Методические материалы

Мохунь Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

БУКТРЕЙЛЕР КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ

BOOKTRAILER AS AN INNOVATIVE MEANS OF INCREASING INTEREST IN READING AMONG SCHOOLCHILDREN

Мохунь О.А.,

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Баскатовка»

Марксовского района

Саратовской области

Учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников.  Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес.

Language and literature teachers seek, find and apply different means and methods of increasing interest in reading among their students. Booktrailer is a short video clip, which describes a certain book in any chosen artistic form. Making booktrailers at literature lessons is an innovative method, which helps increase reader’s interest.

Повышение интереса к чтению, буктрейлер, инновации в образовании, уроки литературы в школе

Increasing interest in reading, booktrailer, innovations in education, literature lessons at school

Сегодня вряд ли можно встретить «не читающего» человека, то есть, не умеющего читать. Такой человек вызовет у других сильное удивление, негодование. А вот не прочитавшего за свою сознательную жизнь ни одной книги, – пожалуйста! Таких людей много. К сожалению, в последние годы интерес к чтению художественной литературы в нашей стране падает. Эту мысль на разные лады повторяют в Правительстве и СМИ, этот факт не дает покоя школьным учителям литературы и преподавателям ВУЗов. Современные подростки часто не могут отличить классику и хорошую беллетристику от «ширпотреба» и того, что вообще нельзя назвать литературой, но получившего широкое распространение в сети Интернет.

Учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников. Как правило, в начальных классах дети любят читать. В пятом классе этот интерес еще сохраняется. И вот в этот период важно «не спугнуть» детей, укрепить желание узнавать из книг новое, интересное, полезное, научить видеть красоту русского языка. Но иногда произведения школьной программы не совпадают с ожиданиями учеников. Наверное, некоторые произведения действительно следует заменить на другие, более понятные, современные. Думаю, многие педагоги со мной в этом согласятся.

Но в данном докладе я хотела бы обратиться к вопросу инновационной деятельности на уроках литературы на примере относительно нового явления – буктрейлера.

Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество.

Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Согласно современной образовательной теории образовательная инновация развивается в пять этапов.

Первый этап – инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу – от педагогов-новаторов.

Второй этап – теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс, какими будут негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.

Третий этап – организационно-практический – создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Этот  этап инновационного процесса  заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.

Четвертый этап – аналитический – обобщение и анализ полученной модели.  

 Пятый этап – внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:

  1. от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
  2. от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
  3. от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.). [1]

    Инновационное образование – это модель образования, ориентированная на максимальное развитие   творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения). [2]

        На основе вышеприведённого определения педагогической инновации, этапов её внедрения, определения сути инновационного образования считаю, можно сделать вывод о том, что применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут, их снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментарими. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги (Алексей Маврин «Псоглавцы») Существует классификация буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (минифильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Этапы создания могут отличаться в зависимости от личности автора, его творческой задумки и манеры воплощения. Но всё-таки сначала нужно выбрать книгу, которая нравится и содержание которой хорошо известно, затем продумать идею буктрейлера. При этом не лишним будет посмотреть уже созданные клипы по этой книге. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров). Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления. [3]

В прошлом учебном году (2014-2015) я решила предложить старшеклассникам сделать буктрейлеры, получившиеся работы были оформлены в виде проектов. Каждый из учеников 10-11 классов, всего 13 ребят, после предварительной работы сумел сделать буктрейлер к любимой книге. На защите проектов присутствовали ученики 8-9 классов, которые после просмотра роликов тоже захотели не только участвовать в проекте, но и заявили о желании и намерении прочитать книги, по которым были сняты клипы. В текущем учебном году работа в нашей школе по созданию буктрейлеров продолжается, в проекте участвуют ученики 5,6, 9-10 классов.

Считаю возможной организацию межшкольного Фестиваля буктрейлеров. Думаю, не следует ограничивать выбор книг, руководствуясь определёнными датами (юбилеями и т.д.), обращать внимание нужно только на содержание предложенного произведения, то есть это должна быть «качественная» литература.

На данном этапе распространения такого движения, как создание буктрейлеров, существует проблема теоретического обоснования. В России практически нет исследований на эту тему. Историю буктрейлерства более или менее освещает Википедия. Кроме того, я нашла две небесполезные статьи: Юлии Щербининой и Льва Оборина. В то же время, буктрейлеры сейчас снимают не только киностудии и издательства, но и любители, в том числе педагоги, студенты, школьники.

Для меня и моих учеников создавать буктрейлеры – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть модным и современным. И это действительно работает – повышает читательский интерес!

Библиографический список

(электронные ресурсы)

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – ООО «Квазар», 2010-2014-. –Режим доступа: http://nsportal.ru, свободный. – Загл. с экрана
  2. Открытый класс [Электронный ресурс]. – НФПК, 2008-2010-. – Режим доступа: http://www.openclass.ru, свободный. – Загл. с экрана
  3. Википедия [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. – Загл. с экрана


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогического мастерства

«Творческий учитель - творческий ученик»

Подготовка творчески одаренных детей

к конкурсам с использованием видео различных форм и жанров

автор: учитель русского языка и литературы

Мохунь Ольга Александровна

МОУ «СОШ с.Баскатовка»

Баскатовка 2016

Одаренность определяется и классифицируется психологами, педагогами, учеными по-разному. Я склоняюсь к той точке зрения, что одаренность в той или иной степени присуща практически всем детям, в разных областях. Нужно вовремя увидеть дарования и всячески способствовать их развитию.

В этом вопросе важно учитывать многие аспекты: психологические особенности, физическое развитие, в большей степени желание самих детей и в меньшей – родителей. Тем не менее, роль родителей и педагогов в развитии способностей, одаренности и талантов детей трудно переоценить.

В современном мире постоянно растет количество видов деятельности и всевозможных умений, это связано прежде всего со стремительным прогрессом. Школа, конечно же, несмотря на свою консервативность, не может оставаться в стороне.

