Природа и художник

Кондаурова Ирина Владимировна

Природа является большим вдохновителем маленьких художников. Наблюдая и рассматривая красоту природы дети учатся замечать интересное, красивое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_zanyatiyakh_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

        На занятиях по изобразительной деятельности мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. У детей формируются целостные представления о природе, как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Современное понимание идеи и проблемы взаимодействия человека и природы Д. С. Лихачёв выразил следующим образом: «Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству… Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, но чтобы сохранить так же ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха…» То есть природа и эстетика очень близки дуг другу о своей сути. Экология природы, экология культуры - это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности. Ребёнок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в ней явлений. Педагог по изобразительно деятельности  помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип в своей работе – одухотворение природных явлений.                                                                                                                                     Способность ребёнка одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир позволяет ему «очеловечивать всё сущее». Педагог создаёт на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Видимые  детьми деревья, цветы, птицы, звери, букашки наделяются образными характеристиками. Они,  как и люди бывают разные: большие и маленькие, худые и толстые, быстрые и неуклюжие и разговаривают на своём языке. Однако не всякому человеку дано понять живущих с ним соседей – представителей флоры и фауны.  Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает между соседями взаимопонимание и гармоничное сосуществование.                                                 На занятиях по изобразительной деятельности  дети передают в своих рисунках, аппликациях, лепке следующие образы: «мир природы» -                              изображение различными материалами «одухотворённых образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т. п.    Дети знакомятся с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта. Раскрывая тему «мир животных», педагог может использовать так же различные материалы для работы с детьми (живопись – изображение от пятна, графика – передача фактуры меха, повадок, характера животного, лепка – соотношение частей, пропорции, аппликация – декоративное восприятие.) Тематика самая разнообразная – птицы, насекомые, рыбы, млекопитающие, дикие и домашние животные  и т. п. Так же дети знакомятся с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре: Е. Чарушин, В. Лебедев, В.Сутеев и другие.                                                              

 На каждом занятии решаются следующие задачи:

*передача и накопление опыта эмоционально – ценностного отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

*передача и преумножение опыта творческой деятельности.

*обучение языку изобразительного искусства.

*приобщение к мировой художественной культуре.

Осуществляя эти воспитательные и образовательные задачи, педагог развивает и формирует у детей:

-умение одухотворять живую и неживую природу («Семья деревьев», «Весёлая и грустная черепахи»)

- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы (пластические этюды «Осеннее дерево грустит», «Жители  морского  дна»)

- готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ, сопереживать им, выражать своё неравнодушие к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных.

-стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию  над природой, по мере сил облагораживать её.

- умение восхищаться  красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы.

- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах настроениях (летний дождь, зимнее утро, солнечный денёк).

- готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что природа является важным источником творческого начала у маленького художника.

Примерная тематика по изо-деятельности  для  подготовительной к школе группе (осень):

Сентябрь: Знакомство с трудом художника. Золотая осень.; Бабочка. (рисование), Лукошко с ягодами и грибами. Фрукты.(лепка), Осенний натюрморт, Дары осени (аппликация);

Октябрь: Сказочный дом-гриб. Ветка рябины. «Лес, точно терем расписной…»(по стихотворению И. Бунина «Листопад»). Птичий двор. (рисование) Грибная композиция. Петушок с семьёй. (лепка), Опрокинутая корзина с грибами. Ветка с осенними листьями. Разноцветные цветы из ткани.  ( аппликация)

Ноябрь: Сова - большая голова. Летят перелётные птицы… Хмурая осень.(рисование), Декоративная пластина «Ветка рябины», Утка. (лепка) Сказочная птица, Лебединое озеро. (аппликация).