Инновационная деятельность на базе КФУ

 

Ф.И.О.

Должность, место работы

Район

Тема

Примерные сроки

Форма участия

Фатихова

Фарида

Харисовна

Учитель начальных

классов,

Атнинский

РИП

Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

13.11.15-13.11.20

печатные

работы или мастер классы, открытые уроки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atninskiy_rayon_fatihova_f.h.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –  «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»

 Атнинского муниципального района

Мастер-класс:

      “ Применение в начальных классах кооперативного обучения “

Учительница начальных классов Фатихва Ф.Х.

2017

   Проведение уроков с использованием интерактивных технологий, технологий развития  критического мышления предусматривает организацию кооперативного обучения.

  Технология кооперативного обучения – одна из инновационных технологий, которые применяются в учебной деятельности учащихся в небольших группах, и основывается на взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса объединённых общей учебной целью. При этом каждый из них сохраняет свою индивидуальность и отвечает за собственные академические успехи и социальные достижения.

 Для работы по технологии кооперативного обучения необходимо изменить свои личные подходы к обучению, поскольку у учеников в таком случае полностью меняется жизнь в классе, необходима уверенная подготовка (дидактическая, моральная) ученикам и учителю.

Технологии имеют базовые компоненты:

Позитивная взаимозависимость участников;

Индивидуальная ответственность;

Умение совместно работать в малой группе, интерактивные навыки;

Групповая обработка материала, т.е. получение совместного образовательного продукта.

Работа в малых группах дает возможность приобрести навыки общения и сотрудничества.

После того как педагог распределяет учеников на малые группы и они получат задание, группа за короткое время (3—5 минут) должна выполнить эти задания и подать результаты работы своей группы.

Предлагаю правила работы в малых группах, которые помогут организовать работу.

1. Быстро распределить роли в группе. Определить, кто будет председательствующим, секретарем, посредником, докладчиком. Желательно, чтоб каждый ученик выполнял разные роли.

Председатель (спикер):

1. зачитывает задание группы;

2. организует порядок выполнения;

3. предлагает участникам группы высказаться в порядке очереди;

4. поощряет группу к работе;

5. подбивает итоги работы;

6. при согласии группы определяет секретаря и докладчика.

Секретарь:

1. ведет коротко и четко записи результатов работы своей группы;

2. как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику.

Посредник:

1. следит по времени;

2. поощряет группу к работе.

Докладчик:

1. четко выражает мнение, к которому пришла группа;

2. докладывает о результатах работы группы.

1.2.Правила ведения кооперативного собеседования.

Сначала выражаться по желанию, а затем в порядке очереди.

Придерживаться правил активного слушания, не перебивать друг друга.

Обсуждать идеи, а отношение к ним собеседника.

Воздерживаться от оценивания и обид участников группы.

Пытаться прийти к общей мысли, хотя в некоторых случаях может быть и особое мнение, которое имеет право на существование.

     Фрагмент урока окружающего мира.(  4 класс Тема.Обобщение знаний по теме «Путешествие по странам»)

  Сегодня мы поиграем с вами в игру. Я буду руководителем туристической фирмы, а вы, объединившись в  группы, будете  рекламными агентами. Ваша задача составить рекламный проспект для одной из стран зарубежной Европы. Я в свою очередь  «приму»  на работу тех, кто справится с этой задачей лучше остальных. В вашем проспекте вы можете рассказать о достопримечательностях страны, о выдающихся людях современнос-ти и прошлых лет и, конечно же…, а, впрочем, зачем я вам подсказываю.  Я хочу попросить вас включить в свою работу 10 фактов, узнав о которых нам обязательно захочется посетить эту страну. Выбрать страну нам поможет жеребьевка. (Для жеребьевки предлагаются пазлы - очертания стран: Германия, Франция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Италия, Испания).

Те ученики, которые не вошли в рабочую группу займутся картографией и соберут из пазлов карту Зарубежной Европы.

(Заслушиваются выступления команд. После выступления команда добавляет свой пазл к общей карте. В качестве рефлексии проводится выборочный опрос: какие именно страны и почему они захотели посетить.)

После обсуждения группой вопроса учителю целесообразно спросить у наблюдателей :

- Как работала группа?

- Кто на ваш взгляд был самый активный?

- Кто в группе занял роль наблюдателя?

- Согласны ли вы с мнением группы?

- К чему из услышанного необходимо прислушаться?

Приведу примеры еще некоторых кооперативных технологий, используемых на уроках чтения, русского языка, природоведения.

Кооперативная технология «Нарушенная последовательность»

Эффективна во время повторения обобщения и систематизации материала, актуализации знаний.

Алгоритм деятельности такой:

1 шаг – Учитель на отдельных листках записывает несколько предложений, но они не передают всей полноты логики содержания и стоят не на своих местах.

2 шаг  -  Листки переименовываются и вручаются каждой кооперативной группе.

3 шаг  -  Группе предлагается по этим предложениям восстановить текст и записать свой вариант в таблицу.

Буриме.

Вариант 1. По данным образцам рифмования необходимо составить рифмованный текст.

Вариант 2. Ученики составляют рифмованные загадки.

Оценивается богатство и оригинальность рифмы.

Эстафета.

  1. Каждая группа получает карточку с заданиями по количеству членов группы.
  2. Выполняют задания по очереди. Карточка переходит к следующему участнику, если его  предшественник выполнил свою часть задания.
  3. Побеждают и получают высший балл ученики группы, которые первыми выполнили все задания.