В МОУ «СОШ с. Баскатовка»  уже несколько лет действует кружок «Журналистика», содержание кружка давно вышло за привычные рамки выпуска школьной газеты. Дети учатся снимать видеоролики, участвуют и побеждают в конкурсах, задумываются о будущей профессии.

Написание сценариев для мини-фильмов, постановка, игра способствуют развитию многих самых разных качеств и умений. Воображение, фантазия,  речь, актерские навыки, ответственность, целеустремленность, умение работать в коллективе, нестандартное мышление и художественное видение действительности – все эти качества развиваются именно в процессе творческой работы над видеофильмом. Кроме того, дети приобретают уверенность в себе, учатся находить в себе новое, интересное, может быть, неожиданное. Это видно не только педагогам. За несколько лет участия в творческом объединении ребята сами почувствовали, что изменились: перестали стесняться, бояться камеры, стали принимать более активное участие в школьной жизни. Учащиеся «раскрепостились» в хорошем смысле.

Ребятам интересно быть задействованными в таких видах деятельности, как создание видеороликов. Результатами их работы становятся победы в разных конкурсах (Приложение 1).

Другим видом работы по созданию видео является буктрейлер. Буктрейлер – это небольшой ролик, представляющий собой рекламу книги. (Приложение 2)

В это учебном году на базе МОУ «СОШ с.Баскатовка» планируется проведение конкурса буктрейлеров, где ребята из соседних школ продемонстрируют свои творческие способности в необычной, инновационной деятельности (Приложение 3).

На основе всего изложенного выше, а также Приложений, в которых отражена специфика работы по созданию видео разных форм и жанров в школе, становится ясно, что данное направление с одарёнными детьми просто необходимо для поиска и развития талантливых учащихся в современных направлениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Достижения учащихся в конкурсах и конференциях

год

Ф. И. учащегося

класс

уровень

название

Название работы

результат

2011-2012

Кочнев Павел

10

региональный

Научно-исследовательская конференция «Инициатива молодых»

Концепт «учеба» в МОУ СОШ с.Баскатовка

призер

2012-

2013

Кочнева Виктория

10

межшкольный

Научно-практическая конференция «Знание-сила»

Школьная форма в МОУ СОШ с.Баскатовка: «за» и «против»

победитель

2012-2013

Набиева Надежда

7

межшкольный

Научно-практическая конференция «Знание-сила»

Фразеологизмы в современном русском языке

призер

2011-2012

Творческий коллектив кружка «Журналистика»

6-7

региональный

Фестиваль школьного телевидения «Телекласс»

Видеоролик в номинации «Доброта спасёт мир»

призер

2011-2012

Творческий коллектив кружка «Журналистика»

11

региональный

Областной конкурс «Нет наркотикам!»

Видеоролик в номинации «Ответственное поведение»

призер

2011-2012

Федина Анастасия

11

Всероссийский

«Издательская деятельность в школе», Санкт-Петербург

Номинация «Фотография»

призер

2012-2013

Кочнева Виктория

10

Региональный, СГУ им.Н.Г.Чернышевского

Второй конкурс для творчески одаренных старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «Власть слова»

Работа в номинации «Филологический этюд»

лауреат

2013-2014

Мохунь Максим

2

региональный

Фестиваль школьного телевидения «Телекласс»

Видеоролик в номинации «Мультяшка»

призер

2014-2015

Абросимова Виолетта

10

Международный

«Юридический дебют», ФГБОУ ВПО «СГЮА»

Номинации «Поэзия»,

«Проза»

призер

2014-2015

Творческий коллектив кружка «Журналистика»

9-10

Всероссийский

«Издательская деятельность в школе», Северо-Западный институт печати СПГУТД, Санкт-Петербург

Номинация «Мультимедиа. Видеоролик»

победитель

2014-2015

Творческий коллектив кружка «Журналистика

9-10

Всероссийский

Всероссийский фестиваль телевизионного творчества «Телекласс»

Видеоролик в номинации «Закон и порядок»

призер

2015-2016

Данильчик Инна,

Мохунь Иван,

Тихомиров Владислав,

Набиева Надежда,

Набиева Анастасия

5

10

11

Межрегиональный

Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»

Конкурс буктрейлеров «С книгой по жизни»

призеры

2015-2016

Творческий коллектив кружка «Журналистика»

5, 10, 11

Муниципальный

«Сам себе режиссер»

Видеоролики «Спорт для молодежи», «Читай»

Победитель, призер

2015-2016

Набиева Анастасия, Набиева Надежда, Копытченко Наталья, Абросимова Виолетта, Кадырметова Маргарита

10, 11

Региональный

«Реклама и литература», СГУ им. Н.Г.Чернышевского

буктрейлеры

победители

2015-2016

Творческий коллектив кружка «Журналистика»

10, 11

Всероссийский

Всероссийский фестиваль телевизионного творчества «Телекласс»

Видео ролик «Быть креативным – это модно»

Дипломанты

2015-2016

Чуйко Юлия, Бикулов Шамиль, Мохунь Екатерина

9, 11, 6

Международный

«Слово», СГУ им. Н.Г.Чернышевского

 буктрейлер

 Результата пока нет

2015-2016

Творческий коллектив кружка «Журналистика»

10, 11. 9, 6

Всероссийский

«Издательская деятельность в школе», Северо-Западный институт печати СПГУТД, Санкт-Петербург

Видеоролик «По ту и эту сторону экрана»

Результата пока нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БУКТРЕЙЛЕР КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ

BOOKTRAILER AS AN INNOVATIVE MEANS OF INCREASING INTEREST IN READING AMONG SCHOOLCHILDREN

Мохунь О.А.,

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Баскатовка»

Марксовского района

Саратовской области

Учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников.  Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес.

Language and literature teachers seek, find and apply different means and methods of increasing interest in reading among their students. Booktrailer is a short video clip, which describes a certain book in any chosen artistic form. Making booktrailers at literature lessons is an innovative method, which helps increase reader’s interest.

