5.Классные часы

Эрдни-Горяева Галина Егоровна

Предварительный просмотр:

XII республиканская научно-практическая конференция

«Формирование духовно-нравственной личности обучающихся

в условиях учебно - воспитательного процесса»

(Волковские чтения)

Воспитание духовности через приобщение детей

к национальной культуре

( из опыта работы)

                                            Подготовила: Эрдни-Горяева Г.Е.,

                                                      учитель МКОУ «Комсомольская  

                                                        гимназия имени Б.Басангова»

         

2015 г.

  Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являют первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

   В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России целью воспитательной системы гимназии мы определили  формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, способной к творчеству и самоопределению.

Для достижения поставленной цели, определены 7 направлений деятельности.

Каждое из направлений воспитания учащихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает принятие их обучающимися.

    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего свое “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

    Национальные культурные традиции рассматриваются как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течение длительного времени, охватывающие материальные и духовные ценности.

    Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеурочной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений национальной культуры на уроках, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, кружков, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о народной культуре, полученных на уроках, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни.

  В урочной деятельности учащимися создаются различные проекты. Например, «Моя большая и маленькая Родина», «Поселок, в котором я живу», «Калмыцкие подвижные игры», « Калмыцкие сказки в мировой литературе», целью этих проектов является  приобщение детей к калмыцкому  языку, народной культуре, национальным традициям.  

      Главной задачей системы школьного образования является – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были бы активными участниками, где широко применялась наглядность, в этом, на мой взгляд, поможет исследовательская (проектная) деятельность.

      Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет исследовательская деятельность.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства. Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его...» .

  Многие педагоги и ученые К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. Н. Волков указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях калмыцкого народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В гимназии проводятся конкурсы на лучшего знатока калмыцких пословиц, проводится конкурс по эпосу «Джангар», осенний бал на калмыцком языке.                   Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.

       Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

  Нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.  Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.

Такой технологией является проектно-исследовательская деятельность, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование в своей работе проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми проектно-исследовательской деятельности значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Исследовательская деятельность здесь выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося.

  Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания  школьников реализуется через разные формы внеклассной работы.

 Современный классный час – это представление результата исследовательской деятельности учащихся на определённую тему. Представление результата проходит в разной форме: праздники, викторины, защиты и др. В своей работе мы  считаем традиционными праздники народного календаря: «Осенины», «Зул», «Масленица», «Цаган Сар», при подготовке которых ребята проделывают большие исследования. Данные исследования помогают ученикам познакомиться с национальными традициями калмыцкого и русского народов, узнать об истории возникновения этих традиций, технологию проведения таких праздников и ощутить своё присутствие и участие в праздниках народного календаря. Хочется отметить такую форму современного классного часа как защита коллективных исследовательских проектов. Так исследовательский проект «Экология и мы» сыграл огромную роль в нравственном воспитании  школьников. Целью данного проекта являлось создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной республики, района, формирование экологической культуры. Выполнив этот исследовательский проект, ребята изучили особенности развития овцеводства в Калмыкии,  раскрыли и представили экологические проблемы нашего района, путем наблюдения выяснили как жители нашего поселка и ученики гимназии участвуют в акциях по борьбе с опустыниванием.  Этот проект был отмечен призом Гете- институт.

А самое главное, что ребята сами приняли участие в некоторых акциях. Например, «Марш парков», «Чистый двор, чистая улица – значит чистый  родной наш поселок».

С целью совершенствования нравственно-патриотического воспитания детей, приобщения к поэтическим произведениям, наполненным гражданственностью, чувством любви к Отечеству, родному краю, семье - каждый год проводится конкурс чтецов. Ребята представляют стихи не только известных поэтов, но и собственного сочинения. Традиционными стали вечера « Песни Сибири», «В гостях у сказки» на калмыцком языке, «Экин заясн келн», мероприятие посвященное  международному дню языка. Учащиеся принимают участие в республиканском конкурсе электронных презентаций  «Память третьего поколения», где работа «Память крепнет связью поколений» заняла 2 место. В республиканском конкурсе электронных презентаций «Научное наследие Калмыкии» в номинации «Научное достояние Калмыкии» работа « Учитель, ученый, просветитель профессор  Анатолий Кичикович Шалхаков» заняла 1 место. В гимназии в рамках недели Науки проводится малая научная конференция « Я- исследователь», на которой подводятся итоги проектно-исследовательской работы за год. Лучшие работы предоставляются на конкурсы различного уровня: районный конкурс краеведческих работ, республиканская научно-практическая конференция «Бичкн Торскм», « Первые шаги в науку», учащиеся заняли 1 места с работами «Чайные традиции в Калмыкии и Англии», «Имя как часть нации», ««Сказка как отражение особенностей национального  характера и географии страны», Всероссийская конференция «Отечество», «Человек на Земле» X Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов, диплом 5, 7 ступеней «Калмыцкая сказка по дорогам Германии», "Чайные традиции в Англии и Калмыкии", работы «Отражение национального характера в пословицах и поговорках», "Сюжетный состав калмыцкой сказки" опубликованы в сборнике по итогам VII республиканского конкурса молодых исследователей  республики Северная Осетия - Алания".

  Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.

 Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

В  Концепции      духовно-нравственного развития и воспитания гражданина                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           России     чётко   определены  базовые   национальные  ценности,   над развитием                                                                                                                                                                                                     которых   работает    весь      педагогический     коллектив        нашей гимназии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Большая    роль  в    этом деле      отведен школьному музею Боевой и Трудовой Славы.     Создавая условия для формирования у обучающихся таких базовых национальных ценностей, как патриотизм и гражданственность, и прививая им, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, соответствующие нравственные ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, – музей действует в следующих направлениях:

1. Работа с советом музея, фондовой, поисковой, оформительской и экскурсионной группами.

2. Сбор материалов, поисковая и  исследовательская деятельность, организация поездок, походов,  экскурсий.

3. Сотрудничество с другими музеями

4. Встречи с интересными людьми.

5. Подготовка и проведение традиционных экскурсий по темам всех экспозиций музея: Экспозиция №1- Галерея Героев

Экспозиция № 2 – Наши земляки – защитники Отечества

Экспозиция № 3 – Они ковали Победу в тылу

Экспозиция №4 – С чего начинается Родина…

Передвижная выставка – Депортация калмыцкого народа

6. Пополнение фондов музея, учёт и описание экспонатов, обеспечение их сохранности. Использование ИКТ технологий для сбора, систематизации и обработки материалов, составление видеотеки музея.

7. Связь с ветеранами войны и труда.

  Работа музея тесно связана с урочной деятельностью в условиях ФГОС. Учителя   используют материалы музея на уроках окружающего мира (начальные классы), литературы, истории и краеведения при изучении соответствующих тем.    Работая над формированием у обучающихся таких базовых национальных ценностей, как «Социальная солидарность» и «Семья», музей взаимодействует с государственными и общественными организациями: ЧРМО, СМО, военкоматом, центром «Семья», районными библиотеками.

 Деятельность школьного музея непосредственно связана с уроками музыки (изучение песенного творчества родного края), изобразительного искусства, истории одного края (родного поселка, района, гимназии.

Так как сегодня весьма актуальна идея возрождения России как многонационального государства, с его национальными культурами, желанием узнать свои национальные корни, то в воспитании и образовании молодого поколения должно использоваться все духовное богатство, традиции, творчество народа, то, что появляется из недр собственной народной культуры, то, что впитывается человеком с детства (колыбельные, сказки, пословицы и т.д.) и является одним из факторов самоидентификации.

             Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.                    



Предварительный просмотр:

Развитие воспитательной системы школы

(из опыта работы  школы)

             Воспитательная работа гимназии строится на принципах гуманной педагогики. Ядром нашей воспитательной системы является детская организация «Баатрин ачнр», которая способствует равнению ребёнка  на общественные нормы и ценности, принятые в социуме.

Таким образом, учитывая традиции детской организации, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, целью воспитательной системы гимназии мы поставили:

- создание условий для выявления и развития способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной к творчеству и самоопределению.

Для достижения поставленной цели, определены 7 направлений деятельности,

Общие задачи воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития школьника.

Каждое из направлений воспитания учащихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает принятие их обучающимися.

Воспитательная система гимназии включила в себя 3 взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей.

В воспитательной работе в процессе обучения используется широкая сеть внеклассных мероприятий, предметных олимпиад, творческой и проектной деятельности, интегрированных с учебной деятельностью.

Духовно-нравственное воспитание учащихся своё логическое продолжение нашло в реализации такого направления внеурочной деятельности, как «Я – гражданин», где реализуется программа «Память сердца» на базе музея Боевой и Трудовой Славы.

В школе сложилась эффективная система работы спортивно-оздоровительного направления, которая включает в себя общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия, праздники, работу творческих объединений в рамках внеурочной деятельности, а также внутриклассная работа, направленная на пропаганду Здорового образа жизни (экскурсии, походы, соревнования с участием родителей).

Учащиеся школы ежегодно принимают участие во всех районных акциях: «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», «Готов к труду и обороне», «Кросс наций» и др.

Художественно-эстетическое направление реализуется через организацию постоянно действующих выставок рисунков и работ учащихся, через работу кружка хорового пения, танцевального кружка.

 Кроме того, достичь результата в данном направлении нам помогают наши социальные партнёры. На протяжении учебного года все классы совместно с родителями посещают театры и выставки г. Элиста, Астрахань, Волгоград.

Невозможно формировать в человеке представления об эстетических идеалах, не затрагивая формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края. Экологическое воспитание тесно взаимосвязано с воспитанием гражданственности и патриотизма. Последнее невозможно без воспитания нравственных чувств и этического сознания.

Свою работу мы определили так: помогать школьнику продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В гимназии разработан цикл классных часов и бесед, деловых игр по данной тематике. Наши ученики являются активными участниками районной акции «Марш парков», участвуют в социальных проектах «Бессмертный полк», «Помни меня», стали призерами республиканского конкурса агитбригад  по правилам дорожного движения. В гимназии второй год работает волонтерский отряд " Добрые сердца" . Он является инициатором социальных проектов  " Наш школьный двор", " Помоги ближнему", «Желтая ленточка», «Мы против насилия».

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что личность ребёнка формируется, прежде всего в семье, а школа остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающего воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Работа с родителями  нашла отражение в совместных с родителями коллективных творческих делах.

Классный руководитель, воспитывая ученика, влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Кроме совместных КТД с участием родителей, основной формой сотрудничества является родительское собрание. А также встречи происходят по поводу конкретных проблем, организуются «неформальные» консультации.

В системе повышения педагогической культуры родителей используются различные формы работы: конференция, конференция отцов, родительский лекторий, встреча за круглым столом, тренинг для родителей, деловая игра, внеклассные мероприятия и др.

        Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

  Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Главное для учителя - помнить,

что все учащиеся - звезды, маленькие и большие,

 близкие и далекие,

но одинаково красивые.

Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета.

Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача - помочь ученикам в этом



Предварительный просмотр:

МКОУ «Комсомольская гимназия имени Б.Басангова»

 «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне»

                      Автор:

            Эрдни-Горяева Галина Егоровна, учитель

                            немецкого языка

                      Адрес: Республика Калмыкия, Черноземельский  

                  район, п.Комсомольский, ул.Аллея Памяти,1,

                           тел: 8(847)43 9-12-27

Пояснительная записка.

Основной целью данной работы является воспитание в наших учащихся чувства высокого патриотизма, гордости за ратные подвиги своих соотечественников, одержавших Великую Победу и спасших мир от фашизма. 65 лет прошедших со дня победы немного притупили эти чувства, ведь прошло столько лет, появились новые поколения людей, которые знают эту войну по книгам, кинофильмам.. Очень мало осталось людей, воевавших на фронтах от Баренцева моря до Черного,  людей, которые у станков, на полях, находясь в тылу, приближали и совершили эту Победу. Везде, на полях сражений, в тылу весь народ жил, работал, воевал с одной мыслью, с одним лозунгом, лозунгом,  который наполнял мозг каждого человека тех лет; лозунгом, который никто не выкрикивал вслух, но ложились спать и вставали утром с этим лозунгом - «Все для Победы!» «Смерть захватчикам!». Народ воевал и трудился. И в каждом солдате на фронте, и в каждом рабочем и колхознике в тылу жила огромная вера в справедливость,  вера в Великую Победу. Верили, когда теряли и хоронили друзей на фронте, верили, получая похоронки  на родных, находясь в тылу. Эта вселенская вера сохраняла  от пули в бою и давала силы для тружеников тыла. Обо всем об этом и должны знать наши ученики сегодня, внуки и правнуки тех, чьим потом и кровью добыта Победа.

