Главные вкладки
Воспитатель года России 2025
Методические материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Видеоэссе участника заключительного
этапа XVI Всероссийского профессионального
конкурса "Воспитатель года России 2025"
Иноземцевой Наталии Александровны,
воспитателя МБДОУ Детский сад "Солнышко"
https://disk.yandex.ru/i/tGUu2j6DZJb_EQ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
«Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников»
Воспитатель Иноземцева Н.А.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании
инновационной «Кроссенс-технологии» в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников.
Задачи:
- познакомить с инновационной технологией «Кроссенс»;
- познакомить с особенностями ее применения в работе с детьми по развитию критического мышления старших дошкольников;
- познакомить с адаптированными вариантами внедрения технологии «Кроссенс» в педагогическую практику с детьми.
Ход выступления
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с удивительной инновационной технологией под названием «Кроссенс».
На сегодняшний день реалии таковы, что педагогам нужно постоянно расти в профессиональном плане, перед нами встает необходимость поиска новых форм работы с детьми. Учитывая мой интерес к развитию логического мышления воспитанников, я стала изучать в сети интернет всевозможные технологии, ориентированные на развитие логики дошкольников. Результатом моего поиска стала заинтересовавшая меня «Кроссенс-технология», направленная на развитие не только логического, но и предпосылок критического мышления.
Слайд №2
Критическое мышление – это умение мыслить.
Критическое мышление — это способность рационально оценивать информацию, принимая во внимание все доступные факты, и делать объективные выводы. Критически мыслящий человек не довольствуется «готовой» информацией, поступающей извне. Ему важно самому докопаться до истины, сопоставить разные точки зрения, чтобы воссоздать в голове максимально достоверную картину.
Критическое мышление пригодится во многих сферах жизни: 1
В учёбе оно помогает выбирать источники информации, анализировать данные, искать связи, грамотно аргументировать свою точку зрения.
В работе критическое мышление позволяет искать новые подходы и решения стандартных задач.
В повседневной жизни критический взгляд позволяет защищаться от манипуляций, действий мошенников, уловок маркетологов.
Слайд №3
Метод «Кроссенс» был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение смыслов».
Слайд №4
КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.
Выделяют три способа разгадывания кроссенса.
Слайд №5
Первый способ – «Солнышко».
Каждая картинка связана по смыслу с центральной. Для разгадки такого кроссенса нужно лишь знание фактов. Это самый простой вариант, наиболее приемлемый для дошкольников. В центре зашифрован ответ «Цифра 3». Мы видим, что каждая картинка несет в себе прямую информацию: три сигнала у светофора, три головы у Змея Горыныча, три пути на распутном камне, три богатыря и т.д.
Слайд №6
Второй способ – «Улитка».
Восемь картинок расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу. Здесь важно понимать, не нужно устанавливать единственную заложенную создателем таблицы связь, главное, найти любую из возможных. В этом и прелесть «Кроссенс-технологии» - развивать у детей умение мыслить неординарно.
Кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. В итоге мы составляем рассказ -описание или повествование, и получаем ответ.
Такой вариант приемлем для дошкольников в подготовительной группе.
Например, На слайде мы видим зашифрованную кроссенс-таблицу. Проводим логическую связь. Мы идем в лес с ночевкой. Нам нужен ночлег у воды для всей семьи. Другими словами «дом для ночевки». Ответ «Палатка».
Слайд №7
Третий способ – «Крест».
Это самый сложный способ разгадывания. Нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, и дополнительно по кресту между картинками 2,4,6,8. Этот способ не подходит для дошкольников.
Посмотрим. Как это работает…
Устанавливаем связь поэтапно.
1-2 – человек с детства учиться;
2-3 – учиться добывать информацию;
3-4 – уметь отвечать на вопросы ;
4-5 – быть сильным в логике;
5-6 – быть сильными интеллектуалами;
6-7 – стремиться к саморазвитию;
7-8 – всегда стремиться расти ввысь, как дерево.
Устанавливаем связь по кресту.
2 - образование;
4 - вопрос «Почему»;
6,8 – лестница и дерево.
Ответ: знание.
Очевидно, что без подготовки технология покажется сложной для дошкольников.
Являясь воспитателем младшей группы, где возраст детей от 3 до 4 лет, я понимаю, что применить в своей практике данную технологию я не имею возможности, в связи с возрастными особенностями детей.
И я подумала, ведь можно подобрать адаптированные варианты внедрения технологии «Кроссенс» в педагогическую практику с детьми.
Тогда почему бы мне не попробовать и создать некую базу, банк адаптированных вариантов и методических приемов для работы с детьми, начиная со следующего года, средней группы.
Слайд №8
Чтобы легче спланировать свою деятельность для себя я наметила этапы работы по данному направлению. Как всегда… их 3: подготовительный, основной и заключительный этапы.
Подготовительный этап включает в себя изучение темы, технологии, методики, составление плана и подбор необходимого дидактического материала.
Основной этап-практический. Реализация плана по внедрению «Кроссенс-технологии» в совместную деятельность с детьми, через адаптированные варианты.
Заключительный этап – это переход к сложному уровню, анализ работы, подведение итогов.
Слайд №9
К заключительному этапу предполагается, что дети должны научиться:
- воспринимать иную подачу материала в виде таблицы с символами;
- составлять кроссенс с помощью взрослого и находить самостоятельно ответ на составленные таблицы ;
- выстраивать ассоциативные связи.
Понятно, что работа предстоит длинная и тем интереснее.
Прежде чем давать знания детям, педагог должен сам владеть технологией. Сейчас я нахожусь в процессе изучения, но могу представить некоторые наработки, которые имею.
Слайд №10
Дидактическая игра «Что общего?
Цель игры — развитие навыков понятийного обобщения.
Игра помогает детям замечать сходство и различия предметов.
Игра развивает сообразительность, внимание, память.
Слайд №11
Дидактическая игра «Ассоциация»
Цель дидактической игры «Ассоциация» — приучить ребёнка при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения и подобрать правильные пары.
Слайд №12
Дидактическая игра «Ромашки»
Цель игры — развитие навыка решения поставленной задачи, обнаруживая смысловые соответствия.
Слайд №13
Дидактическая игра «Собери кроссенс «Времена года»
Цель — развитие логического и неординарного творческого мышления детей.
Задача игры — помочь детям найти взаимосвязи между объектами и явлениями, закрепить и углубить понимание уже известных знаний о временах года и сезонных изменениях. Для каждой возрастной группы свои варианты обыгрывания (количество ячеек, варианты игр с ответом и без, с пропущенной картинкой, разгадать или составить). Обязательное условие -от простого к сложному.
Слайд №14
Кроссенс-таблицы по теме «Дикие и домашние животные»
Цель - создание условий для развития логического и неординарного творческого мышления детей
Задача ребёнка — отгадать, о ком кроссенс, путём поиска взаимосвязи картинок и составления связного рассказа.
Сегодня я хотела поделиться с вами своей педагогической находкой, Показать вам, что кроссенс, как и любое творческое задание повышает инициативность, креативность, развивает логику, воображение, умение нестандартно и критически мыслить. Может быть эта, на мой взгляд, занимательная технология, кого то заинтересует.
Но я убеждена, какую бы программу или технологию мы не выбрали, главная задача- это наши дети. И только постоянно совершенствуясь и развивая свой профессионализм, мы можем научить и воспитать достойными наших детей.
Слайд №15
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ФЭМП
в подготовительной группе
«В поисках пропавших цифр»
Воспитатель Иноземцева Н.А.
Цель: закрепление счета в пределах 10.
Задачи:
- упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- упражнять в решении примеров в пределах 10 на сложение и вычитание;
- развивать логическое мышление, внимание, речь;
- воспитывать навыки коллективной работы, дружеские взаимоотношения и взаимопомощь, умение действовать по словесной инструкции;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: ноутбук, экран, слайдовая презентация, магнитная доска, коробочки-посылки (2шт), замочек с кодом, карточка-ребус, карточки с разным количеством предметов, прищепки, карточки с цифрами от 0 до10, листы ватмана (А-2) с заданием (2 шт), листы (А-4) с заданием (2 шт.), пакет с подарками (символы Нового года).
Ход занятия
1.Организационная часть.
В.: Здравствуйте, ребята.
Д.: Здравствуйте.
В.: Очень рада вас видеть. Напомню, меня зовут Наталия Александровна. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Посмотрите, у меня пакет. Кто может ответить, что на нем написано?
Д.: С Новым годом!
В.: Что это за праздник Новый год? Когда мы его отмечаем? Как? Кто приходит? И т.д.
Д.: Зимой, наряжаем елку…
В.: Вы отмечали Новый год? Дома или в школе?
Д.: Ответы детей.
В.: К сожалению, праздник уже прошел. В нашей стране мы встречаем его в ночь с 31 декабря на 1 января. Как называется наша страна?
Д.: Россия.
В.: Ребята, знаете, на нашей планете есть страна, в которой Новый год только начался и праздновать его будут целых две недели. Эта страна называется Китай.
Весны»
Прежде чем мы откроем посылку, предлагаю вам присесть и узнать немного интересного о китайском новогоднем празднике.
Показ на глобусе
Китай находится по соседству с Россией, одном материке. Это дружественная страна. У Китая с Россией много общих связей, торговля, мы вместе участвуем в спортивных соревнованиях, наши ребята-студенты проходят обучение в Китае и многое другое. Но вот традиции у наших стран разные и Новый год мы отмечаем по разному.
