Я и мои Воспитанники

Мухаметшина Тензиле Рамиловна

группа "Полянка"

image

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                          Группа   "Полянка"

                                                                                    Старшая группа

 

На полянке, как цветочки, малыши у нас растут.

Вашим дочкам и сыночкам хорошо, уютно тут!

                                                                   Наш девиз:

На лесной полянке детвора гуляет,
Бабочек не ловит, цветочки не срывает.
Мир такой чудесный, и такой прекрасный!
Всё здесь интересно, многое не ясно!?
Вырастем большие – всё уметь мы будем,
Но «Полянку» детства, всё же не забудем!

 

Наша цель:

Здоровье – это главное!

Развитие – это важное!

Положительные эмоции –

Это необходимое!

Время работы: 07.30-17.30

Количество воспитанников: 25 человек (от 5 до 6лет)

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

 

                 В группе работают

                                 Воспитатели:

Мухаметшина Тензиле Рамиловна

Воспитатель высшей квалификационной категории.  Образование – высшее.  Специальность: Учитель начальных классов; Воспитатель.  Стаж работы 9 лет.

 Направление в работе:  «Нетрадиционная техника рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Платонова Алина Вениаминовна 

 

Помощник воспитателя:  Низамова Гульнара Миназимовна

 

ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ  5 – 6 лет:

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.

В  ЭТОМ  ВОЗРАСТЕ  ВАШ  РЕБЁНОК:

·                     Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

·                     Желая показать себя миру, он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

·                      С трудом может соизмерять свои «хочу» с чужими потребностями и возможностями, поэтому всё время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

·                     Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм с правилами, в которых складывается механизм управления своим поведение, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребёнку ещё нужен внешний контроль со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом -  каждый самого себя.

·                     Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, ноему ещё трудно сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

·                     Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

·                      Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» вопросов.

·                     Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные.

МАТЕМАТИКА:

·                     Ребёнок может определять направления: вперёд – назад, вверх – вниз, вправо – влево.

·                     Счёт в пределах 10 (прямой – обратный) на основе действий с множествами.

·                     Понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько?  Который ?

·                     Различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

·                     Знать геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб, шар, куб

·                     Делить круг, квадрат, прямоугольник на две и четыре равные части.

ЛОГИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ:

·                     Ребёнок может отвечать на  вопросы: «Как?», «Как ты думаешь?»

·                     Находить лишний предмет из  4 – 5 предложенных предметов.

·                     Составлять рассказ по серии картинок, придумывать начало и конец рассказа.

·                     Классифицировать предметы на две группы по предложенным признакам.

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР  И  РАЗВИТИЕ  РЕЧИ:

·                     Ребёнок знает своё имя, фамилию, сколько ему лет, адрес проживания, имя и отчество родителей, их возраст, где и кем они работают.

·                     Ребёнок знает названия всех окружающих предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растения, животные, явления природы, названия любимых сказок,  мультфильмов, книг, имена героев любимых произведений.

·                     Ребёнок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

·                     Ребёнок может не только отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, но и использовать их в своей речи.

·                     Ребёнок может выстраивать рассуждения, спорить.

·                     Знает много наизусть различных по объёму и сложности произведений. Рассказывает их с выражением.

·                     Знать, для чего нужен светофор, что обозначает каждый цвет светофора, выполнять правила безопасного поведения на дороге.

·                     Знать названия времён года, месяцев, дней недели.

НАВЫКИ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ:

·                     Ребёнок знает правила поведения за столом во время еды и соблюдает их.

·                     Самостоятельно чистит зубы, полощет рот после приёма пищи.

·                     Ребёнок знает, что значит быть опрятным. Умеет следить за состоянием одежды, за своей причёской, за ногтями.

·                     Ребёнок может уметь вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу.загрузка

 

 Советы воспитателя Мухаметшиной Тензили Рамиловны

ЗАПОМИНАЕМ ЦИФРЫ.

4—5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

“Назови имя цифры”.
Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

“Узнай цифру на ощупь”.
Предлагаются цифры в виде объемных фигур (“формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

“Сделай цифру”.
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать “вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

“Раскрась цифру”.
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

“Рисуем и угадываем”.
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

“Преврати цифру в смешную фигурку”.
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в “человечков”, “зверюшек” или другие смешные фигурки.

