Для родителей

Шуина Елена Олеговна

Уважаемые родители! Приглашаю вас ознакомиться с материалами, которые вы можете использовать в воспитательном процессе своих детей. Я готова ответить на все интересующие вас вопросы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассника

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. 
«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!» 



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
           Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема разрешения конфликтов в образовательной среде: пути решения проблемы Презентацию подготовила педагог-психолог МОУ СОШ №4 Шуина Е.О.

Слайд 2

Я не ищу конфликтов, Но я не боюсь конфликтов, Я смело иду на их решение. Г.Н. Сытин

Слайд 3

КОНФЛИКТ – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных , но преследующих свои цели двух и более сторон.

Слайд 4

Предмет конфликта - это объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Объект конфликта - это любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний.

Слайд 5

Структура конфликтов Конфликтующие стороны - конфликтанты, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия, не всегда легко распознаваемая, границы ее очень подвижны Представления о ситуации – всегда разные и охватывает все связанные с ситуацией обстоятельства Мотивы – стремления конфликтантов, побуждающие к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.п. Действия – конкретные проявления враждебности сторон (помехи, невыполнение обязанностей, захват и удержание имущества, нанесение вреда имуществу, репутации, угрозы, насилие и т.п.)

Слайд 6

Стадии конфликта Предконфликтная ситуация – это положение дел накануне конфликта, когда складывается напряженность в отношениях Инцидент – это первая стычка конфликтантов, завязка конфликта Эскалация – серия действий и противодействий конфликтующих сторон Кульминация – эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, отношениям, ставит под угрозу целостность личности Завершение конфликта – достигается посредством специальных усилий, направленных на завершение конфликта, играет роль цена конфликта и цена выхода из конфликта Постконфликтная ситуация – последействие конфликта (деструктивное и конструктивное)

Слайд 7

Последствия конфликта Объективные (перемена дел к лучшему в отношениях, в деятельности организации, введение полезных инноваций, выявление и разрешение существующих проблем или же наоборот, разрыв отношений, нанесение физического вреда материальным ценностям, личности человека и т.п. Субъективные (горечь, разочарование, утрата веры в людей, в себя, чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, осознание полезности приобретенного опыта, элемент самопознания, самовоспитания и самообучения)

Слайд 8

«Избегание» («уход», «уклонение») Когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его; Стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт; Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое положение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой. Стиль уклонения можно посчитать "бегством" от проблемы и ответственности, но порой уход и отсрочка могут быть вполне подходящей и конструированной реакцией на конфликтную ситуацию.

Слайд 9

Человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы ; Стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, претензиями; Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий; Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш». « Приспособление» («уступка»)

Слайд 10

«Конфронтация» («соперничество», «конкуренция») Человек, использующий этот стиль активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения; Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции. Применение власти, принуждение, давление, использование зависимости партнера. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым.

Слайд 11

«Компромисс» Партнеры по общению сходятся на «золотой середине», т.е. на частичном удовлетворении интересов каждого из них; Стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Через какое-то время, однако, могут проявиться последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Слайд 12

«Сотрудничество» человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождения во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о «правильном» и «неправильном». Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Слайд 13

Правила поддержания контакта Конкретная адресованность речи: не «Кто его поправит?», а «Кто поправит Сашу?». Не «Все слушают», а «Андрей и Дима, слушайте внимательно». Грамотное формулирование вопросов и пояснение ответов с высказыванием личного мнения. Выражение эмоций, организация диалога с учащимися таким образом, чтобы взаимодействие с ними переросло официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение. Исключение глаголов повелительного наклонения (встать, сесть, отвечай), употребление глаголов сослагательного наклонения («Может тебе удобнее решить другой вариант задачи», «Почему бы тебе не попробовать…») Использование глаголов 1-го лица множ. числа: «Подумаем вместе», «Откроем учебники», «Сравним полученные данные» Стимуляция речевой активности учащихся для обмена информацией, подчеркивание достоинств ответа учащегося, а не его слабых сторон. Аргументация педагогических распоряжений, а не бесцеремонное морализаторство: «Стыдно, Иванов, не понимаешь элементарных вещей» Умение импровизировать (вопросы, стимулирующие интерес, шутка, снимающая напряжение) Отказ от монолога, применение диалогических методов общения .

