СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ

 Бусс Нина Ивановна

Спектакль, поставленный в библиотеке Аалто в 2015 году, можно посмотреть ,пройдя по ссылке  http://www.youtube.com/watch?v=h1L2C8nR9mY

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  «Средняя      общеобразовательная  школа № 37 с углубленным  изучением отдельных предметов»

Урок « Пресс-конференция

по рассказу И.С. Тургенева “Муму”

в 5  классе

Бусс Нина  Ивановна,

учитель русского языка и литературы

г.Выборг 2015

Оформление класса:

Пресс-студия: стол для гостей, там таблички с надписями: “Ведущий”, “Автор”, “Варвара Петровна”, “Герасим”, “Татьяна”, “Капитон”, “Барыня”, “Гаврила”, “Приживалка”, “Ерошка”. (Ответственные:  как у меня это было,Потапов, Матченко Д.), цветы, вода.

Зал для журналистов: надписи-таблички “Умняшки”, “Сабантуй”, “Непоседа”, “Аргументы и факты”, “Литература в школе”, “Российская газета”, “Московский комсомолец”, “Чаян” (Отв. Зюльковская В., Васильев-Бутузов А.+ за выставку)

Оборудование: 

Диафильм “Тургенев. “Муму”, стенд “К уроку” (выставка ,иллюстрации к рассказу), на доске:

фотоаппараты, наушники, магнитофоны, блокноты.

Цель: пробуждение интереса к литературе; обобщить и закрепить  знания по содержанию рассказа и биографии автора, получить новую информацию об авторе и о героях его рассказа “Муму”.

Задачи:

  1. Познакомить с правилами ведения пресс-конференции (жанр журналистики)
  2. Развивать  навыки связной речи, умение слушать, выступать на публике.(формирование коммуникативных компетенций)
  3. Воспитывать интерес к истории страны,  литературе (развитие личностных компетенций)
  4. Развитие творческих способностей.

Ведущий: 

Дорогие друзья! Мы встретились с вами в нашей студии пресс-конференции. На пресс-конференцию мы пригласили к вам автора и героев рассказа “Муму”. Позвольте вам представить этих гостей. Иван Сергеевич Тургенев - автор рассказа. Мать автора - Варвара Петровна Тургенева. Герои повести: Барыня - властная и капризная крепостница, имеет имение и дом в Москве. Гаврила - дворецкий барыни, через него барыня решает все проблемы с дворовыми людьми. Татьяна - прачка, тихая, трудолюбивая женщина, крепостная барыни. Капитон - башмачник у барыни, обучался сапожному ремеслу. Ерошка - ее садовник, выращивает прекрасные цветы в саду барыни. Слуга в доме барыни, живет в доме по милости барыни и поэтому ее развлекает.

А вот главный герой рассказа - глухонемой дворник барыни Герасим. Я съездила к нему в деревню, чтобы пригласить его к нам в студию на нашу пресс-конференцию.

На нашу пресс-конференцию нам отвели 45 минут, поэтому будьте собранными, четкими, вопросы задавайте ясно и понятно.

-

Пожалуйста, ваши вопросы.

Примерные вопросы:

Корреспондент журнала “Непоседа”. У меня вопрос к автору рассказа. Господин Тургенев, что побудило Вас написать такой рассказ? Было ли что-нибудь похожее на самом деле или вы это сочинили?

Ответ Автора:

 Всю свою жизнь я видел только зло и насилие, несправедливость. Я не мог защитить обиженных людей ничем другим, как словом. Поэтому и рассказ у меня - это оружие против несправедливости, против рабства. События, описанные в рассказе, происходили в имении моей матери. Ну, как автор, я немного добавил и от себя тоже, чтобы было более интересно читать, чтобы лучше показать героев.

Вопрос:

Корреспондент журнала “Литература в школе”. Варвара Петровна, очень странная фамилия у Вашего сына. От какого слова оно образована? 

Ответ:   В 1440 году из Большой Орды к Великому князю Василию Ивановичу вышел на службу мурза Тургений Арслан, то есть Лев. С XVI века наши предки стали дворянами. Фамилия “Турген” означает быстрый, отважный (тюркский).

