Методический семинар к конкурсу "Учитель года"

Коврижникова Зухра Аликовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №124 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Доклад на методический семинар на тему:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка через применение основных методов и приемов обучения»

Подготовил учитель

 русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №124 г. Уфы

 Коврижникова Зухра Аликовна

Уфа-2015

Задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности.

Цель: повышение грамотности, развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся класса;
  • изучить приемы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
  • разработать «орфографические разминки для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

 Содержание

       

  1. Теоретическая база опыта.
  2. Актуальность и перспективность опыта.
  3. Новизна опыта.  
  4. Адресность опыта.
  5. Трудоёмкость опыта.
  6. Технология опыта.

      а) Поиск форм и методов обучения.

      б) Педагогические принципы.

      7) Методы, приемы и средства обучения.

      8) Приёмы, развивающие орфографическую зоркость.    

      9) Факторы формирования орфографической зоркости.

    10) Организация работы над ошибками.

     а) Индивидуальная карта допущенных ошибок по русскому языку ученика.      Приложение 1.

     б) Памятка «Работа над ошибками». Приложение 2.

    Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания...

    Зачем же тогда писать грамотно?..

 Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Д.Быков

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей. Методисты, учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Формирование орфографического навыка - процесс длительный и трудоемкий. Изучение орфографической грамотности учащихся показало, что становление навыка идет медленно и не всегда эффективно.
Уровень обучения русскому языку в значительной мере определяется качеством сформированных у учащихся орфографических умений, которые являются важнейшим результатом всякого обучения. Если учитель знает, какому умению он должен научить ученика в ходе работы над конкретной темой, то процесс обучения становится четким и целенаправленным.
Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких.

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Цель: повышение грамотности, развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся класса;
  • изучить приемы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
  • разработать «орфографические разминки для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

        В процессе работы над орфографической зоркостью учащихся в 5-9 классах наблюдается ряд противоречий, а именно:

- между наличием у учащихся теоретических знаний по русскому языку и уровнем орфографических умений и навыков;

- между условиями формирования устойчивых знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках русского языка;

- между высоким уровнем требования к содержанию курса русского языка и дефицитом учебного времени.

       На создание опыта работы по данной теме оказали также влияние и другие факторы: изучение методической литературы, знакомство с опытом коллег-словесников, труды психологов; главным образом, требование времени обусловлено теми обстоятельствами, что «обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях…»

       

Теоретическая база опыта.

Традиционно в методике преподавания русского языка выделяют два пути формирования орфографических  умений и навыков. Первый основан на заучивании орфографических правил, второй базируется на создании системы комплексного подхода к работе над орфограммой. Собственные наблюдения, изучение трудов ученых, методистов дают основание утверждать, что обучение орфографии нельзя основывать только на заучивании правил, так как это приводит к развитию механического навыка, оторванного от языка. Разрабатывая проблемы педагогической психологии, в частности ПСИХОЛОГИИ ОРФОГРАФИИ, Дмитрий Николаевич Богоявленский писал, что существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. На неэффективность обучения орфографии только на основе заучивания правила указывают и работы психологов. Например, П. Я. Гальперин отмечает, что механическое запоминание не формирует умения и навыки, значит, содержание правил в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, к сожалению, многое забывается.

Исследуя это явление, психологи пришли к выводу, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие процессы: зрительное и слуховое запоминание, логические операции, зрительная память, пассивное внимание.

Исходя из этого, я полагаю, что работу по развитию орфографической зоркости нужно строить согласно наблюдениям психологов, учитывая зрительное, слуховое, ассоциативное восприятия учащихся и на основе системного комплексного подхода к работе над орфограммой, беря во внимание также фонетические и исторические написания.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования орфографической зоркости школьников 5-9 классов средней школы. К сожалению, ежегодный анализ письменных работ учащихся свидетельствует о весьма невысоком уровне их подготовки по орфографии, особенно это заметно при переходе их из начальной школы в среднее звено. В связи с этим назрела необходимость усовершенствованного подхода к системе обучения, которая должна помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические правила русского языка, подготавливать их к тому, чтобы они писали сложные слова автоматически. Таким образом, актуализация опыта представлена результатами поиска эффективных способов совершенствования орфографических умений и навыков школьников на уроках русского языка. И цель данной работы – убедить в эффективности приемов обучения с опорой на схемы, конспекты, т.е. показать систему работы на уроках русского языка в 5-9 классах при формировании орфографических навыков.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках русского языка условий для совершенствования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, раскрытие творческого потенциала личности.

Новизна опыта.

  Любой педагогический опыт, как правило, является самостоятельным и несет в себе элементы новизны

Новизна данного опыта состоит в адаптации применительно к конкретным условиям элементов уже известных средств и методов, проводимых в системе, с использованием правильно подобранного дидактического материала. Система работы предусматривает:

-проведение нетрадиционных форм урока (урок-презентация, проектный урок и т.д.)

