Итоговый практико-значимый проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью техники «квиллинг»

Маркина Ольга Владимировна

Итоговый практико-значимый проект

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью техники «квиллинг»

Оглавление

I.Введение.

стр. 3

II.Основная часть

1.     Роль мелкой моторики в развитии речи у детей старшего  дошкольного возраста.

2.     Технология использования логопедом техники квиллинг для развития мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста.

 

II.                            III. Практическая часть.

1.                 Диагностики мелкой моторики у детей старшего                 дошкольного возраста.

2.                 Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие мелкой моторики у детей.

3.                 Методические рекомендации для педагогов  по развитию            мелкой моторики рук у детей.

4.                 Методические рекомендации для  родителей по развитию            мелкой моторики рук у детей.

стр.4

стр.4

стр.6

 

 

стр.8

стр.8

стр.10

стр.14

стр.16

 

IV. Заключение.

стр. 18

V. Список литературы.

VI. Приложение.

стр. 19

стр.20

 

 

I.                  Введение.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Ссуществует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи. При этом, наиболее перспективными в этом отношении является сопоставление детей с разным уровнем речевого развития, так как выявление взаимосвязи между выраженностью речевой патологии и степенью развития движений руки, несомненно, может способствовать определению основных направлений, задач, содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, способствующих более качественной подготовки детей к обучению в школе.

Учитывая важность этой проблемы, в работе используются техника обработки бумаги,  бумажная филигрань – «квиллинг». Эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминаю­щие «тонкую кружевную паутинку».  Огромную роль занятия квиллингом играют в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, в том числе с его помощью развивается также воображение, внимание, мышление, эстетики и т.д.  

II.               Основная часть.

1. Роль мелкой моторики в развитии речи у детей старшего  дошкольного возраста.

Мелкая моторика  - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват», к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами:

1.     Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструктор.

2.     Пальчиковые игры и массаж кистей и пальцев.

3.     Лепка из теста, глины, пластилина.

Логопеды, педагоги, занимающиеся проблемами развития старших дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Правильно формирование мелкомоторных функций  важно,  потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.  Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

  Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки.

Таким образом, мелкая моторика рук  связана с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Развитие мелкой моторики важно по причине того, что в жизни, в процессе взросления, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

2. Технология использования логопедом техники квиллинг для развития мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста.

Для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня рекомендуется выполнение упражнений с помощью техники квиллинг.  Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распро­страненная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг».

Квиллинг - на­кручивание и моделирование с помо­щью маленького инструмента (шила, зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько милли­метров. И с помощью метода специ­альной обработки, который будет вам в дальнейшем представлен, можно со­здать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это не только развитие мелкой моторики, но и воображения, внимания, мышления, эстетики, а также колоссальные возможности реализовать творческие возможности детей.  

У квиллинга длинная история: фи­лигранная обработка бумаги была из­вестна еще древним египтянам, кото­рые в качестве основного материала использовали папирус, также это ис­кусство было известно на Среднем Во­стоке и в Китае.

Сегодня при использовании метода квиллинг педагог пользует нарезанные бумажные полоски, шириной  2-10 мм, содержащие раз­ные цвета. Бумага для квиллинга должна лег­ко накручиваться и потом равномерно приоткрываться и сохранять заданную форму.

В процессе квиллинга  дети:

­  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

­  формируют навыки бумагокручения;

­  способствуют развитию речи;

­  развивают творческие способности.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки.

 Вот почему эти занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей. Работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Вот почему в процессе систематических занятий рука ребенка приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

На первый взгляд техника квиллинг несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила. Вместо шила с детьми используем зубочистку, имеющий раздвоенный кончик удобный для захвата бумаги. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента.

Так можно подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура (капля, глаз, полукруг, треугольник, квадрат, стрела, лист, утиная лапка и т.д.). Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но всегда можно  придумать новые, чтобы реализовать свои творческие возможности.

Таким образом, техника квиллинг оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, дает личностное развитие детей. Работа в технике квиллинга также способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза.

