Методическая копилка

Чурашова Людмила Петровна

И на всех наречьях горделиво

Призывает Пушкин нас с тобой

Наших душ прекрасные порывы

Посвятить отчизне дорогой!

А.Ерикеев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация дифференцированного подхода в учебном процессе.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей.

На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений можно объединить  детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик  в пределах изучения одной темы  может менять свой статус.

У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. Наверное,  правильнее будет не разделять  детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Учащиеся  1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

 Учащиеся  2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Учащиеся  3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

На что  должен  обращать внимание учитель при подготовке к уроку:

  1. Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке:
  • Темп изложения материала должен быть доступен для  слабоуспевающих учащихся;
  • Учитель должен акцентировать внимание на самых главных моментах новой темы;
  • Выяснять степень понимания материала слабоуспевающими учащимися;
  • Использовать средства возбуждения интереса к теме урока (технические и наглядные средства обучения, аналогии, сравнения и другие);
  • Проводить работу по обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;
  • Продумывать организацию взаимопомощи учащихся;
  • Продумывать индивидуальные и групповые задания в соответствии с познавательными возможностями учащихся;
  • Проводить инструктаж по выполнению домашнего задания, рассматривать пути преодоления возможных затруднений учащихся;
  • Вести учет учебных затруднений учащихся.

  1. Организация работы со способными учащимися:
  • Продумывать приемы и средства при организации работы со способными учащимися для достижения углубленного изучения ими темы урока;
  • Дифференцировать домашнее задание;
  • Продумывать опережающие и творческие задания.

  1. Использовать приемы дифференцированного обучения в работе с учащимися, успевающими на «хорошо» и «удовлетворительно».

Литература.

И.К. Блинова,  М.В. Чикурова.  

Примерные планы – задания для осуществления инспекционно - контрольной деятельности. Практика административной работы в школе.

nachalka.com›Начальная школа›862



Предварительный просмотр:

Самоучитель нравственности

У Л.Н.Толстого, как известно, был свой избранный круг мыслей и афоризмов на каждый день. Предлагаю ряд мудрых высказываний:

  • Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку.  (Л.Н.Толстой)
  • Добро творить – себя возвышать, зло творить – себя унижать. (Соломон)
  • Совесть есть правильный суд человека над собой. (Аристотель)
  • Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. (Демокрит)
  • Стремление делать что-либо ради того, чтобы понравиться  другим людям, называется честолюбием. (Б.Спиноза)
  • Не делай зла – не будешь в вечном страхе.  (Ж.–Ж. Руссо)
  • Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье. (Плутарх)
  • Недостаток скромности есть недостаток ума (А.Поп)
  • Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали добро – расскажи. (С.Моэм)
  • Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Ф.Бэкон)
  •  Лучше терпеть зло, чем его причинять.  (Г. Гессе)
  • Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным. (Л.Н.Толстой)
  • Хочешь быть счастливым, выучись сперва страдать.  (И.С.Тургенев)
  • Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души. (Л.Н.Толстой)
  • Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках. (Демокрит)
  • Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является справедливость в словах и делах. (Гегель)
  • Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.  (М.Ганди)
  • Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим.  (Л.Н.Толстой)
  • От злобы, что нацелена в людей,

Как правило, страдает сам злодей.  (Фирдоуси)

  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.  (А.П.Чехов)
  • Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед собой. (Л.Н.Толстой)

Пословицы и поговорки

  • Кто не врет, тот спокойно живет.
  • Ласковыми словами камень растопишь.
  • Кто людей любит, тот долго живет.
  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие.
  • Другим прощай часто, себе – никогда.
  • Больше думай, меньше говори.
  • Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой – к другим.
  • Чем умнее человек, тем он скромнее.
  • Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет.
  • На добро отвечать добром – дело каждого, а на зло – добром – дело отважного.
  • В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
  • Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать.
  • Справедливый человек к себе относится строго, к другим – снисходительно.
  • Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других.
  • Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.
  • У кого много недостатков, тот легко находит их в других.
  • Скромный не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, а тот, кто внимателен к порицаниям.
  • Гордость – мать всех зол.

«Золотое»  правило нравственности:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

        

Чаще вспоминайте его, чтобы оно стало нормой жизни.

Литература:

Родионова З.П. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8, 2001.



Предварительный просмотр:

«Секрет»  любви к ближнему

В чем он заключается? В умении понять, простить и любить во имя самого себя! Ведь жизнь без любви – это духовная смерть.

  • Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца.
  • Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймет тебя лучше их, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их.
  • Бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как ни страшно, но люди уходят с земли, а вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой.
  • Задумайся о себе и о своих родных.
  • Каждый человек, окружающий тебя, это твой потенциальный враг или друг. Сделай его другом: увлеки, очаруй, научи тому, что умеешь сам, уважай его мнение.
  • Не старайся резко исправить его. Полюби его таким, какой он есть. А потом медленно и продуманно убери с его души мусор ругани, зависти, зла и ненависти и постарайся заменить все это светлым и ярким чувством добра, любви, щедрости.
  • Помни, что человек богат не деньгами, а друзьями. И неверно говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Главное, не отвергнуть человека, не бросить его, а вовремя увидеть его лучшие черты и поддержать.
  • Ты помог одному, помог другому, а в результате кто-то помог тебе. Если ты помогал бескорыстно, то тебе протянут руку помощи почти все.

Литература:

Кочкарин М.А. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №8 – 2001.



Предварительный просмотр:

Учимся анализировать художественный текст

Анализ рассказа Александра  Грина

«Победитель»

Рассказ А.Грина называется «Победитель». Он посвящен вечной теме:  человек и искусство. В центре повествования драматичная  ситуация творческого соперничества. Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это философская проблема, которую поднимает автор рассказа. В небольшом по объему произведении писатель раскрывает перед читателем истинный смысл жизни. Искания героя и борьба ведутся не ради славы или личного благополучия, а во имя конечной победы справедливости и добра.

Повествование в рассказе ведется от лица автора-повествователя, который рассказывает  о событии, произошедшем с главным героем. Автор не указывает, в какой стране и в какое время происходит действие. Судя по тому, что герой мечтает побывать со своей женой в Европе,  и они рассуждают о премии в 3000 фунтов, эта история могла случиться в Англии. Но  имена для героев придуманы автором, их не встретишь среди  англичан. Видимо, писатель сделал это намеренно, чтобы подчеркнуть, что  действие происходит в мире воображения, где ничто не кажется странным.

 Рассказ удивительно гармонично построен. Композиция линейная, нет дополнительных  и внесюжетных элементов. Но особенность композиции  заключается в том, что повествование  состоит из двух частей,  первая  посвящает читателя в суть происходящего, а вторая передаёт кульминацию  рассказа настолько  красочно, ясно и лаконично,  что необходимость в заключительной  части пропадает.

 В начале рассказа автор знакомит читателей с главным героем – талантливым скульптором. Геннисон принес в дом прекрасную новость: его скульптура, по мнению авторитетной комиссии, заслуживает главного приза. Но читатель понимает, что герой чем-то обеспокоен.

В ходе развития действия выясняется, что Геннисона тревожит работа гениального скульптора Ледана, которую он непременно хочет увидеть заранее. Отдав сторожу последнюю золотую монету, он оказывается в «темнице надежд». Скульптура Ледана поразила Геннисона: она была  как живая. У своей статуи он обнаружил досадные недостатки. Скульптор увидел, что его произведение меркнет перед скульптурой Ледана. Автор пишет, что за эти несколько минут Геннисон «прожил вторую жизнь».

Этот эпизод является ключевым, кульминационным. Герой борется с собой: как приятно и радостно было бы согласиться с мнением «положительных людей», если заглушить голос совести… Но скульптора мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого не столько волнует решение «положительных людей», определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, «высшей справедливости», которой он не изменял никогда.  

Эмоциональная тональность рассказа напряженная: беспокойство героя передается читателю, который переживает за исход конкурса.

Концовка произведения очень неожиданная: во имя искусства Геннисон обратил свою скульптуру в глину. Такого исхода  читатель, конечно, не предвидел. В его душе невольно  возникает состояние разочарования, досады, сожаления. Ведь статуя  должна была принести герою  славу  и обеспеченность! Но потом мы  вдруг осознаем, что поступок Геннисона достоин уважения и восхищения.

Психологический портрет героя открывает читателю  истинного художника – творца.

Название рассказа символично: в мужественной борьбе с самим собой талантливый скульптор  оказался бесспорным победителем.

К концу повествования перед нами открывается  замысел автора: истинное  искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства — в этом,  по мнению А. Грина,  его  великая сила. И в своем художественном воображении писатель стремился приблизить действительность к идеалу и гармонии.