Литературное чтение

Шиблева Юлия Петровна

"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"

В.А.Сухомлинский

Примерные нормы техники чтения

1 класс - 25-30 слов в минуту;

 

2 класс - 1 полугодие: 35-45 слов в минуту;

               2 полугодие: 45-55 слов в минуту;

 

3 класс - 1 полугодие: 55-65 слов в минуту; 

               2 полугодие: 65-75 слов в минуту;

 

4 класс - 1 полугодие: 75-85 слов в минуту;

               2 полугодие: 85-95 слов в минуту;

 

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ 3 КЛАССА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

1. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди”,  "Снежная королева”

2. А.Гофман "Щелкунчик и мышиный король”

3. В.Губарев "Королевство кривых зеркал”

4. В.Бианки "Синичкин календарь” «Неслышимка», и др

5. Н.Сладков "Сказки”

6. В.Чаплина "Ежиное семейство”, "Пуська” и др.

7. А.Волков "Волшебник Изумрудного города”

8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда», «Голубая чашка»

9. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла
10. В.Медведев "Баранкин, будь человеком!”

11. Д. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"

12. И.Токмакова "Счастливо, Ивушкин” и   "Аля, Кляксич и другие”

13. Л.Чарская "Записки маленькой гимназистки” Царевна Льдинка. Чародей Голод. Дочь Сказки. Подарок феи.

14. Н.Носов "Дневник Коли Синицына”, "Веселая семейка”, "Приключение Незнайки и его друзей", «Витя Малеев в школе и дома»

15. Стихи и рассказы о войне

16. Былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич» и др.

17. Л.В. Дуров Мои звери.

18. А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька", «Каштанка»
19. И. Крылов, басни
20. В. Драгунский "Денискины рассказы" «Девочка на шаре»
21. С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, С. Есенин, Ф. Тютчев, Фет  -  стихи 
22. Б. Житков. Рассказы о животных.

23. К.Г. Паустовский. Прощание с летом. Корзина с еловыми шишками. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос.

24. Киплинг "Маугли"

25. Л. Толстой. Акула. Прыжок. Лев и собачка. Птичка.

26. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.

27. Дж Родари "Путешествие Голубой стрелы", "Приключение Чиполлино"

28. В. Голявкин, Э. Успенский – разл. произведения.

29. А.С.Пушкин,  сказки.

Данный список носит не обязательный характер, а рекомендательный.

Список литературы можно добавлять, изменять с учетом индивидуальных интересов ребенка.

Еще можно посмотреть ЗДЕСЬ

 

Где можно почитать?
 

Электронная библиотека: БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству

Круг чтения на Солнышке

Экономика для малышей на Солнышке

Книга сказок на Солнышке

Словари http://www.slovari.ru/

Библиотека на сайте Детство

 

   
Детская энциклопедия http://potomy.ru/
Библиотека http://peskarlib.ru/
 Библиотека у Киндера
Библиотека у Пупсов
 

 

Материалы к урокам литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

 Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

2 класс (1-4)

Учитель: Шиблева Ю.П.

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки. Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А. Ефросинина.

Ход урока:

1 этап: Организационный.

—Долгожданный дан звонок.        Все ли правильно сидят?

Поскорей проверь дружок,        Все ль внимательно глядят?

Ты готов начать урок?        Начинается урок.

Всё ль на месте,        Он пойдёт ребятам впрок.

Всё ль в порядке:        Постарайтесь всё понять

Ручка, книжка и тетрадка?        И внимательно читать.

- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились за последние две недели?

(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)

- К какому виду творчества относятся все эти произведения?

(К устному народному творчеству)

—Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.

У этого цветка вместо лепестков - сказки,

загадки ...

(на доске прикрепляются названные лепестки)

—Каких лепестков не хватает в нашем цветке?

(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)

(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)

—У нашего цветка не хватает сердцевинки.

—Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

(Ответы детей: фольклор)


(на доске крепится сердцевина) —Теперь живой цветок собран.

Упражнения для развития голоса:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем   понятно.

—Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:

Мы делили апельсин

Много нас, а он - один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра.

А для волка - кожура!

Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,


Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!

Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!

—Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:

Оксана: На-на-на - в лесу растёт сосна.

Денис: Ло-ло-ло- на улице тепло.

Ксения: Су-су-су - ты не зли осу.

