Итоговое сочинение

Листопадский Виктор Алексеевич

Маатериалы для подготовки к итоговому сочинению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЧИНЕНИЕ: ПОДГОТОВКА Крайник О.М., Алтайский государственный университет

Слайд 2

Алишер Навои Заводишь речь - скажи лишь половину: НавьЁшь словес - и жалкий будет вид! Когда паук накрутит паутину, Он в ней и сам как пойманный висит …

Слайд 3

Формулировка темы уже содержит проблему - проблемный вопрос Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь ? « У любви тысячи аспектов , и в каждом из них — свой свет , своя печаль, счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский) Что мешает человеку реализовать свою мечту ? Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других ? Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого »? Как связаны между собой любовь и доброта ?

Слайд 4

Основная мысль (идея) сочинения Что нужно писать в сочинении ? Основная мысль сочинения (тезис) - главная мысль, которой подчинены все остальные положения , составляющие объём темы и которую будем раскрывать , доказывать, аргументировать в своём сочинении. Тема-предмет : кто (что) является кем (чем) и почему? Пример : «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский ) Тема-признак : кто (что) имеет такие признаки и почему? Пример : Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других ? Что значит умение прощать? В чём проявляется? Когда? … Тема-суждение: Пример : Согласны ли вы с утверждением: «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность» (А . де Сент-Экзюпери): чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.

Слайд 5

Алгоритм работы с темой

Слайд 6

1. Читаю формулировку темы. Нахожу в ней общее понятие . Пробую сформулировать определение этого понятия. (это и есть проблемный пункт) Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой ? ( Что есть гармония ? Как я понимаю «гармоничные отношения»? Гармоничные отношения человека и природы – проблема? Когда возникла? ) Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь ? (Понятия «поколение», «старшее поколение», «молодёжь» – их взаимоотношения во времени. Проблема понимания …) Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна ? ( Доброта, истинная доброта – моё понимание. Что значит бескорыстие? Каковы мотивы проявления доброты? )

Слайд 7

2 . Пробую сформулировать вопрос к каждому слову в теме, соотнося с предыдущим рассуждением над термином, понятием, явлением ( прогноз основной идеи будущего сочинения – план ) Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой? Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь ? Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна? См. следующий слайд: Технология разбора темы (на примере 1 темы)

Слайд 8

Технология разбора темы Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой? Задаём вопросы к каждому слову темы Что такое гармония, гармоничные отношения? В переводе с греческого языка harmonia означает соразмерность, созвучие, согласие, связь. Значит, гармоничные отношения – это отношения согласия, взаимопонимания, взаимоуважения … Должны ли быть гармоничными отношения между человеком и природой? Человек и природа живут в одном мире, зависят друг от друга. Кто главнее? Не будет природы – не будет и человека … Гармония между человеком и природой – залог дальнейшего существования мира … Почему нет гармонии между человеком и природой ? Человек – потребитель … Подчинить себе природу, стать её хозяином … Комфортное существование без нанесения вреда природы – возможно??? ЧТО мешает гармоничным отношениям …? Стремление человека добиться комфортного существования за счёт природы (Базаров …)

Слайд 9

3 . Выстраиваю цепочку своих рассуждений в развёрнутом ПЛАНЕ ( составляю план «для себя» ): Что значит гармоничные отношения? Когда гармония нарушается? Природа «нужна» человеку как источник хорошей жизни (мы используем её для благ, для создания материальных ценностей, без которых жить не можем…) Всегда ли человек соблюдает разумные пределы в использовании природы ? ЧТО является основным фактором для разрушения гармонии между человеком и природой? Может ли природа ответить человеку? Как? Когда? (Природа – живое существо, которое может отомстить за причинённую боль…) Как сохранить гармоничные отношения (Человек должен понимать зависимость от природы, сохранять её, разумно использовать её богатства…) Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой ? 4. Только теперь пишу ВСТУПЛЕНИЕ. Помню, что оно должно «подводить к моей теме ». Использую исходный тезис. Самое главное — вступление не должно быть шаблонным! Пишу САМ на основе прочитанных «клише ».

Слайд 10

Тема ВСТУПЛЕНИЕ Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой? Человек и природа взаимосвязаны. Так было всегда. Но если природа может существовать без человека, то человек без неё - нет . Закономерно возникает вопрос: Возможны ли отношения согласия, взаимопонимания, взаимоуважения между ними? Это именно те отношения, которые принято называть гармоничными. И сегодня мы понимаем, что чаще всего именно человек становится «разрушителем» таких отношений. Он – потребитель, пытающийся любыми способами обеспечить себе комфортное существование, стать «хозяином жизни», подчинив себе всё живое на земле … 70 слов

Слайд 11

5 . Какие литературные произведения буду использовать для подтверждения своих мыслей? Вставляю их в развёрнутый ПЛАН: Природа «нужна» человеку как источник хорошей жизни (мы используем её для благ, для создания материальных ценностей, без которых жить не можем …) – В. Распутин «Прощание с Матёрой» ( ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены… ); ИЛИ И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров и его теория отношения к природе) Всегда ли человек соблюдает разумные пределы в использовании природы ? Продолжаю анализировать выбранное произведение Может ли природа ответить человеку? Как? Когда? (Природа – живое существо, которое может отомстить за причинённую боль…) Чингиз Айтматова «Плаха» (конфликт человека и волков, Акбара выше человека; животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования)

Слайд 12

6 . Пишу заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ – необходимо подвести итог основной части, сделать выводы, связав круг рассмотренных вами вопросов. Читаю написанную работу. Записываю свои главные мысли на отдельном черновике (на полях карандашом напротив соответствующего абзаца). Пробую их переформулировать , используя другие слова и придерживаясь логической последовательности . Речевые клише для заключения: Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод… Подводя итог, хочется сказать… Обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение я должна( ен ) сказать, что … В качестве вывода к своему рассуждению мне хочется привести цитату …, которая, на мой взгляд, очень точно и ёмко характеризует рассматриваемую проблему: …

Слайд 13

7 . Подбираю эпиграф к моему сочинению ( необязательно! ) Эпиграф – цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т.п. Примеры тем и эпиграфов см. в след. слайдах 8. Пишу черновик сочинения, соблюдая МОЙ ПЛАН.

Слайд 14

КОНСТРУИРУЕМ СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕМЕ (Практикум)

Слайд 15

1. Читаю формулировку темы. Нахожу в ней общее понятие . Пробую сформулировать определение этого понятия. (это и есть проблемный пункт) Как вы понимаете высказывание Л . Н. Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Слайд 16

2 . Пробую сформулировать вопрос к каждому слову в теме, соотнося с предыдущим рассуждением над термином, понятием, явлением ( прогноз основной идеи будущего сочинения – план ) Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Задаём вопросы к каждому слову темы

Слайд 17

3 . Выстраиваю цепочку своих рассуждений в развёрнутом ПЛАНЕ ( составляю план «для себя» ): Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Слайд 18

4. Только теперь пишу ВСТУПЛЕНИЕ. Помню, что оно должно «подводить к моей теме ». Использую исходный тезис. Самое главное — вступление не должно быть шаблонным! Пишу САМ на основе прочитанных «клише ». Тема ВСТУПЛЕНИЕ Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Слайд 19

5 . Какие литературные произведения буду использовать для подтверждения своих мыслей? Вставляю их в развёрнутый ПЛАН: Л. Н. Толстой «Война и мир» !!! Какие эпизоды …

Слайд 20

6 . Пишу заключение

Слайд 21

7 . Подбираю эпиграф к моему сочинению ( необязательно! )

Слайд 22

Примеры эпиграфов к темам 2019-2020 года

Слайд 23

«Война и мир» – к 150-летию великой книги Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М. Горький Никогда не было хорошей войны или плохого мира. Б . Франклин Не мудрость книжная, не разговор пустой, Судьба народа – вот наставник мой. Анбар-атын Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро . В.А . Сухомлинский Гораздо легче выиграть войну, чем мир . Жорж Клемансо ...Кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его в его семейном, домашнем быту. В.Г. Белинский

Слайд 24

НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ Если бы вы знали, что отчаяние и надежда – это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали? Р.О . Болтон Только из глубины отчаяния может родиться надежда. Вальтер Беньямин Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния . В. Гюго Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть. А. Суворов Где умирает надежда, там возникает пустота. Леонардо да Винчи В сердце человека запас надежд неистощим. Геродот Надежда – это хорошая вещь, может быть, даже лучшая, а хорошие вещи не умирают. Стивен Кинг Есть от чего в отчаяние прийти… А. Грибоедов

Слайд 25

ДОБРО И ЗЛО Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О . Ключевский Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт! Шота Руставели Тот , кто делает добро другу, делает добро себе. Эразм Роттердамский Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие. Франсуа Рене де Шатобриан Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты . Людвиг ван Бетховен Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н . Толстой Ни один злой человек не бывает счастлив . Ювенал

Слайд 26

ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. Ж . Вольфрам Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют . Ф . Ларошфуко Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. Л.Н . Толстой Гордость в соединении с силой облагораживает, но в соединении со слабостью принижает . К. Сильва Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума . М . Монтень Смирение может весь мир покорить. Преподобный Серафим Саровский

Слайд 27

ОН и ОНА История настоящей любви никогда не кончается. Ричард Бах Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам . В. Гюго Любовь есть высшее мужество: она готова к любым жертвам . Э . фон Бодман Любовь может питаться малейшей крупицей надежды, но совсем без надежды жить не способна . В. Скотт

Слайд 28

Мой секрет успеха ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения Генри Форд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение / изложение как продукт письменной речевой деятельности школьников Крайник О.М., АлтГУ

Слайд 2

А. Дистервег Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить

Слайд 3

результат образования - это не столько знания по конкретным дисциплинам, сколько «обладание» целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий, что возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов; умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку; с пособность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации. НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ О ВАЖНОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 4

СОЧИНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА (5-9 КЛАССЫ, РУССКИЙ ЯЗЫК ) Класс Жанры с очинений 5 Мини-сочинение «Язык и человек»; Действия человека; Описание предмета; Сочинение по картине; Письмо товарищу; Сочинение-рассуждение «Почему нужно беречь книгу?»; Описание животного; Движение на улице (описание), Спортивный репортаж (по рисункам); На тему «Изучайте русский язык» 6 Сочинение по теме; Сочинение-описание; Рассказ; Описание помещения; Сочинение по картине; Состояние человека; Описание природы; Рассказ от 1-го лица по рисункам; Рассуждение по картине; На основе услышанного от старших рассказа 7 Описание окрестностей с элементами рассуждения; Описание внешности человека; Рассказ по картине; О труде как заметку для стенгазеты; Рассказ от имени героя картины; Рассуждение (анализ докладов…); На лингвистическую тему; На тему «Книга – наш друг и советчик»; Рассказ по данному сюжету 8 Публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника; По картине; На заданную тему; По групповому портрету; Основанное на сравнительной характеристике; Связный текст в жанре интервью; Описание 9 По данному началу; По картине; Отзыв о картине; На основе картины; Рассуждение на заданную тему; Рассказ по картине; Отзыв-рецензия на фильм; На свободную тему; ОГЭ

Слайд 5

ИЗЛОЖЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА (5-9 КЛАССЫ, РУССКИЙ ЯЗЫК ) Класс Типы изложений 5 По тексту при помощи плана; Краткое; Сжатое; Выборочное по тексту упражнения; По тексту, в котором есть описание животного 6 Сжатое; Выборочное по произведению художественной литературы; На заданную тему 7 От 3-го лица; Сжатое по тексту 8 Изложение с грамматическим заданием; От 3-го лица; Мини-изложение; Основанное на сравнительной характеристике; Сжатое; По тексту об учёном… 9 С продолжением; Подробное; Сжатое; Сжатое выборочное; Изложение ОГЭ

Слайд 6

СОЧИНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА (5-11 КЛАССЫ, ЛИТЕРАТУРА ) Класс Жанры с очинений 5 Рассказ о герое, письменный ответ на вопрос репродуктивного и проблемного характера, с равнительная (неполная) характеристика героя, творческие работы (сказка, письмо от имени героя и т.п.) 6 Рассуждение о нравственно-психологических проблемах, выявление смысла речевых характеристик героев 7 Высказывания проблемного характера, анализ небольшого фрагмента эпического произведения, рассуждение на нравственно-этические темы 8 Сопоставление произведений разных авторов на общую тему, анализ эпизода, работы обобщающего характера, анализ лирического произведения 9 10 11 «Умение создавать письменные высказывания на литературную тему должно быть в основном сформировано в 5-8 классах, в 9-11 классах оно будет только совершенствоваться» (Н.В. Беляева. Проверочные работы. 5-9 класс – М., «Просвещение»)

Слайд 7

СОЧИНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА со ЧИН ение – древнерусский ЧИН – «порядок»: ВСТУПЛЕНИЕ – тезис, который необходимо доказывать; ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – система доказательств (некоторые утверждения по абзацам, аргументация, ссылки на текст…); ЗАКЛЮЧЕНИЕ – подведение итогов сказанному. Формулировка темы сочинения содержит КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (опора на которые даст возможность к поиску смыслов, ассоциаций, раскрытию понятий, подбору примеров…), задаёт ТИП РЕЧИ (описание, повествование, рассуждение)…

Слайд 8

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ Историческое (краткая характеристика эпохи) Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом) Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной / исторической и др. традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель / учёный… внёс в развитие литературы / науки…)

Слайд 9

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы … Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства … . Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к … Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения. Краткая справка о писателе, поэте, художнике либо о самом произведении. Описание собственного впечатления , сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

Слайд 10

ТЕМА СОЧИНЕНИЙ – ВСТУПЛЕНИЕ «Чацкий как выразитель декабристских идей » размышление по поводу центрального понятия Образ Наполеона в восприятии героев и автора «Война и мир» описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения « Барская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума» краткая характеристика эпохи ; цитаты , пословицы, поговорки о Москве «Тема гордого одиночества в лирике М. Лермонтова » размышление по поводу центрального понятия Что важнее: любить или быть любимым ? с равнительное рассуждение о двух концептах Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына : «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости »? краткая справка о писателе

Слайд 11

СОЧИНЕНИЕ « НЕ ПО ТЕМЕ » Приёмы характеристики героев в романе «Евгений Онегин » ( жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, "вздоха ") « Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание " » (сравнительная характеристика города в разных произведениях) Чтение — вот лучшее учение (раскрыть взаимосвязь между этими понятиями) Любовь в жизни человека (попытка «объять необъятное; ограничиться: материнская, любовь к Родине, романтическая…) Моя комната ( от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? ) Идею сочинения формулирует сам пишущий: одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. Идея – есть содержание сочинения.

Слайд 12

ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – развивать умение формулировать идею Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы: «ОН и ОНА»: ??? И для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей её развития и обобщения: «Книга – наш друг и советчик» : ???

Слайд 13

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ задаёт рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли; основные этапы пути, по которым будет развиваться мысль; в качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развёрнутые словосочетания I. Вступление – 50-80 слов. Творческий «подход» к основной идее сочинения. II . Основная часть (включающая несколько подпунктов) – 200-300 слов. Тезис 1 , Доказательства , п p им ep ы ( o дин или несколько ) , Мик po выв o д (обобщение написанного ) , Логический п epe х o д к н o в o й мысли; Тезис 2, Доказательства, примеры, Микровывод (обобщение написанного), Логический переход к новой мысли; … III. Заключение – 60-70 слов.

Слайд 14

«СОБИРАЕМ» МАТЕРИАЛ – ПРИЁМЫ Собирание материала в таблицу . Кластер : Зимний лес – деревья , животные, небо, поляна, погода; деревья – скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы… Дневник памяти : чистый лист – запись всего, что «приходит на ум» в связи с темой – хаос мыслей – проанализировать – разложить по пунктам…

Слайд 15

ИЗЛОЖЕНИЕ (подробное) Изложение (пересказ) – вид речевой работы, в основе которой лежит воспроизведение высказывания, создание текста на основе данного (исходного ). ( Т.А. Ладыженская ) Подробное Сжатое Выборочное С дополнительным (творческим) заданием

Слайд 16

РОЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ КАК РЕЧЕВОГО УПРАЖНЕНИЯ Активизация речи, накопление речевого опыта : рост объёма синтаксических конструкций, их структурное усложнение; расширение сферы использования слов, имеющих сложный морфемный состав; расширение разнообразия используемых языковых средств … Тренировка психофизиологических процессов : восприятие, внимание, память, узнавание и воспроизведение, мышление, эмоции … Укрепление механизмов речевой деятельности : слуховой памяти, прогнозирования, выделения смысловых опорных пунктов высказывания.

Слайд 17

ИЗЛОЖЕНИЕ – УМЕНИЯ Умения , необходимые для восприятия речи : осознавать свою коммуникативную задачу; прогнозировать характер сообщения, его тему, основную мысль, её развитие; понимать значение слов, предложений, основную мысль; контролировать свое понимание . Умения , необходимые для создания текста : ориентироваться в ситуации общения (о чём , кому, зачем, при каких обстоятельствах мы обращаемся с речью ); планировать содержание (осознавать тему, основную мысль, ход развития мысли ); реализовывать план (раскрывать тему и основную мысль, формулировать каждую фразу, соблюдать языковые нормы ); контролировать , оценивать процесс и результат речевой деятельности.

Слайд 18

ОТБОР ИСХОДНОГО ТЕКСТА К тексту-образцу предъявляются следующие требования: а ) доступность смысловая (тема, основная мысль), лексическая, синтаксическая; б ) познавательность, занимательность текста; в ) соответствие требованиям теории текста: исходный текст должен быть ярким представителем конкретного стиля, типа речи и жанра; г ) текст должен обеспечивать речевое развитие учащихся (быть содержательнее, выразительнее, чем их собственная речь ); д ) достаточный объём. (М.С. Соловейчик)

Слайд 19

ЭТАПЫ УРОКА ОБУЧЕНИЮ ИЗЛОЖЕНИЮ Постановка учебной задачи , а также создание мотивации , во-первых, для пересказа данного текста; во-вторых, для пересказа в целом . Слово учителя об авторе исходного текста (если это необходимо ). Создание установк и на восприятие исходного текста . Первичное восприятие текста. Общая беседа по содержанию . Анализ композиционной структуры и содержания исходного текста. Анализ частей и языковых особенностей текста . Повторное чтение текста. Запись текста изложения . Самопроверка , саморедактирование .

Слайд 20

Сочинения / изложения – способ оценки достижения планируемых результатов обучения У мение раскрывать тему – соответствие работы ученика теме и основной мысли ; полнота раскрытия темы ; правильность фактического материала. У мение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; С облюдение языковых норм и правил правописания. Умение логически и последовательно излагать мысли.

Слайд 21

Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать. А.Н . Привалов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕРКЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ / ИЗЛОЖЕНИЯ Крайник О.М., АлтГУ

Слайд 2

Джордж Сантаяна Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их .

Слайд 3

Эксперт при проверке должен учитывать следующее В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации. Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции . Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают . Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации , связанные с переходностью языковых явлений. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, разная пунктуация .

Слайд 4

НЕГРУБЫЕ ОШИБКИ, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст ); в написании заглавной буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов , например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу , например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный;

Слайд 5

НЕГРУБЫЕ ОШИБКИ, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно)действующий, ( болезненно)тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на - ский с прописной буквы , например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым ); в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности: «» (кавычки), () (скобки)

Слайд 6

ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ Однотипными считаются ошибки на одно правило , если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок ). Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку , каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку . Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Слайд 7

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических особенностях данного слова . ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ

Слайд 8

Пунктуационные ошибки Как оценивать отсутствие запятой только при «закрытии» причастного оборота? Как полноценную ошибку. Как поступить, если учащийся не «открыл» и не «закрыл» деепричастный оборот? Как полноценную ошибку. Как оценить единичные случаи отсутствия знаков препинания в конце предложений (при условии оформления следующего слова с заглавной буквы)? Не считать за ошибку. Как оценивать «лишний» знак препинания? Как полноценную ошибку.

Слайд 9

Пунктуационные ошибки Как оценить единичные случаи отсутствия знаков препинания в конце предложений (при условии оформления следующего слова с заглавной буквы)? Не учитывать. Можно ли считать ошибки типа «Жуль Верн», «Мелихов», « Солженицин » орфографическими ошибками ? Нет. Как поступить со случаями такого написания: «у СикиричА », «в тексте Веллер , Гришковец»? Считать грамматической ошибкой. Что на самом деле является ошибкой в абзацном членении, а что объясняется логикой автора сочинения? Обращаем еще раз внимание на то, что абзац есть не что иное, как индивидуально-авторское структурирование текста. Ученик имеет полное право сделать в своем сочинении два абзаца, четыре абзаца, шесть абзацев и т.д .

Слайд 10

ПЕРЕЧЕНЬ ТРУДНЫХ МОМЕНТОВ ОЦЕНИВАНИЯ: ЧАСТОТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (квалифицируются в соответствии с рекомендациями)

Слайд 11

в заключениЕ / в заключениИ ВОЗМОЖНО ДВОЯКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ – КОНТЕКСТ: 1) В значении «под конец, заканчивая, в качестве завершения» – в заключениЕ , в завершениЕ : в заключение лекции профессор поднял вопрос о смысле бытия; в заключение подведем итоги . 2) Если же имеется в виду существительное заключение (вступление, заключение) – в заключениИ : в заключении врач написал…, во введении и в заключении реферата автор цитирует … В контексте сочинения ученика возможна трактовка данного слова как существительного «заключение» (вступление сочинения, заключение сочинения), употреблённого в Пр.п .

Слайд 12

Родина / родина Отечество / отечество прописная / строчная Словарь С.И. Ожегова: РОДИНА , -ы, ж. 1 . Отечество, родная страна. Любовь к родине . Защита родины . 2 . Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н : Москва - его р. Индия - р. шахмат . * Вторая родина – место , давшее кому-н . приют , ставшее родным. Слова Родина, Отчизна, Отечество пишутся с прописной буквы в особом стилистическом употреблении (в тех контекстах, где этим словам приписывается особый высокий смысл). В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии… Для обозначения грубой ошибки необходимо рассматривать ПОЛНЫЙ КОНТЕКСТ КОНКРЕТНОГО ДЕТСКОГО СОЧИНЕНИЯ !

Слайд 13

Среди ошибок следует выделять негрубые , то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности написание большой буквы в составных собственных наименованиях: Международный астрономический союз Международный женский день / Международный Женский день Великая Отечественная война / Великая Отечественная Война Великий Пост / великий пост; Масленица / масленица Организация Объединённых Наций / Организация объединённых наций Академия наук / Академия Наук

Слайд 14

НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание Не случайно / Неслучайно Паустовский рассказывает ещё одну историю о Гайдаре. В нашей жизни бескорыстную помощь мы видим не часто / нечасто , но она есть. Д о ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко / не далеко. Не сладко / Несладко жить в одиночестве. К тому же совы, насколько я знаю, неактивны / не активны днем, в светлое время суток. П ишущий должен отдавать себе отчёт в том, что он хочет выразить: отрицание признака (раздельно) или утверждение признака (слитно). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими ( Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 149 ).

Слайд 15

ТАКИЕ , КАК … / ТАКИЕ КАК … возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции В некоторых случаях запятая ставится не перед словом «как», а перед словом «такой»: если слова «такие как» употребляются после обобщающего слова перед рядом однородных членов (после слов «такие как» двоеточие не требуется): Туристы посетили старинные города, такие как Суздаль, Владимир, Ростов Великий.

Слайд 16

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО … / НЕСМОТРЯ НА ТО , ЧТО … возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции Придаточные предложения, присоединяемые союзом « несмотря на то(,) что », выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но может и расчленяться, в этом случае запятая обычно ставится и перед союзом (перед словом «несмотря»), и между его частями (перед словом «что»). Зритель должен был поверить, что перед ним человек, остающийся невредимым, несмотря на то что сквозь него пропускают токи необычайной силы. (Ю. Олеша . Зрелища) Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. (А. Пушкин, Метель)

Слайд 17

ГК3 Грамматические ошибки ГК 4 Речевые ошибки Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Слайд 18

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ № Вид ошибки Примеры 1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый , надсмехаться 2 Ошибочное образование форм частей речи Многие чуда техники, не хватает время. Более интереснее, красивше . С пятистами рублями. Ихнего пафоса, ихи дети. Они ездиют , хочут , пиша о жизни природы 3 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 4 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. 5 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. 6 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея .. Все были рады, счастливы и веселые. 7 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом .. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. 8 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… 9 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 10 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве . Человеку показалось то, что это сон. 11 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. 12 Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно. 13 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Слайд 19

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ № п/п Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров . Мысль развивается на продолжении всего текста. 2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось . Были приняты эффектные меры. 3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. 4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. 7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). 8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный 9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 12 Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении 13 Речевая недостаточность …

Слайд 20

Типичные речевые ошибки Вторжение разговорных слов и конструкций: под конец хочу сказать…; ему было все равно на экзамен…; автор описал ситуацию, где…; также мы видим … Непонимание значения слов ( лексическая несочетаемость ) : автор достигает задачу; мы великолепно понимаем; писатель признается в том, что …; в заключение можно сделать итог…; автор пишет слова Плеоназм: молодая девушка; патриот своей родины; очень прекрасно; но тем не менее (но однако)…; включает в себя; составная часть; отличительная (специфическая) особенность; подавляющее большинство; разные варианты; заново переосмыслить; по его собственной оценке ТИПИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Слайд 21

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ Крайник О.М., ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Слайд 2

М.Цветаева В классе Скомкали фартук холодные ручки, Вся побледнела, дрожит баловница. Бабушка будет печальна: у внучки Вдруг — единица! Смотрит учитель, как будто не веря Этим слезам в опустившемся взоре. Ах, единица большая потеря! Первое горе! Слезка за слезкой упали, сверкая, В белых кругах уплывает страница... Разве учитель узнает, какая Ф.П. Решетников Боль — единица ? «Опять двойка»

Слайд 3

Как сделать оценку не только средством констатирующим и мотивационным, но и формирующим предметные компетенции?

Слайд 4

Система оценки: « знаниевая » и « деятельностная » парадигмы «ЗНАНИЕВАЯ» Основы кодификатора «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ» Обязательный минимум (ОМ) Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Предмет оценки Планируемые результаты (ПР) Ориентация учебного процесса на достижение ПР Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач 5-9 (1-9) классов Основные функции

Слайд 5

Изменения, которые привносит переход от « знаниевой » к « деятельностной » парадигме в практику работы учителя и систему оценки «ЗНАНИЕВАЯ» Ориентация учебного процесса «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ» Освоение всех элементов обязательного минимума . Работа «по учебнику» «УЧУ ПРЕДМЕТУ» Передача «готового» знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия «среднего» учебного. «Предметность» Основы «хороших» технологий Формирование способности к решению всех классов учебных задач . Работа «на конечный результат» «УЧУ РЕБЕНКА» Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание «смыслов» и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах . Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

Слайд 6

Принципы организации промежуточной аттестации критериальность , основанная на сформулированных в федеральных образовательных стандартах требованиях к оценке планируемых результатов; критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия; уровневый характер оценки , заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровня достижения образовательных результатов; суммирующий подход к оценке ; приоритетность самооценки обучающегося , которая должна предшествовать оценке учителя; гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов. внешняя и внутренняя оценка

Слайд 7

Критериальное оценивание объективирует оценку формализует процесс оценивания позволяет детализировать статистические отчеты формирует положительное отношение к оцениванию позволяют качественно изменить взаимоотношения в системе «ученик-учитель-родитель-администрация» должны способствовать развитию у учащихся мотивации и рефлексии обеспечит педагогам технологичность их деятельности Ф У Н К Ц И И И

Слайд 8

Оценивание – процедура установления соответствия между ожидаемыми результатами и качеством предлагаемого продукта, деятельности. Критериальное оценивание – оценивание в соответствии с выработанными критериями, применимыми к работе на основании формулировки задания к работе и ориентированными на учет достижений учащегося в освоении определенных компетенций. Критериальная оценка – результат процедуры критериального оценивания, выраженный в баллах (процентах) или словесных формулировках.

Слайд 9

Оценка д ля учителя к онтроль с редство формирования мотивации р уководство к действию д ля обучающегося ф иксация «положения» обучающегося о дин из факторов формирования самооценки с тимул к последующему обучению

Слайд 10

КОНСТАТИРУЮЩЕЕ по крупным блокам материала п реследует контроль к ритерии носят более общий характер является финальным, исправлению не подлежит ФОРМИРУЮЩЕЕ п о материалу любого объема п реследует формирование компетенций или их элементов к ритерии сформулированы конкретнее и дробнее Является промежуточным, хороший результат по договоренности может быть учтен в процессе обучения и сыграть свою роль при получении итоговой отметки

Слайд 11

Алгоритм составления задания Требования к результату (компоненты компетенций) Формулировка задания Критериальная база

Слайд 12

Плюсы критериального оценивания Оценивается не ученик, а продукт его деятельности Оценка объективируется, процедура оценивания становится прозрачной Знакомство с о цениванием формирует УУД, предполагает формирование рефлексивного отношения обучающегося к своей деятельности и продуктам своей деятельности. Оценивание позволяет строить траектории дальнейшего обучения, позволяет скорректировать планирование учебного процесса, стимулирует всех участников образовательного процесса к поиску ситуационно наилучших образовательных стратегий и тактик.

Слайд 13

Минусы критериального оценивания Трудоёмкость (время и интеллектуальные усилия) процедуры оценивания по сравнению с традиционным «на глаз». Риски шаблонизации процедуры оценивания с последующим выхолащиванием содержания продукта и образовательной деятельности в целом .

Слайд 14

Соответствие теме «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного Аргументация. Привлечение литературного материала «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения Композиция и логика рассуждения «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно - доказательная часть Качество письменной речи «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения Грамотность «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 15

Соответствие теме (Данный критерий предполагает проверку умения и навыков формулировать тезисы, анализировать текст) от 0 до 4 баллов Аргументация. Знание историко-литературного контекста (Данный критерий нацеливает на проверку умения логически мыслить, рассуждать, а также подтверждать свои доводы историко-литературными фактами) от 0 до 3 баллов Структура (Данный критерий нацеливает на проверку умения последовательно выстраивать рассуждение на предложенную тему) от 0 до 3 баллов Качество речи, грамотность (Данный критерий нацеливает на проверку стилистического, речевого оформления текста сочинения, степень свободного владения речью и позволяет оценить грамотность выпускника) до 5 штрафных баллов

Слайд 16

Типы критериев по характеру влияния на итоговый балл Блокирующий критерий - получение «нуля» влечет за собой «нуль» за работу в целом Штрафующий критерий - критерий, предполагающий вычитание баллов из набранной суммы Значимый, наиболее весомый критерий, по которому можно получить наибольшее количество баллов; может иметь двойной и тройной вес по сравнению с другими в общем количестве баллов. Возможны другие

Слайд 17

Изменение качества деятельности обучающегося в связи с ориентиром деятельности на критериальное оценивание Критериальное оценивание ориентирует на: правильное планирование своей деятельности по выполнению задачи верную расстановку приоритетов внимание к обозначенным в критериях позициям осознание возможности разного уровня достижения результат поиск путей для максимальной реализации своих возможностей