ЗАСЕДАНИЕ № 3 СЕМЕЙНОГО КЛУБА "ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ"

             Уважаемые родители! Продолжаем работу нашего виртуального семейного клуба. Вам уже представилась возможность, в ходе предыдущих заседаний,  получить важную и интересную информацию об организации познавательного и речевого развития в домашних условиях. Сегодня мы поговорим о коллекционировании и моделировании. Это не оставит Вас равнодушными, потому что это важно для Вашего ребенка! Спасибо за участие и успехов Вам!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Коллекционирование

как форма организации

познавательной деятельности

 Консультация для родителей

Составитель:

учитель-дефектолог

Хайдарова С.М.

         

Первоуральск

2013

Что только не хранится в "закромах" наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как "систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес". Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье, который датируется X-XII вв., археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию.

Малыши - дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

 Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. И если ваши крохи жить не могут без машинок или любят мастерить бумажные модели, попробуйте сделать их увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся  предметы. И вот тому пример.

Осенью можно собрать коллекцию из овощей и фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. Собирая эту коллекцию, вы закрепите с детьми названия овощей и фруктов. В это же время года собрать коллекцию листьев с разных растений. А потом изготовить с детьми дидактическое лото из сухих листьев. После летних отпусков может появиться  коллекция из ракушек.

 Можно  использовать экспонаты коллекции для закрепления количественного и порядкового счета, развития внимания, мышления, памяти (игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”). Дети с удовольствием поиграют в игру “Узнай по описанию”, расскажут из чего сделана поделка.

Во время прогулок, играя в песочнице, представить с детьми, что вы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” вместе с детьми найти несколько камешков и начать собирать коллекцию камней.  Коллекция будет пополняться и после выходных, и после отдыха детей на море.

Интересно детям ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу; провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Коллекционирование ракушек, камешков и т. д. - примеры того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает малыша более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.

После начала коллекционирования дети проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. У детей появляется желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Они приносят коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов, коллекцию солдатиков и самолетов, коллекцию машин и военной техники и т. д.

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить.

Для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки.

Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме.

Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки.

Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте "комод" из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать.

Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное "одеяло", которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. 

А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонезов.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.



Предварительный просмотр:

Моделирование как способ развития познавательной активности

Цель моделирования  -  обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

  • Для создания моделей можно использовать картинки,  обозначающие реальные предметы, получаются красочные и доступные детям панно – коллажи, а на  их основе у детей формируется представления о природе.

Темы панно-коллажей могут быть самые разнообразные: «Вода (земля) в природе и в жизни человека», «Где в природе есть вода (земля)»;«Вода в природных явлениях»;«Как человек использует воду (землю)»;«Как вода (земля) «работает» на человека».

  • Можно моделировать буквы и цифры, а материалом для этого могут служить: крупа, геометрические фигуры, счетные палочки, спички, пуговицы, бусины, веревочки.  А можно смоделировать вкусные буквы и цифры из конфет и мелкого печенья.
  • Из этих же материалов можно выполнить модели геометрических фигур и разных предметов  в соответствии с лексической темой.
  • Интересным занятием будет совместно с детьми выполнять предметные модели реальных предметов из природного и бросового материала: шишек, веточек, мха, пластиковой посуды, воздушных шаров и т.п. Это может быть модель дерева в разное время года.
  • http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo4/i2010/12/21/dsc00007.jpgДля развития речи детей можно использовать модели – схемы для составления рассказов о проделанной практической деятельности, например, выполнив модель цифры, геометрической фигуры, предложите ребенку схему для рассказа, в которой будет отражена следующая последовательность:?- (что это);   http://trava.vitok-life.ru/wp-content/uploads/2012/01/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8.jpghttp://img12.nnm.ru/7/2/2/7/e/47b9b99bb471dc5a0a05eef6896.jpg http://s006.radikal.ru/i215/1107/33/f434f10517fet.jpg- (из чего сделано); http://www.dvorec.ru/chiromancy/pic/chiromancy.jpg- (что делал сначала, что потом).

  • Увлекательным будет и создание графических моделей. Примером этого может быть план комнаты ребенка, схема маршрута из дома в детский сад, графическая модель недели, суток, времен года.


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Памятка для родителей

по организации коллекционирования

в домашних условиях

Составитель:

учитель – дефектолог Хайдарова С.М.

Первоуральск

2012



Предварительный просмотр:

         

МКДОУ «Детский сад № 3                                                                                      комбинированного вида»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по организации моделирования в домашних    условиях

Моделирование как способ развития познавательной активности

Цель моделирования  -  обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

  • Для создания моделей можно использовать картинки,  обозначающие реальные предметы, получаются

красочные и доступные детям панно – коллажи, а на  их основе у детей формируется представления о природе.

Темы панно-коллажей могут быть самые разнообразные: «Вода (земля) в природе и в жизни человека»,«Где в природе есть вода (земля)»;«Вода в природных явлениях»;«Как человек использует воду (землю)»;«Как вода (земля) «работает» на человека».

  • Можно моделировать буквы и цифры, а материалом для этого могут служить: крупа, геометрические фигуры, счетные палочки, спички, пуговицы, бусины, веревочки.  А можно смоделировать вкусные буквы и цифры из конфет и мелкого печенья.
  • Из этих же материалов можно выполнить модели геометрических фигур и разных предметов  в соответствии с лексической темой.
  • Интересным занятием будет совместно с детьми выполнять предметные модели реальных предметов из природного и бросового материала: шишек, веточек, мха, пластиковой посуды, воздушных шаров и т.п. Это может быть модель дерева в разное время года.

