Диалоги о воспитании

Притча о мудром воспитания Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedi_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx16.45 КБ
Файл kodeks_klassnogo_rukovoditelya.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Заповеди педагогического общения

1. Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений.

2. Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.

3. Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».

4. Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.

Какие они вчера и сегодня,

какие с утра и какие в полдень,

что говорят они смехом, слезами…

Учись себя видеть детей глазами!

5. Не ограничивайся только информацией. Воздействуй, наблюдая за реакцией.

6. Организуй контакты вне урока. (Путь прока нет порой, но ведь и нет порока…)

7. Умей слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребёнка окончательно.

8. По пустякам не возникать! Конфликты нейтрализовать! Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!

9. Вот ребёнок. Чтоб найти подход к нему, начинай с вопросов: «Почему?» «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?».Инициативен будь притом.

10. Любите детей, будьте вежливы с ними. Они в любом возрасте очень ранимы…

11. Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!

12. «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.

13. Фамилия редко бывает нужна. Запоминайте детей имена!

14. За собственной речью должны вы следить: Не «ложит», не «звонит», а кладёт и звонит.

15. В игре и спорте, танцах и работе – везде пример вы личный подаёте. Нельзя об этом забывать. Собой учитесь управлять.

16. Чтоб уваженья детей добиться, слово и дело должны сходиться!

17. Вы должны оптимизмом лучиться. Пусть даже с риском потом ошибиться.

18. Не обижайте резкими приказами, не обзывайте кличками заразными.

19. Не увлекайтесь глупыми проказами – пугать детей ужастиками разными.

20. Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.

21. Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.

22. Всё коллективно обсуждайте, но персонально поручайте! И персонально отвечайте, о том, друзья, не забывайте.

23. Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу. А не приказы.

24. В мелочь каждую не надо вам вникать. Что-то можно не «услышать», «не понять». Занимайтесь главным делом – здоровьем их души и тела.

25. Старайтесь всё о детях знать, контакты личные искать, но в душу к ним не залезать, коль не хотят туда пускать. Душа – не место для прогулок! Другой ищите переулок…

26. Не будьте скучными, банальными, старайтесь быть оригинальными. Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте…

27. Признать ошибку потрудитесь, перед ребёнком извинитесь. От этого авторитет ваш вовсе не сойдёт на «нет».

28. К своим детям относитесь любя. Злиться вы можете лишь на себя!

29. Интересуйтесь не периодически детей усталостью физической, психической.

30. «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.

31. Наедине всё выясняйте и перед всеми не ругайте. Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех!

32. Бережнее с психикой ребёнка обращайтесь, послушанием его не упивайтесь.

33. Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь: «Любой из вас имеет право на уваженье и любовь»

34. Наказывать работой не педагогично. Но если так – трудитесь с ними лично. Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них страдают…

35. Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.

36. Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».

37. Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!



Предварительный просмотр:

Кодекс классного руководителя

Помни:

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

• Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.

• Никогда не унижай, не оскорбляй детей - свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеятся на него.

• Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.

• Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях; ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и классным руководителем,

• Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микро-группы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть ли¬дер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.

• Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.

• Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, организованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика.

• Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.

• Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоятельности,

• Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должны быть похожи на меня? У него/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».

• Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда, (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

• Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.

• Люби каждого своего подопечного гак, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей - пожалеешь.

• Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.

Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни:

Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к учебе вообще.

Уделяй серьезное внимание учебной работе группы:

• Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в группе, стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.

• Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы,

• Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя

• Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок.

• Научись своевременно и четко заполнять журнал.

• Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.

Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты.

Помни:

Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно:

• Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных мероприятий: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсуждением (хотя бы по дороге), экскурсии, походы, поездки.

• Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует па¬мять, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-то подобное.

• Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно - и скромное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.

• Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дискуссиям и оценкам.

• Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.

• Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования Дня рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить.

• Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к созданию собственного классного микроклимата.

• Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь детей интереснее.

• Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возможность каждому ребенку проявить себя.

Главное - найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними.

Помни:

Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

• Стремись наладить деловые связи с родителями

• Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.

• На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в стороне.

• На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей.

• Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.

• Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.

• Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие отношения

• Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.

Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети - родители -учитель - семья.

Предостережения:

• Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

• Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками - установить ее снова будет гораздо труднее.

• Не играй роль бога - у тебя тоже есть недостатки, твое преимущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.

• Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).

• Не будь чрезмерно активным - иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий.

• Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все оставшееся время будешь делать все сам.

• Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза.

• Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.

• Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоминать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, -это оценят й ученики, и родители, и коллеги.

Имей в виду;

Главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.

Помни:

Дети в классе - твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

• Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности - это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать.

• Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.

• Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба - это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советом.

• Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им, но не навязывать детям.

К принципам можно отнести следующие:
□ быть честным с детьми;
□ быть добрым, но не добреньким, не заигрывай с детьми;
□ быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
□ не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполняй;
□ быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
□ быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
□ не делать ничего формально;
□ быть последовательным и объективным;
□ быть артистом в своей профессии- владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
□ быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;
□ быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;
□ быть примером пытливости и знаний, искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и идти вперед.

• Умей отдать себе отчет в том, к формированию каких человеческих качеств приводят те условия, которые созданы. «Ребенка учит то, в чем он живет», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспитанники вряд ли научатся терпимости.

• Не торопись, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет.

• Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребенок еще изменится, а ты нет, умей начинать все сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.

• Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребенка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно иное время, нежели мы. Самое трудное - внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал.

Имей в виду:
Главное - сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера