Основы религиозных культур и светской этики

Мохунь Ольга Александровна

Духовное развитие ученика - приоритетно

http://saripkro.ru/list.php?c=orkse

 

Приказ №24 от 30 января 2012 года "Об утверждении плана мероприятия  подготовки введения комплексного  учебного курса "Основы религиозных культур  и светской этики""

 Приложение к приказу №24 ОРКСЭ

 

 ПРИКАЗ  № 6   11 января 2012 года  «О введении кружка  «Основы православной культуры»»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы религиозных культур и светской этики Обязательный школьный предмет Светский характер обучения Автор презентации: учитель ОРКСЭ МОУ-СОШ с.Баскатовка Мохунь Ольга Александровна

Слайд 2

Причины введения ОРКСЭ Социальные : снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения; наблюдающиеся в обществе явления нарушения межнациональных отношений.

Слайд 3

Причины введения ОРКСЭ Педагогические: целесообразность начинать воспитание с такого возрастного периода, когда дети ещё весьма подвержены подражанию и принимают без обсуждения идеи от взрослого; в младшем школьном возрасте бурно идёт социализация, и оставить этот процесс вне влияния школы нельзя.

Слайд 4

Цель и задачи предмета нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей развитие их интереса к окружающему миру формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства укрепление взаимопонимания и оздоровление морально-нравственной атмосферы в обществе.

Слайд 5

Одна из важнейших задач курса ОРКСЭ – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни . Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании . Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Слайд 6

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения – одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и большой объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование.

Слайд 7

Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной – настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта . К сожалению, на разговоры о главном – о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

Слайд 8

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнѐрство учителей и родителей.

Слайд 9

Содержание курса ОРКСЭ 6 модулей : "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".

Слайд 10

Содержание модулей Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками: Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч .) Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.) Блок 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)

Слайд 11

Особенности предмета Можно изучать один модуль Рассчитан на 34 часа в год Носит исключительно светский характер Направлен на формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Слайд 12

Источники Сайты ФИПИ и СОИРО



Предварительный просмотр:

Принятие Христианства способствовало расцвету………………………………. Иконопись, ……………………….., приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из ……………….. благодаря распространению Христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием…………………………………….. 

материальной культуры; фреска, мозаика; Византии; античного мира

Материальная культура – это всё то, что создано руками человека.

Фреска – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому).

Мозаика – изображение или узор, выполненные из однородных или разных по материалу частиц (камень, керамические плитки), один из основных видов декоративно-прикладного искусства.

Византия - Византийская империя, мощное государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в.

Античный мир – культурное образование, которое стало своеобразным наследником культуры первых великих цивилизаций Ближнего Востока.

С Христианством пришла ………………………… на……………………………….., созданная болгарскими просветителями……………………………………….. Стали создаваться………………………………………….. Распространилась грамотность. 

письменность, славянском языке, Кириллом и Мефодием,  рукописные книги

Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.

Письменность – знаковая система для фиксации и передачи информации.

Славянский язык – имеется в виду древнерусский язык, существовавший с середины I тыс. до середины II тыс., был общим языком для всех восточных славян. 

Рукописные книги - это книги, текст и иллюстрации к которым воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги.

Христианство укрепило………………………………………………………………...

Принятие Христианства способствовало сплочению……………………………………...

княжескую власть, государственность, раздробленной Руси

княжеская власть – высший орган власти в Древнерусском государстве

государственность -  организация и деятельность государства при помощи системы идей и взглядов.

раздробленность Руси – разрозненность братских племен, их вражда и отказ признавать единую власть

Семья              счастье

Любовь             война

Здоровье                  вражда

Свобода                    злоба

Выбор                           культура

милосердие            агрессия

сострадание    бескорыстие

вера        добро      ненависть

надежда        зависть

честность          месть

совесть    терпение           лесть

http://rada-dom.ru/wp-content/uploads/2015/11/rada-dom-eco.jpg

http://us.123rf.com/450wm/oksanaok/oksanaok1107/oksanaok110700029/9983225-vector,-toy-small-houses---friends,-girl-and-boy,-contours.jpg

http://www.playing-field.ru/img/2015/052012/4234104



Предварительный просмотр:

Муниципальные чтения

«Святые русские княгини в истории Отечества: от равноапостольной Ольги до преподобномученицы Елизаветы»

«Равноапостольная княгиня Ольга

у истоков Святой Руси»

Доклад учителя русского языка и литературы,

преподавателя ОРКСЭ МОУ СОШ с.Баскатовка

Мохунь Ольги Александровны

        

Маркс 2015

"Первоизбранней от всего русскаго рода, славней и равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре, во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем людем русским показавшей. Ты же, яко имущая дерзновение к прославльшему тя Господу, ограждай нас от всяких бед молитвами твоими, да зовем ти: Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.» 
Кондак 1 святой равноапостольной великой княгине Ольге

ВВЕДЕНИЕ

Княгиня Ольга сыграла в истории нашего Отечества огромную роль. Значение государственной деятельности святой равноапостольной правительницы трудно переоценить. Её княжение ознаменовано несколькими знаковыми событиями, главным из которых является принятие Христианства Ольгой, начало приобщения русского народа к святой вере. Этой теме посвящена моя работа.

Цель работы состоит в освещении образа равноапостольной княгини Ольги у истоков Святой Руси.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассказать о происхождении и жизни княгини Ольги;

проанализировать деяния равноапостольной на Руси в годы её княжения;

оценить значение принятия крещения Ольгой для всей Руси.

Общественная актуальность работы: в современной России люди всё больше обращаются к истории Отечества, традициям и культуре российского народа, всё больше людей становятся Православными не формально, а искренне приходят к вере. Поэтому освещение жизни и княжения на Руси равноапостольной Ольги является важной частью просвещения общества. Личная актуальность: поскольку меня зовут Ольга, я часто прошу о защите свою небесную покровительницу, а написание данной работы пополнит мои знания о княгине Ольге.

Для написания работы я пользовалась в основном Интернет-источниками: православными сайтами, Википедией. Важным источником является Повесть временных лет, где описано житие Ольги.

ПОПЫТКА БИОГРАФИИ

24 июля Православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, в день её преставления.

То, что исследователям и простым людям известно об Ольге, трудно назвать биографией в привычном смысле этого слова. Точных и достоверных фактов о великой княгине, которая стояла у истоков распространения на Руси Христианства, зарождения государственности и просветительской деятельности, очень мало. В «Повести временных лет» – основном источнике по истории Руси того времени – Ольга упоминается не более 50 раз. Всего восемь лет из её жизни скудно, но все же освещены летописью.

«Брак с Игорем и рождение Святослава, месть древлянам, поход на тех же древлян и установление даней в Древлянской земле, поход в Новгородскую землю, путешествие в Царьград и крещение там, споры с сыном о вере, пребывание в Киеве во время нашествия печенегов, болезнь и смерть — это всё, что мы знаем более или менее достоверно. Еще пара событий из ее жизни нашла отражение в иностранных источниках; кое-что добавляют различные редакции ее Жития. Лишь несколько всполохов света, высвечивающих десяток эпизодов в ее биографии, — и кромешная мгла полнейшего неведения относительно всего остального… Правда, есть еще легенды, предания, домыслы позднейших книжников, но они, увы, едва ли имеют отношение к реальной княгине, столь много сделавшей для Руси», - сообщает автор книги «Княгиня Ольга» Алексей Карпов [5].

Итак, можно сделать вывод, что биография равноапостольной Ольги остаётся загадкой. Исторические загадки разгадываются тем менее достоверно, чем больше проходит времени с того или иного события. И всё-таки, к жизни и деяниям великой княгини всегда проявлялся огромный интерес. Её почитали и почитают как «богомудрую», справедливую правительницу, положившую начало совершенно нового пути нашего страны. Её по праву называют духовной матерью русского народа. «Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу», - так характеризует святую  автор одного из её Житий [1].

В средние века к личности святой княгини Ольги обращались многие историки, монахи: «преподобный Нестор Летописец и первый наш агиограф мних Иаков, киевский митрополит Иларион и «русский Златоуст» епископ Кирилл Туровский, печерский инок XV века «грешный» Феодосии и знаменитый серб Пахомий Логофет, псковский писатель XVI столетия Василий-Варлаам и московский митрополит Макарий, благовещенский священник Сильвестр и создатель Степенной книги митрополит Афанасий, священник Иоанн Милютин и митрополит Димитрий Ростовский» [5].

В наши дни многие писатели и историки посвящают свои труды, статьи святой Ольге, строят гипотезы, исследуют факты, разные записи, оставленные её современниками, причем не только соотечественниками.

Так что же достоверно известно нам о  равноапостольной княгине Ольге?

Дата рождения определяется лишь приблизительно – 860 год, зато дата смерти считается точной – 11 июля 969.

Происхождение Ольги также до конца не выяснено. Точно известно, что она была родом из Пскова («Повесть временных лет» и Новгородская летопись), местом  рождения признаются село Выбуты близ Пскова или древний город Изборск в Псковской земле. В летописях и преданиях упомянуто, что мать и отец Ольги неизвестны, а сама она была простолюдинкой до замужества («Степенная книга»). Однако, есть и прямо противоположная точка зрения, что Ольга сама происходила из знатного рода – древнерусских князей Изборских (Иоакимовская летопись). Варяжского, скандинавского или славянского рода была Ольга – тоже остается загадкой [5].

