Взаимодействие с родителями

Агеева Татьяна Александровна

Работа с родителями

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями

«Родители, дети, школа»

Возраст учащихся:16-18лет

Срок реализации : 2020-2021

Автор-составитель: Агеева Т.А.

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

Когалым, 2020

Пояснительная записка

  1. Актуальность.

Политические, социальные и экономические  преобразования,  происходящие в нашей стране, требуют новых  подходов к воспитанию детей и их  родителей в социокультурной  среде.

        Согласно концепции  общественного воспитания в настоящее время  главные воспитательные функции должны  принадлежать  семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица  во взаимодействии семьи и  школы  в воспитании и обучении детей.

Существует ряд  проблем:

        - Как найти  подход  каждой семье  и  оказать  необходимую помощь?

        - Как,  работая с  неблагополучными семьями, не  потерять благополучные?

        - Как скоординировать  работу всех служб  на благо семьи?

        - Как  изменить  взгляды  родителей и  сделать   их сотрудниками  и    соавторами  всего учебно-воспитательного   процесса в классе, школе  вместе с учителями?

        - Как построить работу с семьями на авторитете и доверии:  учеников,  родителей, педагогов, администрации, поселения?

          Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого  подхода к работе с различными категориями семей.

2. Общая характеристика программы.

        Предполагаемая программа предусматривает систему  новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть  гуманизированной,  комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.

        Принцип  связи школы с жизнью  предполагает такую   организацию  воспитания и образования, чтобы  учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно  обеспечиваться разными путями.  Воспитывать – это значит  организовать содержательную жизнь и  развивающую деятельность детей   совместно со  взрослыми, где у тех и у других будут  свои роли, цели, взаимные отношения.

        В работе с различными категориями семей сложился  определенный стиль  работы как  школы, так и других общественных формирований.  Совместно с администрацией, социальной службой школы проводятся  различные  встречи, консультации, посещение семьи. Вопросы  о родителях, не занимающихся воспитанием детей,  рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных  комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки,  родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где  решают, и учат, и  советуются с  родителями как  воспитателями. Школьная администрация организовывает  выступления  специалистов: врачей, психологов, юристов и т.д., учителя проводят лекции, беседы  по  вопросам воспитания и развития детей,  конференции с целью  обучения  родителей и привлечения их к  проблемам  школы. Кроме школы этим занимаются  учреждения вне школы:  библиотеки, средства массовой информации,  кружки и  секции, система дополнительного образования.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной  тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Родители, дети, школа», которая позволяет скоординировать усилия  классного руководителя, психолога, родительских организаций.

Участники реализации программы.

В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.

Цели и задачи программы.

Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.

Задачи:

-        установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное

    взаимодействие семьи и школы;

-  оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

-  привлечение родителей к управлению школой;

-  обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по  

  охране прав детей и семьи в целом;

 - организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование  

  активной  педагогической позиции родителей.

Основные направления работы:

  • создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
  • изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного  опыта, состояния здоровья  каждого учащегося;
  • изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Основные направления реализации программы:

  • выявление   различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
  • оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
  • изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
  •  участие в родительских конференциях, собраниях.
  • организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
  • обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
  • групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты.

  • Укрепление связи с семьёй;
  • Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать  систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Сроки реализации программы.

        Программа рассчитана на 2 года.

Формы работы с родителями:

Коллективные :

  • родительские собрания;
  • круглые столы;
  • лектории;

Групповые:

  • работа с родительским комитетом;
  • тренинги;

Индивидуальные:

  • беседы;
  • консультации;