Слайд 14

Коммуникативные умения педагога Умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление Умение строить общение на гуманной, демократической основе Использование психологических средств и механизмов коммуникативного воздействия Руководство принципами и правилами профессиональной этики и этикета Артистичность, эстетичность, выразительность Владение учебно-воспитательными средствами, методами, приемами Соблюдение педагогического такта Умение организовывать творческое сотрудничество со всем классом и с каждым в отдельности Умение создавать благоприятный нравственный климат общения.

Слайд 15

Схема анализа негативных эмоций: Почему я так рассержен (обижен, напуган и т.п.)? Что я хочу изменить? Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством? В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их»/«его»? В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не уважают…», «Он меня проверяет…»)? У человека в гневе открывается рот и закрываются глаза. Марк Перций Катон (234-149 до н.э.)

Слайд 16

Правила поведения в конфликте: поставить себя на место другого; уметь слушать и слышать другого; не акцентироваться на личности, а на ситуации, на проблеме: не я против тебя, а мы с тобой против ситуации; предлагай конструктивное решение.

Слайд 17

Поведение, стимулирующее развитие конфликта Прерывание речи партнера Негативная оценка личности партнера Уклонение от конфликта, нарочитое молчание Подчеркивание разницы между собой и партнером Использование интимного знания о партнере Резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего Косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего ценность для другого конфликтанта Избегание пространственной близости и контакта глаз Использование угроз Симулирование согласия при сохранении обиды

Слайд 18

Рейнольд Нейборо: «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого».

Слайд 19

Использованные ресурсы: Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. Петрушин С. Некоторые секреты открытого общения – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. – 111с. Тренинг педагогического общения//«Школьный психолог». – 2008. – №7. Что такое конфликт. Условия бесконфликтного общения//«Школьный психолог». – 2007 – №13.

Слайд 20

Успехов в профессиональной деятельности!



Предварительный просмотр:

Проблема разрешения конфликтов

в образовательной среде

Подготовила:

педагог-психолог

Шуина Елена Олеговна

г. Жуковский, 2016

(Слайд 1) Проблема разрешения конфликтов

в образовательной среде

        Цель: развитие психолого-педагогической компетентности педагогов по разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи: Обучающие:

  1. сформировать представление о сущности конфликта;
  2. обучить способам разрешения и предотвращения конфликта;

Развивающие:

  1. содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию
  2. способствовать осознанию самоценности своей личности
  3. развивать навыки самоанализа своего поведения;
  4. развивать способности к рефлексии;

Воспитательные:

  1. формировать толерантное, ценностное отношение к каждому человеку;
  2. формировать коммуникативные навыки.

Целевая группа: педагоги.

Оборудование: ПК, проектор, экран, листы бумаги, ручки, карточки с ситуациями, листы с текстом контракта.

Ход семинара.

(Слайд 2)

Я не ищу конфликтов,

Но я не боюсь конфликтов,

Я смело иду на их решение.

Г.Н. Сытин

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. В связи с обострившейся в стране ситуацией, связанной с ростом девиантного поведения среди детей и подростков, тема нашего круглого стола является актуальной и необходимой для практической проработки, так как только таким образом можно не только получить знания по проблеме, но и необходимые умения и навыки, тем самым обогатив свой личный опыт.

В ходе семинара мы планируем рассмотреть следующие вопросы:

  1. Понятие «конфликт», его структура и последствия.
  2. Стили (стратегии) поведения в конфликте: краткая характеристика и типичные ситуации применения.
  3. Культура педагогического общения:
  • коммуникативные умения педагога
  • анализ негативных эмоций
  • техника «Я-высказываний»
  1. Рекомендации педагогам (памятки).

Если все согласны с подобной схемой работы, начнем семинар… Чтобы наша совместная работа прошла продуктивно, я прошу всех встать и сделать следующее…

Упражнение. «Стряхни».

Цель: обучение приемам избавляться от всего негативного, неприятного, создание благоприятной атмосферы в группе, мотивирование на работу.

Ход проведения: Ведущий демонстрирует участникам способы избавления от неприятных чувств, мыслей, тряся головой, как бы избавляясь от плохих мыслей, начиная отряхивать ладони, локти, плечи, далее отряхивая тело, ноги, представляя как неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли слетают с вас как с гуся вода. Весь неприятный груз спадает с вас, и вы становитесь все бодрее, веселее.

Обсуждение: Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

Вводное слово.

Психолог: Теперь все настроены на работу. Итак, неотъемлемой частью деятельности учителя выступает педагогическое взаимодействие. Оно предполагает процесс общения, сотрудничества, обучения и взаимовлияния нескольких личностей. Эффективность педагогического взаимодействия зависит, с одной стороны, от степени готовности к нему учащегося, с другой стороны – от подготовленности учителя.

Учитель при этом является несомненным лидером, а значит, к его личности предъявляются особые требования: хорошие организаторские способности, педагогический такт, эмоциональность, открытость в общении, чувство юмора, которые являются залогом эффективности его труда. Но, прежде всего, учитель должен сам ощущать себя личностью, знать свои сильные и слабые стороны, умело использовать сильные и стремится к самовоспитанию, т.е. учитель должен обладать определенной самоценностью.

Помогает нам поддерживать в себе состояние высокой самоценности педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство предполагает умение находить выход из любых конфликтных ситуаций, если они возникают, либо предотвращать их появление. Однако человек, неуверенный в себе, сомневающийся, испытывающий страх перед трудностями, не способен эффективно решать проблемы других.

Первый вопрос. В жизни все мы сталкиваемся с человеческим разнообразием? Как это проявляется в общении? Возможны конфликты. Что такое конфликт? (Слайд 3)

Упражнение «На что похож конфликт».

Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.

Инструкция: «В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть сейчас каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:

  • Если конфликт – это мебель, то какая?
  • Если посуда, то какая?
  • Если одежда, то какая?
  • Если цвет, то какой? И т.п.

Обсуждение: Подведение итогов ассоциативного ряда учащихся.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (слайд). Конфликт имеет пространственные, временные и внутрисистемные границы, а также свой предмет и объект (Слайд 4) Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним.

Кроме того, конфликт имеет свою структуру (Слайд 5), стадии развития (Слайд 6)  и последствия (Слайд 7)

Выводы: Конфликт имеет вероятность возникать там, где есть несовпадение интересов, целей, позиций и объект конфликта имеет большую ценность для одной или обеих сторон.

Стиль, тактика поведения в конфликте зависит от многих факторов: личности конфликтанта (его особенностей), значимости объекта конфликта, цели конфликта, стадии конфликта и др.

Комментарии психолога: Учёные выяснили, что более 50% необходимой информации мы получаем при помощи языка тела, около 40% при помощи интонации, эмоциональной выразительности речи и только 7% при помощи самой речи.

1-ый этап общения с ученической аудиторией – вступление в контакт, приветствие. Традиционные формулы вежливости «Здравствуйте, ребята» и «Добрый день, друзья» несут определенную психолого-педагогическую нагрузку, задают тон общению – деловой, дружеский или интимный.

2-ой этап общения – поддержание контакта. Выделяют правила поддержания контакта (Слайд 13).

На этом этапе используются как вербальные, так и невербальные средства поддержания внимания, осуществление взаимодействия.

Управление вниманием учащихся на уроке.

Многие современные технологии обучения основаны на применении самостоятельных методов обучения и игровых приемов. В ходе проведения урока могут возникнуть ситуации, когда группа теряет деловой ритм и в классе устанавливается вовсе не деловой шум. Учащиеся, увлекшись чем-либо, или просто устав от монотонной работы, забывают о том, что они находятся на уроке и должны соблюдать определенные правила поведения. В этом случае могут помочь так называемые социоигровые способы.

А) Разминочные. Упражнение «Руки – ноги»

По одному хлопку учащиеся поднимают руки (а если они уже подняты, то руки опускаются), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стоят, то садятся). Хлопки легко услышать даже в шуме. Вид то поднимающихся, то опускающихся рук, встающих - садящихся учеников обычно интригует не успевших включиться, и они с желанием присоединяются к играющим.

Б) «Деловые» способы обуздания стихийного ученического оживления связаны с выполнением ими нового для них и для учителя неожиданного дела, т.е. смену вида деятельности на противоположный. Если звучал устный рассказ или ответ, дать письменное задание и наоборот. Если шла фронтальная работа, перейти к индивидуальной, от самостоятельной – к работе под руководством учителя.

В) «Приказной» способ восстановления рабочей атмосферы на уроке заключается в том, что учитель вместо чтения нотаций и назиданий представляет или уясняет себе мизансцену конечного желаемого результата, и с помощью простых, незатейливых команд, выполнение которых для учеников не представит труда, поэтапно приведет их в эту мизансцену.

Например, педагога не устраивает шум, отсутствие внимания, погруженность учащихся в собственные интересы и соображения. Соответственно, желаемой будет такая мизансцена класса: все сидят лицом к доске, направив внимание на педагога. Разложив желаемую мизансцену на элементы, педагог может легко ее осуществить:

– Первая команда: «Все встали!» Лучше всего, если педагог выполняет ее вместе с учащимися, дожидаясь, пока встанут все.

– Вторая команда: «Посмотрели на потолок!» Возможно, она вызовет недоумение, но из чувства любопытства будет выполнена.

– После третьей команды: «Тихо сели за парты, внимание к доске» – в классе устанавливается желаемая мизансцена. Учащиеся готовы «внимать» учителю, предлагающего им следующее из запланированных заданий.

Психолог: Надеюсь, эти простые приемы помогут вам достичь желаемой цели.

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другими людьми. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.

Упражнение «Вверх по радуге».

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Примечание: может использоваться в ходе занятия или в его завершении.

Ход проведения: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют 3 р., затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 р.

(Слайд 14). В педагогической деятельности принцип безоценочного отношения к ребенку является одним из главных. Особенно важную роль он играет в напряженной, конфликтной ситуации. И тут необходимо знать о коммуникативных умениях, чтобы избегать высказываний прямых негативных оценок в адрес ребенка.

Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас. Может вам и понятно, почему это происходит, но, тем не менее, неприятно, когда на вас кричат. У вас могут быть 3 варианта ответа. Как вы думаете, каких?

  • Агрессивная реакция: накричать в ответ, что еще больше осложнит взаимоотношения.
  • Уйти в сторону: это – отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву.
  • Использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Эта формулировка не должна вызывать у собеседника агрессию и желание защититься (например: «Мне действительно жаль, что так получилось»).

Когда кто-то жалуется на вас, нападает и критикует, он представляет, что вы - виновник его неприятностей. Ваша цель в этом случае – разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы.

Даже если в вашу сторону направлены обидные высказывания, постарайтесь понять истинную причину (Слайд 15). – почему именно человек возмущен вами (раздражен, обижен) – и сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.

Итак, чтобы разрядить накаленную обстановку, когда вас несправедливо обвиняют, нападают, критикуют или просто вы видите, что человек находится в возбужденном эмоциональном состоянии, старайтесь придерживаться следующей линии поведения:

  • Не защищайтесь и не нападайте в ответ
  • Отреагируйте сначала на эмоции. Иногда люди возмущены тем, что их не слышат или не ценят их усилия. Например, когда техничка ни с того ни с сего кричит на вас, обвиняя в том, что вы запачкали пол в коридоре, не огрызайтесь, а «присоединитесь» к ее чувствам: «Конечно, Марья Ивановна, на улице так грязно, и у вас столько работы…»
  • Проговорите чувства партнера, предположите причину, продемонстрируйте готовность понять другого, уважение к его чувствам, желание изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать его негативную реакцию. Покажите, что вы услышали и поняли точку зрения рассерженного человека. Подтверждайте это до тех пор, пока он не успокоится и сможет объяснить вам, в чем дело.

(Слайд 16). В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению.

  1. Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания актуализирует та или иная ситуация человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва – скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
  2. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости – умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции, не обижаясь и не поддаваясь собственным.
  3. Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное самоотношение другими способами – без попыток побороть вас, а, например, похвалой их действительных достоинств.
  4. Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, часто практикуемые женщинами укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект, и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме

Заключительное слово

Подведем итоги. Из всего, о чем мы говорили, можно сделать вывод, что конструктивное общение – очень сложный процесс, которому стоит учиться, учиться и учиться. При этом нельзя забывать те моменты, которые стимулируют развитие конфликта.  (Слайд 17).

Есть такое мудрое высказывание  (Слайд 18). Рейнольда Нейборо: «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого».

Всем спасибо за внимание! (слайд)

Использованные ресурсы:

  1. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  2. Петрушин С. Некоторые секреты открытого общения – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  3. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009. – 111с.
  4. Тренинг педагогического общения//«Школьный психолог». – 2008. – №7.
  5. Что такое конфликт. Условия бесконфликтного общения//«Школьный психолог». – 2007 – №13.