Активные методы обучения на уроках физики и семинарских занятиях

Овсянникова Ольга Сергеевна

Часто на уроках, глядя в класс можно увидеть скучающие лица ребят,которые  не слышат, что им рассказывает учитель, они не вовлечены в учебный процесс, они просто отсиживают положенные часы. Предмет физика в школе достаточно сложен для понимания. Учителю так же нелегко донести и привить знания ребятам по этому предмету. Каждый учитель стремится увлечь , заинтересовать своим предметом. Физика наука очень занимательная и зрелищная, но зачастую, трудна для детей. Демонстрировать постоянно эксперименты и только этим увлекать ребят невозможно.
Особенно тяжело происходит процесс обучения в классах с низкой мотивацией. Как привлечь ребят в свой предмет? Как растормошить скучающих на уроке учеников? Как трудную работу по передаче и приобретению знаний превратить в творческий процесс человеческого взаимодействия? Ответ на эти вопросы достаточно прост: активные методы обучения помогут создать на уроках атмосферу активного участия в изучении физики и исключат пассивное высиживание уроках.

Семинар с учителями с использованием активных методов обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приветствие

-Дорогие друзья! Что может быть лучше активного отдыха на природе? Отдохнуть от постоянной суеты города, подышать свежим воздухом, да и просто хорошо провести время! Я приглашаю Вас сегодня в увлекательное и познавательное путешествие.

Как вы знаете, каждый турист, отправляясь в поход, изучает по карте маршрут своего путешествия. А каким маршрутом отправитесь Вы? Я предлагаю Вам собраться в группы, совместив подходящие части маршрутных листов.

-У каждой группы туристов есть свои ритуалы, помогающие им в пути.  Одним из них является ритуал приветствия. Я предлагаю Вам придумать название своей команды и записать его на флаге, а затем - приветствие для тех команд, которых Вы встретите на своем маршруте, и ответное слово на их приветствие.

На выполнение задания отводится 3 минуты.

- Давайте познакомимся с командами:….

Целеполагание или погружение в тему

- Нас пригласили в поход. Но куда мы отправимся – не известно. С собой можно взять лишь пять предметов из предложенного списка вещей. Решите в команде, что нам необходимо будет в пути, аргументируя свой выбор.

- Итак, что же мы должны взять с собою в путь? Предлагаю выслушать мнения команд по очереди.

- Трудно ли было сделать выбор? Почему?

        

- Действительно, двигаться вперед без осознания цели невозможно. Так же, как и в путешествии, в обучении необходимо знать цель.

- А как вы считаете, к чему сегодня мы должны стремиться во время нашего путешествия? Какую цель мы себе поставим?

- Сегодня во время нашего путешествия мы должны:…

Подробная лекция модератора

 Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели образования. Сделать обучение современным хотели бы многие – от президента до обычного школьника.

Новые образовательные стандарты как никогда ранее ориентированы на восприятие обучения, воспитания и развития как единого процесса, способствующего формированию умения учиться, самостоятельно «добывать» знания и применять их на практике. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Уважаемые участники семинара! Вы уже определились с целью нашей работы, а теперь я предлагаю Вам решить задачу: как сделать так, чтобы наши ученики смогли открывать новые знания, оценивать свой труд и показывать при этом высокие результаты по предмету?

Для этого давайте отправимся в путешествие по реке «Знания» и, преодолевая препятствия, найдем ответ на поставленный вопрос.

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников.

1.Как учить? (на столах изображения компьютера, книг, Интернета, кнута и пряника…)

Участникам предлагается определиться со средствами обучения и наклеить их в кластер и высказаться по данному вопросу.

- Действительно, на практике мы активно внедряем современные средства обучения, но ведь и продолжаем использовать традиционные, например, книги.

2.Для чего учить? (карьера, ВУЗ … картинки)

Участникам необходимо, посовещавшись, определиться с ценностями современного образования.

Модератор делает вывод о важности получения образования в современном мире.

3.Чему учить?

Участники после совместного обсуждения должны написать в третью ячейку кластера основные составляющие различных компетенций, а затем их озвучить (анализировать, принимать решение, работать в группе…).

Модератор делает вывод о том, что это основные компетенции, и их необходимо развивать.

4.С помощью чего учить?

(методы, технологии)

Участники, посовещавшись в группе, заполняют последнюю ячейку кластера, написав в ней приемы, формы, методы, технологии обучения.

Модератор делает вывод о том, что в современном образовательном процессе необходимо активно внедрять современные методы и технологии.

- Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученикам, выступает как сотрудничество – совместная работа в ходе овладения знаниями и решения проблем. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться". Основным же результатом такой деятельности является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, формирование универсальных способов действий с помощью новых образовательных технологий.

(Выходим из узкой горной части реки на «широкую» воду).

- Технология активных методов обучения является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим реализовать новые государственные образовательные стандарты.

(далее от пристани к пристани)

- Любая педагогическая технология имеет критерии, составляющие ее сущность.

1. Почему и для чего?  Однозначное и строгое определение целей обучения

Технология АМО нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции; позволяет достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнить способности друг друга для успешного выполнения совместной работы.

2. Что?    Отбор и структура содержания

АМО — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, каждый из которых - это полноценный раздел образовательного мероприятия.

3. Как?  Оптимальная организация учебного процесса

Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания.

Игровые задания, позволяющие  выстраивать деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.

4.С помощью чего?  Методы, приемы и средства обучения

К АМО относят различные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры, позволяющие активизировать образовательный процесс.

5.Так ли это? Объективные методы оценки результатов обучения

Анализ деятельности и оценка результатов использования АМО направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса, как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

Таким образом, можно совершенно определенно констатировать полное соответствие образовательных эффектов технологии АМО требованиям новых Государственных Стандартов к реализации общей образовательной программы в области формирования и развития универсальных учебных действий.

Уважаемые участники семинара! Перед Вами открывается безграничное пространство использования АМО в своей педагогической деятельности, которое позволяет создавать между учителем и обучающимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Проработка содержания темы обучающимися 

-Дорогие друзья! Основной задачей новых стандартов является подготовить выпускника, готового самореализоваться в современном конкурентном обществе. В связи с чем встала такая необходимость? Давайте рассмотрим модель выпускника «старой школы». Рассматриваются характеристики, способности, которыми обладал выпускник традиционной школы.

-А какими характеристиками должен  обладать современный выпускник, для того, чтобы быть конкурентоспособным в современном обществе?  Я  предлагаю обсудить ответ на этот вопрос  в группах, и записать в ячейки вокруг портрета необходимые, по вашему мнению, характеристики.

На выполнение задания отводится 5-7 минут.

-Итак, современный выпускник, какой он? Что вы думаете по этому поводу?

Заслушиваются представители от каждой команды, выступая по очереди.

Сравнивая характеристики выпускников старой и новой школы и запросы современного общества, модератор подводит участников семинара к выводу о необходимости изменения  в методах и технологиях, применяемых на уроках и во внеурочной деятельности.

-Чтобы понять, в чем сущность этих изменений, предлагаю детально рассмотреть, какие УУД активно формировались в рамках традиционного урока (то есть мы знаем и умеем их формировать), и какие остаются за рамками этого урока, но при этом необходимы, чтобы воспитать и подготовить выпускника, готового жить в современном конкурентном обществе.

Учитывая мнение каждого участника группы, выберите  из предложенного списка УУД необходимые, оформляя их под портретами выпускников на листе ватмана: выписывайте, разрезайте на полоски карточки с УУД, оформляйте на стикерах и т.д. – форма подачи может быть произвольная.

Список УУД (Приложение 2)

Участники, совещаясь в группах, выбирают из предложенного списка УУД необходимые и оформляют их под портретами выпускников на листе

ватмана (выписывают, разрезают на полоски карточки с УУД, оформляют на стикерах и т.д. – форма подачи произвольная).  

На выполнение задания отводится 20 минут.

-Представьте, пожалуйста, результаты Вашей работы (по очереди, начиная с первой команды).

На каждое выступление отводится до 3 минут.

-Итак, уважаемые участники, благодаря Вашей работе, мы можем сделать вывод, что для воспитания современного выпускника необходим достаточно более широкий спектр УУД, которые успешно формируются в рамках технологии АМО.  И для детального знакомства с формами и методами, применяемыми в рамках технологии АМО, приглашаю  Вас на следующие семинары!

Подведение итогов 

- Уважаемые участники! Вот и подходит к концу наше путешествие: мы добрались до горы Мудрости. Мы сегодня плодотворно поработали. Попробуйте для себя определить, насколько познавательной оказалась наша встреча, выбрав один из предложенных рюкзаков для туриста в зависимости от объема приобретенных знаний (большой, средний или маленький). Напишите на нем, что узнали нового, чем пополнился Ваш багаж знаний (коротко, несколько фраз, словосочетаний).

Участники выбирают любой из предложенных рюкзаков и пишут на нем, какие знания они приобрели на семинаре. Тихо звучит музыка Шопена «Вальс до минор №7».

- А сейчас подумайте, каково Вам было сегодня во время семинара: сложно и непонятно или легко и непринужденно,- и выберите туриста, который соответствует вашему внутреннему состоянию: радостного или грустно-задумчивого.  

Участники в соответствии со своим внутренним состоянием выбирают туриста радостного или грустного.

-Наклейте свой рюкзак на выбранного туриста и разместите туриста на горе Мудрости в соответствии с Вашим уровнем усвоения полученной информации.

Участники наклеивают с помощью клея или двустороннего скотча рюкзак на туриста, а затем размещают (наклеивают) туриста на гору. Тихо звучит музыка Шопена «Вальс до минор №7».

После этого модератор озвучивает основные аспекты приобретенных участниками знаний, записанные на рюкзаках. Обращает внимание на уровень продвижения (высоту подъема) участников на семинаре.

- Уважаемые участники! Давайте посмотрим, что же вы узнали нового на семинаре (зачитывает фразы).

Обратите внимание, что большинство из вас наполнили багажом знаний большие рюкзаки и взяли данную высоту!

Я хочу поблагодарить каждого из Вас за активную и продуктивную работу. Я рада, что сегодня вы уйдете с семинара, имея в своем рюкзаке новые знания и, надеюсь, хорошее настроение! Давайте друг друга поблагодарим за работу аплодисментами! Всем спасибо!