Для работы с родителями

На этой странице собраны материалы для работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Добрые сказки на кончике карандаша»

Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. С творчеством Владимира Григорьевича Сутеева знакомы все дети с самого раннего возраста.

Сказки В.Сутеева – уникальное явление, ведь они будут интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке, а также такие же малыши, как и сами юные читатели.

В.Сутеев был не только художником, но и сказочником. Его добрые, смешные и интересные сказки с картинками знают и любят все.  «Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», — с улыбкой признавался он. Как известно, большинство детских писателей и художников начинали со сказок и картинок для собственных детей. И кажется удивительным, как же В.Сутеев сумел так хорошо проникнуть в тайны детской фантазии, границы детского понимания. Не иначе, как помнил об этом из собственного детства!

Среди сказок В.Сутеева известные всему миру истории о лесных жителях: о домовитом ежике, дружной семейке зайцев, злых (и глупых) вороне и волке, простоватом (но добром) медведе и других. В сказках персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость, заботу, щедрость, честность, смекалку, верность. Истории эти образуют целый цикл не связанных друг с другом, но перекликающихся сюжетов, в каждом из которых герои предстают немного в новом свете.

Например, зайчик в сказке «Палочка – выручалочка» предстает настоящим хвастунишкой; в истории про мешок яблок он щедро делится с друзьями своим богатством, а в сказке «Дядя Миша» предстает трудолюбивым домохозяином. Для детей такое разное поведение героев очень важно — на примере сказки родители могут объяснить ребенку, что небольшие ошибки (стремление похвастаться, непоследовательность и даже участие в драке) не делают кого – то плохим, если в основе его поступков лежит добро. А зло в сказках В.Сутеева всегда выглядит глупым, нелепым и всегда оказывается в проигрыше — таким героям ребенок не захочет подражать.

Сказки В.Сутеева визуальны, сразу видно, что написал их художник. Петух бегал по двору нераскрашенный, но добрые Краски помогли ему стать настоящим красавцем! Вот мышонок так уж хотел съесть карандаш, но, нарисованные сыр, сосиски и яблоко вдруг превращаются — о, ужас, пи-пи-пи! — в пушистую кошку. Скучные взрослые будут говорить об этом, как о виртуозном мастерстве. Дети сразу разглядят чудо!

Истории про капризную кошку и мышонка, который хотел сгрызть карандаш, могут служить первым «учебником» малыша по рисованию. Можно прочитать эти сказки вместе с ребенком, а потом «оживить» их, нарисовав такие же картинки; можно предложить ребенку пофантазировать — например, «уговорить» кошку вернуться или придумать, как еще карандаш мог защититься от мышонка (нарисовать ему клетку, или большой кусок сыра, или отгородиться от него забором). Дети очень любят читать перед Новым годом сказку про снеговика – почтальона: можно доставать эту книжку каждый год в начале декабря и перечитывать, готовясь к самому волшебному празднику. Вопрос что появляется раньше — рисунок или текст, Владимир Григорьевич считал таким же неразрешимым, как загадку про курицу и яйцо. Создается ощущение, что художник сумел заглянуть в какой – то особый мир, где зверушки живут по своим законам, попадают в смешные и грустные истории, остается лишь смотреть на них и успевать записывать! Рисованные герои словно перепрыгивают из сказки в сказку, продолжая свою жизнь на новых и новых страницах.

Рисунки В.Сутеева яркие, добрые, отражают характер и настроение героев сказок. Каждая из этих сказок — особенная, но многим они и похожи: ненавязчивой поучительностью, теплой иронией и непременным торжеством добра. Читайте их вместе с ребенком — неспешно и вдумчиво, обсуждая сюжетные повороты, поступки героев. Такое чтение станет одновременно и увлекательным развивающим занятием, и моментом теплого, искреннего общения, так необходимого малышу.

Всю жизнь В.Сутеев буквально мешками получал письма от читателей. Некоторые были записаны мамами или бабушками под диктовку малышей. У сегодняшних детей тоже есть возможность насладиться сказками В.Сутеева, ведь купить их нынче можно в любом книжном магазине.

Сказки для чтения В.Сутеева

• Палочка – выручалочка - Если у тебя есть волшебная палочка – выручалочка, все на свете можно сделать: и друга спасти, и злого волка прогнать. Только палка ли была волшебной? Или волшебство в другом: в доброте, бережливости и искреннем желании помочь?

• Мешок яблок - Смеется ворона над зайцем — целый мешок яблок для зайчат набрал, да все по дороге раздарил. Откуда же знать глупой и злой птице, что у доброго и щедрого даже из пустого мешка может целая гора вкусной еды появиться! Потому что добро — оно всегда возвращается, да еще с прибавкой.

• Разные колеса - Не бывает бесполезных вещей для того, у кого голова хорошо работает. Вот и мушка, лягушка, ежик и петушок из не нужных разных колес много полезных вещей сделать сумели — и прялку, и тележку, и ворота для колодца. Главное — как следует подумать!

• Раз, два — дружно! - Если друг попал в беду — помогай! Помогай, даже если затея кажется бесполезной, а сил не хватает. Обязательно найдутся те, кто поможет, и вместе вы: раз, два — дружно! – любую беду одолеете. А злые волки ни с чем останутся.

• Елка - На носу Новый год, а елки у детей нет! Что делать? Отправить гонца – снеговика с письмом к Дедушке Морозу — чтобы прислал самую пушистую и самую душистую! Только успеет ли Снеговик все препятствия одолеть и принести ребятам лесную красавицу в срок, к празднику?

• Капризная кошка - Что ни сделай — капризуле все не хорошо будет! Уж какой красивый домик девочка для кошки нарисовала — а она недовольна. Или просто Бобика боится?

• Дядя Миша - Почему медведь зимой в берлоге лапу сосет? Потому, что ни одно дело до конца довести не может! Морковь взялся рвать — да бросил, орехи собирал — бросил, рыбку ловил — бросил. Польстился на обещание легкой добычи — чуть – чуть собакам не попался! А потрудился бы немного — был бы сытый.

• Мышонок и Карандаш - Влез как – то ночью на стол к мальчику Вове мышонок и задумал карандаш сгрызть. Да только карандаш – то хитрый попался — придумал, как мышонка напугать и гибели избежать!

• Живые грибы - Маленькая история – шутка о том, как мальчики грибы в лесу собирали. Нашли было холмик, весь грибами поросший — а холмик – то живым ежиком оказался.

• Кот рыболов - Жадным, ленивым зверям не досталось рыбы, потому – что рыбу надо удить спокойно, в тишине, тогда и улов будет хороший.

(по материалам журнала «Дошкольное воспитание»)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учить цвета легко и весело»

Многие родители беспокоятся, что их ребёнок уже достиг 3-х лет, а запомнить цвета ещё никак не может.

Спешим успокоить вас, ведь способность ориентироваться и называть цвета правильно у ребёнка формулируется до 5-ти лет. Нам кажется это так просто: покажи красный кубик, зелёное ведерко, но мы забыли, что были детьми, и как нам было трудно. Ребенок учится сначала отделять нужный ему цвет от другого цвета. Затем оттенки одного цвета группирует. Ну, а уж только потом учится называть цвета.

Учим цвет! Игра - вот самый действенный способ изучить цвета. Покажите детям те вещи, которые им особенно нравятся, и называйте цвет.

Сравнивайте предметы; Например, наша машина зелёная, как травка (листик). Объясните ребёнку, что один и тот же предмет бывает разного цвета: яблоко бывает зелёное (покажите), а может быть и красным (как ягодка) и жёлтым (как солнышко). А уж затем мы начинаем побуждать ребёнка к действию. – Принеси красную тарелочку, дай маме жёлтое полотенце…

Из цветной бумаги склейте бумажные конфеты, положите их в вазочку и попросите ребёнка разложить их по коробочкам такого же цвета: красная конфета - в красную коробочку и т.д. Проделайте всё это с прищепками: прикрепить зелёную прищепку к зелёной коробочке и т.д. Так вы задействуете мышление и мелкую моторику пальцев рук.

С раннего возраста вы показывали малышу мир, называя предмет и его цвет. Теперь пора направленно учить цвета, но не забывайте, что все обучение малыша должно происходить в игровой форме и только тогда, когда ему это интересно.

Несколько советов для родителей:

- начиная учить цвета, сначала акцентируйте внимание ребенка на основных цветах – красном, синем, желтом; после того, как ребенок запомнит основные цвета, новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету, пока малыш не воспримет и его;

- проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, — чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;

- не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет, лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета, тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет;

- не давайте на первых порах ребенку черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге, нелегко будет переключиться на более тусклые цвета;

- не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;

- постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете».

Что же может помочь выучить цвета? Воздушные шарики, мелки, пирамидки, мозаики, карандаши, краски, цветная бумага, предметы быта. Обязательно рисуйте вместе со своим ребенком. Можно взять трафарет или раскраску и дать ребёнку задание: закрась мяч синим цветом, солнышко - жёлтым…Употребляйте названия цветов во время процесса рисования: - Давай рисовать зеленым цветом. - Давай поищем – где же желтый карандаш? - Каким цветом разукрасим листья? Зеленым?

Предлагаем несколько игр, направленных на облегчение запоминания цветов ребенком.

- воздушные шарики. Когда будете учить самый первый цвет, к примеру, красный, купите несколько шариков красного цвета, надуйте их все. Попросите малыша принести красный шарик. Надуты только красные шарики, ребенок не ошибется. Играйте этими шариками несколько дней, потом, среди красных шариков может появиться новый — желтый, и, попросив ребенка принести шарик другого цвета, будьте уверены – ошибка практически исключена. Дальше надувайте много шаров нового, желтого цвета, и оставляйте один красный.

- парные картинки. Сделайте для ребенка из цветного картона парные картинки - 2 цветка, 2 домика, 2 елки, 2 машинки – пусть ищет парные картинки одного цвета.