Презентация «Китайский Новый год. Праздник Весны»
В.: Теперь пришло время открыть нашу посылку. А коробочка не так просто открывается. Нужно подобрать код. Да, придется немного потрудиться. Готовы?
Д.: Да
2.Основная часть.
Задание 1 (числовой ряд)
Выложим числовой ряд от 0 до 10.
(Ребята выкладывают числовой ряд и выясняют, что не хватает 3 цифр)
В.: Каких цифр не хватает?
Д.: 1, 3, 5
В.: Эти цифры – ключ к нашему коду. Чтобы их найти, нам нужно выполнить задания и определить, где цифры находятся. После этого подобрать код к нашему замку.
Задание 2 (обратный счет)
На ватмане нужно найти числа и цифры от 1 до 10 и зачеркнуть их в обратном порядке.
В.: Вы умеете считать в обратном порядке?
Д.: Да
(Ребята зачеркивают цифры в обратном порядке)
В.: Молодцы! Назовите самое большое число…, самое маленькое…
Задание 3 (найти предметы о одному)
В.: Нужно найти и обвести в круг все предметы о одному.
(Дети называют и обводят предметы по одному)
В.: Из какой сказки все картинки? (сказка А. Волков «Волшебник Изумрудного города») Наша первая подсказка, первая цифра в этой сказке
(Дети находят книгу и цифру)
Задание 4 (соотнесение количества и цифры)
В.: Следующее задание… Сейчас мы разделимся на 2 группы, присаживайтесь за столы. Вам нужно посчитать предметы на картинках и свой ответ выделить прищепкой.
(Дети выполняют задание)
В.: Проверим, сравним ответы… (сравнивают выполненное задание с образцом)
Задание 5 (соедини точки по порядку)
Соединим точки по порядку и узнаем, где искать цифру.
(Ребята соединяют цифры по порядку выясняют, что цифра спрятана в машине)
Задание 6 (разгадай кроссворд, решив примеры)
В.: В этом задании нам нужно разгадать кроссворд, решив все примеры. Решаем пример, находим нужную нам цифру и прикрепляем на место ответа…
(Дети выполняют задание)
Молодцы! Справились, а где же будем искать мы последнюю цифру?
Поможет нам ребус.
(Ребята разгадывают ребус и выясняют, что цифра спрятана в шкафчике с бабочкой)
В.: Мы нашли недостающие цифры, они как мы уже знаем – ключ к коду, попробуем подобрать.
(Все вместе подбираем код 315 и открываем посылку. Обмен впечатлениями)
3.Заключительная часть.
От кого мы сегодня получили посылку?
Какой праздник отмечают сейчас китайцы?
Какие мы выполняли задания, чтобы отрыть?
Сложными были задания?
Понравилось вам?
А давайте, мы тоже отправим китайским ребятам посылку с символами нашего Нового года и поздравим их с праздником.
(Ребята собирают посылку)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слайд №1
В Китае, как и в других странах, Новый год главный и любимый праздник.
Слайд №2
Называется он Чунь Цзе. Этот праздник имеет второе название «Праздник Весны». В этом году Новый год в Китае начали отмечать 29 января, и продлится новый год половину месяца или по-другому 15 дней.
Слайд №3
В эти дни в Китае проходит много представлений, спектаклей, зрелищные карнавалы, каждое мероприятие сопровождается шоу фейерверков.
Слайд №4
Новый год встречают в кругу семьи. Накрывают праздничный стол вкусными блюдами. И одно из них похоже на наши русские пельмени . Называют их цзяоцзы. В одну из них на новый год в начинку кладут монету. Кому она попадётся, тот в этом году разбогатеет.
Слайд №5
Дети дарят бабушками и дедушкам сладости, а те в ответ дарят младшему поколению красные конверты с деньгами. Считается, что деньги, подаренные в новогоднюю ночь, независимо от суммы приносят счастье.
Слайд №6
В Новый год вместо ели китайцы ставят в домах мандариновые деревья.
Слайд №7
Заканчивается новый год в Китае Праздником фонарей. Фонари зажигают по всей стране, на каждой улице. Каждый житель Китая считает своей обязанностью сделать хотя бы один фонарик своими руками, чтобы запустить го в небо в эту ночь. Как только наступает вечер все улицы озаряются тысячами многоцветными, ярко сияющими огнями.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Детский книжный магазин»
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Виды деятельности: речевая, двигательная, игровая.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: формирование навыка рассказывания по серии картинок-иллюстраций.
Задачи:
-закреплять умение составлять рассказ на основе серии картинок-иллюстраций,
-расширить знания о книжном магазине, функциях продавца;
-развивать коммуникативно-речевые умения, умения связно, последовательно рассказывать эпизоды известных сказок.
- воспитание интереса к книге, бережного отношение к книге.
Подготовила и провела
Иноземцева Н.А., воспитатель
МБДОУ Детский сад «Солнышко»
Мордовского муниципального округа
Цель: формирование навыка рассказывания по серии картинок-иллюстраций.
Задачи:
-закреплять умение составлять рассказ на основе серии картинок-иллюстраций,
-расширить знания о книжном магазине, функциях продавца;
-развивать коммуникативно-речевые умения, умения связно, последовательно рассказывать эпизоды известных сказок.
- воспитание интереса к книге, бережного отношение к книге.
Оборудование: ноутбук, слайдовая презентация, магнитная доска, книга, серия картинок-иллюстраций (6 шт.)
Ход занятия
1.Организационная часть.
В.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Александровна. Я работаю воспитателем в таком же детском саду, с такими же детками. Называется наш детский сад «Солнышко». Очень рада познакомиться с вами… Надеюсь, мы проведем время интересно. Встаньте полукругом и покажите мне свои ладошки. У меня очень хорошее настроение. Хочу поделиться им с вами.
- Улыбнитесь
- Сегодня замечательное солнышко
- На улице тепло
- Весна
- Поют птички
- Какие у вас красивые улыбки
- Красивые глазки
- Я так рада познакомиться с вами
- Чудесные дети
Сегодня я принесла вам вот такую замечательную книгу. Можем ли мы по обложке догадаться, какие произведения в этой книге?
(Ответы детей, дети рассматривают книгу)
Вариант 1.
В вашей группе есть книги? Можете мне показать? Знаете ли вы правила пользования книгами?
(Дети отвечают, педагог направляет)
Вариант 2
Только ли сказки в книгах? Посмотрим все вместе, какими могут быть книги?(Показ книг педагогом и обсуждение книг)
Знаете ли вы правила пользования книгами?
(Дети отвечают, педагог направляет)
Правила пользования книгами:
- Не брать книгу грязными руками.
- Не рисовать в книге.
- Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
- Не загибать листы в книге и не вкладывать ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
- Подклеивать страницы в книге, даже если их порвал не ребёнок.
Где можно приобрести книги? (Дети предлагают варианты)
Я эту купила в детском книжном магазине.
Чтобы вы смогли научиться выбирать для себя интересные книги, мы сегодня будем говорить о книжном магазине и попробуем себя в роли продавца.
Присядьте на стульчики.
(Дети садятся)
2.Основная часть.
1. Сейчас мы узнаем, как устроен книжный магазин…
Рассказ педагога. Презентация «Детский книжный магазин»
- как выглядит,витрина
- где располагаются книги,
- какие книги можно приобрести
- правила поведения в магазине,
- кто продает книги,
3. Физкультминутка
А загадки , вы умеете разгадывать? (Ответы детей).Сейчас проверим.
Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и показывать ответ движениями.
Он прыгает вверх, он прыгает вниз.
Он может помчаться с тобой прямо вскачь.
И ты его крепче скорее держи.
Ведь это простой и резиновый… (мяч).
(Дети прыгают)
По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком. ( Зайчик)
(Дети прыгают как зайчик)
Лежит верёвка, шипит плутовка, Брать её опасно — укусит. Ясно? (Змея).
(Дети извиваются как змея)
4. Я предлагаю послушать необычную сказку и ответить мне, какие сказки и герои перепутаны?
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Дед говорит бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей медведь. Медведь и говорит: «Машенька, я тебя съем!» А она отвечает: «Не ешь меня, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему велению, по моему хотению!» Желание и исполнилось: наловил дед рыбы, только лиса всю рыбу сьела. Посадил Емеля всех на печку и повез кататься, чтобы никто не горевал. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
Воспитатель. Назовите сказки и найдите нужные книги.
Ответы детей. («Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Машенька и медведь», «По щучьему велению». (Дети называют героев и сказку, находят соответствующую картинку и прикрепляют на доску)
Сейчас мы представим себя в роли продавцов и попробуем рассказать о книге.
Рассказывать мы будем по небольшому плану.
1.Название книги
2.Герои произведения
3. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.
Образец рассказа воспитателем.
Затем по желанию выходят дети и с помощью педагога составляют небольшие рассказы.
3.Заключительная часть.
Вы такие молодцы. Мне так понравилось, как вы это сделалиЕсли бы я была покупателем, я купила все предложенные вами книги.
Как вы думаете, получились ли из вас хорошие продавцы?
А что вы делали для этого?
Где мы можем купить книги?
Я желаю вам посетить книжный магазин, приобрести вместе с родителями интересную книгу в книжном магазине.