“Найди свою цифру”.
На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти “свою”.

“Нарисуй столько же”.
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

“Выполни движение”.
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

“Цифры на кубиках”.
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

“Подбери пары”.
К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

“Правильно ли это?”
Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

“Найди такую же”.
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

“Пронумеруй предметы”.
Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. “Выпадать” из нумерации могут сначала 1—2 цифры, а потом больше.

“Определи соседнюю”.
Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать “соседей”.

“Наклей цифры”.
Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

“Какая цифра убежала?”
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

“Что перепуталось?”
На столе карточки с цифрами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

“Назови и выложи”.
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

“Опиши цифру”.
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

“Напиши цифры”.
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

 

                        ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ: 8 ПРИЁМОВ

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка. И хотя за взрослым сохраняется ведущая роль, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса. Думается, что хорошим результатом было бы сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным. И, конечно, сохранение позитивных отношений между вами!

Способ № 1: ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА

Пожалуй, основное и первое, что нужно сделать в такой ситуации, – назвать чувства ребенка. Замечательно об этом написали в своих книгах американские авторы Фабер и Мазлиш: «Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им». Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит! Но признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Скажите, например: «Это обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти кушать (спать)». Или: «Иногда так хочется еще отдохнуть и погулять с друзьями!»
Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не есть кашу, не убирать игрушки, не делать уроки и т. д. Признание чувств – лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.

Способ № 2: ОТВЛЕЧЕНИЕ

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего – в 1,5–2,5 года. Дальше его тоже можно применять, но он уже не является основным. Если малыш плачет и упорно отказывается что-то делать, то можно попробовать переключить его внимание на что-то другое. Посмотреть в окно на птиц или машины, начать заниматься чем-нибудь очень интересным у него на глазах, бодро рассказать стихотворение, показать что-то очень привлекательное… Вариантов масса. После того как малыш успокоится, можно вернуться к ситуации, которая привела к непослушанию. Очень много шансов, что теперь малыш не будет столь упрям.

Способ № 3: СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

Это тоже способ для маленьких детей, он хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно и кашу есть, и в садик одеваться, и в ванную идти, и спать ложиться. Детям очень нравятся «живые» игрушки-перчатки, надеваемые родителем на руку. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию.
Самое главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители начинают сотрудничать. Но стоит отметить, что этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует помнить, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание. Поэтому игровые методы применять можно и нужно, но в сочетании с остальными.

Способ № 4: ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование («Ну-ка, за уроки, и без разговоров!»), предоставьте ребенку выбор! «Ты предполагаешь начать делать уроки сейчас или через полчаса?», «Ты хочешь надеть в садик красное платье или синее?» Заметьте, вы не ставите под сомнение, нужно ли идти в сад или выполнять задания. Вы позволяете ребенку выбрать способ, как сделать то, что не обсуждается. По мере того как ребенок взрослеет, нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбирать.

Способ № 5: ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»

Этот способ заключается в том, что вы «откладываете» ситуацию на некоторое время. Его можно применять далеко не всегда – он не подходит, если ситуация требует быстрого реагирования. Но иногда ваш с ребенком спор касается вопросов, которые могут возникнуть лишь в будущем или являются «мировоззренческими». Например, он требует разрешить ему больше играть на компьютере или же позже возвращаться домой. Или настаивает, что будет гулять один. Или требует есть не 3, а 5 конфет в день.
Иначе говоря, речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Если вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка в своей правоте, или же начинаете сомневаться в своей первоначальной точке зрения, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно все обдумать, и вы поговорите об этом позже (назовите когда). И уж не забудьте о своем обещании!

Способ № 6: УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Есть ситуации, в которых родители считают особенно важным, чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Обычно такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка, которое он не хочет признавать.
Убеждение – это еще не требование. Убеждение – это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Почему нужно стоять, когда горит красный свет, и ни в коем случае не вырывать свою руку. Почему нужно идти к столу, когда вся семья уже в сборе. Почему нельзя пойти с незнакомым человеком, пообещавшим показать маленьких щенят. Почему, почему, почему…
Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребенка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребенка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать – значит вести диалог. Обсуждать – значит побуждать ребенка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашел несколько способов поведения в ней.

