Мы-исследователи

 Бусс Нина Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование по русскому языку для учащихся 6 класса Учитель русского языка и литературы, Яковенко Нина Ивановна. МОУ Казанцевская основная школа

Слайд 2

«Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»

Слайд 3

Этикетные слова Этикетные слова в речи нам нужны всегда Слово «здравствуй» и «прощай» Ты почаще повторяй. О «спасибо» не забудь, Всегда вежливым ты будь! Говори: «Благодарю! То слово вам дарю!» И «пожалуйста» всегда Говорите всем, Тогда в просьбе отказать не смогут, Будут рады вам помочь. «Здравствуй, до свидания, с добрым утром, Добрый день» - повторять нам вновь не лень. И «пожалуйста, спасибо» Говорю до сотни раз. Это просто некрасиво Забывать про них подчас. Мы живём среди людей! Уважайте же людей! Вам сторицею воздастся. И не надо притворяться, Что слова те не нужны, Они в речи так важны.

Слайд 4

Проблема : «К каким частям речи относятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»

Слайд 5

Гипотеза : Данные слова – остатки повелительного наклонения глаголов. Часть речи – междометия.

Слайд 6

Учебные цели: 1. Определить: положение в системе частей речи слов здравствуйте, пожалуйста, спасибо . 2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов. 3. Актуализировать знания о междометии как части речи . 4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий. 5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 6. Формировать умение правильно использовать в речи данные слова.

Слайд 7

Дидактические цели: 1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам. 2 .Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности; 4. Формирование навыков работы в команде. 5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 6. Воспитание вежливости.

Слайд 8

Основополагающие вопросы: Слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо- глагол или междометия? Какое у них место в системе частей речи?

Слайд 9

Результаты исследований: Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Таблица . Сочинение- рассуждение.

Слайд 10

Этапы работы: -формирование целей исследования; -формирование групп для проведения исследования; -работа в группах -подготовка презентации, составление таблицы, написание сочинений (выбор за группой остается) -защита проекта, таблицы, сочинения. -коллективное обсуждение, результаты оценки.

Слайд 11

Работа в группах: 1 группа: Исследование этимологии слов. Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать - «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у . Спасибо - представляет собою сращение спаси богъ , с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ). Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй ). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь . ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.)

Слайд 12

2 группа: Выявление особенностей глаголов и их употребления. Здравствовать- здравствуй (те) Ср. отрезать- отрезай (те) Спасти- спаси (те) посмотреть- посмотри (те) Пожаловать- пожалуй (те) посоветовать- посоветуй (те) Все это формы повел. накл. Особенности употребления: участвуют в образовании предложений, выражают побуждение к действию, являются членами предложений.

Слайд 13

3 группа: Повторение междометий и их употребления. Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура! -Ой, а это кто?)

Слайд 14

4группа: Употребление в речи слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, ситуации. Пример ситуаций. -Здравствуй, как дела? -Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку? -Спасибо за участие. -Здравствуйте! Вывод: образуют самостоятельно предложение, активны только в разговорной речи, слова здравствуйте, пожалуйста на письме выделяются запятыми, не являются членами предложения.

Слайд 15

Общий вывод слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. глаголов. Но! Они потеряли свое значение. Здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета , забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия!

Слайд 16

Таблица Здравствуйте Пожалуйста Спасибо От глаголов: От междометий: Остатки повел. накл. Выражают отношения Не являются членами предложения Активны в разговорной речи Выделяются на письме запятыми

Слайд 17

Рефлексия учащихся. Сегодня я понял____________________________ Я узнал__________________________________ Мне понравилось____________________________ Я буду__________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ матери в поэзии И.А. Бунина Выполнила: Богданова Дарина, ученица 8 “В” класса МБОУ “СОШ №37” г. Выборга

Слайд 2

Цель работы: Проанализировать стихотворения И. А. Бунина, в которых присутствует образ матери Стихотворения И. Бунина, которые взяты на исследование: “Матери” “Летняя ночь” “На глазки синие, прелестные…” “Мать” “Помню - долгий зимний вечер…”

Слайд 3

Биографическая справка Людмила Александровна Бунина, мать поэта (1835-1910 г.г.)

Слайд 4

Иван Бунин в детстве

Слайд 5

Образ матери в стихах И.А. Бунина . “ И, положив дитя к плечу, Всё напевала и ходила…” “И мать всю ночь ходила там, Глаз до рассвета не смыкая…”

Слайд 6

Схожие мотивы в стихах Темное время суток Разбушевавшаяся природа Ласка мамы

Слайд 7

Воспоминания о матери “Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была?”

Слайд 8

«Дай мне звезду, - твердит ребенок сонный, - Дай, мамочка...» Она, обняв его, Сидит с ним на балконе, на ступеньках, Ведущих в сад.

Слайд 9

Итоги Иван Алексеевич Бунин искренне любил мать, и эти чувства смог передать в своих стихах. Образ матери появился уже в юношеских стихах Бунина. В них мы можем заметить схожие мотивы, ставшие затем постоянными: действие переносится в тёмное время суток; стены дома защищены от бушующей природы; мать не смыкая глаз, оберегает своего ребёнка, и поёт колыбельную.

Слайд 10

Список источников ttp://bunin.niv.ru/bunin/family/famili.htm “Рассказ об Иване Бунине его родственника Юрия Бунина” http://bunin.niv.ru/bunin/family/rasskaz-yb.htm http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/



Предварительный просмотр:

     Слово для выступления.

Образ матери - первый человеческий образ, возникающий в сознании маленького ребенка. Её лицо он начинает узнавать прежде всех остальных, а прикосновение рук не спутает ни с каким другим. Слово “мама” - особенное слово, одно из самых древних на земле. Оно рождается с нами и сопровождает нас всю жизнь. Сколько тепла таит в себе это слово, которым называют самого близкого, самого дорогого и единственного человека!

     Невозможно остаться равнодушным к трогательным и нежным словам, выражающим любовь, заботу и ласку. Не является исключением и поэзия Ивана Алексеевича Бунина. В стихах, написанных в разные годы его жизни, немало строк, в которых звучит тема любви и благодарности маме.

      Данная исследовательская работа посвящена изучению образа матери в стихах Ивана Алексеевича Бунина.

   Цель работы: составить представление об образе матери в стихах И. Бунина.

   Стихотворения И. Бунина, которые взяты для исследования:

  1. “Матери”
  2. “Летняя ночь”
  3. “На глазки синие, прелестные…”
  4. “Мать”
  5. “Помню - долгий зимний вечер…”

   Этапы работы:

  1. познакомиться с биографией матери Бунина, найти воспоминания поэта о ней;
  2. проанализировать стихи И. Бунина, посвященные матери; выявить основные особенности образа;
  3. определить роль и смысл образа матери в стихах поэта.

   Актуальность темы заключается в том, что сегодня из-за гонки времени все меньше обращаем внимание на своих матерей. Мать- это источник жизни и благ для некоторых, но не ангел-хранитель, как в былые времена. В коридорах школы часто слышится в адрес матери: “Надоела с нравоучениями”, “Достала, опять учит”. Хочется донести до своих сверстников, что образ матери священен. Доказать это я попробую на материале текстов известного поэта.

     Мать русского поэта И.А.Бунина, Людмила Александровна Бунина (1835-1910), глубоко религиозная и обладавшая поэтической душой женщина, происходила, по семейным преданиям, из княжеского рода. Людмила Александровна была нежной, душевной женщиной, воспитанной на поэзии Пушкина и Жуковского и всегда старалась создать в доме тёплую атмосферу, окружить детей лаской и любовью. Она пробудила любовь к литературе в Иване Бунине. Он посвятил ей ряд стихотворений.

Анализируя эти стихи, я пришла к выводу, что мать для Бунина-ангел-хранитель..

 

«Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!» («Матери»)

Наделённый индивидуальными чертами, образ матери вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром

Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила... («Мать»)

 Она стремится защитить свое дитя от всех невзгод, отдать свое тепло. . Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Буниным в образе матери

“Ты перекрестишь, поцелуешь…”

“Не ты ли ангелом была?” («Матери»)

Читая стихи Ивана Алексеевича Бунина, посвященные теме материнской любви, мы понимаем, что нужно ценить прекрасные моменты жизни и обязательно говорить о любви близким людям, пока они находятся рядом с нами.