  • Для развития речи детей можно использовать модели – схемы для составления рассказов о проделанной практической деятельности, например, выполнив модель цифры, геометрической фигуры, предложите ребенку схему для рассказа, в которой будет отражена следующая последовательность:

?-  (что это);  

 - (из чего сделано);

- (что делал сначала, что потом).



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» Семейный проект из серии: «Я моделирую» Всюду вместе и всегда мои циферки и я Проект составили: Набиуллин Арсений и его мама Галина Алексеевна Руководитель проекта и оформление: учитель-дефектолог Хайдарова С.М. 2013г.

Слайд 2

Цель: закрепление зрительного образа цифр на основе моделирования. Задачи: подобрать материал для моделирования цифр (крупа, геометрические фигуры, спички и т.д.); смоделировать цифры от 0 до 9; активизировать речь на основе вербализации своей деятельности. Планируемый результат: создание коллекции цифр; фотоматериалы практической деятельности

Слайд 3

Все приготовили и я начинаю творить

Слайд 4

Я очень старался!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Мне очень понравилось делать цифры!

Слайд 4

Терпенье и труд все перетрут. А это моя коллекция!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» Семейный проект из серии: «Сочиняем осеннюю сказку» Приключения осеннего листочка Проект составили: Эрик Ибрагимов и его мама Ольга Валерьевна. Руководитель и оформление: учитель – дефектолог Хайдарова С.М. Первоуральск 2013 г.

Слайд 2

Цель: развитие познавательной активности и интереса к коммуникативной деятельности. Задачи: формировать умение сочинять сказку: строить сюжетную линию; развивать, обогащать и активизировать словарь; развивать грамматический строй речи и связную речь; подобрать иллюстрации в интернете по содержанию сказки; изготовить поделку из осенних листьев.

Слайд 3

О Осенью Эрик с мамой гуляли в лесу и собрали букет из разноцветных листьев. Букет получился нарядный и они принесли его домой. А потом придумали сказку про осенний листочек.

Слайд 4

Сказка «Приключения осеннего листочка» Жил был листочек на большом красивом дереве. Жил не тужил. Но вот пришла осень и он пожелтел. Однажды подул сильный ветер, и листочек оторвался от веточки. Закружился он в воздухе и упал под дерево.

Слайд 5

А под деревом сидел зайчик. Лежит листочек и грустит. Зайчик его спрашивает: «Ты, что грустишь, листочек?» «Как же мне не грустить» – отвечает листочек. «Я был зеленый и красивый, а потом вдруг стал желтый и сухой». А зайчик ему говорит: «Это потому что стало холодно, солнце светит редко и света меньше. Вот поэтому ты из зеленого стал желтым. Я скоро тоже поменяю свою серую шубку на белую». Хотел листочек поблагодарить зайчика, но не успел, его подхватил ветер и понес дальше.

Слайд 6

Кружился листочек в воздухе и упал прямо на нос рыжей лисе. Лиса чихнула и заворчала: «Что ты тут разлетался?» А листочек ей в ответ: «Я рос на дереве и очень радовался. Потом из зеленого стал желтым. Подул ветер и оторвал меня от веточки. Вот теперь я летаю». «Ты глупый и ничего не понимаешь. Дерево осенью сбрасывает листья, потому что для них нужно много влаги. Зимой столько влаги нет и дерево может погибнуть», – ответила ему лиса. Хотел листочек поблагодарить лису за рассказ, но вновь поднялся ветер, и листочек полетел.

Слайд 7

Покружился он в воздухе и упал на лесную поляну. На поляне мальчик собирал букет из осенних листьев. Мальчику понравился желтый листочек, и он взял его в свой букет. Когда он вернулся домой, то сделал замечательную поделку и отнес в детский сад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» Семейный проект из серии: «Сочиняем весеннюю сказку» Воробей и сосульки Проект составили: Окипной Максим и его мама Виктория Александровна Руководитель проекта и его оформление: учитель – дефектолог Хайдарова С.М. Первоуральск 2013 г.

Слайд 2

Цель: развитие познавательной активности и интереса к коммуникативной деятельности. Задачи: формировать умение сочинять сказку: строить сюжетную линию; развивать, обогащать и активизировать словарь; развивать грамматический строй речи и связную речь; формировать умение иллюстрировать свое произведение.

Слайд 3

Весной Максимка с мамой гуляли в парке и увидели воробья на ветке с сосульками. Когда они вернулись домой, то Максим придумал сказку. А так же содержание сказки дополнили красочные рисунки, которые выполнили вместе с мамой и старшим братом.

Слайд 4

Вот такая получилась сказка «Воробей и сосульки» На поляне стояло На поляне стояло высокое дерево. На его ветках висели большие прозрачные сосульки. Вдруг солнышко скрылось, и подул сильный ветер. На одной из веток сидел воробей. Воробью было холодно, и он хотел согреться на солнышке.

Слайд 5

Прошло время, и ветер разогнал тучи. Солнышко заиграло лучами, засветило. Воробей согрелся, зачирикал. Радостно запрыгал, подставляя солнцу свою спинку. И вдруг воробей заметил, что все сосульки на ветках плачут, с них капает вода. Сосульки стали совсем маленькими. Воробью стало интересно, и он с удивлением наблюдал, как сосульки становятся маленькими. Хотел подпрыгнуть к сосулькам, чтобы спросить, что случилось, да не успел – сосульки пропали. Воробей с удовольствием грелся на солнышке и радовался, что пришла весна.