Нетрадиционное рисование

Мухаметшина Тензиле Рамиловна

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНООЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

КОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята на заседании

Педагогического совета

 Утверждена

Директором МБУ ДО «ЦДОД»

Матросовой Ф.А.

Рабочая программа

Кружка по нетрадиционной техники рисования  

1-2 классы

на 2019 – 2020 учебный год

                                                                                                         Составитель:

Мухаметшина Т. Р..

учитель начальных классов

Программа кружка

изобразительного творчества

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 7-10 лет

Пояснительная записка.

        В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 10 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

        В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

        Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

        Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель:

        Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

        Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 15 человек. Занятия 2 раза в неделю. Срок реализации 1 год, 128 часов.

Принцип построения программы:

  • На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Возрастные особенности воспитанников

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Ценностные ориентиры содержания данного курса:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) ;

   · с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

 

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний

Задачи реализации программы:

  1. формировать художественные умения и навыки
  2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
  3. развивать воображение и навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и изобразительныых материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе
  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
  • Участие в коллективном обсуждении
  • Развитие художественного вкуса.
  • Овладение художественными терминами.
  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

        Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

        Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

        Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы

        Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

        Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

        Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Материально-техническое обеспечение:
  • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
  • оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
  • Инструменты и приспособлениякраски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

        Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

  1. Методическое обеспечение:
  • видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);
  • дидактические материалы на различных носителях,
  • методические материалы, наглядные пособия.

Учебно-тематическое планирование

        Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

        Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Календарно-тематический план по художественному творчеству (нетрадиционные техники) 

п/п

Тема занятия

Дата

Нетради-

ционные

техники

Программное

содержание

оборудование

1.

2.

Вводный инструктаж.

Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ.

Рисование по замыслу            

 

Свободный 

Выбор

 материалов

развивать творчество, воображение.

развивать мелкую моторику рук.

учить доводить начатое дело до конца.

развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни.

развивать умение работать самостоятельно.

карандаши, фломастеры, краски – акварель (на выбор детей).

баночки с водой.

лист бумаги.

3.                                                                                                                                                                                                                                                              

«Что могут краски»

Рисование акварелью

развивать творческое мышление

акварель , баночки с водой.

лист бумаги

4.

Осеннее дерево у воды          

Монотопия, 

отпечаток.

развивать творческое мышление.

познакомить с нетрадиционной техникой рисования «монотопия».

развивать мелкую моторику руки.

краски – акварель, гуашь ( на выбор детей).

баночки с водой.

лист бумаги.

губки.

кисточки двух размеров.

5.

Во саду ли, в огороде 

Рисование

 пальчиками 

и ладошкой

развивать творческие способности и воображение.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения:  рисование пальчиками и ладошкой.

развивать общую и мелкую моторики.

развивать пространственную ориентацию.

развивать чувство цвета и формы.

развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении.

    1. широкие блюдечки с гуашью.

    2. беличьи кисточки.

    3. плотная бумага.

    4. салфетки

6.

Хлебный колос

Рисование 

пластилином, 

гуашь

развивать творческие способности.

развивать тонкие движения рук.

познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование пластилином.

развивать зрительное внимание.

гуашь.

пластилин.

листы плотной бумаги любого цвета.

салфетки.

7-8.

Золотой листопад

Рисование 

тканью, 

свёрнутой в 

трубочку

развивать творческое воображение.

познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование тканью.

развивать зрительное внимание.

учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства (колорит, композиция)

воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

лист бумаги.

жидко разведённая гуашь в мисочке.

несколько кусочков ткани  ( по цветам осени)

простой карандаш.

акварель.

музыкальные произведения А. Вивальди «Времена года».

 

9.

Одежда, головные уборы, обувь.

Рисование 

с помощью 

мелких 

предметов.

развивать творческие способности, воображение.

познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование мелких предметов.

продолжать использовать цвет для передачи предназначения цвета.