- альбом. На каждой страничке альбома будет свой цвет. На страничке каждого цвета можно или рисовать, или приклеивать картинки соответствующего цвета. Например: на желтой страничке желтое солнце, желтая игрушка, желтый цыпленок, желтая табуретка. Не заполняйте весь альбом за 1 день – пусть это будет долгая и увлекательная работа. Увидели новый предмет данного цвета – занесите его в альбом. Этот альбом станет и альбомом по развитию речи.

- кубики. На имеющийся кубик, на каждую грань, наклейте цветную бумагу, чтоб получилось несколько граней каждого цвета. Потом, подкидывая куб с ребенком, называйте цвет, который окажется вверху, когда кубик коснется земли.

- мозаика. Чаще собирайте мозаику, ведь там представлены яркие цвета,    удобные для восприятия.

- катушки с нитками, пуговицы, кусочки цветной бумаги. Сортируйте их по цвету, выстраивайте из них дорожки. Находите каждой пуговке такой же по цвету кусочек цветной бумаги.

Не ждите, что ребенок с первого раза запомнит все цвета. На это уйдет время, будьте последовательны и терпеливы, и однажды, ребенок принесет вам красный мячик или синюю чашку безошибочно! В течение дня обращайте внимание только на один цвет. День синий, зелёный, красный… Предметы одного цвета, для закрепления вашему ребёнку большое подспорье. Вызывайте интерес с помощью песен, стихов, игр. Всё что не получается сегодня, получится завтра! Удачи Вам!

(по материалам журнала «Дошкольная педагогика»)



Предварительный просмотр:

«Играем пальчиками и развиваем речь»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

- в раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения на развитие элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.),

- в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша.

Предлагаем вам игры и упражнения для развития мелкой моторики, которыми вы можете занять своего ребенка в домашних условиях.

Игры с манкой. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком.

Какие еще игры можно придумать с манкой?

1. Пересыпание из одной емкости в другую.

2. Насыпание крупы ложкой в контейнер, стакан и т.д.

3. Нахождение предметов в крупе (ищем клад) пальчиками, ложкой, ситечком.

Упражнения с грецким орехом.

Хотелось бы отметить высокую эффективность упражнений с грецким орехом.

1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони

другой руки.

3. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

4. Круговые движения кистями рук.

5. Переносить скорлупки ореха пинцетом, прищепками.

Орешек мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу, вправо – влево – как хочу.

В данных упражнениях дети выполняют самомассаж ладоней и пальцев рук с помощью грецких орехов. Эти упражнения позволяют снять напряжение в мускулатуре кистей рук, способствуют развитию тактильной чувствительности, совершенствуют мелкую моторику пальцев рук.

Бусы из макарон. Вот еще одна интересная игра.  Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребенку, как нанизывать макароны на шнурок и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Поверьте, это для детей очень трудно сделать. В данном упражнении развивается мелкая моторика, а так же согласование работы обеих рук.

В раннем возрасте вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда ребенок пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

Игры с нитками, шнурками, лентой.

1. Накручивать ленту на кольцо, скручивать ленту или тесьму в рулончики.

2. Выкладывать нитки в порядке цветов радуги.

3. «Рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе.

4. Наматывать нитки, шнурки на палочку, карандаш.

5. Завязывать на шнурках разные узелки, распутывать их.

Игры – шнуровки

Деревянные или картонные шнуровки в форме животных, машинок, корзины с овощами или фруктами, ваза с цветами и т.д. Задача игры состоит в том, что пропуская шнурок сквозь отверстия, разместить и закрепить все части шнуровки на основе. На шнуровке «квадрат» вышивать геометрические фигуры, силуэты цифр и т.д.

Игры с пуговицами.

1. Нанизывать пуговицы на нитку.

2. Застегивать пуговицы на петли.

3. Рассортировывать с помощью пинцета крупные и мелкие пуговицы (с двумя, четырьмя дырочками), пуговицы с «ушками».

4. Держать нить за два конца и прокатывать на ней пуговицы.

5. Проталкивать пуговицы в горлышко пластиковой бутылки.

Игры с разноцветными скрепками.

1. Повторять цветовой ряд. Выкладываем разноцветную полоску из скрепок и просим ребенка логически продолжить ряд или сделать ниже точно такую же полоску.

2. Разгибать их, собирать из них цепочку.

3. Собирать рассыпанные скрепки по цвету пинцетом, магнитом.

4. К каждой цифре на карточке положить рядом соответствующее количество скрепок.

5. Вырезать из цветного картона треугольники, квадраты, круги, контуры животных и т.д., прикрепить к контурам скрепки по цвету.

Игры с семенами фасоли, бобов, гороха.

1. Выкладывать рисунок из разных семян по нанесенным на основу точкам.

2. Зачерпнув разными ложками (большой – маленькой) семена, посчитать, где и сколько их поместилось.

3. Выкладывать бусы из разных семян.

4. Разбирать в тарелочке смешанные семена.

5. Составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Советуем вам дома каждый день заниматься с детьми различными играми, рисовать, лепить и. т. И скоро вы заметите, что движения вашего малыша с каждым разом станут все более плавными, четкими и скоординированными.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Все дидактические материалы можно сделать своими руками. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Любви, терпения и мудрости в воспитании вашего ребёнка!

(по материалам журнала «Игра и дети»)