- подачу материала уроков через комплекс упражнений и заданий по русскому языку, стимулирующие у школьников умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, классифицировать;

-привлечение компьютерных технологий;

-ориентацию на стандарт через индивидуализацию;

-повышение мотивации учения через раскрытие творческого потенциала обучающихся;

-активные методы и приемы обучения.

Данный опыт позволяет предусматривать изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Нацеливает на использование орфографических алгоритмов, схем, игр, приводит в систему орфографические упражнения, применяет компьютерные технологии для изучения орфографии.

 Полагаю, такой подход позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка и обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся, способствует формированию прочных знаний учеников.

Адресность опыта

Опыт работы, рассмотренный на заседании ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла, может быть рекомендован как начинающим педагогам, так и опытным учителям, работающим в среднем звене. Он может быть применён как на отдельно взятом уроке, так и в системе уроков и внеклассной работы по формированию орфографической зоркости учащихся.

Трудоёмкость опыта

Заключаетсяв том, что в учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, то есть с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Возникает необходимость разрабатывать такую систему обучения, которая обеспечила бы удовлетворительную орфографическую грамотность учащихся.

Необходимо иметь постоянно обновляющийся подбор упражнений для самостоятельного выполнения с целью дальнейшего планирования и организации работы над совершенствованием орфографических навыков

Технология опыта.

В обучении правописанию современная методическая мысль достигла определенных успехов, однако проблема практического повышения орфографической грамотности наших учащихся ещё продолжает существовать в силу отдельных противоречий, указанных выше.

Таким образом, в поисках методики по школьной орфографии на современном этапе приходишь к убеждению, что необходимо объединить и учесть в своей работе следующее: 1) основные научные положения теории русского правописания, 2) важнейшие достижения педагогической психологии и дидактики, а также 3) лучший опыт преподавания.

Опыт по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка предполагает постановку следующей цели: выработать такую систему приемов и упражнений, которая позволяет, создав самостоятельной позиции учащихся в обучении русскому языку, и развивать орфографическую зоркость.  Добиваясь вышеуказанной цели, я поставила перед собой ряд важнейших задач, способствующих её достижению, а именно:

-   освоение учащимися основ знаний по русскому языку через развитие творческих способностей;

-   осмысление своей индивидуальности, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;

-   развитие интереса к русскому языку и литературе, через реализацию своих возможностей и передачи опыта другим

Отмечу, что реализации поставленных целей и задач способствует педагогика сотрудничества, где ученик является субъектом своей деятельности, а сотрудничество в отношениях “учитель-ученик” принимает различные формы (соучастия, сопереживания, сотворчества).

Но огромный объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся, и дефицит учебного времени вызывают необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально распределить учебное время в процессе обучения русскому языку.

А решить поставленные задачи помогают следующие педагогические принципы:

- принцип преемственности и последовательности в обучении.

В его основе -  построение определенной системы и последовательности процесса обучения. К примеру, сложные упражнения не могут быть выполнены до выполнения более простых задач. Этому принципу соответствует УМК по русскому языку Т.А Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой, концепция которого направлена на содействие развития логических умений через реализацию комплекса упражнений по русскому языку. Он обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.

- принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их сочетание. Правило базируется на утверждении, что индивид становится личностью благодаря его общению с другими учениками. Этот принцип создает условия для диалога, повышает чувство ответственности.

- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам.

- Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Этот подход требует развития у школьников умения аргументировать, доказывать суждения, делать выводы, оценивать себя и других.

Активно использую разнообразные методы, приемы и средства обучения, такие как:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый и эвристический метод.

        По мнению В.М.Бехтерева, «у детей школьного возраста зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой». Именно поэтому выполнение упражнений и заданий поискового характера, редактирование текста способствуют концентрации внимания школьников.

При подборе дидактического материала -  текстов из художественной литературы-  учитываются следующие критерии:

-  соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся;

-  наличие в тексте изученных орфограмм;

-  доступность с точки зрения языковых средств.

3. Объяснительно-иллюстративный метод:

Систематически использую на уроке опорные схемы. Опорная схема –совокупность ассоциативных графических знаков и символов, ключевых слов. Она способна активно восстанавливать и применять информацию.

  Данный метод помогает мне представить материал образно, выделить главное. По словам детей, с помощью опорных схем лучше запоминаются орфографические правила. Этот метод активизирует логическое мышление учащихся.

А использование орфографических алгоритмов (по методу М. Р. Львова) помогает пошагово воспроизвести ход рассуждения по применению правила, способствует выработке умения правильно определять орфограммы, дает возможность соединить в одно целое изученный материал, обобщить и конкретизировать орфографическое правило на разных этапах урока.

4. Метод комбинированного контроля.

Преимущество этого метода в блиц- проверке одновременно нескольких групп учащихся за небольшой промежуток времени при помощи системы карточек. Они включают вопросы по теме, письменные задания, тесты. Ученик самостоятельно должен подготовить ответы на выбранном им уровне. Работа с карточками требует системности.

Таким образом, использование этих принципов и методов обучения позволяет соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Всем известно, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие реализуется в ходе объяснительного диктанта, выборочного комментированного списывания, графического выделения орфограмм, исправления письма.

Слуховое восприятие раскрывается при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для артикуляционного восприятия и запоминания необходимо комментирование, четкое   орфографическое проговаривание.

Общеизвестно, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе как комментированного письма, так и звукобуквенного, орфографического разборов.

Постоянно в своей работе применяю алгоритмы обучения орфографическому правилу. Этот прием удобен, прост, состоит из нескольких этапов. Для достижения желаемых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу, начиная с 5 класса. Учащиеся привыкают к такому способу работы, затем это входит в определенную систему. Привожу пример фрагмента урока, где я использую прием алгоритма обучения орфографическому правилу.

       Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

  1. углубление познавательных интересов;
  2. чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
  3. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
  4. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  5. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
  6. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
  7. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:    

1. Комментированное письмо. 

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

2. Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

3. Письмо с пропуском орфограмм. 

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

4. Какографические упражнения.  Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

5. Письмо по памяти.  Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 

Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.

7. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его, не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

- Прочитай предложение орфографически.

- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

8.  Скоростное письмо.
     Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
 

9.  Диктанты.

       - Предупредительный диктант.

       - Объяснительный диктант.

       - Выборочный диктант.

       - Свободный диктант.

       - Самодиктант.

       - Зрительно-слуховой диктант.

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.

        - Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

       - Словарный диктант.

10. Орфографические минутки.     

       Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать
факторы формирования орфографической зоркости: 

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

       Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.

Проверяю такого рода работы выставлением оценок в диагностические ведомости (Приложение 1), где отслеживаются результаты, как усваивается тема учащимися. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Целенаправленное обучение по обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко-буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.

Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.

Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:

1) безударные гласные (земля, окно);

2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка);

3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща);

4) непроизносимые согласные (грустный);

5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд);

6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);

7) сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик);

8) приставки и предлоги (подбежал к дому);

9) ь после шипящих (дочь, грач);

10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);

11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле);

12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем);

13) правописание – не с глаголами (не читал);

14) правописание глагольных суффиксов пр. вр. Ё1(поняла, видели) и другие.

Дети должны запомнить:

До того, как написать слово:

1. Ставим слово под ударение.

2. Мысленно разбираем его по составу.

3. Определяем «ошибкоопасные» места.

4. Вспоминаем правило.

5. Подбираем, если есть проверочное слово.

6.Только после этого можно записать слово.

        Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). 

Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.

Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты - всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Анализ контрольных диктантов по русскому языку в 5-6 классах

в I четверти 2014/2015, 2015/2016 учебные годы

Класс

Кол-во уч-ся

 5

 4

 3

2

Выполнили

работу

                                                Допущенные ошибки

   

Безуд. гласная в корне

Непроизносимые согласн.

И,у,а

после

шипящих

Непровер. гласные

корня

провер. согл. в корне

-тся - ться

Ешь-ишь

НЕ с глаголом

Ь после шипящих у имен сущ.

5

29

2

13

11

5

25

10

5

6

5

5

6

7

    4

4

6

30

1

15

11

3

27

8

4

3

4

4

5

5

3

4

7

Ежегодные Декады словесности, участие в игре «Русский медвежонок» - все эти усилия направлены на повышение значимости русского языка как учебного предмета, который определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения. В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять на практике приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из важных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. Поэтому и возникает необходимость усиливать поиск эффективных средств для решения задач в области орфографии как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Список литературы:

 1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников.  Начальная школа. – 2000. - № 6.

 2.  Морозова М.Я., Петрова Е. Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва 2007.

 3. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.

 4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа. - 2001 №5

 5. Хотенцева Г.И. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.

 6. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся.  Начальная школа. – 2002. - № 8.

 7.Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии -М.: Просвещение, 1966.

 8.Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания

 9.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

 10.Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии

         «Русский язык в школе». -1976. -№ 4.

 11.Журавлева, Л. И. Как повысить грамотность учащихся?  «Русский язык в школе» -2012. - №2

 12Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии «Русский язык в школе» - 2005. - №4.

 13.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы.  «Просвещение» 2014.

Задания на развитие внимания, зрительной памяти.

 

1. Расшифруй слова

Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом

2. Раздели склеенные между собой слова

Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

3. «Спрятались слова»

(3 слова: весело, вдруг, ветер. )

- Привет Ерёма!

- Привет Фома.

 - Идём в лес за шишками.

- Нет, боюсь.

- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.

Пошли друзья в лес, набрали много шишек.

 - Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?

 - Тяжело.  

4. Найди ошибки, объясни их правописание.

Марос, вараби, канки,

Сарока, снишки, девачка.

5. Письмо по памяти:

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

6. Исправь допущенные ошибки, объясни.

Белый снек на ветке,

Иней на стикле.

Ель дражит от ветра

Холодно и мне.  

 

  1. Вставь пропущенные буквы. 

  Со…сна, в л…су, д…р...вья,ств..лы,пч..ла,сл...ны, х..лмы.

  1. Выбери правильную букву:

Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.

9. Прочитать три раза слова:

мама                дети           человек          брат

доброта           тетя            мужчина        ребенок

Затем слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

  • сколько букв в предпоследнем слове?
  • сколько слов, состоящих из двух слогов?
  • назовите третье слово;
  • сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
  • сколько слов заканчивается на букву «а»?
  • какие слова женского рода?
  • сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

10. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

11. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»:

 п … ля, м...ря, с… ды, гр…бы
Объясни, почему вставили такие буквы.

12. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

13. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:

     Вяжет мама длинный шарф,

     Потому-то сын … жираф

      Если мы растём на ели,

      Мы на месте и при деле,

      А на лбах у ребятишек

      Никому не нужно… шишек.

Приложение 1.

Индивидуальная карта допущенных ошибок по русскому языку ученика

 №                

                   Орфограммы.

вх

1

2

3

г

вх

1

2

3

г

вх

1

2

3

г

1

Большая буква в начале предложения.

2

Пропуск буквы.

3

Перенос слова.

4

Ь, обозначающий мягкость согласных.

5

Гласные после шипящих.

6

Сочетания чк, чн, нщ, щн.

7

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

8

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

9

Парные звонкие и глухие согласные.

10

Большая буква в имени собственном.

11

Разделительный ь.

12

Двойные согласные в слове.

13

Знаки препинания в конце предложения.

14

Гласные и согласные в приставках.

15

Правописание предлога со словом.

16

Разделительный ъ.

17

Непроизносимые согласные в корне слова.

18

Соединительные гласные в сложных словах.

19

Предлог с местоимением.

20

Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.

21

Не с глаголом.

22

Ь у глаголов неопределённой формы.

23

Правописание безударных окончаний имён существительных.

24

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

25

Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

26

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

27

Разбор слов по составу.

28

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

29

Знаки препинания в сложных предложениях.

30

Разбор предложения.

31

Морфологический разбор имён существительных.

32

Морфологический разбор имён прилагательных.

33

Морфологический разбор глаголов.

Приложение 2. Памятка по работе над ошибками.

Орфограмма

Запомни!

Как работаем

1

Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишу с заглавной буквы.

Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

2

Пропуск, замена буквы.

Лишние буквы.

Напиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

3

Деление на слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги.

4

Перенос слова.

Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

Напиши слово, разделяя его чёрточками для переноса.

5

Мягкий знак -

показатель

мягкости.

Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

6

Гласные после шипящих.

жи - ши пишу с и

ча - ща пишу с а 

чу - щу пишу с у

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

7

Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн.

Пишу сочетания без мягкого знака.

Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

8

Ударение.

Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.

9

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму.

10

Слова с непроверяемыми написаниями.

Посмотри в словарик. Запомни, как оно пишется.

Напиши слово два раза. Если можешь, подбери и запиши 2 однокоренных слова. Выдели в словах корень. Обозначь ударение. Подчеркни орфограмму.

11

Парные звонкие и глухие согласные.

Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму.

12

Заглавная буква в имени собственном.

Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.

13

Разделительный мягкий знак.

Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.

14

Удвоенные согласные в слове.

Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни удвоенную согласную.

15

Знаки препинания в конце предложения.

Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания.

16

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму.

17

Гласные и согласные в приставках.

Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.

18

Правописание приставок со словом.

Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом.

Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.

19

Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел)

Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму.

20

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

21

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак.

Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

22

НЕ с глаголами.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

23

Правописание родовых окончаний имени существительного

М.р. – нулевое , -а, -я

Ж.р. -а, -я

Ср.р. -о, -е

Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

24

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1скл

2скл

3скл

Р.п.

Д.п.

П.п.

Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.

25

Правописание родовых окончаний имени прилагательного

М.р. – ой, -ый, -ий

Ж.р. -ая, -яя

Ср.р. -ое, -ее

Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.

26

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.

27

Предлог с местоимением

Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.

28

Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.

Если вопросе к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ.

Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.

29

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.

Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

30

Правописание безударных личных окончаний глаголов

У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.

У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.

Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед      -ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: