Всероссийский профессиональный конкурс "Воспитатель года России 2023"

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Айболит»

Педагогическая находка

Тема: «Создание волшебных картин как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в технике пластилинография»

Танцюра Елена Анатольевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Усть – Илимск, 2023 год

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы часто замечаем, что все чаще дети не прилагают усилий для развития фантазии, творческого воображения, сочинения сказок, изготовления поделок, рисунков своими руками. Современные дети теряют способность самостоятельно занять себя, так как в свободное время занимаются телефоном или планшетом, а ведь ни один компьютер, ни одна умная программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с пластичными материалами, радость от создания чего-то нового своими руками. И в этом, наверное, одна из простых истин физического мира: «если хочешь чего-то, сделай это сам».

Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники фантазировали и воплощали в реальной жизни собственные замыслы в лепке, пластилинографии, создании волшебных картин. Для этого я создала творческую мастерскую.

С удовольствием приглашаю вас в чудесную творческую мастерскую для детей младшего дошкольного возраста (с трех до четырех лет) «Страна Пластилиния», где вы познакомитесь с волшебной художественной техникой изобразительного искусства пластилинографией и научитесь делать поделки из пластичных и волшебных материалов. В нашей мастерской могут принимать участие и взрослые. Если вы хотите с интересом провести время вместе со своим чадом – добро пожаловать!

Планирование работы с детьми в творческой мастерской «Страна Пластилиния» веду с учетом авторской программой Давыдовой Г.Н. «Пластилинография для малышей» и авторской парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет Лыковой И.А. «Цветные ладошки».

Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной техники изобразительного искусства– пластилинографии.

Задачи.

Обучающие задачи: учить детей создавать простейшие формы и видоизменять их, преобразовывать в иные формы, создавать при этом выразительные образы. Обучать детей умению прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания на поверхности основы, совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей).

Развивающие задачи: развивать у детей умение создавать образ с опорой на жизненный опыт; развивать интерес к экспериментированию в работе: включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности; воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином; воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой; воспитывать желание помочь другу, сопереживание.

Практическая значимость состоит в том, что работа с детьми в технике пластилинография охватывает все образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Позволяет каждому ребенку создавать ситуацию успеха вне зависимости от его первоначальных творческих способностей. Первоначальные навыки техники «рисования» пластилином дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков, но могут применяться и для более сложных разновидностей.

Уникальность техники в том, что можно применить в творческой деятельности дополнительные материалы для украшения, дополнения пластилиновых картин - природные материалы и декоративные материалы. К природным материалам относятся крупы (гречневая, рис, пшено), семена (подсолнечника, тыквы, семена деревьев), сушеные листочки, веточки, скорлупа (от фисташек, от грецких орехов) и т.п. Декоративных материалов огромный выбор. Дети очень любят применять в своей работе бусины и пайетки разных цветов и размеров, фигурные пайетки (звездочки, цветочки, снежинки, бабочки, листочки), можно использовать сухой блеск, пуговки, ленточки и т.п. Использование дополнительных материалов дает возможность очень быстро украсить, оживить, сделать свою работу неповторимой, индивидуальной и волшебной. Преимущество пластилинографии в свободе выбора. Детям представлена возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал, цвет и способ создания волшебных картин.  

Несомненная уникальность пластилинографии – принцип личностно-ориентированного обучения, который заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.

Безусловная уникальность пластилинографии – у ребенка развивается умелость и сила рук. Движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.   

К тому же достоинство рисования пластилином – это развитие фантазии, преумножение чувствительности тактильного восприятия, стимуляция речи и расширение словарного запаса, привитие усидчивости, аккуратности, самостоятельности ребенка во время рабочего процесса.

Еще одна уникальность использования пластилинографии в том, что массу для лепки можно сделать и своими руками. Заниматься этим творчеством можно в рамках творческой мастерской, в свободной деятельности, а также в домашних условиях.

Методы и приемы в работе с пластилинографией.

  1. Наглядные методы:
  • Определение замысла картины, исходя из инициативы детей. Иду от инициативы детей и корректирую свой перспективный план;
  • демонстрация наглядных средств. Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики;
  • показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом;
  • презентация продуктов детской деятельности с оформлением группового помещения и пополнением предметно-развивающей среды.  
  1. Практические методы:
  • овладение навыками пользования материалом;
  • упражнение в освоении технических умений.

