Воспитатель года России 2025

Иноземцева Наталия Александровна

Предварительный просмотр:

Видеоэссе участника заключительного Фото Иноземцева Н.А.

этапа XVI Всероссийского профессионального

конкурса "Воспитатель года России 2025"

 Иноземцевой Наталии Александровны,

воспитателя МБДОУ Детский сад "Солнышко"

https://disk.yandex.ru/i/tGUu2j6DZJb_EQ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

«Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Воспитатель Иноземцева Н.А.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании

инновационной «Кроссенс-технологии» в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников.

Задачи:

  • познакомить с инновационной технологией «Кроссенс»;
  • познакомить с особенностями ее применения в работе с детьми по развитию критического мышления старших дошкольников;
  • познакомить с  адаптированными вариантами внедрения технологии «Кроссенс» в  педагогическую практику с детьми.

Ход выступления

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с удивительной инновационной технологией под названием «Кроссенс».

На сегодняшний день реалии таковы, что педагогам нужно постоянно расти в профессиональном плане, перед нами встает необходимость поиска новых форм работы с детьми. Учитывая мой интерес к развитию логического мышления воспитанников, я стала изучать в сети интернет всевозможные технологии, ориентированные на развитие логики дошкольников. Результатом моего поиска стала заинтересовавшая меня «Кроссенс-технология», направленная на развитие не только логического, но и предпосылок критического мышления.

Слайд №2

Критическое мышление – это умение мыслить.

Критическое мышление — это способность рационально оценивать информацию, принимая во внимание все доступные факты, и делать объективные выводы. Критически мыслящий человек не довольствуется «готовой» информацией, поступающей извне. Ему важно самому докопаться до истины, сопоставить разные точки зрения, чтобы воссоздать в голове максимально достоверную картину.

Критическое мышление пригодится во многих сферах жизни: 1

В учёбе оно помогает выбирать источники информации, анализировать данные, искать связи, грамотно аргументировать свою точку зрения.

В работе критическое мышление позволяет искать новые подходы и решения стандартных задач. 

В повседневной жизни критический взгляд позволяет защищаться от манипуляций, действий мошенников, уловок маркетологов. 

Слайд №3

Метод «Кроссенс» был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение смыслов».

Слайд №4

КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.

Выделяют три способа разгадывания кроссенса.

Слайд №5

Первый способ – «Солнышко».

Каждая картинка связана по смыслу с центральной. Для разгадки такого кроссенса нужно лишь знание фактов. Это самый простой вариант, наиболее приемлемый для дошкольников. В центре зашифрован ответ «Цифра 3». Мы видим, что каждая картинка несет в себе прямую информацию: три сигнала у светофора, три головы у Змея Горыныча, три пути на распутном камне, три богатыря и т.д.

Слайд №6

Второй способ – «Улитка».

Восемь картинок расставлены  таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет  их все по смыслу. Здесь важно понимать, не нужно устанавливать единственную заложенную создателем таблицы связь, главное, найти любую из возможных. В этом и прелесть «Кроссенс-технологии» - развивать у детей умение мыслить неординарно.

Кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. В итоге мы составляем рассказ -описание или повествование, и получаем ответ.

Такой вариант приемлем для дошкольников в подготовительной группе.

Например, На слайде мы видим зашифрованную кроссенс-таблицу. Проводим логическую связь. Мы идем в лес с ночевкой. Нам нужен ночлег у воды для всей семьи. Другими словами «дом для  ночевки». Ответ  «Палатка».

Слайд №7

Третий способ – «Крест».

Это самый сложный способ разгадывания. Нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, и дополнительно по кресту между картинками 2,4,6,8. Этот способ не подходит для дошкольников.

Посмотрим. Как это работает…

Устанавливаем связь поэтапно.

1-2 – человек с детства учиться;

2-3 – учиться добывать информацию;

3-4 – уметь отвечать на вопросы ;

4-5 – быть сильным в логике;

5-6 – быть сильными интеллектуалами;

6-7 – стремиться к саморазвитию;

7-8 – всегда стремиться расти ввысь, как дерево.

Устанавливаем связь по кресту.

2 - образование;

4 - вопрос «Почему»;

6,8 – лестница и дерево.

Ответ: знание.

Очевидно, что без подготовки технология покажется сложной для  дошкольников.

Являясь воспитателем младшей группы, где возраст детей от 3 до 4 лет, я понимаю, что применить в своей практике данную технологию я не имею возможности, в связи с возрастными особенностями детей.

И я подумала,  ведь можно подобрать адаптированные варианты внедрения технологии «Кроссенс» в  педагогическую практику с детьми.

Тогда почему бы мне не попробовать и создать некую базу, банк адаптированных вариантов и методических приемов для работы с детьми, начиная со следующего года, средней группы.

        

 Слайд №8

Чтобы легче спланировать свою деятельность для себя я наметила этапы работы по данному направлению. Как всегда… их 3: подготовительный, основной и заключительный этапы.

Подготовительный этап включает в себя изучение темы, технологии, методики, составление плана и подбор необходимого дидактического материала.

        Основной этап-практический. Реализация плана по внедрению «Кроссенс-технологии» в совместную деятельность с детьми, через адаптированные варианты.

        Заключительный этап – это переход к сложному уровню, анализ работы, подведение итогов.

Слайд №9

К заключительному этапу предполагается, что дети должны научиться:

- воспринимать иную подачу материала в виде таблицы с символами;

- составлять кроссенс с помощью взрослого и находить самостоятельно ответ на составленные таблицы ;

- выстраивать ассоциативные связи.

Понятно, что работа предстоит длинная и тем интереснее.

Прежде чем давать знания детям, педагог должен сам владеть технологией. Сейчас я нахожусь в процессе изучения, но могу представить некоторые наработки, которые имею.

   Слайд №10

Дидактическая игра «Что общего?

Цель игры  — развитие навыков понятийного обобщения.  

Игра помогает детям замечать сходство и различия предметов.

Игра развивает сообразительность, внимание, память.

    Слайд №11

Дидактическая игра «Ассоциация»

        Цель дидактической игры «Ассоциация» — приучить ребёнка при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения и  подобрать правильные пары.

     Слайд №12

Дидактическая игра «Ромашки»

Цель игры  — развитие навыка  решения поставленной задачи,  обнаруживая смысловые соответствия.

Слайд №13

Дидактическая игра «Собери кроссенс «Времена года»

Цель  — развитие логического и неординарного творческого мышления детей.

Задача игры — помочь детям найти взаимосвязи между объектами и явлениями, закрепить и углубить понимание уже известных знаний о временах года и сезонных изменениях. Для каждой возрастной группы свои варианты обыгрывания (количество ячеек, варианты игр с ответом и без, с пропущенной картинкой, разгадать или составить). Обязательное условие -от простого к сложному.

Слайд №14

Кроссенс-таблицы по теме «Дикие и домашние животные»

Цель - создание условий для развития логического и неординарного творческого мышления детей 

Задача ребёнка — отгадать,  о ком кроссенс,  путём поиска взаимосвязи картинок  и составления связного рассказа.

Сегодня я хотела поделиться с вами своей педагогической находкой, Показать вам, что кроссенс, как и любое творческое задание повышает инициативность, креативность, развивает логику, воображение, умение нестандартно и критически мыслить. Может быть эта, на мой взгляд, занимательная технология, кого то заинтересует.

Но я убеждена, какую бы программу или технологию мы не выбрали, главная задача- это наши дети. И только постоянно совершенствуясь и развивая свой профессионализм, мы  можем научить и воспитать достойными наших детей.

Слайд №15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ФЭМП

в подготовительной группе

     «В поисках пропавших цифр»

Воспитатель Иноземцева Н.А.

