Консультации

Зайцева Татьяна Борисовна

Данный раздел содержит консультации для педагогических работников детских садов, которые помогут им в работе с детьми, родителями воспитатнников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм разработки конспекта

непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД)

Важно! При планировании непосредственно образовательную деятельность учитывать следующее (особенности интерактивного образования):

- опора на личный опыт детей

- диалог

- активность детей на первом месте

  1. Компетентность педагога в области постановки цели и задач НОД
  1. Определить цель НОД, направленную на ожидаемый и диагностируемый результат, с учетом психофизических возможностей детей

  1.  Определить задачи НОД как систему действий по достижению цели
  1. Компетентность педагога в области мотивирования воспитанников
  1.  Запланировать задание, способствующее актуализации детьми личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или  проблемы

  1.  Запланировать задание(я), помогающие детям определить цель своей деятельности на НОД

  1.  Определить методические приемы (техники) вовлечения воспитанников в деятельность по изучению нового для них материала, ориентируясь на зону ближайшего развития (при выполнении задания(й) дети должны почувствовать свой успех).
  1. Компетентность педагога в материале НОД (уровень владения  материалом по образовательным областям)
  1. Использовать различные источники информации (методические пособия, медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы, дополнительную литературу и др.)

  1. Продумать интеграцию темы НОД с другими образовательными областями и видами детской деятельности.
  1. Компетентность педагога в методах организации НОД (уровень методической грамотности)
  1. Предусмотреть использование элементов здоровьесберегающих технологий

  1. Согласовать выбранные методические приемы (техники), задания для детей с целью, задачами и содержанием материала НОД 
  1. Компетентность в области организации непосредственно образовательной деятельности
  1. Продумать организацию не только индивидуальной деятельности дошкольников, но и их совместной деятельности, направленной  на решение поставленных задач (работа в парах и малых группах)

  1. Использовать методы, побуждающие  воспитанников самостоятельно рассуждать

  1. Сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки  воспитанников

  1. Продумать какой материал предложить детям для продолжения самостоятельного исследования в группе или дома с родителями.



Предварительный просмотр:

КАК СЕМЬЕ ПОМОЧЬ МАЛЫШУ

 ПРОЙТИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

    Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый шаг коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых  людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни  дети легко входят в группу, но плачут вечером дома,  другие соглашаются идти в туда с утра, а перед входом в группу начинает капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

    Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

* Тревога, связанная со сменой обстановки и режима;

* отрицательное первое впечатление от посещения детского сада;

* психологическая неготовность ребёнка к детскому саду;

* отсутствие навыков самообслуживания;

* избыток впечатлений;

* личное неприятие воспитателя или воспитателей.

     Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно  повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным  условиям. Так, рекомендуется приучать малыша к детскому саду постепенно. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим, соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2 часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период для всех  индивидуален), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Рекомендации родителям

для успешной адаптации ребёнка

 в детском саду:

  • каждый день оставляйте время  на беседы с ребёнком о том, что такое  детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, другие дети там гуляют и играют, маме надо заниматься делами семьи);
  • с гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад;
  • ещё до первого посещения расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели;
  • расскажите, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым друзьям. Покажите иллюстрации о детском саде, почитайте стихи;
  • обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка,  как обращаться к  воспитателю, правильно заявлять о своих потребностях;
  • предупредите малыша, что могут быть трудности из-за того, что деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению;
  • поиграйте дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в группе, подскажите несколько вариантов, которые помогут выйти из проблемной ситуации. Этим вы будете закладывать основы общения и вхождения в новый коллектив;
  • важное средство общение  в дошкольном учреждении – детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой  любимые игрушки. Научите его делиться ими с  другими детьми.
  • обговорите с малышом, как вы будете встречаться и прощаться. Несколько раз проделайте очень важные для малыша ритуалы. Пытайтесь и в будущем их придерживаться;
  • будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет минимальными, необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях;
  • поддерживайте хорошие отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем дружит ваш малыш, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни ребёнка, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент для детско-родительских отношений.
  • конфликтные ситуации и недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке;
  • помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.



Предварительный просмотр:

Значение и пути формирования

художественно – эстетического вкуса

 в жизни дошкольников.

    В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания детей понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать выразительные художественные образы.

   Эстетическое отношение рассматривается как категория художественной педагогики, интегрирующая такие эстетические категории, как:

- эстетические эмоции, чувства, которые выражают эмоционально – чувственное освоение действительности;

- эстетическое восприятие, суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира;

- эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют всё многообразие ценностей, потребностей и способов их удовлетворения;

- эстетические деяния, которые выступают как  продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, а также как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне.

    Эстетическое отношение – это непрерывное взаимодействие человека с действительностью, его самоопределение. Осознание самоценности и ценности мира.

    Наиболее характерная особенность эстетического отношения ребёнка дошкольного возраста – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой от любой объективной ситуации; неотъемлемость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.

    Становление эстетического вкуса, отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Положительный эффект реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетической активности при этом составляет «сложная деятельность вчувствования», когда из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий «путём вторичного творческого синтеза» сам строит и создаёт эстетический объект.

   В научной литературе более полно представлены особенности начального этапа становления эстетического сознания. Известно, что ребёнок рождается с функциональной ассимметрией мозга и на протяжении всего дошкольного детства воспринимает действительность по преимуществу в образно-чувственном ключе с общей ориентацией на образно-наглядное освоение мира.

    Уже в раннем возрасте малыши непосредственно воспринимают органами чувств звуки, цвет, ритм, свет. Это становится ориентиром и предпосылкой для каких – либо действий.

   В трёхлетнем возрасте наблюдаются «первые ростки» качественно нового способа отношения к действительности: способности к выработке установки на воображение, освоение мечты и реальности.

   В четырёхлетнем возрасте ребёнок отличает категории: «привлекательное – непривлекательное», «доброе – злое», спонтанно формируется фонетический образ картины мира.

    К пяти-шести годам наступает фаза эстетического развития, характеризующая большей степенью осознанности и устойчивостью эстетических оценок, представлений, чувств. Формирующийся на этом этапе опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.

    В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование общей картины мира. Огромные психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей.

    Таким образом, можно выделить следующие способы формирования эстетического вкуса дошкольников:

- созерцание;

- словесное обсуждение и выражение на эмоциональном и словесном уровне своих впечатлений от увиденного;

- выражение эмоций, впечатлений от наблюдений за объектами окружающего мира в продуктивной творческой деятельности;

- преобразование своих впечатлений, проявление фантазии при создании художественных образов (музыкального или изобразительного характера);

- анализ и самоанализ деятельности и собственных продуктов деятельности.

  Установлены показатели качества выразительного художественного образа, создаваемого ребёнком:

- нахождение адекватных изобразительных средств;

- индивидуальный почерк;

- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

   При анализе работ детей необходимо рассматривать следующие принципы выразительности:

- колористическая. Формирование чувства цветовой гармонии – одно из наиболее важных качеств в формировании художественно-эстетического вкуса, так как цвет – это ведущее средство выразительности. Овладение цветом тесно связано с развитием сенсорных способностей, чувственной сферы и гибкости ума.

- композиционная. Композиция и её помощники: ритм, темп и динамика, являются побудителями и выразителями эстетического отношения в художественной деятельности детей. От простейших декоративных композиций, прохлопывания музыкального рисунка к сложным фантазийным изыскам может пройти каждый ребёнок. Дети дошкольного возраста тяготеют к симметрии и упрощённым формам. Педагогами должна быть создана ситуация, когда на основе рассмотренных природных объектов, произведений искусства ребята смогут развить фантазию и создавать разнообразные по стилю и форме композиции.

- смысловая выразительность обуславливается прежде всего уровнем знаний и опытом в изобразительной или музыкальной деятельности. На передний план выходят интегративные формы работы, направленные на обобщение получаемых знаний, умение преобразовать их в продуктивное творчество за счёт использования всевозможных приёмов и техник, которые предлагает педагог.

    Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоциональное содержание восприятия картины мира. Анализ особенностей эстетического развития ребёнка показывает, что на этапе дошкольного детства возможно и необходимо формирование эстетического отношения к происходящему и самому себе как части мироздания. Оптимальный путь для реализации этой ценности – формирование эстетического отношения к искусству, посредством его самого, что позволяет уже на ранних стадиях развития личности ребёнка моделировать образ мира и образ «Я».