III.           Практическая часть.

1. Диагностики мелкой моторики у детей старшего                 дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста  проходило на базе МБДОУ д\с № 7 «Вишенка» г. Протвино, Московской области.  В исследовании принимали участие дети 5-6 лет, посещающие логопедическую группу. Краткая характеристика детей,  представлены в таблице.

Имя

Возраст

Диагноз

Игорь С. 

6

ОНР III уровня. Наблюдалось более позднее формирование фразовой речи (в 2,5-3 года). Отличается быстрой истощаемостью произвольного внимания, утомляемостью и неспособностью к длительному психическому напряжению.

Соня А.  

5,4

ОНР III уровня. Недифференцированное произношение свистящих и шипящих звуков. Не умеет пользовать способами словообразования. Затруднены операции конструктивного характера (при действии в умственном плане), реализация последовательных рядов (преимущественно на вербальном уровне).

Антон Б.

5,8

ОНР III уровня. Позднее развитие речи. В разных словах звуки произносятся по-разному; смешение звуков. Неточное употребление многих лексических значений. Не употребляет сложные конструкции. Имеются симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

Наташа В.        

6

ОНР III уровня. Недифференцированное произношение свистящих и шипящих звуков. Не умеет пользовать способами словообразования. Нарушена способность к устойчивой концентрации внимания при интеллектуальных операциях.

Павел В.    

6

ОНР III уровня. Позднее развитие речи. В разных словах звуки произносятся по-разному; смешение звуков. Неточное употребление многих лексических значений. Не употребляет сложные конструкции. Имеются симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

Света Г.        

5,9

ОНР III уровня. В раннем возрасте отмечалось некоторое отставание в появлении гуления и лепета; появление же слов и развитие фразовой речи грубо нарушено. Мыслительные операции на конкретно-действенном и наглядно-образном уровне реализует достаточно успешно. В то же время имеются многообразные расстройства языковых операций: извращение звуковой и слоговой структуры слов, разнообразные аграмматизмы, бедность словаря, чрезмерное сужение или непомерное расширение значения употребляемых слов, разорванность высказываний, свертывание повествования и т. п. Формирование абстрактно-логического мышления из-за тяжелых языковых нарушений отстает в развитии, что порождает и затруднения в общении ребенка со сверстниками, затягивает этапы обучения.

Динамика развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста будет положительной, если логопед в группе будет проводить коррекционную работу в форме квиллинга, направленную на развитие речевой активности ребенка.

Экспериментальное исследование направлено на решение следующих задач:

1. Выявить  уровень  развития  мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести коррекционно-логопедическую  работу  с использованием квиллинга по программе Т.Б. Филичевой, направленная на развитие мелкой моторики у детей.

3. Провести оценку эффективности проделанной работы.

Для диагностики развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста  использовался «Метод массовой оценки моторики у детей» Н.И. Озерецкого « Шкальный принцип построения», который аналогичен традиционным тестам интеллекта. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой).

Результаты проведения исследования уровня мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Имя

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест  4

Тест 5

Итоговый балл

Уровень

Уровень, в %

1

Игорь С. 

1

1

3

1

3

9

Низкий

48%

2

Соня А.  

1

1

3

2

1

8

Низкий

39%

3

Антон Б.

1

1

2

2

3

9

Никий

45%

4

Наташа В.        

2

2

2

3

2

11

Средний

54%

5

Павел В.    

1

1

3

1

3

9

Низкий

46%

6

Света Г.        

1

1

3

2

1

8

Низкий

41%

7

Средний балл

1,2

1,2

2,7

1,8

2,2

9

Низкий

46%

8

Эталон

5

5

5

5

5

25

Высокий

75%-100%

2.     Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие мелкой моторики у детей.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи с использованием техники квиллинга.

Месяц

Тема

Количество

 занятий

Октябрь

Фрукты

3

Ноябрь

Осеняя береза

2

Барашек под яблонькой

1

Декабрь

Гусеничка

2

Елочная игрушка

1

Новогодняя открытка

1

Январь

Елочка

1

Шляпа для куклы

1

Февраль

Аквариум с рыбками

2

Ваза для конфет

1

Март

Открытка для мамы

1

Бабочка на цветке

2

Апрель

Черепаха на острове

1

Пальма

2

Май

Тюльпан

1

Весенняя поляна

1

Содержание занятий.

Тема: Фрукты               Цели  и  задачи                                                            вид квиллинга

Составление и чтение слогов

Игра «Собери слово»

Знакомство с буквой и звуком Г.

Беседа «Фрукты».

Понятия «справа», «слева», «за», «перед».

 

Откуда «приходят» фрукты

Различие фруктов и овощей. Учить детей скручивать элемент  «свободная спираль», «глаз». Продолжать учить обводить трафарет (яблоко) и вырезать по контуру.

Модульный квиллинг. Составление композиции «фрукты».

Тема: Осенняя береза         Цели  и  задачи                                                       вид квиллинга

Умение находить знакомые буквы

Составление слогов

Знакомство с гласными буквами и звуками А,О,И.

Повторение  букв ранее изученных, познакомить

детей с новыми гласными буквами, следить за правильным произношением.

Развивать внимание, память, мышление.

Времена года.

Описание осени по картине.

Учить составлять

Слоги. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать учить детей скручивать элемент -  «капелька».

Простой квиллинг.

Составление композиции «осенняя березка». Используется форма капелька.

Тема: Барашек под  яблонькой              Цели  и  задачи                          вид квиллинга

Пословицы, поговорки, загадки.

Знакомство с новыми буквами –е, ё, как показателями мягкости согласных.

Беседа «Домашние животные».

Воспитывать бережное отношение к животным.

 

Составление кроссворда

«В гостях животных».

Учить детей составлять композицию. Закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги.  Учить скручивать элементы  квиллинга –  «свободная спираль».

Простой квиллинг. Выполняется по трафарету. Используется форма «свободная спираль».

Тема: Гусеничка                              Цели  и  задачи                                     вид квиллинга

Развитие речи.

Обогащение словарного запаса.

Чтение слов и предложений.

Продолжать учить детей отгадывать не сложные загадки, делить слова на слоги

 

Закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Продолжать учить скручивать элемент  «свободная спираль».

Простой квиллинг. Составление композиции «Гусеничка» по трафарету «листок».

Тема: Елочная  игрушка                               Цели  и  задачи                           вид квиллинга                            

Нахождение знакомых букв.

Составление

Предложений.

Знакомство со       звуком и буквой       Б.

Беседа «Украшаем елку».

Возникновение понятия «праздник Новый год».

Понятия «за», «перед», «между».

 

Учить составлять связный рассказ из личного опыта об украшении елки игрушками перед Новым годом.  Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру. Учить детей составлять из  элементов  композицию. Учить детей скручивать новый элемент «завиток».

Составление композиции «Елочная игрушка».

 

Тема: Новогодняя открытка                    Цели  и  задачи                              вид квиллинга

Загадки.

Деление слов на слоги.

Подвижная игра «Новый год».

Беседа «Поздравление».

Воспитывать интерес к теме занятия.

 

 

Знакомство с поздравительными открытками к Новому году.

Учить работать с бумагой.

Закреплять умение складывать картон пополам, делать  трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша.

Продолжать учить соединять две полоски в одну. Составлять из элементов  композицию.

Учить детей скручивать элемент «свободная спираль» и «капелька».

Работа с бумагой.

Модульная композиция  «Новогодняя открытка».

Тема: Елочка                    Цели  и  задачи                                                        вид квиллинга

Что такое предложение?

Знакомство с буквой и звуком Т

Чтение стихов, беседа по содержанию, познакомить детей с новым звуком и буквой.

 

Продолжать учить работать с бумагой. Продолжать учить детей делать объемные предметы, складывать лист пополам, обводить трафарет и вырезать по контуру. Закреплять умение скручивать элемент «свободная спираль».