    Как много сказано в словах стихотворения В. Лиджиевой, что нет страшнее слова, чем «война». Еще не осознало все живое, какое счастье- эта тишина.

     Наши учащиеся могут о войне просмотреть кинофильмы, прочесть книги, найти и ознакомиться со сведениями в компьютере, но когда сами выучат стихотворение и продекламируют его своим товарищам, произнеся, прочувствовав каждое слово, тогда в их сердце, душе что-то встрепенется, а может даже появится в глазах слеза. Ведь как можно спокойно читать  следующие строки:

«Там, на войне, умирали и пели,

Там не щадили себя.

Нежная девочка в грубой шинели,

Можно я вспомню тебя»

Нельзя спокойно прочесть строки из стихотворения Д.Кугультинова на калмыцком языке: «Цусим мини, теегм,

Хараҗ өөрд хүврүлич!

Цогцим мини, теегм,

Җигтҗ, бичә бийдән авич!

Учитель в своей повседневной работе служит воспитанию любви к Родине, к своему народу, народу-победителю и народу-созидателю. Захватчики были изгнаны с нашей земли, а города и села ведь были разрушены, их надо было восстанавливать, некоторые строить заново. Бывшие солдаты взяли в руки не винтовки, а орудие труда         и самоотвержение трудились и на месте пепелищ выросли новые села и города.

Но тех, кто дал эту возможность жить в мире и строить, забывать нельзя, потому что каждая пядь нашей земли полита кровью наших дедов, известных и неизвестных нам людей, потому на этих просторах остались лежать защищавшие каждый метр земли молодые и не очень молодые бойцы. Все они мечтали о счастливой жизни, о мирном труде, о любви, о детях, а вместо этого увидели и прошли через весь ужас войны с ее страданиями, слезами, кровью потерями и крушениями надежд. Четверть населения не вернулись в свои дома,  к матерям, к любимым, к своим делам.

Ежегодно везде в больших городах и в маленьких селах отмечаем день Великой Победы и видим, чувствуем, что с каждым годом все меньше ветеранов, участников, совершивших и принесших эту Победу – старые раны, болезни уносят их. Ежегодно из жизни уходят почти полмиллиона ветеранов.

Невольно появляется вопрос: что же надо сделать, чтобы сохранить память о войне, чтобы грядущие поколение осознали цену мирной жизни и необходимости беречь её, как воспитать любовь к великой Родине, чтобы чувство патриотизма не угасало в наших учениках, детях. Перед празднованием Дня Победы всегда демонстрирует, показывают кинофильмы о былой войне, в которых живая история, истерзанные войной судьбы, загубленные жизни, поруганная родная земля. Было бы лучше показывать эти фильмы и говорить о великом патриотизме, отваге, доблести наших людей не только накануне или в День Победы, а чаще включать их в программы телевидения, чтобы наши дети больше знали историю своей страны, а не увлекались западными боевиками.

Но а нам учителям необходимо говорить об этом весь учебный год, а не только  в апреле и мае, перед 9 мая, еще потому, чтобы они, наши ученики передать память о грозных событиях своим детям, чтобы всем жить в мире и согласии.

Төрскн төлә ноолданд

Көгшрлһн, үкл уга

Теднә күцәсн ачт

Хүврлһн, мартмҗ уга. (Инҗин Лиҗ)

Целью и задачей этой работы является воспитание патриотизма, гордости за своих предков, беззаветно любивших свою Родину, желание брать с них пример, не предавать забвению их подвиги, их имена.

Эта работа была использована на классном часе учащихся 7-го класса Комсомольской гимназии, куда были приглашены ветераны тыла Великой Отечественной войны.

Использовать можно на любом другом мероприятии с другими возрастными группами учащихся.

Если подобные мероприятия проводить чаще, то вырастим настоящих патриотов.

Классный час « Слава не померкнет, память не умрет»

Подготовка

I. Анкетирование

  1. Что для тебя значит дата 9 Мая? (Классный уголок « Зеркало», сайт 7 класса)

II. Посещение ветерана войны Калустова Н.Х. и тружеников тыла З.Б. Нюктиева, У .А. Бадмаеву, Ю.Л-Г. Катнанова с целью оказания помощи по дому, сбора материала для школьной газеты, посвященной 65 годовщине Великой Победы.

