Подготовка к ОГЭ по географии

Решетникова Марина Васильевна

География – один из предметов по выбору для учащихся 9-х классов на ОГЭ 2018-2019 учебного года, сдавать который будут выпускники, желающие продолжить обучение в профильных классах или колледжах соответствующего направления.... Популярность дисциплины в первую очередь обусловлена такими факторами, как: кажущаяся простота учебного материала; отсутствие сложных для запоминания формул и понятий; возможность использования на экзамене источников информации.... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке к ОГЭ по географии

  ОГЭ (ГИА) ПО ГЕОГРАФИИ – экзамен по выбору. Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2018 года не отличается от варианта 2017 года.

СТРУКТУРА ТЕСТА ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

 Все задания по географии можно разделить на 3 группы по сложности и форме приведения ответа на вопрос:

  группа А – 17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;

 группа В – 10 заданий с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр;

 группа С – три задания с развернутым ответом, для ответа достаточно привести 1– 2 предложения. Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

Время проведения экзамена – 120 минут. Разрешенные материалы – линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8 и 9-х классов (любого издательства). Минимальный балл (соответствует тройке) – 12. Максимальный балл – 32. Количество заданий – 30. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 32 балла.

                 ОЦЕНИВАНИЕ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ 

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий бал

0 - 11

12 - 19

20 - 26

27 – 32

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.

 Советы выпускникам и родителям. 

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Советы выпускникам

ГИА - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ГИА. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

 Полезные приёмы для подготовки к ОГЭ.

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

 

Практические советы для подготовки к ОГЭ по географии

Для повторения материала можно пользоваться любыми школьными учебниками, включенными в федеральный перечень, утверждённый Минобрнауки России. Важно иметь в виду, что более половины заданий проверяют умение применять полученные в школе знания для анализа различных источников информации: карт, текстовых источников, статистических графиков, таблиц. Общее представление о структуре и содержании экзаменационной работы дает демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) по географии, опубликованный на сайте ФИПИ. При этом важно понимать, что в реальных экзаменационных вариантах встретятся похожие задания. В открытом банке заданий ОГЭ размещены сотни заданий из экзаменационных работ прошлых лет, которые можно использовать для подготовки. Обязательно используйте карты школьных атласов при подготовке к экзамену, находите на картах все географические объекты – моря, острова, страны, города, о которых говорится в заданиях", - советует и председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ по географии Вадим Барабанов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

  1. РЕГУЛЯРНАЯ ТРЕНИРОВКА

Хочу дать несколько практических советов тем, кто готовится сдавать экзамен. У вас есть варианты ГИА (ОГЭ)- купили, отдали, скачали. Чтобы эти материалы вам помогли, с ними надо уметь грамотно работать. Задача вашей работы – заниматься в условиях максимально приближенных к экзаменационным. Зачем это нужно? Чтобы на экзамене не растеряться, не испугаться, а работать спокойно. Приведу аналогию. Если вы человек неспортивный, и вечером в подворотне вам кто-то станет угрожать, то вы скорей всего почувствуете себя неуверенно, испугаетесь, станете паниковать. Но если вы занимаетесь боевыми искусствами, и вас на тренировке три раза в неделю кидают сотни раз лицом о татами, то встреченный вами хулиган вас вряд ли испугает. Вы почувствуете, будто вы на тренировке, и будете действовать спокойно и уверенно. То же самое с экзаменом - большое значение имеет тренированность. Поэтому занимайтесь так:

1) Сядьте за письменный стол, чтобы вам ничто не мешало;

 2) Приготовьте ручку, черновик, географические атласы 6, 7, 8-9 классов; 3) Уберите телефон, выключите компьютер и т.п.;

4) Засеките время;

5) Сконцентрируйтесь на работе;

6) Начинайте решать.

У вас в запасе есть 120 минут. Но, если вы хорошо знаете материал, то вряд ли вы провозитесь больше часа. Возможно, вы решите всё за 40-50 минут. Решив, - отдохните. Затем проверьте себя и исправьте ошибки. Выучите то, что было вам неизвестно. Занимайтесь этим 2-3 раза в неделю - как посещали бы спортивные тренировки. Это займёт у вас всего 1-2 часа в день. День за днем и поверьте - ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ ГЕОГРАФИЮ!!!

  1. РАБОТАЙТЕ С АТЛАСОМ

Атлас, ребята, это очень хорошая штука! Честно!!! Атлас - это, по сути, узаконенная шпаргалка! На самостоятельной, на контрольной, на экзамене – можно пользоваться атласом! И это прекрасно!!!Даже если вы многого не знаете, но у вас есть атлас - вы сможете сдать экзамен! Но... при условии, что вы УМЕЕТЕ пользоваться атласом. Увы, умеют пользоваться атласом не все… Но ещё есть время научиться!

1) Купите атласы 6, 7, 8-9 классов! Зачем так много? Дело в том, что они разные! И на экзамене вам пригодятся все!

2) Когда у вас будут атласы, вы сможете их разглядывать! Да! Не пожалейте времени -полистайте, посмотрите внимательно, почитайте, - в атласах огромное  количество материалов! Зная, в каком месте атласа вы сможете найти нужные вам материалы, вам не придётся это заучивать! И это большой плюс.

 Вроде, всё отлично. Вы теперь "вооружены" и можете идти на экзамен. Но дело в том, что атласы вас не спасут, если вы не будете регулярно по ним тренироваться. Берём, например, такое простое экзаменационное задание - вам надо сказать, в каком из четырёх заданных городов солнце встаёт раньше, а в каком позже. Ну, вроде, совершенно простая штука - нашёл на карте города и сравнил. Особенно если карта у вас под рукой. Но даны вам, например, Омск, Владивосток, Вологда и Брянск. Если вы примерно знаете, где искать эти города, то на решение этого задания вы потратите минуту или две - это нормально. А если вы не знаете, где их искать, то, сколько времени у вас уйдет? Может, 5 минут, а может и 10. А, может, вообще не найдёте! Поэтому работайте с атласом!

Возьмите экзаменационные варианты, прорешайте их все! Найдите в атласе все города, которые вас просят найти! Запомните, где они находятся! Это всерьёз облегчит вам жизнь на экзамене! Когда садитесь решать экзаменационные задания, то прочитав вопрос, сразу прикидывайте, в какой карте искать ответ. В экзаменационной работе много заданий, которые решаются с помощью атласа! Понимаете? Не с помощью размышления и попыток вспомнить что-то этакое, а с помощью атласа! Например, вас просят сравнить количество населения в четырёх городах. Знаете, вы это количество? Нет! Будете сидеть и реветь? Нет! Что будете делать? Смотреть в атлас! Открываете атлас 8-9 классов и ищете в оглавлении карту, которая называется "Население". Не надо искать карту, перелистывая атлас, - вы можете в экзаменационной спешке и нервотрёпке пропустить нужную вам страну. Ищите в оглавлении! Нашли? Тогда ищете на ней требуемые города, списываете данные и сравниваете их между собой! т.е., в этом задании не надо знать что-то особенное, а надо лишь:

1) уметь найти нужную карту в атласе;

 2) уметь найти требуемые города;

3) пользуясь условными знаками, списать данные о городах;

4) и сравнить эти данные между собой.

 Если вы понимаете, что вам нужно делать, то все эти операции займут у вас не более 2-3 минут.

    Сайты для подготовки к ОГЭ:

¬ Решу ОГЭ. Задания даны по темам. Представлены задания, из которых можно составить свой тест. Можно использовать для самоподготовки, т.к. есть ответы с пояснениями

 ¬ Сдать ГИА на Яндекс. Размещены 2 варианта пробных вариантов ГИА с ответами.

¬ В разделе демонстрационных вариантов ОГЭ Вы сможете бесплатно скачать тесты за 2009 - 2018 годы.

 ¬ Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

 



Предварительный просмотр:

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ 2018 по географии

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.
ОГЭ по данному предмету имеет существенное отличие от ЕГЭ для одиннадцатиклассников, – выпускникам 9-х классов придется показать практические навыки овладения данным предметом. Потому в билетах часто встречаются задания, в которых нужно будет проработать карты, диаграммы или статистическую информацию.

Основные темы, включенные в КИМ, касаются природы нашей планеты, а также человека, как ее неотъемлемого объекта, материков, океанов, народов и стран мира, географии России, особенностей современного природопользования и географической экологии. При проверке работ комиссия будет оценивать сразу несколько параметров.

Знание географических особенностей материков и океанов, а также народов, населяющих Землю. Помимо этого, школьники должны быть информированы о процессе освоения территорий и акваторий планеты;
Понимание важных открытий в области географии и их основных результатов;

Умение описать географическое положение Российской Федерации, понимание особенностей ее природы, информированность в отношении народнохозяйственного комплекса страны, географического районирования, разработки природных ископаемых, а также бытовых особенностей народов, населяющих Россию; Осведомленность в отношении природных и антропогенных факторов, приводящих к проявлению геоэкологических проблем. Знание методик сохранения природы и защиты человечества от стихийных и техногенных катастроф; Умение работать с источниками географической информации, изучать и анализировать разные территории планеты, выявлять степень их обеспечения естественно-природными и человеческими ресурсами; Знание характеристик значимых географических объектов и явлений; Умение определять координаты, рассчитывать расстояния, ориентироваться в направлениях; Навыки в использовании географических познаний для решения повседневных задач.

Все задания можно распределить следующим образом:


Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них:

17 заданий с ответом в виде одной цифры,

3 задания с ответом в виде слова или словосочетания,

7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр;

3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Продолжительность ОГЭ по географии - 2 часа (120 минут).

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Максимум баллов, которые можно набрать при решении КИМа, равен 32. При этом за задания простого уровня можно будет получить до 17 баллов (или 53,1% от всех баллов за билет), за задания повышенной сложности – 11 баллов (или 34,4%), за максимально сложные задания – 4 балла (или 12,5%).

Регламент и особенности экзамена

Профильная комиссия посчитала, что данный КИМ уже является оптимальным, поэтому в вариантах КИМ не стали вносить никаких изменений. Выпускникам девятых классов придется справиться со всеми заданиями за 120 минут. Перед ОГЭ ученикам стоит заранее избавиться от всех лишних предметов, которые могут быть признаны инструментами для списывания.

Совсем беспомощными учащиеся не останется – на географию разрешено взять линейку и простой калькулятор, который не имеет возможности проводить программирование расчетов. При решении заданий ученики смогут пользоваться географическими атласами – их выдадут прямо в аудитории, так что брать с собой стопку изданий за все годы школьного обучения нет необходимости.


Как оценка за ОГЭ влияет на школьный аттестат?

При помощи отметки, полученной за ОГЭ по географии, можно будет откорректировать свою оценку за годы обучения в школе. Набранные баллы переводятся в оценки по следующей схеме:


от 0 до 11 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
от 12 до 19 баллов – ученик получает «тройку»;
от 20 до 26 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
от 27 до 32 баллов – отметка за экзамен равна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, который готовит специалистов в области туризма или другой географической деятельности, ему следует набрать за ОГЭ не менее 24 баллов.

Как подготовиться к ОГЭ по географии?

При подготовке к данному ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями: прежде всего, стоит ориентироваться на школьную программу и иметь под руками комплект учебников, изданных с грифом Минобразования и науки РФ; не забывайте регулярно работать с контурными картами и атласами.

Стоит хорошенько заучить базовую географическую номенклатуру, чтобы суметь определить местоположение географических объектов. Обязательно нужно проработать демонстрационные варианты КИМ 2018 года. Это позволит понять, какие темы вы недопоняли или усвоили недостаточно хорошо. Кроме того, процесс заполнения бланков нужно довести до автоматизма, чтобы на экзамене не терять время на изучение их структуры; начинайте учить географию заранее – массив информации в данном ОГЭ значительно больше, чем в других дисциплинах, так что полученным знаниям нужно будет «отстояться»; можно смотреть видеоуроки и фильмы, повествующие о великих географических открытиях.

Интересная подача материала поможет ребятам лучше запомнить фамилии и важные детали.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ  10

ОТВЕТЫ  К  ЗАДАНИЯМ  С  ВЫБОРОМ  И  КРАТКИМ  ОТВЕТОМ

Задания

Ответ

Задания

Ответ

1

3

16

1

2

3

17

АБВ

3

1

18

Панама

4

4

19

90 или 100 или 110 м

5

1

20

Юго-запад, Ю-З

6

2

22

3

7

3

23

2

8

71,5 чел. на 1 кв.км

25

БАВ

9

1

26

21

10

1

27

АБВ

11

2

28

3

12

1

29

1

13

4

30

          Краснодарский край

14

1

ОТВЕТЫ  К  ЗАДАНИЯМ  С  РАЗВЕРНУТЫМ  ОТВЕТОМ

15. Объясните, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в пустыне Намиб, указав две причины.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

В ответе названы две причины, препятствующие образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка,  и  преобладающее в течение года высокое атмосферное давление.

2

В ответе названа одна причина, препятствующая образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка,  или  преобладание в течение большей части года высокого атмосферного давления.

1

В ответе не названа правильно ни одна причина, препятствующая образованию дождей: ни холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, ни преобладающее в течение года высокое атмосферное давление.

0

                                                                                                                                                             Максимальный балл

2

21.Учащиеся школьной горнолыжной секции выбирают место для обустройства новой тренировочной площадки. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,  2  и  3, наиболее подходит для того, чтобы проводить тренировки по горнолыжному спорту. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

В ответе говорится о том, что наиболее подходит  участок 2,  и  приведено два  обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями  и  умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

2

В ответе говорится, что наиболее подходит участок 3, и приведено  одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки.

ИЛИ

В ответе говорится о том, что наиболее подходит участок 1  или  2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями, или умеет читать знаки, обозначающие характер поверхности.

1

В ответе названа площадка 2 без обоснования или с обоснованием, не имеющим отношения к вопросу,

ИЛИ

В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

0

                                                                                                                                                          Максимальный балл

2

24.Какая особенность природно-ресурсной базы Волгоградской области обусловила выбор г. Волгограда для строительства алюминиевого завода?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

В ответе говорится о хорошей обеспеченности водными ресурсами Волгоградской области.

1

В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности г. Волгограда водными ресурсами.

0

                                                                                                                                                            Максимальный балл

1



Предварительный просмотр:

Утверждаю_______________________

Директор школы____________/М.И.Кубчак/

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

за 2017-2018 уч.год

ФИО

Предметы

Качество знаний %

Ср.балл

Алгебра

Русский язык

География

Обществознание

1

Зарубин Данила

4

3

4

3

50

3,5

2

Зарубин Игорь

3

3

4

3

25

3,2

3

Лашманова Ксения

4

3

3

4

50

3,5

4

Роземблюм Никита

4

3

4

3

50

3,5

5

Цыбденов Александр

4

4

4

4

100

4,0

Итого:

Кач.знаний

Ср.балл

80

3,8

20

3,2

80

3,8

40

3,4

Итого по классу

55

3,5

Исп.Решетникова М.В.