О жизни Ольги до замужества практически ничего неизвестно. Но о её первой встрече с Игорем существует описанное в её Житии предание, которое некоторыми исследователями признается лишь легендой: «Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему, точно мудрый старец, с таким увещанием: «Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают твое бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не будет! Я об этом и слышать не хочу. Прошу тебя, послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления, которых нужно стыдиться: вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судье, светлым примером добрых дел; ты же теперь близок к какому беззаконию?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью, будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные люди; и тебя, хотя ты и князь, последние могут возненавидеть за это и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что, хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты все-таки не одолеешь меня. Но если бы даже ты мог и одолеть меня, то глубина этой реки мне тотчас же будет защитой: лучше мне умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству». Будущая княгиня устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных [1].

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней». – повествуют Жития русских святых [1].

Это событие произошло в 903 году – дата фигурирует в большинстве списков «Повести временных лет». Но дальше все опять запутывается в «гордиев узел»! В Житии Ольги сказано, что «после женитьбы князь Игорь пошел в поход против греков, а вернулся из него уже отцом – родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами». Но по данным же «Повести временных лет» Игорь умер в 944-945 году, сын Святослав был еще мал и не мог управлять государством, поэтому до его взросления правила Ольга. По данным летописных источников брак Ольги и Игоря длился сорок лет. Получается, что княгиня родила сына, когда ей было за пятьдесят, а после смерти Игоря к ней дважды сватались чужеземные правители. И при этом она была полна сил и прекрасна лицом. Опять мы в плену противоречий. Поэтому, на мой взгляд, факты рассказывают нам о жизни великой княгини, но даты событий весьма условны, и, возможно, являются поздними вставками в «Повести временных лет».

В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести княгини Ольги древлянам за смерть Игоря [2]. В одной из версий Жития история-легенда передается кратко: «Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство». Не стоит воспринимать поступок Ольги как жестокость. С точки зрения язычества княгиня поступила справедливо, отомстив за мужа. По мнению большинства представителей народа Древней Руси такое поведение свидетельствовало о сильном характере и житейской мудрости Ольги [4].

Нигде, никто и никогда не называет равноапостольную княгиню жестокой. Напротив, истории она известна как добрая, благочестивая помощница своему народу: «…милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла ... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения» [4].

После смерти Игоря Ольга стала правительницей на Руси до взросления наследника Святослава. Летописи содержат свидетельства о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Она ходила в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа [2].

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. Своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость» [4].

Через какое-то время своего княжения Ольга отправилась в Константинополь с дипломатической и религиозной миссией. Там она продемонстрировала мощь Руси, а сама приняла от патриарха Феофилакта Крещение, став Христианкой. Восприемником княгини стал император Константин Багрянородный.

Сын Ольги Святослав так и остался язычником. В последние годы он жил вдали от своей матери. Княгиня учила Христианству своих внуков, но боялась крестить их. Святослав не теснил Христиан на Руси, Ольга всячески способствовала распространению своей религии, но позже ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню» [1].

«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание [2].

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Действительно, нам хотелось бы достоверно знать о жизни великой русской княгини гораздо больше. Но и то немногое, что нам известно, позволяет с уверенностью говорить: святая Ольга была мудрой правительницей, благочестивой христианкой, очень много сделавшей для своей державы и положившей начало её нового пути.

ДЕЯНИЯ КНЯГИНИ ОЛЬГИ НА РУСИ

Во время правления княгини Ольги Русь росла и укреплялась: строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Чувствовалось, что Русь постепенно становилась великой державой [1]/

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос» [5].

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому [4]. В Пскове и сегодня сохранилось особенное отношение к княгине Ольге.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Язычники ждали решительных действий Святослава, который тоже так и не принял Христианства. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают» [1].

Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать ... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания» [2].

Известно, что от своей поездки в Константинополь Ольга ожидала решения двух ключевых вопросов: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Но положительный ответ не был получен. Поэтому святая Ольга просит о помощи западную Церковь.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта [5].

Столь грозные события не прошли бесследно, язычники Руси все больше чувствовали безнаказанность: по приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Княгиня смирилась с происшедшим и ушла в дела личного благочестия.

Сын отдалялся от матери, хотя формально продолжал обращаться за ее помощью, отлучаясь в военные походы. Военные победы русского войска были утешением для святой Ольги. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Но все же Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи так передают слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!»  [2].

Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси.  Но сын не слушал предостережений матери. И это непослушание обернулось трагедией для самого князя. Заслуги же равноапостольной княгини в качестве правительницы неоспоримы и безусловны.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

После смерти княгини были явлены чудеса: «Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб» [1].

Святая Ольга и после кончины проповедует вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России [1].

Сегодня можно с уверенностью сказать, что княгиня Ольга является в нашей стране, во всем Христианском мире любимой и почитаемой святой.

 И хотя между современными людьми и Ольгой лежат столетия, хотя биография её остается загадкой для исследователей, образ святой равноапостольной княгини ясно, просто и отчетливо проступает в настоящем православном сознании. Он словно чувствуется и угадывается верой: Ольга благочестивая и богомудрая, справедливая и милосердная правительница, вставшая у истоков Святой Руси.

Использованная литература и Интернет-источники:

  1. Жития русских святых: В 2 т. Том первый: март-август. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 1084, [4] с. Под редакцией Н.В.Петрусенко.
  2. Повесть временных лет. / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — СПб.: Наука, 1999.
  3. http://www.abc-people.com/shop/olga_princess.htm
  4. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm
  5. http://www.e-reading.by/bookreader.php/1031895/Karpov_-_Knyaginya_Olga.html 

         

 







Предварительный просмотр:

IV межрайонная научно-практическая конференция «Православная книга – путь к преображению души»

Доклад учителя русского языка и литературы, ОРКСЭ

Мохунь Ольги Александровны

Создание буктрейлеров

по православным книгам

                                              Маркс 2016

Цель: рассказ о создании буктрейлеров по православным произведениям.

Задачи: привлечь внимание к православной литературе как к высоконравственной и художественной;

объяснить понятие «буктрейлер»;

показать примеры «буктрейлеров»;

обучить азам создания данных творческих продуктов.

Актуальность: в современном мире всё чаще звучит такая проблема, как «потеря интереса к чтению», не менее остро встает вопрос о выборе произведений. Поэтому одной из основных задач образования является повышение интереса к чтению, в том числе православной литературы, у подрастающего поколения. Но поскольку «мир не стоит на месте», на смену старым инструментам и методикам приходят новые. Одним из таких современных способов мотивации детей является буктрейлер.

На уроках ОРКСЭ очень важно применение видеоматериалов. Считаю целесообразным демонстрацию ученикам специальных видеороликов, притч, мультфильмов длительностью не более 5-6 минут. Обязательным и традиционным должно стать обсуждение просмотренного. Возможна постановка проблемных вопросов, формулирование вопросов самими детьми, поиск ответов и разъяснение.

При подборке видеоматериалов следует учитывать возраст детей, общие особенности класса в целом и личностные психологические проблемы учеников. Кроме того, нужно обратить внимание на то, в корректировке каких представлений о нравственных и этических нормах нуждаются дети.

С одной стороны, учитель может предложить детям просмотр и обсуждение специальных видеоматериалов. С другой стороны, возможности современных информационных технологий позволяют детям самим создавать видео. Это совершенно другой вид работы. Примером такой деятельности является буктрейлер. Ученики могут научиться создавать их, например, по православным художественным произведениям.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут, их снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментарими. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги (Алексей Маврин «Псоглавцы») Существует классификация буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (минифильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Этапы создания могут отличаться в зависимости от личности автора, его творческой задумки и манеры воплощения. Но всё-таки сначала нужно выбрать книгу, которая нравится и содержание которой хорошо известно, затем продумать идею буктрейлера. При этом не лишним будет посмотреть уже созданные клипы по этой книге. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров). Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления (по материалам Википедии – прим.автора).

Очень интересным и оригинальным будет снятие самостоятельного видео по книге, это тоже разновидность буктрейлеров.

Хочется отметить, что детям нравится такой вид работы, зрителям всегда после просмотра рекламы хочется прочитать книгу. Поэтому цель – повышение интереса к чтению – достигается. Кроме того, развиваются творческие и аналитические способности детей. Поскольку произведения православные, ребята задумываются над многими духовными вопросами и приобщаются к религиозной культуре.

Просмотр уже созданных буктрейлеров, небольшой мастер-класс по их созданию (прим.автора).

Библиографический список

(электронные ресурсы)

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – ООО «Квазар», 2010-2014-. –Режим доступа: http://nsportal.ru, свободный. – Загл. с экрана
  2. Открытый класс [Электронный ресурс]. – НФПК, 2008-2010-. – Режим доступа: http://www.openclass.ru, свободный. – Загл. с экрана
  3. Википедия [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. – Загл. с экрана