Методические разработки открытых уроков

Артеменко Наталия Борисовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План-конспект  интегрированного урока по экологии и  информатике в 11 классе «Экологическое состояние и проблемы воздушного бассейна Санкт- Петербурга»

(компьютерная обработка статистических и экспериментальных данных, полученных  в ходе экологического мониторинга)

Цель урока: Анализ экологического состояния воздушного бассейна  Санкт- Петербурга, осознание роли каждого в деле охраны природы.

Образовательные задачи: Ознакомить с основными загрязнителями воздушной среды в Санкт- Петербурге, расширить знания о способах уменьшения вреда от различных химических загрязнений, загрязнений от автомобильного транспорта.

Развивающие задачи: Формировать у учащихся следующие общеучебные компетенции: анализировать информацию, сравнивать предложенные объекты, обобщать, выполнять лабораторные опыты, наблюдения, делать выводы, работать в группах.

Воспитательные задачи: Формированиие умения учебного диалога.

 Оборудование к уроку: карта города, фрагмент фильма «Есть ли будущее у  Санкт- Петербурга», оборудование для проведения лабораторной работы, таблицы.

 Тип урока: Урок комплексного применения знаний

  Используемые технологии: критического мышления, прием опережающего домашнего задания,  технология проблемного обучения, прием создания проблемной ситуации, технология работы с рефератом, компьютерные технологии.

  1. Организационный момент

Класс разбит на 6 групп по 5 человек, это необходимо для проведения лабораторной работы, для быстроты расчетов.

2.Мотивация учебной деятельности

 Вступительное слово учителя.

  Санкт- Петербург - крупнейший экономический и культурный центр России. С момента его основания антропогенная нагрузка на природу постоянно возрастала. В результате перед городом встали серьезные экологические проблемы.

 Санкт- Петербургский регион характеризуется одним из самых высоких индексов техногенной нагрузки. 41 % территории агломерации занято промышленными объектами. Из 1000 имеющихся предприятий 200 дают не менее 90% всех промышленных загрязнений.

 В чем же причина ускоряющихся темпов техногенных воздействий на окружающую среду.

  1. Устаревшие технологии производства
  2. Устаревшее оборудование
  3. Отсутствие очистных сооружений

       Наш город – мощная система, изменяющая в своих пределах и далеко за ними    окружающую среду: воду, воздух, почву и климат в целом.

 Сегодня мы обсудим одну из проблем города - состояние воздушного бассейна.

 Следует отметить, что СПб  не входит в число городов – миллионников, с высоким уровнем загрязнения.. В целом уровень загрязнения не превышает установленных санитарных норм (ПДК).

Эпиграф урока:

                                                   «… Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма,

    Или дым сделает так, чтобы на Земле стало меньше людей»

Дж. Батон

3. Восприятие и осознание нового материала

 Учитель информатики.

  Давайте посмотрим, каковы основные  загрязнители воздушного бассейна Санкт- Петербурга. Для этого используем готовые электронные таблицы. Сегодня мы будем использовать электронные таблицы как  инструмент познания для анализа  статистических и экспериментальных данных на уровне экологии.

Идет анализ таблиц. Учащиеся выделяют загрязнители, источники, ПДК. Выделяют приоритетный загрязнитель., строят диаграмму, по которой наглядно видно, что приоритетные загрязнители- это CO , NO.NH3.

  Учитель биологии.

Дискуссия:

-   Чем же объяснить относительно благополучное состояние воздушного бассейна СПб?

-Географическим положением СПб.(В городе протекают процессы естественного самоочищения ветром и осадками. Город расположен на равнинной местности).

-Какая средняя скорость ветра в городе?

-3.2 м/сек. На территории Лен. Области проходит интенсивный трансграничный перенос загрязняющих веществ между Эстонией, Финляндией и Россией. В целом доля европейского загрязнения Лен. Области составляет 5.2%.

   -Все согласны, что ветер только защищает город от загрязнений?

-  Ветер может не только очистить от загрязнений, но и принести загрязнения в город из других мест . В Лен. области опасными объектами являются ЛАЭС И нефтеперерабатывающий завод в Киришах.

- Большое количество осадков (184 дня в году) также существенно очищает воздух от приоритетных загрязнителей.

В городе на среднем относительно благополучном фоне выделяются районы, где уровень загрязнения существенно превышает установленные нормы.

- анализируем таблицу  «Вклад районов в валовый выброс загрязняющих веществ по городу».

- Обратите внимание на наш Приморский район (один из наиболее благополучных, но имеет место тенденция к увеличению числа валовых выбросов.

 Продолжаем анализ таблицы  «Предприятия - основные загрязнители атмосферы СПб.»

- Как Вы считаете, какие предприятия из неуказанных  в таблице могут представлять опасность для воздушного бассейна нашего города.

-АЗС., которые в случае аварии или залповых выбросов могут привести к обширным загрязнениям воздуха.

Источником выбросов является и автотранапорт. СПб уже в течение многих лет относится к числу городов, где выбросы от стационарных источников не превышают выбросы от автотранспорта и входит в  состав 14 городов России, в которых выбросы от автотранспорта превышают 100тыс.т в год.

 -Анализ таблицы №4  «Характеристика выбросов индивидуального автотранспорта.»

- В СПб насчитывется более 700 тыс. автомобилей, из них 71% частные.

4. Анализ работы учащихся во внеурочное время. Обработка результатов.

А сейчас мы поговорим о состоянии воздуха в микрорайоне школы.

Решение проблемы.

Какая существует связь между интенсивностью движения и количеством угарного газа в воздухе.

 Обсуждение результатов экологического мониторинга.

Во внеурочное время представители разных групп подсчитывали интенсивность движения на 2-х улицах микрорайона школы: Гаккелевской и Стародеревенской в рабочие и выходные дни в разное время суток (3 раза в день).

Представители докладывают о выполненной работе. И начинают подсчетс одержания СО,используя формулу. (Работа за компьютером с учителем информатики).

Оформляется Дневник наблюдений –компьютерный вариант.

Делаются выводы. Полученные ПДК сравниваются с данными таблицы №5.

Возможно ли подсчитать ,каким должен быть поток транспортных средств, чтобы ПДК  СО было в норме?

Обсуждение полученных результатов:

-Чем же опасен СО,не все ли равно каково его количество в атмосфере?

 Выступление ученика «Влияние содержания СО  в атмосфере на состояние здоровья людей».

5.Рефлексия

Дебаты:

Что же Вы можете предложить для уменьшения содержания СО  в атмосфере? .

Идет работы в группах ,после чего озвучиваются выводы:

1.Устранение скопления машин с работающим двигателем.

  1. Строительство кольцевой автомагистрали.
  2. Увеличение количества автомобилей, работающих на газовом топливе.
  3. Улучшение конструкции автомобилей.
  4. Усиление контроля за качеством топлива и техническим состоянием автомобиля.
  5. Установление стационарных постов наблюдений за состоянием загрязненности атмосферного воздуха.
  6. Реже пользоваться автомобилем.
  7. Общественный транспорт более предпочтителен, так как в не перевозится больше людей с меньшими затратами бензина.
  8. Где только возможно мы должны ходить пешком или ездить на велосипеде.
  9.  Вопрос группам:
  10. Если Вам нужно будет дать характеристику экологического состояния воздушного бассейна СПб ,какими ключевыми понятиями Вы бы воспользовались7

6.Домашнее задание.

 Написать письмо директору ТЭЦ, в котором Вы выскажете свою обеспокоенность темс, какие химические вещества выбрасываются в атмосферу.



Предварительный просмотр:

План - конспект урока биологии в 7 классе  по теме «Сфагновый мох. Образование торфа».

Цель урока: раскрыть особенности строения листостебельных мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека, используя средства ИКТ.

Обучающие задачи: концентрирование внимания учащихся на основных понятиях, терминах, особенностях строения и значении мхов,   формирование   представления о мхах как о высших споровых растениях;   закрепление понятия  низшие и высшие растения, вегетативные органы, ризоиды, спора.

Развивающие задачи: формирование интеллектуальных умений (анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать правильные выводы, логически мыслить), а так же общеучебных и специальных умений (работа с гербариями).

Воспитательные задачи:   развитие коммуникативных умений;  создание положительного психологического микроклимата.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: проблемного обучения, «Получи бонус», «Тезаурус», «Удивляй», «Театрализация», «Лечение слабого места в постановке вопроса», лабораторная, практическая работа.

Оборудование: таблица  «Сфагновый мох»,  микроскопы, торф, торфяной мох, ,  гербарий, живые растения. физическая карта России,  , гербарии мхов,   коллекция «Что получают из торфа», 5 лепестков ромашки с вопросами,  рисунки «Применение  торфа», презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. . Мотивация к учебной деятельности:

   Сегодня мы продолжим изучение одних из самых интересных растений.

 Каких же? – Мхов.

Вам кажется, что же в них интересного: ни ярких цветов, ни высоких стеблей, ни изрезанных листьев, ни даже мощных корней. И все же они очень интересны и даже загадочны.

Чем же?

 Вот этим мы и займемся сегодня на уроке - практикуме. В ходе урока ученики отвечающие и участвующие в разных типах работ будут получать цветной жетончик - бонус (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей.

А пока давайте определим место мхов в мире органической природы, то тесть поговорим о систематическом положении мхов. (Ученик отвечает ,используя соответствующий слайд презентации).

Вам знаком термин «эволюция»? – ( Ответ ученика)

Так чем же интересны мхи в эволюционном отношении? – Мхи первые растения суши.

-С выходом на сушу, с изменением среды обитания произошли у мхов какие- либо изменения? (Ответ по таблице).

-Сегодня мы познакомимся еще с одной группой мхов и называются они – сфагновые мхи. (Тема урока прописана на слайде не полностью. Закончить прописание темы урока учащиеся смогут  в ходе самостоятельной познавательной деятельности).   Правда у этих мхов есть еще два названия. Какие?. Очень простые и в учебнике о них написано, но мне хочется, чтобы вы сами определили, как еще можно назвать эти растения путем простых логических рассуждений.

-У Вас в ванночках есть кусочки размоченного торфа. Попробуйте с помощью препаровальных игл определить, из чего он состоит?

-Из частей какого- то растения.

А теперь посмотрите на растение  /гербарий/ ,которое приняло участие в образовании торфа. Это сфагновый мох, поэтому его еще можно как назвать?

-Торфяной.

3. Восприятие и осознание нового материала.

Лабораторная работа.

 Работа в парах.

А теперь обратимся к инструкции по выполнению лабораторной работы.

 Выполним задание –а.

- Сравните  торфяной и зеленый мох. Чем они отличаются?- Цветом.

-Какая окраска преобладает у торфяного мха ? - Белая

-Поэтому как его еще можно назвать?

-Белым. Итак, мох торфяной, сфагновый, белый. И урок мы посвящаем изучению его особенностей. (Просмотр видеофрагмента об особенностях строения мха.)

  - А теперь давайте мысленно перенесемся в далекий 1919год и послушаем рассказ доктора одной из уездных больниц - Новотельнова.

 Использование  технологии Театрализация.-

 Выступает ученик в роли доктора, рассказывая о своих находках  с использованием торфяного мха при лечении больных.

- А теперь прислушаемся к разговору двух заезжих археологов. (Рассказ об археологических находках  на болотах).

Далее для снятия утомления используется технология «Удивляй».

- Вчера, готовясь к уроку ,  я со своими ассистентами поставила опыт со сфагновым мхом. (Демонстрация и рассказ).

 Прослушав все внимательно, вы получили какие- либо ответы, или, наоборот, одни вопросы? Какие же вопросы у Вас возникли?

 Использование приема «Лечение слабого места в формулировке вопроса»

- Почему мох впитывает воду- Давайте научно грамотно сформулируем вопрос. Какие Вам известны вещества, которые хорошо впитывают влагу?

-Вата.

Вы, покупая в аптеке вату, не обращали внимание, что написано на упаковке?

(Демонстрируется упаковка ваты, ребята читают.) – Гигроскопичная вата.

-Что означает слово «гигроскопичность»?

( На партах у ребят распечатки Теза́уруса)

- Способность поглощать влагу из окружающей среды.

-Как можно сформулировать вопрос грамотно?

-Чем можно объяснить высокую гигроскопичность торфяного мха?

- Какие у Вас еще возникли вопросы?

- Почему различные предметы не гниют во мху?

- А теперь грамотно сформулируем второй вопрос. Какими свойствами обладает йод или зеленка?

- Бактерицидными.

- Такими же свойствами обладает и торфяной мох. Значит вопрос будет звучать ?

- Чем объяснить бактерицидные свойства мха?

 Вывешивается таблица с  сформулированными вопросами.

- Так в чем же тайна мха?

 Показывается фрагмент фильма, в котором говорится, что вся тайна в листе.

 Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа.

Работа выполняется по инструкции. Ребята готовят препарат, настраивают микроскоп, приступают к работе.

 Делают вывод,  почему мох  гигроскопичен?

Почему влажный мох зеленого цвета?

 Далее  учитель показывает как называются увиденные на препарате клетки.

4. Анализ работы учащихся. Закрепление материала урока. Рефлексия.

 В качестве закрепления выполняется задание по инструктивным карточкая. Ассистенты собирают работы.

- А теперь немного отвлечемся. Вы знаете, что такое  «бонсай»? ( Обращаемся к Теза́урусу). Японцы  создают сады из карликовых деревьев. А где мы можем встретить технику бонсай в природных условиях?

 - На болоте.

- Действительно на болоте. Сфагнум, способный впитывать большое количество влаги даже из воздуха, принимает участие в образовании болот. Обычно, мох поселяется на зарастающих  другими растениями озерах, на стареющих лугах. Дерновинки впитывают и удерживают влагу. Почва увлажняется. Каждое растение нарастает  в год на  3 см. Поверхность почвы, зарастая сфагнумом, превращается а в болото. Сфагнум создает особенные условия. Скапливается холодная вода, так как мох плохой проводник тепла. Воды на болоте много, а растения имеют унылый вид.

(Демонстрируются - клюква, вереск, маленькая сосенка.)

- Почему?

- Воды на болоте много, но она очень холодная вода не прогревается сверху лучами солнца. Мы знаем, что вода при t -0 C  в семь раз медленнее поступает в корни, чем теплая-20 С. И мелкие листья – видоизмененные - это приспособление для уменьшения испарения.

-Действительно, больщие деревья на болоте засыхают, молодые же растут очень медленно и  имеют вид  карликовых. Их корни растут только у поверхности болота. Кроме того, в болотной воде мало азотных солей. На сфагновых болотах сосны имеют высоту до 10 см в возрасте -100 лет.

 Болото в старое время считалось гиблым местом. Наличие в болоте окон, трясин, топей породило в древности образы болотников, русалок, нечистых мест. На болоте нужно быть очень осторожным, ведь сфагнум образует заросли прямо на поверхности воды.Если нет никаких других растений, будьте осторожны.

- Сфагновый мох не поедают никакие травоядные животные, практически он не имеет врагов. Впрочем,  один есть, очень жестокий. Как Вы думаете, кто это?

- Человек, осушающий болото.

Скажите, ради чего осушают болота?

-На дне болот находятся залежи торфа. Иногда они достигают 5м толщины Зачем же нужен торф? (Анализ таблицы «Что получают из торфа?»)

-Аргументы весомые, болота следует осушать, тем более там много комаров и мошек. Вы согласны?

- Нет , болота осушать опасно. Ведь они приносят огромную пользу – сохраняют воду и улучшают ее качество. В период избытка влаги – в осеннее ненастье и когда тают снега, болота накапливают воду, а в сухое время года постепенно отдают ее ручьям, которые сбегая в реки, поддерживают ее водность. Стекающая в них вода, может содержать удобрения, разлитые нефтепродукты, навозные стоки, а вытекающий из болота ручей полностью очищен от вредных примесей.

-Значит, болотная вода пригодна для питья?

- Сфагновые болота , как гигантские губки, вбирают в себя все осадки, выпавшие за год. А затем постепенно и расчетливо отдают ее большим и малым рекам, не давая им пересохнуть в период летней жары. Непродуманное осушение болот может обернуться настоящей экологической катастрофой.

- Получается, что гораздо экономичнее сохранять болота, нежели осушать его, даже с целью получения торфа.

Выводы:

Что же такое сфагновый мох?

  1. Листостебельное растение.
  2. Листья имеют хлорофиллоносные и мертвые водоносные клетки.
  3. Участвует в образовании болот и торфа.

 Мох удивителен, поэт В. Рождественский даже посвятил ему стихи.

Для закрепления в группах разбираются творческие задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Класс Птицы» - «Птицы на пьедестале» Разработала: учитель биологии ГОУ СОШ № 618 Приморского района СПб Артеменко Наталия Борисовна

Слайд 2

"Птицам даны крылья, рыбам-плавники, а людям, которые живу вприроде- изучение и познание природы, вот их крылья" (М. Марти)

Слайд 3

Нескончаемые ряды белых плит. На каждой отчетливо выделяется название животного, перечеркнутое наискось надписью «Вымер». Их почти 200 – этих печальных надгробий... Это символическое кладбище видов, вымерших за последние 370 лет. Находится оно в Зоопарке Нью-Йорка.

Слайд 4

Сегодня мы поговорим о памятниках иного рода. Это изображения птиц на орденах, монетах, гербах и флагах различных государств мира, птичьи названия на географической карте мира, на карте звездного неба, многие наши имена и фамилии, устное народное творчество и художественная литература.

Слайд 5

Птицы на географической карте мира, карте звездного неба 10 20 30 40 Птицы на гербах, печатях, монетах 10 20 30 40 Разное 10 20 30 40

Слайд 6

20 баллов Жителей каких стран называют галлами?

Слайд 7

30 баллов В каких странах и перья каких птиц были знаком верховной власти?

Слайд 8

10 баллов Что значит Азорские острова?

Слайд 9

40 баллов Назовите созвездия, названные именами птиц.

Слайд 10

10 баллов Какую птицу изображали на своих монетах афиняне?

Слайд 11

20 баллов Что изображено на государственном гербе Мексики?

Слайд 12

30 баллов В какой стране на монете изображался петух?

Слайд 13

40 баллов Что изображено на государственном гербе Гватемалы?

Слайд 14

10 баллов Что изображено на государственной печати США?

Слайд 15

20 баллов Что означают имена: Лариса- Акулина- Иона-

Слайд 16

30 баллов Как назывыают человека, одевающегося по последнему крику моды?

Слайд 17

40 баллов КАК ЗВАЛИ СЕСТРУ ЛЕГЕНДАРНЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ Кия, Щека, Хорива?

Слайд 18

Наша речь значительно выигрывает в образности, когда мы применяем определения, основанные на точно подмеченных характерных чертах того или иного животного

Слайд 19

« Все-то т ы, соколик, хмуришься, некому тебя, бедного приголубить!»- съехидничал приятель в адрес неудачника. А тот в ответ: «Ладно-ладно, не петушись, пожалуйста»

Слайд 20

Кто больше? Орлиный взгляд Куриный ум Птичьи мозги Голубиная кротость С гулькин нос Надуться как индюк Считать ворон Как с гуся вода Накаркать несчастье Прощебетала Светлана Эк раскудахталась Проворонить Взъерошенный Бегут гуськом

Слайд 21

Птицы, действующие лица многих народных загадок, пословиц, поговорок,без которых немыслима яркая образная речь

Слайд 22

Звери и рыбы, птицы и насекомые, пресмыкающиеся породили целый литературный жанр- басню

Слайд 23

Скороговорки 3 сороки тараторки тараторили на елке. Перепел и перепелка в перелеске прятали перепелят Проворонила ворона вороненка Попугай говорит попугаю: «Я тебя попугай попугаю», попугай в ответ попугаю: «Попугай, попугай,попугай.»

Слайд 24

Создаем буриме Синица Мастерица Шустра утра Стриж Крыш Небес Полез