Школьная страница

Петрухина Анна

Презентации, проекты по различным темам для школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1 (Воспринимая звук, мы не только слышим его в той или иной мере, но можем также определить направление, откуда он слышен).

Слайд 2 (Цель задачи).

Слайд 3 (Определение эхолокации).

Слайд 4 (Открытие эхолокации связано с именем итальянского естествоиспытателя Ладзаро Спалланцани. Он обратил внимание на то, что летучие мыши свободно летают в абсолютно тёмной комнате (где оказываются беспомощными даже совы), не задевая предметов. В своём опыте он ослепил несколько животных, однако и после этого они летали наравне со зрячими. Коллега Спалланцани Ж. Жюрин провёл другой опыт, в котором залепил воском уши летучих мышей, — и зверьки натыкались на все предметы. Отсюда учёные сделали вывод, что летучие мыши ориентируются по слуху).

Слайд 5 (Звук от источника направляется на объект, затем отражается и возвращается к источнику звука. Чем ближе объект, тем быстрее возвращается звуковая волна, чем дальше, тем дольше. Таким образом измеряется расстояние до объекта).

Слайд 6,7  (Кто использует эхолокацию).

Слайд 8 (Рассмотрим на примере животных и птиц использование эхолокации.

С помощью эха дельфины даже с закрытыми глазами могут находить пищу не только днем, но и ночью, определять глубину дна, близость берега, погруженые предметы).

Слайд 9 (Дятлы питаются насекомыми, живущими на деревьях. Дятел не долбит все без разбору деревья подряд, иначе бы он просто умер с голоду. Постучав по коре, дятел сразу определяет, есть ли внутри ходы короедов. Остроносые санитары леса такие виртуозы, что прослеживают по звуку извилистый ход личинки короеда и, дойдя до конца, долбят именно там, где прячется создательница древесного лабиринта).

Слайд 10 (Особые виртуозы по части эхолокации — летучие мыши. Они используют для эхолокации ультразвук. Так мыши обнаруживают в воздухе жуков, ночных бабочек, мотыльков. Поймав лучом ультразвукового «прожектора» насекомое, мышь старается не потерять свою жертву, нагоняет и ловит ее. Еще недавно летучие мыши поражали воображение ученых совершенством своего эхолокатора. Действительно, из наземных животных они чемпионы).

Слайд 11 (Эхолокацией также научились пользоваться некоторые жертвы летучих мышей. В частности, некоторые поедаемые ими бабочки (например, совки) особенно хорошо слышат звуки на тех частотах, на которых испускают ультразвук для эхолокации летучие мыши. А другие бабочки используют ультразвуковые сигналы в качестве помех, мешающих летучим мышам их обнаружить с помощью эхолокации.
Аналогичной способностью обладают собаки, именно благодаря этому очень редко летучим мышам-вампирам, нападающим на людей и животных, почти не удается заставать врасплох собак).

Слайд 12 (Эхолокация может быть основана на отражении сигналов различной частоты — радиоволн, ультразвука и звука. Поэтому человек использует ее в разных областях. Рассмотрим некоторые из них).

Слайд 13 (В медицине: ультразвуковые исследования. Отраженные эхосигналы поступают в усилитель и специальные системы аппарата, после чего появляются на экране телевизионного монитора в виде изображения срезов тела, имеющие различные оттенки черно-белого цвета. Врач определяет по оттенкам различные изменения в органах человека (поджелудочной железе, печени, почках, сердце, суставах и других органах).

Слайд 14 (Люди изобрели механические приспособления, в которых для обнаружения и измерения характеристик предметов используют ультразвуковые волны. Эти приборы называются эхолокаторами. Эхолокаторы используют для обнаружения таких объектов, как подводные лодки, рыбные косяки и для исследования рельефа морского дна).

Слайд 15 (В воздухе для той же цели используют микроволны. Эхолокация микроволнами называется радиолокацией, а приборы, используемые для ее осуществления, радарами или радиолокаторами. Радары активно используют военные, авиация).

Слайд 16 (Дефектоско́п  — устройство для обнаружения дефектов в изделиях из различных металлических и неметаллических материалов. Они используются в транспорте, различных областях машиностроения, химической промышленности, нефтегазовой промышленности, энергетике, строительстве, научно-исследовательских лабораториях для определения свойств различных тел и в других отраслях; применяются для контроля деталей и заготовок, сварных и клеевых соединений, наблюдения за деталями агрегатов).