Работа с бумагой.

Составление модульной композиции «Елочка».

Тема: Шляпа для  куклы                      Цели  и  задачи                               вид квиллинга

Чтение слов.

Игра «Собери слово».

Знакомство с буквой и звуком «С».

Побеседовать с детьми о кукольных элементах в одежде.

Познакомить по картинкам с видами шляп для кукол разных стран. Учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент  «глаз», «свободная спираль», «капелька». Продолжать учить соединять две полоски в одну.

Складывание макета шляпы из бумаги.

Изготовление с помощью модульного квиллинга композицию  «Шляпа для куклы».

Тема: Аквариум с рыбками                      Цели  и  задачи                       вид квиллинга

Чтение слогов.

Составление слов, предложений.

Ряд гласных.

Составление выражений.

Воспитывать интерес к теме занятия.

 

Знакомство с произведениями о рыбках.

Подведение к осознанию понятий «река», «моря» и «океаны». Познакомить с различными видами рыб, в там числе с аквариумными рыбками. Учить детей скручивать новый элемент  «полукруг»,  «глаз», «капелька». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать ножницами по контуру.

Изготовление способом простого квиллинга

«Аквариум с рыбками».

Тема: Ваза для конфет                          Цели  и  задачи                       вид квиллинга

Составление маленьких текстов из предложений

Знакомство с буквой и звуком Ы

Правила работы в тетрадях

Познакомить по картинкам с вазами. Для чего нужны вазы, какие бывают вазы.

Учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент «свободная спираль», «капелька», «глаз».

Сложная модульная композиция «ваза для конфет» с использованием полиэтиленового пакета.

Тема: Открытка для мамы                       Цели  и  задачи                   вид квиллинга

Стихи о мамах. Чтение наизусть.

Составление предложений.

Знакомство с буквами –ю,-я., как показателями мягкости согласных.

Почему мы празднуем этот день? Побеседовать о празднике, познакомить с новыми звуком и буквой.

Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру.  Учить  скручивать элемент  «свободная спираль», «капелька», «стрелка».

Продолжать учить детей составлять из  элементов  композицию.

Изготовление композиции «открытка для мамы» с помощью простого квиллинга.

Трафарет в виде восьмерки.

Тема: Бабочка на цветке                     Цели  и  задачи                             вид квиллинга

Отличие предложения от набора слов,

составление предложений.

Знакомство с буквой и звуком Ф.

Учить детей отличать предложения от набора слов, и составлять предложения, развивать интерес к занятию.

Просмотр фильма о бабочках. Закреплять умение складывать пружинку, обводить трафарет  и вырезать по контуру,   скручивать элемент «свободная спираль», «капелька», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию.

Объемная композиция «бабочка на цветке».

Поэтапное составление с использованием цветного картона.

Тема: Черепаха на острове                 Цели  и  задачи                                вид квиллинга

Чтение сказки «Черепаха».

Игра «Собери предложение».

 

Беседа «Черепахи».

Составление предложений.

Воспитывать интерес к теме занятия.

Знакомство с видами и размерами черепах.

Пересказ сказки. Учить детей скручивать новый элемент «треугольник», продолжать учить обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру.

Модульная композиция по техники «квиллинг»: «черепаха на острове».

Тема: Пальма                    Цели  и  задачи                                                         вид квиллинга

Загадки.

Нахождение знакомых букв.

 

Беседа «Пальмы».

Счет до 10

Развивать внимание память.

Что растет на пальме?

Продолжать учить детей скручивать  элемент «треугольник», «глаз».

Простой квиллинг, композиция «пальма».

Тема: Тюльпан                  Цели  и  задачи                                                         вид квиллинга

Развитие речи.

Обогащение словарного запаса.

 

Беседа «Тюльпаны».