Развивать умение составлять орнамент.

развивать мелкую моторику руки.                          

гуашь.

кисточки.

цветная или белая бумага (на выбор),вырезанная по контуру одежды, обуви или головного убора.

набор мелких предметов.

             

10.

Зимующие птицы 

Рисование 

штрихами.

развивать воображение, фантазию.

познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами

учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности рисунка.

развивать точность и координированность мелких движений рук.

продолжать развивать умение работать самостоятельно.

      1. простой карандаш.

      2. цветные карандаши

      3. образец рисунка, выполненный педагогом.

      4. листы бумаги.

 

11.

Необычный зверь

Акварель+

рисование 

штрихами

познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами.

развивать абстрактное мышление, воображение.

продолжать развивать координацию мелких движений руки.

развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении.

листы белой и цветной бумаги для основы

цветные карандаши.

простой карандаш

акварель

кисточки

баночки с водой

11-12

Дикое животное

Рисование 

скомканными 

полиэтилено-

выми пакетами,  

акварель

развивать творческое воображение, фантазию.

продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование скомканными полиэтиленовыми пакетами.

учить координировать движения руки.

воспитывать у детей познавательный интерес.

акварельные краски.

беличьи кисточки.

банка с водой.

полиэтиленовые пакеты.

салфетки.

13-14

 Поздняя осень 

Обрывание 

бумаги,

 гуашь, 

кисть

развивать творческую фантазию.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги.

развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

развивать зрительное восприятие и внимание.

белый лист бумаги.

клей.

цветная бумага.

гуашь.

кисточки.

14-15

Поздравительная открытка

Коллаж, 

рисование 

акварелью

развивать творческие способности, фантазию.

продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: коллаж.

развивать чувство цвета, ритма, формы, композиции.

учить с помощью нетрадиционной техники передавать характерные признаки, позы, движения персонажей.

развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него.

воспитывать умение работать самостоятельно.

акварель.

лист бумаги.

вырезки из журналов, открыток, ткани на выбор.

кисточки рисовальные и клеевые.

клей.

16.

Посуда 

Рисование 

сыпучими 

материалами

продолжать развивать творческие способности.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование сыпучими материалами.

совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук.

развивать чувство цвета.

манка, пшено и т.д.

плотная бумага.

клей.

гуашь.

трафареты посуды.

17.

Торт

Рисованием тычками

продолжать развивать творческие способности и воображение.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: тычкование.

совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного види деятельности на другое.

продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей.

белый лист

кисть, акварель

тычки

баночки с водой

18.

Снегопад 

Рисование 

свечкой

продолжать развивать творчество.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование свечкой

 совершенствовать координированность мелкой моторики.

продолжать воспитывать у детей умения видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

продолжать учить рассматривать картины:            выделять главное в картине – тему, изобразительные средства.

гуашь либо акварель.

кисть.

баночки с водой.

свечка

лист бумаги.

19-20-21

Новогодняя ёлочка

Мокрая 

бумага, 

акварель.

развивать творческие способности и воображение.

продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: рисование по мокрой бумаге.

учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

развивать мелкую моторику рук.

краски – акварель.

баночки с водой.

лист бумаги.

беличьи кисточки.

22-23

Наши зимние забавы

Рисование 

по сжатой 

бумаге, 

набрызг, 

акварель.

развивать творческое воображение.

учить использовать разные техники при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге.

развивать чувство цвета и композиции.

развивать моторику рук.

белая бумага.

акварель.

беличьи кисточки.

жёсткие кисточки или зубные щётки

музыкальное произведение.

24-25

Человечки

Различные

продолжать развивать творческие способности и воображение.

закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения.

продолжать развивать мелкую         моторику руки.

продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции.

учить оценивать качество работ своих товарищей.

закрепить умение выбирать самостоятельно тему и техник

Все имеющиеся

26

Спорт инвентарь

Мыльный фон с

 элементами 

бумагопластики

развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: мыльный фон и бумагопластика

учить комкать, скручивать, скатывать и обвёртывать бумагой.

совершенствовать мелкую моторику рук.

миски с водой + мыльное средство

губка

гофрированная бумага или салфетки разных цветов 

плотная бумага.

акварель.

кисти.

клей

27-28

Иллюстрация к любимой сказке

различные

продолжать развивать творческие способности и воображение.

закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения.

продолжать развивать мелкую         моторику руки.

продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции.

учить оценивать качество работ своих товарищей.

закрепить умение выбирать самостоятельно тему и технику.

губка.

акварель – краски.

восковые мелки.

бумага для обрывания (цветная и белая).

свеча.

трубочка ( соломинка для напитков).

предметы, которые можно обвести ( ножницы, подносы, стаканчики).

чёрная тешь.

баночки с водой.

лист бумаги.

кисточки.

кусочки поролона и пенопласта.

29.

Что сшили в ателье?

Рисование 

мелом по 

бархатной 

бумаге

продолжать развивать творческие способности и воображение.

 познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование мелом по бархатной бумаге.

научить работать с мелом.

развивать точность мелкой моторики руки.

бархатная бумага

мелки разных цветов

салфетки

тряпочки для стирания

30

Стройка 

Рисование 

с помощью 

копировальной 

бумаги

развивать творческое воображение.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование через копировальную бумагу.

совершенствовать точность и координированность общей моторики.

копировальная бумага, можно цветную.

лист плотной бумаги, либо цветной картон для основы.

палочка с заострённым концом.

31-32.

Подарок защитнику Отечества

Цветной

 граттаж

развивать творческое воображение.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

учить оценивать качество работ своих товарищей.

развивать точность и координированность общей моторики.

цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами.

свеча.

широкая кисть.

мисочки для гуаши.

палочка с заточенными концами.

33-34

Подарок маме

Восковые 

мелки, 

акварель

продолжать развивать творческие способности.

продолжать учить использовать разные техники при рисовании.

развивать чувство цвета и композиции.

совершенствовать переключаемость общих движений.

восковые мелки.

акварельные краски.

беличьи кисточки.

баночки с водой.

35.

Мебель 

Рисование 

по сжатому 

листу

     1.  развивать творческое воображение.

2.  учить использовать разные техники при      рисовании: набрызг, рисов. по сжатке.

3.  развивать чувство цвета и композиции.

4.  развивать моторику рук.

белая бумага.

акварель.

беличьи кисточки.

музыкальное произведение.

36

Бытовая техника

Оттиск 

поролоном, 

гуашь

развивать творческие способности

развивать тонкие движения рук

познакомить с нетрадиционным способом изображения: оттиск поролоном.

развивать чувство цвета.

развивать зрительное внимание.

гуашь.

мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью.

листы плотной бумаги любого цвета.

небольшие кусочки поролона

37-38.

Транспорт  на дороге

Рисование 

печатками 

из 

пластилина

продолжать развивать творческие способности и воображение.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование печатками из пластилина

совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного вида деятельности на другое.

продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей.

Печатки из пластилина

лист бумаги, акварель, кисточки.

баночки с водой.

мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью.

39

Работник транспорта

Рисование 

с помощью 

точек 

(«Точечное 

рисование»)

развивать творческие способности, воображение.

познакомить с нетрадиционным способом изображения: «точечное рисование».

продолжать использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета.

развивать чувство формы и композиции.

развивать мелкую моторику руки.

гуашь.

кисточки.

простой карандаш.

цветная или белая бумага (на выбор).

40

Космос 

Рисование 

восковыми 

карандашами+

акварель+соль

продолжать развивать творчество.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование восковыми карандашами,

акварелью и солью

развивать чувство формы, композиции, ритма.

продолжать развивать мелкую моторику; точность и координированность движений общей моторики.

развивать эстетическое восприятие.

лист бумаги.

восковые карандаши

кисть, акварель

клей

соль

41

Перелётные птицы

Рисование 

пальчиками, 

ладошкой.

развивать воображение, фантазию.

познакомить с нетрадиционным способом изображения: пальчиковое рисование и рисование ладошкой.

учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета.

развивать точность и координированность мелких движений рук.

продолжать развивать умение работать самостоятельно.

 акварельные краски.

 баночки с водой.

 образец рисунка, выполненный педагогом.

листы бумаги.

 салфетки.

 широкие блюдечки с гуашью

42-43

Закат на море

Рисование по мокрой бумаге

Учить детей видеть красоту окружающего мира. Развивать воображение

Бумага, акварель, поролон или большие кисти.

44-45

Одуванчики

.Рисование по мокрой бумаге

Учить детей видеть красоту окружающего мира. Развивать воображение

Бумага, акварель, поролон или большие кисти.

46-47

«Ирисы»

.Рисование по мокрой бумаге

Учить детей видеть красоту окружающего мира. Развивать воображение

Бумага, акварель, поролон или большие кисти.

48-49

«Букет для мамы»

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику рисования ладонью.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

50

«Снегири на ветке»

Рисование способом тычка

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

51-52

Какого цвета весна».                        

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Листы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки

53

«Облака»

Рисование по сырому фону

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон

54

«Белые лебеди»        

.Рисование способом тычка

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных ,птиц;        

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

55

«Солнышко».        

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь

56

«Попугаи».

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторе-ние сочетание цветов.        

Лист белой бумаги, гу-ашь, салфетки.

57

«Цветущая веточка».

Смешенная техника

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

58-59

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон

60

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию

Листы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

61-62

«Какого цвета весна».        

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

63

«Придумай и дорисуй».

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

64

«Моё имя»

Рисование набрызгом

Развивать воображение, координацию движения. Развивать  интерес к рисованию. Развивать  мускулатуру пальцев, глазомер.

Трафареты букв, зубная щётка, краски

65-66-67

В гостях у сказки «Мужик и медведь»

Монотипия

Закрепить приём монотипии. Развивать фантазию детей, чувство цвета.

Бумага, акварель

68-69

«Народные сказки»

Пятно, штрих, линия

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь

Гуашь, бумага, кисть

70

«Лебеди»

Круг, овал, линия

Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию. Совершенствовать технические приемы рисования карандашом

Карандаш, бумага

71-73

«Улица» (групповая работа)

Развивать координацию движений рук, мелкую моторику, глазомер

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, пирамидки, бумага, гуашь.

74

«Наша Родина»

продолжать развивать творческую активность

совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

продолжать развивать мелкую моторику рук

продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции

закрепить умение самостоятельно выбирать тему, эпизод, материал, рисовать на всём листе; показывать взаимосвязь между изображёнными предметами; отражать в рисунке полученные впечатления

учить оценивать качество работ своих товарищей

75

«Салют в честь победы»

Набрызг, рисование мыльными пузырями

продолжать развивать творческие способности, воображение.

учить создавать выразительный образ салюта, используя разнообразную нетрадиционную технику изображения: рисование мыльными пузырями, набрызг.

совершенствовать чувство цвета и композиции.

продолжать развивать переключаемость общих движений.

формировать нравственно-эстетические чувства.

лист бумаги

баночка с водой

гуашь

кисточки

мыльное средство

трубочки для коктейля

стакан

зубная щётка или жёсткая кисть

76-77

«Ландыши»

Обрывание бумаги,

бумагопластика 

гуашь,

кисть

развивать творческую фантазию.

познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги.

развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

развивать зрительное восприятие и внимание.

цветной лист бумаги.

клей.

белые салфетки.

гуашь

кисточки.

78-79

«Яблоневая ветка в цвету».

Закреплять навыки работы с печаткой, умение работать концом кисти. Совершенствовать композиционные умения

Акварель, гуашь, кисточки, лист бумаги

80-81

 «Мимоза для мамы»

Рисование пальчиками

Дети упражняются в рисовании пальчиками, скатывания шариков из салфеток, закрепляются навыки наклеивания

82-83

Выставка рисунков детей.

Дети учатся рассматривать рисунки, упражняются в выборе понравившихся рисунков

84

Подарок выпускникам

Рисование с помощью гуаши и акварели

продолжать развивать творчество

продолжать учить создавать выразительный образ, используя нетрадиционную технику изображения: рисование с помощью густой краски и воды.

продолжать развивать чувство цвета и композиции.

совершенствовать тонкие движения рук.

плотная белая бумага

гуашь, акварель

кисти

85

Диагностика

Расписание занятий кружка по    нетрадиционному  рисованию

Понедельник    с  12-00  до  13-30

Вторник               с  12-00   до 13-30



Предварительный просмотр:

Тема: «Рисование осенних листьев».

Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  возможность получения изображения с помощью рисования отпечатком губки, научить рисовать в нетрадиционной технике.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для знакомства обучающихся, воспитанников с новой изобразительной техникой рисования.

Методическая цель: знакомство педагогов и родителей с нетрадиционной техникой рисования.

Методическое назначение: данная техника рисования поможет педагогам и родителям освоить очень весёлый, увлекательный и полезный вид деятельности – рисование  с использованием отпечатка губки.

Задачи:

Воспитательные:

-Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

-Способствовать эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.

-Воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к творчеству людей, мотивацию к учению.

Образовательные:

-Познакомить и научить использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

-Совершенствовать умения  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет), умение использовать знания, приобретенные на уроках рисования.

-Провести пропедевтическую профориентационную работу.

Развивающие:

-Развивать координацию рук, умения соединять и комбинировать простые элементы, объекты  композиции.

-Формировать и развивать художественно-творческие способности, творческое мышление, воображение и восприятие.

Оборудование:  альбомы для рисования, трафаретные заготовки из цветного картона с вырезанными листьями различных деревьев, акварельные краски, стаканчики для рисования, кисточки для рисования, грубая губка (заранее нарезанные куски по количеству обучающихся в классе), стихи об осени, воздушные шары, макет дерева «Времена года» (осенняя часть макета), искусственный осенний декор (фетровые разноцветные осенние листья на макете дерева,  осенние яблоки-муляж), искусственная лиана «Осенний клен» с разноцветными листьями и спиральными усиками), корзина, лукошко, сухарница (поднос) с овощами и фруктами, стилизованная «волшебная палочка», стилизованная паутинка из ниток, засушенные осенние листочки, веер, брызгалка, вырезанные из картона разноцветные осенние листья с пожеланиями («добра», «тепла», «света», «хорошего настроения», «улыбок» и т.п.), иллюстративный материал по теме «Осень», картина местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени», отрезы ткани «Жатка» (голубого и бежевого цвета) для украшения кабинета, ноутбук, запись музыкального произведения - П.И. Чайковский «Времена года – осень», запись песни «Хорошее настроение» детской группы «Волшебники двора».

Форма урока: открытый урок в нестандартной форме, мастер – класс.

Участники: обучающиеся, воспитанники 2б,4б классов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1.Мотивационно- игровая ситуация.

                                  обучающиеся, воспитанники вместе с учителем заходят в класс и          

                                  останавливаются около доски, в руках у учителя «волшебная палочка»          

   - Сегодня, ребята, я предлагаю вам попробовать себя в роли маленьких волшебников и  вместе с нашими гостями отправиться в небольшое сказочное осеннее путешествие при помощи «волшебной палочки».

                                   внезапно свет в кабинете гаснет

  - Ой, ребята,  что же случилось? Что произошло? Мы же с Вами хотели сейчас отправиться в гости к Осени!.. Почему-то, стало темно в нашем классе и как-то неуютно…, возможно пришедшая Зимушка- Зима не хочет нас отпускать в гости к Красавице – Осени?

   - Хорошо, что у меня в руках «волшебная палочка», которая и поможет нам отправиться в гости к Осени. Возьмёмся за руки, станем в круг, вместе произнесём волшебные слова: «Крибли! Крабли! Бум!», с помощью которых и попадём в гости к Осени, громко хлопнем в ладоши, а я взмахну «волшебной палочкой», три-четыре…

                                      обучающиеся, воспитанники становятся в круг и выполняют действия

                                      вслед за учителем, в кабинете зажигается свет

    - Посмотрите, у нас всё получилось, как красиво кругом, мы попали в гости к Осени! Прошу всех пройти на свои рабочие места.

2.Построение, приветствие.

           Необычный день у нас.

           И гостями полон класс.

        - Что гостям сказать нам надо?

п/о: -Видеть Вас мы очень рады!

          - Мы за парту сядем дружно,
           А шуметь совсем не нужно!

            На рабочий лад настройтесь,

            Ведь у нас немало дел.

            Поудобнее устройтесь,

            Чтобы каждый проявить себя сумел.

    3.Проверка готовности рабочих мест к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

   1.Фронтальная  беседа.

     - Какое сейчас время года?

     - А в какое время года мы с вами попали?

    - Что происходит с деревьями осенью?

     - А что же это за природное осеннее явление – листопад?

                                     обучающиеся, воспитанники отвечают на вопросы

     - Посмотрите вокруг, сколько у нас сегодня осенних листьев в классе, подойдите и выберите себе понравившиеся  листочки.

       - В какие же цвета окрашены листья осенью? Ответить на этот вопрос правильно Вам, ребята, помогут те листочки, которые Вы собрали.

                              на столах, доске, полках шкафов в классе разложены листья,

                              обучающиеся выбирают себе по 1-2 шт. и затем называют их цвета.

III. Изучение нового материала.

    1. Вступительное слово учителя.

                                  звучит запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена

                                  года – осень», прослушиваем небольшой отрывок, во время

                                  прослушивания  коротко рассказываю об осенней природе,

                                  работаем  с иллюстративным материалом по теме «Осень», рассматриваем  

                                  картину местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени»

- Особое настроение охватывает людей осенью – красиво кругом, но сказывается  грусть и печаль об уходящем лете. А передавать свои чувства люди могут разными способами:

  • словом – это наши поэты и писатели, стихи об осени мы ещё сегодня услышим;
  • музыкой - известный русский композитор П.И. Чайковский написал музыкальный альбом и назвал его «Времена года», тем самым посвятив это произведение: зиме, весне, лету и осени. Музыкальный отрывок из произведения «Времена года - осень» П.И. Чайковского  мы  сейчас и прослушиваем;
  • рисунком – это художники, посмотрите сегодня у нас  представлена работа местного художника В.Ф. Бравкова - «Тёплые дни осени», которого вы хорошо знаете как  учителя нашей школы, на ней изображена осенняя природа палитрой ярких, желто-красных красок.

- Глядишь на осенний лес, и словно тебя заколдовали — не можешь глаз отвести.

Падают, падают листья

В нашем саду – листопад.

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

2. Мотивационно- игровая ситуация.

          -Ребята, прислушайтесь…, раздаются  чьи-то шаги, кто же это идёт к нам гости?

                                             в  классе  появляется  Осень с корзиной в руках.

          -Да это же сама нарядная красавица – Осень! Давайте её поприветствуем!

                                              обучающиеся  и гости приветствуют Осень.

          -Здравствуй, Осень, я вижу ты не с пустыми руками к нам пришла, так ведь?

Осень: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Погостила я в Ваших краях достаточно долго: 3 месяца, давайте вместе их назовем.

п/о: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: - Порадовала я Вас всех хорошим урожаем овощей и фруктов (показывает фрукты в корзине либо на подносе), солнечными, тёплыми деньками (поглаживает), и ветерком (имитация ветра при помощи веера), и легкой паутинкой (паутинка из ниток), и чудесным листопадом (рассыпает листочки из лукошка), а также полила дождём (имитирует капли дождя из брызгалки).

                                                                                       во время этих слов Осень открывает корзину полную фруктов,

                                                                                       проходя по классу, поглаживает рукой нескольких обучающихся, для нескольких учеников  и гостей имитирует ветерок при помощи веера, показывает паутинку, рассыпает засушенные осенние листочки из лукошка, имитирует капли дождя при помощи брызгалки.

        -Вот такая, ребята, озорница Осень к нам пришла, видим, что ты – Осень, готова вместе с нами и повеселиться, и отдохнуть и поработать.

Осень:  -После такой долгой работы я, ребята, что-то загрустила и устала.

       -Вот как? Тогда мы с ребятами тебе поможем отдохнуть и поднять настроение.

   IV. Физминутка.

Мы листики осенние, на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

 -Какие вы молодцы! А я вам тоже приготовила небольшое задание. 

 V. Практическая часть.

  1. Слово учителя.

- Возьмите в руки листочки и послушайте стихотворение «Листопад». 

Листопад

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

- Мы с клёнов …

- Мы с яблонь …

- Мы с вишен …

- С осинки …

- С черемухи …

- С дуба …

- С березы…

Везде листопад:

На пороге морозы! (Ю. Капотов.)

  2. Сообщение темы и цели.

              - Давайте  попробуем сохранить всю красоту осени, в наших рисунках. Мы будем рисовать с Вами осенний букет при помощи нетрадиционной техники рисования с использованием отпечатка губки. Ребята, для выполнения работы я приготовила, Вам, альбомы, трафареты осенних листочков, тех деревьев, о которых мы услышали в стихотворении, стаканчики с водой, губки.

   Осень: Ну, а  я,  приготовила для ребят волшебные краски.

                                           возможна заготовка красок (цвета осенних листочков) заранее в палитре

                                           для рисования каждому ученику

        3.Выполнение самостоятельной работы.

           -Внимание, начинаем работу:

1.Берём в руки трафарет осеннего листочка.

2.Накладываем трафарет осеннего листочка на альбомный лист.

3.Обводим свой осенний листочек по контуру трафарета.

4.Выбираем нужную нам краску, готовим её на палитре.

5.Наносим краску сначала на губку, а затем отпечатываем её.

                                      обучающиеся, воспитанники выполняют работу, по ходу выполнения

                                      работы  им оказывается дозированная помощь

     VI. Итог урока.

        1. Подведение итогов, анализ работы.

-Ребята! Вы выполняли работы под нашим руководством, но они у вас получились совершенно разные!  Яркие, красивые, необычные. А почему работы получились такими?

                                 обучающиеся, воспитанники рассказывают

        2.Рефлексия.

         - Ну, а теперь, если Вам понравился урок, если было хорошее настроение, давайте поделимся им друг с другом и с нашими гостями…

                                              звучит песенка «Хорошее настроение» детской группы «Волшебники

                                              двора», обучающиеся  встают из-за парт и вместе с Осенью выполняют

                                              танцевальные движения  под  звучащую музыку.

        3.Выставка детских работ.

        -Пока мы с вами танцевали, наши работы высохли и мы можем их разместить на магнитной доске, как на выставке размещают свои  работы художники.

                                               ребята размещают  свои работы на магнитной доске.

             -Посмотрите, в нашем классе стало ещё светлее и красивее от  старательно выполненных работ. Вы – молодцы!

             - А для того чтобы гости нас не забывали и приходили чаще, подарим им на память осенние листочки с пожеланиями.

                                                  звучит музыка, дети берут листочки- пожелания  из  лукошка Осени

                                                  и  дарят  их гостям.