Для родителей

Фирстова Жанна Венадьевна

На этой странице собран материал для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

              ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ОТ ЛОГОПЕДА: ЗА И ПРОТИВ.

        Результат коррекционной работы с ребенком, имеющим ОВЗ, во многом зависит от степени заинтересованности и участия в процессе его родителей. Важная роль в сотрудничестве родителей и педагога отводится домашним заданиям 
        Логопедические домашние задания – это различные виды упражнений, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на  занятиях со специалистом.
        Это могут быть задания по развитию внимания, понимания обращенной речи, по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения -  то есть по всем направлениям когнитивного и речевого развития.
        Родители часто недоумевают:  «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, и так занимается с логопедом 2 (3,4, 5 … раз в неделю)?»
        При любом речевом (и не только) нарушении очень важно не только сформировать необходимый навык, но и закрепить его. А для этого необходимо повторять материал регулярно, многократно и, что важно, под контролем взрослого.
        Многократность повторения необходима, потому что у ребенка до занятий с педагогом сформировалась привычка говорить неправильно. И теперь важно загасить старые привычки «говорения» и выработать новые, а это достигается только при постоянном повторении.  Поэтому, используя предложенный специалистом материал, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на занятиях умения и навыки. А самое главное – отрабатывать материал не только при выполнении заданий в тетрадях или альбомах, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий,  то есть в повседневной жизни.
        Некоторые родители пробуют поручить выполнение домашнего занятия самому ребенку. Но это только тормозит коррекционный процесс, поскольку у дошкольников еще не развит самоконтроль, а значит, выполнение заданий будет некачественным и не принесет должного результата.

      Выполнение дома определенных видов работы по заданию педагога дисциплинирует ребенка и подталкивает его к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

     Дети – очень чуткие эмоциональные «антенны».  Родители для детей являются самым большим авторитетом.  Если ребенок почувствует, что родитель не особо заинтересован в процессе и не переживает за качество выполнения заданий, то и ребенок не будет стремиться к высокому результату. Поэтому ему необходимо чувствовать сопереживание и поддержку родных, их настрой на положительный результат.

       Частые ошибки родителей при выполнении домашних заданий:

        Выполнение всех заданий исключительно за «партой».

Занятие в кабинете специалиста и занятие дома – для ребенка совершенно несравнимые вещи. И родители для него – не педагоги. Поэтому дети часто отказываются выполнять с ними домашние задания. Задача родителей организовать выполнение заданий в игре с учетом бытовых условий.

     Выполнение заданий за ребенка.

     Можно помогать ребенку, но ни в коем случае не делать работу за него. Без проб и ошибок ребенок не сможет научиться. Не гонитесь за совершенством, поощряйте самостоятельность ребенка.

        Выполнение всех заданий за один раз.

     Дети с ОВЗ очень быстро утомляются. Для них любое обучение – это сложная работа. Поэтому не забывайте менять деятельность, делать перерывы, гулять, устраивать чайную паузу и т.д.

        Ругань или насмешки над ошибками и неудачами ребенка.

        Подобное поведение может навсегда отбить у ребенка желание заниматься. Хвалите ребенка за каждое, даже самое небольшое, достижение.

        Будьте позитивны. Как бы  не  было  трудно  в  процессе  обучения,  верьте  сами  и  вселяйте  уверенность  в  своего ребёнка, что все трудности преодолимы!

     



Предварительный просмотр:

Зачем развивать фонематический слух?

        Фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. ⠀
        Это умение представляет собой навыки:⠀
• узнавания⠀
• сравнения⠀
• повторения элементов, из которых состоят слова⠀

         Фонематический слух является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.⠀
        У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.⠀
        Данная способность детям необходима для понимания смыла слов в процессе общения, усвоения знаний, умений, навыков в школе. ⠀
         Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:⠀
⠀ • ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет⠀
• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (МАЛИНА – МАРИНА, МИСКА - МИШКА)⠀
• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем (БАНКА – КАБАН, КОТ - ТОК)⠀
⠀        К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:


• ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков); ⠀
• ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.⠀


        Как развить фонематический слух?⠀


        Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:⠀
• правильно ставить ударение⠀
• делить на слоги ⠀
• понимать смысл и значение каждого звука в слове ⠀
• выделять согласные и гласные звуки⠀


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА МАЛЫШЕЙ⠀⠀

Первый этап⠀⠀
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.⠀⠀


Игры:⠀⠀

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.⠀⠀
⠀ • Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика. ⠀⠀
• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.⠀⠀
• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Второй этап⠀⠀

         На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи. ⠀⠀

    «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос. ⠀⠀
   «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок. ⠀
   «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком. Третий этап Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями. ⠀
⠀«Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой. ⠀
   «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Третий этап⠀


        Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями. ⠀

    «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первый звук слова на другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой. ⠀
   «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку. 

        Будьте внимательны к речи своего ребенка. Помните, что дошкольный возраст – сензитивный период в развитии человека, когда многое можно развить, скорректировать и  компенсировать. Желаем вам успехов!



Предварительный просмотр:

ТР - Р - Р - РУДНЫЙ ЗВУК

          Одним из самых труднопроизносимых и позднообразуемых звуков в речи детей является звук Р. Возможно, поэтому его отсутствие или искажение вызывает больше всего тревоги у взрослых.

           В процессе формирования речь проходит определенные этапы. Первый этап становления речи — 2-3 года. Если в этот период звук Р не появляется, то не стоит сразу бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Он не требует дополнительного вмешательства логопеда. Достаточно простой артикуляционной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5-6 лет и он по-прежнему не выговаривает Р, то необходимо посетить специалиста.
На приеме логопед обнаружит проблему, даст консультацию родителям. Если серьезная патология исключена, то могут помочь следующие упражнения:

• «ЛОШАДКА»
Предложите ребенку отправиться вместе с вами в путешествие на лошадях. Поочередно присасывая и отрывая язык от неба, подражайте цокоту копыт. Устройте соревнование — кто громче цокает или кто быстрее скачет (ускорьте темп цоканья).

• «КУЧЕР»
Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку! Чтобы остановить лошадку, надо сказать «тпру». Давай попробуем! От губного «р» губы вибрируют. Ну а теперь поскакали дальше (повторяем упражнение «Цоканье»).

• «ИНДЮК»
- Мы скакали-скакали-скакали. Смотри! Вот птичий двор. Какие птицы живут на птичьем дворе? Обязательно выслушайте предположения дошкольника. Да, действительно, тут куры, утки, гуси. А еще большой индюк! И он говорит вот так! Показываем малышу образец — быстро выбрасываем язык между зубами и губами, звук похож на «бл-бл-бл». Обратитесь к малышу, предложите попробовать сделать так же.

• «ПРЫЖКИ»
Перед выполнением этого упражнения вымойте руки. Встаньте перед зеркалом и продолжите сказку.

- Мы гуляли по двору, а вот теперь давай зайдем в дом. Открой шире ротик-домик. А кто живет в домике? Правильно! Язычок. Давай найдем пол и потолок в нашем домике (малыш показывает пальцем). А теперь найди на потолке диванчики (термин «альвеолы» не подойдет для объяснения нахождения бугорков за зубами). А теперь пусть веселый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно! Обратите внимание ребенка — язык находится на «диванчиках», а не на зубах.

• «ВЕТЕР»
- Пока мы были далеко-далеко, поднялся сильный ветер!

Покажите ребенку пример — растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на «диванчики» и резко подуйте. Можете добавить элемент игры — дуть на листочек, на облачко-ватку. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем сильнее вибрирует язык, получается глухой звук, похожий на «ТРРРРРР». Если вместо этого звука получается шипение, значит, язык убежал с «диванчика» и надо вернуть его на место. Погоняйте ватки — облачка. Победителем будет тот, чья ватка улетит дальше.


«КОТЕНОК»
Устраивайте состязание – кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснется им подбородка. Налейте в тарелочку сок или молоко, поиграйте в котят. Пусть победителем будет тот, в чьей миске молоко будет вылакано быстрее.

         

          Придумывайте новый сюжет упражнений, чтобы ребенку не надоело.

          Если звук получается, то начинайте его автоматизировать. Сочиняйте вместе «рычащие» сказки и «рычащие» поговорки. В разговорной речи акцентируйте внимание на звуке «р», но старайтесь делать это ненавязчиво.

         Надеемся, эти простые советы вам понравятся и помогут. Главное, терпение и регулярность. Все получится!



Предварительный просмотр:

Речевая готовность детей к школе

          Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

          Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

          Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

          Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

  • развитый физический слух;
  • нормальное физического развитие будущего школьника;
  • развитая общая и мелкая моторика;
  • нормальная работа центральной нервной системы;
  • любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
  • правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
  • готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

          Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

          Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

          Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

          К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

          Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

          Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

          Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

          Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

           В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

          Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

          Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

           Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

          Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

          Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

          В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

          Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

          Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.

          На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

          В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

          Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

6. Грамматический строй речи

           Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

  • использование развернутой фразовой речи;
  • работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.
  • умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам;
  • пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь

          Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

  • поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
  • нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
  • умение развернуто описывать окружающие предметы;
  • внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
  • умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
  • умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

          Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

          Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.

          Желаем вам успехов! Учитесь с удовольствием!