Сечь и её герои в повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»
  3. Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»
  4. Быт и обычаи запорожцев в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тарас Бульба настоящий боевой товарищ. (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

ПЛАН

I Вступление.

Каким событиям посвящена повесть и кто ее главный герой.

II. Основная часть.

 Образ главного героя.

 1.Что узнали о Тарасе из первой главы?

2. К чему стремится Тарас, в чем видит смысл жизни?  

3. Как проявляет себя Тарас Бульба:

а) в отношении к сыновьям;

б) в его речи о товариществе;

в) при подготовке к бою и в битве под Дубно;

г) в момент гибели?

4.  Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?

III. Заключение.

Что привлекает нас в характере и поступках Тараса Бульбы?

ПЛАН

I Вступление.

«Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.)

II. Основная часть.

Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.

1) Тарас – коренной, старый полковник.

2) Гордость казака за своих сыновей.

3) «Нет уз святее товарищества».

4) Опытный полководец.

5) Суровый, беспощадный мститель.

6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.

III. Заключение.

Бессмертие повести и ее героев.

Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»

ПЛАН

I. Вступление.

История создания сюжет главных героев (не более 5 предлож) .

II. Основная часть.

 Остап и Андрий- два брата две судьбы.
1) Обучение в бурсе (2 предложения)
2) Возвращение домой (2 предложения)
3) Запорожская Сечь (2 предложения)
4)Нравственный выбор героев (подвиг Остапа, предательство Андрия) (2 предложения)
5)Позорная смерть Андрия и героический подвиг Остапа (2 предложения)

III. Заключение.

Бессмертие повести



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Рассказ на основе услышанного»

Лингвистический текст

Рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения, так как необходимо подготовить читателя к восприятию рассказа, т.е. предварительно пояснить в нем такие детали, без знания которых понять рассказ невозможно.

Введение должно вызвать интерес читателя ко всему рассказу, объяснив где? когда? и как? автор узнал о том, что произошло с героем рассказа.

Основная часть рассказа включает в себя следующие композиционные элементы: завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия и развязку, возможен эпилог. Все эти элементы подробно повествуют нам о том, какой же рассказ услышал автор. Здесь важно не исказить информацию, услышанную от рассказчика, постараться передать ее как можно точнее.

Заключительная часть сообщает читателю о впечатлениях слушателя, т.е. человека, пишущего рассказ, его пожеланиях рассказчику.

Повествование в рассказах на основе услышанного обычно ведется от 3 лица, но автор может излагать материал и от 1 лица, такое повествование оживляет рассказ, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь (прямую речь).

Как работать над рассказом

  1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
  2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
  3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
  4. Повторите схему композиции рассказа.
  5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
  6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.
  7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
  8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как готовиться к устному высказыванию

  1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.).
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
  5.  Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).
  6. Составьте план.
  7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
  8. Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания.
  9. Используйте диктофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.

Памятка-рекомендация

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

  1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.
  2. Расскажите о рассказчике.
  3. Охарактеризуйте его.
  4. Передайте подробно услышанную историю.
  5. Постарайтесь не исказить полученную информацию.
  6. Выскажите свое впечатление от услышанного.
  7. Пожелайте что-нибудь рассказчику.