Никита: Оль-оль-оль - мы купили соль.

Лена: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.

Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

  1. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)
  2. Беседа на выявление впечатления:

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?

3)        Моделирование обложки.

-        Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и
покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.

(дети рисуют варианты моделей)


- Кто хочет объяснить свой выбор?

(Ответы детей: Оксана: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.

Никита: Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.

Алёна: Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)

  • Докажите, что это сказка.
  • Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
    модель обложки.

(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):

  • Так с каким произведением мы познакомились?
    (Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»).
  • Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
    (Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)

4) Воспроизведение  последовательности сказки по иллюстрациям.

  • Посмотрите внимательно на
    иллюстрации. Вспомните, как начинается
    сказка.
  • Какая иллюстрация соответствует
    началу сказки?
  • Какими строчками из

произведения можно подписать эту иллюстрацию?

(Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).

3 этап: Аналитическое чтение.

  • Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
    сказки?
  • Сколько абзацев можно прочитать так?

(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

-        Как развиваются события дальше?

(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)

-        Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова
глухаря?

(Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)

-        Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их

слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством).

-        Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
нужную интонацию и темп чтения.

(дети упражняются в чтении диалога)

  • В какой момент, почему глухарь обрадовался?
    (Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).
  • Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
    (Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь

полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)

-        Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость
глухаря.

(дети упражняются в чтении диалога).

-        А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?

(Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)

-        Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,

поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;

Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

(упражнения в чтении).

-        Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?

Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.

-        Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.

Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал


И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

5        этап: Аналитическое чтение.

-        Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,

остаться на месте).

-        Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

(Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).

-        А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

(Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).

-        С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания
лебедя?

(Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).

-        Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

(Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).

-        Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства
лебедей?

(упражнения детей в чтении).

-        Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
хотели прочитать бы этот абзац?

(Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:

С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

-        Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?

(Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).

-        Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую
сказку?

(Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).

6        этап: Чтение пословиц.

-        Сейчас я предлагаю вам прочитать по
«бегущей строке» две пословицы, подумать,
подходят ли они к нашей сказке?

(дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)

Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание

далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».


(дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)

Женя: Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.

Алёна: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

7        этап: Закрепление учащимися нового материала.

1)        Воспроизведение новых знаний.

  • С каким произведением мы сегодня познакомились?
  • Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
  • Какие сказки других народов вы знаете?

2)        Творческая работа на индивидуальных
досках.

-        Сейчас мы будем работать на
индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
сказки, который вы запомнили или который вам
понравился больше всего.

(дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)

8        этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
задании.

-        С каким произведением мы сегодня познакомились?

-        Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
(Кристина: да, можно. Эта сказка учит тому ,что всегда нужно правильно

рассчитывать свои силы.

Денис: Надо жить с верой в лучшую жизнь).

-        Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного
народного творчества или можно остановиться на достигнутом?

(Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

-        Ребята, оцените свою работу на уроке.

(Дети: вытянутая рука лежит на парте—ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты— ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх— ребёнок считает, что поработал очень хорошо)

Домашнее задание:

1.Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16

2.По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.



Предварительный просмотр:

Тема:  Анализ лирических стихотворений Н.А.Заболоцкого “Весна в лесу” и «Лебедь в зоопарке»

Учитель: Шиблева Ю.П.

Система: Традиционная, УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Авторы учебника: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова

Тип: урок нового материала

Вид: беседа, самостоятельная работа, исследование

Методы: поисковый, исследовательский

Форма:  индивидуальная, групповая

Цели:

1. Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.

2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.

3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.

Оборудование: А.Вивальди «Весна», «Зима»; толковый словарь Ожегова, ватман, фломастеры, презентация биографии Н.А.Заболоцкого, презентация стихотворения «Весна в лесу», презентация стихотворения «Лебедь в зоопарке».

“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт.)

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся   (слайд 1.На слайде - яркое лучистое солнышко)

- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее!

А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно.


II. Обращение к эпиграфу.

- Кто такой Декарт? (Французский философ, математик, физик, физиолог.)

- Как вы понимаете это высказывание Декарта?

Сегодня на уроке мы будем учиться думать.

III. Знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями Николая Алексеевича Заболоцкого. Но начнём урок со знакомства с биографией поэта.

Презентация биографии поэта.

IV. Погружение в урок.

 - Какое время года сейчас на дворе? Весна.

- Как вы можете доказать, ведь кругом лежит снег?

- Отличается ли весенний снег от зимнего? Чем?

Выберите слова на доске, которые характеризуют весенний снег: последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, свежий, пушистый, серебристый, мягкий, серый, рыхлый, белый.

 - Послушайте отрывки из двух произведений (А.Вивальди «Зима»  и А.Вивальди «Весна») и скажите, какая музыка больше подойдёт ко времени года «весна»? Почему?

Звучит музыка А. Вивальди «Весна»

Закрыли глаза.

-Вспомним красавицу весну, которая стучится в окно и гонит зиму вон. Ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах. Запах чего?  высказывания детей.

(талого снега, влажной земли, свежего ветра)

V. Сообщение цели урока.

На смену холодной зиме приходит весна. (На доске появляется название темы “Весна в лесу”). Сейчас мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года. И поможет нам в этом стихотворение Н.А.Заболоцкого “Весна в лесу”.

Знакомство с произведением и его анализ.

- Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Весна в лесу».

Презентация стихотворения (читает ученица Плотникова Оксана)

- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?   (Работа с таблицами «Словарь чувств и эмоций»)

Групповая работа.

- Прочитайте стихотворение ещё раз и отметьте непонятные слова.

- Найдите непонятные слова в словаре и поясните всем их значение (Работа с толковым словарём).

 -  Какие литературные средства использует автор при описании весны? (Олицетворение, сравнение).

- Какие образы-сравнения придумал Николай Алексеевич Заболоцкий, чтобы рассказать о весне?

Он сравнивает весенние дни с лабораторией, в которой растения и животные, словно колбочки, в которых кипит солнечная энергия. Весна представляется поэту наполненной сказками, чудесами. Поэтому животные у него поют, играют, занимаются важными делами.

 ( природа – лаборатория, маленькое растеньице – колбочка живая, грач – химик или врач, поле – тетрадка, глухарь – невидимый дикарь, зайцы – маленькие ребятки)

- Какие образы – олицетворения использует поэт, чтобы рассказать о весне?

(Пламенеет солнца лик;        Солнце невольно улыбается на лесные чудеса)

- Чем заняты в весеннюю пору обитатели леса – растения и животные?

(растения пробуждаются от зимнего сна, в них начинает кипеть солнечная влага, грачи собирают на полях червяков для своих деток, в глуши леса начинают петь глухари, зайцы водят хороводы под осинами на кочках) 

-Почему всё живое радуется наступлению весны?

(становится тепло, растения пробуждаются от зимнего сна, птицы начинают строить гнёзда и выводить потомство, появляется пища для животных)

- Определите рифму стихотворения «Весна в лесу»

(перекрёстная) 

Повторное чтение по строфам: расстановка пауз, определение тона и темпа, выделение логических ударений. 

(Дети читают, интонационно выделяя паузы и делая логические ударения.)

- Какие чувства поэта необходимо передать при чтении?

При чтении необходимо передать чувства поэта: восхищение, удивление, нежность.

    VI. Самостоятельная работа в тетрадях (по группам)

Физминутка.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Николая Алексеевича Заболоцкого -  «Лебедь в зоопарке».

VII. Самостоятельное чтение стихотворения.

Беседа по выявлению первичного восприятия:

- Скажите, похоже ли это стихотворение на предыдущее?

(Да, похоже, так как в нём тоже говорится о приходе весны)

- Почему это стихотворение нужно читать плавно, неторопливо?

(чтобы подчеркнуть плавность движений лебедя, неторопливость скольжения по воде)

- После прочтения произведения возникает ли перед вами  образ лебедя?

- Опишите, каким вы себе представляете лебедя.

-Лебедь в стихотворении Заболоцкого — воплощение …чего? (красоты).

- Восхищение этой красотой передаётся перифразами (т.е. выражениями, описательно передающими смысл другого выражения или слова): “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грёз”. 

- И тут же — дикарка. Как это понять?  (высказывания детей)

- Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь” и слова из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывёт”, создавшие сказочный образ лебедя.

- И  А.С. Пушкин, и  Н.Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа.

-Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты. Какие?

 (высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света, подчёркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины)

-Это же значение подчёркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: “мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

-Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчёркнута эта высота образа эпитетом “высокая лебедь” и сравнением: “И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

-Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как “светлое льётся сиянье”. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?

-Прежде всего — благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных “л”, “н” создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

-Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

-Также обратим внимание на перифраз “крылатое диво”. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира — символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” — значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.

-Во второй части стихотворения (с.96) представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,
                       Истошно
 кричат попугаи,
                       Поджав перламутровый хвост.

-Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

-Контраст даётся и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными — как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица,
                       Весь го
род сверкающий наш,
                        Над маленьким парком теснится,
                      Этаж, г
ромоздя на этаж.

ебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

- А сейчас стихотворение Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» нам прочитает Галя.   (Презентация стихотворения.)

VIII. Задание по группам

Распределение по группам в зависимости от выбора задания.

  1. Составить кроссворд по стихотворению “Весна в лесу”. 4-5 слов.
  2. Составить кроссворд по стихотворению «Лебедь в зоопарке» 4-5 слов.
  3. Сочинить своё стихотворение о весне.
  4. Дать характеристику весны, используя слова из стихотворения. (Любое стихотворение).

IX. Рефлексия. 

- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

- Продолжите мои предложения (слайд 9:на слайде начала предложений, учащиеся продолжают их, делясь впечатлениями об уроке)

- Меня удивило…

- Мне пришлось по душе….

 - Меня поразило…

-  Мне кажется, что….

 X. Итог урока

- С творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке?                  (Николая Алексеевича Заболоцкого)

- Какие стихотворения анализировали и учились читать?          (стихотворения «Весна в лесу» и «Лебедь в зоопарке»)

- Вот и подошел к концу наш урок. Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

Оценки (комментирование)

XI. Домашнее задание: выучить наизусть и уметь выразительно прочитать одно из стихотворений (по выбору)    



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка"

2 класс

Учитель: Шиблева Ю.П.

Цели:

  • Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
  • Учить анализировать художественный текст.
  • Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:  проектор (презентация), учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: конверты с иллюстрациями, клей, листы формата А 3.

Содержание урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).

1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение.

-Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
Утром глянули в окно,
Там - волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала белых звёзд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов.

- Почему зимнее время года называют волшебным?

Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме.

- Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.

III. Актуализация знаний.

- Что было задано на дом?

- Какие картинки нарисовал нам И. Соколов- Микитов?

На доске картинный план.

IV. Знакомство с новым произведением.

2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

- Познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме.

- Прочитайте названия книг.

- О чём пишет Э. Шим?

- Э. Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает.

- Хотите прочитать такое произведение?

- Тогда слушайте!

- Э. Шим "Всем вам крышка!"

3 слайд: фамилия автора и название произведения.

- Вот так название!

- Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"?

Словарная работа.

- В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно.

Значение этих слов сначала не дано, оно появляется после того, как учащиеся сами объясняют его.

-Объясните значение этих слов.

V. Постановка проблемы.

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу:"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

-Каким он обычно бывает в сказках?

-Слушайте дальше.

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился".

-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.

-А здесь он какой?

-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".

- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

- А что ещё можно предположить?

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

5 слайд: проблемный вопрос

Кому Морозко грозит?

VI. Проверка гипотезы.

-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

6 слайд:

Кому Морозко грозит?

План.

Читать.

Наблюдать.

Рассуждать.

Вывод.

- План наших действий наметили?

Смысловое (аналитическое) чтение текста.

-Откройте учебники на стр.123.

-Прочитайте ещё раз автора и название.

-Вы, помните, почему Морозко рассердился?

-Найдите ответ в тексте.

- С этого всё и началось.

Ставится карточка с названием части сюжета.

- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?

- Для чего?

На 6 слайде появляются замороженные лужицы.

-Дочитайте 1 часть до конца и узнаете, какое необычное происшествие случилось.

-Что же произошло?

- Как поступил Морозко?

-Каким вам представляется вам Морозко?

-Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?

-Понравились ли вам поступки Морозко?

Дополняется схема.

-Так развивалось действие сюжета.

Учитель читает самое начало 3 главы:

"Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

-Я один тут властелин!

- Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов?

Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались."

Схема дополняется.

- Кто из вас был прав?

-Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям?

-Давайте проверим ваши версии.

-Чем всё закончилось?

VII. Выражение решения.

- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

- На кого же рассердился Морозко?

- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

- Так ли неправильно поступил Морозко?

- Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим?

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.

- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

- Так какая же тема урока была сегодня?

- К какому жанру относится это произведение?

- На сколько частей разделена сказка?

- А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки.

VIII. Реализация продукта.

- Какая группа справилась с заданием?

- Почему им это удалось?

- Интересно было читать такое произведение?

- Хотите услышать его ещё раз?

Повторное выразительное чтение учителем.

IX. Рефлексия.

- Выполнили ли мы план наших действий?

- Сумели ли проследить за развитием сюжета?

- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вам понравилась сказка и наш урок, то на переменке можно взять себе на память снежинку.

X. Дом. задание.

Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану.

Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места.

 

 

Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.

 

 

 

 

 

 

- И. Соколов-Микитов "Зима в лесу".

Пересказ по плану.

Учащиеся формулируют 3 пункта плана:

План.

Зайцы-беляки.

Охотник и следы.

Медведь-лежебока.

Пересказывают по плану.

 

 

Дети читают названия книг на слайде.

- Э. Шим пишет о природе.

 

 

 

 

- Кого-то накажут, всем вам конец.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

-Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз.

- В сказочных.

- Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:

 

 

-Злой, сердитый.

 

 

 

 

- Птицам, рыбам, животным, людям,

весне, насекомым.

- Кому грозит Морозко?

-Должны сначала прочитать.

- Читая, будем наблюдать.

- Обязательно порассуждаем.

- В конце сделаем вывод.

 

 

-Наметили.

 

Готовятся к чтению произведения.

Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают.

 

Читают вслух 3 абзац (3 предложения)

- Пошёл воду запечатывать.

 

Самостоятельно читают про себя.

- Морозко заморозил всех обитателей лужицы.

Перечитывают эту часть главы вслух.

-Плохо, безжалостно, жестоко.

- Злой, сердитый, жестокий, безжалостный.

-Хотим.

Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро.

Ответы учащихся.

Высказывают своё мнение.

Дочитывают текст до конца.

-Все остались живы и ждут прихода весны.

-Нашли.

- На обитателей водоёмов: насекомые, земноводные, рыбы.

- Все жители водоёмов замёрзли бы.

 

Ответы детей.

 

-Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.

- Э Шим "Всем вам крышка".

- К сказкам.

- На 3 части.

Работа в группах.

Учащиеся в группе создают картинный план. С помощью клея на листе А3 собираются разрезанные части 3 глав.

Полученные работы вывешиваются на доску.

- Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 



Предварительный просмотр:

Список литературы на лето

для учеников 2-5 классов

2 класс

  • Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях
  • Сказки разных народов о животных
  • Русские литературные сказки (П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов, В.Берестов, В.Хмельницкий, Б.Сергунков)
  • Зарубежные литературные сказки (А.де Сент-Экзюпери, Д.Родари)
  • Аким Я. Стихи
  • Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)
  • Граубин Г. "Незнакомые друзья" (стихи)
  • Демьянов И. "Ребятишкина книжка"
  • Драгунский В. "Заколдованная буква" (рассказы)
  • Заходер Б. Стихи и сказки
  • Зощенко М. "Самое главное" (рассказы)
  • Коваль Ю. "Воробьиное озеро" (рассказы)
  • Коршунов М. "Петька и его, Петькина, жизнь" (рассказы), "Дом в Черёмушках" (повесть)
  • Ладонщиков Г. "Скворец на чужбине"
  • Маршак С. Стихи для детей
  • Михалков С. "Аисты и лягушки"
  • Мориц Ю. "Попрыгать-поиграть" (стихи), "Малиновая кошка" (стихи)
  • Носов Н. "Приключения Незнайки", "Фантазёры" (рассказы)
  • Остер Г. "Вредные советы"
  • Пермяк Е. "Волшебные краски", "Торопливый ножик"
  • Пришвин М. Рассказы
  • Скребицкий Г. Рассказы
  • Сладков Н. Рассказы
  • Токмакова И. Стихи
  • Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья"
  • Ушинский К. "Кто дерёт нос кверху"
  • Цыферов Г. "Что у нас во дворе?"
  • Чарушин Е. "Никита и его друзья", "Страшный рассказ"

3 класс

  • Русские народные сказки: "Сивка-Бурка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде"
  • Былины: "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей", "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
  • Сказки народов мира
  • Мифы и легенды Древней Греции
  • Русские литературные сказки:
  • Аксаков С. "Аленький цветочек"
  • Гаршин В. "Лягушка-путешественница"
  • Заходер Б. "Серая звездочка"
  • Катаев В. "Дудочка и кувшинчик"
  • Маршак С. "Двенадцать месяцев"
  • Паустовский К. "Растрепанный воробей"
  • Шварц Е. "Сказка о потерянном времени"
  • Зарубежные литературные сказки:
  • Андерсен Г.-Х.
  • Линдгрен А. "Крошка Нильс Карлсон"
  • Перро Ш. "Мальчик-с-пальчик" и другие сказки
  • Басни И. Крылова
  • Рассказы:
  • Куприн А. "Слон"
  • Толстой Л. "Акула", "Прыжок", "Лев и собачка"
  • Рассказы о природе (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Б.Житков, В.Бианки,
  • В.Дуров, В.Астафьев)
  • Поэзия: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Плещеев, А.Толстой, К.Бальмонт, И. Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Михалков, Е.Благинина.
  • Детские энциклопедии
  • Детские журналы: "ГЕОлёнок", "Древо познаний"

4 класс

  • Русская литература:
  • Русские народные сказки
  • Барто А. "Думай, думай..." (стихи)
  • Волков А. "Волшебник Изумрудного города"
  • Голицын С. "Сорок изыскателей"
  • Григорьев О. "Говорящий ворон" (стихи)
  • Гераскина Л. "В Стране невыученных уроков"
  • Дик И. "В дебрях Кара-Бумбы"
  • Драгунский В. "Денискины рассказы"
  • Заходер Б. Избранное
  • Зощенко М. "Ёлка"
  • Кассиль Л. "У классной доски"
  • Ким Ю. "Летучий ковёр" (стихи)
  • Крылов И. Басни
  • Коринец Ю. "Там вдали, за рекой"
  • Куликов Г. "Как я влиял на Севку"
  • Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
  • Маяковский В. "Тучкины штучки" и другие стихи для детей
  • Михалков С. Басни
  • Мориц Ю. "Малиновая кошка" (стихи)
  • Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома", рассказы
  • Пантелеев Л. "Честное слово"
  • Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы"
  • Пришвин М. "Золотой луг"
  • Сапгир Г. "Четыре конверта" (стихи)
  • Толстой А.Н. "Детство Никиты"
  • Толстой Л. Басни
  • Тургенев И. "Воробей"
  • Успенский Э. "Дядя Федор, пес и кот", "Школа клоунов", стихи
  • Фраерман Р. "Девочка с камнем"
  • Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"
  • Чехов А. "Ванька"
  • Зарубежная литература
  • Мифы Древней Греции: "Герои Эллады"
  • Андерсен Г.-Х. Сказки
  • Перро Ш. Волшебные сказки
  • Твен М. "Приключения Тома Сойера"
  • Познавательная литература:
  • Губарев В. "В открытом космосе"
  • Кун Н. "Олимп"
  • Сегал Е., Ильин М. "Что из чего"
  • Детские журналы: "ГЕОлёнок", "Древо познаний"

5 класс

  • Русская литература:
  • Русские народные сказки: "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол"
  • Жуковский В. "Спящая царевна"
  • Пушкин А. Сказки
  • Гоголь Н. "Майская ночь, или Утопленница"
  • Куприн А. "Чудесный доктор"
  • Зощенко М. "Великие путешественники"
  • Платонов А. "Волшебное кольцо"
  • Паустовский К. "Кот-ворюга"
  • Астафьев В. "Васюткино озеро"
  • Белов В. "Скворцы"
  • Зарубежная литература
  • Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
  • Андерсен Г.-Х. "Соловей"
  • Гауф В. "Карлик Нос"
  • Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо…"
  • Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе"
  • Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста"
  • Родари Д. "Сказки по телефону" или "Говорящий сверток"
  • Твен М. "Приключения Тома Сойера"
  • Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
  • Уайльд О. "Соловей и роза"



Предварительный просмотр:

Автор: Шиблева Ю.П.

Тема урока: «Журавль и цапля» русская сказка.   (2 класс)

УМК «Начальная школа ХХI века»

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель: формировать умение полноценного восприятия художественного произведения на уровне главной мысли.

Задачи:учить давать характеристику персонажа на основе его поступков, развивать умение выделять художественные детали текста, помогающие раскрыть образы героев, определять главную мысль сказки; формировать  систему  духовно-нравственных ценностей, расширять социальный опыт учащихся.

Формируемые УУД (способы деятельности)

Познавательные:анализировать текст: объяснять образные слова и выражения; различать слова устаревшей лексики, выделять их в тексте, объяснять значение по контексту; пересказывать текст выборочно; читать по ролям, учась голосом передавать характер и настроение героев.

Регулятивные:запоминать и  воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей, оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее во время работы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), учиться работать в парах и группах, ставить цель, планировать деятельность на учебном занятии.

Личностные: высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Методы: частично-поисковый, проблемно-сообщающий, репродуктивный.

Приёмы: анализ, сравнение, создание проблемных ситуаций.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. (3 мин.)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Отгадайте загадки:

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок, голый, красный.

Бродит по болотам грязный,

Ловит в них лягушек,

Бестолковыхпопрыгушек.      (журавль)

(Вывешивается иллюстрация журавля)

- Что знаете о журавле: где живёт? Чем питается?

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.    (цапля)

(Вывешивается иллюстрация цапли)

- Что знаете о цапле: где живёт? Чем питается?

- Как вы думаете, почему я начала урок с разговора об этих птицах?

(Мы продолжим работу над сказкой  «Журавль и цапля».)

- Как вы считаете эта сказка грустная или весёлая? Что вас огорчило в сказке? Покажите мимикой, как вы огорчаетесь.

- Какой конец сказки вас бы порадовал? Почему? Покажите мимикой, как вы радуетесь?

Речевая разминка.

Старик спросил старуху:

Сколько стоит стог старого сена?

Старуха сказала старику:

Стог старого сена стоит сто рублей.

- Кто лучше? Прочитать – выразительно; весело; грустно; быстро, как скороговорку; медленно.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия. (10 мин.)

- Какое произведение читали на прошлом уроке? (Сказку «Журавль и цапля»)

- Кто автор? (Русский народ.)

- Назовите жанр произведения. (Сказка)

- По каким признакам определили, что это сказка? (Есть присказка, зачин «жили-были», животные разговаривают.)

- Сказка литературная или народная? Докажите. (Это народная сказка, т.к. у неё  автор – народ.)

- Является ли она произведением устного народного творчества?

- Почему сказка названа «Журавль и цапля»? (Журавль и цапля – главные герои, с ними происходят все события, описанные в сказке)

Рефлексия ( проектирования своей деятельности) на пером этапе.

Карточка самооценка с заданиями (у каждого ученика)

Что мне нужно делать?

Что я могу сделать?

Что я не смогу сделать?

Оценка действия

Что такое присказка?

Как герои сказки  говорят друг о друге? Найди слова в тексте и прочитай?

Дать характеристику главным героям сказки. Составить модель описания цапли и журавля.

Определить основную мысль сказки.

Прочитать по ролям сказку.

Ответить на вопросы:

- Выскажите своё отношение к поведению журавля, цапли.

- На какие недостатки людей указывает сказка?

Проверка домашнего задания.

- Как начинается эта сказка? Прочитайте.

- Чем необычно начало этой сказки? Объясните. (Сказка начинается с присказки.)

-Что такое присказка?

- А теперь обратимся к карточке самооценке. В ней находятся задания, которые вам предстоит выполнить. Ответ на первый вопрос задания вы должны записать в тетради с.18 №1.

         - Как герои сказки говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте?

- Оцените свою деятельность в первой строке карточки самооценки.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений. (2 мин.)

- Как вы думаете, почему получились разные ответы в карточке самооценке? ( У каждого свои затруднения.)

- Предлагаю вам самим подумать и выбрать вариант ответа на вопрос: в чём заключаются затруднения? (Схема-опора, карточка с вариантами ответов: плохо знаю текст, невнимательно читал, затрудняюсь передать содержание.)

- Посмотрите на оставшиеся три строчки карточки самооценки и скажите, что из того, что предстоит вам выполнить, у вас вызывает затруднение? (Затруднения в характеристике героя, оценке его поступков, в определении главной мысли сказки)

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. (2 мин.)

- Попробуйте поставить перед собой цель урока. (Учиться давать характеристику героям, оценку их поступкам, уметь выделять художественные детали текста, определять главную мысль сказки.)

Словарная работа (слова на доске на карточках):

Семь вёрст болото месил, худо летаешь, несолонохлебавши, по сию пору.

- Прочитайте слова, как понимаете их значение?

5.Этап реализации построенного проекта. (15 мин.)

1.Работа над образом цапли и журавля.

Составление модели -  описания.

- Где живёт цапля?

- Как ей там живётся? (одиноко)

- Почему же она одинока? В чём причина? ( Нерешительная, расчётливая, чёрствая, невоспитанная, несговорчивая.)

Карточки со словами вывешиваются на доску.

- Можно назвать одиноким журавля? Почему? (Не умеет прощать, злопамятный, грубый.)

Карточки со словами вывешиваются на доску.

- Посмотрите на полученную характеристику каждого из героев и скажите, из-за кого журавль и цапля не вместе: из-за журавля, из-за цапли, а может быть, у вас есть другой вариант ответа? (Виноваты оба.)

- Докажите свою точку зрения, используя слова, которые мы подобрали для характеристики героев. (1 ученик делает вывод)

- Выполните в тетради с. 18 №2 (Какими изображены в сказке журавль и цапля.Отметь ответ + или запиши свой.)

        - Оцените свою работу в третьем ряду карточки самооценки.

2.Выделение главной мысли произведения.

- Какие отрицательные черты характера есть у журавля и цапли, которые мешают им жить вместе? (Несговорчивость, нерешительность.)

- Чему учит сказка? (С пониманием относится друг к другу; уметь дружить; думать, что говоришь.)

        - Подумайте, что же является основной мыслью сказки? Выскажите своё предположение.

- Оцените свою работу в четвёртом ряду карточки самооценки.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (2 мин.)

- Почему же никак не поженятся журавль и цапля?

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (4 мин.)

Самостоятельная работа в группах:

- Вы разобьётесь на тройки и распределите, кто чьи слова читает.

Проверка: вызвать трёх обучающихся с чтением по ролям.

- Оцените свою работу в пятом ряду карточки самооценки.

8. Этап включения в систему знаний и повторения. (2 мин.)

- Скажите, на какие недостатки людей указывает сказка?

- Выскажите своё отношение к поведению журавля, цапли.

- Назовите сказки, в которых животные являлись главными героями. Как называются такие сказки? Кто их автор?

Выставка книг со сказками о животных.

9.Рефлексия учебной деятельности.(5 мин.)

Итог урока.

- Давайте вернёмся к целям сегодняшнего урока и посмотрим, достигли ли мы их. (Учились давать характеристику персонажа на основе его поступков, развивать умение выделять художественные детали текста, помогающие раскрыть образы героев, определять главную мысль сказки.)

- Какую пользу вам принёс сегодняшний  урок?

        - Оцените свою работу в пятом ряду карточки самооценки.

- Закончите предложение, выбрав  слова, которые соответствуют вашему настроению: (карточка).

сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…,я научился…, у меня получилось …, я смог…, я попробую…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…

-Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?

-Определите свою деятельность по шкале успеха и покажите выбранный символ. (Я сегодня плохо работал (а), я мог(ла) бы работать и лучше, сегодня я работал(а) в полную силу.)

Домашнее задание: по выбору:

Задание на «пятёрку»

    1. Подготовлю пересказ сказки от имени:  

   а) журавля;

   б) цапли;

    2. Составлю кроссворд по сказке.

Задание на «четвёрку»

    1. Подготовлю  чтение сказки по ролям.

    2. Придумаю другой конец сказки.

Приложение:

1.Карточки со словами:

Нерешительная, расчётливая, чёрствая, невоспитанная, несговорчивая

Не умеет прощать, злопамятный, грубый

2.Схема: Затруднение – Причина - Цель

        Я не могу? – Я не знаю? – Узнать!

Плохо знаю текст, невнимательно читал, затрудняюсь передать содержание.

        3.Карточка. Закончи предложение (интервью):

сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…,я научился…, у меня получилось …, я смог…, я попробую…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…

4.Шкала успеха.

5. Карточка самооценка.

6. Книги со сказками о животных.

Список литературы:

Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 кл. Ч.2. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).