Это интересно! (для педагогов и родителей)

Довбенко Евгения Михайловна

На этой странице мы будем размещать полезную и интересную информацию для вас, родители и педагоги! Сдесь вы сможете познакомиться с интересными статьями о работе с детьми с ОВЗ, и моими собственными публикациями.Читайте, высказывайте свое мнение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятка для родителей «Как выполнять домашнее задание» Внимательно прочитайте задание Выберите свободное и подходящее время для работы с ребенком, что бы ни что вас не отвлекало. Старайтесь предугадать трудности в заданиях и своевременно оказывайте помощь, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у ребенка. Хвалите и поощряйте малыша. «Терпение, терпение и еще раз терпение» - не в коем случае нельзя кричать на ребенка и даже повышать тон в случае отрицательного результата, это может привести к отказу от выполнения задания и даже отказу заниматься с вами вообще. Занятия должны быть регулярными. Если у вас не получается выполнять задания на неделе, можете оставить их на выходные дни. Не забывайте своевременно приносить тетрадь для заданий в детский сад в те дни, когда у вас индивидуальные занятия.


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ НАВЫКУ ТУАЛЕТА: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ AUTISM SPEAKS.

аутизм навык туалета

Процесс обучения навыку туалета может быть довольно сложным в случае детей с расстройствами аутистического спектра. Существует множество причин тому, почему это может занять длительное время. Многие дети, страдающие расстройством аутистического спектра, обучаются пользоваться туалетом уже в позднем возрасте. И, как правило, они получают этот навык позже своих нормотипичных сверстников.

Каждый аутичый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, однако большинство из них объединяют 
общие проблемы, затрудняющие обучение навыку туалета, знание которых может помочь вам подобрать различные способы для удовлетворения специфических потребностей вашего ребенка. Вот некоторые из таких аспектов:

1. 
Использование различных туалетов. Многие аутичные дети обучаются самостоятельному использованию туалета дома или в школе, но испытывают трудности с походом в туалет в других общественных местах, например, в торговых центрах или ресторанах.
2. 
Потребность в однообразии, сходстве. Многие дети с РАС вырабатывают свои собственные, привычные процедуры мочеиспускания и дефекации. Изучение новых способов может стать для них проблемой.
3. 
Одевание. Некоторые дети сталкиваются с трудностями во время раздевания и одевания, связанного с походом в туалет.
4. 
Сигналы тела. Некоторые аутичные дети не всегда понимают, что им уже нужно сходить в туалет, или что их штаны намокли или запачкались.
5. 
Страхи. Некоторые из них боятся сидеть на унитазах или пугаются звука смывания туалета. Приучение к туалету при помощи наглядного расписания и превращение этого в часть привычной рутинной процедуры может несколько снизить этот страх.
6. 
Речь. Как правило, аутичные дети испытывают трудности с пониманием и использованием речи. Не ждите, что ребенок с аутизмом попросит вас отвести его в туалет.
7. 
Физические или медицинские причины могут вызывать трудности в использовании туалета. Обсудите эти вопросы с педиатром, наблюдающим вашего ребенка.

С чего начать?
• 
«Посидеть 6 раз». Установите цель 6-кратного посещения туалета в день. Первые походы в туалет могут быть короткими (ребенок должен оставаться в положении сидя примерно 5 секунд), с ежедневным удлиннением времени одного из шести походов для выработки навыка дефекации. Со временем, время сидения на унитазе можно продлить вплоть до 10 минут. Установка таймера может быть хорошей идеей, таким образом, ребенок будет знать, когда сидение на унитазе закончится. Позволяйте ребенку вставать немедленно, если он помочился или испражнился в унитаз.
• 
Не спрашивайте. Говорите. Не ждите, что ребенок сообщит вам о том, что ему нужно сходить в туалет, или что будет ждать вашего вопроса о том, хочет ли он в туалет, чтобы ответить «да». Просто говорите, что наступило время сходить в туалет.
• 
Расписание. Сделайте походы в туалет частью вашей повседневной жизни. Запланируйте их в вашем ежедневном рутинном графике. Свяжите их с определенным временем дня или с определенными занятиями вашего ребенка в течение дня.
• 
Коммуникация. Используйте одни и те же простые слова, знаки или картинки в течение каждого из походов в туалет. Это поможет ребенку скорее изучить словарный запас, связанный с процедурой использования туалета.
• 
Продолжайте попытки. Говорят, что человеку необходимо 3 недели, чтобы выработать привычку. Как только вы определите процедуру и методы, идите к той же цели – трехнедельному сроку.
• 
Сделайте наглядное расписание. Картинки могут помочь вашему ребенку понять, чего можно ожидать от походов в туалет. Сфотографируйте предметы в вашей ванной комнате (например, туалет, туалетную бумагу). Расположите эти фотографии в нужном порядке на листке бумаги, чтобы продемонстрировать ребенку каждый шаг в процедуре похода в туалет. Также можно найти готовые картинки в интернете, которые вы потом распечатаете. Если ребенок не понимает информацию на этих картинках, тогда можете показать  ему реальные предметы гигиены (например, рулон туалетной бумаги) для каждого из шагов процедуры.
• 
Определите поощрение. Составьте список любимых вещей вашего ребенка, таких как игрушки, еда или видео. Подумайте, которые из них будет легко дать ребенку сразу же после того, как он помочился или испражнился в унитаз. Небольшое пищевое поощрение часто срабатывает хорошо (фрукты, крекер, кусочек шоколада). В дополнение к поощрению, которое вы даете ребенку за поход в туалет, вы также можете предоставить ему дополнительное время для занятия его любимой деятельностью (просмотр видео, игра с игрушкой) после завершения похода в туалет.

Подсказки для успешного обучения аутичных детей навыкам использования туалета.
Понаблюдайте в течение 3-ех «типичных» дней за тем, как ребенок справляет свою нужду. Чтобы правильно внести походы в туалет в распорядок дня, отследите, как много времени проходит с того момента, как ребенок пьет или ест, до того момента, когда он мочится. Чаще проверяйте его подгузники (например, каждые 15 минут), это поможет вам запланировать, в какое время лучше водить его в туалет.
Примите во внимание режим питания ребенка. Изменения в рационе питания, например, большее употребление клетчатки или жидкости, может помочь ему почувствовать желание сходить в туалет.
Внесите небольшие изменения в повседневную жизнь. Оденьте на ребенка такую одежду, которая очень легко снимается. Переодевайте ребенка каждый раз, когда его подгузники намокают. Меняйте подгузники в ванной комнате или в непосредственной близости от нее. 
Вовлеките ребенка в процесс гигиены, например, попросите его выбросить содержимое подгузника в туалет, если это возможно. Это может помочь ему понять, что содержимое подгузника должно отправляться в унитаз. Затем попросите смыть бочок и помыть руки после каждой смены подгузника.
Убедитесь в том, что походы в туалет не причиняют ребенку дискомфорта. Он должен чувствовать себя комфортно, сидя на унитазе. Используйте детское сидение или табуретку для ног. Если вы знаете, что ваш ребенок не станет сидеть на унитазе, поработайте над этим навыком прежде, чем начинать программу приучения к туалету.
Подумайте о сенсорных потребностях вашего ребенка. Если он не любят определенные запахи, звуки или предметы, к которым он прикасается, находясь в туалете, максимально постарайтесь их изменить. 
Подготовьте побольше нижнего белья для смены. На время приучения детей к использованию туалета очень важно, чтобы они носили обычное нижнее белье в течение дня, так как им необходимо чувствовать, когда оно намокает. Подгузники можно использовать только когда ваш ребенок спит или находится вне дома.
Используйте наглядное визуальное расписание. Картинки, демонстрирующие каждый из шагов процедуры похода в туалет, могут помочь вашему ребенку изучить данную процедуру и знать, что произойдет дальше. Во время походов в туалет показывайте ему это визуальное расписание по мере прохождения этой процедуры.
Используйте поощрения. Поощряйте ребенка немедленно после того, как он помочился или испражнился в унитаз. Чем быстрее вы поощряете поведение, тем больше вероятность того, что это поведение в будущем усилится. Поощрения за хождение в туалет должны быть особенными и использоваться только для подкрепления этого поведения. 
Практикуйте этот навык в разных туалетах. Это даст ребенку понять, что он может использовать различные туалеты и ванные комнаты и в других местах.

Read more: 
http://autism-aba.blogspot.com/2012/10/toileting-training.html#ixzz5WzdcBD2D



Предварительный просмотр:

Содержание работы с обучающимися с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра: методический аспект

Е.М. Довбенко,

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 3», учитель-логопед ТОПМПК г. Первоуральск

А.В. Костюк,

доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогонеза ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

В настоящее время для коррекционной педагогики становится все более актуальной проблема сложного дефекта. К этой категории можно отнести и детей с умственной отсталостью различной степени тяжести, у которых присутствуют так же черты, характерные для расстройств аутистического спектра (далее – РАС). Прежде всего это нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации в сочетании с ограниченными интересами, жесткой и повторяющейся моделью поведения. Определить структуру сложного дефекта на начальном этапе взаимодействия с ребенком не всегда представляется возможным. Однако в результате эффективной программы поведенческой терапии коэффициент интеллекта многих детей с аутизмом «прыгает» на десятки пунктов вверх. Это является ещё одной отличительной особенностью детей данной категории [8].

За последнее время специалисты отмечают рост числа случаев, когда при клинических проявлениях аутизма у детей наблюдается дефицит языковых, познавательных и других навыков как в случае с умственной отсталостью. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. Также можно предположить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов, большая информированность населения в совокупности привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной [1].

В связи с этим мы видим, что во многих случаях детям ставят диагноз «умственная отсталость», не приняв во внимание сложность структуры дефекта при РАС, предлагают таким детям медицинскую помощь и психолого-педагогическую коррекцию без ее учета. Кроме того, педагогическое сообщество, признавая необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, все еще затрудняется в вопросах выбора адекватной системы работы с данным контингентом. Следует отметить, что в аспекте оказания детям с умственной отсталостью и РАС практической психолого-педагогической помощи в настоящее время в нашей стране спрос многократно превышает предложение [1].

Организованное в настоящее время в коррекционных школах обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития именно умственно отсталого ребенка (различной степени тяжести), сообщение ему определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности и открывает перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество в зависимости от тяжести дефекта. Однако мы наблюдаем случаи, при которых психологическая и медицинская помощь обучающимся оказывается, как говорится, «по старинке». Тогда как классические методы и приемы в работе с детьми с осложненными формами аутизма, к сожалению, малоэффективны [1].

Коррекционная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка, посредством применения специальных методов, средств воспитания и обучения.

Целью коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися, имеющими РАС, в конечном счете, является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.

Достижение данной цели осуществляется через:

1. Развитие психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование правильного поведения и нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4. Физическое воспитание. Формирование навыков самообслуживания.

5. Бытовая ориентировка и социальная адаптация.

Основополагающим принципом организации образовательной деятельности является гибкость учебного плана, а именно, разработка индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план для каждого обучающегося должен быть основан на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии. Целесообразно согласование индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с его родителями (законными представителями) [2].

Допускается изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания. Объем учебной нагрузки и распределение часов по учебным предметам определяется для каждого обучающегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Поэтому совершенно необходимо постепенное включение таких детей в образовательную деятельность и среду, обеспечивая возможность поэтапной адаптации. Это возможно при условии организации таких форм, как «Школа будущего первоклассника», «Группы дошкольной адаптации». Это поможет детям привыкнуть к помещению школы, к педагогам, которые в последующем будут работать с детьми, а педагогам даст возможность познакомиться с детьми и узнать больше об их особенностях.