Цель моей работы в ходе исследования достигнута, составлены две сравнительные таблицы по образу матери в стихах Бунина. Гипотеза о том, что образ матери в стихах поэта священен, я подтвердила. Образ матери не просто присутствует в них, но и олицетворяет собой бесконечную любовь и заботу, стойкость в преодолении жизненных трудностей, уверенность, покой и благородство, бескорыстие и самоотверженность.

Практическая значимость работы заключается в том, что расширяются знания о  поэзии  И.Бунина, которая способна своим словом поменять отношение подростков к матери.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Выборг

Научно-исследовательская работа

«Детский журнал «Ёжик»

Работу выполнила: Яковенко Ульяна, 3в класс

Руководитель: Бусс Нина Ивановна

Выборг 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

I. История создания журнала «Ёжик»………………………………………………………………4

II. Строение журнала «Ёжик»……………………………………………………………….5

III. Результаты опроса одноклассников…………………………..9

IV.Заключение……………………………………………………….11

Введение

Интерес к детскому журналу никогда не угасал. Молодой читатель любопытен и любознателен.

Цель моей работы: исследовать  несколько номеров детского  журнала «Ёжик», определить его строение; попробовать издать свой детский журнал с рубриками , интересными сегодняшнему читателю.

Гипотеза: журнал привлекал и привлекает к себе внимание маленьких читателей.

Этапы работы: 

1)найти информацию о журнале «Ёжик»;

2) изучить рубрики журнала;

3)издать свой журнал, определив его разделы, подобрав иллюстрации, в соответствии с запросами наших одноклассников.

I.История журнала «Ёжик»

Журнал стал издаваться с 2016 года. Выходит один раз в месяц. Формат его А4, состоит из 32 страниц. «Ёжик» продается не только в России, но и на Украине, в Республике Беларусь. На него можно оформить подписку в разных каталогах : «Подписные издания» и «Каталог российской прессы».  Журнал имеет свой сайт: Ezhik@p-c.ru.

Адрес редакции и издателя находится в городе Санкт-Петербург. Выпускает петербургское издательство ИД "Пресс-Курьер".

Главный редактор журнала: Мария Большакова. Издательская группа: Е. Гражданова, Р. Довгучиц, В. Зайцева, Г. Злогыстев, Н. Корнеева, М. Немцева, М. Савицкая, Н. Соловьёва, Д. Чаплыгина, И. Шевчук, Е. Яковлева.

Темы номеров разные - рыцари, индейцы, викинги, пираты - все, что интересно мальчишкам и девчонкам.

На сайте https://vk.com/topic-114930725_34732610  пишут о журнале его издатели:

«Название придумано авторами журнала. Мы думали, как же назвать хороший, добротный детский журнал.
И поняли, что мы очень любим ёжиков! То есть мы всех любим: и котиков, и собачек, и динозавров, но ёжиков особенно. Глазки-пуговки, любопытный нос и иголки, которые даже погладить можно, если осторожно. Ну как тут устоишь?
И, кстати, любим ёжиков не мы одни - детских книг про ёжиков и не сосчитать. Правда иногда в них рассказывают сказки, мол, ёжики носят яблоки на иголках и любят молоко, а это совсем не так. Вот какой персонаж ёжик - и милый, и интересный, и всеми любимый. Ну совсем как наш журнал. А ещё у одного из авторов журнала жил ёжик. Настоящий и очень симпатичный».

II. Строение журнала «Ёжик»

       «Ёжик» состоит из таких значимых частей, как истории, занимательные и развивающие задания, рубрики для развития творческих способностей (художественных навыков,  аппликация, поделки),о науке и конкурсы.

       Журнал начинается с истории, представленной в виде комикса. Темы их разные.

Сентябрьский номер 2016 года начинается с истории «Первый раз в первый класс». Он посвящен  школьной теме. Рассказывается о том, что в 1714 году Петр 1 постановил « в городах провинциальных городах организовать цифирные школы».  Учились  в них дворянские и подьячие дети. Дворяне неохотно пускали своих детей в школу. Тогда сын учителя придумал уловку, учитель переоделся в государя. Сын обежал всех дворян и предупредил, что едет государь проверять , как дети дворян учатся. Детей дворяне отправили в школу. Петр первый узнав об этом, поощрил учителя, а сына его забрал учится в Навигацкую школу. История познавательная и увлекательная.

Журнал №11 2016 года начинается с комикса «Подарок для ёжика». В нем ёжик мечтает поздравить всех ребят с президентом России. Для исполнения своего желания он отправляет письмо деду Морозу. Ненастоящий дед Мороз с клоунским носом похищает ёжика. Спасает его Алеша, догадавшись, что дед Мороз ненастоящий. В конце истории ёжик поздравляет ребят с Новым годом, находясь рядом с президентом страны Владимиром Путиным.

Так ,например, в журнале № 7 2017 года первая история «Ёжмен спасает лес». Ёжик назван ёжменом наподобие супермена.

Он спасает зверей в лесу от злодеев. Это  приключенческая история.

В журнале № 1 2018 года журнал начинается со сказки «Большой маленький ёжик». У ёжика был день Рождения. С его друзьми приключилась беда. Лисичка залезла на ёлку за шишкой и не смогла слезть.

Ёжик ей помог. С одной стороны ёжик ещё маленький для его мамы, а на подвиг он оказался способным, проявив храбрость и смелость. Значит, ёжик большой. История поучительная. Нужно помогать своим друзьям.

     Таким образом, уже первая страничка журнала привлекает внимание маленьких читателей. На ней печатаются истории, связанные с праздниками, с героем журнала или с его друзьями.  

       Далее идут рубрики, развивающие сообразительность, смекалку, память, мышление, логику. Это рубрики: «Хитрые задачки», «Соедини точки», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринт», «Волшебная картинка», «Найди детали», «Считалочки» (имеются ввиду считалочки по математике), «Заполни пустые квадраты», «Собери пазл» . Пазл обычно посвящен определенной теме. Это может быть Пизанская башня,  Сидней- столица Австралии, герои мультфильмов и другое. Предлагаются также для ума различные головоломки, задачки, прятки-загадки, кроссворды, сканворды. Некоторые журналы посвящены каким-то отдельным темам, и соответственно задания связаны с этими темами. Это могут быть темы пиратов, супергероев, ковбоев и так далее. Этим же темам тогда посвящены и раскраски. Так ,например, в журнале № 13 2017 предлагается раскрасить ковбоев, а в журнале № 3 2018- героев цирка, в том числе и ёжика в роли клоуна. Все раскраски имеют задания. В журнале № 11 2016 к раскраске о роботах идет задание : раскрась кнопки у робота и подумай, каких функций не хватает Роботу-Мечте-Любого – Мальчишки?

Любопытна рубрика «Стихи хи-хи-хи. Гадазки». В стихотворении-загадке переставлены буквы у ключевого слова-отгадки, нужно вернуть буквы на место. Само стихотворение веселое, обыгрывает особенность животных, их повадки, привычки. Например,

Во сне мечтает каждый Лютень

Грозою лютой стать морей-

Грозить китам, моржам и людям,

Чтоб победить их всех скорей!

  Стать этот Лютень размечтался

Свирепым самым на Земле,

Когда на льдине распластался

Беспомощным куском желе…

 (Тюлень)

       Полезной, на мой взгляд,  для ребят является рубрика «Нескучная наука». В ней рассказывается, как провести различные опыты, эксперименты. Так в журнале № 11 2016 рассказывается о снеге и описывается опыт, как его получить из воды. Настоящий снег сравнивается со «снегом» из соли , и ребятам предлагается попробовать получить иней на веточке с помощью этого вещества. В журнале № 10 2016 рассказывается о том, как избавится от микробов, что такое молекула.

