Моя педагогическая философия

Шкромида Елена Федоровна

Мои размышления о любимой профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе воспитателя26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Никто не будет отрицать, что любимая профессия - главная часть жизни. Да это и понятно. Ведь от профессии зависит не только твоё материальное положение, а, конечно, и твоё внутреннее благополучие, твой душевный комфорт. И выбирая ту или иную профессию, мы в первую очередь надеемся, что она будет любимой, самой лучшей на земле. А иногда  путь к любимом делу мы находим не сразу, оставляя позади годы.

Так было и со мной. Прежде чем нашла своё любимое дело, я потратила немало времени и сил. После школы я даже не рассматривала вариант поступления в педагогический институт, не думала, что буду работать в детском саду, а дети станут частью моей жизни, моим призванием. Я получила экономическое образование, пробовала себя в разных сферах деятельности, каждый раз надеясь, что это и будет моя любимая работа. Однако судьба распорядилась иначе.

Вот я уже мама двух очаровательных дочек, и пришла пора им отправляться в детский сад. Я повела их в садик, они понемногу стали привыкать к другой обстановке, однако и я почувствовала, что мне не просто хочется отвести девчонок в группу, а вечером их забрать. Я вдруг поняла, что меня туда тянет. Мне захотелось больше и больше времени проводить в саду. Так было каждый раз, когда я оказывалась на пороге детского сада. Время шло день за днём, и вот я воспитатель детского сада «Звёздочка» города Ермолино. И теперь я неразлучна с этой замечательной профессией, и даже не представляю себя вне сада. Я с гордостью говорю: Я – воспитатель!

Стаж моей работы невелик, однако за этот срок я поняла, что воспитатель  должен не только любить и воспитывать малышей, но и быть для них примером, быть человеком с большой буквы, растить достойных людей. Обязательно нужно научить ребят любить родную землю, прививать любовь ко всему живому, учить умению слышать шорох листьев в осеннем саду, слушать пение птиц, приучать к доброте и милосердию, научить их любить своих родителей и всех людей.

Детский сад - это самая главная ступень, откуда начинается дорога в большую жизнь, откуда маленький гражданин начинает строить своё будущее. И воспитатель должен много работать, чтобы вырастить достойного человека. В саду малыш не только учится общаться друг с другом, выполнять простые правила, но именно здесь у него появляется своё мнение о жизни, об окружающем мире. Уже в саду формируется личность, его мировоззрение и даже характер, а задача воспитателя - сделать все, чтобы из маленького неумелого малыша выросла настоящая личность, способная жить в современном мире.

Я думаю, что достойные граждане своей страны – это дети, которые с малых лет любят своих родителей, уважают чужой труд. Поэтому детский сад, по моему мнению, должен стать главным звеном между прошлым и настоящим, между гуманизмом и практицизмом, между старшим и младшим поколениями.

Несомненно, решающим фактором является личность воспитанника и индивидуальный подход к каждому. Это требует от  воспитателя широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Ведь воспитатель – профессия дальнего действия, результат которого можно увидеть через несколько лет.

А та позиция, которую занимает воспитатель, диктует ему правила, как строить отношения с детьми, как реагировать на те или иные ситуации. Ведь если мы идём к детям, чтобы их «усмирить», «приструнить», «победить», то даже небольшая оплошность ребёнка вызывает негативное поведение: окрик, недовольство, чего совершенно нельзя допускать. А если педагог заходит в группу, чтобы «работать», «учить познавать мир», «общаться», «достигать общей цели», то мелкие проступки дошколят становятся незаметными, легко корректируются. И тогда все вместе приходят к намеченной цели.

Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог работает не в отдельности от детей, от родителей, от обществ, от государства. Он видит себя «в каждой этой отдельности», в каждого вкладывает частичку своей души.

Мои дети легко учатся всему тому, чему я их хочу научить. Я строю занятия с детьми так, что никто из них даже и не догадывается, что идёт подготовка к школе, что это обязательные занятия. Для них это интересное времяпровождение за любимыми занятиями: рисованием, лепкой, конструированием и другими.

Конечно, нельзя сказать, что в моей работе все гладко и хорошо. Нет. Как и у всякого случаются различные ситуации, когда опускаются руки: то родители косо посмотрели, то ребёнок не хочет ни с кем общаться, а то и в общении с коллегами пробежит холодок из-за разногласия по тому или иному вопросу. Да, ситуации бывают разные. Иногда я прихожу домой, а внутри неспокойно, хочется все бросить. Но вдруг на следующий день та самая мамочка улыбнулась, извинилась, а замкнутый и капризный Матюша вдруг подошёл и сказал: «Не уходи сегодня с работы, когда я спать буду, останься до вечера, я люблю, когда ты в группе со мной». И все сомнения, и вчерашние разочарования исчезают. Такие слова дорогого стоят!

Главный стержень моей педагогической философии заключается в том, чтобы дети научились верить в себя, чтобы каждый из них сумел преодолеть любые трудности. Конечно, и я сама должна верить в каждого малыша, отдавая при этом ему всю свою любовь, своё сердечное тепло, все силы своей души. Надо понимать детей, принимать их такими, какие они есть, и обязательно быть требовательным и к самому себе. Чтобы твой воспитанник был успешным, надо и самому быть успешным. И тогда победа придёт, она приходит к тем, кто сам не поленился за ней сходить.

Я считаю, что труд воспитателя можно сравнить с трудом строителя и хлебороба. Как хлебороб бережно растит хлеб, как ухаживает за всходами, так и воспитатель сеет зерна добра и справедливости, чтобы вырастить добрую душу, он из кирпичиков строит её, помогая тем самым найти правильный путь.

Люди все разные, каждый из них по-разному видит роль воспитателя. Одним он представляется просто человеком, присматривающим за детьми, другие видят в педагоге воспитателя детских душ. Наверное, правы и те и другие. А я в своей профессии вижу и педагога, и воспитателя, и наставника, который способствует становлению личности, становлению человека.

Быть воспитателем было сложно всегда, а в современном мире это особенно трудно, но быть воспитателем это еще и очень интересно. В этой профессии всегда есть необъятные просторы для развития творческих способностей, для самореализации и саморазвития. Я стараюсь постоянно быть в поиске нового и никогда не останавливаться на достигнутом. Сейчас с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам предоставляется еще больше возможностей для развития. В детский сад пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, которые направлены на главный результат -  социализацию ребёнка, его потребность в творчестве и любознательности.

Передо мной как воспитателем дошкольного образовательного учреждения стоит задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность способную ориентироваться в информационном пространстве, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную плодотворно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого я должна овладеть огромным багажом знаний  и элементами инновационной деятельности. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим. Но главное в моей работе – дарить любовь и тепло детям.

Теперь я и сама знаю, что такое жизнь и работа педагога дошкольного образования. Я всю себя отдаю детям, работа для меня – жизнь, а жизнь - работа. Я поняла, что выбрала дело по душе, что моя дорога правильная, и по ней я иду с радостью и вдохновением. А чтобы человек не потерял своей значимости, он должен быть на своем месте, заниматься любимым делом.

Я работаю в коллективе хороших педагогов, методистов, и мне есть у кого поучиться, есть к чему стремиться.

Когда сам педагог горит, когда его сердце наполнено огнем любви, то тогда он сумеет зажечь огонь в сердцах воспитанников. И одних знаний для этого мало. Нужно именно гореть! Педагогика – это искусство. А искусство тогда подлинное, настоящее, когда покоряет души людей. Так и деятельность воспитателя – искусство, которое способно дарить тепло и любовь детям, детским сердцам.