Самой первой задачей обучения детей с умственной отсталостью и РАС, независимо от степени тяжести, является формирование так называемого «учебного поведения» (on task behavior). Под «учебным поведением» понимается соблюдение правил поведения при организованных и структурированных формах обучения (урок, занятие), сформированность мотивации к выполнению задания учителя, адекватное реагирование обучающегося на предъявляемые ему требования, использование им игрушки и пособия социально приемлемым образом. Все эти параметры недостаточно раскрывают учебное поведение у детей с умственной отсталостью и РАС. Учебное поведение должно быть разделено на более конкретные навыки:

- навыки сотрудничества,

- навыки удержания учебной позы,

- навыки спокойного передвижения по помещению и вне его,

- навыки спокойного выполнения заданий,

- базовые навыки коммуникации (просьбы, умения слышать и выполнять инструкции и поручения педагога).

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и практике работы педагогов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, обучающиеся с умственной отсталостью и РАС, нуждаются в обучении альтернативным средствам коммуникации, овладению базовыми жизненными компетенциями.

Индивидуальные занятия в школе должны проводиться с использованием элементов поведенческого подхода. У каждого ребенка существует индивидуальная система поощрений, в которую входят мотивационно значимые для ребенка предметы, взаимодействия, социальное одобрение и т.п., которые способствуют освоению навыков. Существуют способы тестирования поощрений (наблюдение за тем, что ребенок предпочитает, предложение ребенку различных игр и взаимодействий, выбор из двух, из трех предметов, взаимодействий, а также просто вопрос: «Что ты хочешь?»). При обучении ребенка с умственной отсталостью и РАС педагог постоянно находится в поиске мотивационно значимых предметов, объектов, взаимодействий. Поощрения и все необходимое для их использования находятся на рабочем месте ребенка. Активно используются объединение материального и социального поощрения: эмоционально окрашенная похвала, тактильный контакт и т.п. [1], т.к. для части детей с умственной отсталостью и РАС социальная похвала не является поощрением. Для каждого навыка разрабатывается режим поощрений (подкрепления), который предусматривает постепенный переход от фиксированного режима к переменному [5], а также переход от искусственных подкреплений к естественным, которые представляют собой естественные последствия того или иного поведения.

На занятиях осуществляется формирование и закрепление навыков учебного поведения. Детей учат выполнять инструкции, смотреть на другого человека в тот момент, когда он к ним обращается, адекватно использовать игровые и учебные материалы.

Эти занятия состоят из большого количества заданий, направленных на формирование определенных навыков. Планирование работы опирается на онтогенетические закономерности освоения навыков, с учетом принципа единства закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Исследование сформированности базовых психических функций, базовых навыков включает в себя не только традиционные для коррекционной педагогики методы обследования развития детей с умственной отсталостью, но и методики, которые описывают становление навыков в онтогенезе. Например, используется шкала Фрухт Э. и Печоры К.Л., методика исследования состояния наглядно-образного мышления Стребелевой Е.А., методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта Зарина А. Материал для заданий подбирается с опорой на индивидуальные возможности и ограничения ребенка, а также в зависимости от того, на каком этапе находится формирование навыка.

Обучение самостоятельному выполнению заданий по расписанию начинают проводить на индивидуальных занятиях. При этом задания подбираются адекватно возможностям ребенка, с учетом возможности их выполнения в домашних условиях

На всех занятиях большое внимание необходимо уделять коррекции нежелательного поведения. У всех детей с умственной отсталостью и РАС, посещавших школу, отмечаются проблемы поведения разной степени выраженности: двигательные стереотипии (у всех детей); у некоторых детей — крик, неадекватный смех и плач, негативизм, агрессия и аутоагрессия. В большинстве случаев используются методики, предупреждающие проявления нежелательного поведения, а также планируется работа по формированию поведенческих навыков, которые помогут ребенку с умственной отсталостью и РАС добиться той цели, к которой он стремился через нежелательное поведение: или получить сенсорные ощущения, или привлечь внимание, или получить желаемое, или избежать выполнения субъективно сложного или неприятного задания.

При организации групповых занятий следует учитывать следующие требования. Проводить коррекционную работу в группе детей с аутизмом чрезвычайно сложно, если нет поддержки со стороны других взрослых и детей. Тем не менее, на определенных этапах коррекции это необходимо по ряду причин:

в большинстве образовательных организаций групповая работа является обязательной частью образовательного процесса;

умение детей заниматься в группе является необходимой предпосылкой их социальной адаптации (даже в тех случаях, когда ребенка не удается интегрировать в школу или детский сад);

увеличение объема занятий по индивидуальным программам требует включения групповых форм работы в расписание дня.

Зарубежный опыт успешной социализации детей с РАС, в том числе детей с умственной отсталостью и РАС, предполагает постепенное включение ребенка в групповое взаимодействие. Если подходить с позиций онтогенеза, то становление навыков группового взаимодействия происходит поэтапно:

  1. Роль сверстника берет на себя взрослый, т.е. группа состоит из взрослого и ребенка. В зависимости от навыков задания могут предлагаться вторым взрослым, а могут предлагаться окружающей средой (например, совместная сервировка стола).
  2. В одном помещении проходят индивидуальные занятия или уроки у нескольких детей с РАС, в том числе с умственной отсталостью и РАС, у каждого ребенка есть свой педагог. Этот этап соответствует онтогенетическому этапу игры рядом с другим ребенком.
  3. Дети объединяются в малочисленную группу с такими же детьми или с детьми, не имеющих РАС.
  4. Увеличение количества детей в группе, что способствует овладению навыками взаимодействия с разными детьми и разными взрослыми.

Состав группы для того, чтобы ребенок с РАС мог эффективно развиваться в ней, на наш взгляд, прежде всего, зависит от той задачи, которую мы ставим перед собой для каждого конкретного ребенка и для данной группы в целом. Если ребенок приходит на конкретное учебное занятие, то подбор других детей осуществляется в соответствии с уровнем овладения тем навыком, которому обучают. Во-вторых, задачей может быть формирование определенных моделей поведения, например, умения соблюдать очередь в игре, и тогда представляется более целесообразным в качестве соучеников для ребенка выбрать детей, уже умеющих вести себя так, как мы хотим научить, т.е. тех, которые могут быть моделью, образцом для ребенка с умственной отсталостью и РАС.

В большинстве случаев такие группы должны быть мобильными, т.е. имитировать спонтанное естественное взаимодействие детей между собой. При этом для ребенка с умственной отсталостью и РАС необходима помощь сопровождающего, который будет предупреждать нежелательное поведение, своевременно предоставлять опору, необходимую для выполнения групповых заданий и упражнений, своевременно предоставлять поощрение, соблюдать режим поощрений и т.д.

Классические методы и приемы в работе с детьми с РАС мало эффективны. Поэтому необходимо использовать методы и приемы, которые применяют для коррекции поведения и обучения новым навыкам.  Их называют методы поведенческого анализа или еще поведенческим инструментарием.

Данные методы направлены на преодоление таких распространённых особенностей обучения аутичного ребенка, как сложность в усвоении информации, недостаток мотивации и инициативы, трудности обобщения материала в новых условиях, не умение планировать свою деятельность или переходить от одного задания к другому самостоятельно.

Поведенческий инструментарий помогает сделать работу по   любой обучающей программе эффективной. Используя их, можно подобрать сложность заданий и упражнений, темп обучения, избежать ошибок, создать и поддержать мотивацию ребенка к занятиям, избежать слез, криков, истерик. Эти методы позволяют быстро сориентироваться в каждой конкретной ситуации.

Метод «Тестирования предпочтений» (поиск усилителей) – выявление тех предметов, лакомств, или видов активности, которые будут мотивировать ребенка на выполнение заданий. Усилители для каждого ребенка могут быть свои: первичные (еда, сон, вода, возможность двигаться, прикосновения), вторичные (похвала, предоставление внимания, игрушки), обобщенные (знаки отличия, награды, деньги, жетоны).   Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на уроке [9].

«Прайминг» – предварительное обучение необходимым навыкам, которые в ближайшем будущем понадобятся ребенку в общении со сверстниками или в процессе обучения по школьной программе. Например, если ребенок испытывает трудности во время группового занятия, когда воспитательница рассказывает сказку и обыгрывает сюжет, эту сказку можно ежедневно читать ребенку во время индивидуальных занятий для того, чтобы он смог принимать активное участие в сюжетной игре и взаимодействовать вместе со всей группой. С помощью прайминга можно повести предварительное обучение и академическим навыкам [7].

«Безошибочное обучение с использованием подсказок» – позволяет снизить отрицательные эмоции ребенка, связанные с совершением ошибок во время выполнения заданий при помощи правильно организованной системы подсказок (физическая подсказка, моделирование ответа (имитация), указательный жест, визуальная подсказка, речевая подсказка) [9].

«Метод случайного обучения» (метод обучения в естественной среде) – метод, который позволяет научить ребенка проявлять инициативу. Т.к. этот навык практически невозможно сформировать за столом во время урока, то необходимо создать условия в окружающей среде (среда целенаправленно обогащается привлекательными стимулами (предметами, пособиями), которые будут привлекать ребенка и вызывать у него естественное желание получить эти стимулы или то, что с ними связано (сенсорные ощущения - пример) [9].

«Метод пошагового обучения» – позволяет сформировать навык с нуля. Суть его в расчленении каждого навыка на составляющие звенья и организовать работу с каждым звеном в отдельности. Этот метод позволяет сформировать игровые навыки, двигательные, имитационные навыки и т.п. [9]

«Метод видеомоделирования» - метод обучения, в котором используют видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка (выделяют базовое видеомоделирование, видеомоделирование самого себя, видеомоделирование с точки зрения смотрящего и подсказки с помощью видео) [3].

«Визуальное расписание» - способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение урока или учебного дня. Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть: письмо, чтение, счет и т.п. Хорошо структурированное визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами: позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка; исключает лишнюю речь из перечня внешних раздражителей; позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами; фиксирует начало решения проблемы и результат усилий; объясняет, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий; делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т.п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего [4].

В классе, помимо учителя, может быть предусмотрена работа тьюторов (по рекомендациям ПМПК). Тьютор находится с учеником и сопровождает его в классе. Роль тьютора исключительно важна: на протяжении всего учебного дня он помогает и поддерживает ребенка не только на уроке, но и при его взаимодействии с учителями и учениками в других формах в течение дня (перемена, обед, прогулки и т.п.).
Также тьютор реализует адаптированные учителем программы для ребенка с умственной отсталостью, имеющего РАС. Тьютор является связующим звеном между поведенческой терапией и адаптацией ребенка в общеобразовательный процесс. Именно тьютор помогает осваивать материал уроков и стимулирует ребенка к обучению. Роль тьютора в работе также предполагает наблюдение за динамикой ребенка с РАС, а также анализ эффективности адаптационного материала. Взаимодействие учителя и тьютора это командная работа, при которой один (учитель) дает учебный материал, другой (тьютор) помогает ребенку его воспринять, принять и усвоить [6].

Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с аутизмом. Постепенно у детей снижается количество эпизодов негативного поведения, они учатся выполнять задания, находиться в классе без поддержки тьютора и отвечать у доски доступными для них способами.

Сотрудничество с родителями является необходимым условием эффективной коррекционной работы с детьми с РАС. Формы взаимодействия с семьями должны быть направлены на:

учет запросов родителей, их пожелания и возможности по внедрению освоенных навыков в повседневную жизнь детей;

знакомство их с программами и документацией;

оказание родителям помощи в организации домашних занятий, в построении самостоятельного расписания;

ведение совместных дневников о каждом ребенке, в которых по итогам недели специалисты, ответственные за программы данного ребенка, делают запись о его поведении в течение недели; о том, как проходило обучение различным навыкам;

организацию встреч родителей и специалистов, во время которых обсуждаются актуальные проблемы обучения и воспитания детей;

организацию тренингов для обучения родителей навыкам, позволяющим самостоятельно работать с ребенком;

проведение внеклассных мероприятий (совместные праздники, поездки), в которых родители принимают активное участие [1].

Родители должны принимать непосредственное участие в коррекционном процессе, самостоятельно обучать своих детей адекватным формам поведения и новым навыкам, высказывать свои замечания и пожелания специалистам. Многие из наработанных в образовательной организации форм взаимодействия с семьей могут быть использованы разными специалистами, взаимодействующими с ребенком в дальнейшем.

Список литературы:

  1. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Баряева, Л.Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Баряева Л.Б., Бойко Д.И., Липакова В.И. др.  – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2001.
  3. Видеомоделирование – метод развития навыков детей с аутизмом. [Электронный документ] / Режим доступа: http://logopediya24.ru/videomodelirovanie-metod-razvitiya-navykov-detej autizmom/ - Дата обращения 13.03.2018.
  4. Визуальное расписание: что это, для кого оно и зачем? [Электронный документ] / Режим доступа: http://www.corhelp.ru/metody-korrektsii/aba-terapiya/vizualnoe-raspisanie-chto-eto-dlya-kogo-ono-i-zachem/ - Дата обращения 17.03.2-18.
  5. Прикладной анализ поведения / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. – М.: «Практика», 2016.
  6. Роль тьютора в инклюзивной работе с детьми с расстройством аутистического профиля (рас) в общеобразовательной школе. [Электронный документ] / Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/10662-rol-tyutora-v-inklyuzivnoy-rabotye-s-dyetmirasstroystvom-autistichyeskogo-profilya-ras-v-obshchyeobrazovatyelnoy-shkolye.html  - Дата обращения 12.03.2018.
  7. Стратегии для инклюзии детей с аутизмом. Прайминг. [Электронный документ] / Режим доступа: http://www.autism-inclusion.com/2012/07/priming-in-inclusion-of-children-with.html - Дата обращения 09.03.2018.
  8. Фонд содействия решению проблем аутизма в России [Электронный документ] / Режим доступа: http://outfund.ru/kakaya-svyaz-mezhdu-autizmom-i-umstvennoj-otstalostyu/ – Дата обращения: 01.03.2018.
  9. Эрц Ю., Мелешкевич О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принциппы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах – М», 2014.


Предварительный просмотр:

Вопрос-ответ. Как учить ребенка с аутизмом мыть руки

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о навыке, который особенно актуален в свете новостей о коронавирусе – мытье рук

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2020/03/handwash.png

 

На данный момент вы не можете зайти в социальные сети или включить телевизор, и не услышать что-нибудь про пандемию коронавируса. Так что я хотела бы поговорить сегодня про то, как эта инфекция влияет на сообщество аутизма, и поделиться тем, как лучше учить детей с аутизмом очень важному навыку – мыть руки.

Я не эксперт по коронавирусу, хотя я работала медицинской сестрой, а мой муж – врач отделения неотложной помощи. Однако за последнюю неделю я несколько раз сталкивалась с ситуациями, когда коронавирус определенно влиял на жизнь людей с аутизмом и их семей. Например, в Калифорнии в последний момент, всего лишь за час до начала, отменили конференцию по прикладному анализу поведения. Так что влияние на мир аутизма может быть больше, чем кажется.

Одна из основных рекомендаций для профилактики этой (и многих других) инфекций – следить за гигиеной рук. Рекомендуется как можно чаще мыть руки горячей водой с мылом, не менее 20 секунд. В ситуации, когда горячая вода и мыло недоступны рекомендуется использовать дезинфицирующее средство на спиртовой основе.

Таким образом, мытье рук – это базовый навык самообслуживания, который сейчас стал актуален как никогда. Кроме того, он закладывает основу для обучения ребенка с аутизмом остальным бытовым навыкам. Согласно проверочному списку навыков самообслуживания доктора Марка Сандберга, дети должны уметь мыть руки с помощью в 18 месяцев, а к 4 годам дети должны уметь мыть руки полностью самостоятельно.

Важно обучать навыкам мытья рук одновременно или сразу после обучения использованию туалета. Все навыки самообслуживания – мыть руки, пользоваться вилкой и ножом, надевать рубашку – являются сложносоставными навыками, обучение которым отличается от обучения, например, речевым навыкам. Их особенность в том, что они состоят из множества непохожих друг на друга действий, которые должны объединяться в определенную последовательность.

Мы пытались учить нашего сына Лукаса тому, как мыть руки, буквально годами! Точнее, в течение четырех лет. Мы пробовали устные подсказки для каждого шага, и мы пытались вешать над раковиной заламинированное визуальное расписание, но, к нашему разочарованию, это никак не помогло Лукасу начать мыть руки самостоятельно. Он научился этому навыку, только когда начал посещать школьный класс на основе АВА-терапии в возрасте шести лет.

Оказалось, что устные подсказки или серия картинок – это не эффективные методы для обучения таким комплексным навыкам как мытье рук. Первый шаг для такого обучения – это анализ задачи, когда задача разбивается на простые конкретные действия.

После того, как вы составили последовательность шагов для вашего ребенка, вы встаете позади него и предоставляете ему физические подсказки для каждого шага. На первом этапе это, скорее всего, будет подсказка «рука на руке».

Во время всей этой процедуры вы не даете устных подсказок – вы стараетесь вообще не говорить! Вы просто даете одну простую инструкцию, которую вы продумали заранее, в самом начале, например, «Помой руки». В противном случае, у ребенка может развиться зависимость от ваших речевых подсказок, и он не будет мыть руки самостоятельно. Помните, физическую подсказку легче постепенно уменьшать – вы переходите от «рука на руке», к частичной физической подсказке прикосновением, потом лишь слегка подталкиваете руку ребенка в нужном направлении, потом убираете руку совсем. Уменьшать устные подсказки гораздо сложнее!

Когда Лукас начал учиться мыть руки в школе, я училась на курсах прикладного анализа поведения и изучала анализ задачи. Эта техника необходима для обучения любому навыку, который состоит из разных шагов. Анализ задачи должен быть индивидуальным, например, в моем анализе задачи первый шаг – повернуть оба вентиля в раковине. Но это в моем доме. Может быть, у вас есть только один вентиль, который нужно поднять вверх. У кого-то один вентиль, который нужно повернуть в сторону. Так что важно продумать шаги, актуальные именно для ваших условий.

Один из способов провести анализ задачи – попросить ребенка с типичным развитием или другого человека выполнить задачу, понаблюдать за ним и записать каждый шаг, даже небольшой. В крайнем случае, сделайте это сами (не полагайтесь на память, очень легко что-то пропустить!) и запишите все шаги. Вот пример анализа задачи для мытья рук:

– Положить руки на оба вентиля и повернуть их.

– Положить правую руку на дозатор жидкого мыла, поднести левую руку под дозатор.

– Нажать на дозатор два раза.

– Тереть руки друг о друга 5-10 секунд.

– Поднести руки под струю воды и смыть все мыло.

– Положить руки на оба вентиля и закрыть воду.

– Взять полотенце и вытереть обе руки.

– Повесить полотенце на место.

При начале работы с ребенком старайтесь использовать один и тот же тип мыла (жидкое или твердое). Важно подумать о том, какой вариант будет чаще встречаться в общественных туалетах – часто это жидкое мыло с дозатором. Проводите процедуру у одной и той же раковины несколько раз в день, чтобы добиться последовательности в обучении. Держите мыло и полотенце на одном и том же месте. Такое однообразие необходимо, чтобы вам было проще уменьшать ваши подсказки. Только после того, как ребенок полностью освоит навык в одних условиях, можно работать над его обобщением в разных местах.

После того как вы провели анализ задачи, важно провести оценку навыков ребенка для каждого отдельного шага. Попросите ребенка помыть руки и посмотрите, что он будет делать. Он включает только холодную воду? Просто стоит в растерянности? Выдавливает все мыло из дозатора, пока вы его не остановите? Такая оценка позволит вам понять, на что обратить внимание при обучении.

Не обучайте каждому шагу отдельно! Важно учить всей последовательности без перерыва. Ребенок должен прочувствовать весь процесс как единое целое, иначе он может путаться в порядке действий. Вы можете стоять позади ребенка и подсказывать ему, мягко кладя руки на его руки или направляя его. Убирайте подсказку на тех шагах, которые удаются ребенку самостоятельно. Старайтесь не допускать, чтобы ребенок ошибся – предоставляйте необходимые подсказки, чтобы весь процесс прошел безошибочно и гладко до последнего шага. После завершения последовательности похвалите ребенка за то, как хорошо он помыл руки, и предложите ему какое-то поощрение – например, поиграть в его любимую игру.

Постепенно уменьшайте физические подсказки, пока ребенок не начнет выполнять каждый шаг самостоятельно.

 Источник: https://outfund.ru/kak-uchit-rebenka-s-autizmom-myt-ruki/ 



Предварительный просмотр:

Довбенко Евгения Михайловна учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 5» - ТПМПК

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

В настоящее время педагоги детских садов и родители дошкольников все чаще сталкиваются с нарушениями поведения у детей. Это приводит ко многим трудностям в обучении маленьких «вредин», так говорят сами родители о своих детях. И действительно, у них существует много проблем во взаимодействии со сверстниками, родителями и педагогами. Однако проблемы зачастую не только в погрешностях воспитания, но и гораздо глубже – в здоровье детей.  

        Неблагоприятными условиями являются внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсоплазмозом, различными интоксикациями и т.д.), патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала. И эти факторы все чаще встречаются при рождении детей.         

Кроме этого наши дети растут в условиях цифрового бума и уже с 3х летнего возраста знакомы с планшетами, смартфонами и компьютером. Все эти современные цифровые технологии безусловно нужны и важны для развития детей, но использовать их надо не во вред неокрепшей нервной системе малышей-дошкольников. Общение ребенка со взрослом человеком и сверстниками является биологической и врожденной острой необходимостью. Так же оно является одним из главных психологических условий успешного развития ребенка. В контексте изучения причин социально-эмоциональных нарушений, влияющих на поведение человека, в настоящее время появились многочисленные понятия, такие как «материнская депривация», «психическая депривация», «социальная депривация», «эмоциональная депривация».

Родители все чаще используют их в качестве замены живому общению, чтению вслух, играм с куклами и совместным прогулкам по вечерам. «Устают!»  - скажете вы. Уставали ли наши родители? Конечно да, и не меньше. Я вспоминаю, как мы с мамой шили одежду у нее в швейном ателье, как рисовали бумажных кукол и одежду для них, спорили, и даже дрались с сестрой за ее внимание к нам. Мама говорила: «Вы же сестры, как же вы жить будете, когда меня не станет?». И вот ее нет уже много лет, а мы живем и живем дружно (правда далеко друг от друга), и это благодаря ей. Она разговаривала с нами, даже когда устала. Рисовала и пела для нас, тогда, когда у нее было много работы. Ругала нас, когда была напугана нашими поступками, мы знали, что такое ремень и стояли в углу. Но никогда мы не чувствовали себя униженными, ненужными. И никогда работа и финансовое благополучие не стояли выше, чем мы – дети.  

Дефицит живого общения приводит к возникновению недоверия к окружающему миру, ребенка возникает устойчивый страх, непринятие других людей и самого себя, агрессивность, нежелание познать новое и учиться. При неблагоприятном неврологическом статусе и воспитании у малыша возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния. Развиваются негативные эмоциональные реакции и отношение к жизни и людям. Эти эмоциональные состояния, закрепившись, начинают регулировать психическую деятельность и поведение малыша негативным образом, а в дошкольном возрасте приводит к нарушениям в поведении, в более позднем возрасте к формированию негативной жизненной позиции.

Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения, в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.

         Гиперактивное поведение

Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности. В связи с чем родители начинают использовать наказания (запреты, отчитывания, отлучение от любимых занятий, игрушек, лакомств, физические наказания).

 Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым. Оно имеет под собой цель привлечения внимания взрослых, ведь когда ребенок ведет себя тихо и «хорошо» они на него не обращают внимания.

Протестное поведение.

Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания, предъявления к ребенку требований, которые на данном этапе малыш не может выполнить. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни. Это бывает и когда взрослые не понимают, что у ребенка давно другие интересы и появились свои взгляды и с ними надо считаться.

Агрессивное поведение.

Часто бывает, что ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб. Эти действия, чаще всего выступают в качестве средства для достижения цели. Может являться способом психологической разрядки. Так бывает у гиперактивных детей, рано или поздно организм малыша научается понимать, что легче и спокойнее становится, когда ты совершишь неприемлемые поступки, в результате чего накажут и ты выплеснешь эту негативную энергию через плач, крик, причинение вреда себе или окружающим.   Также агрессия помогает замещать блокированную и неудовлетворенную потребность в любви, самоутверждении, самореализации.

Инфантильное поведение.

У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций. Очень часто встречающееся явление в наше время, поскольку взрослые излишне опекают детей, лишая их возможности принимать решения самостоятельно и отвечать за свои поступки (начиная с самостоятельного выполнения бытовых навыков, заканчивая выбором профессии).

Симптоматическое поведение. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье). Нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю или нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей.

Как же помочь ребенку? Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка. Последовательны в наказаниях ребенка, наказывайте, если считаете это необходимым только за конкретные поступки, но наказания не должны унижать ребенка.

Давайте ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события, для этого обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей, доступным способам эмоциональной разгрузки. Развивайте способность к эмпатии. Формируйте навыки реагирования в конфликтных ситуациях. Учите брать ответственность на себя. Не кричите на ребенка, тогда он не будет бояться, что это произойдет. Если же вы не сдержались, то после этого объясните ребенку почему это произошло, он сможет понять, что вам тоже бывает страшно за него, что вы пытались уберечь его от опасны и неправильных поступков.

Нарушения поведения у детей разнообразны и причины этих поведений очень индивидуальны. Поэтому необходимо видеть любые изменения в своем малыше, быть внимательными. А для этого наблюдайте, учитесь этому как ваши дети и вы увидите почему ваш ребенок ведет себя именно так. Любите, и любить не значит обнимать и целовать не менее определенного количества раз, как пишут в некоторых «умных» книгах, а это значит говорить с ребенком, глядя ему в глаза, дарить игрушку и садиться рядом, чтобы с ней поиграть вместе, показать, как это делать правильно, не принести из магазина новое платье или куртку, а сделать поход за покупкой незабываемым событием для ребенка.

Вот такая получилась моя статья, не очень теоретическая, но надеюсь вам она пригодится. Я посвящаю ее своей маме, и всем тем родителям, которые еще в самом начале пути воспитания своих детей.

Используемая литература:

  1.  Мишина Светлана Николаевна. Причины и типы нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути коррекции поведения. https://puzkarapuz.ru/content/1864 



Предварительный просмотр:

ИНТЕРНЕТ - КОНСУЛЬТАЦИЯ

«СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ИЛИ КОНТЕЙНЕРЫ С СЕНСОРНЫМИ СТИМУЛАМИ».

Сенсорные коробки представляют собой инструмент, который вы можете использовать в качестве поощрения, средства для обучения в естественной среде, успокоения, сенсорных игр и т.п.

При помощи сенсорных коробок также можно обучать детей навыкам проведения досуга, чтобы таким образом заменить ими некоторую долю неприемлемого повторяющегося поведения (хождения по кругу, раскачивания на месте и т.п.). Сенсорные коробки должны быть максимально разнообразными для того, чтобы они могли функционально соответствовать интересам и потребностям каждого ребенка. Кроме того, необходимо предоставлять ребенку усиление, когда он взаимодействует с сенсорной коробкой, чтобы повысить вероятность того, что ребенок будет снова играть с сенсорной коробкой в будущем.

Подберите удобный контейнер с крышкой, чтобы его можно было надежно закрыть, и наполните его различными предметами, например, кусочками ткани, бисером, фасолью, рисом, глиной, песком, мукой, водой и льдом, водой и мыльными пузырями, блестками, конфетти, кусочками ленты, кружевами и т.п. Предупреждение: прежде, чем формировать новую сенсорную коробку, обязательно уточните, нет ли у него аллергии на какие-либо из использованных вами сенсорных элементов. Например, если у ребенка имеется аллергия на латекс, вам обязательно нужно об этом знать, чтобы не поместить в контейнер латексосодержащие стимулы. Если вы работаете с ребенком, который имеет склонность класть себе рот различные предметы, убедитесь в том, что вы тщательно контролируете процесс его взаимодействия с сенсорной коробкой. Кроме того, желательно избегать использования очень маленьких по размеру стимулов, таких как бисер, при работе с детьми, которые часто закладывают предметы в рот. Используйте более крупные стимулы, например, кусочки ткани или большие куски игрушечного теста или пластилина.