III. Выпуск газеты «Дорогой памяти»

IV. Конкурс сочинений на тему « Война в истории моей семьи» (Классный уголок  «Зеркало», сайт 7 класса)

V. Подготовка презентации военных песен, слайдов о посещении города – героя Волгограда.

VI. Подготовка презентации « Детство, опаленное войной» (презентация ученицы о своих дедушке и бабушке)

Приглашение тружеников тыла, ветерана войны на классный час.

Оформление и оборудование:

  1. Портреты героев Калмыкии;
  2. Презентация « По местам боевой Славы»  (посещение города – героя Волгограда);
  3. Презентация военных песен;
  4. Презентация   « Детство, опаленное войной»;
  5. Проектор, компьютер.

Цель классного часа: содействовать развитию познавательной активности учащихся,  ИКТ компетенции, формировать навыки продуктивной коллективной деятельности.

Задачи:

развивающие:

развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.

воспитательные: воспитывать уважение к защитникам Родины.

…Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память - наша совесть.

Она, как сила нам нужна…  

Ход проведения классного часа

Звучит фрагмент песни «Довоенный вальс» с показом презентации.

 Слово учителя:

 Война… Великая Отечественная…Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков, тружеников тыла мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.

    На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

  Тебе не раз враги грозили,

  Тебя сметали  - не смели,

   Любовь моя, земля Россия,

  Тебя порушить не могли.

  Тебя топтали – не стоптали,

  Тебя сжигали – не сожгли.

  Мы все с тобою испытали,

  И даже больше, чем могли.

Звучит фрагмент песни «Священная война с показом презентации

Особенно дорогой  ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне, в которой решалось – быть  или не быть человечеству. Победа за нами! Да только путь к ней:

  • это 1418 дней;
  • это больше 20 миллионов могил;
  • это каждый восьмой наш соотечественник.

1 Ведущий:

   Война! Это страшное слово. И звучит оно как удар, удар смертельный. С этим словом связаны всегда боль, кровь, смерть.

2 Ведущий:

   Война 1941-1945 годов! Война за Отечество, за Жизнь! В нашей стране против войны встал стар и млад. Все, кто могли держать оружие, сражались на фронтах, которое растянулось от Баренцева моря до моря Черного. На поле боя наши люди проявляли небывалый патриотизм и героизм, мужество и отвагу, не жалели крови и даже жизни.

Война была вероломной, подлой, потому что напали ночью, без объявления, забыв о пакте ненападения.

В тылу работали под лозунгом «Всё для победы! Смерть фашистским захватчикам!»

 Чтец:

С мечом пришли, от меча умрёте!

Война, война…Да было ли такое?

Такого быть на свете не должно

Но было, было. Вот и нет покоя

И горя с той поры ещё полно.

Ещё болят у деда моего

Души и тела горестные раны

И у людей сжимаются сердца

Все меньше с каждым годом ветеранов.

Ещё она мне снится –

Война, война, которую я знаю

По фильмам, по рассказам, по стихам.

И вновь смотрю я, слушаю, читаю.

И понимаю, что это такое

Что нет страшнее слова, чем «война»

Ещё не осознаю всё живое,

Какое счастье – эта тишина.

1 Ведущий:

        Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны. Застонала наша земля. Тогда вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей родины. Разные были имена… Разные национальности… Но все стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали свою кровь на одном великом поле битвы.

Песня из кинофильма «Офицеры» звучит в исполнении учащихся.

2 Ведущий:

С 22 июня до 20 июля 1941 года проходила героическая оборона Брестской крепости. На крепость наступали танки, артиллерия и авиация. В первые же дни войны Брестская крепость оказалась в окружении.

К полудню 22 июня немцы атаковали крепость. Стрелковая рота, командиром которой стал политрук Николай Санджиев, который прибыл в крепость только 21 июня.

В документах музея Брестской крепости и в письмах защитников её упоминаются и другие сыны Калмыкии – это Александр Ташнинов, Венициан Майоров, Гаряев, Наминов, Овликов, Божко, Харченко, Дзюба, Мучкинов и другие.

Чтец:

Кемр хальмгин туурсн нер

Әәһәд һутахлам

Кемр Җаңһр, Хоңһрин нер

Хәрү цухрҗ бузрдхлам.

Цусим мини, теегм,

Хараҗ өөрд хүврүлич,

Цогцм мини, теегм,

Җигшҗ, бичә бийдән авич!

