6. Публикации

Егорова Надежда Геннадьевна

Предварительный просмотр:

     Конспект по познавательной деятельности в старшей группе

Тема:   « Наша родина – Россия»

Цель:   Развитие связной речи детей через беседу с использованием ИКТ

Задачи:   - Дать детям представление о родине – России, её столице.

                 - Активизировать, уточнить знания детей о своей родине.

                - Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, столицу.

                - Развивать любознательность.

               - Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

              - Продолжать работу по формированию патриотических чувств у детей.

ХОД:

Вос-ль:    Ребята, перед тем как начать нашу с вами беседу, я хочу раздать вам разноцветные карточки. Пожалуйста посмотрите какого они цвета и займите место за тем столом. На котором лежит такая же ( дети рассаживаются).

( звучит гимн )

 - Ребята, кто-то из вас знает, что за песня сейчас звучала?

( дети высказывают свои мнения )

 - У каждой страны есть свой гимн. О какой стране поётся в гимне, который мы сейчас слышали?

… ( о России, о Родине )

 - Правильно, эта песня о родной стране, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине.

 - А что такое Родина для каждого из вас?

             ( дети высказывают свои предположения )

  - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей ( моя семья, мой дом, моё село )

 - Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине.

              ( слайды )

 - Ребятки, а кто ни будь из вас, знает, как называется наша Родина?

     ( Россия )

 - Да, наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и тоже время в одной части России может идти снег, а в другой светить солнце. Это наша Родина. А, вы, любите свою Родину?

         ( ответы детей )

 - Ребята, а давайте посмотрим, как наша страна выглядит на карте, глобусе.

       ( рассматривают )

 - На свете много стран,  ( показ )

   Но есть одна:

   От белых льдов, до тёплых рек

   Раскинулась она…

 - А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами.

Как вы думаете, какая страна занимает самую большую площадь?

            ( ответы детей )

 - Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины … Что вы увидите на своём пути?

      ( города, реки, моря… )

 - А кто – то из вас знает, как называется главный город, столица нашей Родины?

                  ( Москва )

- Я предлагаю вам найти её на нашей карте  ( показ на карте ).

           ( слайды )

 - а как вы думаете, на чём мы с вами можем добраться до столицы нашей Родины – Москвы?

          ( самолётом, поездом, по реке )

 - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

         ( слайды )

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

 - Каждый человек, живущий, на нашей планете испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

 - А как вы, понимаете слово символы?

 - Что это такое? Кто как думает?

   ( дети высказывают свои мнения )

( Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран )

 - Каждое государство имеет свои символы:  - ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН

         ( слайд ГЕРБА )

 - У нас красивый Герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно.

       ( надпись на слайде )

 - Ещё один символ нашей Родины – это Флаг.

       ( слайд ФЛАГА )

 Наш Флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине – голубое, внизу – красное. Эти цвета символизируют: единство мира, земли и неба.

Флаг России благороден

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнышка рассвет.

 - Ребята, а где можно увидеть государственный флаг России?

      ( ребята высказывают свои мнения )

( слайды )

 - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:  « Собери флаг»  ( из карточек, что были розданы в начале беседы )

 - Ребятки, остался ещё один символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в честь государства. Он исполняется в особых случаях.  Гимн слушают и поют стоя, а мальчики и мужчины во время исполнения гимна должны снять головные уборы.

 - Я предлагаю вам послушать гимн нашей Родины – России.

   ( исполнение гимна, слайд )

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как выглядит флаг России и нарисовать его ( дети рисуют по памяти )

Итог:    Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чём шла беседа?

Что нового узнали дети о нашей Родине?

Как нужно относиться к Родине?

    ( слайды )

 



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

«Сочиняем сказки с использованием метода «сторителлинг» при помощи «Кубиков историй»»

 

Цель: Совершенствовать умение сочинять короткую сказочную историю

Задачи: 

Образовательные: продолжать развивать речевое творчество, связную речь у детей с помощью метода «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй»;

Развивающие: Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять, способствовать обогащению активного словаря, развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти;

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу, способность преодолевать затруднения.

Оборудование: проектор, видеозапись с Гномом, сундучок с колпачками, «кубики историй».

Методы и приемы:                                                                                                                                                        
Словесные: сюрпризный момент; ответы на вопросы; загадывание загадок; подбор слов, характеризующих сказочных персонажей; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением сказочных животных;

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, кажется нам кто-то звонит (на проекторе появляется Гномик)

Гномик: Здравствуйте, ребята! Я живу в группе «Гномики», охраняю игрушки и книжки. А сегодня утром у нас в группе произошла беда: пропала книга с любимыми сказками малышей. Я очень прошу вас помочь и придумать малышам новые сказки. Загляните под стол воспитателя в спальне, там я оставил для вас волшебный сундучок, чтобы сочинять сказки было проще и интереснее.

Воспитатель: Ну что ребята, сочиним сказку для малышей?

Дети: Да!

Воспитатель: Но сначала вспомним, что такое сказка?

Дети: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.

Воспитатель: Из каких частей состоит сказка?

Дети: зачин, основная часть, концовка.

Воспитатель: С каких слов обычно начинаются сказки?

Дети: Жили-были

В некотором царстве, в некотором государстве

Воспитатель: а что такое основная часть сказки?

Дети: самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю.

Воспитатель: А какими словами заканчиваются?

Дети: Стали жить поживать и добра наживать

Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец

И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

Воспитатель: Какое волшебство бывает в сказке?

Дети: волшебные предметы, волшебные превращения, сказочные герои.

Воспитатель: А какие герои появляются в сказках?

Дети: добрые и злые

Воспитатель: Ребята, а как называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки?

Дети: сказочники

Воспитатель: Заглянем в сундучок. Здесь лежат волшебные колпачки сказочников, которые помогут придумать интересные и необычные сказки. Давайте наденем их и произнесем волшебные слова:

« В нашей группе чудо совершается,

Дети в сказочников превращаются»

(звучит сказочная музыка)

Воспитатель: А чтобы нам сочинять было легче, нам помогут «кубики историй»

 Для начала потренируемся. Мы будем передавать кубик друг другу, называть свое имя и говорить, чем вы больше всего любите заниматься. (последним должен быть воспитатель, он говорит: Меня зовут….. и я больше всего, люблю сочинять сказки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько кубиков в волшебном сундучке, давайте возьмем каждый по кубику и посмотрим, чем они отличаются друг от друга?

Дети по очереди достают кубики из волшебного сундучка.

Дети: отличаются цветом, картинками, а по размеру они одинаковые (прикладывают, сравнивают).

Воспитатель: Ребята,  подумайте, что можно делать с такими кубиками? 

Дети: сочинять истории, сказки

Воспитатель: Правильно, но это необычные кубики, они помогают придумывать разные интересные сказочные истории.

Обратите внимание на картинки на вашем кубике, вот на моем кубике, например: Жила была девочка Маша, (переворачивает кубик) однажды она надела красивое платье (переворачивает кубик) и пошла гулять в парк (переворачивает кубик) там она нашла волшебную палочку, взмахнула палочкой и у нее в руках оказалось вкусное мороженное (переворачивает кубик) но вдруг пошел проливной дождь и т.д.

Воспитатель: Кто из вас, хотел бы попробовать так же как я рассказать свою сказку с кубика? (один, два ребенка).

Воспитатель: Давайте попробуем сочинить красную, или желтую, или синюю сказку. Какая будет первая? (зеленая например) Раз, два, три, покружись, зеленая сказка сложись! (дети кружатся каждый со своим кубиком) и выкладывают зеленый квадрат из кубиков. После зеленой, складывают красную, после желтой, синюю и т.д. (каждый раз вместе произносят слова «раз, два, три покружись... сказка сложись».

В конце, можно предложить сложить цветную сказку (дети выкладывают свой кубик той стороной, какой захотят).

Воспитатель: Вы были очень внимательны, помогали друг другу, поэтому и сказки у вас получились интересные, увлекательные.

(звонок, на проекторе появляется Гномик)

Гномик: Ребята, я очень рад, что вам удалось придумать такие увлекательные сказки! Я очень рад был с вами познакомиться! Забегайте ко мне в группу! До свидания, ребята!!!!

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось сочинять сказки? Какие сказки вы сегодня придумывали? Какая из сказок вам понравилась больше? Как вы думаете, что скажут малыши, если вы расскажете им эти сказки? Хотелось бы вам, иметь такие кубики помощники у себя в группе? (да)

Воспитатель: Тогда у меня для вас есть сюрприз (воспитатель достает маленькую коробочку, с маленькими кубиками историй). Гномик дарит вам ее, сочиняйте, фантазируйте с удовольствием. А ваши сказки мы передадим малышам.




Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг.

Задачи мастер-класса:

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг».

Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п.

Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.

Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Американские специалисты Чип и Ден Хиз выделили несколько принципов хороших историй:

- простота,

- неожиданность,

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам,

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

Структура сторителлинга.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

И так! Игра начинается!

Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

- А сейчас предлагаю вам поупражняться в составлении историй.

  

И так! «Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по физическому развитию

Воспитатель:  Егорова Надежда Геннадьевна  

МАОУ «Новозаимская СОШ», структурное подразделение детский сад «ТОПОЛЁК»

Тема:    «БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ»

Интеграция:  Познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель:   Продолжать расширять представления детей о Российской Армии посредством физического развития.

Задачи: 

- Совершенствовать навыки броска мяча в цель;

- Развивать мышечную силу;

- Развивать ловкость, сноровку, силу;

- Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине;

- Воспитывать умение контролировать свои эмоции в командных играх.

Возраст:     5 – 6 лет

Оборудование и материалы:  Музыкальный центр, мультимедиа, дуги для подлезания, кегли, мячи набивные, корзины для метания, обручи, бумага для изготовления самолётиков, рыбки на каждого участника, 2 ложки, 2 кастрюли.

Предварительная работа:   Просмотр презентаций; чтение и разучивание стихов; разучивание песен на военную тему; просмотр альбомов; беседы; раскрашивание раскрасок.

Воспитатель:   Егорова Надежда Геннадьевна (1 квалификационная категория)

Этапы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Мотивационный

- (обращая на это внимание, предлагает побыть в роли солдат)

Ребята, а ведь не случайно вы обнаружили эти фотографии, а как вы думаете, почему они здесь очутились?

- А вы бы хотели стать защитниками нашей Родины?

-  А как вы думаете, что для этого нужно?

- Я предлагаю вам побыть в роли солдат. Согласны?

-  А что, нам для этого нужно?

- просмотр альбомов о военных профессиях, дети беседуют друг с другом о том, кем бы они хотели быть, когда вырастут…

- Ответы детей….(скоро праздник 23 февраля – День Защитника Отечества)

- Ответы детей…(Да)

- Ответы детей…(быть, сильными, смелыми, заниматься спортом)

- Да!

- Пойти в спортивный зал….

(спускаются в зал)

Деятельностный

- Презентация

- Подведение детей к образовательной деятельности

- Загадывание загадки

- Эстафета «Полоса препятствий» (постановка игровой задачи)

- Игра: «Будь метким» (объяснение правила игры)

- Загадывание загадки…

- Игра «Чей корабль быстрее проплывёт» (объяснение правила игры)

- Игра: «Сапёры» (объяснение правил игры)

- Загадывание загадки (показ слайда)

- Игра: «Подвези боеприпасы» (объяснение правил игры)

- Загадывание загадки (показ слайда)

- Игра: «Лётчики на аэродром» (объяснение правил игры)

- Показ изготовления бумажного самолётика

- Игра: «Чей самолёт дальше пролетит» (объяснение правил игры)

- Загадывание загадки (показ слайда)

- Эстафета: «Свари уху» (объяснение правил игры)

- Чтение стихов

- Пение песни «бравые солдаты»

- Отгадывание загадки (просмотр слайда)

- Выполнение задания

- Выполнение детьми поставленных игровых задач

- Отгадывание загадки (просмотр слайда)

- Выполняют поставленные задачи

- (просмотр слайда), выполнение игровых действий

- Отгадывание загадки (просмотр слайда)

- Выполнение игровых действий.

- Отгадывание загадки (просмотр слайда)

- Игровые действия

- Изготовление детьми бумажного самолёта

- Выполнение игровых задач

- Отгадывание загадки (просмотр слайда)

- Выполнение поставленной задачи.

Рефлексия

- Подведение итогов

- Флешмоб: «Защитники»

(возвращение в группу)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НОД по физическому развитию «Будущие защитники»

Интеграция:  Познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:  Продолжать расширять представления детей о Российской Армии посредством физического развития.

Задачи:

- Совершенствовать навыки броска мяча в цель;

- Развивать мышечную силу;

- Развивать ловкость, сноровку, силу;

- Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине;

- Воспитывать умение контролировать свои эмоции в командных играх.

Оборудование и материалы: Музыкальный центр, мультимедиа, дуги для подлезания, кегли, мячи набивные, корзины для метания, обручи, бумага для изготовления самолётиков, рыбки на каждого участника, 2 ложки, 2 кострюли

Предварительная работа:

ХОД:  (образовательная деятельность начинается с просмотра альбомов о военных профессиях, дети беседуют друг с другом о том, кем бы они хотели быть, когда вырастут…)

Воспитатель: (обращая на это внимание, предлагает побыть в роли солдат)

Ребята, а ведь не случайно вы обнаружили эти фотографии, а как вы думаете, почему они здесь очутились?