       Много новых сказок печатается для любителей просто почитать. Например, «Паддингтонская мышка» М. Большаковой (№7 2017), «Новый год, Луна, Енот» Иордана Кефалиди (№ 13 2017),  «Пиф-паф! или Правдивая история о том, как Гоша не разбивал люстру»  И. Ворошиловой (№ 3 2018) и другие. Это современные сказки о приключениях живых и неживых предметов. Они учат также добру, морали и хорошим манерам. Так сказка «Чемпион двора» Иордана Кефальди рассказывает, как из школы сбежал маленький автомобиль Макс. Сколько бед с ним случилось! После возвращения назад, он решил , что никогда не будет убегать с уроков. По-моему,  поучительная история для меня и моих одноклассников.

В некоторых выпусках есть рубрики, в которых рассказывается неизвестное об известных птицах и животных, а также о мало знакомых представителей животного мира. Об осьминогах, попугаях, петухах и других.

Есть рубрика для бесстрашных. Она называется «Кошмарики». В ней рассказывается о разных монстриках. Дается задание. Например, сосчитай всех инопланетян, раскрась фрагменты тарелки, проложи маршрут.

Есть шуточки-мишуточки. Вот одна из них.

-Пап, купи крокодила!

-А чем мы его кормить будем?

-Тут же написано: «Кормить крокодилов строго запрещается!»

Внутри выпусков журналов могут находиться игрушки-раскладушки, календари, расписания уроков,  игры-ходилки. В такие игры можно играть с друзьями. Они развивают внимательность, учат просчитывать ходы.

 В итоге, можно сказать, что журнал имеет  главную цель пробудить в маленьких читателях интерес к знаниям и окружающей жизни, развить у них логику, мышление, творческие способности.

III. Результаты опроса одноклассников.

Опрос я проводила в своем классе. Целью анкетирования было выявить круг читаемых журналов у моих одноклассников, определить, какие рубрики им интересны.

Анкета

  1. Нравится ли вам читать журналы?
  2. Какие это журналы?
  3. Какие рубрики вам больше всего нравятся?
  4. Можете ли вы назвать литературные журналы?
  5.  А о животных?
  6. Предложите название своего журнала.

В результате анкетирования вот , что получилось.

60% класса нравится читать журналы. Это увлекательно и познавательно. В основном, это журналы «Саша и Маша», «Зоопарк», «Непоседа», 5 % читают «Ёжика». Журналов сегодня много. Однако, мало, кто из ребят на перемене приносит их, в классе на полках  таких тоже нет. Заглянула в нашу библиотеку –ничего давно не выписывают. Но какой же выбор журналов в библиотеке Аалто! На любой вкус читателя.

К сожалению, литературные журналы, тоже «Задушевное слово», назвать никто не смог. Наверное, стоит задуматься и рассказать ребятам на классном часе о таких журналах. Там ведь печатаются сказки, рассказы о животных и многое другое интересное. А стихи? Их необязательно брать из Интернета, а то можно получить однообразие. Стоит пойти к книгам и литературным журналам. Тогда можно избежать надоедливых повторов.

Журналы о животных в моем классе знают 40 %. « В мире животных», «Зоопрак», «Котэлло». Вот и все. Журналов о животных на самом деле куда больше, чем знают мои одноклассники: «Барбос», «Друг для любителей кошек», «Наша флора и фауна», «Юный натуралист», « Муравейник», «Тошка», «Винни и его друзья»,  

« Филя» и другие. Неужели все это пройдет мимо нас?

Одноклассники также предложили свои названия журналов «О лошадях»,

« Обитатели Выборга», «Кто живет у вас дома?», «Мои пернатые друзья», «Ослик». Идей много. У нас есть время воплотить их в жизнь.

Заключение

Журналы и сегодня привлекают большое внимание маленьких читателей. Они доступны для приобретения. Увлекательны и познавательны.

В процессе работы я изучила строение журнала «Ёжик», выявила закономерность некоторых рубрик. Провела опрос и поняла, что приносить журнал «Ёжик» в класс надо. Он будет помогать развивать нам логику, помогать в чтении внеклассных произведений, прививать интерес к слову.

Из проведенного опроса следует, что журналы ребята и сегодня читают.

В перспективе мы в классе создадим свой журнал, не менее интересный.