В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей — художественная. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких-либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

  1. Словесные методы:
  • беседа;
  • загадка;
  • рассказ;
  • сказка;
  • художественное слово;

Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, практическими методами, делая последние более результативными.  

        Условия для развития.

Наиболее эффективно развивать у детей художественно-творческие способности можно при следующих условиях:

  • создание эстетической, разнообразной предметно-развивающей среды для занятий совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах;
  • создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике пластилинография, технологические карточки.

 Развивающие технологии:

  • личностно-ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Дидактические принципы:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Виды пластилинографии:

- прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

  • мозаичная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
  • обратная пластилинография (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
  • контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;
  • многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
  • фактурная пластилинография – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.
  • Модульная — детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Организация взаимодействия с родителями и коллегами.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.  Выставки детских работ и яркие рассказы детей о своих волшебных картинах заинтересовали родителей, которые стали участниками наших встреч. По желанию родителей у нас проходят вечерние мастерские, где родители совместно с детьми занимаются творчеством. Проводимые с родителями тематические консультации, мастер-классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Понимание родителями значимости развития кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформировать навыки письма.

 Мною была организована выставка книг и пособий по развитию мелкой моторики рук. Очень заинтересовала коллег-воспитателей методика формирования опыта развития моторики младших дошкольников. Для этих целей был проведен мастер-класс «Рисуем пластилином», где проследили последовательность работы, этапы. Почти все коллеги изъявили желание внедрить данный опыт в свою практику.

С целью отслеживания результативности деятельности детей по пластилинографии провела педагогическую диагностику художественно-творческого развития детей 3-4 лет на основе парциальной программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (в начале и середине учебного года). Она направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:

- технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание;

- проявление творчества в декоре;

- развитие мелкой моторики;

- проявление аккуратности и трудолюбия.

Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

Результаты проведенной промежуточной диагностики иллюстрируют рост уровня развития мелкой моторики у детей. Многие воспитанники группы имеют проблемы в речевом развитии, и учителя-логопеды уже отмечают позитивные изменения у детей. Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином, но необходимо систематически проводить эти занятия для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Наблюдая положительную динамику в освоении техники пластилинографии, мною была поставлена цель – обобщить, систематизировать и дополнить цикл занятий по пластилинографии. Можно сделать вывод о том, что пластилинография – как одна из оригинальных техник изобразительной деятельности – очень актуальна на сегодняшний день. Она охватывает всевозможный спектр разнообразных методов и приемов, позволяющих сформировать творчество ребенка, ведь лепка – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Работая по данному направлению, мне уже удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Дети определяют тематику, материалы, цветовое оформление картин по своему выбору, что соответствует стандарту дошкольного образования. Первыми, кто оценил результат — это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Данная форма техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.

Результативность развития воспитанников.

         Еженедельно совместно с детьми оформляем выставки работ детского творчества с последующим оформлением центра детской мастерской и приемной группы. Результаты детского творчества размещаю в родительском чате и на страничке группы на сайте нашего ДОУ.

Результативность педагогической деятельности.

Оценка имеющегося опыта показала, что разработанная система педагогической работы с детьми и родителями способствовала изменению уровня развития мелкой моторики рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста. Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально-чувственного познания окружающего мира и развитию творческого потенциала младших дошкольников.

Но главное значение образовательной работы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка благодаря мышечной нагрузке на пальцы развивается умелость и согласованность движений рук, а движения пальцев дифференцируются. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

На сегодня дети умеют:

  • создавать простейшие формы;
  • использовать основные приемы пластилинографии: скатывание, надавливание, размазывание;
  • создавать образ с опорой на жизненный опыт;
  • экспериментировать в работе, включая в оформление дополнительный материал;
  • аккуратного обращаться с пластилином;
  • сотрудничать со взрослыми и детьми.

Ожидаемый результат: 

  • овладение детьми навыком создания простейших форм и видоизменением их, преобразованием в иные формы;
  • умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания на поверхности основы, совершенствовать технику рельефной лепки;
  • способность детей создавать образ с опорой на жизненный опыт;
  • интерес детей к экспериментированию в работе;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • пробуждение у детей интереса к работе пластилином;
  • развитые навыки аккуратного обращения с пластилином.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук и создании комплекса художественно-творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, мультипликационных пластилиновых фильмов с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

Итак, творческая мастерская «Страна Пластилиния» продолжает свою работу и ждет новых друзей!


Список литературы:

  1. Грибовская А.А., М.Б. Халезова-Зацепина. Лепка в детском саду «ТЦ СФЕРА» М., 2010.
  2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду «ТЦ СФЕРА» М., 2010.
  6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  7. Комарова Т.С. «Школа эстетического воспитания», М. Педагогика, 2006.
  8. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2010.
  10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  11. Лыкова Л. И. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО. «Цветные ладошки». – ИД «Цветной мир», 2018.
  12. Нуйкина Е.Л. Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3-5 лет – М.: ТЦ Сфера, 2020.
  13. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина М. Мозаика – Синтез, 2012.
  14. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс, 2006.
  15. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Айболит»

Конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по художественно-эстетическому развитию

На тему: «Волшебные снеговики»

Для детей второй младшей группы

Танцюра Елена Анатольевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Усть – Илимск

 2023 год

Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через рисование в технике пластилинография.

Задачи:

- обучающие: формировать умение детей передавать знакомый образ (снеговика) посредством изображения пластилином на горизонтальной плоскости; закреплять навыки отщипывания, скатывания, сплющивания.

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, согласовывать речь с движением, обогащать словарный запас; продолжать развивать творческое воображение, фантазию, инициативность; способствовать развитию памяти, внимания, усидчивости.

- воспитательные: воспитывать интерес к лепке, аккуратность при работе с пластилином, творческую самостоятельность; формировать эмоциональную отзывчивость. 

Оборудование: колокольчик, следы, ведро с водой, метелка, морковка, глазки, портативная колонка, фонограммы «Здравствуй, солнышко», «Шаги», «Мы шагаем по сугробам», «Мы слепили снежный ком», «Снеговик пыхтит», аудиозапись фоновой музыки для творчества, макет снеговика с ведрами, снежинки;

Раздаточный материал: пластиковые прозрачные крышки, шаблоны различных снеговиков на выбор детей, пластилин разных цветов, салфетки для рук, декоративный материал: манная крупа, кофейное и кукурузное зерно, пуговицы, бисер, полимерные фигурки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: сказка «Как друзья Снеговика спасали», «Снеговик», стихи В. Степанов «Снеговик», О. Корнеева «Приключение снеговичка»; опыты со снегом и водой; беседы «Зимние забавы»; лепка пластилиновой скульптуры «Снеговик». 

Методические приемы: словесные, практические, наглядные.

Виды деятельности: самостоятельная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная (изобразительная), двигательная.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход:

  1. Вводная часть.

Ребята, вы любите играть? Сегодня я приглашаю вас поиграть! Давайте вместе встанем в круг.

(Звенит колокольчиком)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

(Игра – приветствие «Здравствуйте!»)

Здравствуй, солнышко – дружок, (Руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок, (Указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки, (Показываем губы)

Здравствуйте, зубки. (Показываем зубы)

Губками «почмокали», («Чмокаем»)

Зубками «пощёлкали», («Щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (Поднимаем руки вверх)

И ими помахали. (Машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали. (Хором здороваемся)

(Звучит звук шагов по снегу.)

- Вы слышите, что это за звуки?

- (Предположения детей. Увидели следы).

- Ребята, давайте пройдем по следам и узнаем кто их оставил.

(Дети идут по следам, звучит аудиозапись экологической физминутки «Мы шагаем по сугробам».)

- Повторяйте за мной.

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом,

По сугробам крутолобым.         высоко поднимая ноги)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, (Поглаживают ноги

Наши ноженьки устали.             движениями ладоней снизу вверх)

Сейчас сядем, отдохнем,     

А потом гулять пойдем.

(Дети присаживаются в круг на подушки, в центре стоит «сугроб»)

- Интересно, что это за сугроб такой? Вы хотите узнать, что внутри сугроба? (Да)

-  Смотрите, ведро, а в нем…вода! Интересно, чье это ведро?

 (Воспитатель достает из ведра глазки, метелку и морковку.)

- Чья морковка и метелка, ветки?

- Дети, как вы думаете, кому принадлежат эти предметы? (Снеговику.)

- Ребята, почему его так называют – снеговик? (Потому что его лепят из снега.)

- Тогда почему в ведре вода? (Потому что снеговик растаял.) 

        - Почему снеговик растаял? (Потому что на улице холодно, а у нас ему жарко.)

Нашему снеговику срочно нужна помощь! Как мы можем ему помочь? (Слепить из снега.)

        - Из чего еще мы с вами можем слепить снеговика? (Из пластилина.)

  1. Основная часть.

- Предлагаю каждому подойти к круглому столу и выбрать себе снеговика, какой понравится.

 (Дети выбирают образцы различных снеговиков по своему вкусу.)

- Присаживайтесь, пожалуйста, за столы и, прежде чем мы приступим к работе, нам необходимо сделать гимнастику для пальцев.

Мы слепили снежный ком, (Лепим двумя руками комок)
Шляпу сделали на нем, (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову)
Нос приделали и вмиг (Приставляем кулачки к носу)
Получился снеговик. (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика)

- Размялись, теперь приступим к работе.

- Ваня, какого цвета будет шубка твоего снеговика? (Белого) Почему белого? (Потому что из снега, снег белый)

- София, ты согласна с Ваней?

- Ксюша, какой цвет ты выберешь для снеговика? (Зеленый) Зеленый – очень красивый цвет! Вы можете выбрать любой цвет для своего снеговика, пусть они будут у вас нарядные, красивые, непохожие на других.

- Перед вами бруски пластилина. Возьмите брусок нужного цвета и отщипните от него маленький кусочек. (Воспитатель показывает детям способ лепки.) Затем нам нужно скатать его между пальцами так, чтобы получился шарик. Шарик прижимаем к телу снеговика, будто прилепили снежный комочек. Прилепим еще несколько снежных комочков. Теперь, когда мы с вами скатали снеговика, можем украсить его, дорисовав пластилином нос-морковку, рот, глаза. Можете использовать декоративный материал – бисер, зерна, бусины, пуговицы – для украшения своей работы. После того, как вы потрудились, необходимо вытереть руки салфеткой.

- Чтобы наши чудесные снеговики сохранились красивыми надолго, мы оденем на них прозрачные крышки, и им не будет страшен ни ветер, ни солнце, ни жара. Вот такие получились волшебные снеговики – красивые, нарядные, разные, не похожие друг на друга! Давайте устроим выставку для гостей и родителей. Вы согласны со мной? (Да) Вы всем объясните, что вы сегодня рисовали волшебных снеговиков не карандашами, не красками, а… (Пластилином).

(Воспитатель предлагает вернуться отдохнуть на подушках)

- Ой, ребята, вы слышите какие-то странные звуки? Кажется, кто-то пыхтит за шторкой. (Воспитатель выносит большого снеговика.) Это же снеговик! Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй, снеговик. (Воспитатель незаметно включает гирлянду внутри снеговика). Посмотрите, как он рад, даже сияет от счастья. Снеговик благодарит вас за помощь, что сделали своими руками такие волшебные картины и оживили снеговика. Благодаря вам он снова стал прежним.

  1. Рефлексия.

Дети, если вы считаете, что сегодня у вас все получилось хорошо, возьмите снежинку и положите снеговику в ведро с желтым квадратом, если не все получилось – в ведро с синим кругом.

Спасибо вам за работу!



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми»

 Тема: «Волшебные снеговики»

Возрастная группа: дети 3-4 лет

Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через рисование в технике пластилинография.

Задачи:

- обучающие: формировать умение детей передавать знакомый образ посредством изображения пластилином на горизонтальной плоскости; закреплять навыки отщипывания, скатывания, сплющивания;

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, согласовывать речь с движением, обогащать словарный запас; продолжать развивать творческое воображение, фантазию, инициативность; способствовать развитию памяти, внимания, усидчивости;

- воспитательные: воспитывать интерес к лепке, аккуратность при работе с пластилином, творческую самостоятельность; формировать эмоциональную отзывчивость.

        Планируемые результаты:

- дети владеют элементарными основными техническими приемами пластилинографии;

- дети согласовывают речь с движениями;

- дети используют собственный замысел в творчестве;

- дети проявляют, любознательность, изобретательность;

- самостоятельность детей в реализации замысла.

Конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми»

 Тема: «Волшебные снеговики»

Возрастная группа: дети 3-4 лет

Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через рисование в технике пластилинография.

Задачи:

- обучающие: формировать умение детей передавать знакомый образ посредством изображения пластилином на горизонтальной плоскости; закреплять навыки отщипывания, скатывания, сплющивания;

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, согласовывать речь с движением, обогащать словарный запас; продолжать развивать творческое воображение, фантазию, инициативность; способствовать развитию памяти, внимания, усидчивости;

- воспитательные: воспитывать интерес к лепке, аккуратность при работе с пластилином, творческую самостоятельность; формировать эмоциональную отзывчивость.

        Планируемые результаты:

- дети владеют элементарными основными техническими приемами пластилинографии;

- дети согласовывают речь с движениями;

- дети используют собственный замысел в творчестве;

- дети проявляют, любознательность, изобретательность;

- самостоятельность детей в реализации замысла.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Айболит»

Конкурсное испытание «Мастерская педагога»

Мастер-класс

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»

Танцюра Елена Анатольевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Усть – Илимск, 2023 год

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом педагогов по использованию оригинальных техник рисования пластилином.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по изготовлению картин в технике пластилинография.
  2. Дать педагогам представления об эффективности использования методических приемов.
  3. Вызвать интерес педагогов оригинальностью методов и приемов, используемых при создании картин в технике пластилинография.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран, портативная колонка, аудиозапись «В гостях у сказки», ширма, гирлянда с прищепками; шаблоны картин на оргстекле, восковой пластилин, стеки, пластиковые вилки, влажные салфетки, декоративные материалы: бусины разных размеров, пайетки, бисер, стеклярус, глиттер, пуговицы, зерна кофе и кукурузы.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки желанные.

Много гостей, много и новостей.

А чтоб мастер-класс был веселей,

На приветствие приглашаю гостей. (Встаем в круг)

Здравствуй, друг! (Пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (Положили руку на плечо)

Где ты был? (Спросить рукой)

Я скучал! (Приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (Руки в стороны)

Хорошо! (Обнялись)

Сегодня мой мастер-класс посвящен теме «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии».

2.Теоретическая часть.

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Оригинальная техника использования пластилина на картоне либо другой горизонтальной поверхности называется пластилинографией.

История пластилина: кто, где и когда создал чудо материал?

Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века. О своем замечательном открытии сообщили два изобретателя, а именно немец Франц Колб в 1880 году и англичанин Уильям Харбут в 1899 году. Материал, полученный ими, был запатентован в Германии и получил соответствующее название «Plasteline».

Несмотря на то, что Франц Колб заявил об изготовленном материале на девятнадцать лет раньше, чем его английский коллега, право на титул создателя все же принадлежит именно ему.

В момент создания пластилин широко использовался в учебных целях и был задействован в процессе обучения в школе искусств. Однако, несколько позже, дети Харбута нашли ему и другое применение, сделав его весьма знаменитым.

В начале 20-го века Харбут открывает свою собственную фабрику, на которой активно ведется производство пластилина. Для того чтобы разнообразить творчество детей, был добавлен красящий пигмент, и появился пластилин четырёх цветов. После случившегося на фабрике пожара, делать пластилин стали в Тайланде.

Однако история пластилина на этом не заканчивается. Спустя несколько десятилетий Джо Маквикер выпускает собственную оконную замазку. Его сестра, будучи воспитательницей в детском саду, активно практикует уроки лепки, используя материал в качестве глины. С тех пор материал для лепки стал обязательным для занятий в детском саду.

Из чего состоит пластилин?

Первый материал для лепки был серого цвета. Пластилин в те времена изготавливался из очищенного и размельчённого порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. Формула, по которой он изготавливался до сих пор остается большим секретом. Несколько позже появляется пластилин четырех цветов. В настоящее время при производстве пластилина используют ряд современных веществ: высокомолекулярный полиэтилен (ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается пластилин в различные цвета.

Каким бывает пластилин?

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте. Он бывает простым, скульптурным, плавающим, восковым, перламутровым, флюоресцентным, шариковым, в колбасках, ведрах и ячейках, тянущим.

Актуальность. Полезен ли пластилин?

Безусловно, материал широко используется не только для развития творческих способностей. При работе с пластилином развивается координация пальцев. При лепке каких-либо изделий развивается мелкая моторика рук, что способствует умственному развитию. Более того, расширяется кругозор ребенка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (стека).

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Занятия по пластилинографии составляются с учетом физиологических, психологических и познавательных способностей детей. На занятиях по пластилинографии решаются практические воспитательно-образовательные задачи, развивается личность ребенка, его воображение, способность к творчеству. Дети познают мир, расширяют свои возможности.

Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определенного напряжения, поэтому в структуру занятий всегда включены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин, предпочтительно восковой. Он мягкий, не липнет к рукам, легко размазывается и пластичный. Также следует запастись горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать бумагу, картон, пластик, стекло, доской для раскатывания пластилина и лепки деталей, набором стеков разной формы, влажными салфетками, различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры, шприцами, для выдавливания пластилиновой массы. Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пайетки, бусины, пуговицы, цветные нити, лоскуты ткани, ленты, крупы, зерна, семена, любой природный и бросовый материал. Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно.

Преимуществами пластилинографии можно назвать:

- простоту в работе;

- снятие мышечного и нервного напряжения;

- развитие моторики рук;

- легкую корректировку (картину всегда можно переделать).

 Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не должен ставить перед детьми слишком сложные задачи, чтобы не отбить у них желание работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется делать перерывы на физминутку, подвижные игры. Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти детей располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово.

Создание поделки из пластилина проходит несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы.
  2. Выбор цвета и фона будущего изображения. Малышам лучше начинать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками.
  3. Размер, первые рисунки следует выбирать небольшие, 0,4 листа формата А4.
  4. Перенесение выбранного эскиза на картон (либо иную поверхность). Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  5. От брусков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу.
  6. При этом можно использовать различные способы лепки.

Приемы лепки.

Лепка фигур может производиться несколькими способами.

  1. Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Шаблоны изображений можно скачать из интернет-ресурсов либо приобрести в комплекте с набором.
  2. Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  3. Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  4. Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  5. Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  6. Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь. При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца без иглы (можно отрезать подыгольный конус).

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия взрослых. К примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры перманентным маркером, гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать влажной салфеткой либо сухой, а после вымыть их теплой водой.

Способы рисования пластилином.

  1. Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такой способ рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально сморятся картины, в которых используется смешение приемов. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, отпечатки коктейльной трубочкой, штрихи зубочисткой, насечки стекой и т.д.
  2. Рисование спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получился рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.
  3. Рисование мазками – необычайно красивый способ, который могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

На заметку. При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности. При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым – оранжевый, синий с красным – фиолетовый. При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества. Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой. Примешивание черного цвета к основному цвету дает более темный тон, белого – пастельный.

3.Практическая часть

        Коллеги, перед вами для создания нашей волшебной сказки лежат витражные картины, выберите себе понравившуюся. Вы можете использовать любой из приемов пластилинографии либо несколько. Для творческой работы вам понадобится восковой пластилин, стеки. Для придания картине большей выразительности предлагаю использовать стеки, пластиковые вилки для придания картинам фактуры и декоративные материалы на ваше усмотрение.        Сейчас мы с вами воспроизведем нашу сказку. Кто услышит и увидит свою картинку, прошу подойти к ширме, прикрепить свою картину и остаться у ширмы.

Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хочу вам рассказать.

В волшебной, удивительной стране

Под разноцветной радугой-дугою,

Тек озорной шалун – ручей,

Играя с солнцем пеной голубою.

На берегу в траве густой

Росла – рябина, кистями качая.

И каждый день веселый птичий рой

Слетался к ней, в ветвях ее играя.

И были жители в волшебной той стране,

Они герои детской сказки.

Про них читала мама мне,

Как тысячам девчонок и мальчишек.

Вот к ручейку бежит тропа,

По ней гуляет девочка с корзинкой.

Наверно в детский сад спешит она,

Не замечая волка под рябинкой.

А вот, смотрите, кто летит?

Она совсем как королева эльфов.

Какая хрупкая на вид

И смелая одновременно.

Есть друг у них, он помогает всем,

Кто болен или просто грустен.

Его узнали мы везде

По шапочке, очкам и бороде.

Все в этой сказке хорошо,

Друг другу все в ней помогают.

И доброй славится молвой

Тот педагог, кто там бывает!

Рефлексия мастер-класса: 

Идею этой сказки,
А может и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз.
Не стойте и не прыгайте,
Не пойте не пляшите,

А лучше впечатления свои нам подарите!

(Участникам предлагается выбрать из волшебного сундучка начало фразы для выражения своей эмоции.)

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме. Вы можете забрать с собой любую картину, которая вам ближе к сердцу.

Спасибо за внимание!



Литература:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2. Бывают выдающиеся дети… Н. Лайтес // Семья и школа. – 1990. - № 9.

3. Возрастная одаренность. Н. Лайтес // Семья и школа. – 1990. - № 9.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.140с

5. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. 43 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, АСТ, Харвест, 2001 г.

7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

8.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991

9.Давыдова Г.Н. Пластилинография. М., 2008 г.

10.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. 2000.

11.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2001.

12.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.

13.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Издательство МГУ, 1979. 20.Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.

14.Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты М.,2000.

15.Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.

16.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 24.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978

17.Немов Р.С. Психология. М.. 2002 г.

18.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова – М.: Изд-во Аркти, 2009.

19.Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.: ТЦ-Сфера, 2010г.


Предварительный просмотр: