Конспекты занятий с использованием технологии ТРИЗ

Архипова Наталья Ивановна

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию синтаксической стороны речи у детей с моторной алалией на тему «Весна»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию синтаксической стороны речи у детей с моторной алалией на тему «Весна»

Цель: закрепление представлений о временах года, признаках весны, закрепление умения подбирать глаголы и прилагательные к существительным, составлять словосочетания и предложения, согласовывать слова в предложении.

Оборудование: пособие «Круги Луллия», сюжетные картинки по теме «Весна», «Что перепутал художник?».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

Игра «Что перепутал художник?»

- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что художник нарисовал неправильно.

2. Объявление темы.

- Сегодня мы с вами поговорим о весне.

3. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал, и перестал.        Соединяют поочередно пальцы правой и левой рук.

Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот.

Тихо кладут кисти рук на стол.

4. Развитие мимической моторики.

- Покажите, как мы огорчаемся, когда идет дождик? Как мы сердимся, если мама не отпускает гулять? Как мы радуемся, что светит солнышко и пришла весна?

5. Актуализация словаря, развития умения строить предложение, согласовывать слова в предложении.

Игра «Без чего не может быть весны»

Весна не может быть без яркого солнца. Весна не может быть без луж. Весна не может быть без ручейков. Весна не может быть без грозы. Весна не может быть без майских жуков. Весна не может быть без проталин. Весна не может быть без капели. Весна не может быть без подснежников. И т.д.

6. Развитие умения подбирать существительные к прилагательным, согласовывать их в роде.

Игра «Подбери слово».

Что может быть весенним? - Весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.  Что может быть мартовским? - Мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Что может быть апрельским? - Апрельские цветы, апрельское солнышко. Что может быть майским? - Майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко. Что может быть дождливым? - Дождливый день, дождливое небо, дождливая погода. Что может быть грозовым? - Грозовое небо, грозовая туча, грозовой май. Что может быть солнечным? - Солнечные лучи, солнечный зайчик, солнечное небо, солнечная поляна.

Игра проводится с помощью пособия «Круги Луллия».

7. Развитие общей моторики. Физкультминутка «Краски весны».

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на все цветы вокруг.        Бегут по кругу друг за другом.

Спокойно идут друг за другом.

Приседают - встают.

«Цветок» над головой.

8. Развитие умения образовывать существительные мн. ч. в именительном и родительном падеже.

Игра «Один - много».

Лужа - лужи - луж. Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Игра проводится с помощью пособия «Круги Луллия».

9. Развитие умения согласовывать слова в предложении.

Игра «Составь рассказ».

Греет, солнце, ярче. Окном, за, тает, снег. Солнце, сосульки, на, тают. Капель, окном, звенит, за. Деревьях, на, почки, появляются.

10. Итог занятия.

– О чем мы говорили на занятии? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию синтаксической стороны речи у детей с моторной алалией на тему «Домашние животные и их детеныши»

Цель: формирование представлений о домашних животных, их детенышах, закрепление умения подбирать антонимы, согласовывать слова в предложении, строить фразу.

Оборудование: пособие «Круги Луллия», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, индивидуальные зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

2. Объявление темы.

Выставляются картинки: корова, собака, кошка, коза.

- Что нарисовано на картинках? Как назвать одним словом корову, собаку, кошку, козу? (Домашние животные).

- Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных и их детенышах.

3. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Котята».

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

4. Развитие дыхания и голоса, закрепление представлений о голосах домашних животных.

Игра «Кто как голос подает?».

- Как мычит корова? (Му-у-у, громко, низким голосом). А теленок? (му-у-у, тихо, низким голосом).

Кошка и котенок (Мяу-мяу-мяу, громко, низким голосом; мяу-мяу-мяу, тихо, низким голосом). Овца и ягненок (Бе-е-е-е, громко, низким голосом; бе-е-е-е, тихо, низким голосом). Лошадь и жеребенок (И-го-го, громко, низким голосом; и-го-го, тихо, низким голосом).

5. Развитие умения подбирать существительные к глаголам.

Игра «Угадай животное?».

Сторожит, грызет, лает. Мяукает, лакает, царапается. Хрюкает, роет землю. Ржет, бегает, скачет. Блеет, бодается. Мычит, жует, ходит, дает молоко.

6. Развитие представлений о детенышах домашних животных, умения образовывать существительные множественного числа.

Игра «Найди и назови детенышей».

У кошки много котят. У крольчихи много крольчат. У коровы много телят. У лошади много жеребят. И т.д.

Игра проводится с помощью пособия «Круги Луллия».

7. Развитие общей моторики. Физкультминутка «Котик».

У маленького котика

Кругленькая мордочка.

А на каждой лапке коготки-царапки.

Все его игрушки - кубик и катушка.

Котик, словно мячик,

По квартире скачет.

Идут «кошачьим» шагом.

Гладят лицо.

Изображают когти.

Разводят руки в стороны.

Прыжки на месте.

8. Развитие умения образовывать притяжательные прилагательные.

Игра «Чей, чья, чьи?».

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи.) Копыта коровы. Чьи копыта? Борода козы. Чья борода? Хвост лошади. Чей хвост? Морда кролика. Чья морда? Лапы кошки. Чьи лапы? И т.д.

Игра проводится с помощью пособия «Круги Луллия»

9. Развитие умения подбирать антонимы к прилагательным.

Игра «Скажи наоборот».

У коровы длинный хвост, а у свиньи... (Короткий.) У свиньи толстые ноги, а у овечки... (Тонкие.) У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть... (Мягкая.) У козы острые рога, а у барана... (Тупые.) У козла длинная шерсть, а у лошади... (Короткая.)

Игра проводится с помощью пособия «Круги Луллия».

10. Итог занятия. О ком мы говорили на занятии? Как вы думаете, кто самый нужный для человека? (Все животные важны и нужны по-своему.)