Мероприятия

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

Мероприятия, проводимые учителем-логопедом для детей, специалистов, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_dlya_detey_s_ovz.docx16.51 КБ
Файл kruglyy_stol_dlya_spetsialistov_oo.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

       Специалистами  МБДОУ «ЦРР-детский сад № 1 с. Бураево» было организовано развлечение для детей с ОВЗ «Мы умеем дружить».  Целью данного мероприятия являлось создание  непринужденной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона; настрой детей на позитивное восприятие друг друга, пробуждение их творческой активности, социализация в коллективе. Игры проводятся исходя из реальных возможностей детей, учитываются возрастные и психофизические особенности. В запасе у педагогов должны быть несколько игр, чтобы они пришлись «по вкусу» каждому ребёнку. Игры проводятся в формате весёлых стартов.

      Под веселую и зажигательную музыку дети вместе с педагогами водят хоровод, участвуют в эстафете, раскрашивают панно, собирают пазлы, играют в различные настольные развивающие игры. Мероприятие начинается и заканчивается спокойной игрой или хороводом.

    Так как работа с детьми с ОВЗ – это необходимое условие инклюзивного образования.

  1. Игра «Хоровод». Дети водят хоровод и повторяют движения за педагогом под текст песни.
  2. Игра «Построй башню».  Дети делятся на две команды и строят башню из мягких модулей и кубиков.
  3. Игра «Сбей кегли». Дети соревнуются в точности попадания в цель.
  4. «Пройди через тоннель». Нужно переползти через тоннель и передать эстафету другому игроку.
  5. «Пройди через болото». Дети в масках лягушек прыгают по «кочкам» (обручам)
  6. «Покажи по-разному» 
    Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
    1 этап игры: взрослый говорит: вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота ... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие»,
    Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
    Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
    Я иду медленно, а вот я иду... Как?
    Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
    Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...
  7. Игры с песком. На песочном столе дети по образцу рисуют пальцами заданные фигуры.
  8. Игра «Золушка» . Дети в командах сортируют фасоль и горох в разные контейнеры.
  9. Игра «Собери урожай».  В корзины по команде дети собирают фрукты и овощи.
  10.  Игра  «Дорисуй фигуру». На маркерной доске члены команды по очереди должны нарисовать человечка.
  11. Игра «Мыльные пузыри».  Каждый ребёнок должен выдуть как можно больше мыльных пузырей.
  12.  Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
  • «Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета.
  • «Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки.
  • «Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.
  • «Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

Каждый ребёнок  за активное участие награждается медалью.



Предварительный просмотр:

Круглый стол для специалистов ДОУ и ОО «Образовательные технологии в коррекционной деятельности»

      Новые стандарты образования требуют от современного коррекционного педагога владения большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррекционных методик. Формат проведения Круглого стола для учителей-логопедов и педагогов-психологов образовательных учреждений позволяет освоить новые образовательные технологии, закрепить на практике профессиональные знания и навыки по использованию современных коррекционных методов и приёмов. Данное заседание Круглого стола прошло на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1 с. Бураево»  Бураевского района Республики Башкортостан.

     В рамках использования современных  технологий для коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими различные нарушения, специалистами были рассмотрены следующие темы: «Межполушарное взаимодействие как профилактика нарушений чтения и письма»,  «ЛЕГО – конструирование - эффективная технология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»,  «АВА – терапия как технология обучения детей с расстройствами аутистического спектра», «Ребусы в логопедической работе или использование технологии развития критического мышления», «Интерактивные игры в работе педагога-психолога и учителя-логопеда», «Сказкотерапия как один из приёмов  игровой технологии», «Использование песочной терапии в рамках исследовательского метода обучения», «Использование приемов квест-игры в коррекционной работе».

Каждая тема сопровождалась мультимедиа-презентациями и демонстрацией дидактических игр и пособий.

У детей дошкольного возраста недостаточна развиты мелкая моторика, согласованные действия обеих рук, пространственное мышление и воображение. Применение приемов по развитию межполушарного взаимодействия поможет развить необходимые навыки у ребёнка.

  •        Межполушарная дисфункция – это нарушение развития одного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. Формируется она в ранний период при ползании ребенка благодаря перекрестным движениям рук и ног. Несформированность этого взаимодействия приводит к различным нарушениям развития, трудностям в учебе, поведении, адаптации.  Поэтому работу по межполушарному взаимодействию необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте.  Особенна эффективна эта работа, если она проводится и педагогом-психологом и учителем-логопедом в работе с одним и тем же ребёнком. Упражнения по синхронизации двух полушарий улучшают:
  •  мыслительную деятельность
  • способствуют улучшению запоминания
  • повышают устойчивость внимания
  • облегчают процесс овладения навыками письма.

Для работы с детьми используются межполушарная доска, рисование обеими руками (синхронное письмо).

           В работе с детьми, имеющими сенсорную дезинтеграцию, специалистами успешно применяется приём Лего-конструирования. Особое значение это имеет для совершенствования сенсорных эталонов, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы, размеров объекта, пространства. Манипуляция деталями конструктора LEGO даёт нам задействовать одновременно несколько анализаторов:  зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.  Конструктор LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Применение конструкторов LEGO являются незаменимым пособием  и в логопедической работе. Задания с конструктором используются на всех этапах работы (формирование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры, грамматического строя и связной речи). С помощью конструкторов Лего легко и непринужденно ребёнок может освоить пространственные представления (лево-право, верх-низ, между, за, под и т.д.).

        Несомненно новым и эффективным в работе с детьми, имеющими эмоциональные, социально-коммуникативные нарушения, является применение Прикладного Анализа Поведения (АВА), который изучает функциональные взаимосвязи между поведением и факторами окружающей среды. Используется данная методика в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.п.

           Применение коррекционной методики АВА дает нам возможность изменить поведение ребёнка, не меняя его самого. С помощью прикладного анализа поведения мы сможем  развить: учебные,  игровые и социальные навыки; моторику, коммуникацию (речь), самообслуживание; устранить нежелательное поведение.

         В рамках работы с одаренными детьми специалистами ДОУ была применена технология развития критического мышления. И один из приёмов – это обучение разгадыванию ребусов, что способствует познанию и восприятию окружающего мира, развивает интеллектуальное и творческое мышление, помогает включиться в процесс поиска правильного решения. Использование ребусов в логопедической работе, помогает  решить такие задачи, как развитие фонематических представлений, звукового анализа и синтеза; автоматизация и дифференциация звуков; обогащение словарного запаса. Разгадывание ребусов повышает мотивацию ребёнка к занятиям,  решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

        С целью совершенствования ИКТ компетенции  специалистов на заседании Круглого стола были также рассмотрены новые интерактивные пособия и игры для работы с детьми с нарушениями в развитии. Активное использование  игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. на занятиях учителя-логопеда дает свои результаты: неговорящие дети начинают повторять за героями небольшие слова и звукоподражания (пока-пока, бим-бом, чух-чух и т.д.). Особенно нравятся детям такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам), «Тик-так-звуки» (упражнения на звукоподражание), «Кто сказал Му? (игра на различение голосов животных), «Грибники» (игра на развитие звукоподражания и слухового внимания), «Бежит – лежит» (игра на формирование фразы). В ходе заседания специалисты обменялись необходимой информацией по использованию данных игр и пособий, что повышает эффективность коррекционной работы.

         Информативным были выступления по использованию песочной терапии и сказкотерапии. Современный подход специалистов к данным технологиям   был использован с учётом требований ФГОС. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Особенно полезна эта техника при работе с детьми, которые ещё не умеют чётко формулировать свои мысли и желания. Прекрасно помогает песочная терапия и в логопедии. Дети, у которых есть нарушения речи, намного быстрее усваивают материал, играя на песке. Так, дети любят лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Применение данной технологии помогает ребёнку через исследование познавать и открывать для себя окружающий мир.

        Сказкотерапия в свою очередь широко используется на всех этапах работы с детьми, так как ребёнок учится в игре. Через игру он познаёт окружающий мир и законы социального взаимодействия. Сказкотерапия облегчает адаптацию ребёнка с нарушениями в развитии к новым условиям,  активизирует ребенка к  творчеству, раскрывает собственный внутренний мир ребёнка, развивает его самосознание;
оригинальность мышления; формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»; снижает уровень тревожности и агрессивности у детей; развивает способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

         Еще один приём, который всегда использовался   специалистами, но теперь приобрёл новое название, это квест-игра. На заседании Круглого стола специалистами был проигран один из вариантов игры. Все участники отметили, что данный прием помогает   ребёнку преодолеть неуверенность в себе, помочь решить проблемы во взаимодействии со сверстниками и увлекательно решить поставленные задачи. Содержание квест-игры включает разные виды деятельности, что учитывает возрастные  особенности ребёнка. Особенно, важна двигательная активность детей, которая является биологической потребностью.  Так, посредством данной технологии решаются задачи развития детей с особыми образовательными потребностями.

       Деятельность специалистов на заседании Круглого стола способствовала повышению уровня профессиональной компетентности в области коррекционных технологий, оптимизировала образовательный процесс и сформировала у педагогов профессиональные навыки по созданию условий для организации коррекционной работы с учётом требований ФГОС ДО и НОО.