Конспекты

Каргаполова Марина Владимировна

В данном разделе размещены  информационные карты, конспекты занятий, мастер-классов и акций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

Этапы

Вре-мя

Деятельность педагога

Деятельность детей

Орг. момент

Артикуля-ционная гимнастика

Повторение изученного материала

Динамическая пауза

Предъявление нового материала

Динамическая пауза

Закрепление изученного материала

Домашнее задание

Итог

1мин.

2мин.

3мин.

2мин.

12мин.

2мин.

7мин.

1мин.

1мин.

Здравствуйте, ребята!

Встаньте ровно, прямо. Сядет тот, кто назовет одну перелетную птицу.

Молодцы!

«Улыбка - хоботок», «Лопатка - иголочка»,  «Помидоры – толстячки», «Огурцы - худышки», «Губы - художники».

Отгадайте, о каких птицах идет речь в загадках:

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка

Капнет с клюва капля

Кот же это?.....

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Черный, проворный

Кричит «кррак», червякам враг.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен словно вилы,

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

На дереве висит дворец,

Во дворце сидит певец,

А зовут его …

На полотно выставляются картинки с изображением птиц.

Сравните клювы у птиц? 

Сравните, какая окраска у них?

Сравните величину птиц?

Чем питаются птицы?

Правильно! Молодцы, хорошо!

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улицам

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, летят.

Образование родственных слов к слову СКВОРЕЦ:

Как назвать скворца ласково?

Кто у скворца детеныш (и)?

Какой домик строят люди для скворцов?

Внимательно посмотрите на доску. Я выставила картинки. Что вы видите на первой картинке?

Посмотрите, как одеты дети?

Как выглядит дерево?

Какое время года?

Какая весна, ранняя или поздняя?

Почему вы думаете, что весна ранняя? Назовите признаки ранней весны.

Посмотрите внимательно, каким стал за зиму скворечник?

Что решили дети сделать со скворечником?

Что вы видите на второй картинке?

Скажите, что необходимо для изготовления скворечника?

Что вы видите на третьей картинке?

Что делают дети на четвертой картинке?

Почему дети отошли в сторону, когда прилетели скворцы?

Чему рады дети?

А теперь послушайте, какой рассказ у нас получился:

Пришла весна. Солнце стало греть сильнее. На деревьях набухли почки. Дети пришли к березе, на которой висит скворечник. За зиму он стал ветхим, дряхлым, поломан-ным. Дети решили сделать новый сквореч-ник. Они взяли старый скворечник и отнес-ли его в мастерскую. В мастерской из но-вых досок они сколотили скворечник. Скворечник получился красивый и проч-ный. Дети пришли к березе. Поставили лестницу и повесили новый скворечник. Прилетели скворцы. Дети спрятались за березу и наблюдали за ними. Скворцам понравился скворечник, который сделали для них дети. Скворцы спели детям песню.

Птицы солнышка ждут, птицы песни поют.

Вот и солнце встает, птицам радость несет.

Наши птички потянулись, встрепенулись,

На веточках посидели, к солнцу полетели.

В облаках кружились, на землю садились.

А теперь еще раз посмотрите на картинки и вспомните, какой рассказ я вам читала.

Вспомните. что  из рассказа относится к первой картинке?

Правильно. Хорошо! А о чем рассказывает-ся на следующей?

Про действия на следующей картинке рас-скажет Алена.

Хорошо! Чем заканчивается наш рассказ?

Вот видите какие заботливые дети. Они помогли скворцам. Поучительный рассказ, правда?

Дома повторите рассказ и найдите загадку про скворцов.

И выучите стихотворение про птичек.

Что вы узнали нового и интересного на на-шем занятии?

А чему научились?

Молодцы! Хорошо!

До свидания!

Здравствуйте!

Грач.

Ласточка.

Скворец.

Журавль…

Все упражнения выполняются 3-5 раз под счет.

Цапля.

Журавль.

Грач.

Ласточка.

Скворец.

У грача большой широкий. У лас-точки маленький, короткий. У жу-равля длинный, тонкий. У скворца тонкий, средний. Грач и скворец – черные, журавль – серый. А ласточка черно-белая.

Журавль самый большой. Грач средний. А лас-точка и скворец меньше всех.

Журавли – ля-гушками. Ласточ-ки и скворцы – мошками. Грачи – червяками.

-дети идут по кругу, взявшись за руки, поднимают их

- медленно опускают руки.

-бегут по кругу в противоположную сторону, взявшись за руки.

-идут по кругу, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

СКВОРУШКА

СКВОРЧЕНОК

(СКВОРЧАТА)

СКВОРЕЧНИК

Дети стоят и смотрят на разби-тый скворечник на березе.

Дети одеты тепло

Дерево голое, без листьев. На нем набухают почки. На картинке вес-на. Весна ранняя.

Потому что нет снега, солнце вы-соко, на деревьях набухают почки.

Поломанным, черным, дрях-лым, ветхим.

Они решили сде-лать новый скво-речник.

Дети пришли в мастерскую, взя-ли инструменты и стали делать, новый скворечник.

