Коррекционная работа в ДОУ

Каберова Вероника Евгеньевна

За последнее время увеличилось число детей с отклонениями в развитии.

Главными задачами  в работе с такими детьми являются:

создание условий для коррекции психического и речевого развития путём активного применения здоровьесберегающих технологий;

*развитие речевой активности дошкольников через вовлечение их в познавательно-речевую и театральную деятельность;

*создание полноценной коррекционной и предметно-развивающей среды для всестороннего развития личности;

*привлечения родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Моя задача, как старшего воспитателя, -  координировать деятельность специалистов на оказание таким детям психолого-педагогической помощи с учётом индивидуальных способностей ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №38 , г. Тамбов

Старший воспитатель: Каберова В.Е.

Коррекционно–оздоровительная модель в ДОУ:

взаимосвязь

в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Актуальность применения коррекционно - оздоровительного модели обусловлена тем, что проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становится фактором, тормозящим процесс его развития и его становления как личности.

Большое количество детей в ДОУ имеют речевые нарушения.

Когда у ребенка нарушено произношение, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психически функций, например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Для детей с речевыми нарушениями, характерно нарушение общей и мелкой моторики.

Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет перечисленные недостатки развития.

С целью создания оптимальной коммуникативной среды мы разработали коррекционно-оздоровительную  модель для коррекции речи детей наряду с физическим развитием.

Речь и движение очень тесно связаны между собой. Мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него двигательную и мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку. Повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление. Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

При этом рекомендуется вводить речевой материал в самых разнообразных формах и поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста нужно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. Стихотворные тексты позволяют нормализовать темп речи, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а, в конечном счете, на совершенствовании фонетической стороны речи.

Систематическое многоплановое использование речевых рифмовок, привлекательных для детей, способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

В результате преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре наблюдается:

  • Расширение и обогащение развивающей среды.
  • Реализация коррекционно-оздоровительной модели к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствования методов и приемов логопедической работы.
  • Развитие и осуществление коррекции в двигательной, речевой, моторной и эмоциональной сфере.

Для успешной организации речевых моментов во время проведения занятий необходимо:

  • дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями;
  • целенаправленный подбор речевого материала;
  • нестандартный адаптированный спортивный инвентарь;
  • опираться на интересы потребности современного дошкольника и основываться на их личном опыте, на связность жизненных процессов.

Таким образом, коррекционно - оздоровительная модель:

  • отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта и побуждает его к обучению;
  • освобождает детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности во время занятий;
  • помогает разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;
  • развивает общую и мелкую моторики, ориентировку в пространстве;
  • способствует профилактике дисграфии;
  • помогает проводить работу по развитию просодических компонентов речи;
  • активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное внимание;
  • развивает и нормализует эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для детей.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №38 , г. Тамбов

Старший воспитатель: Каберова В.Е.

Коррекционно–оздоровительная модель в ДОУ:

создание речевой среды

Развитие речи дошкольников является одной из главных задач детского сада. С каждым годом число детей с более сложными речевыми диагнозами увеличивается. Поэтому создание речевой среды - одна из главных задач. Работа по развитию речи прослеживается во всех видах деятельности детей. Именно поэтому мы четко отслеживаем систему взаимодействия специалистов: психолога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому развитию, музыкального руководителя.

В этом учебном году деятельность по квалифицированной коррекции  недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялась через организацию работы 2 логопунктов.

Отчёт  за 2013-2014 учебный год

 по выпуску и набору детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи)

Речевое

заключение

Количество

детей на 01.09.2013

Прибыло до 01.04.2014

Выбыло

Количество детей на конец учебного года

Всего

Речь N

На логопункт

другие

Отказ от ПМПК

Не явились

Всего

Речь N

Продолжить обучение

другие

Отказ от ПМПК

Не явились

Продолжать обучение

Новый набор

Всего

Всего

ФН

11

-

-

11

8

8

-

-

-

3

3

-

-

-

-

-

4

4

ФН.Диз-я(м.п.)

11

2

1

12

5

5

1

-

-

-

7

4

3

-

-

-

7

4

11

ФФН

9

-

-

9

4

4

-

-

-

-

5

5

-

-

-

-

-

7

7

ФФН.Диз-я(м.п.)

57

3

3

57

15

14

-

-

-

-

42

16

26

-

-

-

25

21

46

ОНР(1ур)

1

1

-

2

-

-

-

-

-

-

2

-

2

-

-

-

1

-

1

ОНР(2ур)

2

-

-

2

-

-

-

-

-

2

-

2

-

-

-

2

-

2

ОНР(3ур)

5

1

1

5

-

-

-

-

-

5

-

5

-

-

-

3

-

3

Ринолалия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Заикание

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

1

-

1

-

-

-

1

-

1

Другие речевые нарушения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ВСЕГО:

96

8

5

99

32

31

1

-

-

-

67

28

39

-

-

-

39

36

75

В соответствии с перспективным планом коррекционной работы за 2013-2014 учебный год были проведены следующие мероприятия - фронтальное  обследование детей 4 - 6 лет в начале учебного года, проведение анализа медицинских карт, распределение детей на занятия на логопунктах по подгруппам в соответствии с видом нарушения и возрастом детей.

Необходимо уделять больше внимания  развитию у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей, поощрять детское словотворчество, стимулировать детей комментировать свои действия, приобщать к культуре чтения художественных произведений. Особые требования выдвигаются к речи самого воспитателя.

Пути решения проблемы:

  • оснастить современными пособиями и наглядным материалом  кабинет учителя-логопеда(2 корпус), логопедические уголки в групповых помещениях;
  •  продолжить работу над пополнением речевой среды;
  •  разработать методические требования к речи воспитателя;
  •  создать отлаженную систему взаимодействия специалистов.