Үзгдәд уга герлтә нарн

Үзмҗтә делнә кеерүлх,

Байр, хүв, Җирһл ниилҗ

Баһчудын зүрк дүүргх!

Товин дуунд батрсн баатрмуд

Талдан җирһлин әмтәх медх

Төмрт хүврсн теднә зүрксинь

Таалмҗта дурна чидл эвдх.

Звучит фрагмент песни « Темная ночь» с показом презентации

1 Ведущий:

Прошло 65 лет со дня Великой Победы. Это слово «Победа» в данном случае надо писать с большой буквы, а говорить громко, с пафосом, с большим значением. Ибо эта Победа далась очень трудно, за неё отдали жизнь 27 миллионов человек, и эта цифра, это количество вполне возможно ещё будет увеличиваться. Чем дальше отодвигается время грозовые события второй мировой войны, тем ярче сверкает величие подвига нашего народа, в борьбе против злейшего врага народов – фашизма; ещё полнее раскрывается значение нашей победы в войне для будущего человеческой цивилизации. ( показ слайдов по местам Боевой Славы – поездка учащихся в город – герой Волгоград)

Чтец:

Про войну немало спето,

Только вы не ставьте мне в вину,

Что опять, опять про это,

Про давно минувшую войну. (В.Лифшиц)

Звучит фрагмент песни « В лесу прифронтовом» с показом презентации.

2 Ведущий:

В течение девяти месяцев войны (июнь 1941 – март 1942 г.) Калмыкия направила на фронт 20082 человека и имела еще на учете свыше 13 тысяч военнообязанных, не считая 1200 девушек-добровольцев, поставила в Красную Армию 16093 лошади, 3115 седел, 1364 повозки, 58 легковых и 641 грузовых автомашин, 100 гусеничных тракторов. Кроме того, населением и местными советами в Фонд обороны было сдано 20 тысяч голов скота, 34 млн. рублей.

Рассказы приглашенных – тружеников тыла о  строительстве дороги

« Астрахань – Кизляр»

1 Ведущий:

Летом 1942 г. немецкие войска, совершив прорыв на Южном фронте и выйдя к Сталинграду, вступили в пределы республики. Однако, даже временно находясь в оккупации, народ Калмыкии продолжал бороться с врагом. В Калмыцкой степи в 1942 г. действовали более 20 партизанских отрядов, 6 подпольных улускомов, 5 патриотических групп.

 

Рассказ ветерана войны Калустова Н.Х. о боях под Хулхутой.

Уже к концу 1943 г. были восстановлены все колхозы, совхозы, часть предприятий местной промышленности. Напряженные усилия населения республики по оказанию помощи фронту, спасению людских и материальных ресурсов, восстановлению разрушенного войной народного хозяйства дополняли мужество, самоотверженность почти 40 тыс. сынов и дочерей Калмыкии, сражавшихся непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны.

Показ портретов героев Калмыкии.

 Чтец:

Хөртн чидлтә гиҗ

Хооран цухрх меддго,

Дәәсн ик гиҗ

Дәврлһ кедгән уурдго

Күдр тугмудан делсүлсн,

Күмни сә хәәсн

Бәрлдәни догшнд батрсн

Баатр нерән дуудулсн. (Д.Көглтин)

«Әгрхлә - нәәмн чимгн

Асхрхла – ааһ цусн»

Күңкл улсар зәрлгдсн

Күмни көтлврч – үг,

Дәкн - дәкнәс күңкнҗ

Дәәчин чидл бола. (Д.Көглтин)

2 Ведущий:

Воины Калмыкии принимали участие в боях за Ленинград, Москву, Сталинград, на Курской битве, в боях на Украине, Белоруссии.

Показ презентации «По местам Боевой Славы»

1 Ведущий:

Как известно, уже в середине октября 1943 г. Сталиным было подписано решение Государственного Комитета Обороны о ликвидации Калмыцкой ACCP и выселении калмыков в Красноярский и Алтайский края, Омскую и Новосибирскую области.  

Операция по выселению калмыцкого народа была проведена оперативно. В течение одного-двух часов без питания, без вещей, в основном женщины (33 809 человек, или 36,4%) и дети (40 157 человек, или 43,2%), беспомощные старики и инвалиды (19 017 человек, или 20,4%) были насильно и поспешно под усиленной охраной вооруженных солдат отправлены в Сибирь и в другие края.