Как правило, контейнеры с сенсорными стимулами используются с теми клиентами, которые склонны к перестимуляции и сенсорной перегрузке, и потому нуждаются в занятиях успокаивающей, структурированной деятельностью. Кроме того, сенсорные коробки можно использовать и во время переходов. Например, можно разместить сенсорную коробку на столе, пока вы подготавливаете рабочие материалы, чтобы ребенку было чем заняться в это время. Затем, когда вы уже будете готовы приступить к работе, можно присоединиться к игре ребенка и использовать речевой и зрительный контакт, чтобы привлечь его к взаимодействию с вами. Как только ребенок начнет смотреть на вас и говорить с вами (а в случае работы с невербальным ребенком – реагировать на инструкции), можно медленно и постепенно перейти к работе и убрать сенсорную коробку с рабочего пространства.

Сенсорные занятия не должны использоваться для усиления нежелательного поведения, также они не должны позволять ребенку избегать выполнения поставленной задачи. Пожалуйста, будьте внимательны и обратите внимание на то, чтобы использование сенсорных инструментов, игрушек или других предметов никоим образом не укрепляло проблемное поведение у ребенка.

Сенсорные коробки могут использоваться всеми, кто участвует во взаимодействиях с ребенком, а процесс их формирования достаточно прост и не требует значительных финансовых затрат.  
Ниже представлены различные типы сенсорных контейнеров для регулярного использования в работе:

Это сенсорная коробка наполнена песком. Желательно приобрести песок в специализированном магазине вместо того, чтобы набирать его на пляже или в парке, таким образом, вы можете быть уверенными в том, что он чистый, и что в нем нет мусора, бактерий или опасных мелких предметов, таких как куски древесины и т.п. В коробку можно положить несколько предметов, чтобы ребенок мог манипулировать ими, например, разноцветные кольца и ведерко. Таким образом, вы одновременно сможете и поработать над речью, и успокоить ребенка, говоря ему: «Дай мне красное кольцо» или «Насыпь песочек на оранжевое кольцо».

https://logopeddoma.ru/_nw/6/90241762.jpg

Эти контейнеры, к примеру, заполнены различными стеклянными и натуральными камнями, галькой и мрамором. Опять же, рекомендуется приобрести их в магазине и не собирать на улице. В контейнеры также добавлены материалы с различной текстурой, различных цветов и размеров, таким образом, ребенку будет интересней ими манипулировать.

https://cdn2.imgbb.ru/user/130/1304673/201408/7032e54c409236fdb1dc808735ea1282.jpg

Это коробка с макаронами. Вы можете использовать макароны любого типа или цвета. Некоторые родители не любят использовать сенсорные контейнеры со съедобными стимулами (мука, макароны и т.п.), поскольку ребенок может попытаться попробовать на вкус или съесть их содержимое. Вы можете либо не использовать съедобные стимулы, либо же научить ребенка правилам игры с сенсорными коробками. Одним из таких правил должно быть: «Не класть в рот». Необходимо подготовить визуальный материал для каждого правила или же заламинировать и прикрепить его к крышке контейнера, чтобы помочь ребенку разобраться с тем, как именно он должен взаимодействовать с сенсорными стимулами из контейнера.

https://i.pinimg.com/originals/36/50/ac/3650ac1f9239ef35e3b5d50c2bece73e.jpg

Внутри этой коробки находится фасоль. Хорошим способом включения речи в данную деятельность является ситуация, в которой взрослый неожиданно закрывает коробку крышкой и смотрит на ребенка. В таком случае он может использовать свой способ коммуникации, чтобы попросить взрослого открыть коробку, или же выразить свое желание при помощи манд-реакции «фасоль». Некоторые дети настолько любят играть с сенсорными коробками, что они не позволяют своим взрослого даже прикасаться к ним, отталкивая их руки и огорчаясь. Когда подобное происходит, можно дать ребенку подсказку к тому, чтобы он доступным для него образом сообщил специалисту о том, что он хочет поиграть один. Таким образом, взрослый чередует самостоятельную игру с сенсорной коробкой и кооперативную игру (сотрудничество).

https://i.pinimg.com/originals/c1/97/c4/c197c44e40db43026e3cda847aa93e0f.jpg

Эта коробка наполнена рисом. Радужный эффект может быть достигнут путем добавления нескольких капель пищевого красителя, затем рис следует перемешать и дать ему высохнуть.
Кроме того, сенсорные коробки можно использовать для того, чтобы обучить ребенка навыку принятия решений. Для этой цели необходимо разместить наиболее высоко предпочитаемую сенсорную коробку на столе, а рядом с ней положить что-либо очень нелюбимое ребенком, к примеру, книгу. Ребенок может рецептивно или экспрессивно выразить, какой именно предмет он хочет.

Совет для родителей: если вы сталкиваетесь с трудностями, находясь с ребенком в общественных местах, например, ожидая доктора в коридоре клиники, попробуйте взять с собой небольшую сенсорную коробку, чтобы ребенок мог заняться чем-нибудь во время ожидания. Манипулирование подобными предметами может оказывать успокаивающее действие на ребенка, что является очень полезным инструментом для сенсорной модуляции.

Идеи для создания сенсорных коробок можно почерпнуть на этом сайте: http://mysmallpotatoes.com/

Источник: http://www.iloveaba.com/2011/09/sensory-boxes.html