Психоэмоциональное напряжение у детей

Каберова Вероника Евгеньевна

Психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

Всякое напряжение обусловлено ожиданием неблагоприятных для человека событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания, а также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Ответом организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку является стресс.

Дети, также как и взрослые, могут находиться в состоянии стресса.

Как определить это состояние?

Показателем позитивного психического состояния может быть устойчивое положительное настроение.

Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

 

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

  • нерациональный режим жизнедеятельности;
  • дефицит свободы движений;
  • недостаточность пребывания на свежем воздухе;
  • нерациональное питание и плохая его организация;
  • неправильная организация сна и отдыха детей;
  • авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
  • необоснованное ограничение свободы детей;
  • интеллектуальные и физические перегрузки;
  • факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

 

Таким образом, профилактикой психоэмоционального напряжения у детей и стресса является использование достаточной физической нагрузки, коррекция бытовых процессов.

 

«Психологические речевые настройки»

 

Цель:

 1. Создание положительного эмоционального фона в группе.

 2. Создание атмосферы доброжелательности и защищенности.

 

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся вокруг, держась за руки.

При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, т.е. голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Речевые настройки должны показывать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

 

- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

 

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас всех сохранилось до самого вечера.

А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

 

- Здравствуйте, мои хорошие!

Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.

Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

 

Психопрофилактическая работа по организации сна

 

1. Выполнение ритуальных действий (взбить подушку, укрыть одеялом, шепнуть на ухо ласковое слово, погладить).

2. Использование речевых установок (например, в кроватке тепло, уютно, детки закрывают глазки и засыпают. Тон голоса к концу фразы понижается. Вдох в начале фразы).

3. Использование колыбельных песенок.

4. Засыпание с мягкой игрушкой из дома (для детей в период адаптации).

5. Траволечение (фитоподушечки со смесью трав,  способствующие расслаблению, засыпанию).

6. Использование элементов релаксации, легкий массаж (для детей с повышенной возбудимостью, с повышенным тонусом мышц).