Повышение интереса к чтению, буктрейлер, инновации в образовании, уроки литературы в школе

Increasing interest in reading, booktrailer, innovations in education, literature lessons at school

Сегодня вряд ли можно встретить «не читающего» человека, то есть человека, не умеющего читать. Такой человек вызовет у других сильное удивление, негодование. А вот человека, не прочитавшего за свою сознательную жизнь ни одной книги, – пожалуйста! Таких людей много. К сожалению, в последние годы интерес к чтению художественной литературы в нашей стране падает. Эту мысль на разные лады повторяют в Правительстве и СМИ, этот факт не дает покоя школьным учителям литературы и преподавателям ВУЗов. Современные подростки часто не могут отличить классику и хорошую беллетристику от «ширпотреба» и того, что вообще нельзя назвать литературой, но получившего широкое распространение в сети Интернет.

Учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников. Как правило, в начальных классах дети любят читать. В пятом классе этот интерес еще сохраняется. И вот в этот период важно «не спугнуть» детей, укрепить желание узнавать из книг новое, интересное, полезное, научить видеть красоту русского языка. Но иногда произведения школьной программы не совпадают с ожиданиями учеников. Наверное, некоторые произведения действительно следует заменить на другие, более понятные, современные. Думаю, многие педагоги со мной в этом согласятся.

Но в данном докладе я хотела бы обратиться к вопросу инновационной деятельности на уроках литературы на примере относительно нового явления – буктрейлера.

Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество.

Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Согласно современной образовательной теории образовательная инновация развивается в пять этапов.

Первый этап – инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу – от педагогов-новаторов.

Второй этап – теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс, какими будут негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.

Третий этап – организационно-практический – создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Этот  этап инновационного процесса  заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.

Четвертый этап – аналитический – обобщение и анализ полученной модели.  

 Пятый этап – внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:

  1. от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
  2. от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
  3. от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.). [1]

    Инновационное образование – это модель образования, ориентированная на максимальное развитие   творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения). [2]

        На основе вышеприведённого определения педагогической инновации, этапов её внедрения, определения сути инновационного образования считаю, можно сделать вывод о том, что применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут, их снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментарими. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги (Алексей Маврин «Псоглавцы») Существует классификация буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (мини-фильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Этапы создания могут отличаться в зависимости от личности автора, его творческой задумки и манеры воплощения. Но всё-таки сначала нужно выбрать книгу, которая нравится и содержание которой хорошо известно, затем продумать идею буктрейлера. При этом не лишним будет посмотреть уже созданные клипы по этой книге. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров). Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления. [3]

В прошлом учебном году (2014-2015) я решила предложить старшеклассникам сделать буктрейлеры, получившиеся работы были оформлены в виде проектов. Каждый из учеников 10-11 классов, всего 13 ребят, после предварительной работы сумел сделать буктрейлер к любимой книге. На защите проектов присутствовали ученики 8-9 классов, которые после просмотра роликов тоже захотели не только участвовать в проекте, но и заявили о желании и намерении прочитать книги, по которым были сняты клипы. В текущем учебном году работа в нашей школе по созданию буктрейлеров продолжается, в проекте участвуют ученики 5,6, 9-10 классов.

Считаю возможной организацию межшкольного Фестиваля буктрейлеров. Думаю, не следует ограничивать выбор книг, руководствуясь определёнными датами (юбилеями и т.д.), обращать внимание нужно только на содержание предложенного произведения, то есть это должна быть «качественная» литература.

На данном этапе распространения такого движения, как создание буктрейлеров, существует проблема теоретического обоснования. В России практически нет исследований на эту тему. Историю буктрейлерства более или менее освещает Википедия. Кроме того, я нашла две небесполезные статьи: Юлии Щербининой и Льва Оборина. В то же время, буктрейлеры сейчас снимают не только киностудии и издательства, но и любители, в том числе педагоги, студенты, школьники.

Для меня и моих учеников создавать буктрейлеры – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть модным и современным. И это действительно работает – повышает читательский интерес!

Библиографический список

(электронные ресурсы)

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – ООО «Квазар», 2010-2014-. –Режим доступа: http://nsportal.ru, свободный. – Загл. с экрана
  2. Открытый класс [Электронный ресурс]. – НФПК, 2008-2010-. – Режим доступа: http://www.openclass.ru, свободный. – Загл. с экрана
  3. Википедия [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. – Загл. с экрана

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПОЛОЖЕНИЕ

о Межшкольном конкурсе буктрейлеров

«Моя любимая книга»

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение определяет статус, цель, задачи и порядок проведения Межшкольного конкурса буктрейлеров «С книгой по жизни» (далее - Конкурс).
  1. Организатор Конкурса – МОУ-СОШ с.Баскатовка Марксовского района.
  2. Для участия в Конкурсе руководителям необходимо прислать заявку на участие на эл.адресolgamohun@rambler.ru или baskatovskool@yandex.ru.
  3. При необходимости в ходе проведения Конкурса участникам оказывается методическая и техническая помощь.

 

  1. Цель и задачи Конкурса
  1. Целью Конкурса является продвижение чтения и книги средствами визуальной культуры.
  2. Задачи:
  • создание привлекательного образа и имиджа книги и чтения;
  • создание новых информационных ресурсов (буктрейлеров) для дальнейшего использования в профессиональной деятельности;
  • расширение читательского кругозора;
  • воспитание вдумчивого, творческого читателя;
  • содействие развитию интереса к чтению – важнейшему элементу культуры, инструменту повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности общества;
  • формирование навыков и умений анализировать, классифицировать полученную информацию;
  • совершенствование навыков обработки информации средствами информационных технологий.

  1. Регистрация участников

3.1. Для участия в Конкурсе необходимо оформить заявку.

3.2. Заявки на Конкурс принимаются до начала мероприятия. В заявке необходимо указать фамилии, имена, класс участников, фамилии, имена, отчества научных руководителей, наименование образовательного учреждения, адрес электронной почты.

  1. Участники Конкурса
  1. Участниками Конкурса являются учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений всех типов.
  2. Участие в Конкурсе добровольное и бесплатное.
  3. Каждый участник может представить на Конкурс одну работу.

  1. Этапы проведения Конкурса
  1. С 1 марта 2016 года по 15 апреля 2016 года – оформление заявок и подготовка работ.
  2. С 16 апреля 2016  года по 23 апреля 2016 года – работа жюри Конкурса.
  3. 25 апреля 2016 года – финал конкурса – просмотр буктрейлеров  в присутствии авторов и гостей в МОУ-СОШ с.Баскатовка, подведение итогов, награждение призёров и победителей.

  1. Номинации Конкурса
  1. Номинации Конкурса:
  • Игровые буктрейлеры (мини-фильм по книге);
  • Неигровые буктрейлеры (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
  • Анимационные буктрейлеры (мультфильм по книге).
  1. В каждой номинации определяются победители и лауреаты. Победителей и лауреатов может быть несколько.
  2. Возрастные группы:
  • 5-8 классы (средняя группа);
  • 9-11 классы (старшая группа).

  1. Управление Конкурсом
  1. Для управления Конкурсом создается организационный комитет (далее – Оргкомитет).
  1. В состав Оргкомитета входят преподаватели МОУ-СОШ с.Баскатовка.
  2. Организационный комитет выполняет следующие функции:
  • организация приема заявок и регистрация работ;
  • формирование состава жюри;
  • определение критериев оценки работ;
  • выдача дипломов и сертификатов;
  • анализ и обобщение опыта проведения Конкурса.

  1. Подведение итогов Конкурса
  1. Итоги подводятся оргкомитетом Конкурса на основании оценок жюри Конкурса.
  2. Лучшие работы  определяются автоматическим суммированием баллов, выставленных  членами жюри.

  1. Критерии определения победителей и призёров Конкурса

Критерии оценки буктрейлеров

1

Соответствие названия и содержания буктрейлера

1-3 балла

2

Оригинальность содержания

1-3 балла

3

Информативность

1-3 балла

4

Полнота и глубина раскрытия содержания книги

1-3 балла

5

Техническая сложность

1-3 балла

6

Творческий подход

1-3 балла

7

Органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги

1-3 балла

ИТОГО

21 - максимум

  1. Требования к буктрейлерам
  1. Буктрейлер – небольшой видеоролик, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, это современный технический способ представления книги, своего рода аннотация книги в видеоформате. С помощью созданного рекламного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать. Реклама должна удивлять, привлекать внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.
  2. При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.
  3. Продолжительность видеоролика не должна превышать 3-х минут.
  4. Максимальный размер файлов – 15 Мб. 
  5. Формат ролика:  *.avi; *.wmv; *.mp4; *.mov;*.mpeg;*.mpeg4 или
    презентация, созданная в стандартных программах MicrosoftOffice.
  6. Тематика буктрейлеров. Приветствуются художественные произведения русских и зарубежных классиков, а также произведения современных авторов, отвечающие требованиям «качественной» литературы.



Предварительный просмотр:

Общешкольное внеклассное мероприятие «Читай!»

Цели.

Содержательная: приобщение подрастающего поколения к классической и современной художественной литературе.

Деятельностная: развитие навыков чтения, популяризация чтения как увлечения.

Участники: ученики 5-11 классов.

Разработчики и ответственные: учителя-словесники Мохунь О.А., Михайлова А.В., Цыганок Т.Н..

Оборудование и технические средства: художественные произведения, выбранные для чтения учениками и преподавателями; видеоролики (социальная реклама чтения, ролики, снятые  учениками о пользе чтения); презентация-сопровождения мероприятия; мультимедийный проектор; компьютер; сцена; микрофоны.

Подготовительная часть: преподаватели литературы совместно с учениками выбирают книгу для коллективного чтения. Важно, чтобы каждый ученик класса и школы участвовал в мероприятии. Произведение может выходить за рамки школьной программы, но должно отвечать таким критериям, как художественность, красота языка, воспитание нравственности, соответствие возрасту детей. Книга делится на части, которые читают дети. При подготовке к выступлению педагоги обращают внимание на интонацию, скорость, громкость, выразительность чтения, правильность произношения слов. Объём произведения выбирается с учётом временных рамок мероприятия.

Ход мероприятия:

Мероприятие проходит в актовом зале. Начинается с видеоролика социальной рекламы чтения. Далее каждый класс по очереди читает произведение. Дети могут стоять или сидеть, говорить в микрофон.  Между выступлениями следует «вставлять» разного рода информацию о чтении, библиотеках, писателях и поэтах. Информация должно быть короткой, иллюстративной и запоминающейся. Завершение – видеоролик о пользе чтения художественной литературы, снятый учениками.

Примерные произведения для чтения:

Рассказы Бориса Ганаго («Подарите мне свою любовь», «Бриллиантовые слёзы» и др.), Всеволода Гаршина («Сказка о жабе и розе», «Сигнал»), Айзека Азимова («Место, где много воды»), Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия», Андрея Платонова  («Третий сын» и др.), Василия Шукшина («Солнце, старик и девушка»), О.Генри («Дары волхвов» и др.) и другие произведения великих писателей-классиков и современных выдающихся прозаиков.

Результативность

12.02.16 состоялось общешкольное мероприятие «Читай!».

В нем приняли участие практически все учащиеся с 5 по 11 класс. Ученики 5 класса (кл.руководитель Мохунь О.А.) продемонстрировали видеоролик «Иди и читай!», снятый специально для данного события.

Выступающие достойно справились со своей задачей. В исполнении школьников прозвучали все заявленные художественные произведения. Кроме того, Виолетта Абросимова (11 класс) представила свою видеоверсию социальной рекламы чтения.

Преподаватели русского языка и литературы Цыганок Т.Н., Михайлова А.В., Мохунь О.А. приняли решение поощрить грамотой каждый класс (5-11) «За бережное отношение к книге, за внимательный выбор художественного произведения и умение представить его на сцене».

Рекомендации: сделать данное мероприятие традиционным для школы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа с.Баскатовка

Марксовского района Саратовской области

Пример жизни Святой княгини Елизаветы

как пример истинной нравственности

Мохунь Ольга Александровна,

учитель русского языка

и литературы, ОРКСЭ

Решетняк Ольга Александровна,

 учитель экологии и краеведения,

заместитель директора по воспитательной работе

2016

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир, на мой взгляд, можно назвать «миром парадоксов». Судите сами. Человечество достигло невиданных высот во многих отраслях, но использовать свои достижения на благо оно не научилось. О техническом прорыве знают большинство людей, но лишь немногие могут пользоваться всей его мощью. «Умные» дома, роботы-помощники, электрокары – все это остается мечтой простых людей. Нанотехнологии в медицине позволяют выполнять сложнейшие операции, но кому они доступны? Ученые разрабатывают всё новые виды лекарств, но болеют люди всё больше, сильнее, опаснее. Вся информация мира может уместиться в ладони человека, если он держит в руках современный гаджет, но вот как он ею воспользуется? Ответ может быть любым. Обществом движет жажда. Жажда денег. Жажда власти. Жажда удовольствий. Одни, имея большие возможности, тратят жизнь, принося много вреда себе и окружающим. Другие влачат жалкое существование, думая только о хлебе насущном, о том, как выжить.

Люди губят Землю, на которой живут. Загрязнение планеты достигло небывалого уровня. Все попытки исправить ситуацию не приносят результата. Ответы получаются суровыми: тайфуны, оползни, цунами, землетрясения – их все больше.  Развитие ядерной энергетики привело к тому, что уже дважды взрывы на атомных станциях подводили человечество к краю. А использованию  ядерной бомбы во Второй мировой войне вообще трудно найти объяснение и уж тем более – оправдание. Мировое сообщество методично приближает себя к чему-то ужасному, что  имеет вполне всем известное название. Но об истинных причинах этого мало кто задумывается и еще меньше – догадывается.

Еще сложнее обстоит дело с нравственностью в современном мире. Открывая памятник князю Владимиру (4.11.16), Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что сегодня люди предпочитают утверждать, будто абсолютной истины не существует, будто бы всё имеет право на существование, поэтому истина относительна. Православные Христиане верят, что это не так. Что есть абсолютные нравственные ценности, что всё так или иначе возвращается на круги своя.

ПОДМЕНА НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Крошка-сын к отцу пришёл

и спросила  кроха:

«Что такое хорошо

и что такое плохо?..»

В.В.Маяковский

Сегодня очень распространено такое явление, как подмена понятий. Что же это такое? Какое отношение оно имеет к нашей стране и Православию? Попробуем разобраться, приведя цитаты из некоторых статей.

«Святые отцы, например, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, учили, что наше материальное бытие зависит от идеального бытия — от идей. Они называли их логосами. По их мнению, начало эти идеи-логосы берут во Святой Троице — в Ипостасном Логосе. Иными словами, низшее бытие зависит от Высшего Совершенного Бытия — от самой Троицы. Поэтому и наша культурная жизнь напрямую зависит от тех идей, которые лежат в основе нашего мировоззрения.

Собственно, культура — это и есть материализованная идея, весь вопрос только в том, материализацией какой идеи она является? Подлинная культурная среда, в которой возрастает человек — это, прежде всего, область непреходящих идей и ценностей. Но сегодня мы, во-первых, наблюдаем дефицит тех мировоззренческих ценностей, на которых зиждились все устойчивые сообщества» [1].

«Информацию, основанную на чувствах, нельзя до конца понять без собственного опыта чувств и из-за этого здесь у людей наиболее широкий разброс понимания. Соответственно, возникает насущная необходимость некоей кодификации накопленного чувственного опыта. Мораль является одним из таких кодификаторов.

Попробую доказать это на основе моего понимания разницы между моралью и нравственностью. А разница между моралью и нравственность настолько велика, что её можно выразить следующим выражением –  мораль есть труп нравственности.

Нравственность – это живое человеческое чувство, то, что человек испытывает непосредственно в процессе своего общения с окружающей его действительностью, когда понимание человека, что такое хорошо и плохо, что есть добро и зло, основано на его опыте сопереживания, сочувствия и соболезнования другим людям, животным или любому другому существу.

Мораль же есть сухая запись чьих-то ранее прожитых  чувств, выраженная в наборе общепринятых правил поведения. Соответственно, мораль – всего лишь код, в котором зашифрована чувственная информация. А, как известно, для того, чтобы правильно принять и раскодировать что-либо, надо иметь приёмник, настроенный на понимание именно данного кода.

Кто же является правильно настроенным на приём данного кода? Нравственно воспитанный человек. Если ребёнку дать просто набор моральных правил, то для него они не будут информацией, так как он не сможет её расшифровать. Невозможно объяснить ребёнку, почему нельзя душить котят, если он не чувствует к этим котятам жалости, не сопереживает их боли.

Да, ребёнку можно силой вдолбить моральные правила, надрессировать его на их выполнение, но это поверхностное знание, выхолощенное. Такое знание отбрасывается как мешающее в первой же по настоящему критической ситуации – и в остатке получается практически животное. Для человека же, воспитанного нравственно, мораль является не догмой, а лишь справочной литературой, так как он и сам в состоянии определять, что хорошо, а что дурно. И моральные правила, выработанные поколениями его предков, ясны ему как божий свет.

Если человека морального можно получить через образовательную систему и дрессировку, то получение человека нравственного – намного более трудоёмкий процесс, основанный в первую очередь на воспитании».[2]

«Выдвинув власть денег как культурообразующую идею общества низшего порядка, общество обрекло себя на духовно-нравственную деградацию. Но заметим, что произошла не только утрата главных ценностей, но и их девальвация, а порой имела место и подмена понятий. Это случилось, например, с одной из главных ценностей, на которой зиждется христианская культура, с понятием — любовь. Употребительное ныне выражение заняться любовью наилучшим образом свидетельствует о том, какой смысл мы вкладываем теперь в это понятие. Это уже не редукция понятия, а подмена его высокого смысла низким, вульгарным.

В христианстве понятие любовь означает способность жертвовать ради другого всем, даже собственной жизнью. В современной культуре это слово наполняется смыслом наслаждения другим, использования его ради своих корыстных целей. Любовью нынче называют хищнический эгоизм, который питает ненасытную гордыню, в то время как подлинной любви присуще смирение. Без смирения вообще нет любви, ибо желание расстаться с эгоизмом возникает только там, где человек сознает несоответствие высоты своего жизненного призвания и нынешнего духовного состояния. Здесь, в покаянии и возникает смирение. От того, что мы называем эгоизм любовью, — он любовью никогда не станет, ибо его сущность от этого не переменится».[1]

«Обесценивание слова, употребление его в противоположном традиционному смысле — приводит к тому, что вместо самопожертвования, вместо служения другим, мы все чаще встречаемся с жертвоприношением, с безнравственным использованием человека человеком. Убийство за провозглашенную высшую ценность — деньги (например, за квартиру) или комфорт (аборты по социальным показаниям) стало привычной реальностью нашей лишённой высоких смыслов жизни».[1]

Трудно не согласиться с авторами статей в том, что в нашей стране и за рубежом вольно обращаются с такими нравственными понятиями, как любовь, добро, семья, милосердие, уважение, честь, совесть, достоинство. Людям предлагают принимать любую личность со всеми её недостатками, быть толерантными ко всем необычным проявлениям, даже если они противоречат абсолютным нравственным нормам, не укладываются в рамки естественного человеческого поведения.

 Самое неприятное (может быть, нужно использовать более жесткое слово) в том, что разврат и подмена понятий прочно укоренились в нашей стране, в сознании прежде всего молодого поколения. С экранов телевизоров («этих «зомбиящиков»» - цитата телеканала «Союз») детей с самого малого возраста пытаются приучить к страшным, бессмысленным мультфильмам с уродливыми героями, потом к клипам, в которых нет одетых персонажей. Еще позже – к сериалам озабоченного характера. Компьютерные игры – отдельная история, требующая самостоятельного раскрытия темы. Мы получаем поколение инфантильных взрослых, слишком рано начинающих половую жизнь, совершенно не разбирающихся в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дети как губки, «впитывают» все, что им предлагают близкие, а если воспитания в семье нет, они стараются это восполнить…тем, что «попадется под руку».

Что же делать тем, кто понимает опасности современного общества? Как быть школе, учителям? Детям нужны примеры. «Супер-герои». Этими героями, я считаю, должны быть православные святые. На уроках ОРКСЭ, внеурочной деятельности в этой предметной области следует больше внимания уделять рассказам о таких людях. Дети очень внимательно слушают, стараются понять, запомнить.

Ярким примером, которому нужно и можно подражать жизнью. является святая княгиня Елизавета.

СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА

Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Июнь 4 (Петерб.),  Июль 5,  Август 20 (Моск.)

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы — Алиса, будущая императрица Российская, Александра Феодоровна.

Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.

Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, разносили по палатам больных.

Елисавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елисавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя.

В 1873 году разбился насмерть на глазах у матери трехлетний брат Елисаветы Фридрих. В 1876 г. в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елисаветы. Мать просиживала ночами у постелей заболевших детей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет.

В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ. Считается, что брак четы был духовным.

Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины.

Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри — великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так непохожее на то, что встречала в протестантской кирке. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин Христовых и ей самой так захотелось подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту радость. Елисавета Феодоровна стала просить мужа достать ей книги духовного содержания, православный катехизис, толкование Писания, чтобы умом и сердцем постичь, какая же религия истинна.

В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, где участвовал в основании Православного Палестинского Общества, став председателем его. Это общество изыскивало средства для помощи Русской Миссии в Палестине и паломникам, расширения миссионерский работы, приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Спасителя.

Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елисавета Феодоровна восприняла это как Промысл Божий и молилась о том, чтобы у Гроба Господня Спаситель Сам открыл ей Свою волю.

Великий князь Сергей Александрович с супругой прибыл в Палестину в октябре 1888 года. Храм святой Марии Магдалины был построен в Гефсиманском саду, у подножия Елеонской горы. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до сего дня — один из красивейших храмов Иерусалима. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная «русской свечой». Увидев эту красоту и благодать, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться. В дар храму святой Марии Магдалины Елисавета Феодоровна привезла драгоценные сосуды, Евангелие и воздухи.

После посещения Святой Земли великая княгиня Елисавета Феодоровна твердо решила перейти в православие. От этого шага ее удерживал страх причинить боль своим родным, и прежде всего, отцу. Наконец, 1 января 1891 года она написала отцу письмо о своем решении.

Это письмо показывает, какой путь прошла Елисавета Феодоровна. « ... А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз — более полутора лет назад. Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

Отец не послал дочери желаемой телеграммы с благословением, а написал письмо, в котором говорил, что решение ее приносит ему боль и страдание, и он не может дать благословения. Тогда Елисавета Феодоровна проявила мужество и, несмотря на моральные страдания, твердо решила перейти в православие.

13 (25) апреля, в Лазареву субботу, было совершено таинство Миропомазания великой княгини Елисаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы — матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная церковь совершает 5 (18) сентября. После Миропомазания император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, которую Елисавета Феодоровна свято чтила всю жизнь. Теперь она могла сказать своему супругу словами Библии: «Твой народ стал моим народом, Твой Бог — моим богом!» (Руфь, 1.16).

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество обязанностей — шли постоянные приемы, концерты, балы. Необходимо было улыбаться и кланяться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания. После переезда в Москву Елисавета Феодоровна пережила смерть близких людей: горячо любимой невестки принцессы — Александры (жены Павла Александровича) и отца. Это была пора ее душевного и духовного роста.

Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

После смерти отца она с Сергеем Александровичем поехала по Волге, с остановками в Ярославле, Ростове, Угличе. Во всех этих городах супруги молились в местных храмах.

В 1894 году, после многих препятствий состоялось решение о помолвке великой княгини Алисы с наследником Российского престола Николаем Александровичем. Елисавета Феодоровна радовалась тому, что молодые влюбленные смогут, наконец, соединиться, и ее сестра будет жить в дорогой ее сердцу России. Принцессе Алисе было 22 года и Елисавета Феодоровна надеялась, что сестра, живя в России, поймет и полюбит русский народ, овладеет русским языком в совершенстве и сможет подготовиться к высокому служению императрицы Российской.

Но все случилось по-иному. Невеста наследника прибыла в Россию, когда император Александр III лежал в предсмертной болезни. 20 октября 1894 года император скончался. На следующий день принцесса Алиса перешла в православие с именем Александры. Бракосочетание императора Николая II и Александры Феодоровны состоялось через неделю после похорон, а весной 1896 года состоялось коронование в Москве. Торжества омрачились страшным бедствием: на Ходынском поле, где раздавались подарки народу, началась давка — тысячи людей были ранены или задавлены.

Так началось это трагическое царствование — среди панихид и погребальных воспоминаний.

В июле 1903 года состоялось торжественное прославление преподобного Серафима Саровского. В Саров прибыла вся императорская семья. Императрица Александра Феодоровна молилась преподобному о даровании ей сына. Когда наследник престола родился, по желанию императорской четы престол нижней церкви, построенной в Царском Селе, был освящен во имя преподобного Серафима Саровского.

В Саров приехала и Елисавета Феодоровна с супругом. В письме из Сарова она пишет: « ... Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру. Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали — эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать ...»

Когда началась русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились над швейными машинами и рабочими столами. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов.

В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам и доложил об этом императору, сказав, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял отставку и супруги покинули губернаторский дом, переехав временно в Нескучное.

Тем временем боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить казнь. Елисавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.

5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елисавета Феодоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, и прежде всего — сестре Александре Феодоровне, прося ее не приезжать на похороны, т.к. террористы могли использовать их для покушения на императорскую чету. Когда великая княгиня писала телеграммы, она несколько раз справлялась о состоянии раненного кучера Сергея Александровича. Ей сказали, что положение кучера безнадежно, и он может скоро умереть. Чтобы не огорчить умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она, пересилив себя, улыбнулась ему ласково и сказала: «Он направил меня к вам». Успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Ефим скончался в ту же ночь.

На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».

«И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елисавета Феодоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

Из великих князей на погребении присутствовали только Константин Константинович (К.Р.) и Павел Александрович. Погребли его в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течение сорока дней совершались заупокойные панихиды; великая княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь она почувствовала благодатную помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая Княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.

На место убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник — крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят».

С момента кончины супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью. Вся роскошная мебель была вынесена, стены перекрашены в белый цвет, на них находились только иконы и картины духовного содержания. На светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях или крестинах родственников и друзей и сразу уходила домой или по делам. Теперь ее ничто не связывало со светской жизнью.

Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором — церковь и больница, рядом — аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника — духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.

10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Первый храм обители («больничный») был освящен епископом Трифоном 9 (21) сентября 1909 г. (в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Второй храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1911 году (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова). В 1914 году под храмом была устроена церковь — усыпальница во имя Сил Небесных и Всех Святых, которую настоятельница предполагала сделать местом своего упокоения. Роспись усыпальницы сделал П.Д. Корин, ученик М.В. Нестерова.

Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря — друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. 9 (22) апреля 1910 года в церкви святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Во время торжественной службы епископ Трифон, обращаясь к уже облаченной в монашеское одеяние великой княгине, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Слова владыки Трифона сбылись. Озаренная благодатию Духа Святого деятельность великой княгини осветила огнем Божественной любви предреволюционные годы России и привела основательницу Марфо-Мариинской обители к мученическому венцу вместе с ее келейницей инокиней Варварой Яковлевой.

День в Марфо-Мариинской обители начинался в 6 часов утра. После общего утреннего молитвенного правила! В больничном храме великая княгиня давала послушания сестрам на предстоящий день. Свободные от послушания оставались в храме, где начиналась Божественная Литургия. Дневная трапеза проходила с чтением житий святых. В 5 часов вечера в церкви служили вечерню с утреней, где присутствовали все свободные от послушания сестры. Под праздники и воскресение совершалось всенощное бдение. В 9 часов вечера в больничном храме читалось вечернее правило, после него все сестры, получив благословение настоятельницы, расходились по кельям. Четыре раза в неделю за вечерней читались акафисты: в воскресенье — Спасителю, в понедельник — архангелу Михаилу и всем Бесплотным Небесным Силам, в среду — святым женам-мироносицам Марфе и Марии, и в пятницу — Божией Матери или Страстям Христовым. В часовне, сооруженной в конце сада, читалась Псалтирь по покойникам. Часто ночами молилась там сама настоятельница. Внутренней жизнью сестер руководил замечательный священник и пастырь — духовник обители, протоирей Митрофан Серебрянский. Дважды в неделю он проводил беседы с сестрами. Кроме того, сестры могли ежедневно в определенные часы приходить за советом и наставлением к духовнику или к настоятельнице. Великая княгиня вместе с отцом Митрофаном учила сестер не только медицинским знаниям, но и духовному наставлению опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскресенье после вечерней службы в соборе Покрова Божией Матери устраивались беседы для народа с общим пением молитв.

«На всей внешней обстановке обители и самом ее внутреннем быте, и на всех вообще созданиях великой княгини, лежал отпечаток изящества и культурности не потому, что она придавала этому какое-либо самодовлеющее значение, но потому, что таково было непроизвольное действие ее творческого духа», — пишет в своих воспоминаниях митрополит Анастасий.

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Спала на деревянной кровати без матраца. Строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма.

Вечером, — обход больных, заканчивающийся за полночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, находила слова утешения, стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорили: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».

Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи.

В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи.

Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу.

Она находила возможности для помощи духовенству — давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она ободряла, укрепляла, помогала материально священникам — миссионерам, трудившимся среди язычников крайнего севера или инородцев окраин России.

Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность.

В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

Мальчиков, вырванных из Хитровки, она устраивала в общежития. Из одной группы таких недавних оборванцев образовалась артель исполнительных посыльных Москвы. Девочек устраивала в закрытые учебные заведения или приюты, где также следили за их здоровьем, духовным и физическим.

