План по самообразованию

Колотилина Ольга Валерьевна

"Влияние инновационных технологий музыкального воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и их эмоционально-познавательную сферу».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Колотилиной Ольги Валерьевной

на 2018-2021 учебный год

2018 г.

План по самообразованию

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов),

 «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский).

Тема по самообразованию:

"Влияние инновационных технологий музыкального воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и их эмоционально-познавательную сферу».

Цель: создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности; формирования у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Срок реализации: 3 года

Предполагаемые результаты направлены на развитие у детей:

●      способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

●      ассоциативности художественного мышления;

●      выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;

●      координации слуха – голоса – зрения – движения;

●      чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

●      умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

●    палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

●   радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.

Форма самообразования: индивидуальная

 

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

Сроки

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ:

Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы;

газет, журналов;

интернет, видео, аудио информации на различных носителях.

Составление списка литературы по данной теме:

1.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. 

2.Методики Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»; О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа; Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой; Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!» Методики и разработки Т.Боровик,

1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики;

3.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

 4.Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики.

5.Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

6.Изучение статей, освещающих проблему тему:

7.Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

2018-2021 уч.год.

2.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ:

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Выступление на МО музыкальных руководителей «Гармония»

Мастер класс «Влияние инновационные технологии музыкального воспитания на разные виды музыкальной деятельности»

2020-2021

уч. год.

3.

ПРАКТИЧЕСКИЙ:

Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом.

Создание медиатеки по данной проблеме.

Внедрение опыта работы.  Выступление на педагогическом совете 

Мастер класс «Инновационные технологии музыкального воспитания»

Выступление на районном заседании «Школа молодого педагога»

Мастер класс «"Нетрадиционные приемы работы в развитии музыкальности и творчества дошкольников"

2019-2020

уч. год.

.4.

ОБОБЩАЮЩИЙ:

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов  др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.

 4. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью.

5.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, презентациями, буклетами и т.д.

7. Создание картотеки игр.

8. Создание презентаций.

9. Участие в работе сайта учреждения.

10.Консультитативная помощь родителям, воспитателям.

2019-2020

5.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ:

Распространение опыта работы

1.Участие в работе МО педагогов учреждения, школа «Молодого педагога»

2.Публикации на сайтах «Педсовет», «Социальной сети работников образования», «NUMI»

3.Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии музыкального воспитания»

2018-2021

уч. год.

6.

САМООТЧЕТ:

1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

2) Подготовка консультации для воспитателей про изучаемой теме;

3) Составление картотеки игр по музыкальному развитию дошкольников;

3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению).

Май 2021

        В работе я применяю метод вариативности сочетания элементов программ и инновационных технологий музыкального воспитания дошкольников с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.  Этот метод является новизной моего опыта и ориентирован на полноценное развитие ребенка как личности, на желание помочь ему войти в современный мир, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.

          Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными инновационными методиками и практикой коллег.  В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http: //dohcolonoc. ru/, http: //www. musical-sad. ru/, http://kladraz. ru, http: //maam. ru/, http: //nsportal. ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX. ru и другие. Такое общение позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки, что даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкально – художественная деятельность», объединить новые технологии с традиционными. С целью повышения профессиональной компетентности участвую в творческих и профессиональных конкурсах.

2018-2019 уч. год

«Формирование эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

  1. «Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность.
  1. Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
  2. Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.- сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2011.
  1. Консультация для педагогов

Октябрь

  1. «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно аналитическая деятельность.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. 

  1. Консультация для педагогов

Ноябрь

"Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности музыкального развития и эмоциональной отзывчивости на музыку"

Изучить материал из опыта работы муз. Руководителей форума mp3sort.biz.

 Выступление на педагогическом совете.

Декабрь

Содержание занятий, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости в разных видах деятельности

Учебно – методическая литература автор составитель Е.Н. Арсенина.

Нестандартные занятия / Сост. Н.Б. Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей»

Разработка игровых занятий для детей дошкольного возраста

Январь

Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок»

Разработать анкету

Анализ проведенного анкетирования родителей

Февраль

«Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

Периодическое издание «Музыкальный руководитель»

Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах).

Март

«Взаимодействие детского сада и семьи»

«Итоги реализации проекта «Моя изба»

Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей.  Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.

Консультация для родителей, выступление на родительском собрании.

Выступление на педагогическом совете.

Апрель

  1. «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»
  1. Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.
  2. Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
  1. Праздник «В гостях у Феи красоты».

Май

  1. Формы и виды непосредственной образовательной и совместной деятельности детей и взрослых, интеграция НОД.
  1. Настольная книга музыкального руководителя/ авт.-сост. И.П. Равчева. – Волгоград: Учитель, 2014.

1. Выступление с аналитическим отчётом на педагогическом совете.

  1. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.

2019 – 2020 учебный год

"Влияние инновационных технологий музыкального воспитания

на развитие музыкальности и творческих способностей дошкольников в ДОУ"

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Практические результаты

Сентябрь

 «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности»

Использовать образовательных интернет - ресурсов, конспектировать полученный материал.

Анализ материала.

Октябрь

"Инновационные формы музыкального воспитания в ДОУ" из опыта работы коллег

Изучить материал из опыта работы муз.    руководителей форума mp3sort.biz.

Обобщить опыт работы, выбрать понравившиеся формы работы.

Ноябрь

"Использование элементов инновационных технологий в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Разработать комплекс музыкально-ритмических упражнений и танцев.

- Включение инновационных форм работы музыкального воспитания в НОД старших дошкольников.

- Проведение консультаций для воспитателей по проведению и разучиванию музыкального материала.

Декабрь

"Использование ИКТ в НОД детей в ДОУ"

Участие в Всероссийской дистанционной педагогической конференции «Педагогическая инициатива»

Центр интеллектуального развития «Академия талантов»

Изучить материал из опыта работы муз. руководителей форум mp3sort.biz.

Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал.

Доклад в секции «Дошкольное образование» на тему «Музыкально – художественная деятельность при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие в рамках ФГОС»

Январь

"Нетрадиционная форма вовлечения ребенка в процесс музыкальной деятельности в домашних условиях"

Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

- Оформление музыкальных уголков в приёмных комнатах групп по данной теме.

- Консультации для родителей.

Февраль

"Использование ИКТ в НОД  детей в ДОУ"

Изучить материал из опыта работы муз.    руководителей форум mp3sort.biz.

Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал.

Март

"Использование ИКТ для проведения музыкальной дидактической игры "

Изучить материал из опыта работы муз.руководителей форум mp3sort.biz.

Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал.

Апрель

- Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Инновационные технологии музыкального воспитания»

- НОД с использованием элементов инновационных технологий муз.воспитания в старшей и подготовительной к школе группе ДОУ.

- Разработать план-конспект мероприятия.

- Разработать план-конспект НОД

- Проведение мастер – класса.

- Проведение НОД.

Май

"Нетрадиционная форма вовлечения ребенка в процесс музыкальной деятельности в домашних условиях"

Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

Консультации для родителей.

Анализ проведённой работы за год.

   

2020 -2021 учебный год

"Влияние инновационных технологий музыкального воспитания

на развитие музыкальности и творческих способностей дошкольников в ДОУ"

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии»

1.  Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы)

  1. Анализ результатов анкетирования.
  2. Анализ результатов мониторинга.

Октябрь

О  Использование ИКТ для проведения музыкальной дидактической игры "

Изучить материал из опыта работы муз.    руководителей форум mp3sort.biz.

Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал.

Ноябрь

  1. "Создание видео презентаций для ознакомления детей с композиторами "
  1. Изучить материал из опыта работы муз. Руководителей форум mp3sort.biz.
  2. Собрать информацию, создать видео - клип.

Оформить видео альбом

Декабрь

Определить тему:

"Использование разных инновационных методических форм в педагогической деятельности воспитателя"

Разработать методические рекомендации.

План конспект

Выступление на МО «школа молодых педагогов».

  1. Проведение мастер - класса "Создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности дошкольника"

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Январь

Определить тему:

"Педагогические технологии в организации процесса музыкального воспитания в ДОУ"

Изучить литературу:

методики Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»; О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа; Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой; Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!»

Анализ литературы.

Подбор музыкального материала для НОД дошкольников.

Февраль

Определить тему:

"Инновационные формы музыкального воспитания в ДОУ" из опыта работы коллег

Изучить материал из опыта работы муз.руководителей форума mp3sort.biz.

Обобщить опыт работы, выбрать понравившиеся формы работы.

Март

 Определить тему:

"Интеграция педагогической деятельности"

 «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.П.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду» М.Д.Маханева, «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия) Л.А.Горохова, Т.Н.Макарова, «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.П.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду» М.Д.Маханева,

Использовать интеграцию музыкальной и театрализованной деятельности в работе с детьми.

Апрель

Определить тему:

"Использование элементов инновационных технологий в музыкально-ритмической и таневальной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Разработать комплекс музыкально-ритмических упражнений и танцев.

- Включение иновационных форм работы музыкального воспитания в НОД старших дошкольников.

- Проведение консультаций для воспитателей по проведению и разучиванию музыкального материала.

Май

Определить тему:

"Эффект использования музыки в повседневной жизни дошкольника в ДОУ"

Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

Подборка и составления музыкальной картотеки.

- Оформление музыкальных уголков в приёмных комнатах групп по данной теме.

- Консультации для родителей.

- Использование музыкального материала в группах, утром в приёмной комнате, после дневного сна, во время еды, релаксации, т.д.

- Проведение консультаций для воспитателей по использованию музыкального материала.