Литературное краеведение, 6 класс, урок 10. Тема «Л.В.Исаков. «Илецкие мотивы»

Колбасина Татьяна Николаевна

Тема урока литературного краеведения в 6 кл. «Л.В.Исаков. «Илецкие мотивы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._kraevedenie_6_kl._urok_10.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного краеведения в 6 кл. (№ 10) Тема «Л.В.Исаков. «Илецкие мотивы»

Цель: сформировать через живое, личностное восприятие материала о творческой биографии поэта Л.В. Исакова интерес к литературному прошлому Оренбургского края.

Задачи.

1. Образовательные:

- продолжить знакомство учащихся с историей культуры родного края: дать необходимый объём знаний о Л.В.Исакове для осмысления роли поэта, показав жизнь конкретного человека, оставившего свой след в русской поэзии

- расширение общего кругозора

- углубление литературных знаний

- формирование навыков, умений анализировать стихотворения, погружаясь в атмосферу поэтических текстов

- выбор основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

-развитие аналитических способностей лицеистов через погружение в атмосферу поэтических произведений.

-развитие умения отстаивать свои мысли, выводы, умение интерпретировать;

- развитие эмоций, чувств, волевых усилий

- развитие памяти;

- совершенствование искусства устной и письменной речи в соответствии с заданной целью

- активизация читательского опыта шестиклассников через постижение поэтической грани таланта Л.Исакова.

3. Воспитывающие:

- формирование на основе местного литературного материала нравственно-ценностные ориентиров; воспитание  уважения к культуре родного края

- формирование познавательного интереса к урокам литературного краеведения.

Практико-ориентированный тип урока - урок открытие, урок заочная экскурсия.

Форма урока – урок-панорама, урок взаимообучения, способствующие  активизации читательского опыта.

Ход урока

Родная земля – источник творчества.

Понять литературу, не зная мест, где она родилась,

не менее трудно, чем понять чужую мысль,

не зная языка, на котором она выражена.

Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе:

они вырастают на родной почве и могут быть понятны

только в связи со своей родной страной.  

Д.С. Лихачёв.

I. Орг. момент – сообщение темы и цели урока, постановка проблемы.

II. Опрос дом.задания:  1. Записать текст Гимна города  Оренбурга  «Живи, Оренбург!» (по желанию). Индивидуальные опросные задания №№ 1,2 проверяют ученики-консультанты, № 3 слушает и оценивает весь класс.

1. Над оренбургскими степями

Парят державные орлы.

Колокола звенят во храме,

Чисты их звуки и светлы.

Мы славим город - дом желанный

Для тех, кто в этот дом влюблен,

Кто помнит, что царицей Анной

Он Оренбургом наречен.

Припев: Наши предки здесь давным-давно

Прорубили смело в Азию окно.

Оренбург - степная столица,

Нам с тобою есть чем гордиться!

Живи, Оренбург!

Живи, Оренбург!

Вечно живи, Оренбург!

2.На прочность город проверяли

В лихие смутные года.

Но Оренбург не отдавали

На поруганье никогда!

Когда страна на бой суровый

Своих послала сыновей,

То согревал платок пуховый

Их жен, сестер и матерей.

3. У нас особенные люди.

Они - пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран.

Первопроходцам благодарен

Гостеприимный наш народ.

Здесь были Пушкин и Гагарин!

И с нами Песня и Полет!

(авторы Юрий Сергеевич Энтин, Давид Федорович Тухманов)

2. Индивидуальная работа на ноутбуках. Работа на выявление внимательного чтения рассказа «Оренбургский меновой двор» (по желанию) - 4 человека

1 уч-ся Вспомните описание оренбургского менового двора, который даёт А.Крюков в 1-ом абзаце, и продолжите, процитировав текст: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору…»  Что представляется взору? («…огромное каменное здание, или, лучше сказать, совокупление зданий, имеющее фигуру продолговатого четырехугольника, коего углы связаны между собою бастионами. Это Оренбургский меновой двор»)

- Вспомните цифры. «Четыре огромные наружные корпуса, ограждающие оный, заключают в себе … (152) лавки,… (104) комнаты с кухнями, для жительства русских и азиятских купцов».