 

Составление кроссворда «Цветы». Учить детей скручивать новый элемент «изогнутая капля». Составлять объемные предметы. Продолжать учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

Модульный квиллинг. Композиция

 «Тюльпан»

Тема: Весенняя поляна                     Цели  и  задачи                                   вид квиллинга

Стихи о весне. Игра «Полянка».

Повторение  букв ранее изученных.

Развитие творческих способностей.

Побеседовать с детьми о весне.

Научить находить буквы.

Описание весны по картине. Закрепить все элементы квиллинга.

Развивать воображение.

 

Сложная композиция квиллинга «Весенняя поляна».

3.     Методические рекомендации для педагогов  по развитию            мелкой моторики рук у детей.

1.       Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, используя при этом широкие полоски (примерно 1,5-2см), чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений.

2.       Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила детям  необходимо играть с цветом и формами.

3.       Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным».

4.       Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.

5.       После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук. Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга, основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.

6.       Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

7.       Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с детьми  необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

8.       Проводить для родителей мастер-классы по технике квиллинг.

9.       Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков». В нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Наборы «Театр пальчиков» - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрываются различные сценки. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. 

10.  Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами, потешками.

11.  В коррекционной группе  ОНР  регулярно проводить  пальчиковую гимнастику в течение 3-5 минут. В каждой такой физкультминутке содержится большое количество пальцевых движений, которые можно сочетать со стихами.

12.  Проводить с  детьми пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку

13.  Для развития ручного праксиса проводить такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу). 

14.  Научить детей работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам. 

15.  Необходимо систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. Для совместной работы с родителями использовать различные формы:

- коллективные формы:   собрания;   тематические лекции; оформление стендов;   проведение открытых занятий;  

- индивидуальные формы: индивидуальное консультирование; беседы;  проведение открытых занятий.                 

4. Методические рекомендации для  родителей по развитию            мелкой моторики рук у детей.

1.       Предложите ребенку перебрать рис, гречку – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики.

2.       Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками. Скорлупу можно раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

3.       Родитель, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру". Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить. Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

4.       Обводить на бумаге цветным карандашом или фломастером наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту. 

5.       Подобрать пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.

6.       Взять веревку и завязывать на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.  

7.       Развивать  мелкую   моторику можно с помощью  лепки из пластилина, глины, раскрашивание картинок, занятия   с природным материалом, вырезывание ножницами.

Делать ребенку массаж рук. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

8. Родителям рекомендуется запускать пальцами мелкие «волчки», разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки, сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером   заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку, нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку, завязывать узелки на шнурке, веревке, застегивать (расстёгивать) пуговицы, играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки, выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию, мять руками поролоновые шарики, губки,  рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях,  вырезать ножницами, плести из бумаги коврики, корзинки, косички, выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:  перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков,  уход за срезанными и живыми цветами,  водные процедуры, переливание воды, разбор круп и т.д.

9. Дарите ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помните, что в подаренных игрушках основное - не красота, а их экологичность, безопасность и... эффективность с точки зрения развития ребенка.

 10. Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

IV.           Заключение.

Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом. Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Воспитательно-образовательная деятельность посредством квиллинга с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка. Квиллинг представляет собой на­кручивание и моделирование с помо­щью маленького инструмента бумажных полосок шириной в несколько милли­метров.

Квиллинг оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, дает личностное развитие детей. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза.

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому, пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого. 

V.               Список используемой литературы

1.       Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006.

2.       Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. - Москва: Издательство Карапуз, 2011. - 20 с.

3.       Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи старших дошкольников с ОНР III уровня. Изд-во: АСТ, 2009. - 48 с.

4.       Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей - М.: АРКТИ, 2008.

5.       Букина С., Букин М. Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. – М., 2012. – 272 с.

6.       Винарская Е.Н. Речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. - М., 2002.

7.       Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. – М., 2011. 

8.       Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-пресс, 2008.

9.       Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.

10.  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2002.

11.  Зайцева А.В. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

12.  Лопухина И.В. Логопедия, речь, ритм движения. - М., 2009.

13.  Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 2002. – 95 с.

14.  Россолимо Г.И. Внимание. Объем. «Психологические профили» по системе проф. Г.И. Россолимо. М.: Изд. проф. Г.И. Россолимо, 1926.

15.  Савина О.В. Техника квиллинга в детском саду // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68  - 72.

16.  Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Издательство: ЭКСМО,2007.

17.  Хелен У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

18.  Цвынтарный В.В. Играем пальчиками. – М., 2012. 

19.  Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

20.  Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8, с.39-43

21.  Шилкова Е.А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. –М., 2012. – 264 с.

VI. Приложение .

Перспективный план по занятию квиллингом для детей старшего дошкольного возраста.

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес,  эстетика.

Октябрь

1. Тема: «Фрукты» (коллективная работа)

Цель: продолжать учить обводить трафарет (яблоко, груши) и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «глаз».

Оборудование: готовая ваза для фруктов (сделанная летом), трафарет (яблока, груши), ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

Ноябрь

1. Тема: «Осеняя береза»

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) -  «капелька».

Оборудование: лист бумаги с нарисованной березой,   оборудование для квиллинга.

2. Тема: «Барашек под яблонькой» (2 занятия)

Цель: закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги,  скручивать элементы (формы) квиллинга –  «свободная спираль».

Учить детей составлять композицию.

Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага,  красных полосок для яблочек, белые для барашка,  силуэт барашка, оборудование для квиллинга.

Декабрь

1. Тема: «Гусеничка»

 Цель: закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру,  скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Оборудование: желтая бумага, трафарет листочка, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

2. Тема: «Елочная игрушка»

Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «завиток», закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру. Учить детей составлять из  элементов  композицию.

Оборудование: цветной картон, трафарет елочных шаров, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

3. Тема: «Новогодняя открытка»

Цель: закреплять умение складывать картон пополам, делать  трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша, скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов  композицию.

Оборудование: картон, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

Январь

1. Тема: «Елочка»

Цель: продолжать учить детей делать объемные предметы, складывать лист пополам, обводить трафарет и вырезать по контуру. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Оборудование: зеленая бумага (3 шт.), трафарет ½  елочки, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

2. Тема: «Шляпа для куклы» (коллективная работа)

Цель:  учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну.

Оборудование: предмет круглой формы, полиэтиленовый пакет, оборудование для квиллинга.

Февраль

1. Тема: «Аквариум с рыбками»

Цель:  учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг».

Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру,  скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».

Оборудование: картон, трафарет аквариума, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

2. Тема: «Ваза для конфет» (коллективная работа)

Цель:  учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз».

Оборудование: предмет любой формы, полиэтиленовый пакет, оборудование для квиллинга.

Март

1. Тема: «Открытка для мамы»

Цель: закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру,  скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «стрелка». Продолжать учить детей составлять из  элементов  композицию.

Оборудование: картон, трафарет цифры восемь, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

 

2. Тема: «Бабочка на цветке» (2 занятия)

Цель: закреплять умение складывать пружинку, обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру,   скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (бабочку).

Оборудование: картон, трафарет цветка, полоски шр - 1см. (2 шт.), ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

Апрель

1. Тема: «Черепаха на острове»

Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «треугольник», продолжать учить обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру.

Оборудование: картон, трафарет черепахи, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.

2. Тема: «Пальма»

 Цель: продолжать учить детей скручивать  элемент (форму) «треугольник», «глаз».

Оборудование: оборудование для квиллинга.

Май                                     

1. Тема: «Тюльпан»

Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «изогнутая капля», составлять объемные предметы. Продолжать учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

Оборудование: картон, пластилин, зубочистка, оборудование для квиллинга.

2. Тема: «Весенняя поляна» (итоговое занятие)

Цель: закрепить все элементы квиллинга. Развивать вооброжение.

Оборудование: оборудование для квиллинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kvilling.doc1.09 МБ

Предварительный просмотр: