Русский язык

Шиблева Юлия Петровна

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Учитель: Шиблева Ю.П.

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

  • Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
  • Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  • Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
  • Уточнить, обогатить словарь учащихся
  • Развивать речь учащихся

Задачи:  

-  систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение  обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

 - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

 воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок .  На уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с ними.

- Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

- Я желаю тебе добра;

- Если тебе будет трудно, я помогу.

- Тихонько садитесь.

-  Много мы должны успеть сделать на уроке.

-   Поэтому, как работать нужно?

- Быстро, старательно и дружно!

- Итак, я начинаю урок.

- Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

- Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?

( Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)

- И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.

- А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.  

(буква ь)

Мягкий голос, мягкий шаг.

Это буква – мягкий знак.

(вывешивается карточка – ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

- А вы хотели бы иметь такого друга?

Тема нашего урока « Мягкий знак – показатель мягкости»

(Слайд 1и 2)

- Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.

2. Минутка чистописания.  

 

На доске:

1) - Найдите  в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

   

    - Восстановите слово (карандаш).

(Слайд 3)

 2) Мёд,  ряд, конь, рис, люк.

- Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)

- Какое слово лишнее?  

( Конь.)     (Слайд 4)

-Почему?

(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь – мягкий [н'].)

- Как обозначили мягкость звука [н'] на письме?

( Буквой Ь .)

3). - Запишите красиво это слово в тетради.

4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

(Один из учеников работает у доски)

  • Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту  (дверь).
  • В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  • Я по чтению опять получу отметку (пять).

- Что написали во всех словах?  

(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)

3.Актуализация знаний, выход на тему урока.

 -Зачем же нам нужен мягкий знак?

( Он служит для обозначения мягкости согласных.)

- Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают

мягкость согласных?

(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)

- А что еще знаете  о букве Ь?

( Эта буква не обозначает звук.)

4. «Открытие» нового знания.

1). Упр. №1 – стр.36 по заданию

( Работа с толковым словарём с. 93)

(Слайд 5)

2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Прочитайте  слова. Что в них общего?

( Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)

- На какие две группы можно разделить слова?

(  По  местонахождению Ь в слове.)

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь  и запишите их в два столбика.

Проверка: (Слайд 6)

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(Стоит в конце слова после согласной)

- Какова роль Ь в этом случае?

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

( Стоит в середине слова между двумя согласными.)

- Какова роль Ь в этом случае?

( Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)

- Какой вывод можем сделать?

( Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)

5. Физкультминутка.   (Слайд 7)

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. «Открытие» нового знания.

1). Упр. 2 стр.36

2) Правило стр.36

7.  Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения

- Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и

определить количество букв и звуков.

8. Словарно-орфографическая работа.

- Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.    

( Слайд 8)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 9)

( Рисунок медведя)

- Какое это слово?

-Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.

-  Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу.  Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед – медведь)

9. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока.

- Для чего нужен Ь?

( Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)

- Где может находиться  Ь в слове?

( На конце слова и в середине между двумя согласными.)

- С каким новым словом познакомились на уроке?

- Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?

- Нас еще ожидает много интересного

11. Рефлексия

- Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

- Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?

-Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.

- Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.

- Спасибо вам за дружную работу на уроке.

( Слайд 10)

 Молодцы!



Предварительный просмотр:

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 3 классе

Автор: Шиблева Юлия Петровна

Описание материала: Предлагаю Вам проверочную работу по русскому языку для учащихся 4 классов по теме «Однородные члены предложения».  Данный материал  может быть полезен учителям начальной школы для любого УМК. Эта работа  предназначена для контроля знаний учащихся по пройденной теме «Однородные члены предложения»

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили тему «Однородные члены предложения», как идет совершенствование навыка грамотного письма по темам программы начальной школы (правописание гласных и согласных в корне слова, предлоги, приставки).

Задачи:

Развивающая:

- развивать умение обосновывать правильность выбора при постановке запятой; 

- развивать самоконтроль;

Обучающая:

- закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

- проверить сформированность умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для написания предложений с однородными членами.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к русскому языку.

Раздаточный материал:  Текс проверочной работы, специальные листы для оформления работы

Проверочная работа по русскому языку по теме

 «Однородные члены предложения»

 3 класс

  1. Продолжить  ряд однородных членов в предложении.

Медведь, … , … - дикие животные.

Мама, … , … - члены  семьи.

Дима, … , … - имена мальчиков.

Свинья, … , … - домашние животные.

  1. Составьте предложение с группами однородных членов.

Считают, пишут, решают.

В лесу, в саду, на огороде.

Дубы, берёзы, осины.

Уютно, тепло, чисто.

Глиняная, стеклянная.

  1. Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

Осенью на деревьях листья желтеют краснеют.

Бабушка  мама  папа  и  сын пошли гулять.  

Гуси  утки плавают на озере.  

Мальчики читали а девочки пели.  

Медведи слоны лисы и волки живут в зоопарке.

Белка выскочила из дупла  перескочила на ёлку и понеслась по ветвям.

И шумели и свистели и прыгали лесные жители.

  1. Вставь пропущенные орфограммы, раскрой скобки, расставь знаки препинания.

Вет_р н_сёт л_стья( по)кочкам оврагам  лугам  полям. (По)з_л_тили они все д_ро_ки и тр_пинки в л_су. (На)ступила гри_ная п_ра. После д_ждя и взрослые  и дети устр_мились в лес за гр_бами. Дед Степан нёс б_льшую к_рзину. Он мастер с_бирать гр_бы. Я (за)гл_дывал (под)каждый кустик  п_нёк. (У)м_ня была м_л_нькая к_рзинка. (В)к_рзинк_  (у)меня л_жали л_сички  (под)_син_вики. Мы (вы)шли (на)старую выру_ку. Вся _на была( у)сыпана _пятами.

Проверочная работа по русскому языку по теме

«Однородные члены предложения»

3 класс

Фамилия Имя________________________________________________________

  1. Продолжить  ряд однородных членов в предложении.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте предложение с группами однородных членов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставь пропущенные орфограммы, раскрой скобки, расставь знаки препинания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы

1.        Продолжить  ряд однородных членов в предложении.

Медведь, лиса, волк - дикие животные.

Мама, папа, сын - члены  семьи.

Дима, Вася, Коля - имена мальчиков.

Свинья, лошадь, кошка - домашние животные.

2.        Составьте предложение с группами однородных членов.

Ребята считают, пишут, решают.

Дети помогали наводить порядок в лесу, в саду, на огороде.

В лесу растут дубы, берёзы, осины.

У нас дома уютно, тепло, чисто.

В шкафу стоит глиняная, стеклянная посуда.

3.        Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

Осенью на деревьях листья желтеют, краснеют.

Бабушка,  мама,  папа  и  сын пошли гулять.  

Гуси,  утки плавают на озере.  

Мальчики читали, а девочки пели.  

Медведи, слоны, лисы и волки живут в зоопарке.

Белка выскочила из дупла,  перескочила на ёлку и понеслась по ветвям.

И шумели, и свистели, и прыгали лесные жители.

4.        Вставь пропущенные орфограммы, раскрой скобки, расставь знаки препинания.

Ветер несёт листья  по кочкам, оврагам,  лугам, полям. Позолотили они все дорожки и тропинки в лесу. Наступила грибная пора. После дождя и взрослые,  и дети устремились в лес за грибами. Дед Степан нёс большую корзину. Он мастер собирать грибы. Я заглядывал  под каждый кустик,  пенёк.  У меня была маленькая корзинка. В корзинке    у меня лежали лисички,  подосиновики. Мы вышли   на старую вырубку. Вся она была  усыпана опятами.

        

Оценивание

1 задание: Продолжить  ряд однородных членов в предложении.

Каждая правильно составленная цепочка  1 балл

Всего 4 балла за задание

2. задание: Составьте предложение с группами однородных членов.

 Каждое правильно составленное предложение 1 балл

Всего 5 баллов

3 задание: Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

Каждое правильно оформленное предложение 1 балл

Всего 7 баллов

4 задание:  Вставь пропущенные орфограммы, раскрой скобки, расставь знаки препинания.

Каждое правильно оформленное предложение 2 балла (1 балл за правильно вставленные орфограммы, 1 балл за правильно расставленные знаки препинания)

Всего: 22 балла

Максимальное количество баллов за работу: 38 баллов

«5»       38-37 баллов -  высокий уровень усвоения пройденного материала

«4»      36-34 балла – средний уровень усвоения материала

«3»       33- 30 баллов - уровень усвоения ниже среднего

«2»       29 и меньше - материал не усвоен



Предварительный просмотр:

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

На море.

В конце августа мы с родителями поехали на  Черное море.  Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал.  Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А еще мы с папой и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие. Мы даже сумели взобраться на вершину одной горы. После двух недель мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Крепость.

Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

На Алтае.

Прошлым летом мы с дядей Витей отправились отдыхать на Алтай. Мы трое суток ехали из Москвы на поезде до города Барнаула. Потом на автобусе нас повезли к Алтайским горам. Там мы с дядей совершили несколько небольших туристических походов по горным долинам. Видели горные речки и водопады. Бродили по тайге среди скал. Любовались чудесными пейзажами. В алтайских деревнях покупали вкуснейшее парное молоко, домашний хлеб. Дядя Витя много фотографировал. Эти  фотографии составили целый альбом. Всю зиму я рассматривал их и вспоминал о прекрасном путешествии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Велосипедная прогулка.

Стояло теплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали далеко на озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Друг.

Маша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы. Он был черный с рыжими лапками. На меленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными черными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди теплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нем, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Летний дождь.

Стояло  жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и озера обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться черные тучи. Все говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. НА землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Мечтатель.

Рома любит читать книги. Мальчик прочел уже много интересных повестей и рассказов. Он часто подходит к книжному шкафу и рассматривает корешки книг. Вот стоят толстые тома толкового словаря. Вот разноцветные сборники сказок разных народов. А это собрания сочинений великих русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Рома достает с полки свою любимую книгу о  пиратах и сокровищах далеких морей. Мальчик тоже хотел бы стать отважным моряком. Но не кровожадным пиратом.  Рома часто представляет себя в мечтах добрым капитаном. Он приходит людям на помощь в трудную минуту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Шахматисты.

Сережа и Толя решили сыграть в шахматы. Они берут шахматную доску и аккуратно расставляют на ней фигуры. Сережа будет играть белыми, а Толя сыграет черными. Вот Сережа делает первый ход пешкой. Толя тоже отвечает ходом пешки. Начинается интересная игра. Кто из ребят окажется изобретательнее и внимательнее? Кто будет лучше следить за своими и чужими фигурами? Кто точнее рассчитает различные варианты игры? Шахматы приносят детям большую пользу. Эта игра развивает ум, память и логическое мышление. Шахматы вырабатывают внимательность и усидчивость.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Старый пес.

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.

  1. Было ли решение хозяина правильным?
  2. Чему учит этот рассказ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Картошка.

Летом мы живее на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг среди цветов взошла обыкновенная картошка.  Вот любительница прекрасного! Жалко выдергивать! Мама стала ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она цвела, пожелтела. Скоро папа с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля. Полная корзина картошки стояла на крыльце. Вдруг прибежал наш пес Куцик. Я дал ему самую большую картофелину. Он быстро ее сгрыз. Я дал собаке вторую картошку. Она отнесла ее под куст и зарыла глубоко в землю. Я понял, кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались?

  1. Подбери синонимы.

Дом- ___________________________________________________________________

Обыкновенный- _________________________________________________________

Догадаться- ____________________________________________________________

  1. Подбери антонимы.

Глубоко- _______________________________________________________________

Ранняя- ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Белка.

Летом мы с сестрой приехали к бабушке в деревню. Утром собрались на озеро. А в орешнике на берегу поймали белку. Мы обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапками. Сестра привела в порядок старую клетку. В ней раньше жил кролик. Мы сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Мы с сестренкой решили, что осчастливили белочку. А зверек не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Мы отнесли белку в орешник. Зверек стремительно понесся с ветки на ветку.

  • Письменно ответь на вопросы ( на 1и 2 вопрос предложениями из текста)
  1. Как они решили осчастливить белку?
  2. Почему белка загрустила?
  3. Хорошо ли живется диким зверям в неволе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

*Детство художника.

Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата  Аполлинария прошло в небольшой вятском селе  Рябово.  Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда вели расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогло ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказка и быль сливались  воедино.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема урока: однородные члены предложения.

Автор:  Шиблева Юлия Петровна учитель начальных классов МАОУ СОШ п. Головановский Балаковского района Саратовской области

    Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;

 УУД:

Предметные:

Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать предложения с однородными членамиот других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

   Технология деятельностного подхода:

 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 3) Постановка проблемы.

 4) Построение проекта выхода из затруднения.

 5) Реализация построенного проекта.

 6) Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

8) Включение в систему знаний и повторение.

 9) Рефлексия учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Организационный момент. Готовность к уроку. Мотивирование учащихся к учебной деятельности

Минутка чистописания

(слайд 1) Внимательно посмотрите на запись на слайде:

Доктор - врач

Рёв - ?

Зов - ?

Ураган - ?

У. Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.

Д. К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву Ч:доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика есть буква согласного звука[ч].Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч.

У. Букву «Ч» мы напишем с буквами, которые обозначают непроверяемые безударные гласные в данных словах.

Д. Это буквы «о»и «а» в словах: доктор, ураган.

У. Какие ещё орфограммы вы можете назвать в этих словах?

Д. Правописание парных согласных на конце слов «рёв», и «зов». (дети подбирают проверочные слова).

Мягкий знак в конце существительных после шипящих. («Ь» не пишется, т.к. это существительные мужского рода).

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Чаооач …

Д. Порядок букв меняется на обратный.

Словарно – орфографическая работа.

У. Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в именах существительных:

Ключ, берёза, солнце, добро, улов, север срок

Какое это слово?

Это слово «ЧЕЛОВЕК»

У. Подберите родовое понятие к слову «человек».

Д. Человек – это живое существо.

У. Правильно. Но животные – это тоже живые существа. Чем же человек отличается от них?

Д. Человек умеет говорить, мыслить. Человек умеет трудиться.

У. Попробуйте теперь, обобщив всё сказанное, определить значение этого слова.

Д. Человек – это живое существо, которое умеет говорить, мыслить, трудиться.

У. Где можно найти сведения о правописании слова?

Д. В орфографическом словаре. (Дети находят слово и записывают его, объясняя орфограммы).

У. Прочитайте написанные пословицы (слайд)

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Русский человек добро помнит.

Человека ценят не по словам, а по делам.

У. Какие пословицы можно объединить между собой по какому- то признаку?

Д. Можно объединить первую и третью пословицы по смыслу.(Человека ценят за его умения, дела и поступки).

У. Назовите в последней пословице слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Д. «По словам», «по делам» отвечают на один и тот же вопрос и относятся к  сказуемому «ценят».

У. Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?

Д. Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения.

Изучение нового материала.(слайд)

На слайде написаны предложения:

Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.

Они щебечут, суетятся, устраиваются.

Появились гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.

У. Прочитайте первое предложение. Разберите его по членам предложения.

Какую особенность вы заметили в этом предложении?

Д. В этом предложении три подлежащих  и одно сказуемое.

 У. Несколько подлежащих (их может быть два, три и более при одном сказуемом) – это однородные члены предложения.Показываю, как можно составить схему к данному предложению с однородными подлежащими.

Прочитайте второе предложение. Разберите его по членам. Какая особенность в этом предложении?

Д. В этом предложении три сказуемых при одном подлежащем(они).

У. Несколько сказуемых при одном подлежащем это однородные члены предложения.

Попытайтесь самостоятельно составить схему к этому предложению.Учащиеся, разбившись по парам,составляют схему. Три пары делают небольшую презентацию плакатов на доске.

Прочитайте последнее предложение и разберите его по членам.Что можете отметить в третьем предложении?

Д. В этом предложении три второстепенных члена.

У. На один и тот же вопрос отвечают второстепенные члены или на разные? Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или к разным словам? Как можно назвать второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому жеслову? (Дети делают вывод и составляют схему предложения).

Какие знаки препинания есть в этих предложениях? Что нам ещё предстоит узнать на уроке?

Дети пытаются ответить на данный вопрос, но понимают, что им не хватает знаний.

Где можно узнать, правильно ли мы ответили на поставленные вопросы? (В учебнике)Учащиеся открывают учебник и знакомятся с правилом.

У. Сделайте вывод по плану: (слайд)

Какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

(Работа в группах по 2-3 человека ):

Что узнали нового на уроке? Сделайте презентацию к ответу.

(У учащихся на столе фломастеры и лист ватмана. На данный вид работы отводится

2 минуты.)

Физкультминутка

У. Я буду называть предложения с однородными членами и  без них Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову.

На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы.

Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет.

Закрепление

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения правила об однородных членах предложения. Подчеркните орфограммы.

(слайд)Упражнение 1.(Работа в парах)

Стрижи на лету едят, пьют, спят.

Черника, брусника, клюква созревают осенью.

Из нефти люди производят бензин, керосин, резину, пластмассу.

(слайд) Упражнение 2.(Работа в группах)

Прочитайте предложения. Напишите, ориентируясь на таблицу и учитывая смысловую связь между ними. Вставьте пропущенные буквы.(см.Слайд)

У неё яркое праздничное оперение.

Щегол – певчая птица.

Щегол вьёт гнёзда на сливе, яблоне, клёне, тополе.

Щеглята вылетают из гнезда, собираются в стайки и кочуют в окрестностях.

Птенцов кормят семенами и насекомыми. Он облицовывает свой дом мохом, пухом, хвоинками.

-Что у вас получилось? Подберите к тексту заглавие. Сгруппируйте пропущенные орфограммы.

(слайд) Упражнение 3.

Прочитайте. Напишите предложения, отражая последовательность событий, избегая повторения одних и тех же слов.

Рыба испугалась и уплыла. В море появилась лодка.

По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручьи. Солнце согрело землю.

Паук – рыбоед плетёт сеть и погружает её в воду. В сеть попадают рыбы и лягушки.

 Из винограда получается изюм. Виноград очищается и сушится.

(Образец:

Виноград очищается и сушится. Из него получается изюм.)

Подчеркните однородные члены предложения. Почему между ними не ставятся запятые?

(слайд)

В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в смысловом порядке: причина – следствие. Замените одинаковые слова близкими по смыслу.

Птенцы певчих и хищных птиц долго сидят в гнезде.

Птенцы певчих и хищных птиц вылупляются слепые и слабые.

Многие животные строят себе жилища.

В своих жилищах животные согреваются и укрываются от опасности.

Образец: Птенцы певчих и хищных птиц вылупляются слепые и слабые. Они долго сидят в гнезде.

(слайд)

Прочитайте. Устно сгруппируйте пословицы и поговорки по смыслу. Из каждой составленной пары напишите пословицу или поговорку с однородными членами.

Добро не горит и не тонет.

Без труда нет плода.

Наш сокол маленький, но удаленький.

Терпенье и труд всё перетрут.

Из малого выходит великое.

Не устоять худу против  добра.

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо.  (Гнездо – это место житья, кладки яиц и выведения детёнышей у насекомых, птиц и других животных.

(слайд) Данноезадание можно вынести на самоподготовку.

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо.

После совместной работы учащиеся составляют предложение. (Образец:Гнездо – это место житья, кладки яиц и выведения детёнышей у насекомых, птиц и других животных.)

                                     Гнёзда.

  Гнёзда лепят, пл…тут, складывают. (У) гр…чей и в…рон гнёзда сложены (из) суч(ь,-)ков. (У) ремеза гнездо сплетено (из)мха и паутины. С(е,и)ницы, дятлы прячут св(о,а)и гнёзда (в)дупле. Ч(а,я)ще всего птич(ь,-)е гнездо похоже на (на) ч(а,я)йную ч(а,я)шечку.Оно сплетено (из)веточек, внутри выстлано пухом, Пер(ь,-)ями и шерст(ь,-)ю. Каждую в(и,е)сну большинство птиц в(ь,-)ют гнездо заново.      

(слайд)    Что нового узнали сегодня на уроке?

(слайд)   Рефлексия.

Используемая  литература: И.А. Бакулина «Интеллектуальное  развитие младших школьников на уроках русского языка» 3 класс – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 216с.

 



Предварительный просмотр:

Автор: Шиблева Ю.П.

Учитель начальных классов,

МАОУ СОШ п.Головановский

Балаковского   района

Саратовской области.

Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК Школа 21 века.

Тема урока

«Большая буква в словах».

Место урока по теме

3 урок по теме «Большая буква в словах», в разделе «Правописание».

Тип урока:

повторно-обобщающий

Формы, приемы, методы:

фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание.

Цель урока:

Обобщить знания детей по изученной теме, учить самостоятельно, делать выводы.

Задачи урока

  •  актуализировать знания о написании слов с большой буквы;
  • организовать деятельность по написанию слов с большой буквы

Компетенции/УУД

Метапредметные:

-умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели по написанию слов с большой буквы;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Предметные:

 -знание правила о написании большой                            буквы в словах

- умение применять знания в жизненных ситуациях.

Педагогические технологии:

Метод проблемного обучения,

Обучение в сотрудничестве

Обучение к самооценке.

Оборудование:

Учебник русского языка Иванова С.В., индивидуальные сигнальные карточки, шкатулка с цветными кружками, рабочие тетради.

 Технологическая карта урока 


Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 - С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок!

 Проверка рабочих мест

 

 

 Умение настраивать себя на работу

Психологический настрой к уроку

 Как вы думаете, зачем на нашем уроке появился кораблик?  

Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в необычное путешествие на этом кораблике. А сейчас…. Ой кто это такой?

Кот услышал, о наших путешествиях на уроках и ему захотелось к нам. Возьмём его с собой?

 Корабль – это средство передвижения, на нём можно путешествовать.

Да это же всем известный кот Матроскин  из Простоквашино.

 

 

 

Сообщение цели урока

 Как вы думаете, что необходимо для успешного путешествия?

Верно, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Итак, я буду капитаном, а вы с Матроскиным юнгами. Ваши тетради – это бортжурналы, в которые вы будете вносить записи по ходу нашего путешествия. Для начала путешествия необходимо произнести волшебные слова.

 Быть внимательными, знать изученные правила по русскому языку, правильно выполнять задания.

 

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

 

 Умение вести диалог

Минутка чистописания

 -Итак, мы плывём по тихому спокойному морю. У моряков – это называется штиль. И первое что нужно внести в наши бортжурналы, - это дату путешествия и состояние моря.

- Элементы, каких букв напоминает спокойное море?

Запишите их?

 

 г, и, ш.

 Дата

Классная работа

 

 

г, ш, и

Словарная работа

 - Ребята, а кто знает, какие животные всегда есть на корабле?

Верно, на нашем корабле они тоже были, но у нас появился юнга Матроскин и они сбежали, но своё дело успели сделать. Мышки съели некоторые буквы, давайте восстановим эти слова.

Что общего между этими словами?

 Мыши

- Это словарные слова.

Запись словарных слов в тетради.

 

р . бята

дев . чка

учит . ль

д . журить

уч . ница

 

Знание словарных слов, умение делать вывод.

 

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Повторение написания слов с заглавной буквы

- Продолжим наше путешествие. Повторим волшебные слова.

Мы уже далеко от берега. Какое здесь тёмное небо, видимо, здесь был шторм, и корабли сбились с курса. Помогите провести их точно по курсу. Для этого необходимо распределить слова на 2 группы.

Поработайте над этим вдвоём, задание у вас на столах.

Запись имён собственных в тетрадь.

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

Кораблики со словами:

Роза, шарик, Земля, роза, Шарик, земля.

Правило написания большой буквы в словах.

Работа в парах

Установления аналогий и причинно - следственных связей

Восстановление деформированного текста

- А мы продолжаем своё путешествие. На море лёгкий ветерок плещутся рыбки. Но наши рыбки необычные, волшебные, они нам что – то хотят сказать, но нашего языка не знают, поэтому нам самим нужно составить предложение из слов, которые есть у наших рыбок.

- Почему Ангара написали с большой буквы?

- Подчеркните главные члены предложения.

- Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопрос что. Что они обозначают? Какой частью речи являются?

Запись предложения в тетрадь.

Ответы на вопросы.

Слова:

сильные, в, не, морозы, Ангара, замерзает, река

Правило написания большой буквы в словах.

Умение определять главные члены предложения.

Знания о  частях речи, их признаках.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Физминутка

- На море всё спокойно, давайте и мы отдохнём.

Повторение  движений за учителем.

Рыбки плавают, ныряют.

Кувыркаются в пруду.

То сомкнутся, разомкнутся

То зароются в песке.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Занимательная минутка

Продолжаем наше путешествие. Внимание! На нашем пути встретился пиратский корабль. Приготовились к бою. Вашим оружием являются ум. Если ответите верно, то отбили пиратов.

Как пишутся имена и фамилии?

- Объявляю благодарность самым отважным юнгам нашего корабля

Задания:

- Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам.

- Какие фамилии можно образовать от данных имён: Иван, Пётр, Борис, Кузьма?

Умение применять знания на практике

Умение удерживать учебную задачу

Работа по учебнику

- Пока вы сражались с пиратами, я получила шифрограмму.

- Самостоятельно спишите, подчеркните в словах заглавную букву.

Работа по учебнику.

Стр.98 упр. 5.

Умение работать самостоятельно.

Творческое задание

- У нас на пути, сказочный остров.

- Раз, два, три ну-ка сказка выходи!

Составление предложений.

Шкатулка с цветными кружками. Каждый цвет – это предмет или действие.

Умение применять знания на практике

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия

 - Наше путешествие успешно подошло к концу.

 

 Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

 

 Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.