Елисавета Феодоровна организовала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Рассказывают такой случай: однажды великая княгиня должна была приехать в приют для маленьких сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали, что приедет великая княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда Елисавета Феодоровна приехала — ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и все протянули свои ручки великой княгине со словами: «целуйте ручки». Воспитательницы ужаснулись: что же будет. Но великая княгиня подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при этом все — такое умиление и благоговение было на лицах и в сердцах.

Великой княгине была присуща исконно русская любовь к паломничеству.

Не раз ездила она в Саров и с радостью спешила в храм, чтобы помолиться у раки преподобного Серафима. Ездила она во Псков, в Оптину пустынь, в Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре. Посещала и самые маленькие монастыри в захолустных и отдаленных местах России. Присутствовала на всех духовных торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исцеления от новопрославляемых святых, великая княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В 1914 году она посетила монастырь в Алапаевске, которому суждено было стать местом ее заточения и мученической смерти.

В годы первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители была отпущена для работы в полевом госпитале. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.

В 1916 году к воротам обители подошла разъяренная толпа с трсбованием выдать германского шпиона — брата Елисаветы Феодоровны, якобы скрывавшегося в обители. Настоятельница вышла к толпе одна и предложила осмотреть все помещения общины. Господь не допустил погибнуть ей в этот день. Конный отряд полиции разогнал толпу.

Вскоре после Февральской революции к обители снова подошла толпа с винтовками, красными флагами и бантами. Сама настоятельница открыла ворота — ей объявили, что приехали, чтобы арестовать ее и предать суду как немецкую шпионку, к тому же хранящую в монастыре оружие.

На требование пришедших немедленно ехать с ними, великая княгиня сказала, что должна сделать распоряжения и проститься с сестрами. Настоятельница собрала всех сестер в обители и попросила отца Митрофана служить молебен. Потом, обратясь к революционерам, пригласила войти их в церковь, но оставить оружие у входа. Они нехотя сняли винтовки и последовали в храм.

Весь молебен Елисавета Феодоровна простояла на коленях. После окончания службы она сказала, что отец Митрофан покажет им все постройки обители, и они могут искать то, что хотят найти. Конечно, ничего там не нашли, кроме келий сестер и госпиталя с больными. После ухода толпы Елисавета Феодоровна сказала сестрам: «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца».

Весной 1917 года к ней приехал шведский министр по поручению кайзера Вильгельма и предложил ей помощь в выезде за границу. Елисавета Феодоровна ответила, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной и не может оставить сестер обители в это трудное время.

Никогда не было за богослужением в обители столько народа как перед октябрьским переворотом. Шли не только за тарелкой супа или медицинской помощью, сколько за утешением и советом «великой матушки». Елисавета Феодоровна всех принимала, выслушивала, укрепляла. Люди уходили от нее умиротворенными и ободренными.

Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием: черный хлеб, вяленая рыба, овощи, немного жиров и сахара. Из медикаментов выдавали в ограниченном количестве перевязочный материал и лекарства первой необходимости.

Но все вокруг были напуганы, покровители и состоятельные дарители теперь боялись оказывать помощь обители. Великая княгиня во избежание провокации не выходила за ворота, сестрам также было запрещено выходить на улицу. Однако установленный распорядок дня обители не менялся, только длиннее стали службы, горячее молитва сестер. Отец Митрофан каждый день служил в переполненной церкви Божественную Литургию, было много причастников. Некоторое время в обители находилась чудотворная икона Божией Матери Державная, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отречения императора Николая П от престола. Перед иконой совершались соборные моления.

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд великой княгини Елисаветы Феодоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с великой княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

Спокойствие в обители было затишьем перед бурей. Сначала прислали анкеты — опросные листы для тех, кто проживал и находился на лечении: имя, фамилия, возраст, социальное происхождение и т.д. После этого были арестованы несколько человек из больницы. Затем объявили, что сирот переведут в детский дом. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную Литургию и молебен. После службы патриарх до четырех часов дня находился в обители, беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последней благословение и напутствие главы Российской Православной Церкви перед крестным путем великой княгини на Голгофу.

Почти сразу после отъезда патриарха Тихона к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Елисавете Феодоровне приказали ехать с ними. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать им последнее благословение. Плакали все присутствующие, зная, что видят свою мать и настоятельницу в последний раз. Елисавета Феодоровна благодарила сестер за самоотверженность и верность и просила отца Митрофана не оставлять обители и служить в ней до тех пор, пока это будет возможным.

С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем, как сесть в машину, настоятельница осенила всех крестным знамением.

Узнав о случившемся, патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены.

Елисавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь.

Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем — Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями — Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.

Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили отпустить на свободу. Обе умоляли вернуть их к великой княгине, тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1931 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Вскрытие производила в Иерусалиме комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Гробницы новомучениц поставили на амвон перед Царскими вратами. По промыслу Божию случилось так, что архимандрит Антоний остался один у запаянных гробов. Неожиданно гроб великой княгини Елисаветы открылся. Она встала и подошла к отцу Антонию за

благословением. Потрясенный отец Антоний дал благословение, после чего новомученица вернулась в свой гроб, не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины. Назначили день 2 мая 1982 г. — праздник святых Жен Мироносиц. В этот день за богослужением употреблялись Святая Чаша, Евангелие и воздухи, преподнесенные храму самой великой княгиней Елисаветой Феодоровной, когда она была здесь в 1886 году.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля.[3]      

Источники:

  1. http://www.e-reading.by/chapter.php/1019692/17/Svoboda_lyubvi_ili_idol_bluda.html
  2. http://www.odnako.org/blogs/podmena-ponyatiy-nravstvennost-i-moral-spravedlivost-i-zakonnost/
  3. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6575.htm
  4. http://www.pravmir.ru/svyataya-eisaveta-angel-xranitel-moskvy/

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПЕДАГОГОВ

Ф.И.О. участника

Мохунь Ольга Александровна

Решетняк Ольга Александровна

Название работы

Пример жизни Святой княгини Елизаветы

как пример истинной нравственности

Образовательное учреждение

МОУ-СОШ с с.Баскатовка

Контактный телефон

89271553965

89276237167

_________________________________                                  _________________

Подпись руководителя направляющей организации             М.П.                               Расшифровка подписи