Дети: (ответы)

Воспитатель:  А вы бы хотели стать защитниками нашей Родины?

Дети:

Воспитатель:  А как вы думаете, что для этого нужно?

Дети:

Воспитатель:  Я предлагаю вам побыть в роли солдат. Согласны?

Дети:

Воспитатель:  А что, нам для этого нужно?

Дети: Пойти в спортивный зал….

(спускаются в зал)

СЛАЙД № 1.

1-й ребенок

На защиту Родины

В дождь и снегопад

Каждый день выходит

Доблестный солдат.

СЛАЙД № 2.

2-й ребенок

На замке граница

И порядок в море,

Вольно быстрым птицам

В голубом просторе.

СЛАЙД № 3.

3-й ребёнок:

Яблони в садах цветут,

Колосятся нивы.

Мирный отдых, мирный труд

Будь, страна, счастливой!

4-й ребёнок:

Мы шагаем браво,

Левой и правой,

Потому что все солдаты

Были тоже дошколята!

Поскорей бы подрасти,

Чтобы в армию пойти!

Песня: «МЫ БРАВЫЕ СОЛДАТЫ»

Бравые солдаты с песнями идут,  

А мальчишки следом радостно бегут.  

Эх, левой, левой! С песнями идут,  

А мальчишки следом радостно бегут.

 

Хочется мальчишкам в армии служить,  

Хочется мальчишкам подвиг совершить.  

Эх,  левой, левой! В армии служить.  

Хочется мальчишками подвиг совершить.

 

Храбрые мальчишки, нечего тужить!

Скоро вы пойдете в армию служить!  

Эх, левой, левой! Нечего тужить!  

Скоро вы пойдете в армию служить!

 

Будете границы зорко охранять.  

Будете на страже Родины стоять!  

Эх, левой, левой! Зорко охранять!  

Будете на страже родины стоять!

Воспитатель:

Дружно пели вы, ребята
Словно бравые солдаты.
Чтоб настоящим стать бойцом,
И храбрецом, и удальцом,
Нужны, друзья, старание,
Сноровка, сила, знания!
И я сейчас проверю вас
Начнём соревнование
И первое задание
На ловкость и внимание.

 Сегодня во многих школах ученики в честь праздника проводят военную игру, которая называется «Зарница». А у нас своя игра — «Зарничка». В игре принимают участие две команды — «Танкисты» и «Моряки». В армии нужны люди разных профессий — танкисты, радисты, саперы. Но всех, кто служит, можно назвать одним словом. А каким, отгадайте.

СЛАЙД № 4:

На посту и в дождь, и в град,

В бой за нас пойдет ... (солдат).

Эстафета «Полоса препятствий»
Командам необходимо преодолеть полосу препятствий: перейти болото по кочкам, проползти через тоннель, добыть снаряды вернуться бегом к команде.
Воспитатель: . Посмотрите, наши ребята справились с заданием и преодолели полосу препятствий. Наверно такой ловкости их научили папы.

СЛАЙД № 5.

Солдаты — меткие стрелки. Сейчас мы проверим, как вы умеете стрелять.

Игра «Будь метким»

Дети строятся друг за другом. На расстоянии 1,5— 2 м от первого участника стоит широкая корзина. Дети по очереди бросают в нее набивные мячи. Бросивший участник садится на место. Затем подсчитывают, сколько мячей оказалось в корзине. Команда, у которой попаданий больше, становится победительницей.

Воспитатель: А вот другая загадка для вас.

Все моря и океан

Покорил наш ... (капитан).

СЛАЙД № 6.

Капитан в ответе за свое судно. Он должен так проложить курс, чтобы не столкнуться с другими кораблями, не сесть на мель и догнать корабль противника.

Игра «Чей корабль быстрее приплывет»

Участвуют двое детей. Перед каждым на расстоянии 2 м на полу стоит корабль (машинка), к носу которого привязана лента с палочкой на конце. Дети по сигналу начинают наматывать ленту на палочку, подтягивая корабль к себе. Побеждает участник, чей корабль быстрее коснется ног «капитана».

Воспитатель: А теперь приглашаю посоревноваться саперов.

СЛАЙД № 7.

 Сапер — солдат, который может разминировать путь для других бойцов.

Игра «Саперы»

Участвуют по три человека от команды. Им дается по мячу. Посередине зала ставят кегли. По сигналу участники по очереди метают мяч в стоящие кегли. Побеждает команда, которая собьет больше кеглей.