Вопрос:

Кореспондент журнала “Аргументы и факты”. У меня вопрос к матери автора. Варвара Петровна, неужели то, что сказал господин Тургенев, правда? Неужели барыня, о которой пишется в рассказе - это Вы? Вы были такой жестокой? Это правда?

Ответ (мать автора):

Подумаешь, жестокая! Что я такого сделала? И вообще мой сын написал неправду. У меня действительно был глухонемой дворник Андрей, которого я привезла из деревни. И у него, да, была собака. А зачем ему собака? У нас целая псарня собак. Мой муж любит охотиться, обожает собак, кормит их со своего стола. А зачем дворнику Андрею еще собака? Ее надо кормить, она лает по ночам, беспокоит меня. Я велела ее уничтожить. Ну и что же? Андрей не ушел в деревню, как Герасим, остался со мной, служил мне до смерти. Так что если б это было про меня, то Герасим бы остался верным слугою. Значит, рассказ о других людях. Моему сыну повезло, что написал он этот рассказ после моей смерти, а то я бы печатать его не разрешила, чтобы он не смеялся надо мной. Нет, это не я!

Вопрос:

Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к барыне. Скажите, пожалуйста, зачем Вы привезли Герасима из деревни в Москву? Он, наверное, больше бы принес пользы, работая в деревне, чем подметая двор, ведь он очень сильный, крепкий, здоровый.

Ответ (Барыня):

Он мне понравился именно потому, что был богатырем. Разве плохо иметь у себя во дворе такого великана? Он - и хороший работник, и отличный сторож. А, главное, он, не то что другие, послушный и преданный мне. А такого и днем с огнем не сыскать.

А вообще, вам какое дело? Я барыня, что хочу, то и делаю. Я так пожелала, и все тут.

 Вопрос:

“Московский комсомолец” . 

Господин Тургенев, события, о которых Вы пишете, сейчас уже не увидишь. Но как вы думаете, актуальны ли и сейчас проблемы, поднятые Вами в Вашем рассказе?

Ответ (Автор):

Вы правы. Я рад, что Вы обратили внимание на эту сторону рассказа. Ведь я хотел сказать Вам, что человек должен быть свободен, и душа у человека должна быть свободна. Даже если герой рассказа - крепостной крестьянин, он должен иметь право на любовь, на жизнь, никто не должен отбирать у него то, что ему очень дорого. И барыня, хотя она и очень богата, хотя она и хозяйка своих крепостных, не имеет право отбирать то, что ей не принадлежит. Я думаю, все это и сейчас актуально. Посмотрите кругом: разве люди стали чище, умнее, добрее, чем сто лет назад? Разве вы не обижаете друг друга? А вокруг вас? Никто не плачет? Не огорчен? Не просит о помощи? А может и вы можете сделать кому-то добро? Подумайте об этом. Никогда не поздно сделать доброе дело.

Вопрос: Корреспондент журнала «Умняшки». У меня вопрос к одному  из слуг барыни. Почему Вы жили в доме барыни, терпели все ее капризы? Вы что, очень сильно ее любили?

Ответ (Сердакаев Д.):

Да что вы, бог с Вами, как можно любить такую вздорную женщину. Совсем даже не любил, даже боялся ее очень. Все в доме зависели от настроения барыни: она всегда была всем недовольна. Даже когда ей было весело, мы дрожали от страха, потому что очень скоро она становилась мрачнее тучи и в доме разыгрывалась гроза.

Да, я жил у нее, терпел все ее капризы. А что делать? Другого места у меня нет, денег тоже нет, а жить ведь надо. Коли бог смерть не пошлет, сам умереть не можешь. Приходилось терпеть. Я даже благодарен ей: куда бы я делся, если бы она меня не приютила? Так что, дай бог ей здоровья и долгих лет жизни.

(Сценка «В доме барыни»- Колесникова, Пруткевич, Тагаев Т.)

Вопрос:

Корреспондент газеты “Российская газета”. Мой вопрос дворецкому Гавриле. Скажите, пожалуйста, а как вам жилось в этом доме? О ком вы больше заботились и беспокоились: о барыне или о дворовых людях?

Ответ (Гаврила-Толя Кузнецов):

Ну-с, заботился я всегда только  барыне, о ее здоровье и спокойствии, старался не омрачать ее покой, исполнял в точности все ее приказания. Ведь на то я и поставлен на такую работу-с.

Но и о дворовых беспокоиться приходилось. Это когда собачка Герасима шуму наделала-с, а еще раньше, когда бедную Татьяну за пьяницу Капитона замуж выдавать приходилось. Да-с, ведь мне их жалко было, но спокойствие барыни прежде всего. Об этом я день и ночь забочусь.

Вопрос:

Корреспондент журнала «Умняшки». Вопрос для Татьяны. Бедная Татьяна, почему Вы не отказались выходить замуж за пьяницу Капитона. Вы ведь знали, что счастья с ним не будет? Или Вы его любили? Вы мечтали о счастье?

Ответ (Татьяна):

Как можно отказаться? Что Вы! Разве я могу сделать такое - ведь барыня приказывает, а ослушаться никто не смеет. Только она может выбрать нам мужа. А Капитона  не любила, он и трезвым никогда не был. Конечно, я бы хотела быть счастливой, но разве с ним можно быть счастливой? Вот если бы это был Герасим! Он меня так уважал, так баловал: пряничками угостит, в работе поможет, даже платочек подарил. Правда, он глухонемой, ну и что же? С ним я была бы как за каменной стеной. А Капитон и сам пропал, и мою жизнь загубил. Я вот сейчас думаю: а может не он, может это барыня мое счастье отняла, может это она виновата

Вопрос:

Корреспондент журнала “Непоседа”. У меня вопрос к Капитону. Почему Вы - обученный, знающий ремесло человек, стали пьяницей? Ведь русская поговорка гласит: “Вино ремеслу не товарищ”. Поэтому и работу у барыни потеряли. А еще есть такая поговорка: “Вино полюбил - семью разорил”. Скажите, это про Вас?

Ответ (Капитон):

Ну запил, ну и что? Правда, хороший я был башмачник, и дело хорошее было. Ну, загрустил, затосковал, не знал, что делать после работы, ну и запил. Весело было, да! Татьяну я люблю, по-своему. Хорошо еще, что за того глухого тетерева не выдала ее барыня, а за меня. Я ведь красавец, и работник был хороший ... когда-то... А теперь... Ну что теперь говорить? В деревне, куда нас барыня услала, совсем тоска одолела. Хорошо, что вино есть, пью, пью... А Татьяна? Я ее и не вижу. Наверное, пьян бываю, когда домой вернусь. Но она должна быть счастливой: я ее не бью, не ругаюсь, я смирный - только пью и сплю.

Вопрос:

Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к дворовому Ерошке, садовнику. Вы были последним человеком, который видел Герасима и Муму вместе в последний раз. Расскажите нам что-нибудь об этом. Какое чувство в Вас пробудила сцена гибели Муму?

Ответ (Ерошка-Семенов Н.):

Да, неприятное дело задал мне Гаврила Андреич. Я шел за Герасимом. Ох, собачка была страсть как хороша в это время. Он ее вычесал, шерсть вся блестела. У меня аж дух захватило. Он вошел в трактир, я заглянул в дверь. Герасим сидел за столом, будто собирался хоронить самого дорогого человека. У меня у самого глаза зачесались. Я шел за ним до самой Москвы-реки, видел, как он кирпичи вынес, как сел в лодку, отплыл. Я понял, что он утопит Муму. Мне его так жалко стало, беднягу: он такой сильный, такой огромный, а в жизни у него уже второй раз любимых забирают: сначала Татьяну, потом Муму. Эх, кабы можно было помочь ему? Или хотя бы утешить добрым словом этого послушного, верного человека - так ведь не услышит...

Так я и вернулся домой.

(Сценка «Прощание с Муму»-Виноградова А., Дударенко Н,)

Вопрос:

Корреспондент журнала “Чаян” . Я корреспондент сатирического журнала. Господин Тургенев, почему в Вашем рассказ нет смешных эпизодов?

Ответ (Автор):

Извините, я написал этот рассказ так давно, что даже не помню, есть там смешное или нет. Неужели нет?

Ерошка:

Есть, есть, господин автор. Я помню. Я сам видел это смешное. Все происходило на моих глазах. Я сейчас это расскажу, а Вы посмотрите, улыбаются люди или нет. Однажды дворник Герасим поймал двух воров и так ударил друг о дружку лбами, что те не смогли и ноги унести. Весь двор утром смеялся над ними, а соседи Герасима  зауважали.  А однажды петухи подрались. Так Герасим ухватил их за ноги, повертел колесом над головой, да и бросил. С тех пор ни одна птица не озорничала при нем и петухи его стороной обходили и не дрались.

Посмотрите, господин Тургенев, улыбаются.

Вопрос:

Корреспондент журнала “Непоседа”. У меня вопрос к Ивану Сергеевичу. Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь событии своего детства. Что Вам запомнилось на всю жизнь?

Ответ (Автор): 

Мне нечем помянуть мое детство. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк. Редкий день проходил без розог. Но еще хуже приходилось дворовым, особенно талантливым людям. Помню, у нас был один талантливый мальчик-художник. Выучить бы его - такой бы живописец получился. Но нет. Мать взяла его в дом. И заставляла его рисовать цветы, только цветы, потому что сама их любила. Но эти цветы так опротивели мальчику, что он не выдержал этого и умер.

Вот видите, воспоминания у меня совсем не веселые.

(Сценка из детства Тургенева: Зюльковская, Бойкова, Шабардов К., Чилимбей Р.)

Ведущий:

Здесь пришло несколько записок для Герасима. Позвольте я задам вопросы классу, если смогу выразить его мысли. “Почему Вы убили свою собаку? Ведь Вы все равно вернулись в деревню. Вот и ее бы взяли с собой. Она ведь так любила Вас.”

(Герасим- крепостной, он должен слушаться своей барыни, ее требование - для него закон. Он просто исполнил приказ барыни. А в деревню возвращаться он не думал сначала вовсе. Он только когда утопил свою любимицу, только тогда и понял, что больше жить в доме, где у него отобрали последнюю радость, не может. Только после гибели Муму он решил уйти - вот ведь впервые ослушался, совершил поступок, который не понравился барыне.)

Вторая записка: “Счастлив ли Герасим в деревне, как он там живет?”

(Живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе, здоров и могуч по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Совсем не водится с женщинами и собак у себя не держит. Ну а счастье... Это он объяснить не смог. Но работает за четверых и рад своей богатырской силе. Для него счастье - это труд и спокойная жизнь на родине.)

Вопрос:

Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к матери автора. Варвара Петровна, отчего Вы были бессердечной матерью и жестокой помещицей? Любили ли Вы кого-нибудь?

Ответ (мать автора):

У меня у самой было очень трудное детство. У меня рано умер отец, появился в доме отчим, он меня не любил, унижал. Пришлось бежать из дома. Жила у дяди. Он тоже был суров, грозил меня выгнать. Когда он умер, я стала его наследницей. Мне было тогда 30 лет. Я встретила своего будущего мужа, влюбилась, вышла за него замуж, ему было тогда только 24 года. Я его очень любила, все ему позволяла, даже побаивалась его. Хозяйничала в доме я. А вот характер у меня скверный - в этом виноваты отчим и дядя.

Вопрос:

Корреспондент журнала “Литература в школе”. У меня вопрос к ведущему пресс-конференции, ответьте мне, как ведущий студии и как учитель: не кажется ли Вам, что изучение этого произведения Тургенева в школе, в 5-м классе, непростительно жестоко. В нашей жизни сегодня и так много жестокости и несправедливости, и униженных хватает, и животных убивают. Не лучше ли читать более легкие произведения, а детей оберегать от таких ужасов.

