Анализ работы

Храмов Григорий Александрович

 

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет по образованию Администрации  муниципального образования

«Ханты-Мансийский  район»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

п. Горноправдинск

628520 Тюменская область

Ханты-Мансийский АО-Югра

Ханты-Мансийский район

пос. Горноправдинск

ул. Геологов, 9 «А»

тел. 375-355, (факс)375-356

*****************************************************************************

Анализ работы по программе информатизации

 «Развитие единой информационной образовательной среды школы»

 

      Информатизация МОУ: СОШ-И – это создание единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку баз данных.

Модернизация образования на основе информационно-коммуникативных технологий.

     Информатизация образования является приоритетным направлением развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.

Она необходима:

  • для обеспечения качественного и эффективного образовательного процесса;
  • для повышения доступности образования
  • для достижения важнейших общеобразовательных целей и продолжения выпускниками жизни в обществе

     Модернизация предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Сформированность этой компетентности у выпускника школы – важнейшее условие современной  экономики.

       Программа по информатизации была составлена на период 2008-2011 годы.

      В 2008/2009 учебном году школа начала осуществлять программу по информатизации.

 Главная цель программы:

  • переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий;
  • повышение качества образования  через активное внедрение  информационных технологий;

Задачи программы:

  • создание единого информационного  пространства  школы;
  • использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса;
  • обеспечение условий  для формирования информационной культуры обучающихся;
  • создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство. 

Характеристика информационных ресурсов ОУ

Аппаратно-программное обеспечение

Распределение ПК

Количество (по факту наличия)

Общее количество ПК и ноутбуков в школе - 30

17 ПК + 6 ноутбука

Администраторы

3 ПК + 4 ноутбука

Учителя

2 ПК

Библиотекарь

1 ПК

Психолог

1 ноутбук

Кабинеты информатики (учебные)

 12 ПК

Завхоз

1 ПК

 

Оснащенность образовательного учреждения оргтехникой

Наименование техники

Количество (по факту наличия)

 

Год приобретения

Мультимедийный проектор

2

2008-2010

Принтеры

2

2008-2009

Сканер

2

2007-2011

Web-камера

1

2008-2009

ПК

17

2008-2011

Цифровой фотоаппарат

1

2008-2009

Системный блок

2

2008-2009

Мультимедиа проектор

1

2008-2009

Телевизор

2

2005-2010

Ноутбук

6

2008-2009

Музыкальный центр

1

2005-2009

Факс

1

2007-2009

 

Обеспеченность программными продуктами

Вид программного обеспечения

Количество используемых программ

Из них

лицензионных

Системное ПО

Windows XP profSP2AE

Window Vista

 

ПО обучающее

 «Первая помощь» 1.0

Школьная медиатека

«Многофакторный опросник Р.» Версия 1.0

«Профориентационная система ПРОФИ-II.» В.2.0

15 дисков

пакет СБППО

1 диск

1 диск

 

В течение периода реализации программы пополнилась база программного обеспечения. Приобретены  ПО  пакет СБППО «Первая помощь» 1.0, АРМ-директор

Проведена большая работа по установке и настройке программного обеспечения, отладке работы программ. Оформлены паспорта АРМов. Сформированы базы данных для сотрудников и учащихся. Установлено на всех ЭВМ лицензионное программное обеспечение пакета СБППО.

Уделялось внимание диагностике «Степень владения информационными технологиями ученических и учительских коллективов». С этой целью проводились входные и промежуточные тесты изучения вопроса «ИКТ-компетенция педагогического коллектива.  Сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления. Учащиеся школы с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться Интернет–технологиям, разрабатывать Web-сайты.

     Преподаватели в основном имеют базовые и начальные навыки использования ИКТ.

Повышение квалификации педагогических кадров

ФИО

Должность

Курсы повышения квалификации по
информационным технологиям за 2008-2009 учебный год

Галченко Е.П.

Директор

 

Федорчук И.С.

Заместитель директора по УВР

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-29 ноября 2008 г

Курсы ПК

Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта образования. 13-20.12. 2010 г

Захарова Н.Ю.

Заместитель директора по ВР

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Курсы ПК «Коррекция нарушений развития средствами арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии и др.» 30 ноября – 07 декабря 2008 г.

Курсы ПК

Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта образования.    13-20.12. 2010 г

Байсолямова Г.А.

Учитель информатики

Курсы ПК «Технологии управления персоналом в образовательных системах» 18-29 ноября 2008 г.