- Куда ведут ворота менового двора и куда они обращены? («Двое ворот ведут во внутренность менового двора: Российские, обращенные к стороне города, и Киргизские, от коих начинается путь в Хиву и Бухарию, к степи. Над первыми из сих ворот устроена пограничная Таможня с башнею на верху; над последними находится каменная зимняя караульня, а противу их летняя».

- «В самой средине менового двора расположен другой дворик, с лавками внутри и снаружи, который называется Азиятским»… Почему он дворик называется азиатским? (…«потому, что внутренния лавки его могут быть занимаемы одними только Азиятскими товарами».)

- На западной стороне менового двора выстроена мечеть по повелению в Бозе почившего Императора Александра I. В каком году? (В 1825 году)

2 уч-ся Почему, «вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминания И. И. Неплюеву, первому Оренбургскому Военному Губернатору и первому виновнику политического образования здешняго края?»  («Вот место, где сей славный Государственный человек предполагал сосредоточить торговлю нашу с народами Средней Азии».)

- Кого пригоняют киргизцы в обмен на желаемый товар? («Киргизцы из глубины степей своих пригоняют на оную великое множество баранов и значительное количество скота рогатого; приносят почти все добычи своего звероловства, также: кошмы, армячины (шерстяные войлоки и род грубого камлота из верблюжьей шерсти) и другия скудные произведения своих рукоделий».

- На что меняют киргизцы свой товар?  («На всё сие выменивают они от Русских хлеб, лошадей, многия фабричные наши изделия, как то: миткали, китайки, нанки, платки и т. п., посуду деревянную и металлическую, разные мелочные предметы роскоши и щегольства и наконец Азиятские товары, получаемые нами из Хивы и Бухарии».)

- В каком году разворачиваются события? (июнь 1826 года)

-15 июня 1826 года азиатский караван прибывает в оренбургский меновой двор. Кто из оренбургских военных губернаторов встречает его и где? (Петр Кириллович Эссен (1772–1844) – Оренбургский военный губернатор,  «встретил караван за таможенною чертою»)

- Где встречают азиатов попечительный Начальник Оренбургского таможенного Округа Петр Васильевич Сушков, чиновники таможни и «множество зрителей обоего пола и всех состояний»? («приняли оный у Киргизских ворот менового двора».)

3 уч-ся Какую главную черту характера всех кочующих народов подмечает писатель А.Крюков? («…нетерпеливы и пламенны, беспечны и упрямы».)

 - На чём привозят свои товары азиаты? (конные азиаты везут товары на навьюченных верблюдах)

- Что привозят бухарцы и хивинцы в своих караванах, кроме шелковых, полушелковых и бумажных полосатых материй, известных под названием сус, алачей, дараи и пр., белого бумажного полотна или бязи, крашеного бумажного полотна или буяки и бурмети, стеганых одеял, занавесок, бумаги, корня марены, разных сушеных фруктов?  (Халаты, шали и ткани кашемирские,  столь уважаемые нашими дамами).

- В середине какого месяца начинается «ярмонка» на оренбургском меновом дворе? (июнь) Когда заканчивается ярмарка? (в октябре)

4 уч-ся  Что на головах бухарцев? (чалма) А на головах хивинцев? (чёрные шапки) А на головах батыров, киргизцев? (остроконечные колпаки) (Показать картинки)

Что получают азиаты от русских? («все произведения наших фабрик: железо, сталь, сахар, семя коксинельное (кошениль) и преимущественно юфть, называемую у них булгара; сие имя напоминает нам ея изобретателей).

- Какую надежду выражает Александр Кудрявцев в конце очерка? («Приятно надеяться, что при мудром и благодетельном правлении царствующого Государя торговля наша с народами Средней Азии будет возрастать ежегодно и оправдает наконец предположения незабвенного Патриота, давшего ей столь блистательное начало»)

3. Размышления вслух. Что я узнал на уроках литературного краеведения 

III. Новая тема.

Сообщения заранее подготовленных уч-ся об Л.В. Исакове, уроженце Оренбургского края (материал был прикреплён к Дневнику ру)

1. Сведений о его жизни очень мало. Известно, что семья Льва Васильевича Исакова имела дом в Оренбурге, отец Василий Николаевич обучался в Оренбургском уездном училище, служил чиновником в Орске и Оренбурге. Произведения Л.В. Исакова стали появляться на страницах оренбургских газет в начале 90-х гг. ХIХ века. Первый небольшой сборник стихов, названый поэтом «Юные грезы», вышел в Оренбурге в 1893 г. Через два года сборник был расширен и переименован в «Степные отголоски».