Ответ (учитель, ведущий пресс-конференции):

Нет, я считаю, что дети обязательно должны читать этот рассказ. Во-первых, здесь история нашей страны. А человечество, не знающее прошлое своей страны, не может иметь будущего. А во-вторых, как можно не познакомиться с таким человеком, как Герасим. Сколько радостей доставило нам чтение о его теплой верной любви к Татьяне, как радовались мы вместе с ним, любуясь его собакой. Вместе переживали его разлуку с любимой, потерю четвероногого друга. Восхищались его силой, его характером, верностью данному слову. “Ведь он такой, уж если что скажет - непременно сделает, он не то, что мы,” - говорят о нем другие дворовые. А хватает ли нам сейчас этой верности данному слову, можем ли мы всегда быть хорошими, добрыми, придерживаемся ли пожеланий С.Маршака (эпиграф к уроку). А разве не воспитывает это произведение чувство человечности, чести, милосердия? Как возмущались мы жестокости барыни! Как нам хотелось помочь Герасиму? Разве справедливо унижать такого человека, как Герасим, ведь его и так природа обидела, ведь он глухонемой, он - инвалид по нашим сегодняшним понятиям. И таких людей у нас тысячи. Они нуждаются в человеческом отношении к ним, в соучастии, в поддержке. ( День инвалидов.  Помощь соседям - старикам, своим бабушке-дедушке, маме-папе.) К сожалению, этого нет. И поэтому он в конце рассказа одинок, но важен и степенен - он имеет чувство собственного достоинства. И мы гордимся им. Он не жалок в рассказе, наоборот, мы восхищаемся им.

А что касается нашего автора, он до конца своей жизни не смирился с крепостным правом, боролся словом за свободу человеческой личности. Несправедливость к простым людям в стране его возмущала, и, наверное, поэтому он большую часть свой жизни провел за границей и умер во Франции.

Обобщение

Уважаемые гости! Подходит к концу наша встреча. Господин Тургенев, я хочу, чтобы Вы знали, что Вас читают и взрослые, и дети. И мы с этими ребятами в последующие годы будем читать Ваши повести и рассказы.А рассказ “Муму” - одна из любимых книг и сегодня. К этой книге художники рисуют иллюстрации. Обратите внимание на выставку: здесь иллюстрации художников. И наши ученики нарисовали свои иллюстрации к рассказу. (Беседа по иллюстрациям и рисункам.)      

И еще по Вашему произведению снят фильм. Но в нашей студии нет возможности показать его. Но мы можем посмотреть диафильм.

Просмотр диафильма(если время осталось)

Домашнее задание: написать отзыв «Почему рассказ «Муму нужно читать сегодня?» или сделать свою презентацию-диафильм по рассказу ,нарисовав иллюстрации последовательно по событиям.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»

Сценарий праздника

«День Лицея. День Дружбы. 19 октября»

К 205-летию …

Составители: Бусс Н.И.,

учитель русского языка и литературы

Ницина М.А.,

учитель русского языка и литературы

Выборг

2016

Цель: актуализировать знания учащихся о лицеистских годах поэта А.С. Пушкина

Задачи:1) повышение читательского интереса к поэзии;

            2) развитие творческих способностей учеников;

            3) побуждение к созданию праздничной атмосферы, связанной с литературой (умение проникнуться)

Оборудование: проектор, портрет А.С. Пушкина, цветы

Участвуют два класса

Учитель: Сегодня мы приглашаем  вас отправиться в путешествие – первые десятилетия 19 века.

Презентация…

Ведущий 1: Представьте  быстрого мальчишку с кудрявыми русыми волосами, который едет в карете с важным господином, собственным дядей, поэтом Василием Пушкиным. Карете ехать из второй столицы (Москвы) в первую (Петербург). Мальчика провожали отец, мать, брат, сестра, бабушка, надавали сотни напутствий, бабушка подарила 100 рублей «на орехи»… Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы через три дня прибыть в Санкт - Петербург.

Ведущий 2: А вскоре он покинет столичный город, приедет в предместье, сможет увидеть старинные дворцы, мраморные памятники в тенистых аллеях парков, пруды, девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин…

Едет впервые в жизни мальчик живой, веселый, шумный, непослушный. Едет в Царское Село, Город Пушкин. Город Лицей.

Ведущий 1: Приглашаем Ольгу Лотоцкую..

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог Царицын,

Как мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза 12 года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа-

Еще грозил и колебался он.

Вы помните…

Ведущий 3: И они, лицеисты, помнили… Помнили всю жизнь и первый день лицея. И множество других дней, одаривших их первой юношеской дружбой.19 октября. День Лицея. День верности, дружбы, памяти…

Ведущий 4: Преподаватели приглядывались к лицеистам:

«Пушкин Александр, 13 лет. Имеет блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственное, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью…»

Ведущий 1: Лев Даниэльян

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал.

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала,

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Когда по розовому полю

Резвились и бесились вволю,

Когда в саду густых аллей

Я слышал крики лебедей,

На волны светлые взирая…

Ведущий 5: 19 октября 1911 года. Первый лицейский праздник. Они уже познакомились на вступительных экзаменах, поэтому, пока важные гости занимают свои места, можно оглядеться…

Иван Пущин  видел и чувствовал то же, что и другие:

«Я слышу! Александр Пушкин! Выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, несколько сконфуженный. По сходству фамилий я запомнил его с первого разу…»

Ведущий 6: Вот начинаются уроки…Для Пушкина сущим мучением была математика. Раз преподаватель математики вызывает его к доске решать алгебраическую задачу. Пушкин долго переминается с ноги на ногу, все пишет какие-то формулы. Карцов спрашивает его: «Что же вышло? Чему равняется Х?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю!  «У вас, Пушкин, в моем классе все заканчивается нулем! Садитесь и пишите свои стихи!»

Ведущий 7: Уроков было много. Но много и забав. Вот они получают задание написать стихи о восходе. Мясоедов поражает всех строкой:

Блеснул на западе румяный царь природы...

Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, Пушкин тут же написал окончание стихотворению:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Ведущий 1: А годы шили, дети взрослели. «Императорский Царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа января 1815 года, от 10 часов до полдни, имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья…

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

И смуглый отрок бродит по аллеям,

У озерных грустит берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Ведущий 2: 9 июня 1817 года был последним днем пребывания юношей в Лицее  Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца- символ крепкой дружбы, прощальная лицейская клятва: «И последний лицеист будет праздновать 19 октября».

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальной слезой!

Храните, друзья, храните

Ту дружбу с той же душой,

То же к славе сильное стремленье,

Ту же юную ко славе кровь,

В несчастье - гордое терпенье,

А в счастье - всем равно любовь!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Ведущий 3: Нет, они не закончили Лицея! Закончились лекции, закончилось Царскосельское время, но Лицей в их жизни был навсегда. Тихонов И.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я!

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

Ведущий4: А теперь вспомним стихотворения  нашего любимого поэта:

- Любимая пора стихотворца? (осень)

-Какие стихи посвящал осени А. Пушкин?

1) Дубовик В.

«Унылая пора….»

2) Прокошин Артем

«Уж небо осенью дышало….»

2) Яурова Т.

«Туча»

Ведущий 5: Ряд стихов Пушкин посвящал любви:

1) «На холмах Грузии…»

Боброва Е.

2)Гулькина В.

«Что в имени тебе моем….»

3) Пурикова Д. «Мне помнится….»

4) «Няне»

 Ведущий 6: Ученики лицея научились мыслить. Их волновала не только своя судьба, но и судьбы  народа, государства. Так рождается  свободолюбивая лирика.

Вспомните название этих стихотворений.

5) «Узник» (один из чтецов)

Ведущий 7: С любыми трудностями  можно справиться в жизни

Анурьева Е. «Если жизнь тебя обманет…»

Учитель: Пушкина любят и поют романсы, написанные на его стихотворения.

Современные певцы и актеры (подборка музыкальных редакторов-учеников):

Безруков С.

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=rBHBAl15UXI&text=%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Д. Билан

https://yandex.ru/video/search?text=Дима%20Билан%20керн%20поет%20романс&path=wizard&parent-reqid=1476796676362497-353751546413874773211229

-Что особенного в звучании романсов?

-Каким настроением они проникнуты?

Итог: изготовление кластера «С днем Рождения ,Лицей!» (Заготовки из домашнего задания: принести открытку листок, рисунок и т.д.- с чем ассоциируется  день Рождение Лицея, где учился А.С. Пушкин)

 

Пушкин Александр, 13 лет. Имеет блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственное, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью…

Я слышу! Александр Пушкин! Выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, несколько сконфуженный. По сходству фамилий я запомнил его с первого разу…

( И. Пущин)

Мясоедов поражает всех строкой:

Блеснул на западе румяный царь природы..

Пушкин тут же написал окончание стихотворению:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.