Чтец:

И скот ревел, и вдовы выли.

Над Волгой мчались поезда.

Людей насильно угоняли

В Сибирь! На долгие года. (С.Мазуркевич)

Рассказ ученицы о своих дедушке и бабушке с показом презентации «Войной, опаленное детство»

2 Ведущий:

  Несмотря на депортацию калмыцкого народа и отправку солдат-калмыков на Широклаг, были  воины-калмыки, которые дошли до Берлина. В их числе – Этенов, Чернышова, Бимбаев, Альчинов, Бельгеев, Шунгуров.

(показ портретов)

Чтец:

Өндрән харсҗ, уралан дәврәд

Өндрәс цол өшәтнрт өглго

Өмәрән! Ура! Дурдҗ босад

Ончта әмән Төрскнәсн хармнәст

Зүркн иткрм күчр дәәлдәнд

Зөг болҗ җидтн шаагдв.

Хортна түлксн күч сөрлдәнд

Хадасн болҗ цогцднь шигдв.

1 Ведущий:

Время открывает нам все новые и новые страницы минувшей войны, хотя прошло 65 лет со дня окончания войны. Сколько славных подвигов совершили в те суровые годы русские и украинцы, белорусы и казахи, осетинцы и армяне, калмыки и буряты – весь наш храбрый народ.

 Звучит фрагмент песни «Соловьи» с показом презентации.

Рядом, плечом к плечу, с другими народами, совершая беспримерные подвиги, проявляя мужество и доблесть, сражались сыны Калмыкии. (Использование фотографий героев Калмыкии – альбом с цветными портретами героев).

Чтец:

Тедн дунд теегәс одсн

Хальмг Таңһчин үрд йовҗ

Теднә нердинь энднь соңсҗ

Кесгнь байсҗ толһаһан өргв.

Энд Төрскн өрн – нутгд

Элвг күцлтә җирһл тосхҗана

Нерн уга өндр деернь

Неритн мөңкрүлҗ бумблв босхҗана. (А.Тачин)

Чтец:

Там, на войне, умирали и пели,

Там не щадили себя…

Нежная девочка в грубой шинели,

Можно, я вспомню тебя?

Ты на войне…Невозможно представить

Только должна я опять

С силой напрячь свое сердце и память

Чтобы тебя увидать.

Нежная девочка в грубой шинели

Вижу тебя я в огне.

Вижу во сне: ты в шинели солдата

Смело бросаешься в бой. (В.Лиджиева)

2 Ведущий:

      3 октября 1941 года 14 девушек из Калмыкии ушли добровольцами на фронт.

Только народу, сильному духом, убежденному в своей правоте и непобедимости была по плечу та тяжесть войны, тяжесть борьбы и испытаний, которую пришлось выдержать нашей Родине в годы войны.

Война сохранится в памяти как самая кровопролитная и тяжелая, на её фронтах решались судьбы человечества. Народ стал творцом победы, совершил великий подвиг, равного которому не знала история. Люди не забудут какой дорогой ценой была добыта победа, каких жертв она стоила нашей стране. Ни сил, ни крови, ни самой жизни не жалели люди, чтобы одолеть врага. Героизм людей в этой войне был беспримерным и массовым.

21 героя дала в годы войны Калмыкия. А сколько было безымянных героев.

Минута молчания.

Звучит песня «Дән бичә болтха»

1 Ведущий:

Уважаемые  наши гости! Примите от нас эти цветы в знак глубокой благодарности за Ваш Великий Подвиг. 

Чтец:

Поздравляем Вас  с праздником Великой Победы.

Здоровья Вам и долгих лет жизни!

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом,

Мы поздравляем вас с великим днем,

С днем   нашей Славы!

С днем Победы!

Еще нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май!

Победный Май!   Спасибо!

Чтец:

Носите ордена

И в праздники и будни.

На строгих кителях

И  модных пиджаках

Носите ордена,

Чтоб видели все люди

ВАС, вынесших войну

На собственных плечах.  

Песня « День Победы» в исполнении присутствующих.

Использованная литература:

  1. Д. Н.Кугультинов
  2. Л.Инджиев
  3. В.Лиджиева
  4. А.Тачиев
  5. В.Лифшиц
  6. С.Мазуркевич
  7. Журнал «Теегин герл»
  8. Газета «Хальмг үнн».