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Дистанционные курсы ПК «Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики»  01.01-30.09. 2010 г.

Курсы ПК Информационные технологии и администрирование сетей: Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения. 13-23.12. 2010 г.

Храмова Н.В.

Учитель физики

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

 

Артемьева Г.В.

Учитель биологии

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Храмов Г.А.

Учитель технологии

Обучающие курсы «Радиоуправляемые модели и работа с программным комплексом Sportmatic» С 20 по 23 апреля  2009 г.

Курсы «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»  02-11 ноября 2009 г.

Иванов Д.П.

Учитель литературы

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Овчинников Геннадий Константинович

Преподаватель-организатор ОБЖ

Курсы ПК

«Информационные технологии в деятельности педагога образовательного учреждения» 22-31 .03. 2010 г

Индина А.С.

Учитель трудового обучения

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Игнатович И.А.

Учитель физической культуры

Курсы ПК

«Информационные технологии в деятельности педагога образовательного учреждения» 22-31.03. 2010 г

Зиновьева М.И.

Библиотекарь

    Курсы ПК «Автоматизация информационно-библиотечной деятельности»  29 сентября –

08 октября 2008 г.

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»     18-28 ноября 2008 г.

Блахина Н.В.

 

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя- предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Гудзан Елена Андреевна

Воспитатель

Курсы ПК «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» 18-28 ноября 2008 г.

Фатхуллина Елена Петровна

воспитатель

Курсы ПК

«Информационные технологии в деятельности педагога образовательного учреждения»        22-31.03.  2010 г

 

   Новое качество образования связано с более активным использованием электронных (мультимедийных) учебных материалов, которые могут дорабатываться и корректироваться самим учителем при наличии у него знаний и соответствующей подготовки. Поэтому одной из поставленных задач перед педагогическим коллективом и «школьной командой» по ИКТ, было совершенствование форм и методов подготовки учителя к формированию навыков работы в информационной среде. С этой целью в ноябре 2008 года на базе школы проводились курсы для педагогов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».  Обучение прошли 9 педагогов. Важным моментом является не разовое повышение квалификации, а непрерывное образование педагогов, осознание необходимости использования ИКТ в своей работе и повышение общей информационной культуры, оснащенностью школы, но  и готовностью учителей использовать имеющиеся современные технические ресурсы и оборудование.

Использование средств ИКТ по  естественно-научным предметам:

 

Средства ИКТ используются при подготовке к урокам информатики, истории, технологии, черчения, физики, профессиональной подготовки, во время уроков и  классными руководителями во внеурочной деятельности. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.

Формы использования ИКТ:

1. Использование готовых электронных продуктов. Сейчас создана серия образовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия по отдельным темам  и курсам информатики, истории, технологии, черчения, физики, профессиональной подготовки.

2. Использование при объяснении и закреплении нового материала, при проверке знаний и умений учащихся мультимедийных презентаций, флэш-анимации, фото, рисунков, картин, схем, текста.

Использование средств ИКТ  по гуманитарным предметам:

В урочной деятельности используются учебные презентации, подготовленные учителем и как формы подготовки домашнего задания учащимися. Проводятся уроки с использованием просмотра сюжетов исторических фильмов, документальных фильмов. Использование мультимедийных дисков.   

Результаты мониторинга ЗУН в  использовании средств ИКТ  учащихся

В 2008 году

Информатика и ИКТ

9 класс (информатика)

10 класс (информатика)

11 акласс (ИКТ)

степень обученности

100%

100%

100%

качество обученности

55%

60%

85%

 

В 2009 году

Информатика и ИКТ

9 класс (информатика)

10 класс (информатика)

11 акласс (ИКТ)

степень обученности

100%

100%

100%

качество обученности

64%

70%

88%

 

В 2010 году

Информатика и ИКТ

9 класс (информатика)

10 класс (информатика)

11 акласс (ИКТ)

степень обученности

100%

100%

100%

качество обученности

65%

75%

92%

 

Использование средств ИКТ во  внеклассной работе

            Воспитательное пространство школы – это массовые мероприятия, классные часы, работа объединений дополнительного образования детей. Практически во всех мероприятиях используется ИКТ – презентации, видеоролики: День правовых знаний урок «Моё правовое поле», день знаний урок «Мира», день победы «Великой победе посвещается», акция «Продли себе жизнь», Мероприятия, посвящённые  Дню матери

Новогодние вечера, «Что? Где? Когда?» по теме экология, «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» , «Государственная итоговая аттестация. Как успешно подготовиться к экзаменам», «Брейн-ринг»,  посвящённый декаде гуманитарных наук, конкурс  эмблем НОУ

Использование ИТ классными руководителями в рамках внеурочной деятельности для учащихся и родителей

       В соответствии с планом мероприятий по празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в январе - мае 2010 года были проведены следующие мероприятия.

 

 

Учитель (Ф.И.О.)

Класс

Внеклассное мероприятие по теме

 Г.А. Байсалямова

9, 10,11

День науки. Заседание секции математических наук, Игра «Слабое звено» Открытый классный час  «Смерш»

 

 

 

 

И.С. Федорчук

10-11

Деловая игра по истории «Личность России», «Русский алфавит в истории России»,

Краеведческий фестиваль «Моя семья в истории России»

Открытый классный час «По праву памяти Освенцим» Открытый классный час «Награды в Великой Отечественной Победе» 

Открытый классный час «Ветераны ВОВ нашего поселка»

 

Н.В. Храмова

9,10-11

Внеклассное мероприятие «Музей геометрии»

15-минутка «Занимательная математика»

15-минутка «Физика и лирика»

Классный руководитель Артемьева Г.В., учитель русского языка и литературы Скосырева Л.В.

9-10

Музыкально-литературная композиция «Нам память покоя не дает…»

Преподаватель-организатор ОБЖ Овчинников Г.К.

10

Открытый классный час «Оружие и техника Советской армии в Великой Отечественной войне»

Педагог-организатор Иванов Д.П.

9

Открытый классный час «Поэзия в период Великой Отечественной войны»

Конкурс рисунков о войне «Вечной памятью живы»

Выпуск школьной газеты к 65-летию ВОВ

 

В соответствии с планом воспитательной работы прошел марафон классных часов, посвященных 65-летию Победы в ВОВ. Классные руководители, а также учителя-предметники принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Каждый понедельник недели начинался с общешкольного мероприятия: «По праву памяти Освенцим»,  «Награды в Великой Отечественной Победе»,«Оружие и техника Советской армии в Великой Отечественной войне»,  «Поэзия в период Великой Отечественной войны»,  «Смерш»,  «Ветераны ВОВ нашего поселка».  Воспитатели интерната также приняли активное участие в проведении мероприятий к 65-летию Победы с использованием ИКТ;  составление презентаций, подборка музыкального  сопровождения, оформление стендов и т.д. Так, например, литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто…» на высоком методическом уровне подготовлена и проведена Блохиной Н.В.

Состояние подключение к Интерне     

Тип подключения к сети Интернет – выделенная линия

Провайдер сети – UTEL

     Дополнительное планируемое количество рабочих мест для выхода в Интернет:

         все рабочие терминалы подключены к сети в 2007 году.

Основные направления использования Интернет в учебно – воспитательном процессе 

  • поиск информации, погружение в языковую среду, создание веб-страниц, создание мультимедиа презентаций, тестирование, подготовка к ЕГЭ, отработка навыков.

    Создан и поддерживается сайт школы для информирования родительской общественности о нормативных документах, отчетах, мероприятиях школы.  Байсалямова Г.А. осуществляют постоянную поддержку сайта: http://86schhmr-gornoprawdinsk2.edusite.ru/p1aa1.html

 СМИ (печать и др.) - газета «Пока все в школе» - ответственный Иванов Д.П.. и верстка-дизайн – Байсалямова Г.А.

            В период реализации программы  2008-2011 г.г. вышли более 25 номеров. В газете появились постоянные рубрики: «Вести с мероприятий»,  «учебный отдел», «Спорт и здоровье», «Пробуем перо…», «Досуг и юмор», «От психолога» и другие. Газета отражает жизнь школы, рассказывает о знаменательных событиях в жизни большого школьного коллектива. Она является своеобразной летописью жизни школы.

 

Сегмент управления школой

 

Для  автоматизации процесса управления школой используются следующие средства:

  1. введение и оформление внутришкольной документации;
  2. составление расписания занятий,  используя ИТ;
  3. использование электронной почты для связи с органами управления образования и другими образовательными учреждениями;
  4. проведение родительских собраний с использованием ИТ;
  5. поиск и отбор информации с помощью Internet;
  6. проведение педсоветов и совещаний администрации с демонстрацией презентаций;
  7. создание медиатеки. 

Исходя из вышеизложенного следует, что в период 2008 - 2011с точки зрения развития информатизации образования можно считать весьма удачным для школы. Улучшена материально-техническая  база, проведены курсы повышения квалификации учителей, увеличилось количество активных пользователей среди учителей. Проводились семинары, выступления-обзоры по обмену опытом использования ИКТ в учебной деятельности.

   Постоянно  поддерживаются сайт школы. Ежемесячно выходит в свет выпуск газеты «Пока все в школе». Осуществляется профессиональная подготовка «Оператор ЭВМ». Проводились мониторинги, конкурсы и олимпиады по информатике и ИТ. Создается медиатека.

С целью повышения эффективности методической ра­боты, полной реализации запросов педагогов в школе планируется начать деятельность по созданию единого информа­ционного пространства. Через Интернет учителя школы будут имеют возмож­ность познакомиться с новыми педагогическими техно­логиями, материалами ЭММЦ и Института Развития Образования. Идет целенаправленная рабо­та по систематизации, обновлению и пополнению ин­формационных ресурсов образовательного процес­са, расширению использования мультимедийного со­провождения. Создаются базы данных по педагогическим кадрам и учащихся (секретарь); база данных о родителях (классные руководители).

          Анализ работы школы по реализации программы ин­форматизации учебно-воспитательного процесса на 2008-2011 гг. показал, что Iэтап  программы выполнен.

Однако цель программы — создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества об­разования через активное использование информа­ционных технологий — продолжает быть актуальной для школы. Несмотря на значительные достижения в области использования в образовательном про­цессе информационных технологий, остается ряд проблем:

- эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей;

- отсутствие осознания родителями необходимости приобщения к информационному полю школы;

- отсутствие  беспрепятственного доступа в Интернет для любого пользователя со своего ра­бочего места.

В новом 2011-2012 учебном году перед педагогическим коллективом и «школьной командой» стоят следующие задачи:

  1. Осознание интернет - технологии как части общей информационной культуры учителя.
  2. Обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего ра­бочего места.
  3. Использование информационных ресурсов сети Ин­тернет при организации познавательной деятельности школьников на уроке.
  4. Дистанционное образование, повышение квалификации.
  5. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного уро­ка.
  6. Проведение интегрированных Интернет - уроков.
  7. Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.
  8. Создание электронного портфолио учителя.
  9. Создание медиацентра.

Основные проблемы, на решение которых  направлена программа

 «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ»: 

 

Проблемы

Причины возникновения проблем

Пути решения проблем

Нерациональное использование отдельными педагогами средств ИКТ, однотипные формы использования.

Недостаточный уровень информационной культуры отдельных педагогов.

Оказание методического сопровождения педагогов через посещение и анализ уроков, участие в семинарах по обмену опытом, работе творческих групп.

Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.

Непонимание отдельными учителями сути нового качества образования. Отсутствие системы стимулирования творческой деятельности учителей и учащихся.

Разработка Положения о стимулировании творческой деятельности педагогов и учащихся.

Ведение «портфолио» как   системы достижений педагогов и учащихся.

Не отработан механизм использования Интернет в учебной деятельности.

Низкий уровень навыков работы в сети Интернет у учащихся и педагогов, отсутствие опыта использования в учебной деятельности.

Проведение  образовательных семинаров по вопросу Pесурсы Интернет и их использование в учебной деятельности.

Не задействован потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт).

Невключённость родителей в дела и направления работы школы, низкий уровень информационной культуры некоторых родителей.

 

 

Возможные риски и пути решения проблемы. 

 

 

Возможные риски

Предполагаемые пути выхода из ситуации

Невозможность обеспечить полный свободный доступ к сети Интернет для реализации всех проектов учащихся.

1)Составление оптимального расписания медиацентра.

2)Использование домашних компьютеров учащихся.

Нежелание отдельных педагогов использовать «КМ-школа»

Организация деятельности с педагогами по изменению их представлений. 

Невыполнение мероприятий, запланированных в программе.

Проводить рефлексию  после реализации каждого этапа программы, корректировку планов.

Возможное ухудшение здоровья учащихся (зрение, осанка).

Регулярные физкультминутки, выполнение единых требований СанПИНа.

Сбои в программном обеспечении

Создание архивов на электронных носителях.

Не своевременная выполнение информационной безопасности образовательной среды  школы;

Контроль за работой инженерных кадров.

За невыполнение работ лишение стимулирующих надбавок.

Недостаточное финансирование

Участие в конкурсах грантов, привлечение спонсоров