Способ № 7: ТРЕБОВАНИЕ

Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Если ребенок играет со спичками или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову щекотать гостям ноги под столом или же выкрикивать что-то на представлении в театре.
Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно играть со спичками (баловаться у обрыва)».
Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребенок, тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно «знает лучше». И только после того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Способ № 8: НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!

Открытый протест, истерики, нытье, споры ребенок использует как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребенок порой прибегает к манипуляции вами.
Натренировавшись, вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Во втором случае нужно сказать ребенку, что его приемы на вас не действуют и ваше мнение остается неизменным. И главное, быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет «ведущим», а вы – «ведомыми».

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3- 7 лет.

Некоторые дети проявляют очень большую стеснительность и застенчивость. Они избегают общения с чужими людьми, боятся обратиться к воспитателю в детском саду, с трудом заводят знакомство со сверстниками, не могут постоять за себя…

Такие качества чаще всего являются следствием темперамента. То есть, ребенок имеет склонность к этим качествам отроду, они определены особенностями данного психофизиологического типа.

Именно поэтому советы родителей: «иди, поиграй с детками», «попроси сам», «а ты дай сдачи» — цели, как правило, не достигают. Напротив, робость и стеснительность ребенка возрастают в прямом соответствии с настойчивостью взрослых.

Ведь получается, что ребенок и так чувствует себя неуютно от того, что не может проявить себя, быть «как все», а теперь его переживания удваиваются, потому что он не может выполнить требование мамы. От этого падает самооценка ребенка, и его проблемы в общении усиливаются — получается замкнутый круг.

О том, как родители могут помочь своему ребенку почувствовать себя более свободно и раскрепощенно, рассказывалось в статье «Тихий, стеснительный, робкий, застенчивый, скромный» .

Сегодня же мы поговорим о том, как помочь ребенку раскрыть себя, почувствовать свои возможности и научиться взаимодействовать с другими детьми при помощи игр.
Начинать лучше с совместных игр с мамой и близко знакомыми детьми. Потом постепенно подключайте к вашим играм и других детей.

✔Солнышко и дождик
Взрослый с закрытым зонтиком в руках (зонтик должен быть безопасным, с закрытыми кончиками спиц) стоит в центре комнаты и говорит: «Солнце». Все дети делают вид, что гуляют: бегают, прыгают, резвятся.

Как только взрослый скажет: «Дождик», — все дети должны подбежать и тесно прижаться к нему. Важное условие — всем должно хватить места, чтобы никто не остался в стороне.

✔Поезд
На полу разложены круги (вырезанные из линолеума или обручи) — это «станции».

Дети стоят в кругах. Взрослый будет «паровозом».

Он «едет» по комнате, поочередно подъезжает к каждой «станции» и «прицепляет» к себе новый «вагончик» — ребенка (первый ребенок берет взрослого за руки, которые тот протягивает назад, остальные дети кладут руки на плечи или на пояс впередистоящему).

«Переезжая» от одной «станции» к «другой», взрослый может напевать какую-нибудь песенку, например:

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес.
(С. Эрнесакса)

✔Друзья
Взрослый раздает детям парные игрушки: двум детям одному по зайчику, двум другим – по медвежонку и т.д. Взрослый говорит детям, что им нужно найти друга для своего зверька и обменяться платочками (каждый ребенок получает по платочку). Звучит музыка, каждый ребенок танцует под музыку со своим зверьком и платочком. Когда музыка заканчивается, каждому надо отыскать свою пару и обменяться платочками. Далее снова играет музыка.

✔Где вы бывали?
Один ребенок назначается водящим.

Он отходит в сторону. Все остальные дети вместе с взрослым придумывают, что они будут сейчас показывать: пылесосить ковер, красить забор, копать огород, петь песни, собирать ягоды и т.д. Главное условие – изображать нужно без звуков.

Договорившись, дети подходят к водящему, который их спрашивает: «Где вы бывали? Что вы видали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». И начинают изображать ранее задуманное. Как только водящий угадывает, что они делают, дети разбегаются, а водящий должен догнать и осалить кого-то из детей. Осаленный и будет в следующий раз водящим.

✔Магазин игрушек
Водящий ребенок уходит в сторону. А взрослый каждому ребенку на ухо говорит, какой тот будет игрушкой: зайчиком, лягушкой, мячиком, роботом, куклой и т.д.

Дети принимают каждый свою позу и замирают. Водящий возвращается – он «покупатель», который пришёл в «магазин игрушек». «Покупатель» ходит от «игрушки» к «игрушке», нажимает на «кнопку» (например, на животе), и «игрушка» начинает показывать свои характерные действия. Водящий должен угадать, что за «игрушка» перед ним. Так «покупатель» обходит все «игрушки». А в конце выбирает понравившуюся ему «игрушку», которая и будет водящим в следующий раз.

✔Превращения
У взрослого в руках «волшебная» палочка. Он взмахивает палочкой, говорит замысловатые слова и превращает детей в слонов. Все дети начинают грузно топать по комнате. Далее взрослый превращает детей в подъемный кран, ворону и др. Через некоторое время дети могут получать индивидуальные задания: одному надо будет превратиться в самолет, а другому — в молоток и т.д.

✔Фанты
От каждого ребенка собирается по одному фанту (резинка от волос, машинка, носовой платок и т.д.). Затем взрослый, не глядя, берет в руки один предмет и говорит, что нужно сделать хозяину этого фата: изобразить акулу, попрыгать на одной ножке, присесть пять раз и т.д. Если задание выполнено – фант возвращается хозяину.

✔Краски
Водящий отходит в сторону. Дети садятся на скамейку или лавочку. Каждый придумывает себе цвет краски. Кто-то будет синей краской, кто-то оранжевой и т.д. (цвета красок повторять нельзя). Водящий подходит к «краскам».

Дети его спрашивают: «Зачем пришёл?». Водящий отвечает: «За краской». Дети: «За какой?» Водящий называет любой цвет. Если такой краски нет, то водящим назначается другой ребенок.

А если такая краска есть, то этот ребенок начинает убегать от водящего. Ему нужно не попасться водящему и в то же время успеть сесть обратно на своё место. Тогда водящий должен водить еще один кон.

✔У кого светлые волосы
Дети и взрослый встают в круг. Взрослый начинает: «У кого светлые волосы – присядьте». Все дети, у кого волосы светлые, должны присесть, а потом встать. Далее продолжает либо взрослый, либо назначенный ребенок. Теперь придумывается новый признак и задание. Например: «Кто сегодня в шортах, хлопните в ладоши», — или, — «Кто любит мороженое, улыбнитесь» и т.д.

               Советы воспитателя Мухаметшиной Тензили Рамиловны

КАК ВОСПИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

• Позволять ребенку принимать собственные решения в рамках его возможностей нести за них ответственность. Самостоятельность требует формирования внутренней дисциплины и развития чувства ответственности.

• Предлагать ребенку такое занятие по возрасту, в котором он cможет достичь хотя бы каких-то успехов без вашей помощи.

• Постепенно расширять сферы и виды деятельности, в которых ребенок может достигать чего-то самостоятельно.

• Если у ребенка что-то не выходит, делайте это вместе с ним, а не вместо него.

• Берегите уверенность ребенка в себе, его самоценность. Критика не должна касаться его личности – негативную оценку можно ставить только поступкам. Подчеркивайте, что ваша любовь к нему безусловна, а его плохие поступки – это огорчение для вас, но не повод разлюбить его.

• Покажите ребенку, что самостоятельность, независимость не означает эгоизма или отчужденности. Помогите ему понять, что делиться чем-то, оказывать помощь кому-то – это признак позитивной силы. Объясните, что самостоятельные люди могут выстраивать партнерские, равноценные отношения.

• Показывать ребенку границы, за которыми при его самостоятельности он еще не может нести ответственность. Объяснение этих границ должно быть доступным.

• Ясно устанавливать правила проявления его самостоятельности. Систематически соблюдать их и контролировать.

• Чтобы у ребенка были силы и уверенность проявлять самостоятельность, подкрепляйте его попытки своей любовью.