О дисграфии и не только

Наталья Вениаминовна Смирнова
Многие дети испытывают трудности в овладении письмом. И наверное, вряд ли найдётся человек, который скажет: "Ооо! Я так любил выводить крючочки и палочки в первом классе, а потом соединять их в буквы и в слова! Это было моим любимым занятием!" 
Действительно, процесс овладения навыками письменной речи весьма не прост. И не прост не потому, что ручка не слушается, или спинка устаёт, когда ребёнок сидит за партой. Увы, это не только умение красиво выводить палочки и крючочки. По мнению выдающегося советского психолога Льва Семёновича Выготского, "... овладение письменной речью ... есть продукт длительного развития высших функций поведения ребенка." Заметьте, развитие не одной какой-то функции, а целого ряда высших функций, истоки которых заложены не как иначе, как генетически. Но не будем углубляться в научные теории, вспомним только, какие умственные процессы головного мозга должны взаимодействовать, чтобы ученик смог грамотно  написать что-то на листе бумаги.
 
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников (Москва: Владос, 1997):
 "...Собств енно письмо включает ряд специальных операций:
1. анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Первое условие письма — определение последовательности звуков в слове.
Второе — уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;
2. перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
3. «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область). Морфологически третичные зоны окончательно формируются на 10-ом—11-ом году жизни. Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи.
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р.Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. При записи хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавные кинетические стереотипы». 
 
Из вышеизложенного можно сделать вывод: обучение правильному письму, особенно детей с речевыми нарушениями - это ежедневная, терпеливая и кропотливая работа ребёнка вместе со взрослым, который поможет, направит, откорректирует.
 
Но не стоит пугаться раньше времени. Давайте попробуем разобраться, что можно считать нормой, пусть даже относительной, а что всё ж таки нарушением или даже речевой патологией. И что может спровоцировать нарушения письменной речи.
 
 
Навык письма у первоклассника, ученика общеобразовательного учреждения, формируется системой упражнений, предусмотренной программой начальной школы. Как и в случае овладения любым навыком, на этом этапе допустимы ошибки. Согласитесь, ребёнок - не робот, и он не всегда может усвоить всю информацию, которая даётся на уроке, безошибочно. Все дети разные. Кому-то и времени для усвоения учебного материала требуется больше, и усилий приходится прикладывать тоже больше. В этом случае, без сомнений, необходим дифференцированный подход к каждому ребёнку. Но не всегда при коллективном обучении в наших школах имеется возможность для создания условий конкретно для каждого ребёнка. Поэтому обозначим основные моменты, на которые в первом классе следует обратить особое внимание, и без соблюдения которых двигаться дальше не только не целесообразно, но даже чревато последствиями, которые и могут привести к так называемой дисграфии.
 
1.  Формирование каллиграфических навыков.
Именно в первом классе закладывается база для правильного написания и соединения букв, начинается формирование аккуратного почерка. 
 
(Продолжение следует)
 
       
    
Картинки и фото с сайта https://yandex.ru/images/search .