Нужны доски, пила, гвозди, молоток.

Дети пришли к березе с новым скворечником Мальчик поста-вил лестницу, и вешает сквореч-ник.

Прилетели сквор-цы. Дети спрята-лись и наблюда-ют.

Чтобы не спуг-нуть птичек.

Дети рады, что скворцам понра-вился их скворе-ник.

Дети вниматель-но слушают рас-сказ и рассматри-вают сюжетные картинки.

Дети выполняют дв-я из комплекса упражнений за логопедом.

(сначала, один ребенок составляет предложение,

а затем все вместе повторяют).

Пришла весна. Солнце стало греть сильнее. На деревьях набухли почки. Дети при-шли к березе, где висел скворечник За зиму он стал ветхим, поломан-ными и дряхлым. Дети решили сде-лать новый скво-речник. Они при-шли в мастерс-кую, взяли доски, инструменты и стали делать скворечник. Он получился краси-вый и прочный.

Дети пришли к березе, где висел старый сквореч-ник. Принесли лестницу и стали вешать новый скворечник.

Прилетели сквор-цы. А дети спря-тались и наблюю-дали за скворца-ми. Скворцам по-нравился скво-речник, который сделали для них дети. Скворцы спели детям песенку.

Да. И очень инте-ресный.

Мы узнали как надо заботиться о птицах весной.

До свидания!

Конспект занятия составление

 рассказа по теме:

“Скворечник ”.

(группа детей с ОНР III уровня)

Выполнила:

учитель-логопед

Каргаполова Марина Владимировна.

Тема: рассказ «Скворечник»

        Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картин.

 

        Задачи: 

                Образовательные:

  • Уточнение знаний о перелетных птицах, их строении, среде обитания.
  • Ознакомление с трудом людей (построение скворечника).
  • Обогащение словарного запаса по лексической теме.

                Развивающие:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

                Воспитательные:

  • Воспитание интереса к занятию;
  • Воспитание чувства ответственности и трудолюбия;
  • Воспитание адекватного отношения к своему дефекту.

 

                Коррекционные:

  • Научить правильно, произносить названия насекомых.
  • Формирование связной речи.

        Оборудование: сюжетные картинки к рассказу «Скворечник»,                                                                предметные картинки с изображением птиц.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия составление

рассказа описания по теме:

“Насекомые”.

(группа детей с ОНР III уровня)

Выполнила:

Логопед:

Каргаполова М. В.

2012г.

Тема: Насекомые.

Цель: Формирование представлений о насекомых.

Задачи:

        Образовательные:

  • Уточнение знаний о насекомых, их строении, среде обитания, о вреде или пользе, которую они приносят.
  • Знакомство с летающими и ползающими видами насекомых.
  • Обогащение словарного запаса по лексической теме.

        Развивающие:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • Формирование фонематического слуха;
  • Развитие силы голоса и длительности выдоха.

        

        Воспитательные:

  • Воспитание интереса к занятию;
  • Воспитание чувства ответственности и трудолюбия;
  • Воспитание бережного отношения к природе.

        Коррекционные:

  • Научить правильно, произносить названия насекомых.
  • Нормализация просодической стороны речи.

        Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина «Луг»,

                                схема описательного рассказа.


Ход занятия

Этапы занятия

Вре-мя

Деятельность педагога

Деятельность детей

Орг. момент

Артикуляционная гимнасти-ка

Повторе-ние изучен-ного

Динамическая пауза

Изучение нового материала

Динамическая пауза

Закрепле-ние изучен-ного мате-риала

Составление рассказа по схеме

Итог деятельности

1мин.

2мин.

3мин.

2мин.

10мин

2мин.

5мин.

2 мин

1мин.

Здравствуйте ребята!

Встаньте ровно, прямо. Сядет тот, кто назовет одну перелетную птицу.

Молодцы! Хорошо!

«Улыбка - хоботок», «Лопатка - иголочка», «Помидоры – толстячки», «Огурцы - худышки», «Губы - художники».

В прошлый раз вы изучали перелетных птиц. Почему их называют перелетными?

Правильно.

А какие птицы прилетают первыми?

Какие птицы прилетают потом?

Какие птицы прилетают последние?

Правильно.

Что делают птицы, когда прилетают?

Когда птицы прилетят, где они будут жить?

Как называются птенцы у ГРАЧА –

УТКИ –

СКВОРЦА –

АИСТА –

Чем питаются птицы?

Правильно. Молодцы!

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улицам

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, летят.

Послушайте стихотворение:

Посмотри на этот луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

О ком говорилось в этом стихотворении?

Как их можно назвать, одним словом?

Каких еще насекомых вы знаете?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Правильно!

На планете очень много разных видов насеко-мых. У всех есть голова, грудь, брюшко, шесть лапок и усики. У летающих насекомых есть крылышки. У бабочек, пчел, ос, кузнечи-ков, жуков, стрекоз по 4 крылышка, а у мух и комаров по 2. У стрекоз, мух, пчел, комаров прозрачные крылья. У бабочек крылышки цветные, не прозрачные, с чешуйками. А вот у жуков одни крылья прозрачные, они спрятаны под жесткими верхними крыльями. При полете, жук машет нижними крылыш-ками. У многих насекомых есть жало.

Посмотрите на картинку, что вы можете ска-зать про этих насекомых?

        Молодцы!

А кто это на картинке?

А паук это насекомое?

Правильно, паук – это паукообразное, но об этом мы подробно поговорим в другой раз.

А как же передвигаются насекомые?

Все ли насекомые летают?

Как передвигается гусеница?

Как передвигается кузнечик?

Как передвигается муравей?

Молодцы! Знаете!

А кто знает чем же питаются насекомые.

Бабочки и пчелы пьют цветочный сок –НЕК-ТАР. Осы и стрекозы едят мелких мошек. Комары и оводы, кровососущие насекомые. Жуки питаются листьями, травой, но некото-рые поедают гусениц и тлю. Муравьи пита-ются умершими насекомыми и тлей.

Вот есть карточки и назови насекомое скажите чем оно питается:

Молодцы! Хорошо!

Кто знает, где живет муравей?

Где живет пчела?

Где живет гусеница?

Где живет стрекоза?

Где живет тараканы (это вид жуков)?

Какая окраска: у насекомых?

Почему кузнечик зеленый?

А почему стрекоза голубовато-зеленая?

Насекомые делятся на две группы:

ПОЛЕЗНЫЕ и ВРЕДНЫЕ.

Комары вредные или полезные насекомые?

А гусеницы приносят вред людям?

А пчелы полезные или нет?

А чем полезны бабочки?

Спала бабочка - проснулась

Больше спать не захотела

Шевельнулась, потянулась

Взвилась вверх и полетела

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружится, вьется.

Логопед дает примерный план рассказа про насекомое по схеме рассказа описания.

На доске схема рассказа описания.

Скажи, какие части тела есть у насекомых?

Хорошо. А как передвигаются насекомые?

Чем питаются насекомые?

Какой вред или пользу приносят?

Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой

хлопотала над цветком, поделился он медком

Кто нам расскажет про пчелу?

Рассказ по схеме описания, по плану.

Молодец. Хороший рассказ составил.

Вам понравилось описывать насекомых?

Какие гости к нам сегодня прилетали и приползали?

Что вы узнали интересного, нового?

Молодцы! Вы хорошо работали.

До свидания!

Здравствуйте!

Грач.

Ласточка.

Скворец.

Журавль…

Все упражнения выполняются 3-5 раз под счет.

Потому что они улетают в теплые края зимовать.

Грачи, скворцы.

Утки, гуси.

Ласточки, журавли,

 стрижи, аисты.

Строят гнезда, высиживают яйца.

-Грачи вьют гнезда.

-Скворцы живут в скворечниках.

-Ласточки лепят гнезда из глины.

ГРАЧАТА.

УТЯТА.

СКВОРЧАТА.

АИСТЯТА.

-Ягодами

-Лягушками

-Насекомыми.

-дети идут по кругу, взяв-шись за руки поднимают их

- медленно опускают руки.

-бегут по кругу в противопо-ложную сторону, взявшись за руки.

-идут по кругу, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Дети внимательно слушают логопеда.

О бабочке, шмеле, кузнечике.

-Насекомые.

-Жук

-Стрекоза

-Муравей

-Пчела

-Гусеница

-О насекомых.

Дети внимательно слушают рассказ и рассматривают картинки с насекомыми.

У всех есть голова, брюшко, лапки, крылышки.

-ПАУК.

-Нет, у него 8 лапок

-Летают.

-Нет.

-Ползает.

-Прыгает.

-Бегает.

Они пьют сок из цветов, едят листья.

-Это бабочка, она пьет нектар.

-Это кузнечик, он ест траву.

-Это стрекоза, она ест мошек.

В муравейнике.

В улье.

В траве, на деревьях

У воды

Возле жилища человека.

Разная

Под цвет травы.

Под цвет воды.

- Вредные, потому что пьют кровь, переносят микробы.

- Гусеницы уничтожают урожай.

- Полезные. Они дают мед.

- Они опыляют цветы

Дети сидят с опущенной головой – поднимают.

Хаотичные движения руками, потягивание.

Руки вверх, плавные движения руками – полет.

Потирание закрытых глаз

Кружение на месте.

Дети слушают рассказ и следят за последовательностью

Дети составляют по 1 предложению.

Голова, грудь, брюшко, 6 лапок, крылышки, усики.

Они могут летать, ползать, бегать.

Нектаром, травой, листьями, мошками.

Комары пьют кровь. Пчелы дают мед. Жуки уничтожают урожай.

- ПЧЕЛА.

У пчелы есть голова грудь, брюшко, 4 крылышка, 6 лапок и усики. Она летает. Питается нектаром. Живет в ульи. Окраска у пчелы полоса-тая: желто-черная. Пчела собирает нектар с цветов и уносит его в улии. Там все пчелы делают вуксный мед.

Да.

Пчела, бабочка, жук, муравей и др.

Что у жуков одни крылья жесткие, а вторые прозрачные.

-Чем питаются.

-Имеют защитную окраску…

До свидания!