 

Цель: закрепление счета в пределах 10.

Задачи:

  • упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  • упражнять в решении примеров в пределах 10 на сложение и вычитание;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь;
  • воспитывать навыки коллективной работы, дружеские взаимоотношения и взаимопомощь, умение действовать по словесной инструкции;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

     Оборудование: ноутбук, экран, слайдовая презентация, магнитная доска, коробочки-посылки (2шт), замочек с кодом, карточка-ребус, карточки с разным количеством предметов, прищепки, карточки с цифрами от 0 до10, листы ватмана (А-2) с заданием (2 шт), листы (А-4) с заданием (2 шт.), пакет с подарками (символы Нового года).

Ход занятия

1.Организационная часть.

В.: Здравствуйте, ребята.

Д.: Здравствуйте.

В.: Очень рада вас видеть. Напомню, меня зовут Наталия Александровна.  Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Посмотрите,  у меня пакет. Кто может ответить, что на нем написано?

Д.: С Новым годом!

В.: Что это за праздник Новый год? Когда мы его отмечаем? Как? Кто приходит? И т.д.

Д.: Зимой, наряжаем елку…

В.: Вы отмечали Новый год? Дома или в школе?

Д.: Ответы детей.

В.: К сожалению, праздник уже прошел. В нашей стране мы встречаем его в ночь с 31 декабря на 1 января. Как называется наша страна?

Д.: Россия.

В.: Ребята, знаете, на нашей планете есть страна, в которой Новый год только начался и праздновать его будут целых две недели. Эта страна называется Китай.

Весны»

Прежде чем мы откроем посылку, предлагаю вам присесть и узнать немного интересного о китайском новогоднем празднике.

        Показ на глобусе

Китай находится по соседству с Россией, одном материке. Это дружественная страна. У Китая с Россией много общих связей, торговля, мы вместе участвуем в спортивных соревнованиях, наши ребята-студенты проходят обучение в Китае и многое другое. Но вот традиции у наших стран разные и Новый год мы отмечаем по разному.

        Презентация «Китайский Новый год. Праздник Весны»

В.: Теперь пришло время открыть нашу посылку. А коробочка не так просто открывается. Нужно подобрать код. Да, придется немного потрудиться. Готовы?

Д.: Да

2.Основная часть.

Задание 1 (числовой ряд)

Выложим числовой ряд от 0 до 10.

(Ребята выкладывают числовой ряд и выясняют, что не хватает 3 цифр)

В.: Каких цифр не хватает?

Д.: 1, 3, 5

В.: Эти цифры – ключ к нашему коду. Чтобы их найти, нам нужно выполнить задания и определить, где цифры находятся. После этого подобрать код к нашему замку.

  Задание 2 (обратный счет)

На ватмане нужно найти числа и цифры от 1 до 10 и зачеркнуть их в   обратном порядке.

В.: Вы умеете считать в обратном порядке?

Д.: Да

  (Ребята зачеркивают цифры в обратном порядке)

В.: Молодцы! Назовите самое большое число…, самое маленькое…

        Задание 3 (найти предметы о одному)

В.: Нужно найти и обвести в круг все предметы о одному.

   (Дети называют и обводят предметы по одному)

В.: Из какой сказки все картинки? (сказка А. Волков «Волшебник Изумрудного города») Наша первая подсказка, первая цифра в этой сказке

     (Дети находят книгу и цифру)

        Задание 4 (соотнесение количества и цифры)

В.: Следующее задание… Сейчас мы разделимся на 2 группы, присаживайтесь за столы. Вам нужно посчитать предметы на картинках и свой ответ выделить прищепкой.

        (Дети выполняют задание)

В.: Проверим, сравним ответы… (сравнивают выполненное задание с образцом)

        Задание 5 (соедини точки по порядку)

Соединим точки по порядку  и узнаем, где искать цифру.

   (Ребята соединяют цифры по порядку  выясняют, что цифра спрятана в машине)

         Задание 6 (разгадай кроссворд, решив примеры)

В.: В этом задании нам нужно разгадать кроссворд, решив все примеры. Решаем пример, находим нужную нам цифру и прикрепляем на место ответа…

        (Дети выполняют задание)

Молодцы! Справились, а где же будем искать мы последнюю цифру?

Поможет нам ребус.

        (Ребята разгадывают ребус и  выясняют, что цифра спрятана в шкафчике с бабочкой)

В.: Мы нашли недостающие цифры, они как мы уже знаем – ключ  к коду, попробуем подобрать.

(Все вместе подбираем код 315 и открываем посылку. Обмен впечатлениями)

3.Заключительная часть.

От кого мы сегодня получили посылку?

Какой праздник отмечают сейчас китайцы?

Какие мы выполняли задания, чтобы отрыть?

Сложными были задания?

Понравилось вам?

А давайте, мы тоже отправим  китайским ребятам посылку с символами нашего Нового года и поздравим их с праздником.

(Ребята собирают посылку)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд №1

В Китае, как и в других странах, Новый год главный и любимый праздник.

Слайд №2

Называется он Чунь Цзе. Этот праздник имеет второе название «Праздник Весны». В этом году Новый год в Китае начали отмечать 29 января,  и продлится новый год половину месяца или по-другому 15 дней.

Слайд №3

В эти дни в Китае проходит много представлений, спектаклей, зрелищные карнавалы, каждое мероприятие сопровождается шоу фейерверков.

Слайд №4

Новый год встречают в кругу семьи. Накрывают праздничный стол вкусными блюдами. И одно из них похоже на наши русские пельмени . Называют их цзяоцзы. В одну из них на новый год в начинку кладут монету. Кому она попадётся, тот в этом году разбогатеет.

Слайд №5

Дети дарят бабушками и дедушкам  сладости, а те в ответ дарят младшему поколению красные конверты с деньгами.  Считается, что деньги, подаренные в новогоднюю ночь, независимо от суммы приносят счастье.

Слайд №6

В Новый год вместо ели китайцы ставят в домах мандариновые деревья.

Слайд №7

Заканчивается новый год в Китае Праздником фонарей. Фонари зажигают по всей стране, на каждой улице. Каждый житель Китая считает своей обязанностью сделать хотя бы один фонарик своими руками, чтобы запустить го в небо в эту ночь. Как только наступает вечер все улицы озаряются тысячами многоцветными, ярко сияющими огнями.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Детский книжный магазин»

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Виды деятельности: речевая, двигательная, игровая.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: формирование навыка рассказывания по серии картинок-иллюстраций.

Задачи: 

-закреплять умение составлять рассказ на основе серии картинок-иллюстраций,

-расширить знания о книжном магазине, функциях продавца;

-развивать коммуникативно-речевые умения, умения связно, последовательно рассказывать эпизоды известных сказок.

- воспитание интереса к книге, бережного отношение к книге.

Подготовила и провела                    

Иноземцева Н.А., воспитатель          

МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Мордовского муниципального округа

Цель: формирование навыка рассказывания по серии картинок-иллюстраций.

Задачи: 

-закреплять умение составлять рассказ на основе серии картинок-иллюстраций,

-расширить знания о книжном магазине, функциях продавца;

-развивать коммуникативно-речевые умения, умения связно, последовательно рассказывать эпизоды известных сказок.

- воспитание интереса к книге, бережного отношение к книге.

Оборудование: ноутбук, слайдовая презентация, магнитная доска, книга, серия картинок-иллюстраций (6 шт.)

Ход занятия

1.Организационная часть.

В.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Александровна. Я работаю воспитателем в таком же  детском саду, с такими же детками. Называется наш детский сад «Солнышко». Очень рада познакомиться с вами… Надеюсь, мы проведем время интересно. Встаньте полукругом и покажите мне свои ладошки. У меня очень хорошее настроение. Хочу поделиться им с вами.

  • Улыбнитесь
  • Сегодня замечательное солнышко
  • На улице тепло
  • Весна
  • Поют птички
  • Какие у вас красивые улыбки
  • Красивые глазки
  • Я так рада познакомиться с вами
  • Чудесные дети

Сегодня я принесла вам вот такую замечательную книгу. Можем ли мы по обложке догадаться, какие произведения в этой книге?

(Ответы детей, дети рассматривают книгу)

Вариант 1.

В вашей группе есть книги? Можете мне показать? Знаете ли вы правила пользования книгами?

(Дети отвечают, педагог направляет)

Вариант 2

Только ли сказки в книгах? Посмотрим все вместе, какими могут быть  книги?(Показ книг педагогом и обсуждение книг)

        Знаете ли вы правила пользования книгами?

(Дети отвечают, педагог направляет)

        Правила пользования книгами:

  • Не брать книгу грязными руками. 
  • Не рисовать в книге. 
  • Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их. 
  • Не загибать листы в книге и не вкладывать ручку, карандаш и прочие посторонние предметы. 
  • Подклеивать страницы в книге, даже если их порвал не ребёнок. 

Где можно приобрести книги? (Дети предлагают варианты)

Я эту купила в детском книжном магазине.

Чтобы вы смогли научиться выбирать для себя интересные книги, мы сегодня будем говорить о книжном магазине и попробуем себя в роли  продавца.

Присядьте на стульчики.

(Дети садятся)

        2.Основная часть.

1. Сейчас мы узнаем, как устроен книжный магазин…

Рассказ педагога. Презентация «Детский книжный магазин»

- как выглядит,витрина

- где располагаются книги,

- какие книги можно приобрести

- правила поведения в магазине,

- кто продает книги,

3. Физкультминутка

А загадки , вы умеете разгадывать? (Ответы детей).Сейчас проверим.

Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и показывать ответ движениями.

        Он прыгает вверх, он прыгает вниз.

Он может помчаться с тобой прямо вскачь.

И ты его крепче скорее держи.

Ведь это простой и резиновый… (мяч).

(Дети прыгают)

По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком. ( Зайчик)

(Дети прыгают как зайчик)

Лежит верёвка, шипит плутовка, Брать её опасно — укусит. Ясно? (Змея). 

(Дети извиваются как змея)

4. Я предлагаю послушать  необычную  сказку и ответить мне, какие сказки и герои перепутаны?

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Дед говорит бабе«Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей медведь. Медведь и говорит«Машенька, я тебя съем!» А она отвечает: «Не ешь меня, я твои три желания исполню. Только скажи«По щучьему велению, по моему хотению!» Желание и исполнилось: наловил дед рыбы, только лиса всю рыбу сьела. Посадил Емеля всех на печку и повез кататься, чтобы никто не горевал.  Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Воспитатель. Назовите сказки  и найдите нужные книги.

Ответы детей. («Курочка Ряба»«Колобок»«Волк и лиса»«Репка»«Машенька и медведь»,  «По щучьему велению». (Дети называют героев и сказку, находят соответствующую картинку и прикрепляют на доску)

Сейчас мы представим себя в роли продавцов и попробуем рассказать о книге.

Рассказывать мы будем по небольшому плану.

1.Название книги

2.Герои произведения

3. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Образец рассказа воспитателем.

Затем по желанию выходят дети и с помощью педагога составляют небольшие рассказы.

        3.Заключительная часть.

Вы такие молодцы. Мне так понравилось, как вы это сделалиЕсли бы я была покупателем, я купила все предложенные вами книги.

Как вы думаете, получились ли из вас хорошие продавцы?

А что вы делали для этого?

Где мы можем купить книги?

Я желаю вам посетить книжный магазин, приобрести вместе с родителями интересную книгу в книжном магазине.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: