Программа внедрения технологии уровневой дифференциации в образовательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Демидович Людмила Леонидовна

Программа внедрения технологии уровневой дифференциации в образовательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  • уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

 Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения. Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает:

- одновременную работу с несколькими группами учащихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала;

- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Цель: Выявить влияние применения уровневой дифференциации на динамику предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Задачи:

1.Определить критерии использования технологий дифференцированного обучения.

2.Провести начальную диагностику предметных, метапредметных и личностных результатов.

3. Определить способы уровневой дифференциации на уроках.

4. Разработать разноуровневые задания для учащихся.

5.Реализовать дифференцированный подход на различных этапах урока.

6. Провести диагностический контроль динамики предметных, метапредметных и личностных результатов применения технологии уровневой дифференциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_urovnevoy_differentsiatsii.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внедрения технологии уровневой дифференциации в образовательный процесс в начальной школе, в условиях реализации ФГОС.

Сроки реализации: 2015-2020 учебные годы.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированное обучение - это:

1)       форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа);

2)       часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  • уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

 Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения. Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает:

- одновременную работу с несколькими группами учащихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала;

- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Цель: Выявить влияние применения уровневой дифференциации на динамику предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Задачи:

1.Определить критерии использования технологий дифференцированного обучения.

2.Провести начальную диагностику предметных, метапредметных и личностных результатов.

3. Определить способы уровневой дифференциации на уроках.

4. Разработать разноуровневые задания для учащихся.

5.Реализовать дифференцированный подход на различных этапах урока.

6. Провести диагностический контроль динамики предметных, метапредметных и личностных результатов применения технологии уровневой дифференциации.

Педагогические методики: авторские педагогические технологии дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Диагностические методики:

- методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения младших школьников»;

- проба на внимание П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкая

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

  1. работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
  2. наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Способы уровневой дифференциации на уроках.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

   Способ заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Остальные учащиеся в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

  • составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
  •  подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
  •  составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • образец оформления ответа; памятки, планы;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Для разноуровнего обучения использую:

•        Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

•        Альтернативные задания для добровольного выполнения

•        Задания, содержание которых найдено учеником

•        Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

   Уровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества,
  • по уровню трудности,
  • по объему,
  • по степени самостоятельности,
  • по характеру помощи учащимся

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: динамика предметных, метапредметных и личностных результатов.

Результаты деятельности педагога:

  • совершенствование программно-методического обеспечения ;
  • разработка тематических дидактических и контрольно-измерительных материалов, реализующих уровневую дифференциацию;

-           совершенствование методики подготовки и проведения уроков с учётом уровневой дифференциации.

Результаты мониторинга: применение уровневой дифференциации оказывает положительное влияние на динамику предметных, метапредметных, личностных результатов.