Воспитатель:

Вот загадка про бойца,

Удалого молодца.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ... (шофер).

СЛАЙД № 8.

Военному шоферу всегда найдется дело: надо и боеприпасы подвезти, и сообщение в штаб доставить, и солдат к новому месту дислокации привезти.

Игра «Подвези боеприпасы»

Участвуют двое детей. Они — «шоферы». Каждый участник держит руль. Перед ними ставят кегли, на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки должны «змейкой» обежать кегли, не уронив их, и вернуться обратно. Побеждает участник, первым выполнивший задание. Если кегля падает, «шофер» должен ее поднять и объехать еще раз.

Воспитатель:

В небе синем самолет,

Управляет им ... (пилот).

СЛАЙД № 9.

Игра «Лётчики на аэродром!»   
Участвуют все дети. Дети садятся у боковой стены на правое колено – это аэродром. Руки согнуты в локтях, на уровне груди. Под музыку дети медленно заводят моторы, поднимаются на ноги, раскрывают прямые руки в стороны, изображая крылья самолётов, и легко бегают в одном направлении по залу. По окончании музыки самолёты возвращаются на аэродром, опускаются на правое колено. Игра повторяется 2 раза.

Игра «Чей самолет дальше пролетит»

Участвуют трое детей от каждой команды. Соревнуются пары. Дети бросают бумажные самолеты. Выигрывает участник, чей самолет дальше приземлится.

Воспитатель:

Знает точно детвора:

Кормят вкусно ... (повара).

СЛАЙД № 10

Повар — профессия в армии очень нужная. Ведь голодному бойцу и воевать трудно, и охранять тяжело. Покажем теперь, какие мы повара.

Эстафета «Свари уху»

Участвует вся команда. У каждого играющего в руках рыбка, у последних игроков — ложка. На расстоянии 5— 6 м от команд на плите стоят кастрюли. Игроки по очереди подбегают к плите, кладут в кастрюлю рыбку и возвращаются к своей команде. Последний участник мешает в кастрюле ложкой и поднимает ее вверх («уха готова»). Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Ведущий. Вот и подходит к концу наша военная игра «Зарничка».

А чем мы можем закончить ребята с вами нашу игру.

Дети: флешмобом

ФЛЕШМОБ:   «Защитники»



Предварительный просмотр:

Тема: «В гостях у Василисы Премудрой»

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Цель: Расширение представлений детей о культурных традициях русского народа.

Задачи:
Образовательные:

Приобщить детей к русской народной музыке;

Приобщить детей к русскому народному фольклору.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, обогащению словарного запаса;

Способствовать развитию ритмического, динамического, звуко-высотного, тембрального слуха;

Способствовать развитию певческих и интонационных навыков;

Способствовать развитию умения передавать в движении образ музыкального произведения;

Способствовать развитию творческой активности детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к музыке;

Воспитывать умение выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке;

Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям русского народа.

Предварительная работа:

Разучивание стихов и песен, русских народных хороводов, хороводных игр;

Работа с ритмическими карточками;

Игра на музыкальных инструментах (деревянных ложках);

Инсценирование песен.

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, фланелеграф, ритмические карточки, деревянные ложки, русские народные костюмы, костюм кота, костюм ворона, костюм Василисы.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, задания, словесный рассказ;

Наглядные: иллюстрации, карточки к музыкально-дидактическим играм;

Практические: музыкальные игры и хороводы, творческие задания.

Репертуар:

«Слово на ладошке» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой

Танец «Приглашение» укр.н.м.

«Как у наших у ворот» р.н.п.

«Ах вы, сени, мои сени» р.н.п.

«Жил у бабушки коток» р.н.п.

Игра «Ворон» р.н.приб. обр. Е.Тиличеевой

«К нам гости пришли» муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсен

Ход НОД:

Вводная часть

Слайд «Открытое занятие»

Организационный момент.

Дети под русскую народную музыку «Как у наших у ворот» заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы, доброе утро дорогие взрослые.

Распевка «Доброе утро»

Музыкальный руководитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими гостями.

Е.Поплянова «Слово на ладошке» (дети пропевают свои имена)

После распевки дети под музыку садятся на стулья.

II. Основная часть

Музыкальный руководитель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по стародавним временам. Мы с вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые. Но в путешествие я возьму с собой только самых смелых, веселых, активных и музыкальных. Ответьте мне на вопрос, ребята: вы такие? Самые музыкальные и активные?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Тогда закройте глаза, сейчас будет волшебство.

Слайд №2 «Волшебная страна»

Звучит музыка «В гостях у сказки», дети закрывают глаза ладошками.

Музыкальный руководитель: Ребята, кажется, волшебство начинается. Открывайте скорее глаза. Как сказочно вокруг! Куда же это мы попали?

В музыкальный зал входит Василиса Премудрая.

Василиса: Здравствуйте, мои друзья,

Рада встрече с вами я.

Я – премудрая девица,

На все руки мастерица,

Всё я знаю там и тут –

Василисой меня зовут.

Много ль знаете вы, дети?

На загадки мне ответьте:

Кто из вас, их отгадает,

Как и я – премудрым станет.

Музыкальный руководитель: Ребята, Василиса Премудрая предлагает вам отгадать ее загадки. Вы согласны?

Дети: Да!

Василиса: Тогда мы начинаем. Итак…Первая загадка из русской народной сказки. А загадать нам ее поможет моя волшебная книга.

Слайд №3 «Волшебная книга»

Книга: Этот зверь бодается,

Прыгает, брыкается.

На ногах его копытца,

Любит кушать из корытца.

Шаловливый, как ребенок,

А зовут его…

Дети: Козленок!

Слайд №4 «Козленок»

Василиса: Следующая загадка тоже из сказки.

Слайд №5 «Волшебная книга»

Книга: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост – ее краса,

Что за зверь лесной…

Дети: Лиса!

Слайд №6 «Лисичка»

Василиса: Правильно! Какие вы молодцы! Ребята, кажется, я слышу очень веселую музыку!

Под р.н.м. «Как у наших у ворот» на фланелеграфе появляются Козлик и Лисичка (куклы- перчатки в руках у музыкального руководителя). Лисичка обижена, Козлик ее уговаривает поздороваться с ребятами. Лисичка не хочет здороваться, тогда Козлик начинает танцевать веселый народный танец, заканчивают вместе. В конце поклон.

Музыкальный руководитель: Ребята, Козлик и Лисичка исполнили для вас русский народный танец. А какой характер был у этой музыки? (Ответы детей: веселый, радостный, задорный, шутливый).

Василиса: Какая замечательная музыка прозвучала! Как задорно танцевали наши сказочные герои!

Ребята, может и вам на месте не сидится,

Любите вы повеселиться?

Музыкальный руководитель: Нам плясать и петь не лень,

Мы б плясали целый день!

Танец «Приглашение» (укр.н.м.) После танца дети садятся на стулья.

Василиса: Как хорошо вы танцевали. А моя волшебная книга загадает вам другую загадку, попробуйте найти отгадку!

Слайд №7 «Волшебная книга»

Книга: Молоко он пьёт всегда,
Ловит мышек иногда.
Поиграет возле ног
И в руках заснёт …
Дети: Коток!

Слайд №8 «Кот»

Музыкальный руководитель: А где же наш Котик-коток?

(Звучит фонограмма, музыкальный руководитель поет) Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.

В это время дети встают полукругом на песню.

Музыкальный руководитель: Хорошо живёт коток,
Котик – маленький роток.
Дремлет котик на печи,
Ждёт с ванилью калачи.

Песня «Жил у бабушки коток» (р.н.м.)

Василиса: Ребята, как вы замечательно поете.

Волшебную книгу открываем,

Что за загадка? Мы сейчас узнаем!

Слайд №9 «Волшебная книга»

Книга: Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …

Дети: Матрешки!

Слайд №10 «Матрешки»

Музыкальный руководитель: (на фланелеграфе) Раз матрешка, два матрешка, три матрешка… Сколько их тут много!

Матрешки рядами стоят,

Поиграть с ребятами весело хотят!

Игра с ритмами на фланелеграфе: р.н.п. «Как у наших у ворот» (музыкальный руководитель предлагает ритмы с длинными и короткими длительностями, затем все вместе их проговаривают и прохлопывают под музыку).

Василиса: Волшебную книгу открываем, загадку следующую узнаем.

Слайд № 11 «Волшебная книга»

Книга: Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят.

Дети: Ложки!

Слайд №12 «Ложки»

Музыкальный руководитель: Звонкие, резные,

Ложки расписные!

В руки дети их возьмут,

Веселить гостей начнут.

Ансамбль ложкарей «Ах вы, сени, мои сени» р.н.п. После исполнения дети садятся на стулья.

Василиса: Вот так чудо-ложкари,

Все играли от души!

Время мы терять не станем,

В волшебную книгу заглянем!

Слайд № 13 «Волшебная книга»

Книга: Чёрный, темноты темней,

Нету птиц, его умней.

На высокой ели – вон он.

Это – старый, мудрый…

Дети: Ворон!

Слайд №14 «Ворон»

Музыкальный руководитель: Вокруг ворона пойдем,

Игру с вороном заведем!

Игра «Ворон» р.н.м. Играют 2-3 раза. После игры дети садятся на стулья.

Василиса: Славно, славно вы играли,

Очень я довольна вами.

Волшебная книга моя не спит,

Она загадки для вас хранит.

Слушайте внимательно!

Слайд №15 «Волшебная книга»

Он бывает с толокном,
Рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! -
По кусочку все съедят.
Дети: Пирог!

Слайд №16 «Пирог»

Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу вам загадать музыкальную загадку: попробуйте отгадать, какая песня звучит?

Музыкальный руководитель играет вступление к песне «К нам гости пришли», дети отгадывают и выходят в центр зала, встают парами.

Песня «К нам гости пришли».

В конце песни Василиса, девочка и мальчик выносят пирог. После песни дети садятся на стулья. Василиса и 2 детей остаются.

III. Заключительная часть

Василиса: Ребята, вы – очень веселые, находчивые, смелые и отзывчивые ребята. Все загадки моей волшебной книги угадали.

Очень жалко расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Я вас всех благодарю,

Угощенье вам дарю!

Музыкальный руководитель: Ребята, скажем дружно Василисе Премудрой: «Спасибо».

Дети: Спасибо!

Василиса дарит пирог музыкальному руководителю, воспитателю и под музыку уходит. Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, наше приключение подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза! Считаем:

1,2,3,4,5,

И мы в садике опять!

Звучит музыка «В гостях у сказки», дети открывают глаза.

Слайд №17 «Спасибо за внимание!»

Музыкальный зал: Песни, танцы в нашем зале

Сегодня долго не смолкали,

Но пришла пора проститься,

А вам, ребята, пирогами угоститься!

До свидания.

Дети пропевают «До свидания» и под музыку выходят из музыкального зала.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальный руководитель:   Егорова Надежда Геннадьевна

Тема:    «В гостях у Василисы Премудрой»

Интеграция: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Цель:   Расширение представлений детей о культурных традициях русского народа.

Задачи: 

  1. Образовательные:

Приобщить детей к русской народной музыке;

Приобщить детей к русскому народному фольклору.

  1. Воспитательные:

 Воспитывать интерес и любовь к музыке;

Воспитывать умение выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке;

Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям русского народа.

  1. Развивающие:

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, обогащению словарного запаса;

Способствовать развитию ритмического, динамического, звуко-высотного, тембрального слуха;

Способствовать развитию певческих и интонационных навыков;

Способствовать развитию умения передавать в движении образ музыкального произведения;

Способствовать развитию творческой активности детей.

Возраст:     5 лет

Оборудование и материалы:  музыкальный инструмент, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, фланелеграф, ритмические карточки, деревянные ложки, русские народные костюмы, костюм кота, костюм ворона, костюм Василисы.

Предварительная работа: Разучивание стихов и песен, русских народных хороводов, хороводных игр;

Работа с ритмическими карточками;

Игра на музыкальных инструментах (деревянных ложках);

Инсценирование песен.

Методы и приемы:    Словесные: вопросы, задания, словесный рассказ;

Наглядные: иллюстрации, карточки к музыкально-дидактическим играм;

Практические: музыкальные игры и хороводы, творческие задания.

Репертуар:

«Слово на ладошке» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой

Танец «Приглашение» укр.н.м.

«Как у наших у ворот» р.н.п.

«Ах вы, сени, мои сени» р.н.п.

«Жил у бабушки коток» р.н.п.

Игра «Ворон» р.н.приб. обр. Е.Тиличеевой

«К нам гости пришли» муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсен

Этапы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Мотивационный

- Организационный момент (под р.н.п.»Как у наших у ворот» дети входят на муз.занятие;

- Распевка «Доброе утро»

- «Слово на ладошке» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой

- Эмоциональный настрой;

Распеваются, приветствуют друг друга

Деятельностный

- Отправление в путешествие

-Презентация

-Выход героя

- загадки

- театральное действие, беседа с детьми о характере музыки

- танец «Приглашение» (укр.н.м)

-загадка от Василисы, беседа с детьми

- попевка «Котя-котенька…»

- песня «Жил у бабушки коток» (р.н.м)

-загадка

- ритмическая игра под музыку как у наших у ворот

- загадка

- игра на ложках под музыку «Ах вы сени» (р.н.п)

-загадка

- игра «Ворон» (р.н.м)

- песня «К нам гости пришли» муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсен

-Вынос пирога

Закрывают глаза, отправляются в путешествие;

Приветствуют героя, вступают с ним во взаимодействие, отгадывают загадки

Исполняют танец

Вступают в беседу

Исполняют попевку

Исполняют песню

Играют в игру

Исполняют муз.произведение на ложках

Играют в игру «Ворон» 2-3 раза

Исполняют песню

Рефлексия

- прощание с Василисой

-возвращение с путешествия

- обсуждение с детьми хода занятия

Прощаются с героем

Возвращаются с путешествия

Угощаются пирогом

Отвечают на вопросы о проведённом путешествии



Предварительный просмотр:

Детский сад «Тополёк»,

структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»

Проект

«Мир на кончиках пальцев»

(развитие мелкой моторики рук)

Подготовила:  Егорова Надежда Геннадьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теория

Практика

Заключение

Список литературы

Приложения

Пояснительная записка

Проект «Мир на кончиках пальцев» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т.д.Основные задачи формирования восприятия необходимо интегрировать с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

 

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных (познавательных) процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практической деятельности.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ОВЗ, здесь необходимо обратить внимание в разнообразные и полезные игры. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно и главное, необходимо развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей с ОВЗ, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Паспорт проекта

Наименование проекта :  «Мир на кончиках пальцев»

Тип:

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, подгрупповой.

 Участники проекта: воспитатель,  дошкольники и их родители

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук детей с ОВЗ, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  • Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
  • Привлечь к изготовлению единой, совместной поделки

Сроки: Проект рассчитан на 1 месяц (март) и включает следующие этапы

Этапы реализации:

I Подготовительный этап:

  • изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук;
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

  1. Диагностический этап:

Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что сформированность мелкой моторики пальцев рук на низком уровне

3 Реализация проекта (изготовление дидактических пособий, нетрадиционного материала, проведение индивидуальных игр и упражнений, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:

  • Работа с детьми по всем образовательным областям:
  • в процессе ОД (продуктивной деятельности);
  • индивидуальной работе;
  • самообслуживание;
  • использование нетрадиционных приемов

  • Совместная деятельность с родителями.

  1. Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Организация работы по проекту:

мероприятие

цель

сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

февраль

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Февраль - март

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники рисование и аппликация «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего времени

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

В течение всего времени

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей).

март

Активное привлечение родителей к участию в изготовлении общей работы.

март

Перечень основных мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

1

Познавательное развитие

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

2

Социально – коммуникативное развитие

- заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д.

-коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3

Художественное творчество

-выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика)

5

Здоровье

-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

6

Совместная деятельность с родителями

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение общей творческой работы.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников улучшится.

Узнают о приемах работы с разными инструментами.

Овладение нормами этики поведения.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка с ОВЗ осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности любого ребенка.
  • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ и семьи.
  • Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

Результативность:

  • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
  • Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
  • Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми и их родителями.
  • Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
  • Разучены с детьми пальчиковые игры
  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; совершенствовалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат и объединила в общей работе педагогов, воспитанников и их родителей

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук воспитанников с ОВЗ – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка, и она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому необходимо предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, пусть и с помощью рук своего родителя.

В результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

1.‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

‬‬‬

3.‬Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

4.‬Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

Приложение 1

Методы диагностики состояния мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста

Проблемами изучения мелкой моторики дошкольников и младших школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.).

Развитие мелкой моторики тесно связано c развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменения контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).

А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966).

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В.Светлова и др.), автодидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности c овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, a также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, a не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 3-4 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
  2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
  3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
  4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
  5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.
  6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
  7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
  2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3 блок.

Работа с бумагой

  1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 4-5 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
  3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
  5. Нанизывание пуговиц средней величины.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
  2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

3 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез.

4 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 5-6 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
  2. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
  3. Катание шарика.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
  2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
  3. Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
  4. Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.

3 блок

Работа с бумагой

  1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
  2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)

  1. Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=0.jpg

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=1a42.jpg

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=5027.jpg

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Узоры по клеточкам». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=633d.jpg

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=8819.jpg

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=c2aa.jpg

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=3520.jpg

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Приложение 2

        

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

примечание

1

2

3

1

2

3

4

1

2

1

2

3

4

5

6

7