Слайд 17 (Человек тоже обладает некоторой способностью к эхолокации, хотя и редко подозревает об этом. То, что мы не полагаемся на свою способность к эхолокации, обусловлено тем, что в жизни мы больше надеемся на зрение и, быть может, подсознательно игнорируем возможность точно определять местоположение объектов с помощью слуха. Тем не менее, слепые люди, например, идя по коридору, привыкают останавливаться перед препятствием, так как улавливают изменение качества эха своих шагов. Слепой делает это, даже не зная точно, что за предмет попался на его пути, и, как правило, сам не осознает, что именно он ощущает. «Я что-то чувствую...» Слепые, вынужденные полагаться на слух, доводят это чувство до удивительного совершенства, но это не чудо, а результат обострения чувств, которые просто дремлют в каждом из нас, а также тренировок).

Слайд 18, 19, 20 (Вывод: изучив литературу по теме, я поняла, что эхолокация - это сложный процесс, который помогает
* птицам, живущим в тёмных пещерах ориентироваться в темноте;

* насекомым помогают спасаться от врагов;
* млекопитающим часто служит средством поиска и добычи пропитания, спасения от нападения врагов, средством общения;
* людям помогает в повседневной жизни, в науке, промышленности, медицине, охране безопасности и других областях. Спасибо за внимание).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эхолокация Выполнила: Ученица 3 «А» класса Петрухина Света

Слайд 2

Цель: познакомить с понятием «эхолокация» и ее назначением. Задачи: - Изучить литературу по теме; - Ответить на вопросы: что такое эхолокация? Кто и для чего использует эхолокацию?

Слайд 3

Эхолокация (от греч. echo — звук, от лат. locatio — размещение) - это способ обнаружения предметов в пространстве при помощи звуков.

Слайд 4

Открытие эхолокации связано с именем итальянского естествоиспы-тателя Ладзаро Спалланцани .

Слайд 5

Источник звука Объект Расстояние до объекта Звуковая волна Отраженная звуковая волна Эхолокация — излучение и восприятие отраженных, как правило высокочастотных звуковых сигналов с целью обнаружения объектов в пространстве, а также получение информации об их свойствах и размерах.

Слайд 6

Кто использует эхолокацию? Человек Животные (летучие мыши, землеройки, киты, дельфины, тюлени) Насекомые (бабочки Совки) Птицы (гуахаро, саланганы, совы, дятлы)

Слайд 7

Сонар Отраженная звуковая волна

Слайд 8

Звуковые волны дельфины посылают направленно. Жировая подушка, лежащая на челюстных и межчелюстных костях, и вогнутая передняя поверхность черепа действуют как звуковая линза и рефлектор: они концентрируют сигналы, излученные воздушными мешками, и в виде звукового пучка направляют их на объект.

Слайд 9

Дятлы питаются насекомыми, живущими на деревьях. Постучав по коре, дятел сразу определяет, есть ли внутри ходы короедов.

Слайд 10

Летучие мыши используют для эхолокации ультразвук. Так мыши обнаруживают в воздухе жуков, ночных бабочек, мотыльков.

Слайд 11

Эхолокацией также научились пользоваться некоторые жертвы летучих мышей. В частности, некоторые поедаемые ими бабочки (например, совки) Аналогичной способностью обладают собаки, именно благодаря этому очень редко летучим мышам-вампирам, нападающим на людей и животных, почти не удается заставать врасплох собак.

Слайд 12

Использование эхолокации человеком: Медицина Гидролокация Радиолокация Транспорт Промышленность Повседневная жизнь

Слайд 13

Ультразвуковые исследования. Аппарат УЗИ, предназначенный для получения информации о расположении, форме и структуре органов и тканей.

Слайд 14

Гидролокация. Эхолот

Слайд 15

Радиолокация. Радар с параболической антенной Современный радар. Станция системы раннего предупреждения, расположенная на Аляске.

Слайд 16

Ультразвуковой дефектоскоп для контроля рельсов (обнаруживает трещины) Транспорт.

Слайд 17

Повседневная жизнь. Тренировка преодоления препятствия

Слайд 18

Вывод: изучив литературу по теме, я поняла, что эхолокация это сложный процесс, который помогает * птицам, живущим в тёмных пещерах ориентироваться в темноте; * насекомым спасаться от нападения врагов; * млекопитающим часто служит средством поиска и добычи пропитания, защите от нападения врагов; * людям помогает в повседневной жизни, в науке и медицине, охране безопасности и других областях.

Слайд 19

Источники: http://www.membrana.ru/particle/1049 http://www.objectiv-x.ru/tainy-nauki/eholokatsiya_u_cheloveka.html http://www.istok-audio.com/special/articles_for_specialists_in_t/detail.php?ID=3524 http://sbio.info/page.php?id=12740 www.bioaa.info Большая советская энциклопедия Детская энциклопедия том 1 Советский энциклопедический словарь «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» М.: Росмэн, 2006

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое землетрясение? Петрухина Екатерина 4 «А» класс Лицей №7 г. Красноярск

Слайд 2

Проблема: Помочь учащимся начальной школы понять, что такое землетрясение. Цель: Познакомить с опасным явлением природы. Задачи: Изучить литературу по теме. Установить причины возникновения, виды землетрясений. Подготовить иллюстративный материал в виде презентации.

Слайд 3

Землетрясения и извержения вулканов – это наиболее впечатляющие природные явления на нашей планете. За считанные секунды они способны изменить облик земной поверхности.

Слайд 4

Землетрясения случаются вдоль трещин земной коры, именуемых разрывами. Разрывы образуются потому, что хрупкие горные породы раскалываются под действием больших напряжений (растягивающих, сдавливающих, изгибающих). Напряжения в участках земной коры возникают из-за непрерывного дв ижения образующих ее плит. Движение плит создает нарастающее напряжение в толще породы. Направление волн (вертикальное) Сжимающее движение Проходя через породу, волны сжимают или растягивают ее частицы

Слайд 5

Эпицентр Гипоцентр Колебания распространяются во все стороны от гипоцентра, сотрясая породу Порода постепенно изгибается и деформируется, пока не произойдет сдвиг или разлом, высвобождающий накопившуюся энергию.

Слайд 6

Вы можете смоделировать разрыв в толще породы при помощи двух банных губок. Сложите губки боковыми сторонами и представьте, что разрыв проходит по линии их соприкосновения. Попытайтесь медленно продвинуть губки в противоположных направлениях, как будто части породы что-то тянет и толкает в разные стороны. Губки не будут гладко проскальзывать, а изогнутся, изменяя форму, а когда давление станет слишком сильным, резко сдвинутся одна по другой.

Слайд 7

Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. Большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями (если землетрясение под океаном обходится без цунами). Землетрясения бывают: вулканические техногенные обвальные искусственные

Слайд 8

Вулканические землетрясения — разновидность землетрясений, при которых землетрясение возникает в результате высокого напряжения в недрах вулкана. Причина таких землетрясений — лава, вулканический газ. Землетрясения этого типа слабы, но продолжаются долго, многократно — недели и месяцы. Тем не менее, опасности для людей этого вида землетрясение не представляет. Техногенные землетрясения. В последнее время появились сведения, что землетрясения могут вызываться деятельностью человека. Так, например, в районах затопления при строительстве крупных водохранилищ, усиливается тектоническая активность — увеличивается частота землетрясений и их магнитуда. Это связано с тем, что масса воды, накопленная в водохранилищах, своим весом увеличивает давление в горных породах, а просачивающаяся вода понижает предел прочности горных пород. Аналогичные явления происходят при добыче нефти и газа и выемке больших количеств породы из шахт, карьеров, при строительстве крупных городов из привозных материалов. Землетрясения также могут быть вызваны обвалами и большими оползнями. Такие землетрясения называются обвальными, они имеют локальный характер и небольшую силу. Землетрясение может быть вызвано и искусственно: например, взрывом большого количества взрывчатых веществ или же при подземном ядерном взрыве (тектоническое оружие). Такие землетрясения зависят от количества взорванного вещества.

Слайд 9

Действие землетрясения Когда земля содрогается, вместе с ней начинают трястись и здания; их раскачивает из стороны в сторону. В городе при сильном землетрясении разрушения могут быть ужасны. Рушатся здания, вспыхивают пожары при повреждении электрических кабелей и газовых труб. Некоторые стены растрескиваются, угрожая обрушиться. Происходит повреждение водопровода.

Слайд 10

Измерение и регистрация землетрясений Сейсмологи (ученые, изучающие землетрясения) регистрируют землетрясения во всем мире. Они фиксируют колебания при помощи специальных приборов – сейсмографов. Показания сейсмографов, установленных в отдаленных местах, передаются на центральную сейсмостанцию. Современные сейсмографы – обычно электронные приборы. Они записывают колебания в цифровой форме. Затем эти данные преобразуются в графическую запись сейсмической волны, называемую сейсмограммой.

Слайд 11

Простой неэлектронный сейсмограф Чтобы понять, как действует простой сейсмограф, привяжите к концу бечевки длиной в 1м небольшой, но увесистый груз. возьмите бечевку за другой конец и приподнимите груз над полом. Если вы будете водить рукой взад-вперед очень быстро, груз останется практически неподвижным. При землетрясении груз и перо сейсмографа ведут себя так же. Сейсмограмма землетрясения

Слайд 13

Вывод: Землетрясения являются очень опасным стихийным бедствием природного происхождения, которое влечет за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО может быть готовым к землетрясению, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей. Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ!

Слайд 14

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: