Мои "Ключики"

У умственно отсталых детей нарушено нормальное развитие познавательных, психических процессов, у них ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь. Для таких детей характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвое­ния знаний и навыков, задержку в развитии разных видов дея­тельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практи­ческих ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познава­тельная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Я работаю в коррекционной школе учителем географии и биологии с 1994 года. Каждый урок стараюсь построить так, чтобы он был интересен ученикам, чтобы он спсобствовал коррекции познавательных процессов. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.

Таким образом, детям на уроке должно быть ИНТЕРЕСНО, ПОНЯТНО, ЗАГАДОЧНО, УДИВИТЕЛЬНО. Очень важно отмечать этапы роста, развития определённого умения, повышать самооценку каждого ученика. Даже в услових коррекционной школы остаётся очень важной задача - научить учиться!

Мои  "ключики"!

1. Урок должен иметь четкое начало и конец.

После звонка даю полминуты ( дойти до класса, подготовиться к уроку), стучусь в дверь класса, захожу, здороваюсь и начинаю урок. Если следовать этому правилу постоянно, начало урока всегда будет организованным. Выработку этого навыка начинаю с первого дня знакомства с классом (5 класс). Ученики, вовремя готовые к уроку, получают звёздочки ( как хороший знак своей будущей положительной оценки). Звёздочки могут появляться и  на уроке в 6 классе. Был опыт использования небольшого музыкального фрагмента в начале урока ( пока звучит музыка, ты должен подготовиться к началу урока). За 3 минуты до конца урока,  после этапа рефлексии и домашнего задания, произношу фразу: "Подготовиться к концу урока". Ученики сдают  учебники, тетради. Я выставляю оценки в дневники .

2. Нашим ученикам трудно запоминать определения, понятия , термины.

Предлагаю способ запоминания:  ключевые слова в определении сопровождаются жестами! Поверьте - это очень эффективный способ!

Например:

Природная зона - это большой ( руки разведены широко) участок Земли ( рукой показываем вниз), где климат ( машем рукой на себя), растения ( руки вверх - изображают дерево) и животные ( изображаем зайца) - одинаковы.

Три сосотяния вещества: жидкое ( горизонтальное волнообразное движение рукой), твёрдое ( кулак встречается с ладонью) и газообразное ( вертикальное волнообразное движение руки).

Анатомия - наука, изучающая строение ( изображаем кирпич)отдельных  органов ( прижимаем руку к сердцу) и организма в целом (горизонтальное движение руками сверху вниз).

Физиология  - наука , которая изучает, как работают ( веретенообразные движения руками) органы.

Иногда движения дети придумывают сами.

3. Ученики должны быть вовлечены в процесс познания.

а)Приём "Командировка"

При изучении природной зоны отправляю детей " в командировку" с определённым заданием ( кто-то знакомится с климатом, кто-то с животным миром).  Даётся время на изучение материала, можно

использовать дополнительную литературу( энциклопедии, книги  из библиотеки класса). Проверка итогов "командировки"  - по телефону ( игровой момент) В классе есть телефон старого типа, а у детей -

мобильные телефоны. Такая форма проверки удивительно мобилизует учеников.

б) Приём "Напишите мне письмо"

Форма итоговой провекри после изучения природной зоны. Ученикам интересно описывать город, в котором "они живут"уже много лет. Кроме описания природы и достопримечательностей, они рассказываают

о свое удачной "личной жизни", обещают выслать посылки.... Для меня же важно, что они пропускают зания "через себя", учатся фантазировать, планировать своё будущее.

в)Приём "Кино"

Использование видео камеры или айпеда.

- Перед классом ставится задача: подготовить видеосообщение на определённую тему. Решается целый комплекс задач: отработка техники чтения,

воспитание уверенности в своих возможностях, социализация. Неоднократные "дубли"решают вопрос запоминания материала. (При изучении темы "Земноводные" составляли рассказ  о лягушках.)

- При изучении темы "Группы мышц" провести фотосессию "Артист"( мимические мышцы).

- Игровые моменты оказания первой помощи - тоже хороший видеоматериал и для закрепления, и для обучения на следующий год.

г)Приём "Мультфильм"

Создание минироликов на интерактивной доске.

- процесс круговорота воды;

- процесс развития растения из семени;

д) Приём "Оставь о себе добрую память".

Применяю его на уроках закрепления изученного, контрольных уроках.  Ученики создают упражнения для " тех, кто будет учиться после нас".

- карточка с кроссвордом;

- буквенное задание ( по терминам темы);

- наложенный рисунок;

е) Минипроекты: групповые и индивидуальные.

Групповые: Весь класс создаёт таблицу "Цветковые растения" ( каждая группа оформляет листок с определённым семейством) . Создаётся папка "Насекомые" ( используются старые учебники, журналы).

Каждый ученик представляет свой набор насекомых.

Индивидуальные: Ученики создают мини-книжку на определённую тему, при этом приветствуется использование не только учебников, но и дополнительной литературы.