2. Познакомимся с отрывками из сборника «Степные миражи» 1916 г., в котором автор говорит о себе и своем творчестве, выделяют строки:

С детства я вольную степь полюбил.

***

Из Оренбурга тянуло меня в степи родные от пыли,

Там я сидел по ночам у огня, слушая сказки да были.

***

Под печальные звуки домбры пели мне песни киргизы.

***

Помню, как тихою ночью во сне

Грезил я здесь Пугачевым.

3. Исаков явно оренбуржец, он любит степь, слушать были и пишет о Пугачеве.

Определить, в каких местах Оренбургского края жил поэт, или хорошо их знал, или приезжал. Приводим тексты стихотворений.

Илецкие мотивы

При блеске трепетном луны                         Отвесны стены; соль одна,

Глубоко спят седые скалы.                         Как снежный иней серебрится,

И чудной прелести полны                         И словно призрак шевелится

Голубоватые кристаллы.                                 В соленом озере луна.

Сияет соль, как глыбы льда,                         На берегу сияет лед,

Под серебристыми лучами.                         Лежит, как пласт, сугроб глубокий.

Стекая мутными лучами,                                 Никто нам песен не поет

Журчит соленая вода.                                 Про этот чудный край далекий.

***

Где вы, певцы и поэты,

Нашей степной стороны?

Край наш и голые степи

Старых преданий полны.

Есть далеко у нас в поле

Много соленых озер,

Есть у нас «Мертвые соли»,

Группы разбросанных гор.

***

4. Отрывки из литературной сказки «Мертвые соли»

В равнине широкой, в степной стороне         И, слушая, я увлекался не раз,

Есть горы в обширнейшем поле,                 Как сказкою малые дети.

И местное носят названье они                ***

Урочище «Мертвые соли».                         Есть много рассказов... Но кто ж отличит,

Там водятся змеи в горах без числа,         В полночь, говорят, из пучины озер

Их гнезда в расселинах скрыты,                 Девица в короне выходит.

И лентой широкой дорога легла                 И, тихо спускаясь по склону тех гор,

От гор до Илецкой Защиты.                        В степи одинокая бродит.

Там почва, похожая с виду на соль,                 ***

Из гипсовой камня породы,                         Местами там дно все изрыто,

Она серебрится по берегу вдоль                              И слышится стук топора,

И блещет в дни ясной погоды.                            Под глыбами соли зарыто

Вода в одном озере пресна на вкус,                 Там много пудов серебра.

В другом же - воды вкус соленый.                 Трудна там, упорна работа,

И если в озера те бросим мы груз,                 Там слышатся стоны и плач;

Звук будет глухой, отдаленный.                            Владелец сокровищ без счета

Я был там и слышал волшебный рассказ                      Известный Емелька Пугач!

Про страшные местности эти,                             Что верно в тех сказках, что ложно!

Про местность ту всякий свое говорит,

А в бездну взглянуть невозможно.

5. В степи

Широкая, вольная степь,                         В аулах костры развели,

Воспетая в юности мною,                 И звезды с небес засияли.

Сняла ты оковы и цепь                         Упившись дыханьем цветов,

И дышишь свободно весною.                 Овеянный ласкою мая,

Мелькают кибитки вдали.                 Я слушать ту песню готов.

Синеют туманные дали.                         Что муза поет мне степная.

- Доводилось ли кому из вас отдыхать в Соль-Илецке? Ваши впечатления?

- Анализируя стихотворения Исакова, обратим внимание на то, что «Илецкие мотивы» - это описание природы, пейзажа, мест Соль-Илецкого района (обилие эпитетов, сравнений, метафор, используемых для описания).  Маленькая поэма «Мёртвые соли» - это зарисовка не только мест Соль-Илецкого района, но и всего Оренбургского края.

Вопрос: Чем привлекал поэта Оренбургский край? («Широкая, вольная степь, Воспетая в юности мною»…        «Упившись дыханьем цветов, Овеянный ласкою мая, Я слушать ту песню готов. Что муза поет мне степная» (из ст. «В степи»)   «Есть далеко у нас в поле Много соленых озер, Есть у нас «Мертвые соли», Группы разбросанных гор» (из стих. «Илецкие мотивы»)

- Какие мысли и чувства рождаются у вас в связи со знакомством творчества Л.В.Исакова?

- Знакомство со стихотворением Л.В.Исакова «Илецкие мотивы». Выразительное чтение учителем.

При блеске трепетном луны

Глубоко спят седые скалы,

И чудной прелести полны

Голубоватые кристаллы.

Сияет соль, как глыбы льда,

Под серебристыми лучами,

Стекает мутными ручьями,

Журчит солёная вода.

Отвесны стены: соль одна,

Как снежный иней серебрится,

И словно призрак шевелится

В солёном озере луна.

На берегу синеет лёд,

Лежит, как пласт, сугроб глубокий.

Никто нам песен не поёт

Про этот чудный край далёкий.

  1. Беседа по стихотворению.

- Ваши впечатления от услышанного?

- Опишите, какими в изображении Исакова предстают соль-илецкие места - жемчужина Оренбургского края?

- Кто из вас бывал в Соль-Илецке? Что привлекло ваше внимание, удивило, поразило?  Чем знаменито озеро Развал? (Начали разрабатывать в 1754 г. Небольшое солёное озеро искусственного происхождения, расположенное на южной окраине города Соль-Илецка Оренбургской области. Озеро Развал - самое большое из группы Илецких озер: Тузлучное, Теплое, Дунино, Новое, Малое и Большое городское озеро. Площадь:0,06 км Максимальная глубина:22 м)

Знаете ли вы, что… В 1745 году русский учёный М.Ломоносов провёл сравнительное изучение разных видов поваренной соли, которую добывали в разных губерниях России и привозили из-за границы. Из исследованных им отечественных сортов поваренной соли — илецкой, астраханской и пермской — наилучшей была, по его мнению, илецкая.

- Отметьте эпитеты, метафоры, сравнения (см. 8 первых строчек)

При блеске трепетном луны

Глубоко спят седые скалы,

И чудной прелести полны

Голубоватые кристаллы.

Сияет соль, как глыбы льда,

Под серебристыми лучами,

Стекает мутными ручьями,

Журчит солёная вода

- Что больше привлекает в изображении природы: цветистость языка или реалистическая и сдержанность поэтических красок?

- Согласны ли с  афоризмами о поэзии, природе: «Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный», «Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма» (Владимир Галактионович Короленко); «Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов» (Оскар Уайльд).

IV. Д.з. - выразительное чтение стихотворения Л.Исакова «Илецкие мотивы» (по желанию можно выучить, сделать иллюстрации).

Готовимся к НЕДЕЛЕ русского языка и литературы. Разделиться классу на 6 групп, продумать вопросы, сообщения по ранее изученному или незнакомому местному литературному материалу (Примерные вопросы прикрепляются к д.з. в Дневнике.ру, см. папку ЛИК.РУ)

VIII. Итог урока – как обогатили свои знания о родном крае? Каким предстаёт Оренбуржье в творчестве Л.Исакова? Как изменилось представлении о родном крае? («Визитная карточка» Оренбургского края не только полынная горечь степных просторов, необъятные дали плодородной земли, богатый урожай хлеба, но и люди. Пожалуй, никто так поэтически не воспевал ещё красоту этих мест, как Лев Васильевич Исаков, написавший в конце 19 века об илецких залежах соли:

Сияет соль, как глыбы льда,

Под серебристыми лучами.

Стекая мутными ручьями.

Журчит солёная вода.)

 Дополнительная информация о Л.Исакове с разных сайтов.

http://www.oodb.ru/orenburjie/literaturnaya-karta/name/183-2012-02-15-04-42-56

Исаков Лев Васильевич (1867 - ?) - поэт, баснописец. О жизни поэта почти нет сведений. Судя по служебному аттестату его отца, В.Н. Исакова, их семья происходила из дворян Тамбовской губернии, имела дом в Оренбурге. Василий Николаевич обучался в Оренбургском училище, служил чиновником в Орске и Оренбурге, с 1865 г. был письмоводителем в канцелярии Оренбургской губернии прокурора, по указу Сената от 11.05.1867 г. произведен в коллежские секретари, а в 1880 г. по его просьбе уволен в отставку. В служебном формуляре указано, что Исаков женат на Марье Александровне и имеет сына Льва, родившегося 15 февраля 1867 г., жена и сын тоже православного вероисповедания. Произведения Исакова стали появляться на страницах оренбургских газет в начале 90-х гг. XIX в. Его стихи, этюды, городские зарисовки, литературной обработки восточных сказаний охотно публиковали "ОГ", "ОЛ" (1903, 2 ноября), "ТГ", "ОК". Печатался Исаков и в оренбургских сборниках и журналах: "Блестки Урала" (1908,-9); "Севы" (1913); "Степь" (1914, 1916, №2,3). Первый небольшой сборник стихотворений, названный поэтом "Юные грезы", вышел в Оренбурге в 1893 г., через два года сборник был расширен и превратился в "Степные отголоски". В него были включены стихотворения переложения киргизских сказок и легенд. В 1902 г. оренбуржцы познакомились с новым сборником Исакова - "Уральские волны", куда вошли, кроме стихов, и прозаические произведения. Затем последовали "Степные огни" (стихи, басни, сказки) - 1910 г., "Пугачевщина" (стихи) - 1910 г., "Степные миражи" (стихи) - 1916 г. Все книги были изданы в Оренбурге. Издателем последнего, отпечатанного, за неимением белой, на цветной бумаге сборник, был Н.А. Афиногенов (Н. Степной). Основные темы его творчества: оренбургская природа (степи, илецкие озера), прошлое Оренбургское края - Пугачевское восстание, фольклор оренбуржцев, восточные мотивы, человек с его чувствами и надеждами. Исаков в своем творчестве обращался к разным жанрам: басне, элегии, поэме, стихотворной повести и др.

http://www.pseudology.org/goroda/Orenburg/culture/encyclop/tom4/i.html

ИСАКОВ Лев Васильевич (даты жизни не установлены) - поэт, прозаик.

     Первый сборник стихов ("Юные грезы") опубликовал в 1893 в Оренбурге, последующие вышли там же: "Уральские волны" (1904), "Степные огни" и "Пугачевщина" (1910), "Степные миражи" (1916). Современная публикация его поэзии - в антологии "Русские поэты ХХ в." (Москва, 1966).

http://www.proza.ru/2014/04/06/1127

На поэтическом поприще в конце Х1Х – начале ХХ веков в г. Оренбурге выделялись два имени. Это Николай Иванов и Лев Васильевич Исаев.

           

Лев Васильевич Исаков в конце Х1Х века в родном городе издал книгу стихов «Юные грезы» (1898), а затем еще четыре. Он был знаком с К. Р., то есть с Константином Романовым, писал в местной прессе рецензии на стихи своего высокопоставленного коллеги по творчеству. Л. Исаков дожил до октябрьского переворота, после этого творческие и жизненные пути его затерялись.

           

 В своей лирике Л. Исаков выражал свое отношение к природе, любви, мог откликнуться на текущие события, при этом его строки поддерживали веру в жизнь:

         О, если б жить в немой кручине

         Всю жизнь без радости и грез,

         Мир утонул бы в море слез

         И захлебнулся бы в пучине.

Литература

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1009487 http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/05/22/programma-elektivnogo-kursa-orenburgskiy-kray-v-zhizni-i

http://nsosh3.ucoz.ru/avatar/50/presentazii/kuznecova_m-orenburgskij_kraj_v_russkoj_poehzii_20.pdf

http://orenbook.3dn.ru/forum/5-3-1

http://www.oodb.ru/orenburjie/literaturnaya-karta/name/183-2012-02-15-04-42-56

http://www.proza.ru/2014/04/06/1127

http://www.pseudology.org/goroda/Orenburg/culture/encyclop/tom4/i.html